рованием кредитов. Так, на основе использование внешних источников, развивается весь мир. И если мы стремимся к тому, чтобы наше сельское хозяйство стало одним из мировых лидеров, государство должно содействовать этому, помогая удешевлению кредита, доведению его реальных ставок до уровня развитых стран. Более того, по-видимому, стоит поддержать идею Володиной Н.Г. (см. выше) и подумать о том, чтобы усовершенствовать законодательство о СПК таким образом, чтобы они могли привлекать средства на финансовом рынке не только под проценты, но и путем выпуска облигаций и акций, сохраняя, разумеется, контроль за стратегией развития.
Источники
1. Тюхтенева Р.Т, Молодцова М.Н., 2006. Инвестиционное поведение монополистов. Адрес доступа http://e-lib.gasu.ru/vmu/arhive/ 2006/01/26^^
2. Данилова Е. П., 2010. Инвестиционное поведение хозяйствующих субъектов в условиях социально-экономических изменений (на примере Тюменской области). Автореф. канд дисс. Тюмень, 2010. ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет». Адрес доступа http://www.dslib.net/ekonom-sociologia/investicionnoe-povedenie-hozjajstvujuwih-subektov-v-uslovijah-socialno.html
3. Володина Н.Г. Формирование и развитие организационных моделей сельскохозяйственной кооперации. Автореф. докт. дисс.МСХА имени К.А. Тимирязева, М., 2010. http://dibase.ru/article/27092010 уоЫшапе/! .
4. Там же
5. Там же, с .10.
6. Там же, с. 18-19.
7. Там же, с. 19-20.
8. Эпштейн Д.Б. Агрохолдинги - форма вертикальной интеграции. //АПК: экономика, управление. - 2008. - №9. -С.60-66; Эпштейн Д.Б. Экономическая эффективность и финансовая устойчивость агрохолдингов. // АПК: экономика и управление, № 5, 2013, с.39-47.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ В ОБСЛУЖИВАНИИ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
В УСЛОВИЯХ РЫНКА
Ткач А.В., д.э.н., проф., зав. отд., Засл. деятель науки Российской Федерации, Жуков А.С. к.э.н.,
Нечитайлов А.С., асп.
В 1935 г. государство национализировало собственность потребительской кооперации в городах и перевело всю ее деятельность в сельскую местность, обязав за счет собственной прибыли развивать инфраструктуру села. Одновременно государство обеспечивало потребительскую кооперацию оборотными средствами за счет долгосрочных кредитов. В последующем потребительская кооперация была единственной кооперативной формой хозяйствования в экономической системе страны в сельской местности.
В настоящее время потребительская кооперация имеет организованную структуру по широте охвата населения в сфере мелкотоварной хозяйственной деятельности, располагает разветвленной сетью торговых, заготовительных, производственных объектов. Однако показатели её работы за последние годы в условиях рынка снизились. Основным полем деятельности её являются сельские территории, оказавшиеся в затяжном кризисе, переживающие один из драматичных периодов своей истории. В этих условиях одной из приоритетных задач потребительской кооперации является обеспечение закупок, переработки и гарантированного сбыта продукции сельских производителей, повышение её кон-
курентоспособности на рынке, достижение экономического эффекта за счет реализации продовольствия крупными партиями. Кооперация в производстве, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции рассматривается как скоординированная деятельность хозяйствующих субъектов, основанная на равноправном сотрудничестве. В 2014 г. закупки сельхозпродуктов и сырья составили 9,9% в совокупном объёме деятельности потребительской кооперации системы Центросоюза РФ. В рыночной экономике у потребительской кооперации на селе появились конкуренты в лице коммерческих и частных предприятий. В конкурентной борьбе потребительская кооперация сдает свои позиции. Так, за последние 6 лет деятельность организаций и предприятий системы потребительской кооперации в стране заметно ухудшилась. С каждым годом сокращается число пайщиков, являющихся основой потребительской кооперации. На начало 2015 г. их насчитывалось 2469 тыс. человек, что на 35% ниже уровня 2009 г. Одновременно уменьшилось число потребительских обществ всех видов на 17%, районных и окружных потребсоюзов - на 10%. Следует заметить, что потребительские общества теряют свои позиции в традиционной для себя
сфере деятельности - хлебопечении. Так, за последние шесть лет потребительские общества сократили объемы производства: хлеба и хлебобулочных изделий - на 31%, колбасных изделий - на 52%, кондитерских изделий - на 16%, консервов - на 43%, безалкогольных напитков - на 21%.
С 2009 г. с каждым годом снижается совокупный объем деятельности всей системы, торговли. В сельской местности в 2014 г. функционировало 23672 единиц розничных торговых предприятий, или 60,2% от всего количества в системе потребительской кооперации. Количество розничных магазинов с 2009 по 2014 гг. в потребительских обществах сократилось с 47769 до 37203 единиц, или на 22,1%. Из имеющихся в системе магазинов в 2014 г. действовало 27679, или 74,4%, 4257 магазинов сдано в аренду, 5267 магазинов, или 14,2% закрыто. Из всего количества магазинов, расположенных в сельской местности, действовало 22433, что составляет 74,5% от всего числа сельских магазинов. Сдано в аренду 2998 магазинов, или 10,0%, закрыто -4679, или 15,5%.
Одним из направлений торговой деятельности потребительских обществ является организация общественного питания. В последние годы оборот общественного питания потребитель-
ских обществ практически остается на одном уровне без изменений. В обороте общественного питания доля продукции, выработанной самостоятельно потребительскими обществами, составляет 82,6%.
В 2014 г. потребительские общества сократили объёмы закупок сельхозпродукции и сырья в сопоставимых ценах по сравнению с 2013 г. на 5,4%. При этом доля закупок продукции сельского хозяйства в совокупном объеме деятельности ежегодно увеличивалась и в 2014 г. составила 9,4% против 8,4% в 2009 г. Вместе с тем следует заметить, что объемы закупок мяса потребительскими обществами с каждым годом сокращаются и в 2014 г. составили 69,5 тыс. т, что на 10,2% ниже уровня 2009 г. В то время как объёмы закупок молока за рассматриваемый период возросли с 206,3 тыс. т (2009 г.) до 251,2 тыс. (2014 г.), или на 21,8%. Рост происходил ежегодно по сравнению с предыдущим годом. В 2014 г. уменьшились объёмы закупок плодов с 44,8 т (2009 г.) до 44,5 тыс. т (2014 г.), или на 0,7%, овощей - с 82,4 до 70,2 тыс. т, или на 14,8%, картофеля - с 92,2 до 64,1 тыс. т, или на 30,5%, кожсырья мелкого с 257,9 до 166,4, или на 35,5%, кожсырья крупного с 256,3 до 214,0 тыс. штук, или на 16,5%. (табл. 1).
Таблица 1 - Динамика закупок сельхозпродукции и сырья заготовительными организациями потребительской кооперации Центросоюза РФ
Показатели Годы 2014 в % к 2009
2009 2010 2011 2012 2013 2014
Закупки мяса, тыс. т 77,9 80,2 79,3 79,9 77,8 69,5 89,2
В % к предыдущему году 97,3 103,1 100,3 100,9 97,5 92,6 х
Закупки молока, тыс. т 206,3 210,3 222,4 237,2 258,0 251,2 121,8
В % к предыдущему году 99,6 102,5 106,9 106,7 106,3 102,3 х
Закупки картофеля, тыс. т 92,2 115,0 87,7 81,1 73,3 64,1 69,5
В % к предыдущему году 98,6 124,8 77,6 92,4 90,6 89,8 х
Закупки овощей, тыс. т 82,4 84,7 88,0 81,8 81,0 70,2 85,2
В % к предыдущему году 100,8 102,8 106,8 93,3 99,5 89,8 х
Закупки плодов, тыс. т 44,8 48,7 52,6 49,9 48,2 44,5 99,3
В % к предыдущему году 90,6 108,9 110,8 94,9 96,7 98,8 х
Шерсть (в переводе на чистое волокно), тыс. т 1,4 1,4 1,4 1,3 1,2 1,1 78,6
Кожсырьё крупное, тыс. штук 256,3 279,3 269,3 253,8 223,3 214,0 83,5
Кожсырьё мелкое, тыс. штук 257,9 268,7 241,9 223,1 172,8 166,4 64,5
Кожсырьё свиное, тыс. штук 8,8 9,0 11,5 11,8 10,0 9,7 110,2
Источник: Основные показатели социально-экономической деятельности потребительской кооперации Российской Федерации за 2009-2014 годы. Центросоюз России. М., 2009-2014.
Потребительские осуществляют закупки, переработку и сбыт сельскохозяйственной продукции, производимой сельским населением. По сравнению с другими организационно-правовыми формами хо-
зяйствования потребительские кооперативы и общества имеют более ёмкое моральное наполнение, в них больше порядочности, честности и справедливости. Потребительская кооперация - это та созидательная сила, с по-
мощью которой, можно многого добиться в улучшении жизни сельского населения.
Объективной предпосылкой развития кооперации выступает общественное разделение труда, сопровождающееся формированием самостоятельных сфер: производства, переработки и реализации продукции, пропорциональность и сбалансированность объёмов деятельности которых обеспечивается путем согласования на основе кооперации и заключения долгосрочных договоров контрактации.
Вертикальная кооперация в системе потребительских обществ объединяет стадии производства и переработки продукции, обеспечивает прохождение товарной продукции в едином технологическом процессе из одной фазы в другую, выступает как механизм соединения сельскохозяйственного и промышленного производства, как форма межхозяйственных связей в цепи производства продукции и доведении её до потребителя.
Сложившаяся на селе ситуация требует усиления внимания органов государственной власти к более активному включению потребительской кооперации в решение проблем по развитию сельских территорий, принимать неотложные меры как на федеральном, так и на региональном уровнях, так как экономически устойчивое и социально развитое село -это гарант стабильности, независимости, демографической и продовольственной безопасности страны.
Интересы потребительской кооперации на селе аналогичны государственным, так как она исторически осуществляет свою деятельность по обслуживанию населения. Поэтому у государственных органов власти есть прямой интерес в поддержке потребкооперации. Суть такой поддержки заключается в повышении платежеспособного спроса сельского населения путем увеличения его доходов, повышении оплаты труда, создании потребительской кооперации на определенный период режима благоприятствования, прежде всего, путем частичной компенсации объективно высоких затрат, издержек обращения, субсидировании торговой деятельности, связанной с обслуживанием слабо защищенных слоев сельского населения, а также социальных объектов, облегчении доступа к кредитам, оптимизации налогов и платежей.
Важным направлением сотрудничества государства и потребительской кооперации является привлечение её к формированию и развитию агропродовольственного рынка, признание приоритетов развития заготовительных, сбытовых, маркетинговых, перераба-
тывающих и других кооперативов. В современных условиях в стране наиболее целесообразно использовать имеющуюся инфраструктуру потребительской кооперации, включив ее потенциал в сфере заготовок, переработки и реализации продовольственных товаров через кооперативные магазины. При этом целесообразно обеспечить государственную финансовую поддержку потребительской кооперации для обновления и технического оснащения кооперативных объектов. При таком подходе потребуется гораздо меньше инвестиций, чем для создания параллельной инфраструктуры, основанной на тех же кооперативных принципах. Основой для расширения агропродоволь-ственного рынка могут служить заготовитель-но-сбытовые базы, заготовительные пункты, продовольственные магазины потребкооперации. Через эти объекты потребительской кооперации возможна оптовая и розничная торговля в возрастающих размерах.
В последние годы в условиях санкций и эмбарго государство заинтересовано наладить современную систему потребительской кооперации в обслуживании сельского населения, полнее и качественнее удовлетворять потребности жителей села в товарах и услугах. Одним из основных и традиционных направлений деятельности потребительской кооперации на селе является торговля, осуществляемая через систему розничных магазинов потребительских обществ собственной кооперативной торговой сети.
Для активизации деятельности потребкооперации по обслуживанию сельского населения нужна государственная поддержка. Большой вред потребительской кооперации нанесла приватизация, когда многие объекты были по сути разграблены и приватизированы. Лучшие магазины и перерабатывающие предприятия попали в частные руки и выведены из системы потребкооперации. В настоящее время значительная часть техники и оборудования морально и физически устарели. Так, сократилось число цехов по производству: консервов - на 17%, в том числе плодоовощных - на 30%; безалкогольных напитков на 3%; по переработке овощей и фруктов на 31%; масла животного - на 80%; масла растительного - на 71%; макарон - на 43%; соления и копчения рыбы - на 21%; скотоубойных пунктов - на 36%; мельниц - на 52%; крупорушек - на 67%; промышленных зернодробилок - на 13% меньше по сравнению с 2009 г. Всё это сдерживает расширение деятельности потребительских обществ на селе. Усугубляет
ситуацию и диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.
В условиях предъявленных к нашей стране санкций следует активизировать деятельность потребительских обществ Центросоюза РФ. Полагаем, что со стороны государственных властных структур необходима более целенаправленная работа по вовлечению имеющегося потенциала потребкооперации на решение масштабных задач по продовольственному обеспечению населения страны отечественными продуктами питания.
Рекомендуем разработать и принять целевую программу по поддержке и стимулированию деятельности потребительской кооперации Центросоюза РФ. Потребкооперация
нуждается в осуществлении комплекса мер по совершенствованию правовых, экономических и социальных основ деятельности потребительских обществ и их союзов, составляющих систему потребительской кооперации России. Основные меры государственной поддержки и стимулирования деятельности потребительской кооперации должны быть направлены на развитие ее экономических возможностей для улучшения торгового и иного обслуживания сельских жителей. Формами государственной поддержки и стимулирования деятельности потребительской кооперации являются налоговое, финансовое и иное стимулирование.
ДОРОЖНАЯ КАРТА ПО РАЗВИТИЮ И РЕГУЛИРОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КРЕДИТНЫХ КООПЕРАТИВОВ
Максимов А.Ф., к.э.н., ведущий науч. сотр. ФГБНУ «Всероссийский институт аграрных проблем и информатики имени А.А.Никонова»
Ключевые слова: дорожная карта, сельскохозяйственный кредитный кооператив, государственное регулирование и надзор, саморегулирование, риск-ориентированное регулирование.
Важным компонентом Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года является расширение доступа сельского населения к кредитно-финансовым ресурсам [1]. Этот процесс сопровождается серьезными институциональными изменениями, направленными на усиление государственного регулирования рынка микрофинансовых услуг.
Одним из вариантов выстраивания отношений между регулятором и финансовым рынком является дорожная карта, которая уже подготовлена микрофинансовыми организациями и кредитными потребительскими кооперативами, созданными и действующими в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации». Сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам (СКПК) такая работа еще предстоит. Поэтому представляется своевременной обсуждение вопросов, связанных с подготовкой дорожной карты по регулированию деятельности СКПК.
Формирование идеологии регулирования должно основываться на определенных принципах и механизмах, адекватных уровню рисков, свойственных деятельности как отдельных СКПК, так и системы сельскохозяйственной кредитной кооперации, в целом. Чрезмерное регулирование может привести к росту
операционных расходов и процентных ставок, к свертыванию деятельности СКПК. С другой стороны, его отсутствие играет отрицательную роль - может привести к фактам мошенничества, не обоснованному выводу активов, финансовым и налоговым преступлениям, к непредставлению бухгалтерской и статистической отчетности. Поэтому важно посредством регулирования обеспечить баланс между необходимостью повышения доступности финансовых услуг, с одной стороны, и защиты интересов кредиторов, членов и ассоциированных членов кооператива, с другой [2].
В настоящее время идет диалог между Банком России, Минсельхозом России и представителями рынка сельскохозяйственной кредитной кооперации по вопросам развития и регулирования деятельности СКПК, их союзов (ассоциаций) и иных объединений. Результатом такого диалога, на наш взгляд, должна стать дорожная карта, цель которой - выработка и принятие согласованных позиций между участниками диалога по основным механизмам (мероприятиям) регулирования рынка финансовых услуг, направленных на поступательное и системное развитие СКПК.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
комплексное и синхронное развитие институциональной среды (законов, программ, стандартов, нормативов финансовой деятельности и т.д.);
учет особенностей деятельности СКПК (работа на ограниченной территории, наличие