Литература
1. Пугель Т.А., Линдерт П.Х. Международная экономика. - Москва: Дело и Сервис, 2003. - С. 67-94.
2. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации (проект)
// ЭКОС-нн$орм. - 2008. - № 11. - C. 10-24.
3. The Unrelenting Pressure of Protectionism: The 3rd GTA Report. A Focus on the Asia-Pacific Region / edited by Simon J. Evenett. - London: Centre for Economic Policy Research, 2009. - 366 p.
Сведения об авторах
Таранов Павел Михайлович - канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и управления Азово-Черноморской государственной агроинженерной академии (г. Зерно-град). E-mail: [email protected].
Панасюк Анатолий Сергеевич - ассистент кафедры экономики и управления Азо-во-Черноморской государственной агроинженерной академии (г. Зерноград). E-mail: [email protected].
Information about the authors
Taranov Pavel Mikhailovich - Candidate of Economic Sciences, associate professor of the economics and management department, Azov-Blacksea State Agroengineering Academy (Zernograd). E-mail: [email protected].
Panasyuk Anatoliy Sergeevich - assistant of the economics and management department, Azov-Blacksea State Agroengineering Academy (Zernograd). E-mail: [email protected].
УДК 334.5
РОЛЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В СОЗДАНИИ
СОВРЕМЕННОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ТОРГОВОЙ СИСТЕМЫ
© 2011 г. Н.С. Гужвина
Рассмотрены возможности развития системы потребительской кооперации в направлении активизации ее деятельности на продовольственном рынке. Располагая материально-технической базой и квалифицированными кадрами, потребительская кооперация может наращивать объемы заготовительной деятельности, но для этого необходимо усилить государственную поддержку в рамках программы развития сельского хозяйства.
Ключевые слова: система потребительской кооперации, госпрограмма развития сельского хозяйства, заготовительная деятельность потребительской кооперации, продовольственное обеспечение, государственная поддержка кооперации.
The possibilities of development the consumer cooperative system towards stirring up their activity on food market is considered.
Having the material and technical basis and skilled personnel consumer cooperatives can increase capacities of purveying activities, but it is necessary to increase state support on agriculture development program.
Key word: system of consumer cooperatives, state program of agriculture development, purveying activities of consumer cooperatives, food security, state support of cooperatives.
Развитие рыночных отношений в России неразрывно связано с созданием современной конкурентоспособной торговой системы, ориентированной на рынок и коммерческую деятельность, нацеленной на раскрепощение экономической инициативы, использование различных форм товарного обращения. Рыночные отношения предъявляют требования к развитию приемлемых форм торговой системы. Одной из таких форм является развитие системы потребительской кооперации.
Потребительская кооперация - это вид кооперации, основанной на добровольном объединении потребителей для совместных закупок, производства потребительских товаров и их реализации.
Потребительскую кооперацию отличают демократизм и рыночная экономическая природа. Она всегда отличалась от других систем определенной хозяйственной самостоятельностью, исходя из своих интересов, шла на хозяйственный риск и отвечала за свои обязательства, ориентировалась на получение необходимых доходов, то есть обладала всеми признаками, присущими предпринимательству.
В настоящее время потребительские общества и райпотребсоюзы действуют на основе полной самоокупаемости и самофинансирования, осуществляют свою деятельность через собственные предприятия. Многие из них функционируют на принципах полной хозяйственной самостоятельности, самоуправления, материальной заинтересованности и ответственности. Собственность потребительской кооперации определена как коллективно-долевая и совместная собственность граждан - членов потребительских обществ, то есть как частная собственность.
Становление рыночных отношений, развитие предпринимательской деятельности наталкивается на социальные и экономические противоречия. Большинство рыночных структур коммерциализируется, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли. В этих условиях потребительская кооперация остается некоммерческой структурой и ставит социальные задачи по защите интересов своих
членов посредством нейтрализации или смягчения негативных тенденций в сфере обращения. Потребительская кооперация предназначена задумываться о нуждах сельского населения, организовывать торговлю товарами первой необходимости, торговать в глубинных населенных пунктах.
С одной стороны, потребительская кооперация призвана выполнять социальные задачи потребителя, с другой - рыночные условия заставляют потребительскую кооперацию развивать предпринимательскую деятельность.
В настоящее время реальной возможностью укрепления социально-экономического потенциала системы потребительской кооперации является развитие продовольственного рынка. При его освоении необходимо учитывать различия в поведении покупателей (доходы, условия жизни, культура), в организационных условиях (структура сбытовых сетей, информация, средства транспорта), в конкурентной среде (степень её концентрации, присутствие местных конкурентов и т.д.).
Усилению позиций кооперативных организаций на местных рынках способствует повышение их доли в розничном товарообороте до 70% в ряде областей, завоевание доверия покупателей, расширение ассортимента продаваемых товаров и спектра предоставляемых населению услуг. Развитие продовольственного рынка, обслуживаемого потребительской кооперацией, осуществляется с двух позиций - расширение спроса и рост предложения.
Спрос на продовольствие в сельской местности стимулируется посредством увеличения покупательской способности населения за счёт закупки сельскохозяйственной продукции и сырья и создания новых рабочих мест. Увеличение товарного предложения достигается на основе развития заготовительной, производственной, торговой отраслей, общественного питания, надомного производства и сферы услуг.
Комплексный подход системы потребительской кооперации к развитию продовольственного рынка предусматривает за-
купки сельскохозяйственной продукции и сырья.
Заготовки сельхозпродукции у населения остаются наиболее социально значимой отраслью системы потребительской кооперации. Основные предпосылки усиления роли потребительской кооперации как основного заготовителя на селе состоят в наличии материально-технической базы заготовок, предприятий, осуществляющих переработку сельскохозяйственной продукции, разветвлённой сети предприятий торговли и общественного питания для реализации населению сельскохозяйственной продукции и продуктов её переработки.
Основная цель развития заготовительной деятельности организаций потребительской кооперации - наращивание закупок при гарантированном сбыте. Необходимым условием для ее достижения является вовлечение личных подсобных и фермерских хозяйств и иных малых форм производителей сельскохозяйственной продукции в единый процесс планового и организованного производства сельскохозяйственной продукции и ее сдачи заготовительным организациям потребительской кооперации.
Для реализации поставленной цели необходимо активизировать работу с личными подсобными и фермерскими хозяйствами, иными производителями сельскохозяйственной продукции и населением. В связи с этим необходимо решить целый ряд задач:
- организовать (оптимизировать) учет производителей сельхозпродукции, готовых участвовать в заготовительной деятельности потребительской кооперации, и наладить с ними договорные отношения;
- привлекать производителей сырья, в первую очередь пайщиков потребительской кооперации, к участию в заготовительной деятельности дополнительными потребительскими преимуществами;
- оказывать помощь владельцам личных подсобных хозяйств в приобретении высокопородного молодняка скота и птицы, семян и саженцев сельскохозяйственных культур;
- формировать заказ личным подсобным и фермерским хозяйствам и сельскохозяйственным производителям иных форм на выращивание сельскохозяйственной продукции из предоставленных организациями потребительской кооперации семян и молодняка скота и птицы;
- вовлекать в деятельность по сбору и сдаче дикорастущего сырья население, не занятое такой деятельностью на постоянной основе, в том числе учащихся средних и высших учебных заведений, пенсионеров, временно не работающих лиц;
- привлекать к заготовительной деятельности организаций потребительской кооперации сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
- наладить широкое взаимодействие заготовительной сферы с системой сбыта заготовленной сельскохозяйственной продукции и дикорастущего сырья. С этой целью необходимо обеспечить участие в сбыте сельскохозяйственной продукции (мяса, молока, плодов, овощей, фруктов) и дикорастущего сырья (грибов, ягод, плодов) розничных предприятий торговой сети потребительской кооперации;
- в полной мере использовать возможности производственных предприятий потребительской кооперации по первичной обработке (переработке) сельскохозяйственной продукции и дикорастущего сырья;
- использовать формируемую логистическую систему торговой сети потребительской кооперации для обеспечения эффективного хранения и транспортировки заготовленной сельскохозяйственной продукции и дикорастущего сырья.
Сбыт заготовленной сельскохозяйственной продукции и дикорастущего сырья должен быть сориентирован на крупных и системных покупателей, таких, как государственные и муниципальные организации, крупные производственные предприятия, а также перерабатывающие предприятия и торговая сеть потребкооперации.
Рациональная организация управления закупками и сбытом сельскохозяйственной продукции и сырья позволяет решить следующие задачи:
- выявить ресурсы сельскохозяйственной продукции, сырья, изделий имеющихся у личных подсобных хозяйств;
- установить договорные отношения с владельцами продукции и сырья;
- повысить уровень организации закупок, обеспечить своевременность расчётов со сдатчиками, расширить зоны закупок.
По нашему мнению, в закупках сельскохозяйственной продукции и сырья потребительская кооперация должна отдавать приоритет фермерским и личным подсобным хозяйствам путём установления долгосрочных договорных отношений. Договоры следует составлять так, чтобы продукция производилась с заранее определёнными потребительскими свойствами, к определённому сроку, в соответствии с заказом. При этом заказы на продукцию должны размещаться среди производителей до начала весенних полевых работ. Со своей стороны, организации потребительской кооперации должны гарантировать приёмку всей продукции, произведённой и предлагаемой населением, а также лекарственно-технического сырья, дикорастущих плодов, ягод и грибов, вторичного и кожевенного сырья через магазины, в том числе в форме товарообмена.
Имеющиеся на селе ресурсы уже сегодня позволяют многократно увеличить закупки излишков сельхозпродукции у населения и за счёт этого соответственно повысить доходы сельчан от деятельности в собственном подсобном хозяйстве в 2-3 раза.
Потребкооперация, как никакая другая организация, имеет все предпосылки и возможности широко и многогранно развернуть свою деятельность в сфере продовольственного обеспечения населения страны. В пользу такого заключения говорит опыт многолетней заготовительной деятельности потребительской кооперации через заготовительные пункты и кооперативные магазины.
К сожалению, органы государственной власти пока ещё слабо используют потенциальный резерв потребкооперации в формировании продовольственного фонда
страны. Отсутствие государственного заказа на поставку сельскохозяйственной продукции предприятиями и организациями -заготовителями потребительской кооперации сдерживает наращивание объемов закупок сельхозпродукции у населения.
Для финансового обеспечения заготовительной деятельности необходимо использовать возможности государственной поддержки в рамках программ развития сельского хозяйства, включая субсидирование процентных ставок по кредитам коммерческих банков для инвестирования в объекты заготовительной деятельности и пополнения оборотных средств для закупки сельскохозяйственной продукции и дикорастущего сырья.
Для пополнения оборотных средств в целях закупки сельскохозяйственной продукции и дикорастущего сырья необходимо обеспечить также краткосрочное финансирование со стороны кредитных организаций.
В связи с этим представляется необходимым включение в постановления Правительства РФ о ежегодной государственной поддержке организаций агропромышленного комплекса положений о предоставлении субсидий по краткосрочным кредитам организациям потребительской кооперации, направившим средства кредитов на авансирование и осуществление расчетов за закупленные у населения и других производителей сельскохозяйственную продукцию и лекарственно-техническое сырье для их дальнейшей реализации или промышленной переработки.
Представляется реальным увеличение заготовительного оборота потребительской кооперации главным образом за счет расширения закупок в малых формах сельскохозяйственного производства и особенно личных подсобных хозяйствах населения, что, однако, ведет к увеличению трудоемкости, требует расширения заготовительного аппарата в низовых звеньях, ускоренного развития и модернизации сельской заготовительной сети и, в конечном итоге, увеличивает затраты потребительской кооперации на развитие материально-технической базы заготовительных организаций.
В связи с этим особенно актуальным становится вопрос о распространении на организации потребительской кооперации льгот, предусмотренных для сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с ФЗ «О развитии сельского хозяйства» от 22 декабря 2006 г. № 264-ФЗ в сфере заготовки и переработки сельскохозяйственной продукции.
Чтобы сформировать самостоятельный кооперативный сектор заготовок потребительской кооперации, способный успешно конкурировать на рынке, необходимо усилить государственную поддержку кооперативных организаций потребительской кооперации путем налаживания сотрудничества между кооперативными организациями и органами законодательной и исполнительной власти.
Изучение и использование опыта деятельности потребительской кооперации в сфере заготовок сельскохозяйственной продукции сегодня было бы весьма полезно с точки зрения обеспечения населения страны продовольствием. К сожалению, органы государственной власти еще слабо используют потенциальные резервы потребительской кооперации в формировании продовольственного фонда страны. Отсутствие государственного заказа на отгрузку сельскохозяйственной продукции от предприятий и организаций-заготовителей потребительской кооперации сдерживает наращивание объема закупок сельхозпродукции у населения.
Следует заметить, что в приоритетном национальном проекте «Развитие АПК» в целях обеспечения успешного развития личных подсобных хозяйств и крестьянских (фермерских) хозяйств было намечено организовать продажу населению молодняка скота и птицы, комбикормов, удобрений, сортовых семян картофеля и овощных культур, ветеринарных препаратов, техники и средств малой механизации. Особое внимание уделяется осуществлению мер по решению проблемы своевременной закупки сельскохозяйственной продукции, производимой мелкими товаропроизводителями. Из этого следует, что приоритетный национальный проект «Раз-
витие АПК» был ориентирован на поддержку развития мелкотоварного производства, а о крупных сельскохозяйственных предприятиях практически не сказано ни слова.
На наш взгляд, такой подход к формированию аграрной политики является, корректно выражаясь, не совсем научно обоснованным. Общеизвестно, что в личных подсобных хозяйствах все виды работ выполняются в большинстве своём ручным малопроизводительным способом. К тому же несмотря на то, что в минувшие годы удельный вес молока, производимого личными подсобными хозяйствами, составлял около 55%, оно практически было недоступно для молокоперерабатывающей промышленности.
В национальном проекте «Развитие АПК» предполагается, что закупкой излишков сельскохозяйственной продукции у населения должно заниматься Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. На наш взгляд, основной задачей этого государственного федерального органа управления должна быть, прежде всего, выработка аграрной политики, организация производства продукции сельскохозяйственными предприятиями, а не посредничество между личными подсобными хозяйствами населения и рынком. Полагаем, что посреднические функции, заключающиеся в организации закупок излишков сельскохозяйственной продукции у сельских жителей, вполне успешно могут выполнять заготовительные предприятия и организации потребительской кооперации, которые имеют гораздо больший опыт и практику в решении этих задач через заготовительные пункты и кооперативные магазины.
При государственном подходе к развитию продовольственного рынка страны целесообразно более активно включать систему потребительской кооперации Центросоюза России в выполнение мероприятий, предусмотренных приоритетным национальным проектом и Государственной программой развития сельского хозяйства. Следует учитывать, что потребительские общества системы Центросоюза Рос-
сии сохранили значительную материально-техническую базу, которая позволяет реализовать их значительный потенциал в сфере заготовок и переработки сельскохозяйственной продукции. В связи с этим целесообразно расширить участие потребительской кооперации в заготовках и сбыте сельхозпродукции, прежде всего произведенной малыми формами хозяйствования, в подготовке и переподготовке кооперативных кадров, разработке предложений по совершенствованию режима торговли, в том числе направленных на адресное применение упрощенного режима торговли в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей, реализующих свою продукцию через систему потребительской кооперации, реализации совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов мер по созданию сельскохозяйственных кооперативных рынков.
У потребительской кооперации имеются все необходимые предпосылки для того, чтобы стать одним из основных заготовителей на селе: наличие сформированной во многом еще в советское время материально-технической базы заготовок, осуществляющей переработку сельскохозяйственной продукции; широкая сеть предприятий торговли и общественного питания, реализующая населению сельскохозяйственную продукцию, а также наличие квалифицированных специалистов, что, в свою очередь, будет способствовать решению проблем продовольственного обеспечения населения страны.
Предприятия и организации системы потребительской кооперации под руководством Центросоюза России строят свою работу в соответствии с Концепцией развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года - главным документом на стратегическую перспективу. Под руководством Центросоюза Российской Федерации потребительской кооперацией страны взят курс на активизацию заготовительной деятельности, на приоритетное развитие снабженческо-сбытовых предприятий и организаций, развитие материально-технической базы, внедрение прогрессивных форм торгового
и бытового обслуживания сельского населения.
Центросоюз России, региональные и районные союзы потребительских обществ выполняют функции координаторов, развивают партнёрские отношения с обществом, государством и субъектами внешнеэкономической деятельности. Первоочередное внимание уделяется экономическим аспектам деятельности, концентрации ресурсов и усилий на отраслях, которые имеют самый большой потенциал роста и могут обеспечить кумулятивный эффект для смежных отраслей и всей системы в целом. Это является важной задачей новой Концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года.
Анализ ситуации, сложившейся в кооперативном движении России, показывает: пока ещё не в полной мере реализуются возможности и преимущества кооперативных принципов. Нередко в руководящих органах различных властных структур недооцениваются роль и значение кооперативного сектора в социально-экономическом развитии страны. Не уделяется должного внимания кооперативной сфере деятельности и в научных кругах. В результате получается, что принимаемые на достаточно высоком уровне решения о развитии кооперации в стране носят половинчатый характер, а иногда и вовсе ошибочны.
Однако, несмотря на это, в последние годы кооперативный сектор экономики начал укреплять свои позиции и играет всё большую роль на российском рынке товаров и услуг. Около четверти трудоспособного населения страны участвует в деятельности различных видов и форм кооперации: потребительской, производственной, кредитной, жилищной, дачной, садоводческой и других.
Для подъёма и эффективного развития кооперативной промышленности имеются реальные предпосылки: наличие производственных мощностей, возможность их более полной загрузки и рационального использования; отработанные технологии, научное обеспечение отраслей; приближённость предприятий потребительской кооперации к производителям сельскохо-
зяйственной продукции и сырья, что обусловливает повышение их качества; стабилизация покупательского спроса и улучшение его структуры.
На протяжении всего периода развития основной сферой деятельности потребительской кооперации являлась торговля. Удовлетворяя в основном спрос сельских жителей, розничные торговые предприятия потребительской кооперации непосредственно влияют на состояние продовольственного рынка области. Поэтому основными направлениями развития розничной торговли являются следующие:
- увеличение товарооборота в сельской местности путём применения комплекса маркетинговых мер, направленных на стимулирование потребительского спроса;
- увеличение доли продукции собственного производства в розничном товарообороте;
- эффективное использование предприятий розничной торговли путём преобразования их в магазины - приемозагото-вительные пункты, занимающиеся наряду с торговлей товарами еще и закупкой у населения сельскохозяйственной продукции, лекарственного и технического сырья;
- организация продажи товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения в счёт оплаты за сданную сельскохозяйственную продукцию;
- установление удобных для покупателей режимов торговли (круглосуточно, с продлённым рабочим днём).
Таким образом, потребительская кооперация, располагая развитой инфраструктурой, способна более активно и целенаправленно, в тесном взаимодействии с органами государственного управления всех уровней решать насущные проблемы жизнеобеспечении населения. Потребкооперация имеет все необходимые предпосылки, чтобы стать активным элементом механизма реализации государственных программ и проектов развития сельскохозяйственного производства и возрождения села.
Литература
1. О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации. Закон РФ от 19 июня 1992 г. № 3085-1 (в редакциях от 11 июня 1997 г. № 97-ФЗ и от 28 апреля 2000 г. № 54-ФЗ).
2. О развитии сельского хозяйства. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ.
3. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. Постановление Правительства РФ от 14 июля 2007 года № 446.
4. Лукьянов, В.И. Закупочная деятельность в рамках формирования торговой сети потребительской кооперации России //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2008. -№ 6. - С. 59.
5. Лукьянов, В.И. Роль потребительской кооперации в повышении уровня жизни сельского населения страны //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2008. - № 1. - С. 74.
6. Лукьянов, В.И. Оценка устойчивого экономического развития организаций потребительской кооперации Российской Федерации // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2007. - № 11. - С. 65-68.
7. Ткач, А.В., Романенко, Ю.А., Третьякова, Г.В. Потребительская кооперация и реализация Государственной программы развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2008. -№ 10. - С. 52.
8. Ткач А.В., Романенко Ю.А. Основные направления участия потребительской кооперации в реализации национальных проектов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -2007. - № 11. - С. 7-9.
Сведения об авторе
Гужвина Наталья Сергеевна - канд. экон. наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Азово-Черноморской государственной агроинженерной академии (г. Зерноград). Тел. 8(86359)34-6-66, 8-918-891-96-43. E-mail: [email protected].
Information about the author
Guzhvina Nataliya Sergeevna - Candidate of Economic Sciences, associate professor of the accounting, analysis and audit department, Azov-Blacksea State Agroengineering Academy (Zernograd). Phone: 8(86359)34-6-66. 8-918-891-96-43. E-mail: [email protected].
УДК: 657.1
НОВШЕСТВА В УЧЕТЕ ПОСОБИЙ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ
© 2011 г. Е.В. Железная
Рассмотрена перспектива новшеств в учете оплаты неотработанного времени, а именно: пособий по временной нетрудоспособности. В 2007 и в 2010 годах произошли изменения в определении расчетного периода для расчета среднедневного заработка и, начиная с 2011 года, вводятся новая методика расчета данного показателя, а также ряд других новшеств.
Ключевые слова: пособие по временной нетрудоспособности, Фонд социального страхования, среднедневной заработок, расчетный период.
The prospective of the nonworking time payment calculation novelizes, that is: the temporary disability allowances, was considered.
The changes in the determination of the calculation period took place during the 2007 and 2010 years. And starting from 2011 the new method of this index calculation and some another novelizes are brought into use.
Key word: temporary disability allowance, social insurance fund, average-day earnings, calculation period.
Учет оплаты неотработанного времени занимает значительную долю в деятельности бухгалтеров различных предприятий и организаций, так как работники заболевают, отправляются на санаторно-курортное лечение, уходят в декретный отпуск и трудовой отпуск. Оплата данных видов неотработанного времени производится как за счет предприятий, так и за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, в который поступают регулярные отчисления из фонда заработной платы работников. Правильный расчет размеров пособий по временной нетрудоспособности имеет огромное значение, так как от этого зависит социальная защита работающих граждан.
Начиная с 1996 года правила определения размера пособия по временной нетрудоспособности (ПВН), пособия по беременности и родам и других видов пособий изменялись неоднократно, но, несмотря на изменения, в основе бухгалтерского учета оплаты по больничным листам основным фактором, влияющим на размер ПВН, являются страховой стаж работников и причины наступления нетрудоспособности.
Под страховым стажем работников понимается суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов и (или) налогов. При утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, при карантине, протезировании и долечивании в санаторно-курортных учреждениях ПВН