УДК 343.32
DOI 10.23672/w3989-6596-3624-p
Кашкаров Алексей Александрович
доктор юридических наук, доцент,
начальник кафедры уголовного права и криминологии, Крымский филиал Краснодарского университета МВД России kashkarov79@ya.ru
Криштопов Сергей Владимирович
инспектор отдела кадров, Главное следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Республике Крым и городу Севастополю SergeyKrishtopov@gmail.com
Alexey A. Kashkarov
Doctor of Law,
Associate Professor,
Head of the Department
of Criminal Law and Criminology,
Crimean branch Krasnodar University
of the Ministry of Internal Affairs of Russia"
kashkarov79@ya.ru
Sergey V. Krishtopov
Inspector of the Personnel Department,
Main Investigation Department
Investigative Committee
of the Russian Federation
in the Republic of Crimea
and the city of Sevastopol
SergeyKrishtopov@gmail.com
Вопросы квалификации
и проблемы разрешения конкуренции составов преступлений, предусмотренных ст. 2051, 275, 2823 ук рф
Issues of qualification
and problems of resolving the competition of the offenses provided for by articles 2051, 275, 2823 of the criminal code of the russian federation
Аннотация. Статья посвящена уголовно-правовому анализу применения норм, устанавливающих ответственность зафинансирование деятельности экстремистских и террористических организаций, а также их членов. При этом подобные преступные действия по финансированию сообществ (организаций, формирований, объединений) в зависимости от факта признания их экстремистскими или террористическими на территории Российской Федерации могут квалифицироваться постатьям 2051, 275, 2823 УК РФ. Анализируются схожие признаки обозначенных составов преступлений и возможности разрешения проблемы их конкуренции.
Ключевые слова: экстремизм, терроризм, экстремистские организации, финансирование экстремизма, финансирование терроризма, государственная измена, специальная военная операция.
Annotation. The article is devoted to the study of elements of financing the activities of extremist and terrorist organizations, as well as their members, counteracting the special military operation of the Armed Forces of the Russian Federation. Herewith, the similar criminal actions of financing of communities (organizations, formations, unions) depending on the fact of their recognition as extremist or terrorist on the territory of the Russian Federation can fall under the signs of crimes provided by articles 2051, 275, 2823 of the Criminal Code of the Russian Federation. Similar features of the designated corpus delicti and possibilities of solving the problem of their competition are analyzed.
Keywords: еxtremism, terrorism, extremist organizations, extremism financing, terrorism financing, treason, special military operation.
Россия в данный исторический момент находится в сложной геополитической ситуации; мы столкнулись беспрецедентным давлением западных «партнёров», провокациями, диверсиями и террористическими акциями как на территории государства, так и за его пределами. Указанные обстоятельства требуют от органов публичной власти адекватных, своевременных и адресных мер. К такого рода мерам следует относить и
уголовно-правовые, основная задача, которых обеспечение уголовно-правовой охраны общественной безопасности, конституционного строя Российской Федерации, территориальной целостности государства.
Наряду с законодательной деятельностью по признанию ряда деяний общественно-опасными, закреплением их признаков в Уголовном кодексе Российской Федерации [1] (далее - УК РФ) и,
соответственно, запретом их совершения с одновременным установлением определенных санкций, надлежит устранить имеющиеся и прогнозируемые в будущем коллизии, связанные с правоприменением, которые могут быть вызваны конкуренцией уголовно-правовых норм.
Например, редакция ст. 275 УК РФ (с учетом изменений внесенных Федеральным законом от 14.07.2022), предусматривает ответственность за государственную измену, к которой, в том числе, относится оказание финансовой, материально-технической, ... или иной помощи ..., международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации.
Применение уголовно-правовых норм, устанавливающих ответственность за преступления террористического характера и/или экстремистской направленности, невозможно без судебного определения статуса сообществ (организаций, формирований, объединений) и соответственно запретом их деятельности. Так, например, в Едином федеральном списке организаций, признанных террористическими под номерами 21 и 40 соответственно находятся:
- террористическое сообщество - структурное подразделение организации «Правый сектор» на территории Республики Крым (признано террористическим в соответствии с решением Московского городского суда от 17.12.2014 (б/н), вступившим в законную силу 30.12.2014);
- «Крымско-татарский добровольческий батальон имени НоманаЧелебиджихана» (признано террористическим в соответствии с решением Верховного Суда Российской Федерации от 01.06.2022 №АКПИ22-303С, вступившим в законную силу 05.07.2022).
Кроме того, украинский националистический батальон «Азов» решением Верховного Суда Российской Федерации от 02.08.2022 [2] признан террористическим. Решение вступило в законную силу немедленно.
Деятельность указанных организаций на территории Российской Федерации запрещена и соответственно уголовно наказуема, однако, перечисленные организации официально зарегистрированы в качестве легальных политических движений и/или партий, общественных организаций и/или структурных подразделений вооружённых формирований за рубежом (Украина, Польша, страны Прибалтики), таким образом, исходя из указанного, они в обязательном порядке в Российской Федерации должны признаваться иностранными организациям, а их лидеры, иные участники -представителями. Указанные организации в своих программных, руководящих и иных политических документах декларируют в качестве целей насильственное изменение территориальной целостности Российской Федерации, стремятся причинить вред безопасности России, кроме того, ряд сообществ (организаций, формирований, объединений) и их членов, признанные экстремистскими и (или) террористическими на
территории Российской Федерации, и одновременно активно с оружием в руках противостоят Вооружённым силам Российской Федерации (далее - ВС РФ), проводящим специальную военную операцию. Приведённое свидетельствую, что возможно возникновение определенных спорных моментов, связанных с применением ст. 2051, 275, 2823 УК РФ.
Финансовая и/или материально-техническая помощь данным преступным формированиям и их членам может быть квалифицирована как по ст. 275 УК РФ, так и по ч. 11 и ч. 4 ст. 2051 УК РФ «Содействие террористической деятельности». Однако данное утверждение распространяется применительно к ст. 275 УК РФ лишь в случае совершения данного преступления гражданином Российской Федерации.
При этом ч. 11 ст. 2051 УК РФ устанавливает ответственность за финансирование терроризма. В свою очередь ч. 4 ст. 2051 УК РФ криминализирует организацию финансирования терроризма.
Из примечания 1 к статье 2051 УК следует, что к финансированию терроризма могут быть отнесены предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для:
- финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205-206, 208, 211, 220-221, 277-279 и 360 УК РФ;
- для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из этих преступлений (ст. 205-206, 208, 211, 220- 221, 277-279 и 360 УК РФ), либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества(преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из этих преступлений.
В.Н. Воронин под оказанием финансовой помощи, применительно к тексту ст. 275 УК РФ, предлагает понимать предоставление денежных средств лицам, ведущим деятельность, направленную против безопасности РФ. При этом материально-техническая помощь может заключаться в предоставлении конкретных материальных ценностей, жилья, оборудования, транспорта [3, с. 101].
Кроме того, в списке экстремистских организаций находятся [4]:
- 37. Украинская организация «Правый сектор» (решение Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2014);
- 38. Украинская организация «Украинская национальная ассамблея - Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО) (решение Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2014);
- 39. Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА) (решение Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2014);
- 40. Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры» (решение Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2014);
- 41. Украинская организация «Братство» (решение Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2014);
- 44. Организация - межрегиональное национал-радикальное объединение «Misanthropicdivi sion» (название на русском языке «Мизантро-пикдивижн»), оно же «MisanthropicDivision» «МО», оно же «Md» (решение Красноярского краевого суда от 17.07.2015).
Как мы можем заметить, «Правый сектор» находится одновременно в списке как террористических, так и экстремистских организаций, что в случае их финансирования гражданином РФ порождает конкуренцию сразу между всеми рассматриваемыми статьями 2051, 275, 2823 УК РФ.
Все остальные приведенные выше организации, являясь экстремистскими, и их члены принимают активное участие в противодействии ВС РФ, что вызывает в спор при выборе правильной квалификации действий виновных лиц. Любое из рассматриваемых преступлений направлено против безопасности Российской Федерации. Все они совершаются исключительно с прямым умыслом. Каждое из указанных преступлений содержит примечание, предусматривающее освобождение от уголовной ответственности. Правило идеальной совокупности при квалификации по ста-тьям2051, 275, 2823УК РФ (например, по статьям 275 и 2051 УК РФ или статьям 275 и 2823 УК РФ) за совершение одного действия финансирования, по нашему мнению, не применимо. Здесь применим принцип - «не дважды за одно и то же».
Безусловно, от установления отношения лица к совершаемому деянию (субъективной стороны преступления) будет зависеть правильная квалификация его действий. Однако в случае отказа от дачи показаний, в соответствии со ст. 51 Конституции РФ, перед следователем, прокурором и судом встанет описанная «правовая дилемма», которую, в ряде случаев, сложно будет разрешить.
Стоит отметить, что по ст. 2823 УК РФ предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок от трех до восьми лет, что относит статью к категории тяжких. Однако верхняя граница ответственности гораздо ниже, чем по смежным составам преступлений, предусмотренным статьям 275 или 2051 УК РФ, которые отнесены законодателем к категории особо тяжких преступлений.
В постановлениях Верховного Суда Российской Федерации разъяснений о практики применения указанных норм не содержатся, что вызывает определенные трудности в процессе квалификации. Технико-юридический брак, связанный с быстротой принятия законов должен своевременно устраняться либо путем внесения изменений в соответствующие статьи УК РФ (в т.ч. примечания), либо путем толкования Верховным Судом Российской Федерации.
При этом очевидно, что вопрос обеспечения безопасности Российской Федерации и защиты конституционного строя находится в приоритете государственной политики, поэтому в рассматриваемых случаях приоритет при квалификации должен отдаваться ст. 275 УК РФ.
Например, ранее нами предлагалось абзац второй пункта 22.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года № 11 «О судебной практике по уголовным делам экстремистской направленности» (далее ППВС РФ от 28.06.2011 № 11) изложить в следующей редакции: «Финансированием экстремистской деятельности следует признавать наряду с оказанием финансовых услуг предоставление или сбор не только денежных средств (в наличной или безналичной форме), но и материальных средств (например, предметов обмундирования, экипировки, средств связи, цифровой валюты, цифровых прав на цифровые финансовые активы, жилых либо нежилых помещений, транспортных средств) ценных бумаг, охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации (интеллектуальной собственности), с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений экстремистской направленности, либо для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из этих преступлений, либо для обеспечения деятельности экстремистского сообщества или экстремистской организации (например, систематические отчисления или разовый взнос в общую кассу, приобретение недвижимости или оплата стоимости ее аренды, предоставление денежных средств, предназначенных для подкупа должностных лиц и т.п.).» [5, с. 256].
С учетом возникшего вопроса о разграничении подобных действий, следует дополнить п. 22.1 ППВС РФ от 28.06.2011 № 11 абзацем следующего содержания: «В случае совершения гражданином Российской Федерации действий, изложенных в абзаце 2 настоящего пункта в пользу экстремистского сообщества или экстремистской организации, принимающих участие в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, то действия лица подлежат квалификации по статье 275 УК РФ и дополнительной квалификации по статье 2823 УК РФ не требуют» .
Приведённое свидетельствует о том, что при наличии либо отсутствии соответствующих признаков (наличие гражданства Российской Федерации у лица, которое финансирует деятельность запрещённой организации; легальный правовой статус запрещённой на территории России организации за рубежом; признание одной и той же организации как террористической и экстремистской одновременно) даёт основание утверждать либо о наличии идеальной совокупности преступлений, либо о конкуренции общей и специальной нормы, которая исключает применение ст. 275 УК РФ.
Литература:
Literature:
1. Уголовный кодекс РФ: федер закон от 13 июня 1996 г. № бЗ-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
2. Верховный суд РФ признал «Азов»* террористической организацией. ЫЯЬ : https://www.vsrf.ru/ press_center/mass_media/31421
3. Воронин В.Н. Качество уголовно-правовой охраны сведений, составляющих государственную тайну: проблемы конструирования норм и дифференциации уголовной ответственности / В.Н. Воронин // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 7(80).
4. Перечень общественных объединений и религиозных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». URL : https://minjust. gov.ru/ru/documents/7822
5. Криштопов С.В. Уголовно-правовое противодействие преступлениям экстремистской направленности : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2022.
1. The Criminal Code of the Russian Federation: Federal Law № 63-FZ of June 13, 1996 // Collection of Legislation of the Russian Federation. 1996. № 25. Art. 2954.
2. The Supreme Court of the Russian Federation recognized «Azov»* as a terrorist organization. URL : https://www.vsrf.ru/press_center/mass_media/ 31421
3. Voronin V.N. The quality of criminal law protection of information constituting a state secret: problems of constructing norms and differentiation of criminal responsibility / V.N. Voronin // Actual problems of Russian law. 2017. № 7(80).
4. The list of public associations and religious organizations in respect of which the court has made a decision that has entered into legal force to liquidate or ban activities on the grounds provided for by Federal Law № 114-FZ of 25.07.2002 «On countering extremist activity». URL : https://minjust.gov.ru/ru/doc-uments/7822
5. Krishtopov S.V. Criminal and legal counteraction to crimes of extremist orientation : dis. ... cand. jurid. M., 2022.