Научная статья на тему 'Самостоятельная работа курсантов как психолого-педагогический феномен'

Самостоятельная работа курсантов как психолого-педагогический феномен Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
521
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа курсантов как психолого-педагогический феномен»

10. Шамова, Т. И. Формирование познавательной самостоятельности школьников в процессе усвоения системы ведущих знаний и способов деятельности [Текст] / Т. И. Шамова // Сб. научных статей / Под ред. Т. И. Шамовой. - М., 1975.

11. Якиманская, И. С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников [Текст] / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. — 1994. - № 2. - С. 71.

12. Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [Текст] / И. С. Якиманская. - М. : Сентябрь, 2000. - 96 с.

УДК 377.058

С. А. Куценко

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КУРСАНТОВ КАК ПСНХОЛОГО-ПЕДАГОГНЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Перед современной высшей военной школой стоит важнейшая задача -готовить специалистов, умеющих самостоятельно планировать работу, способных ставить ключевые вопросы, видеть проблемы в традиционных ситуациях, стимулировать творчество и постоянно расширя ть диапазон своих профессиональных знаний.

Перешагнув через узкие рамки знаний по отдельным дисциплинам, входящим в программы высших учебных заведений, выпускники вузов встретятся в будущей профессиональной деятельности с огромным объемом новой информации, трансформировать которую в субъективное знание им придется самостоятельно. Вот почему необходимо развивать у студентов курсантов вуза познавательную самостоятельность, которая выражается в активной позиции, способности в процессе познания ставить перед собой цели, находить способы и средства их достижения путем постоянного самообразования и самоактуализации. Подобный подход к подготовке студентов вуза к будущей профессиональной деятельности, безусловно, будет способствовать как повышению качества образования в вузе, так и осознанному профессиональному росту его выпускников.

Таким образом, самостоятельная работа курсантов выступает как наиболее значимый компонент развития личности курсанта на пути его профессионального становления и рассматривается нами как важнейшая проблема современного высшего военного образования, решаемая в процессе ввузовской подготовки курсантов к будущей служебно-боевой деятельности.

Имеющаяся в настоящее время обширная литература по самостоятельной работе курсантов указывает на большой интерес исследователей к данному психолого-педагогическому феномену. Её анализ показывает отсутствие

единого понятийно-терминологического аппарата исследований, что затрудняет выявление общих подходов к проблеме самостоятельной работе студентов.

Термин «самостоятельный» имеет несколько значений. Применительно к интересующему нас вопросу, он означает: «совершаемый собственными силами, без посторонних влияний, чужой помощи (самостоятельный учебный труд)» [8, с. 640].

Толковый словарь В. Даля: «существующий отдельно от других, стоящий или сущий сам по себе, независимый, совершаемый собственными силами, без посторонних влияний и чужой помощи».

Термин «самостоятельная работа» используется разными авторами в разных значениях в зависимости от того, какое содержание вкладывается в понятие «самостоятельный»:

- обучаемый выполняет работу сам, без непосредственного участия преподавателя;

- обучаемый самостоятельно мыслит, ориентируется в учебном материале [5].

Многие исследователи, разделяя учебную нагрузку на обязательные (аудиторные) занятия и внеаудиторную работу, последнюю называют самостоятельной.

Р. М. Микельсон, П. Я. Голант, М. П. Кашин основным признаком самостоятельной работы считают отсутствие руководства деятельностью учащихся со стороны преподавателя [6]. М. С. Кашкин, Н. Г. Дайри в своих работах отмечают: «Самостоятельной является деятельность, которую учащиеся осуществляют без посторонней помощи, опираясь на свои знания, мышление, умения, жизненный опыт, и которая через обогащение учащегося знаниями, развивая и воспитывая его, формирует качество самостоятельности» [7, с. 227]. В. И. Богданов определяет самостоятельную работу студентов как «часть учебного процесса, которую студент проводит без непосредственного участия преподавателя, сам ее планирует и выполняет» [3]. К. К. Гомоюнов называет планируемую работу студентов, самостоятельной работой выполняемой по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия [4]. В своих работах М. И. Донцова, Г. Н. Новоселова, Ф. А. Нерода, В. А. Маркова раскрывают сущность самостоятельной работы через описание путей руководства ее выполнением, С. И. Зиновьев, Р. А. Низамов - через формы организации учебных занятий; М. В. Башкиров, В. Б. Бондаревский исходят из целей самостоятельной работы. Одни авторы определяют самостоятельную работу как метод обучения (В. Б. Бондаревский, И. И. Кобыляцкий, А. Г. Ковалев,

Н. В. Кузьмина, М. Н. Скаткин и др.), другие - как прием обучения (В. А. Маркова, Т. П. Герасимова, В. А. Коринская и др.), третьи-как основное средство подготовки студентов к самообразованию (Г. И. Гусев,

Н. Д. Хмель и др.), четвертые - как форму организации учебной деятельности студентов.

Р. М. Микельсон под термином «самостоятельная работа» понимает учебные задания, что приводит к смешению содержания и самого процесса деятельности.

Ю. С. Пименов сущность самостоятельной работы видит в рациональном усвоении, разнообразном освоении и углублении программных знаний, развитии и совершенствовании на этой основе творческого мышления, умений и навыков.

Г. Н. Кулагина рассматривает самостоятельную работу студентов как средство организации познавательной систематической деятельности студентов, способствующее воспитанию у обучаемых познавательной самостоятельности, активности и готовности к самообразованию.

Г. П. Семенов считает, что самостоятельная работа - это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Самостоятельную работу следует отнести к познавательной деятельности, выполняемой без непосредственного участия преподавателя по заранее заданной программе или инструкции.

Ряд авторов приводят определения самостоятельной работе студентов в весьма общей форме, полагая, что это:

1) единство познания и творчества, независимо оттого с какими видами учебных занятий связан этот процесс и в какой форме он проявляется (П. Е. Керман, Н. В. Павлов);

2) «работаума» (В. А. Никишкин-Потанич);

3) такая форма учебно-воспитательного процесса, которая охватывает как внеаудиторную, так и аудиторную деятельность (В. М. Андреева);

4) любой вид самостоятельной учебной или коммуникативной деятельности, выполняемой в режиме взаимоконтроля, самоконтроля или отдаленного во времени контроля преподавателя (Л. И. Антропова, Л. Ф. Тумбасо-ва) [2, с. 10-12]

В определении, предложенном П. И. Пидкасистым, отразился многоаспектный подход к сущности самостоятельной работы. Автор рассматривает ее как средство обучения, которое:

1) в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче;

2) формирует у обучающегося на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимый объем и уровень знаний, навыков и умений для решения определенного класса познавательных задач и соответствующего продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности;

3) вырабатывает у него психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной информации при решении учебных, научных и производственных задач;

4) является важнейшим условием самоорганизации и самодисциплины обучающегося при овладении методами профессиональной деятельности, познания и поведения;

5) является орудием педагогического руководства и управления деятельностью обучающегося.

Такое понимание сущности самостоятельной работы позволяет учитывать внешнюю и внутреннюю стороны этого понятия. Самостоятельная работа, с одной стороны, выступает в качестве педагогического средства организации и управления самостоятельной деятельностью студента в учебном процессе; с другой - представляет собой специфическую форму учебного и научного познания. Таким образом, следует говорить о двуединой сути самостоятельной работы студентов в системе педагогического процесса в высшей школе, которая является одновременно средством обучения и формой учебно-научного познания [2, с. 13].

В силу того, что существует множество вариантов определения самостоятельной работы студентов в педагогической литературе, мы будем придерживаться следующей формулировки: самостоятельная работа-это планируемая работа курсантов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, ио без его непосредственного участия.

Объемность понятия «самостоятельнаяработа» подтверждается множеством классификаций. Б. П. Есипов классифицирует по дидактическим целям; Е. Я. Голант, В. П. Стрезикозин - по источникам знаний; М. Г. Гарунов, И. Я. Лернер, П. И. Пидкасистый - по типу заданий; И. Унт-по содержанию.

Одним из таких вариантов является классификация, предложенная П. И. Пидкасистым. Автор группирует самостоятельные работы в зависимости от характера учебных задач и познавательной деятельности, осуществляемой при их выполнении, и выделяет следующие группы:

1. Самостоятельные работы по образцу.

2. Реконструктивные самостоятельные работы.

3. Вариативные самостоятельные работы.

4. Творческие самостоятельные работы.

По содержанию любая самостоятельная работа может иметь различные уровни:

- самостоятельное воспроизведение по образцу,

- реконструктивно-вариативные работы,

- частично-поисковые, или эвристические,

- исследовательские, творческие работы [9].

Ряд авторов подразделяют самостоятельную работу студентов на обязательную (ОСРС), факультативную (ФСРС), индивидуальную работу студентов под руководством (контролем) преподавателя (ИРСКП).

Обязательная самостоятельная работа студентов включает в себя все работы и задания, выполняемые в соответствии с учебным планом:

- подготовку к текущим занятиям (лекциям, практическим и семинарским занятиям, лабораторным практикам, коллоквиумам и контрольным работам);

- изучение учебного материала, вынесенного на самостоятельную работу;

- подготовку рефератов по темам, предлагаемым всем студентам;

- выполнение курсовых и дипломных проектов;

- выполнение учебно-исследовательских работ (У ИР С) и т. п.

Факультативная самостоятельная работа студентов представляет

собой выполнение индивидуальных заданий:

- написание рефератов, изучение дополнительных разделов курса;

- подготовка докладов в группе, на студенческую конференцию;

-участие в олимпиадах, конкурсах;

- подготовка статей, участие в научно-исследовательской работе студентов (НИРС);

- изучение факультативных курсов лекций, а также любая друг ая самостоятельная работа, не входящая в учебные планы, выполняемая студентами добровольно, под руководством преподавателя или при отсутствии руководства[9].

Индивидуальная работа студентов — это самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя, план и характер которой определяется индивидуальными особенностями студента.

ИРСКП преимущественно организуется на младших курсах, так как у студентов еще только формируются навыки самостоятельной работы. Она не должна быть обязательно выделена в учебных планах в отдельный раздел, поскольку обладает свойствами обязательной самостоятельной работы студентов (по форме) и факультативной самостоятельной работы студентов (по содержанию).

Характерными функциями самостоятельной работы являются:

1) познавательные, связанные с приобретением новых дополнительных знаний;

2) обучающие, предполагающие овладение новыми методами, рациональными способами умственной деятельности, соответствующими умениями и навыками их использования;

3) воспитательные, направленные на превращение знаний в убеэюдения, на формирование умения и привычки регулярно работать, осуществлять самоконтроль, саморегулирование, самоуправление в процессе учебной деятельности [9].

В. А. Щедрин подразделяет самостоятельную работу студентов на три вида: подготовительную, образовательную и творческую.

1. Подготовительная самостоятельная работа студентов: подготовка к лекционным, практическим, семинарским занятиям, к выполнению лабора-

торных работ, написание рефератов, изучение и конспектирование литературы, подготовка к контрольным работам, к сдаче зачетов и экзаменов. Основное взаимодействие со студентами в этих формах самостоятельной работы студентов преподаватели осуществляют посредством необязательных консультаций, методических указаний и рекомендаций. Проводится текущий контроль с выставлением оценок и подачей информации в деканат.

2. Образовательная самостоятельная работа студентов: выполнение расчетно-графических заданий, подготовка рефератов по специальным вопросам, выполнение курсовых проектов, овладение программным обеспечением и т. д. Основное взаимодействие осуществляется в этом случае посредством обязательных консультаций (групповых или индивидуальных), методических указаний и рекомендаций. Форма контроля строгая, по графику учебных занятий. По мнению автора, подготовительная и образовательная самостоятельный работы студентов являются трамплином к творческой СРС.

3. Творческая самостоятельная работа студентов: УИРС - учебные исследовательские работы студентов, творческие и реальные курсовые работы, научные стажировки, индивидуальные задания по практикам, НИРС и др. Взаимодействие преподавателя со студентами - индивидуальное. Контроль - реальный выход исследования, работы, доклады на НК и т. д. Творческая. работа - основное связующее звено между высшей школой и наукой [10].

Опираясь на исследования, проведенные под руководством Е. Л. Белкина, предложена классификация, основанием которой являются современные трактовки частнодидактических целей, познавательных задач и специфики учебно-познавательной деятельности. В соответствии с ними выделено 4 типа самостоятельных работ.

Самостоятельные работы первого типа

Частнодидактическая цель самостоятельных работ первого типа -формирование у студентов умений выявлять во внешнем плане то, что от них требуется, на основе данного им алгоритма деятельности и посылок на эту деятельность, содержащихся в условии задания, т. е. формирование знаний первого уровня.

При этом познавательная деятельность студентов должна заключаться в узнавании объектов данной области знаний при повторном восприятии информации о них или действий с ними. В практике вузовского обучения в качестве самостоятельных работ первого типа чаще всего используются домашние задания самых разнообразных видов, таких как работа с учебником, с конспектами лекций и т.п. Общим для работ первого типа должно являться то, что все данные для выявления искомого, а также способ выполнения заданий должны быть предоставлены в явном виде или непосредственно в самом задании или в соответствующей инструкции.

Самостоятельные работы второго типа

Частнодидактическая цель самостоятельных работ второго типа заключается в формировании знаний, позволяющих воспроизводить по памяти усвоенную информацию и решать задачи, т.е. знания второго уровня.

Познавательная деятельность студентов в этом случае заключается в чистом воспроизведении и частичном реконструировании, преобразовании структуры и содержания усвоенной ранее учебной информации. Такое реконструирование и преобразование предполагает необходимость анализировать данное описание объекта, различные возможные нуги выполнения задания, выбирать наиболее правильные из них или последовательно находить логически следующие друг за другом способы решения.

В вузовской практике самостоятельными работами второго типа могут являться отдельные этапы лабораторных и практических занятий, типовые курсовые работы и проекты, а также специальным образом организованные домашние задания, содержащие предписания алгоритмического типа: конспектирование, составление картотеки, подготовка плана реферата, аннотации, рецензии и др.

Общая характеристика особенностей всех видов самостоятельных работ этого типа заключается в том, что в задании к этим работам должен сообщаться общий алгоритм решения и должно выдвигаться требование к студентам развить и воспроизвести этот алгоритм применительно к данным, конкретным условиям.

Самостоятельные работы третьего типа

Частнодидактической целью самостоятельных работ третьего типа является формирование у студентов знаний третьего уровня, знаний, лежащих в основе решения нетиповых задач.

Познавательная деятельность студентов при выполнении самостоятельных работ третьего типа заключается в накоплении и проявлении во внешнем плане нового для них опыта деятельности на базе усвоенного ранее формализованного опыта путем осуществления переноса знаний, умений и навыков. Суть заданий работ третьего типа сводиться к поиску, формулированию и реализации способа решения. Это всегда выходит за пределы прошлого формализованного опыта и в реальном процессе требует от студентов варьирования условиями задания и усвоенной ранее учебной информацией, рассмотрения их под новым углом зрения.

Заданиями самостоятельных работ третьего типа могут быть: изучение литературы по теме и ее анализ; разработка фрагмента урока или самого урока; подготовка к проблемно-деловой игре; анализ программы, урока, сценария коллективного творческого дела; решение педагогических задач; наблюдение, изучение и обобщение передового педагогического опыта, опыта педагогов новаторов; анализ записей уроков, занятий; курсовая работа и др.

Самостоятельные работы четвертого типа

Частнодидактическая цель самостоятельных работ четвертого типа - создание предпосылок для творческой деятельности. Познавательная деятельность студентов при выполнении этих работ заключается в глубоком проникновении в сущность рассматриваемых объектов, установлении новых связей и отношений, необходимых для нахождения новых, неизвестных идей и принципов решений. При этом студент на каждом этапе выполнения задания вынужден задумываться над сущностью новых для него действий, над характером той новой для него информации, которую следует создавать. Это приводит к тому, что объем усвоенной студентом информации увеличивается, знания углубляются, сфера их применения расширяется, а мышление студента, проявляемое во внешнем плане в виде собственных заключений и выводов, может достигнуть уровня творческой деятельности.

Четвертый тип самостоятельных работ студентов в вузе обычно реализуется при проведении УИРС, ПИРС и дипломного проектирования поискового характера. Задания работ этого типа всегда должны требовать от студентов избирательной актуализации ранее усвоенных знаний и неформализованного опыта познавательной деятельности. Таким образом, характерным для всех этапов самостоятельной работы четвертого типа является многократное повторение ситуации, которая направляет деятельность студентов на поиск новых идей, принципов, подходов к решениям. В связи с этим этот тип самостоятельных работ всегда предназначен для создания условий, обеспечивающих вовлечение студентов в творческую деятельность [1,2].

Знание характерных особенностей самостоятельных работ и познавательных задач каждого типа, также как использование их от случая к случаю в обучении, не позволяют получать результаты, на которые рассчитывают преподаватели вузов. Необходимо своевременное и последовательное включение соответствующих самостоятельных работ в учебный процесс с учетом всей системы, для создания которой обязательно соотнесение каждого типа самостоятельных работ с дидактическими целями отдельных этапов учебно-воспитательного процесса, с определенными его организационными формами и педагогическими средствами их реализации [1].

Детальный анализ организации самостоятельной работы студентов во многих вузах России, проведенный Е. Л. Белкиным, Л. П. Корнеевым,

Н. А. Теребулиной, показал, что в одних вузах самостоятельная работа является добавкой к традиционным организационным формам обучения. В других вузах уделяют внимание лишь отдельным ее видам и даже пытаются создать их рациональные организационные формы, но без учета того, что каждый отдельный вид самостоятельной работы должен быть элементом всей ее системы. Следовательно, эффект от самостоятельной работы можно получить только тогда, когда самостоятельная работа организуется и реали-

зуется в педагогическом процессе в качестве целостной системы пронизывающей все этапы обучения студентов в вузе [1, с. 23-24].

Исследования по созданию такой системы привели педагогов к формулированию дидактических требований:

- преподаватель должен разобраться в сложившейся классификации самостоятельных работ, уметь формулировать их частнодидактические цели и знать, каким путем эти цели могут быть достигнуты;

- своевременное и последовательное включение самостоятельных работ в процесс усвоение знаний;

- необходимо обратить внимание на внешние параметры системы - на организационно-методическое и научно-методическое обеспечение.

К организационно-методическим мероприятиям относятся:

- планирование самостоятельной работы курсантов;

- определение общего фонда времени самостоятельной работы;

- обеспечение учебной литературой и всеми необходимыми пособиями;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- осуществление контроля за самостоятельной работой студентов.

К научно-методическим мероприятиям относятся:

- обучение студентов методам самостоятельной работы над различными учебными материалами, овладение культурой умственного труда, рациональными формами труда;

- методическое руководство самостоятельной работой курсантов;

- изучение бюджета времени курсантов и разработка на основе его анализа предложений по совершенствованию самостоятельной работы курсантов;

- разработка документов, регламентирующих работу курсантов;

- мотивационное обеспечение, связанное с изучением индивидуальных особенностей курсантов для оказания им помощи в правильной организации их труда и методически грамотном составлении индивидуальных заданий для каждого курсанта;

- определение трудоемкости заданий при самостоятельном их выполнении курсантами;

- анализ организации различных этапов самостоятельной работы курсантов на кафедре, в ввузе [2, с. 4-5].

При организации самостоятельной работы курсантов необходимо руководствоваться следующими принципами, которые вытекают из целей подготовки специалиста и закономерностей процесса:

- принцип комплексного подхода к организации самостоятельной работы, который предполагает целенаправленное формирование навыков репродуктивной и творческой деятельности студентов, решение вопросов активизации самостоятельной работы студентов в сочетании с другими сторонами организации обучения;

- принцип целевого планирования самостоятельной работы, который

требует ее организации с таким расчетом, чтобы она служила как общим целям обучения, так и задачам изучения конкретного учебного предмета;

- принцип завершенности управленческого цикла, который направлен на организационное обеспечение всех этапов самостоятельной работы;

- принцип личностно-деятельностного подхода, требующий от преподавателя учета потребностей, индивидуальных особенностей, уровня развития каждого студента [2].

При выполнении самостоятельных работ осуществляются:

- приобретение навыков работы с литературой и самостоятельного поиска необходимых материалов;

- выработка и закрепление индивидуальных рациональных методов выполнения самостоятельной работы, приобретение и закрепление знаний;

- развитие способности к анализу и синтезу, творческого мышления курсантов;

- приобщение к научно-исследовательской работе, приобретение навыков ведения научных исследований;

- психологическая установка на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний;

- выработка индивидуальных навыков саморегуляции и самодисциплины [9].

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что самостоятельная работа курсантов является неотъемлемой частью педагогического процесса в ввузе и одним из условий подготовки военных специалистов, способных самостоятельно и творчески решать стоящие перед ним задачи.

Анализ научных работ показал, что все виды самостоятельной работы курсантов следует рассматривать в единой системе, подчиненной целям получения знаний в процессе обучения.

Библиографический список

1. Белкин, Е. Л. Педагогические основы организации самостоятельной работы студентов: учебное пособие / Е. Л. Белкин, Л. П. Корнеев, Н. А. Теребулина -М., 1989.-65 с.

2. Беловолов, В. А. Организация и содержание самостоятельной работы студентов / В. А. Беловолов, С. П. Беловолова. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2002. -108 с.

3. Богданов, В. И. Методические проблемы организации самостоятельной работы студентов / В. И. Богданов // Вопросы совершенствования методов организации самостоятельной работы студентов. Вып. 2. - Таганрог, 1985.

4. Гомоюнов, К. К. Самостоятельная работа студентов: методические рекомендации преподавателям. / К. К. Гомоюнов - Л., 1988.

5. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 12 т. /

В. И. Даль - М.: Мир книги. - Т. 4. - 2004. - 368 с.

6. Каган, В. И. Система интегральной подготовки / В. И. Каган // Высшее образование в России. - 2002. - № 4. - С. 84-88.

7. Кашкин, М. С. Развитие познавательной активности студентов - важнейшая задача // Самостоятельная работа в вузе / М. С. Кашкин - Саратов, 1982. - 227 с.

8. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов - М.: Советская энциклопедия, 1972. - 846 с.

9. Плагов, И. М. Пути совершенствования самостоятельной работы студентов в вузе: учебное пособие для ун-тов, втузов, фак. повышения квалификации преподавателей / И. М. Плагов, Т. И. Парубочная - Челябинск: ЧГТУ, 1991. - 125 с.

10. Щедрин, В. А. Организация СРС в рамках новых стандартов и учебных планов / В. А. Щедрин // Известия РАО. - 2002. - № 1. - С. 46-52.

УДК 178.578

С. П. Санина

РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ КОМПЬЮТЕРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Если современному педагогу задать вопрос: «Что является результатом школьного образования: оценки на выпускных экзаменах или эффективная и успешная деятельность после школы?», скорее всего он будет склоняться к последнему. И, конечно же, вряд ли кто будет отрицать, что научить учиться важнее, чем сообщать конкретный набор знаний, которые в наше время быстро устаревают.

По мнению авторов проекта «Подростковая школа» системы Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова реализовать данное положение в современном образовании возможно, если в его основу будет положен деятельностный подход, при котором специальным образом организовывается учебная, учебно-исследовательская, учебно-проектная деятельности [6].

Если говорить об учебном предмете «География» (система Д. Б. Эльконина- В. В. Давыдова, автор - А. Б. Воронцов), то основной способ, который осваивают учащиеся в курсе - это управление процессами Земли для обеспечения норм жизнедеятельности. Таким образом, хорошо обученным учеником по географии можно считать ученика, который может:

• реконструировать события, явления, произошедшие в геологическое время. Восстановить соответствующие объекты;

• на основе реконструкции, конструировать идеальные (обобщенные) модели, позволяющие раскрыть причины и установить закономерности основных явлений в природе (геологических, климатических и др.);

• прогнозировать дальнейшие изменения развития того или иного объекта, явления, события [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.