Научная статья на тему 'Состояние и перспективы развития организаций потребительской кооперации'

Состояние и перспективы развития организаций потребительской кооперации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
423
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н.С. Гужвина

В статье охарактеризованы состояние и перспективы развития организаций потребительской кооперации России. Рассмотрены сферы деятельности потребкооперации, в которых она могла бы содействовать успешному выполнению Госпрограммы развития сельского хозяйства на 2008–2012 годы. Определены направления совершенствования работы системы потребкооперации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Н.С. Гужвина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

It is given a characteristic to a state and perspectives of consuming cooperative organizations’ development. These are considered some spheres of consuming cooperative activity where it can assist to a successful fulfillment of State program on agriculture development in 2008–2012. These are determined the directions of consuming cooperative system improvement.

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы развития организаций потребительской кооперации»

УДК 615.15

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

канд. экон. наук, доц. Н.С. Гужвина

Азово-Черноморская государственная Azov-Blacksea State Agroengineering

агроинженерная академия, г. Зерноград Academy, Zernograd

В статье охарактеризованы состояние и перспективы развития организаций потребительской кооперации России. Рассмотрены сферы деятельности потребкооперации, в которых она могла бы содействовать успешному выполнению Госпрограммы развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы. Определены направления совершенствования работы системы потребкооперации.

It is given a characteristic to a state and perspectives of consuming cooperative organizations' development. These are considered some spheres of consuming cooperative activity where it can assist to a successful fulfillment of State program on agriculture development in 2008-2012. These are determined the directions of consuming cooperative system improvement.

Переход России к рыночной экономике неразрывно связан с созданием современной конкурентоспособной

торговой системы. В условиях систематического роста цен на продукты питания вследствие большого числа посредников, увеличения объемов импортного сырья и продовольствия одной из мер по стабилизации аграрного рынка является нормализация связей

сельхозтоваропроизводителей и

перерабатывающих предприятий. Цель установления взаимодействия состоит в росте совокупной эффективности по всей цепи: производство - переработка -реализация.

Юридической основой установления таких связей является Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» от 29 декабря 2006 года. Согласно положениям статьи 3 данного закона,

сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются

сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие,

сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие и заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года № 193 - ФЗ «О сельскохозяйственной

кооперации». Таким образом, на деятельность потребительской кооперации (районных потребительских обществ и их союзов) данный закон не распространяется. Фактически это означает, что потребительская кооперация не имеет доступа к субсидиям из бюджета, возможностей льготного кредитования заготовительной деятельности и других мер государственной поддержки.

В то же время в условиях недостаточного развития базы для создания сервисных кооперативов (заготовительных, сбытовых, маркетинговых,

перерабатывающих) наиболее

целесообразно использовать имеющуюся инфраструктуру потребительской

кооперации, включив её потенциал в новую инфраструктуру аграрного рынка региона.

В условиях кризиса 90-х годов, когда большинство селян оказались за чертой бедности, потеряли работу и были вынуждены жить за счет продукции своих личных подсобных хозяйств,

потребительская кооперация, по сути, выступила одним из главных инструментов выживания российской глубинки, стала формой и средством самозащиты сельского населения.

В настоящее время предприятия и организации системы потребительской кооперации под руководством Центросоюза России строят свою работу в соответствии с Концепцией развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года - главным документом на стратегическую перспективу. Под руководством Центросоюза Российской Федерации потребительской кооперацией страны взят курс на активизацию заготовительной деятельности, на приоритетное развитие снабженческо-сбытовых предприятий и организаций, развитие материально-технической базы, внедрение прогрессивных форм торгового и бытового обслуживания сельского населения.

В 2007 году совокупный объем хозяйственной деятельности

потребительской кооперации системы Центросоюза России составил 173,4 млрд руб. и увеличился на 76 млрд руб. по сравнению с 2002 годом, или более чем на 20% в сопоставимых ценах, в том числе за 2007 год на 9,1%.

В развитие материально-технической

базы потребительской кооперации за 20032007 годы вложено около 12 млрд руб., введены в действие (реконструировано и построено) более 2,5 тыс. предприятий торговли, общественного питания, общетоварных складов, целый ряд объектов производственного назначения, цеха по выпечке хлеба, производству колбасных изделий, мясопродуктов, заготовок и переработке

сельскохозяйственной продукции.

Деятельность предприятий

потребительской кооперации можно проследить на примере Зерноградского Райпо Ростовской области. Показатели деятельности приведены в таблице 1.

В 2008 году оборот розничной торговли составил 168460 тыс. руб., что на 47,1% больше по сравнению с 2005 годом. За четыре года прирост общего товарооборота составил 46,3%.

За развитие социальной

инфраструктуры села на основе эффективного ведения хозяйства Зерноградскому Райпо в течение последних 9 лет присуждались первые места Центросоюзом РФ.

1

Ведущей отраслью в системе потребительской кооперации,

формирующей совокупный объем деятельности, является розничная торговля продовольственными и промышленными товарами (рис.).

Таблица

Показатели деятельности Зерноградского Райпо, тыс. руб.

Показатели 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2008 г. в % к 2005 г.

Весь товарооборот 133138 146466 165973 194772 146,3

Розничный товарооборот торговой сети 114499 126681 143212 168460 147,1

Оборот общественного питания 18639 19785 22760 26312 141,2

Удельный вес продовольственных товаров в общем товарообороте, % 70,7 71,2 70,2 70,8 100,1

Оборот закупок 13359 19521 24537 24056 180,1

Объём товарной продукции 15417 15457 17450 17688 114,7

Прибыль до налогообложения 5828 8549 9340 11134 191,0

Чистая прибыль 4441 6726 7257 8761 197,3

Динамика продаж товаров

160000

140000

120000

ю ь 100000

СР 80000

О

ы Е< 60000

40000

20000

0

В

ШШе

□продовольственные товары

^промышленные товары

2005

2006 2007

годы

2008

Рис. Динамика продаж по Зерноградскому Райпо

Значительное место в работе потребительской кооперации уделяется заготовкам сельскохозяйственной

продукции в личных подсобных хозяйствах населения и фермерских хозяйствах. В последние годы заготовительная

деятельность выделяется в число приоритетных. Организации

потребительской кооперации не остались в стороне от решения общегосударственных задач.

Не являясь официальными

участниками приоритетного

национального проекта «Развитие АПК», они, тем не менее, активно включились в его реализацию. Уделялось внимание увеличению объемов закупок, повышению качества закупаемой продукции, развитию материально-техни-ческой базы отрасли, в первую очередь для организации закупок мяса и молока.

В 2007 году кооперативными организациями закуплено 87,2 тыс. т мяса. За прошедший год закупки возросли на 7,4%, освоено почти 6% товарных ресурсов мяса в хозяйствах населения. Значительные объемы закупок мяса обеспечены Татарским, Ленинградским, Астраханским, Дагестанским, Ростовским потребсоюзами.

В ряде потребсоюзов активно развивалась закупка молока. Всего по системе его закуплено 202 тыс. т, что на 24% больше, чем в 2006 году и на 28%

больше, чем в 2002 году. В 2007 году закуплено 95 тыс. т овощей, что более чем на треть превышает объемы закупок 2002 года.

В 2007 году в целом по системе закуплено 52,9 тыс. т плодов, что на 30% больше, чем в 2006 году, и почти в 1,5 раза превышает объем закупок 2002 года. Всего же за пять лет организациями потребительской кооперации закуплено у владельцев личных подсобных,

крестьянских (фермерских) хозяйств 445 тыс. т мяса, 887 тыс. т молока, 450 тыс. т овощей, 548 тыс. т картофеля и 225 тыс. т плодов. За принятую продукцию населению выплачено 58 млрд руб., в том числе почти 15 млрд руб. в 2007 году. Сведения о закупочной деятельности Зерноградского Райпо представлены в таблице 2.

В последние годы укрепляется финансовое положение системы потребительской кооперации. В 2007 году получено

3,2 млрд руб. чистой прибыли, рентабельно вели деятельность все потребсоюзы, кроме, Сахалинского. Всего за пять лет сумма чистой прибыли составила 9 млрд руб. За этот период организациями

потребительской кооперации внесено в бюджет налогов и сборов на сумму 46,5 млрд руб., в том числе налогов 36,8 млрд руб.

Таблица 2

Сведения о закупочной деятельности Зерноградского Райпо

Виды продукции Ед. изм. 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2008 г. в % к 2005

Яйцо тыс. шт. 400 379 319 282 70,5

Мясо т 82 69 84 86 104,9

Масло растительное т 2,0 2,0 2,0 1,5 75,0

Хлебопродукты т 1184 1202 1101 1299 109,7

Овощи т 120 100 90 112 93,3

Картофель т 161 168 179 102 63,4

Плоды т 62 70 66 70 112,9

Молоко т 7,0 19,0 13,0 8,0 114,3

Мёд т 1,5 0,6 0,2 0,2 13,3

Сухофрукты т 2,8 3,0 3,0 2,5 89,3

Итого тыс. руб. 13359 19521 24537 24056 180,1

Однако анализ ситуации, сложившейся в кооперативном движении России, показывает: пока ещё не в полной мере реализуются возможности и преимущества кооперативных принципов. Нередко в руководящих органах различных властных структур недооцениваются роль и значение кооперативного сектора в социально-экономичес-ком развитии страны. Не уделяется должного внимания

кооперативной сфере деятельности и в научных кругах. В результате получается, что принимаемые на достаточно высоком уровне решения о развитии кооперации в стране носят половинчатый характер, а иногда и вовсе ошибочны.

Однако, несмотря на это, в последние годы кооперативный сектор экономики начал укреплять свои позиции и играет всё большую роль на российском рынке товаров и услуг. При этом имеющиеся на селе ресурсы уже сегодня позволяют многократно увеличить закупки излишков сельхозпродукции у населения и за счёт этого соответственно повысить доходы сельчан от деятельности в собственном подсобном хозяйстве в 2-3 раза. Перспективы развития закупок основных видов сельскохозяйственной продукции организациями потребительской

кооперации России представлены в таблице 3.

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатели 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2012 в % к 2007

Мясо 87,2 93,0 99,1 105,4 112,4 118,5 135,9

Молоко 201,9 188,8 197,1 204,6 212,4 220,0 109,0

Яйца, тыс. шт. 370,5 383,8 396,0 409,0 422,2 436,7 117,9

Картофель 99,7 119,2 131,5 141,7 151,3 162,2 162,7

Овощи 95,0 101,1 107,5 114,4 121,4 129,0 135,8

Плоды и ягоды культурные 52,9 51,7 55,6 59,8 64,0 68,3 129,1

Перспективы развития закупок основных видов сельхозпродуктов организациями потребительской кооперации России на 2008-2012 годы*, тыс. т

* По данным Центросоюза Российской Федерации Потребкооперация, как никакая другая организация, имеет все

предпосылки и возможности широко и многогранно развернуть свою деятельность в сфере продовольственного обеспечения населения страны. В пользу такого заключения говорит опыт многолетней заготовительной деятельности

потребительской кооперации через

заготовительные пункты и кооперативные магазины.

Перспективы развития производства продовольственной продукции в потребительской кооперации России приведены в таблице 4.

Таблица 4

Перспективы развития производства продовольственной продукции в потребительской кооперации России на 2008-2012 годы*

Показатели 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2012 в % к 2007

Всего, млн руб. 16721 17697 19441 20674 22258 23965 143

Хлеб и хлебобулочные изделия, тыс. т 676 678 688 697 706 718 106

Колбасные изделия, т 21549 22175 22702 23336 24012 24690 115

Кондитерские изделия, т 42682 44150 45409 46871 48586 50269 118

Консервы, туб 48938 43871 45461 47360 49481 51474 105

Безалкогольные напитки, тыс. дал 8575 8720 9170 9646 10113 10618 124

Полуфабрикаты, млн руб. 1268 1380 1513 1670 1838 2020 159

* По данным Центросоюза Российской Федерации

К сожалению, органы

государственной власти пока ещё слабо используют потенциальный резерв потребкооперации

в формировании продовольственного фонда страны. Отсутствие

государственного заказа на поставку сельскохозяйственной продукции

предприятиями и организациями -заготовителями потребительской

кооперации сдерживает наращивание объемов закупок сельхозпродукции у населения.

Одним из факторов, сдерживающих развитие кооперации на селе, является недостаток квалифицированных

специалистов, способных профессионально заниматься организацией кооперативных предприятий, организаций, союзов, ассоциаций и их управлением. Так, в системе потребкооперации Ростовской области трудится свыше 7 тысяч человек, из которых 9,6% имеют высшее образование, 31% - средне-специальное образование.

К сожалению, даже в органах управления государственной и

муниципальной власти почти нет специалистов, которые владели бы приемами и методами кооперативного развития.

В национальном проекте «Развитие АПК» предполагается, что закупкой излишков сельскохозяйственной

продукции у населения должно заниматься Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

На наш взгляд, основной задачей этого государственного федерального органа управления должна быть прежде всего выработка аграрной политики, организация производства продукции сельскохозяйственными предприятиями, а не посредничество между личными подсобными хозяйствами населения и рынком. Полагаем, что посреднические функции, заключающиеся в организации закупок излишков сельскохозяйственной продукции у сельских жителей, вполне успешно могут выполнять заготовительные предприятия и организации

потребительской кооперации, которые имеют гораздо больший опыт и практику в решении этих задач через заготовительные

пункты и кооперативные магазины.

Одна из главных задач деятельности потребительских кооперативов - это обеспечить малому бизнесу на селе сбыт продукции, в том числе через розничные рынки. Через такие рынки проходит 48% объема розничных продаж картофеля, 44% плодоовощной продукции, почти 40% мяса скота и птицы, 20% яиц.

С принятием Федерального закона «О розничных рынках»

сельскохозяйственные и

сельскохозяйственные кооперативные рынки выделены в отдельную категорию, что расширяет возможности для доступа сельхозпроизводителей в этот сегмент розничной торговли. В соответствии с

законом кооперативы получили

возможность выступать в качестве управляющей рынком компании и при этом вести на рынке торгово-закупочную деятельность, что создает определенные преимущества для членов кооператива по осуществлению самостоятельной торговли на рынке, позволяет производителям централизовать сбыт продукции на рынке через кооператив.

Вместе с тем анализ имеющейся информации о планах создания рынков (табл. 5) показывает недостаточную активность регионов по созданию сельскохозяйственных рынков, включая сельскохозяйственные кооперативные рынки.

Таблица 5

Количество розничных рынков в России в 2007 году

Розничные В том числе

Федеральные округа рынки Сельскохозяйственные Сельскохозяйственные

рынки кооперативные рынки

действу- действу- плани- действу- плани-

ющие ющие руемые ющие руемые

Всего по России 4832 195 121 15 39

Центральный 1224 42 19 - 2

Северо-Западный 379 17 20 1 9

Южный 875 58 34 1 5

Приволжский 112,7 28 27 4 17

Уральский 325 37 - - -

Сибирский 639 9 11 1 4

Дальневосточный 235 4 10 1 1

Так, в 2007 году на территории Российской Федерации действовало 4832 розничных рынка, из которых только 195 -специализированные

сельскохозяйственные и 15 -сельскохозяйственные кооперативные.

Предполагается в ближайшие годы создать кооперативные рынки в каждом центре районных муниципальных образований. Также необходимо внести изменения в законодательство Российской Федерации для обеспечения более льготного режима реализации

сельхозпродукции на рынках, которые управляются непосредственно

сельхозкооперативами, что станет дополнительным стимулом для развития кооперации в стране и защиты экономических интересов малого бизнеса на селе.

Это дает возможность решать принципиально важную задачу - создание общероссийской системы кооперации по сбыту сельхозпродукции.

Чтобы сформировать

самостоятельный кооперативный сектор экономики страны, способный успешно конкурировать на рынке, необходимо усилить государственную поддержку кооперативов.

В стране ощущается острый дефицит современных научных разработок, глубоких теоретических и

методологических исследований по проблемам кооперации.

С нашей точки зрения, настало время финансировать подготовку и

переподготовку кадров для кооперации за счёт федерального и региональных бюджетов.

Полагаем, что пришло время создать в стране научный центр, который бы вёл все исследования по проблемам кооперации за счёт средств федерального и региональных бюджетов. Кооперативные и другие вузы должны принять активное участие в информационной и методической

поддержке приоритетных национальных проектов и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков

сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Потребкооперация имеет все необходимые предпосылки, чтобы стать активным элементом механизма реализации государственных программ и проектов развития сельскохозяйственного производства и возрождения села. Поэтому именно потребкооперация при

соответствующем к ней отношении может и должна стать надежным партнером власти по решению многих социально-экономических проблем сельских жителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.