Научная статья на тему 'Оптимизация самостоятельной деятельности курсантов посредством электронного учебника контекстного типа'

Оптимизация самостоятельной деятельности курсантов посредством электронного учебника контекстного типа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INDEPENDENT ACTIVITY / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК КОНТЕКСТНОГО ТИПА / ELECTRONIC TEXTBOOK OF CONTEXTUAL TYPE / ФУНКЦИИ УЧЕБНИКА / ТИПЫ УЧЕБНИКОВ / TYPES OF TEXTBOOKS / ПРИНЦИПЫ / PRINCIPLES / FUNCTIONS OF A TEXTBOOK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакленева Светлана Александровна

В статье рассматривается оптимизация самостоятельной деятельности курсантов посредством электронного учебника контекстного типа, анализируются учебники различных типов обучения, определяются функции, принципы, взятые за основу при разработке электронного учебника контекстного типа. Использование программных электронных продуктов, разработанных непосредственно преподавателями, является одним из механизмов реализации возможностей современных информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку курсантов, оптимизации их учебно-познавательной деятельности. Главное назначение электронных программных продуктов в учебном процессе военного учебно-научного центра активизировать самостоятельную работу курсантов при освоении основной образовательной программы. В отличие от традиционных форм и приемов организации самостоятельной деятельности обучающихся, при которых контролирующая, оценивающая и корректирующая функции принадлежат исключительно преподавателю, электронные ресурсные программы выполняют это в более быстром темпе с помощью автоматизированных средств обучения. Интенсивность и результативность самостоятельного усвоения учебного материала обеспечиваются определенными свойствами электронных программных продуктов, такими как интерактивность и автоматизация контроля и оценки знаний курсантов. Под интерактивностью следует понимать корректирующее воздействие, а также предоставление релевантной информации путем консультирования в ходе решения задачи. Компьютер в состоянии непрерывно реагировать на действия обучаемого сообщением, звуком, видеорядом и своевременно корректировать эти действия. Коррекция выражается в указании ошибок, ключевых слов или контекста, сообщении правильных ответов и наводящей информации, демонстрации правила или модели речевого поведения, отклонении неправильных ответов. Контролирующая функция заключается в способности компьютера автоматически измерять время исполнения операции и объем выполненного задания, сосчитать количество ошибок и посредством встроенной системы оценки получить результат учебной деятельности в виде баллов, процентов, очков и т. д. Самостоятельная работа по изучению иностранного языка в компьютерной среде предполагает самоорганизацию обучаемого, что требует экспликации структуры учебной деятельности, информирования его о том, что необходимо делать, чтобы получить желаемый результат. Экспликация структуры учебной деятельности нужна для выявления всех операций, которые должны быть выполнены над каждой новой порцией материала, чтобы достичь поставленной цели. Залогом успешной самостоятельной деятельности при помощи компьютера являются доступность информации, возможность выбирать режим работы в соответствии с уровнем подготовки, работа в собственном темпе, а также своевременный контроль и коррекция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF CADETS’ INDEPENDENT ACTIVITY BY MEANS OF ELECTRONIC TEXTBOOK OF CONTEXTUAL TYPE

In the article optimization of independent activity of cadets by means of electronic textbook of contextual type is considered, textbooks of various types of training are analyzed, functions, principles, taken as a basis for development of electronic textbook of contextual type are determined. The use of software electronic products developed directly by teachers is one of the mechanisms for realizing the capabilities of modern information and communication technologies in teaching foreign languages to cadets and optimizing their educational and cognitive activities. The main purpose of electronic software products in the educational process of the military educational and scientific center is to activate the independent work of cadets when mastering the basic educational program. Unlike traditional forms and methods of organizing students' independent activity, in which supervisory, evaluating and correcting functions belong exclusively to the teacher, electronic resource programs do this at a faster pace using automated training facilities. The intensity and effectiveness of the independent assimilation of the educational material are provided by certain properties of electronic software products, such as interactivity and automation of control and assessment of cadets' knowledge. Interactivity should be understood as a corrective effect, as well as providing relevant information by consulting in the course of solving the problem. The computer is able to continuously react to the actions of the learner by message, sound, video sequence and to correct these actions in a timely manner. Correction is expressed in indicating errors, keywords or context, reporting correct answers and leading information, demonstrating a rule or model of speech behavior, rejecting incorrect answers. The monitoring function consists in the ability of the computer to automatically measure the execution time of an operation and the amount of a task performed, to count the number of errors and, through the built-in evaluation system, to obtain the result of learning activity in the form of scores, percentages, points, etc. Independent work on learning a foreign language in a computer environment involves self-organization of the trainee, which requires explication of the structure of learning activities, informing him about what needs to be done to obtain the desired rezu lt; / RTI & gt; Explication of the structure of educational activity is necessary to identify all the operations that must be performed on each new batch of material in order to achieve the goal. The key to successful independent activity with the help of a computer is the availability of information, the ability to choose the mode of operation in accordance with the level of preparation, work at your own pace, as well as timely monitoring and correction.

Текст научной работы на тему «Оптимизация самостоятельной деятельности курсантов посредством электронного учебника контекстного типа»

Bakleneva Svetlana Alexandrovna OPTIMIZATION OF CADETS' INDEPENDENT ..

pedagogical sciences

УДК 378

ОПТИМИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА КОНТЕКСТНОГО ТИПА

© 2017

Бакленева Светлана Александровна, соискатель, старший преподаватель кафедры иностранных языков Военный учебно-научный центр военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина» (394064, Россия, Воронеж, ул. Ст. Большевиков, 54 а, е-mail: bekoevamarina@mail.ru)

Аннотация. В статье рассматривается оптимизация самостоятельной деятельности курсантов посредством электронного учебника контекстного типа, анализируются учебники различных типов обучения, определяются функции, принципы, взятые за основу при разработке электронного учебника контекстного типа.

Использование программных электронных продуктов, разработанных непосредственно преподавателями, является одним из механизмов реализации возможностей современных информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку курсантов, оптимизации их учебно-познавательной деятельности. Главное назначение электронных программных продуктов в учебном процессе военного учебно-научного центра - активизировать самостоятельную работу курсантов при освоении основной образовательной программы. В отличие от традиционных форм и приемов организации самостоятельной деятельности обучающихся, при которых контролирующая, оценивающая и корректирующая функции принадлежат исключительно преподавателю, электронные ресурсные программы выполняют это в более быстром темпе с помощью автоматизированных средств обучения. Интенсивность и результативность самостоятельного усвоения учебного материала обеспечиваются определенными свойствами электронных программных продуктов, такими как интерактивность и автоматизация контроля и оценки знаний курсантов. Под интерактивностью следует понимать корректирующее воздействие, а также предоставление релевантной информации путем консультирования в ходе решения задачи. Компьютер в состоянии непрерывно реагировать на действия обучаемого сообщением, звуком, видеорядом и своевременно корректировать эти действия. Коррекция выражается в указании ошибок, ключевых слов или контекста, сообщении правильных ответов и наводящей информации, демонстрации правила или модели речевого поведения, отклонении неправильных ответов. Контролирующая функция заключается в способности компьютера автоматически измерять время исполнения операции и объем выполненного задания, сосчитать количество ошибок и посредством встроенной системы оценки получить результат учебной деятельности в виде баллов, процентов, очков и т. д. Самостоятельная работа по изучению иностранного языка в компьютерной среде предполагает самоорганизацию обучаемого, что требует экспликации структуры учебной деятельности, информирования его о том, что необходимо делать, чтобы получить желаемый результат. Экспликация структуры учебной деятельности нужна для выявления всех операций, которые должны быть выполнены над каждой новой порцией материала, чтобы достичь поставленной цели. Залогом успешной самостоятельной деятельности при помощи компьютера являются доступность информации, возможность выбирать режим работы в соответствии с уровнем подготовки, работа в собственном темпе, а также своевременный контроль и коррекция.

Ключевые слова: самостоятельная деятельность, электронный учебник контекстного типа, функции учебника, типы учебников, принципы.

OPTIMIZATION OF CADETS' INDEPENDENT ACTIVITY BY MEANS OF ELECTRONIC

TEXTBOOK OF CONTEXTUAL TYPE

© 2017

Bakleneva Svetlana Alexandrovna, applicant, Senior Lecturer at the Department of Foreign Languages Military Educational and Scientific Center of the Air Force «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (394064, Russia, Voronezh, 54 a St. Bolshevikov Str., е-mail: bekoevamarina@mail.ru)

Abstract. In the article optimization of independent activity of cadets by means of electronic textbook of contextual type is considered, textbooks of various types of training are analyzed, functions, principles, taken as a basis for development of electronic textbook of contextual type are determined. The use of software electronic products developed directly by teachers is one of the mechanisms for realizing the capabilities of modern information and communication technologies in teaching foreign languages to cadets and optimizing their educational and cognitive activities. The main purpose of electronic software products in the educational process of the military educational and scientific center is to activate the independent work of cadets when mastering the basic educational program. Unlike traditional forms and methods of organizing students' independent activity, in which supervisory, evaluating and correcting functions belong exclusively to the teacher, electronic resource programs do this at a faster pace using automated training facilities. The intensity and effectiveness of the independent assimilation of the educational material are provided by certain properties of electronic software products, such as interactivity and automation of control and assessment of cadets' knowledge. Interactivity should be understood as a corrective effect, as well as providing relevant information by consulting in the course of solving the problem. The computer is able to continuously react to the actions of the learner by message, sound, video sequence and to correct these actions in a timely manner. Correction is expressed in indicating errors, keywords or context, reporting correct answers and leading information, demonstrating a rule or model of speech behavior, rejecting incorrect answers. The monitoring function consists in the ability of the computer to automatically measure the execution time of an operation and the amount of a task performed, to count the number of errors and, through the built-in evaluation system, to obtain the result of learning activity in the form of scores, percentages, points, etc. Independent work on learning a foreign language in a computer environment involves self-organization of the trainee, which requires explication of the structure of learning activities, informing him about what needs to be done to obtain the desired rezu lt; / RTI & gt; Explication of the structure of educational activity is necessary to identify all the operations that must be performed on each new batch of material in order to achieve the goal. The key to successful independent activity with the help of a computer is the availability of information, the ability to choose the mode of operation in accordance with the level of preparation, work at your own pace, as well as timely monitoring and correction.

Keywords: independent activity, electronic textbook of contextual type, functions of a textbook, types of textbooks, principles.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Совершенствование информационных компьютерных тех-

нологий и их активное внедрение в учебный процесс в XXI веке нацеливает педагогов на поиск новых форм, методов и средств обучения специалистов военных ву-

250

Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)

педагогические науки

Бакленева Светлана Александровна ОПТИМИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ...

зов. Одним из таких наиболее востребованных средств обучения в системе высшего образования является электронный учебник. Применение электронных изданий учебников в военных вузах МО РФ является основным требованием реализации первого этапа перехода к единой информационно-образовательной среде «Электронный вуз». Однако, стремительное внедрение нововведений не предполагает отрицание преимуществ, накопленных предыдущими поколениями педагогов. В этой связи важно выделить ведущие положительные характеристики печатного издания учебника (т.к., по мнению В.П. Беспалько, именно учебник является одним из основных средств обучения и повышения качества образования [1]), которые необходимо взять за основу при разработке электронного учебника, отвечающего требованиям современной системы высшего образования.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Несмотря на единую оценку многих ученых (В.Г. Бейлинсон [2], В.П. Беспалько [1], И.Я. Лернер [3], И.С. Якиманская [4] и др.) роли учебника как ведущей среди средств обучения, единого подхода к типологии учебников в педагогической литературе не наблюдается. При определении типа учебника исследователи данного вопроса предлагают учитывать: способ постановки цели обучения (В.П. Беспалько [1]), отдельные функции или группы функций (И.Я. Лернер [2]), методическое основание (А.Р. Арутюнов [5]), типы обучения (Н.И. Тупальский [6]). Именно последний из перечисленных подходов выбран для нашего исследования в качестве основного. Разработанный Н.И. Тупальским подход предполагает взаимосвязь учебника и особенностей процесса обучения, исходя из основ проблемного, традиционного, программированного обучения и ряда других. Н.И. Тупальский подчеркивает, что к выполняемым функциям, качеству, объему, содержанию учебника предъявляются общие требования, однако, он (учебник) обязательно отражает специфику конкретной теории, взятой за основу. Иными словами, любой учебник, являясь специально созданным средством для достижения определенных результатов в условиях конкретного педагогического процесса, должен подвергаться оценке эффективности и качества его применения, начиная с момента его планирования до использования в учебном процессе.

Формирование целей статьи (постановка задания). В этой связи необходимо обратиться к рассмотрению проблемы выполняемых учебником функций, т.к. именно они раскрывают его возможности, позволяют выделить предъявляемые к нему требования и внести рекомендации по его использованию. Анализ научных работ (В.Г. Бейлинсон [2], Д.Д. Зуев [7], М.Н. Скаткин [8], и др.) по вопросу систематизации функций учебника позволил выделить следующие: информативная (фиксация социального и научного опыта для передачи его подрастающему поколению с целью образования); трансформационная (педагогическая переработка научных знаний с целью наилучшего их усвоения); систематизирующая (систематизация содержательной стороны и внешней структуры учебного предмета); организация межкурсовых и межпредметных связей (усвоение обучающимися базовых элементов содержания образования как целостностной системы); самоконтроля (самостоятельное овладение знаниями и умениями, рациональной организации учебной деятельности); самообразования (отбор, структурирование и передача содержательной части любой учебной книги таким образом, чтобы предоставлять обучающемуся максимум возможных средств для самостоятельного овладения знаниями); развивающая (обеспечение условий для формирования и развития всей совокупности психических ресурсов обучающегося для дальнейшей активной, продуктивной,

самостоятельной деятельности); воспитывающая (гуманизация форм и содержания при предъявлении учебной информации) [9].

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Нами был проведен теоретический анализ наиболее востребованных на сегодняшний день типов учебников - традиционного, проблемного, программированного и электронного - с целью определения общих функций, принципов создания вузовского учебника. Теоретическое осмысление упомянутых учебников позволяет сделать вывод о том, что:

- традиционный учебник нацелен на репродуктивную деятельность обучающегося, который выступает в качестве объекта педагогического воздействия; познавательная деятельность минимизирована ввиду предоставления готовых знаний; индивидуальная работа отвергается в пользу групповой, ведущая функция - информационная, передача готовых знаний;

- проблемный учебник предполагает развитие продуктивной деятельности обучающегося, который в этом случае выступает в роли субъекта познавательной деятельности, мотивация к которой повышается через разрешение ситуативных проблем с элементами диалога; ведущей функцией является мышление;

- программированный учебник (в зависимости от вида) может способствовать как репродуктивной, так и продуктивной деятельности обучающихся, которые выступают объектами педагогического управления;

- формирует цикличность управления познавательной деятельностью обучающихся, которая организована монологично или с «иллюзией диалога» [10];

- индивидуальная работа обучающихся происходит с учетом лишь темпа и некоторого уровня сложности, исключая учет индивидуальных особенностей обучающихся;

- мотивация к изучению материала закладывается через усвоение информационной дозы, которая контролируется вопросами, ведущая функция - цикличность в управлении познавательной деятельностью обучащюих-ся;

- электронный учебник нацелен на продуктивную деятельность обучающихся, которые рассматриваются как объект, так и субъект познавательной деятельности; управление познавательной деятельностью вариативно ввиду использования различных форм предоставления информации;

- при этом он (учебник) предполагает как индивидуальную, так и совместную деятельность обучающихся; дифференцированный подход осуществляется с учетом индивидуального темпа работы, индивидуальных интересов, уровня подготовки обучающегося, различных видов наглядности, наличия обратной связи;

- развитие самостоятельности как важного качества личности будущего специалиста происходит через рефлексию, самоанализ, самоконтроль, самокоррекцию, возможность самостоятельного выбора материала для более детального изучения темы и т.д.

Ведущая функция электронного учебника ориентирована на развитие мышления обучающегося, развитие творческой составляющей с целью принятия самостоятельных решений в нестандартных ситуациях [11]. Опираясь на разработанный А.А. Вербицким контекстный подход, считаем возможным предложить электронный учебник контекстного типа (ЭУКТ), поскольку он направлен на моделирование будущей профессиональной деятельности курсантов, что особенно важно в военном вузе. Считаем ЭУКТ наиболее востребованным и сообразным для современной системы высшего образования с точки зрения адекватного отбора как содержания вузовского обучения, так и соответствующих ему педагогических технологий с учетом специфики профессионального образования [12]. Учитывая основные принципы контекстного обучения, предложенные

Bakleneva Svetlana Alexandrovna pedagogical

OPTIMIZATION OF CADETS' INDEPENDENT ... sciences

А.А. Вербицким, нами были отобраны принципы, адекватные для целей нашего исследования: профессиональной направленности (последовательное моделирование проблемных профессиональных ситуаций, а также форм и содержания учебной деятельности как целостной системы); вариативности (с точки зрения: организационных форм; типов взаимодействия обучающегося и ЭУКТ; предоставления учебных материалов), аутентичности (использование оригинальных материалов с точки зрения «языкового оформления» и «принадлежности к специальности», что позволит познакомить курсантов с «миром профессии» и повысить мотивацию к обучению [12]), проблемности (стимулирование обучающихся к поисковой деятельности, формирование творческого отношения к изучаемому предмету, развитие самостоятельности [13, с. 67]). Следует отметить, что эффективность учебника контекстного типа зависит от того, насколько грамотно в него будут вписаны активные формы и методы обучения, выделенные нами при анализе литературы по вопросу применения наиболее продуктивных элементов различных типов учебников и анализа возможности их применения в ЭУКТ.

Как отмечает А.А. Вербицкий, важно, чтобы содержательная часть учебника отражала реальный мир будущей професси обучающегося [10, с. 74]. Такая реализация возможна при переходе от одной базовой формы деятельности обучающегося, присущей контекстному образованию, к другой: учебная деятельность академического типа -> квазипрофессиональная деятельность -> учебно-профессиональная деятельность [14]. При таком подходе к организации учебного процесса посредством ЭУКТ, важно отказаться от простой передачи знаний от преподавателя к обучающемуся, т.к. эти знания не наполнены для него личностным смыслом. Иными словами, ЭУКТ должен представлять собой некий целостный проект квазипрофессиональной деятельности обучающегося, объединяющий в себе как учебную, так и будущую профессиональную деятельность [15]. В этом случае усвоение знаний происходит не изолированно от реальной профессии, а путем «наложения на канву будущей профессиональной деятельности». Кроме того, поскольку в контекстном обучении целью является овладение обучающимися будущей профессиональной деятельностью, проблемная постановка вопросов активизирует их интеллектуальные возможности, поскольку порождает потребность в приобретении новых знаний. В этом случае решение поставленной задачи является уже целью поставленной не «извне», но самостоятельно, в результате чего полученные знания становятся наполненными смыслом.

Описывая ЭУКТ как средство оптимизации самостоятельной деятельности курсантов, также важно определить тип отношений между преподавателем и обучающимся и то, какая роль ему отводится при выполнении заданий, предложенных в учебнике. Поскольку обучающийся изначально находится в деятельностной позиции, используя ЭУКТ курсант выступает в роли субъекта познавательной и будущей профессиональной деятельности [16, с. 54-59]. Это означает, что задания учебника должны быть сформулированы таким образом, чтобы усвоение знаний происходило путем разрешения заданных профессионально-ориентированных ситуаций, что способствует развитию познавательной и профессиональной мотивации через личностное включение обучающегося.

Разработанный нами ЭУКТ используется в рамках дисциплины «Иностранный язык» с опорой на специальность «Применение и эксплуатация средств и систем специального мониторинга», т.к. знание иностранного языка для специалистов этого профиля важно и в плане необходимости владения базовой терминологией, применяемой в профессиональной деятельности, и в плане динамично развивающейся отрасли, требующей оперативного обмена информацией не только на родном, но 252

и на иностранных языках. Реализация межпредметных связей, необходимых для овладения профессиональными знаниями, представлена в разделах ЭУКТ, предусмотренных учебным планом ВУНЦ ВВС ВВА (г. Воронеж) «Основы беспилотных летательных аппаратов». Содержание данного раздела ориентировано на ознакомление курсантов с основами беспилотных летательных аппаратов, историей их происхождения и развития, их преимуществами и недостатками, перспективами их развития.

Преимуществом именно электронной версии учебника контекстного типа является возможность включения не только текстовой информации, но и аутентичных аудио- и видеоматериалов, которые выступают как наглядность, обеспечивая лучшее усвоение материала, и как дополнительные источники информации, необходимые для подготовки отчетности о проделанной самостоятельной работе в часы внеаудиторной деятельности в виде презентаций, докладов и т.д. [17]. Кроме того, ряд аудио- и видеофрагментов содержит проблемные ситуации (Э.П. Комарова), способствующие более реалистичному погружению в профессиональную среду во время занятий и при организации самостоятельной деятельности курсантов [18]. При этом варианты проблемных ситуаций курсанты предлагают самостоятельно, используя справочные материалы ЭУКТ или знания, полученные при изучении специальных дисциплинах.

ЭУКТ «Профессиональный английский: применение и эксплуатация средств и систем специального мониторинга» состоит из 8 разделов (Unit), грамматического блока, дополнительных текстов, справочных материалов и дополнительных видеоматериалов [19]. Учебник монолингвален (английский язык), в данной статье описание разделов ЭУКТ и заданий приводится в переводе. Структура каждого раздела унифицирована:

- Word list (введение профессионально-ориентированной лексики по изучаемой теме) [20].

Для отработки лексики и терминов в контексте будущей специальности выполняются различные задания: дайте определение предложенному термину с использованием англоязычного глоссария; сопоставьте синонимы / антонимы; ответьте на вопросы и т.д.

- Grammar (грамматика)

Введение и отработка грамматического материала проходит на материале аутентичных текстов по специальности.

- Reading (чтение)

Каждый раздел содержит аутентичные тексты: основной и дополнительные, направленные на развитие различных видов чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое, просмотровое).

- Comprehension (понимание изученного материала)

Предполагает выполнение заданий на понимание изученного материала: определите верно/неверно высказывание; выберите верный вариант из предложенных; закончите высказывание; ответьте на вопросы.

- Speaking (говорение)

Предполагает спонтанное (в рамках занятия) и подготовленное (с подготовкой во внеаудиторное время) высказывание и ведение беседы на заданные темы. Для выполнения этого задания в ЭУКТ предусмотрен раздел Supplementary Texts (дополнительные тексты), Video (видео), которые содержат дополнительную информацию для подготовки к беседе.

Ввиду того, что работа курсантов военных вузов в сети интернет ограничена, а способность работать с большими объемами информации (подбор, анализ, конспектирование и т.д.) является необходимым для самостоятельной деятельности будущего специалиста], переход к разделам электронного учебника «Supplementary Texts» и «Video» осуществляется через гиперссылки, при этом тексты и видеоматериалы собраны вместе без деления на темы. Цель такой организации разделов ЭУКТ заключается в том, чтобы курсанты самостоя-Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)

педагогические науки

Бакленева Светлана Александровна ОПТИМИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ...

тельно научились отбирать необходимый материал по изучаемой теме (имитация насыщенной информационной среды интернет).

- Writing (письмо)

В этой части предложен дополнительный текст для написания аннотаций, эссе.

- Testing (тестирование)

В каждом разделе представлены интерактивные тесты, после выполнения которых каждый обучающийся может увидеть статистику правильных/ неправильных ответов, что позволяет оценить качество усвоенного материала. В случае необходимости тестирование можно пройти повторно.

- Outclass Activity (внеаудиторная самостоятельная деятельность)

Этот раздел направлен на формирование и развитие навыков самостоятельной деятельности курсантов, содержит дополнительные видеоматериалы, аутентичные тексты, справочные материалы и различные варианты заданий для подготовки отчетности по изучению темы (презентации, доклады, написание эссе) и углубленного изучения темы.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, электронный учебник контекстного типа включает совместную деятельность преподавателя и курсантов, направленную на развитие навыков самостоятельной деятельности курсантов, их саморазвитие и самосовершенство-ваниев в их будущей профессиональной деятельности. От того, насколько методически, психологически, педагогически грамотно будет продумана преподавателем система организации самостоятельной деятельности курсантов посредством ЭУКТ, зависит их «готовность к самостоятельной деятельности», которая является показателем «сформированных общих и профессиональных компетенций» выпускника военного вуза. В данной связи учебник (в рамках данного исследования - электронный учебник контекстного типа) является основным средством обеспечения учебного процесса и непосредственно влияет на его эффективность и качество.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Беспалько В.П. Теория учебника: Дидактический аспект. М.: Педагогика, 1998. 160 с.

2. Бейлинсон В.Г. Арсенал образования: Характеристика, подготовка, конструирование учеб. изданий. М.: Книга, 1986. 286 с.

3. Каким быть учебнику: Дидактические принципы построения /Под ред. И.Я. Лернера, Н.М. Шакмаева. ч. I. М.: РАО, 1992. 169 с.

4. Якиманская И.С. Психолого-педагогические проблемы создания и использования учебника (Круглый стол) // Вопросы психологии. 1983. № 5. С. 69-71.

5. Арутюнов А.Р. Конструирование и экспертиза учебника: Метод. рекомендации для авт. учеб. и учеб. пособий, сост. учеб. курсов и рецензентов учеб. курсов и рецензентов учеб. лит. По рус. Яз. Для иностранцев (РКИ) и по иностр. яз. (ИЯ) / Ин-т рус. яз. им. А.С. Пушкина. Фак. Повышения квалификации преподавателей РКИ, Комис. по учеб. М., 1987. 109 с.

6. Тупальский Н.И. Система требований к учебникам для высшей и средней школы. Минск: Высшая школа, 1986. 63 с.

7. Зуев Д.Д. Школьный учебник. М.: Педагогика, 1983. 240 с.

8. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980. 96 с.

9. Антонова С.Г., Тюрина Л.Г. Структура, содержание и дидактические основы учебных изданий. Университетская книга, 2000, № 111. С. 30-35.

10. Вербицкий А.А. Теория и технологии контекстного образования: Учебное пособие. М.: МИГУ, 2017. 268 с.

11. Бекоева М.И. Условия оптимизации профессиональной успешности студентов в современных условиях

//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 63-65.

12. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. 208 с.

13. Вербицкий А.А. Контекст как смыслообра-зующая психологическая категория. Ежегодник Российского психологического общества. Материалы III Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 г. Т. II - В-Г, СПбУ, 2003. С.98-101.

14. Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку. Минск: ТетраСистемс, 2003. 176 с.

15. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение /Монография. М.: ИЦПКПС, 1999. 75 с.

16. Комарова Э.П. Формирование поликультурной личности в компетентностном формате //Среднее профессиональное образование. 2013. №12. С. 9-10.

17. Ларина Т.В. Профессионально-ориентированная ситуация в педагогическом процессе //Мир образования - образование в мире. 2006. № 3. С. 54-59/

18. Комарова Э.П. Формирование готовности будущих специалистов международного туризма к общению с представителями разных культур / Э.П. Комарова, Ради Хмуд Джассим // Перспективы науки. 2010. №6 (8). С. 44-47.

19. Шевченко О.А. Использование технологий контекстного обучения как средство оптимизации учебного процесса в вузе // Образовательные технологии в практике современной школы как фактор развития личности: Материалы городской научно-практической конференции: Старый Оскол: ООО «ТНТ», 2006. С. 79-82.

20. Ларина, Т.В. Функции дидактического сопровождения самостоятельной учебной деятельности курсантов в повышении качества военного образования // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2014. Т. 10. № 3.2. С. 142-144

Статья поступила в редакцию 03.10.2017

Статья принята к публикации 26.12.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.