ПРАВО
ВОПРОСЫ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ
Досмырза Д.
В статье рассматриваются вопросы предупреждения коррупционных и других таможенных правонарушений и преступлений в таможенном администрировании, а также факторы, при которых возможно их совершение.
ISSUES OF CORRUPTION OFFENCES IN CUSTOMS BODIES
D. Dosmyrza
The article considers the issues of prevention of corruption and other customs violations and crimes in customs administration, as well as the factors which may cause their commitment.
Таможенная служба является одной из наиболее коррумпированных государственных структур. Данное положение обусловлено целым рядом обстоятельств как объективного, так и субъективного характера. Необходимо сказать, что руководство Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан проводит достаточно жесткую политику в деле противодействия коррупции, а также минимизации коррупционных рисков в служебной деятельности таможенных служащих. В данной статье речь пойдет о некоторых вопросах профилактики и противодействия как коррупционных, так и других правонарушений в сфере таможенного администрирования.
Продиктованная реалиями дня современная приоритетная задача таможенных органов связана с обеспечением стабильной положительной динамики поступления таможенных платежей в бюджет, обеспечением экономической безопасности в сфере таможенного дела и пресечением мошеннических схем уклонения от уплаты таможенных платежей.
Эффективное решение стоящих перед таможенными органами задач объективно требует организации системной рабо-
ты по предупреждению правонарушений, минимизации их негативных последствий.
Действующая нормативная правовая база содержит необходимую правовую основу данной деятельности.
В соответствии с Законом Республики Казахстан от 29 апреля 2010 года №271-IV «О профилактике правонарушений», Указа Главы государства от 17 августа 2010 года №1039 «О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в Республике Казахстан», а также Постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 декабря 2010 года №1345 «Об образовании Межведомственной комиссии по профилактике правонарушений при Правительстве Республики Казахстан» таможенные органы Республики Казахстан осуществляют меры общей, специальной и индивидуальной профилактики, распространяют информацию о проводимых профилактических мероприятиях (за исключением сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну), в том числе представляют эту информацию по запросам государственных органов (организаций), иных организаций и граждан, осуществляют иные полномочия.
Всесторонний характер мер профилактики обеспечивается Комплексными планами профилактических мероприятий Комитета таможенного контроля Республики Казахстан с другими государственными и правоохранительными органами.
В соответствии с принятыми документами в целях профилактики правонарушений против государства и порядка осуществления власти и управления таможенные органы проводят комплексные профилактические мероприятия, в том числе межведомственные, по предупреждению коррупции, контрабанды, незаконного оборота наркотиков, деятельности в сфере таможенного дела организованных преступных групп.
В целях профилактики правонарушений против собственности и порядка осуществления экономической деятельности таможенные органы проводят мероприятия по профилактике хищений, незаконного расходования бюджетных средств в таможенных органах, подведомственных организациях, правонарушений в реальном секторе экономики, направленных на уклонение от уплаты таможенных платежей, нарушение норм, устанавливающих запрет либо ограничения на перемещение товаров через таможенную границу по основаниям экономического и неэкономического характера, кроме того, во взаимодействии с органами финансовой полиции осуществляют криминологическое прогнозирование в сфере экономической безопасности и планирование на его основе профилактических мероприятий по предупреждению правонарушений, посягающих на экономическую безопасность.
Для выполнения задач, поставленных перед таможенными органами, осуществляются следующие меры профилактики.
Меры общей профилактики, включающие:
- комплексные профилактические мероприятия, в т.ч. межведомственные по предупреждению коррупции, должностных преступлений и правонарушений, выявле-
нию и перекрытию каналов наркотрафика и контрабанды, деятельности организованных преступных групп и преступных организаций в сфере таможенного дела;
- проверки состояния работы в подведомственных органах, организациях, их подразделениях по борьбе с хищениями и расходованию бюджетных средств;
- мероприятия, направленные на предупреждение правонарушений в реальном секторе экономики, направленные на уклонение от уплаты таможенных платежей, нарушение норм, устанавливающих запрет либо ограничения на перемещение товаров через таможенную границу по основаниям экономического и неэкономического характера;
- мероприятия (конференции, «круглые столы», семинары, лекции и т.д.), направленные на обеспечение правового просвещения граждан;
- представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений.
Меры специальной профилактики -специальные меры, котрые включают в себя разработку и реализацию республиканских и региональных, а в некоторых случаях и международных программ, направленных на профилактику отдельных видов правонарушений, а также выявление и устранение причин и условий, способствующих формированию противоправного поведения среди определенных социальных групп населения. К таким можно отнести:
1) совершенствование практических форм взаимодействия с правоохранительными органами в формате СНГ, ОДКБ и ШОС;
2) проведение правоохранительными органами Беларуси, Казахстана и России специальных операций по выявлению и пресечению деятельности организованных преступных групп, действующих в приграничных регионах; пресечению незаконного оборота наркотических средств;
выявлению и нейтрализации каналов незаконной миграции на единой таможенной территории;
3) проведение на регулярной основе масштабных оперативно-профилактических мероприятий и специальных операций в приграничных с Казахстаном регионах по выявлению и пресечению:
- деятельности организованных преступных групп;
- деятельности лиц и организаций, причастных к совершению преступлений террористического и экстремистского характера;
- нелегальной миграции;
- незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, в том числе методом «контролируемой поставки»;
- по противодействию незаконному изготовлению и обороту оружия
Меры индивидуальной профилактики определяются с учетом индивидуальных особенностей лиц, в отношении которых они применяются, характера и степени общественной опасности совершенных ими правонарушений или антиобщественных действий, к ним относятся:
- проведение профилактической беседы;
- постановка на профилактический учет и установление профилактического контроля;
- направление представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений;
- социальная реабилитация и адаптация лиц, находящихся в социально опасном положении.
Меры принудительного и ограничительного характера.
Рассмотрим основные аспекты предупреждения правонарушений и преступлений в таможенном администрировании.
Борьба с коррупцией является одним из приоритетных направлений деятельности органов таможенного контроля.
Таможенными органами первостепенное внимание уделяется профилактике и
предупреждению коррупционных преступлений и иных правонарушений в собственных рядах. С этой целью регулярно проводятся оперативные совещания среди личного состава территориальных таможенных органов, семинары и "круглые столы" с участием представителей других государственных органов, участников внешнеэкономической деятельности и таможенных представителей, а также консультативные советы при территориальных департаментах с участием представителей НДП «Нур-Отан» и участников внешнеэкономической деятельности.
Особая роль в профилактике коррупционных правонарушений отводится проведению служебных расследовании. По итогам служебных расследований большая часть должностных лиц таможенных органов, совершивших коррупционные деяния (около 70%), выявляются собственными силами служб внутренней безопасности.
Кроме того, в рамках борьбы с коррупцией службами внутренней безопасности таможенных органов во взаимодействии с отделами кадровой работы, а также органами прокуратуры на постоянной основе проводятся плановые и внеплановые мероприятия антикоррупционной и воспитательно-профилактической направленности.
В целях эффективной реализации административно-правовых механизмов противодействия коррупции в системе таможенной службы Республики Казахстан необходимо внедрять в ее деятельность ряд рекомендаций Международного валютного фонда, направленных на минимизацию рисков коррупции в деятельности таможенной службы.
В частности, необходимо совершенствовать систему отбора и подготовки кадров для работы в системе таможенной инфраструктуры, внедрение административных процедур организации таможенных операций, создание механизмов внутреннего аудита, совершенствование правовых и организационных основ службы внутренней безопаснос-
ти, поощрение граждан за информацию о коррупционных правонарушениях сотрудников таможенных органов, а также облегчение получения информации и консультаций по таможенным вопросам субъектами внешнеэкономической деятельности и др.
В целях повышения эффективности предупредительно-профилактической работы по предупреждению правонарушений в части уклонения от уплаты таможенных платежей таможенными органами осуществляется:
1. Разработка методических рекомендаций по особенностям отражения в таможенных декларациях налоговых льгот, тарифных преференций и иных особенностей уплаты таможенных платежей.
2. Проведение занятий (на семинарах, совещаниях, в учебных группах) с руководителями подразделений на предмет предупреждения фактов неправильного (неточного, некорректного) заполнения таможенных деклараций при осуществлении процедуры таможенного оформления товаров, приводящих в последующем к неуплате (не полной уплате) таможенных платежей с последующим доведением данной информации руководителями подразделений декларантам и таможенным представителям.
3. Работа с субъектами ВЭД при их обращениях в рамках устного или письменного консультирования.
4. Рассмотрение проблемных вопросов, возникающих в период вступления в силу новых нормативных правовых актов, дающих право на освобождение ввозимых товаров от уплаты таможенных платежей и доведение принятых решений до декларантов и таможенных представителей в части предупреждения по принятию ошибочных решений.
Основными этапами осуществления таможенных операций является таможенный контроль и таможенная очистка товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.
В этой связи хотелось бы остановиться на следующих мерах по предупреждению правонарушений при проведении таможенного контроля:
1. Проведение тщательного и эффективного таможенного досмотра на приграничных таможенных постах (с использованием технических средств таможенного контроля).
2. Осуществление взаимодействия и оказание взаимопомощи таможенным органам приграничных государств при проведении таможенного контроля (в соответствии с международными соглашениями).
3. Организация масштабных операций по пресечению контрабандного и контрафактного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и незаконного оборота наркотиков (средствами ОРД и агентурной сетью).
4. Осуществление эффективного таможенного контроля за условно выпущенными товарами (нецелевое использование условно выпущенных товаров).
5. Обеспечение эффективного таможенного наблюдения в зонах таможенного контроля и местах таможенного декларирования.
При осуществлении таможенного декларирования товаров могут быть приняты такие меры предупреждения таможенных преступлений и правонарушений:
1. Должностным лицам, осуществляющим проверку и регистрацию таможенной декларации, необходимо усилить контроль за правильностью заполнения соответствующих граф таможенных деклараций, особое внимание уделить следующим:
- правильности определения таможенной стоимости;
- относительно классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД;
- правильности исчисления таможенных платежей и налогов;
- правильности указания страны происхождения, что в дальнейшем отразится на
правильности применения тарифных преференций и льгот;
- предоставлению и правильности заполнения дополнительных документов, необходимых для таможенного декларирования, и др.
2. Выявление фактов незаконного ввоза/ вывоза на таможенную территорию Таможенного союза товаров и транспортных средств без подтверждающих на то оснований, документов, в соответствии с требованиями, установленными решениями Комиссии Таможенного союза, законодательными актами Республики Казахстан и нормативными постановлениями Правительства Республики Казахстан (несоблюдение мер нетарифного регулирования).
3. Проверка необходимых документов для принятия решения о предварительном таможенном декларировании товаров.
Немаловажным фактором в предупреждении правонарушений и преступлений в таможенном администрировании является недопущение фактов превышения служебных полномочий должностными лицами таможенных органов. Так, сотрудники таможенных органов в соответствии с возложенными на них функциональными обязанностями подвержены их правонарушению в следующих случаях:
- при совершении таможенных операций, предшествующих подаче таможенной декларации;
- при приеме и регистрации таможенной декларации;
- при проведении таможенного контроля товаров (применение иных форм таможенного контроля);
- при принятии предварительного решения по классификации товаров по ТН ВЭД;
- при предоставлении тарифных преференций и льгот;
- при исчислении таможенных платежей и налогов;
- при проведении таможенной экспертизы товаров;
- немотивированного задержания товаров и документов на них при проведении таможенного контроля;
- при помещении товаров под определенные таможенные процедуры;
- при таможенном декларировании товаров;
- при принятии решения о выпуске товаров;
- при проведении таможенной проверки товаров после их выпуска (посттаможенный контроль);
- при принятии решений по делам об административных правонарушениях;
- при проведении первоначальных следственных действий и дознания по уголовным делам, возбужденным сотрудниками таможенных органов, и др.
Еще одним важным направлением, на котором необходимо заострить внимание и проводить профилактические меры по предупреждению правонарушений это - деятельность так называемых околотаможенных структур.
Таможенные органы, в свою очередь, наделены полномочиями контроля за деятельностью таможенных представителей, специалистов по таможенному декларированию, таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, магазинов беспошлинной торговли и уполномоченных экономических операторов. Кроме того, все вышеперечисленные лица являются подотчетными таможенным органам и осуществляют свою деятельность на основаниях включения в соответствующие реестры, зарегистрированных в уполномоченном и территориальных таможенных органах.
Большинство из вышеперечисленных факторов, при которых возможны совершения правонарушений и преступлений, зачастую зависят от околотаможенных структур. Так что в случае надлежащего выполнения своих обязанностей эти лица ни в коем образе не должны допускать правовых проступков, что повлечет за собой ответственность.
Эффективное использование методов предупреждения и борьбы с таможенными правонарушениями и преступлениями, а также взаимодействие всех структурных подразделений таможенных органов, других правоохранительных и государственных
органов, а в тех случаях, когда это необходимо, и таможенных органов иностранных государств, хотя в неполной мере, но значительно снизит уровень правонарушений и преступлений в таможенном администрировании.
ЛИТЕРАТУРА
1. Закон Республики Казахстан «О профилактике правонарушений» от 29.04.10 г. № 271-ГУ // www.zakon.kz
2. Указ Главы государства «О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в Республике Казахстан» от 17 августа 2010 года № 1039 // www.zakon.kz
3. Постановление Правительства Республики Казахстан «Об образовании Межведомственной комиссии по профилактике правонарушений при Правительстве Республики Казахстан» от 13 декабря 2010 года № 1345 // www.zakon.kz
4. Кодекс Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» от 30 июня 2010 года № 289-ГУ // www.zakon.kz