Научная статья на тему 'Вопросы маркетинга и информатизации в сельскохозяйственной кооперации'

Вопросы маркетинга и информатизации в сельскохозяйственной кооперации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы маркетинга и информатизации в сельскохозяйственной кооперации»

ВОПРОСЫ МАРКЕТИНГА И ИНФОРМАТИЗАЦИИ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ

А.В. Ткач, Засл. деятель науки РФ, д.э.н., проф., зав. каф. Российского университета кооперации, А.С. Жуков, соискатель Всероссийского НИИ экономики сельского хозяйства, А.С. Нечитайлов, студент Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова

Определяя роль и место кооперации в модернизации аграрной экономики, следует учитывать стратегию развития страны, когда в число главной цели государства выдвигается необходимость повышения качества жизни населения. Кооперация - это не только часть экономики, но и одна из сфер общественной жизни, где существуют свои нравственные нормы, принципы и традиции. Одним из старейших видов кооперативной деятельности в России является потребительская кооперация, которая делом доказала свою полезность, значимость и жизнеспособность. Она всегда служила людям и приносила им пользу, успешно выдержала реформы 90-х гг. ХХ в. и сохранилась как целостная жизнеутверждающая социально-экономическая система.

Потребительская кооперация России является самой организованной и мощной структурой по широте охвата населения в социальной и хозяйственной деятельности. Она выступает как органичный структурный элемент экономической системы страны, выполняет важную функцию, наполняя товарные и денежные потоки между городом и деревней.

Согласно постановлению Правительства, потребительская кооперация с 1935 г. действует в сельской местности. Повышение роли и значимости потребительской кооперации в модернизации аграрной экономики в современных условиях становится настоятельной необходимостью и ощутимой социально-экономической реальностью.

Организации потребительской коперации принимают участие в качестве ассоциированных членов в создании сельскохозяйственных потребительских кооперативов. На 1 января 2012 г. с участием потребкооперации в стране действовало 130 сельскохозяйственных потребительских кооперативов и 17 кредитных кооперативов. Сумма привлеченных потребительскими кооперативами субсидированных кредитов в 2011 г. составила 58 млн руб.

Усиление государственной поддержки потребительских обществ системы Центросоюза РФ, способствует более эффективному использованию потенциала потребительской кооперации, ускоряет развитие производственной и социальной инфраструктуры сельских территорий, повышает трудовую заня-

тость населения. Одновременно с этим новый импульс развития получают личные подсобные и крестьянские (фермерские) хозяйства, которые в лице заготовительных организаций системы потребкооперации получают надежный и эффективный канал сбыта производимой сельскохозяйственной продукции и сырья.

Потребительская кооперация системы Центросоюза РФ традиционно основную свою деятельность осуществляет в сельской местности. Современная система потребительских обществ России представлена Центросоюзом Российской Федерации и 75 региональными потребительскими союзами, в состав которых входит 3 тыс. потребительских обществ. По состоянию на начало 2012 г. в системе потребительской кооперации численность пайщиков составляла 3587 тыс. человек.

В 2011 г. совокупный объем деятельности потребительской кооперации Центросоюза РФ составил 239,3 млрд руб., в том числе оборот розничной торговли 69,4%, закупки сельскохозяйственной продукции - 9,3%, оборот общественного питания - 6,0%. Потребительская кооперация осуществляет торговое и бытовое обслуживание жителей около 89 тыс. населенных пунктов, в том числе 54 тыс. сельских поселений с численностью до 100 человек. В 2011 г. оборот общественного питания в системе потребкооперации составил 14,4 млрд руб., в том числе доля собственной выработанной продукции для своих предприятий общественного питания достигла 11,7 млрд руб., или 81,3%, что выше уровня предыдущего года. Снабженческо-сбытовые организации системы потребкооперации Центросоюза РФ в минувшем году поставили производителям сельскохозяйственной продукции 27,8 тыс. т фуражного зерна, 43,7 тыс. т комбикормов, 46,8 тыс. т отрубей, а производителям продукции земледелия - 5,4 тыс. т посевного картофеля.

Существенную роль потребительская кооперация играет в продовольственном обеспечении населения. Так, в 2011 г в. структуре оборота розничной торговли продовольственные товары составили 125,4 млрд руб., или 75,4% к розничному товарообороту.

В системе потребкооперации Центросоюза РФ функционирует около 46 тыс. магазинов, в том числе в сельской местности более

38 тыс., или 83%. Наряду с этим, автолавки системы потребительской кооперации осуществляют торговое обслуживание мелких сельских поселений, в которых отсутствует стационарная торговая сеть.

В настоящее время в системе потребительской кооперации имеется 257 кооперативных рынков, из них действует 248, или 96,5%, остальные сданы в аренду. В 2011 г. заготовительными организациями потребкооперации закуплено в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах сельхозпродуктов и сырья на сумму 22,2 млрд руб., или на 2,3% выше по сравнению с предыдущим годом. В натуральном выражении закуплено мяса - 79,3 тыс. т, молока - 222,4 тыс. т, картофеля - 87,7 тыс. т, овощей - 87,8 тыс. т, плодов - 52,6 тыс. т, лекарственно-технического сырья - 1,5 тыс. т, плодов и ягод дикорастущих сухих и свежих (в переводе на свежие) - 528,9 тыс. т. Наряду с этим существенное внимание заготовительные

В заготовительной сфере потребительской кооперации системы Центросоюза РФ сформирована определенная материально-техническая база, позволяющая осуществить закупки сельхозпродукции и сырья в период массового сбора, обеспечить её переработку и хранение для последующей продажи потребителю в нужные сроки. Так, в 2011 г. заготови-тельно-закупочную деятельность в системе потребкооперации осуществляли: 14,5 тыс. магазинов, выполняющих функции приемоза-готовительных пунктов, 1002 специализированных приемозаготовительных пункта, 81 квасильно-засолочный пункт, 212 чанов, 37 грибоварочных пунктов, 259 сушилок лекарственно-технического сырья, 360 овощекартофе-лефруктовых хранилищ, 364 холодильника.

Особое внимание заготовители в системе потребкооперации уделяют организации свое-

организации потребкооперации уделяют закупкам животноводческой продукции и вторсырья. Так, в 2011 г. заготконторами потребительской кооперации закуплено у сельских жителей шерсти (в переводе на чистое волокно) - 1424,3 т, кожсырья крупного - 269,3 тыс. штук, кожсырья мелкого - 241,9 тыс. штук, кожсырья свиного - 11,5 тыс. штук.

В субъектах Российской Федерации заготовительные организации системы потребительской кооперации традиционно осуществляют закупочную деятельность наряду с продовольственной продукцией дикорастущего сырья и лекарственных средств. Так, заготовительные организации потребительской кооперации Владимирского областного потребительского союза по ряду показателей существенно увеличили закупки сельскохозяйственной продукции (молока, картофеля, плодов) и дикорастущего сырья (грибов, клюквы, брусники и др.) и др. (табл. 1).

временных закупок продукции животноводства в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах. Для этих целей закуплено и смонтировано необходимое оборудование и приобретены транспортные средства. Так, на начало 2012 г. в системе потребкооперации имелось 63 скотовоза, 151 скотоубойный пункт, 164 молоковоза, 1811 пунктов по приему молока, 79 охладителей молока. Имеющаяся материально-техническая база позволила потребкооперации в 2011 г. выработать полуфабрикатов на сумму 2,4 млрд руб., что на 12% выше уровня предыдущего года. На предприятиях потребкооперации произведено 497,1 тыс. т хлеба и хлебобулочных изделий, 11,8 тыс. т колбасных изделий, 37,8 тыс. т кондитерских изделий, 29,1 млн условных банок консервов, 6,2 млн дкл безалкогольных напитков. При промышленных предприятиях по-

Таблица 1 - Динамика закупок сельскохозяйственной продукции и дикорастущего сырья заготовительными организациями потребительской кооперации Владимирского областного _потребительского союза_

Наименов ание В среднем за год 2006-2010 в % к 2001-2005 гг. 2011г. в % к 2006-2010 гг.

2001-2005 гг. 2006-2010 гг. 2011 г.

Объем закупок, тыс. руб. 172501 280202 356180 162 127

Мясо, т 1320 1100 1073 83 98

Молоко, т 834 595 715 71 120

Яйца, тыс. штук 11437 12071 11805 106 98

Картофель, т 1496 1565 1609 105 103

Овощи, т 2490 2535 2513 102 99

Плоды, т 1483 1565 1591 106 102

Плоды дикорастущие (включая клюкву, бруснику), кг 1397 1559 6978 112 448

Лекарственно-техническое сырье, кг 9857 10741 8596 109 80

Грибы (в переводе на свежие), кг 11310 11711 17870 104 153

требкооперации действуют цеха по производству пищевой продукции: муки, макарон, пельменей, сыра, улова, соленья, копченья и переработки рыбы и пр.

Проводимые в стране реформы 90-х гг. ХХ в. резко обострили положение дел в развитии аграрного сектора. Российская деревня оказалась в сложном положении. Разрушение крупного сельскохозяйственного производства и дробление сельскохозяйственных земель привело к спаду в производстве сельскохозяйственной продукции. Деревню разрушали новые подходы к развитию сельских территорий. Упразднение государственной системы закупок сельскохозяйственной продукции и сырья затруднили вывоз из села выращенного урожая. Деревню наводнили массы частных посредников, диктующих личным подсобным и крестьянским (фермерским) хозяйствам невыгодные закупочные цены. Крестьянский продукт, прежде чем достичь потребителя, проходил не через одни руки, доходы же перекупщиков оплачивали земледельцы. Нежелание мелких сельхозпроизводителей отдать результаты своего труда за бесценок, отсутствие у них хранилищ приводило к затовариванию, гибели выращенного урожая, что отрицательно отражалось как на экономическом положении крестьян, так и на внутреннем продовольственном рынке. В этих условиях крестьянство вынуждено было искать пути сохранения своего самостоятельного мелкого хозяйства, оно обратилось к потребительской кооперации. Таким образом, на селе объективно возникала потребность в развитии потребительских закупочно-сбытовых кооперативов, кооперативных рынков.

В сельской местности России сегодня проживает и занимается в основном сельскохозяйственным производством 27% населения. Это значит, что кроме как на аграрных предприятиях и в бюджетной сфере (администрация, школа, фельдшерский пункт и т.п.), работать там негде. В условиях кризиса люди выживают, в основном, благодаря своим огородам, личным подсобным хозяйствам. В селе зачастую не прожить без огорода у дома или на окраине поселения. Кризис аграрных предприятий в 1990-е гг. привел к высвобождению работников, занятых в сельском хозяйстве. Появилась сельская безработица. Аграрная моноспециализация села привела к тому, что с упадком основного аграрного предприятия во многих районах остро встали проблемы избытка, а не недостатка трудовых ресурсов. Усилился отход трудоспособного населения в города. Из мелких сел производство сместилось на центральные усадьбы. Личные под-

собные хозяйства мелких поселений для своего выживания вынуждены заниматься мелкотоварным производством. Одновременно встает проблема сбыта произведенной продукции. Здесь на помощь сельскому жителю приходит потребительская кооперация со своей системой заготовок и переработки сельскохозяйственной продукции.

Одной из бед российской деревни является моноспециализация. От сельхозпредприятия зависела жизнь всех окрестных сельских поселений. Предприятие-монополист платило зарплату, распоряжалось землей, снабжало работников стройматериалами, кормами для скота и другими видами услуг. Предприятие осуществляло и социальные программы: строило дома, ремонтировало дороги, проводило газ и водопровод, помогало людям управляться с личным подсобным хозяйством, оказывало другую помощь. Предприятие было главным хозяином и организатором села.

В 1990-е гг. в сельской территории хозяйственная монополия местных предприятий нарушилась. Доля индивидуальных хозяйств в производстве товарной сельхозпродукции выросла до 50%, а в некоторых регионах -до 70-80%. Произошло это не из-за увеличения производства в индивидуальном секторе, а из-за кризиса крупных и средних предприятий. Сельские жители вынуждены были сами обеспечивать себя необходимыми продуктами и материалами.

Между индивидуальным хозяйственником и аграрным предприятием есть определенная взаимозависимость. Предприятие в условиях процветания берет на себя организацию жизни в данной местности. Когда предприятие финансово ослаблено, индивидуальная активность сельских жителей снижается. В этом случае население по инерции продолжает рассчитывать на помощь предприятия, а получить с него уже ничего нельзя. Прекращение же функционирования крупного предприятия побуждает сельских жителей организовываться в кооперативы. Таким образом, появляются объективные предпосылки к созданию кооперативов.

Кооператив, потребительская кооперация - это выход из тупика сельской безработицы и безденежья. Занятость в кооперативе имеет перспективы для повышения товарности личных подсобных хозяйств и индивидуальных предпринимателей. Создание потребительских кооперативов может стать источником заработков для жителей деревни. В условиях устойчивого сбыта продукции сельские жители начинают активнее использовать воз-

можности дикой природы, прежде всего леса и водоемы. В некоторых районах лесные и рыбные приработки заметно превышают доходы от сельского хозяйства. В этих условиях укрепляется жизнеспособность как индивидуальных предпринимателей, так и потребительской кооперации. Активизация частного предпринимательства напрямую взаимосвязана и зависит от потребительской кооперации, которая позволяет сельскому жителю ощутить, что свое хозяйство дает доход.

Успех развития кооперации во многом зависит от уровня профессиональной подготовки кооперативных кадров. Незнание кооперативных принципов или их игнорирование ведет к ошибкам при организации работы кооперативов, их дискредитации, как это уже, к сожалению, не раз было в истории России и повторяется вновь в 21 веке.

В потребкооперации России сформирован постоянный состав профессиональных работников, знающих своё дело, умеющих вовремя принять необходимые решения и обеспечить их выполнение. В 2011 г. в системе потребкооперации на постоянной основе было занято 219,5 тыс. человек, в том числе в торговле - 103,8 тыс., или 47,3%, общественном питании - 25,8 тыс., или 11,8%, заготовках -1,5 тыс., или 0,7%, промышленности - 30,1 тыс., или 13,7%, аппарат управления с учетом всех отраслей - 24,1 тыс., или 11,0% и др.

Кадровый состав потребкооперации в значительной части формируется из выпускников кооперативных вузов, техникумов и профессиональных школ. В структуре работников в системе потребкооперации молодежь (до 30 лет включительно) занимает 16,1%, или 35,4 тыс. человек, женщин - 75,7%, или 166,2 тыс. Нагрузка на одного работника в год по совокупному объему деятельности составляет 1090 тыс. руб., а в торговле - 1706 тыс. руб., из них работники прилавка - 2323 тыс. руб.

Многие работники потребкооперации получили образование в высших и средних учебных заведениях Центросоюза РФ. Здесь кооперативное образование ориентировано на подготовку профессиональных кадров для кооперативных организаций, в том числе для системы потребительской кооперации. Кооперативное образование позволяет создать кадровый потенциал, обладающий навыками объединения малых форм хозяйствования в кооперативы для обеспечения конкурентоспособности на продовольственном рынке.

По сравнению с другими организационно-правовыми формами хозяйствования кооперативы имеют более ёмкое моральное напол-

нение. Они создаются для служения народу, своим членам-пайщикам, в них больше порядочности, честности, справедливости.

Потребительская кооперация России на современном этапе выступает как готовая структура и надежный партнер для реального сотрудничества с агропромышленным комплексом страны, обслуживая производителей сельскохозяйственной продукции, предоставляя им широкий спектр социальных услуг.

Участие потребительской кооперации как созидательной силы в возрождении российского села предполагает налаживание паритетных отношений с органами государственной и муниципальной власти как в центре, так и на местах.

Для многих жителей сельских территорий сегодня стало вполне очевидным то, что потребительская кооперация в тесном взаимодействии с органами управления сельским хозяйством решает проблемы села. Она своим участием в решении насущных проблем села доказывает свое право на поддержку и развитие. Именно потребительская кооперация может и должна стать партнером власти по решению социально-экономических проблем сельского жителя.

Потребительская кооперация выполняет важную социальную миссию, создает новые рабочие места в сельской местности. Одним из направлений ее помощи крестьянину является заготовка сельскохозяйственной продукции. Укрепление кооперативных связей сельскохозяйственных товаропроизводителей с заготовительными организациями потребительской кооперации выступает одним из направлений повышения уровня жизни сельского населения, повышения его социальной активности.

Незаменимой и очень важной сферой деятельности потребительской кооперации является формирование в сельской территории социальной инфраструктуры по обслуживанию сельского населения. Своей многогранной деятельностью в этом направлении потребительская кооперация способствует повышению уровня жизни и трудовой активности сельского населения, помогает мелкотоварному сельскохозяйственному производству наращивать производство продовольственных товаров.

Необходимость развития кооперации как одного из перспективных направлений в сфере социально-экономической деятельности выступает в качестве общепризнанной истины модернизации села. Работа потребительской кооперации направлена на удовлетворение потребностей народа. Мобилизуя свой производственный и интеллектуальный потенциал, потребительская кооперация встала

на защиту сельского человека, протянув ему руку помощи и социальной поддержки.

Важным фактором сотрудничества потребительской кооперации и сельского населения выступает заготовительная деятельность через заготовительные пункты и кооперативные магазины. Но органы государственной власти пока еще слабо используют этот резерв в формировании продовольственного фонда страны. Отсутствие государственного заказа на отгрузку сельскохозяйственной продукции от заготовителей потребкооперации сдерживает объем закупок ее у населения.

В России 80% картофеля, 70% овощей, 49% плодов и ягод производится в садах, огородах и на приусадебных участках личных подсобных хозяйств населения. Эта продукция выступает как существенная часть дохода населения и решает важнейшую социально-экономическую функцию. Закупить эту продукцию у населения, переработать и доставить потребителям городов и промышленных центров - задача потребительской кооперации.

Предприятия и организации системы потребительской кооперации наращивают производство собственной продукции, расширяют действующую и создают новую торговую сеть, включая как небольшие сельские рынки, так и современные крупные супермаркеты.

Для того, чтобы превратить кооперацию в самостоятельный, третий сектор экономики страны, способный успешно конкурировать как с частным, так и с государственным секторами, необходимо усилить государственную поддержку кооперативам. Потребительская кооперация нуждается в оборотных средствах, особенно в период массовой заготовки сельскохозяйственной продукции, а также для перерабатывающего оборудования, развития упаковочного и тарного хозяйства.

В целях увеличения производства отечественной сельскохозяйственной продукции потребительские общества ряда областей, краев и республик России создают подсобные хозяйства, берут в аренду землю, создают фермы, пасеки, расширяют на договорной основе откорм скота в личных подсобных хозяйствах.

Кооперативный магазин в новейшей истории России выступает как форпост потребительской кооперации, превратился в центр хозяйственной и социальной деятельности потребительской кооперации на селе, прочно сотрудничающий с каждым сельским подворьем. Власть и кооперативы имеют общие интересы, что определяет возможности сотрудничества между ними на местном, региональном и национальном уровнях.

Раздел 5.

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ

5.1. Государственный мониторинг земель сельскохозяйственного назначения

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ФОНДА ДАННЫХ ГОСУДАРСТВЕННОГО МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Н.И. Кресникова, д.э.н., рук. отд. Всероссийского института аграрных проблем и информатики имени А.А. Никонова, А.А. Никольский, асп. Государственного университета

по землеустройству

В настоящее время мониторинг рассматривается и как способ исследования, применяемый во многих науках (экологии, биологии, социологии, экономики и других), и как механизм обеспечения управления различными видами деятельности посредством представления своевременной и качественной информации. Таким образом, основная сфера практического применения мониторинга - это информационное обслуживание управления в различных областях деятельности.

В сельскохозяйственном землепользовании мониторинг земель сельскохозяйственного назначения представляет собой постоянное наблюдение за земельными ресурсами сельского хозяйства, оценку и прогноз состояния этих ресурсов в связи с сельскохозяйственной деятельностью человека. Статус мониторинга земель сельскохозяйственного назначения закреплен в Концепции развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.