Научная статья на тему 'Ответственность за финансирование экстремистской деятельности как новелла уголовного законодательства'

Ответственность за финансирование экстремистской деятельности как новелла уголовного законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
498
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ФИНАНСИРОВАНИЕ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / SOCIAL CONDITIONALITY OF CRIMINAL RESPONSIBILITY FOR CRIMES OF AN EXTREMIST ORIENTATION / СИСТЕМНОСТЬ УГОЛОВНОГО ПРАВА / CONSISTENCY OF CRIMINAL LAW / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / CRIMINAL RESPONSIBILITY FOR THE FINANCING OF EXTREMIST ACTIVITIES / ФИНАНСИРОВАНИЕ ИНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / FINANCING OF OTHER CRIMES / РАСШИРЕНИЕ ПЕРЕЧНЯ ДЕЙСТВИЙ / THE EXPANSION OF THE LIST OF ACTIONS / ПРИЗНАВАЕМЫХ ПОСОБНИЧЕСТВОМ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / RECOGNIZED COMPLICITY IN COMMITTING CRIMES / ENTERING TERRORISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Борисов Сергей Викторович

Выделены и проанализированы актуальные проблемы уголовного права, связанные с дополнением Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации новой статьёй об ответственности за финансирование экстремистской деятельности, продемонстрировано влияние этих проблем на эффективность правоприменительной деятельности и предложены пути их устранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The responsibility for the financing of extremist activity as novella of criminal legislation

Highlighted and analyzed actual problems of criminal law, related to the addition of the Special part of the Criminal code of the Russian Federation with a new article about the responsibility for the financing of extremist activities, demonstrated the impact of these problems on the efficiency of law enforcement and the ways of their elimination.

Текст научной работы на тему «Ответственность за финансирование экстремистской деятельности как новелла уголовного законодательства»

ответственность за финансирование

экстремистской деятельности

как новелла уголовного законодательства

СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ БОРИСОВ,

доктор юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология;

уголовно-исполнительное право E-mail: svb397@yandex.ru

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Выделены и проанализированы актуальные проблемы уголовного права, связанные с дополнением Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации новой статьёй об ответственности за финансирование экстремистской деятельности, продемонстрировано влияние этих проблем на эффективность правоприменительной деятельности и предложены пути их устранения.

Ключевые слова: уголовная ответственность за финансирование экстремистской деятельности; социальная обусловленность уголовной ответственности за преступления экстремистской направленности; системность уголовного права; противодействие террористической деятельности; финансирование иных преступлений; расширение перечня действий, признаваемых пособничеством в совершении преступлений.

Annotation. Highlighted and analyzed actual problems of criminal law, related to the addition of the Special part of the Criminal code of the Russian Federation with a new article about the responsibility for the financing of extremist activities, demonstrated the impact of these problems on the efficiency of law enforcement and the ways of their elimination.

Keywords: criminal responsibility for the financing of extremist activities; social conditionality of criminal responsibility for crimes of an extremist orientation; consistency of criminal law; entering terrorism, financing of other crimes; the expansion of the list of actions, recognized complicity in committing crimes.

Федеральным законом от 28 июня 2014 г № 179-ФЗ1 Особенная часть Уголовного кодекса Российской Федерации2 была дополнена статьёй 2823 об ответственности за финансирование экстремистской деятельности. В пояснительной записке к соответствующему законопроекту данная новелла обоснована «отсутствием детальной регламентации в законодательстве вопросов, связанных с финансированием экстремисткой деятельности» и назревшей «объективной необходимостью»3. Полагаем, что такое обоснование нельзя признать достаточным, поскольку оно не базируется на всестороннем научном исследовании и не подкреплено результатами изучения эмпирической информации и данных социологических исследований, в том числе опросов практических работников правоохранительных органов. Как результат, уголовный закон дополнен новой статьёй, толкование и последующее применение которой изначально сопряжено с рядом проблем, на которых мы и остановимся в настоящей работе.

Во-первых, статья 2823 УК РФ имеет наименование «Финансирование экстремистской деятельности», тогда как

в диспозиции её части первой говорится о финансировании хотя бы одного из преступлений экстремистской направленности либо деятельности экстремистского сообщества или экстремистской организации, то есть о содействии только части экстремистских проявлений, но не всей экстремистской деятельности. При этом не учитывается, что в правоприменительной практике уголовно наказуемые деяния в виде организации экстремистского сообщества или деятельности экстремистской организации, а равно участия в них (ст. 2821 и 2822 УК РФ) рассматриваются в качестве видов преступлений экстремистской направленности, поэтому указание на данные преступные объединения в диспозиции ч. 1 ст. 2823 УК РФ является излишним. Кроме того, относительно преступлений, предусмотренным ст. 2821 и 2822 УК РФ, искусственно создано их частичное совпадение с финансированием экстремистской деятельности, поскольку деятельность организатора либо участника экстремистского сообщества или экстремистской организации может выражаться в организации материально-технического обеспечения или непосредственном финансировании таких

преступных объединений4. Представляется, что финансирование той или иной преступной деятельности, как правило, придаёт ей организованный характер, предполагающий осуществление таковой под эгидой функционирования того или иного преступного объединения (например, экстремистского сообщества или экстремистской организации), что полностью охватывается статьями Особенной части УК РФ об организации данных объединений или участии в них.

Во-вторых, в тексте диспозиции ч. 1 ст. 2823 УК РФ наблюдается отступление от принципа системности права в виде использования термина, не совпадающего с его смысловым аналогом, закреплённым в нормах Общей части УК РФ: вместо слова «приготовление» указывается слово «подготовка». Та же неточность присутствует и в других статьях Особенной части УК РФ (например, в ст. 2054 и ст. 2821 УК РФ), что говорит о недостаточном соблюдении принципов законодательной техники.

Терминологически не совсем точным выглядит и использование слова «средства» без его дополнения указанием на денежный (имущественный) характер. Можно, конечно, учесть, что такие средства предназначены для финансирования преступной деятельности, что подразумевает «спонсирование» таковой деньгами и (или) другим имуществом, но текст закона должен быть не почвой для предположений и умозаключений, а представлять собой чёткое руководство для его правильного и единообразного применения.

В-третьих, в диспозиции ч. 1 ст. 2823 УК РФ ничего не говорится о размере финансовой помощи экстремисткой деятельности: нет указания на его минимальную границу, отсутствует и дифференциация уголовной ответственности по данному признаку. Кроме того, отсутствует дифференциация уголовной ответственности и с учётом количества преступлений экстремистской направленности, которые финансировались виновным. Полагаем, что это не в полной мере соответствует принципу справедливости (ст. 6 УК РФ) и не способствует единообразному применению ст. 2823 УК РФ. Такая же ситуация наблюдается и в ч. 4 ст. 2051 УК РФ относительно регламентации ответственности за организацию финансирования терроризма.

В-четвёртых, в примечании к ст. 2823 УК РФ, содержащем специальные условия освобождения от уголовной ответственности, говорится о том, что такое освобождение производится, если виновное лицо своими действиями способствовало предотвращению либо пресечению преступления, которое оно финансировало, а равно способствовало пресечению деятельности экстремистского сообщества или экстремистской организации. Возникает вопрос, должно ли состояться предотвращение (пресечение) финансируемого преступления или же достаточно этому способствовать, в

том числе и без положительного результата? Этот же вопрос остался без ответа Пленума Верховного Суда Российской Федерации и применительно к ст. 205 УК РФ об ответственности за террористический акт5.

В-пятых, полагаем, что санкции частей 1 и 2 ст. 2823 УК РФ не соотнесены с санкциями других статей Особенной части УК РФ об ответственности за различные виды преступлений экстремистской направленности, что также может приводить к нарушению принципа справедливости. Например, лицо, финансировавшее совершение нескольких убийств на почве национальной ненависти может понести равную или даже менее строгую ответственность по сравнению с тем, кто финансировал нанесение побоев из тех же побуждений.

Как видим, приведённые замечания касаются не только недостатков законодательной техники, но и подчеркивают необходимость дополнительной проработки, как содержания диспозиции, так и санкций данной статьи УК. Отметим, что автор принимал участие в изучении и обобщении практики деятельности всех судов Российской Федерации при подготовке постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» в 2011 г и обзорной справки по таким делам в 2014 г и не обнаружил хотя бы один пример совершения действий, указанных в ст. 2823 УК РФ. Поэтому подтвердить пробельность законодательства в части противодействия финансированию экстремистской деятельности нам не удалось. Такой же результат был получен и при проведении объемных эмпирических исследований6.

Наряду с этим, следует отметить, что с позиций системности уголовного права финансирование того или иного уголовно наказуемого деяния может представлять собой один из видов соучастия в нём — пособничество, подлежащее квалификации по статье Особенной части УК РФ о соответствующем преступлении со ссылкой на ч. 5 ст. 33 этого УК, что позволяет тем самым учесть фактические характер и степень общественной опасности такого вида деятельности во взаимосвязи с конкретным преступлением. Полагаем, что о пособнических действиях речь идет и в деяниях, ответственность за которые предусмотрена ст. 2051, 2052, 2823 и 2911 УК РФ.

В связи с этим считаем целесообразным изложить ч. 5 ст. 33 УК РФ таким образом, чтобы перечень видов действий (бездействия), относящихся к пособничеству не являлся исчерпывающим, что возможно за счёт завершения законодательного определения данного вида соучастия в преступлении следующим словосочетанием:

106

Вестник Московского университета МВД России

№ 11 / 2014

«..., а равно лицо, иным образом существенно содействовавшее совершению преступления». Полагаем, что предлагаемое дополнение позволит, во-первых, избавиться от избыточных специальных уголовно-правовых запретов, касающихся видов пособничества, формально не предусмотренных ч. 5 ст. 33 УК РФ, и, во-вторых, соотнести тяжесть ответственности за пособнические действия (бездействие) с санкцией статьи Особенной части УК РФ об ответственности за конкретное преступление, совершению которого содействовал виновный.

1 См.: Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 179-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2014. 3 июля.

2 Далее — УК РФ.

3 См.: Пояснительная записка Комитета Государственной

Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству к законопроекту № 588894-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по вопросу о противодействии экстремистской деятельности в Российской Федерации) // Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федера-ции: http:// asozd2.duma.gov.ra/mam.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=588894-5 (дата обраще-ния: 7 июля 2014г.).

4 См.: пункты 15, 16, 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 г. № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экс-тремистской направленности» // Российская газета. 2011. 4 июля.

5 См.: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступле-ниях террористической направленности» // Российская газета. 2012. 17 февраля.

6 См.: Борисов С.В. Преступления экстремистской направленности: проблемы законода-тельства и правоприменения: Дис. ... докт. юрид. наук. М., 2012. — 484с.

уважаемые коллеги!

3 декабря 2014 года в 11:00 в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя совместно с Национальным центральным бюро Интерпола МВД России состоится научно-практическая конференция, посвященная столетию международного полицейского сотрудничества.

В конференции планируется участие начальника Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя генерал-майора полиции И.А. Калиниченко, начальника НЦБ Интерпола МВД России генерал-майора полиции А.В. Прокопчука, советника министра внутренних дел Российской Федерации генерал-майора в милиции в отставке В.С. Овчинского, председателя Ассоциации офицеров связи правоохранительных органов, аккредитованных при иностранных дипломатических миссиях в Российской Федерации Я. Явора, начальника Всероссийского института повышения квалификации МВД России генерал-лейтенанта полиции Ю.Н. Демидова, сотрудников НЦБ Интерпола МВД России, а также профессорско-преподавательского состава и адъюнктов Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Научно-практическая конференция проводится в соответствии с Планом мероприятий, посвященных столетию проведения Первого международного конгресса криминальной полиции (1914 г, Монако), утвержденным Министром внутренних дел Российской Федерации генерал-полковником полиции В.А. Ко-локольцевым.

В ходе конференции предполагается обсудить следующие вопросы:

• исторические аспекты становления и развития международного полицейского сотрудничества;

• роль Интерпола в борьбе с транснациональной преступностью;

• деятельность МВД России в сфере международного полицейского сотрудничества.

Место проведения конференции:

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, ул. Академика Волгина, д. 12а, корпус 3, конференц-зал

Тексты (тезисы) выступлений направлять по адресу:

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 147997, ул. Академика Волгина, д. 12а;

Тел.: (495) 335-69-44, (495) 335-17-11, e-mail: onimosu@mail.ru

По результатам научно-представительского мероприятия планируется издание сборника выступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.