УДК 339.5
совершенствование таможенной СИСТЕМЫ
российской федерации как фактор
обеспечения национальных экономических интересов в условиях глобализации
Л. И. ВОРОНИНА,
доцент кафедры мировой экономики E-mail: larisa_voronina@mail. ru Кемеровский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет»
В условиях глобализации мировой экономики особое значение придается функционированию таможенной системы в целях максимального содействия развитию внешней торговли без ущерба для эффективности таможенного контроля и обеспечения национальной экономической безопасности. В статье анализируются проблемы функционирования таможенной системы РФ в условиях глобализации, предлагаются мероприятия, позволяющие повысить степень согласования таможенного администрирования в России с принципами, нормами, правилами, существующими в международной практике, а также максимально содействовать развитию внешней торговли страны без ущерба для ее экономической безопасности.
Ключевые слова: таможенная система, таможенный контроль, национальные экономические интересы, глобализация мировой экономики.
В условиях глобализации мировой экономики, дальнейшей активизации и ускоренного развития международного обмена товаров и услуг (за последние 20 лет темпы роста международной торговли опережали рост совокупного ВВП мира примерно в 3 раза), усиления возрастающей роли международных экономических, торговых организаций в процессе товародвижения особое значение придается
формированию и функционированию таможенной системы в целях максимального содействия развитию внешней торговли без ущерба для эффективности таможенного контроля и обеспечения национальной экономической безопасности.
Следует отметить, что в новых условиях формирование эффективной таможенной системы РФ характеризуется возросшей необходимостью ее функционирования на основе дальнейшей либерализации, гармонизации и унификации таможенных отношений и ставит перед современными исследователями широкий спектр нерешенных задач, проблем и спорных вопросов. С одной стороны, механизм воздействия таможенной системы осуществляется на основе инструментов таможенной политики, направленных на обеспечение национальных экономических интересов, а с другой - возникает объективная необходимость согласования национального законодательства с принципами, нормами, правилами, торговыми обычаями, существующими в современной международной торговле.
Принципиальное значение имеет и тот факт, что в современных условиях традиционные подходы в практике осуществления таможенных процедур не в состоянии обеспечить должного уровня таможенного администрирования, способного дать ответ
- 7
новым вызовам XXI в. Речь идет о новых ключевых направлениях таможенной деятельности, отраженных в Глобальной стратегии институционального развития таможенных служб в 2010 г., рекомендуемых Всемирной таможенной организацией, основанных на передовых инновационных технологиях и направленных на предоставление качественных таможенных услуг.
Активизация интеграционных процессов в регионах мира и расширение интеграции на территории стран СНГ актуализируют задачу формирования и функционирования таможенной системы в рамках Евразийского экономического союза (в составе РФ, Беларуси и Казахстана).
Кроме того, необходимость реформирования таможенной системы РФ в условиях глобализации мировой экономики во многом обусловлена ее вхождением во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Согласно рейтингам Всемирного экономического форума, касающимся таможенных процедур, опубликованным в Докладе о мировой конкурентоспособности 2009 г., Россия значительно проигрывает большинству зарубежных стран, включая Белоруссию и Казахстан: по оценке простоты таможенных процедур она находится на 115-м месте из 155 стран, на 140-м месте - из 183 и на 130-м месте - из 133 стран. Что касается частоты физического досмотра груза, по данным респондентов, в России физическому досмотру подвергается около 44 % груза, при этом около 10 % досматривается более одного раза, что негативно сказывается на эффективности внешнеторговых сделок. Говоря о рейтинге прозрачности таможенного администрирования, который определяется количеством документов для оформления грузов и количеством дней для осуществления так называемой таможенной очистки, следует отметить, что для экспорта среднее количество документов, которое требуется в России, - 8, для импорта - 13 (для сравнения, в других странах в среднем: для экспорта - 4 документа, для импорта - 6). Соответственно, Россия занимает 98-е место из 119 по срокам проведения таможенного оформления без физического досмотра и 103-е из 119 с досмотром [3].
По данным ООН, доля инновационной продукции в структуре российского экспорта составляет 7 %, в то время как данный показатель в США достигает 27 %, в Китае - 29 %. Одной из причин данного явления специалисты называют проблемы, связанные
с трудностями перемещения высокотехнологичной продукции через таможенную границу [13].
На необходимость совершенствования таможенной системы РФ неоднократно обращали внимание политические лидеры РФ, подчеркивая, что «путь к созданию инновационной экономики в России лежит через реформирование таможенной системы» [1].
Совокупность изложенных обстоятельств предопределяет актуальность данной проблематики, направленность научного анализа и обобщения практического и теоретического материала по проблемам функционирования таможенной системы в России, значимость формирования на основе полученных результатов методических рекомендаций по совершенствованию процессов реформирования российской таможенной службы в условиях глобализации в целях обеспечения национальных экономических интересов.
Вопросы функционирования таможенной системы играют важную роль в социально-экономическом развитии страны, выполняя главным образом правоохранительную, регулятивную и ключевую функции пополнения доходной части федерального бюджета. Так, за последние 20 лет отмечается тенденция увеличения доли таможенных платежей в доходах федерального бюджета РФ в 5,3 раза (с 10 % в 1991 г. до 53 % в 2011 г.), что опережает долю поступлений от налоговых платежей (39 % - в 2011 г. при общей сумме доходов федерального бюджета 11,4 трлн руб.) [4].
К настоящему времени весьма ограниченное число авторов исследовали проблемы таможенной системы комплексно, большинство из них в основном уделяли внимание отдельным аспектам, связанным с осуществлением таможенных процедур, их ускорением, упрощением и гармонизацией, разработкой механизма оценки эффективности таможенной деятельности, обеспечения управления в таможенной системе и др. вне привязки к современным условиям функционирования мирохозяйственной системы - расширения процессов интеграции и интернационализации, усиления позиций транснациональных (ТНК) и многонациональных корпораций (МНК) в глобальной экономике.
В наиболее системном и структурированном виде понятие таможенной системы представлено у В. В. Покровской, которая трактует данную категорию как «важнейшую государственную сферу и институт защиты национальных интересов, в рамках
которой существует таможенное дело». При этом «основное предназначение таможенной системы в рыночных условиях хозяйствования заключается в обеспечении интересов участников ВЭД, в поддержании необходимого уровня экономической безопасности государства» [7, с. 20].
С этой целью в рамках таможенной системы, с одной стороны, создаются благоприятные условия для внешнеторговой деятельности, способствующие развитию внутреннего рынка и интегрированию в мировую экономику, с другой - государство устанавливает порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, таможенного декларирования, ставки таможенных пошлин, налогов, т. е. регламентирует процессы в области таможенного дела, исходя из принципов таможенной политики.
Развивая данную теорию, следует отметить, что в понятии таможенной системы целесообразно выделение национального и наднационального уровней, обусловленное, по мнению автора, наличием характерных признаков, отличающих национальную таможенную систему РФ от наднациональной системы (степенью охвата таможенной территории, масштабами институционализации в сфере таможенного дела, характером функционирования сферы таможенного дела, приоритетностью целей функционирования).
Основу таможенной системы на национальном уровне (РФ) составляют государственные таможенные органы (Федеральная таможенная служба -ФТС России) и таможенная инфраструктура, основной целью которых является защита национальных интересов и экономической безопасности государства.
В условиях усиления процессов глобализации в плане совершенствования таможенной системы РФ в последнее время разработан и реализуется ряд концептуальных документов, среди которых наибольшего внимания заслуживают: Концепция развития таможенных органов РФ на 2006-2010 гг.; Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной таможенной службы на 2011-2013 годы; Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ; Стратегия развития Федеральной таможенной службы до 2020 г.
Перед российской таможенной службой поставлены задачи всемерного содействия развитию
торговли и обеспечения эффективного таможенного контроля, направленного на уменьшение потенциальных угроз экономической и общественной безопасности государства, что нашло свое отражение в данных документах.
Сопоставление основных проблем в контексте отражения мероприятий по их решению в концептуальных документах развития таможенных органов РФ позволило выявить проблемные зоны, характерные для функционирования таможенной системы РФ на современном этапе на национальном уровне, не утратившие своей актуальности и на ближайшую перспективу. Они остались предметом пристального внимания и в Докладе о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной таможенной службы на 2011-2013 гг., и в Стратегии развития Федеральной таможенной службы до 2020 г., что подтверждает необходимость продолжения процесса реформирования в сфере таможенного дела с целью обеспечения национальных экономических интересов.
Анализ выявленных автором проблем в сочетании с отражением их в ряде мероприятий Концепции развития таможенных органов РФ на 2006-2010 гг. и Доклада о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной таможенной службы на 2011-2013 годы позволил систематизировать важнейшие по значимости вопросы, большая часть которых остается нерешенной. По мнению автора, к ним относятся:
1) высокий уровень коррупции в таможенных органах, негативно влияющий на осуществление процессов реформирования таможенной системы;
2) проблема занижения таможенной стоимости товаров и расширение судебной практики по контролю за таможенной стоимостью в связи с недостоверным декларированием последней участниками внешнеторговой деятельности;
3) увеличение масштабов ввоза контрафактной продукции на таможенную территорию РФ;
4) недостаточно эффективное осуществление таможенного контроля за товарами после их выпуска на таможенной территории Российской Федерации (контроля на основе методов аудита);
5) недостаточный уровень скоординированности и взаимоувязки в деятельности таможенных, налоговых и др. контролирующих органов;
6) проблемы, связанные с реализацией Концепции переноса таможенного оформления и таможен-
ного контроля товаров в местах, приближенных
к государственной границе России.
Остановимся более подробно на рассмотрении данных проблем.
Характерной для всего периода развития таможенной системы РФ является проблема высокого уровня коррупции в таможенных органах. Так, в 2007 г. по материалам подразделений собственной безопасности таможенных органов РФ было возбуждено 409 уголовных дел коррупционной направленности, в 2008 г. данный показатель увеличился на 10 % (по сравнению с 2007 г.), в 2009 г. - увеличился на 6 % (по сравнению с 2008 г.), в 2010 г. - снизился на 34 % (по сравнению с 2009 г.) и составил 316 уголовных дел. За 2011 г. по материалам подразделений собственной безопасности таможенных органов РФ было возбуждено 224 уголовных дела коррупционной направленности, что на 29 % меньше показателя 2010 г. [12].
Следует отметить, что большая часть преступлений коррупционной направленности, совершаемых в таможенной сфере, выявляется подразделениями собственной безопасности таможенных органов. Так, на протяжении 5 лет (2002-2006 гг.) этот показатель составлял свыше 80 % преступлений указанной направленности, выявляемых всеми правоохранительными органами, в 2007 г. он составил 83 %, в 2008 г. - 92 %, в 2009 г. - 96 % (один из самых высоких показателей для структур собственной безопасности федеральных органов исполнительной власти), в 2010 г. - 94 %, в 2011 г. -91 % [12].
Данные статистики свидетельствуют о том, что, несмотря на реализацию мер по противодействию коррупции в таможенной сфере в рамках Аналитической программы «Борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах в 2007-2009 гг.», Перспективного плана ФТС России по противодействию коррупции в таможенных органах в 2010-2012 гг., ситуация с коррупционными проявлениями в таможенной службе не улучшается (показатели по количеству выявленных и пресеченных преступлений коррупционной направленности в таможенной сфере за указанный период имеют тенденцию к увеличению, и только в 2010 и 2011 гг. - снижение данного показателя).
Серьезной проблемой является увеличение уровня коррупционной преступности среди должностных лиц таможенных органов: в 2009 г. (по
сравнению с 2008 г.) более чем в 1,6 раза возросло количество уголовных дел, возбужденных по фактам получения взяток должностными лицами таможенных органов (с 32 в 2008 г. до 54 в 2009 г.) и преступлениям, связанным со злоупотреблениями должностными полномочиями (с 50 в 2008 г. до 81 в 2009 г.). В 2010 г. за совершение преступлений, в том числе коррупционной направленности, осуждено 100 должностных лиц таможенных органов. В 2011 г. возбуждено 76 уголовных дел по фактам получения взяток должностными лицами таможенных органов (увеличение в 1,4 раза по сравнению с 2009 г.), 53 уголовных дела по преступлениям, связанным со злоупотреблениями должностными полномочиями (снижение показателя в 1,5 раза по сравнению с 2009 г.) [12].
В последнее время наметилась устойчивая тенденция по пресечению преступной деятельности не только инспекторского состава, но и руководителей подразделений таможенных органов: так, в 2010 г. возбуждено 52 уголовных дела в отношении 37 должностных лиц из числа руководящего состава (в 2009 г. - 87 уголовных дел в отношении 44 должностных лиц из числа руководящего состава). В то же время значительное число уголовных преступлений совершается должностными лицами таможенных органов с использованием своего служебного положения или в составе организованной преступной группы. Так, в 2010 г. было возбуждено 23 уголовных дела по фактам контрабанды товаров, совершенной должностными лицами таможенных органов с использованием своего служебного положения или в составе организованной преступной группы (в 2009 г. - 46).
Наиболее распространенными видами преступлений коррупционной направленности в таможенных органах, выявленных подразделениями собственной безопасности, были дача и получение взятки, злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий [12].
Масштабность коррупционных проявлений в целом по России, а также ее влияние на ведение бизнеса подтверждаются международными рейтингами. Так, эксперты международной антикоррупционной организации Transparency International в опубликованном 2 ноября 2011 г. докладе, содержащем индекс взяточничества экспортных компаний за рубежом Bribe Payers Index, страной-лидером по данному показателю назвали Россию, чей индекс составляет 6,1 пункта (максимальный индекс 10
пунктов характеризует наиболее низкий уровень взяточничества). На втором месте находится Китай - с индексом 6,5 пункта. Аналитиками была рассмотрена деятельность компаний из 28 стран в 19 основных экономических секторах.
Учитывая тот факт, что присутствие компаний этих стран на мировых рынках неуклонно растет, такой высокий уровень взяточничества, по оценкам специалистов Transparency International, может негативно сказаться на экономическом климате в соответствующих отраслях и на возможности этих компаний вести честную рыночную конкуренцию.
Ведущую позицию России в индексе Bribe Payers Index эксперты связывают с высоким уровнем коррупции внутри страны, особенно в государственных учреждениях, что способствует распространению взяток на частные предприятия как внутри РФ, так и за рубежом. По оценкам главы отделения Transparency International в России Елены Панфиловой, при строгом соблюдении нового антикоррупционного законодательства и международных обязательств ситуация с взяточничеством в России должна измениться к лучшему в ближайшие годы [8].
По данным Доклада о мировой конкурентоспособности Всемирного экономического форума 2009 г., коррупция определена респондентами как самый главный фактор, препятствующий развитию бизнеса в РФ [16].
С учетом роли, которую играют таможенные органы в пополнении государственного бюджета за счет поступлений от таможенных платежей, облегчении условий торговли, обеспечении национальной безопасности и защиты общества, коррупция в этой службе может резко ограничить экономические и социальные перспективы развития страны. В связи с этим Всемирная таможенная организация настоятельно рекомендует при разработке национальной программы реформирования таможенной службы применять положения пересмотренной в 2003 г. Арушской декларации (Декларация по надлежащему управлению и борьбе с коррупцией на таможне, известная как Арушская декларация ВТО. - Прим. ред.) как основы для реализации всеобъемлющей и стабильной программы мер по укреплению цельности таможни и борьбы против коррупции [9, с. 72].
Вторая проблема связана с вопросами определения таможенной стоимости, являющимися в настоящее время самыми сложными и дискусси-
онными в таможенном деле. Несмотря на то, что в таможенном законодательстве четко и вполне однозначно закреплены методы определения таможенной стоимости (в соответствии с нормами Кодекса ГАТТ по определению таможенной стоимости), на практике по-прежнему возникает множество вопросов как со стороны бизнеса, так и со стороны таможенных органов.
Поскольку таможенная стоимость является основой для исчисления таможенных пошлин, налогов, она становится объектом манипуляций многими участниками ВЭД с целью снижения размера подлежащих уплате таможенных платежей, что представляет серьезную угрозу экономическим интересам государства. Согласно оценкам экспертов, основанным на исследовании практического опыта таможенных служб различных стран, стоимостные правонарушения могут привести к сокращению налоговых поступлений в бюджет государства до 50 %. Так, возможные потери России только от недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых из стран Европейского Союза (ЕС), в 2004 г. составили 4,5 млрд долл. США [10, с. 45].
В условиях преодоления последствий финансового кризиса, преследуя цели наполнения федерального бюджета (выполнения плана по перечислению таможенных платежей), таможенными органами РФ было выбрано направление по усилению контроля за правильностью определения таможенной стоимости ввозимых товаров в рамках системы управления рисками (СУР).
Таким образом, по всем направлениям деятельности по корректировкам таможенной стоимости в 2009 г. было довзыскано 16,42 млрд руб., что превысило показатель 2008 г. в 2,2 раза, из них по профилям рисков по направлению контроля за таможенной стоимостью было довзыскано 10,77 млрд руб., что превысило показатель 2008 г. (6,23 млрд руб.) в 1,7 раза [12]. Именно 2009 г. вошел в историю таможни, по мнению участников ВЭД, как год КТС -корректировки таможенной стоимости.
В 2010 г. в результате проведенной работы профилями риска по направлению контроля за таможенной стоимостью охвачено: 51 % номенклатуры товаров; 32 % от общего физического объема ввоза всех товаров; 68 % от общего стоимостного объема ввоза всех товаров [12].
В этот же период сумма фактически взысканных таможенных пошлин, налогов увеличилась по сравнению с 2009 г. на 14,6 % и составила 21,39 млрд
руб. (в 2009 г. - 18,67 млрд руб.). Таможенная стоимость товаров по результатам корректировок увеличилась в 2010 г. на 91,68 млрд руб., что на 21,66 % больше, чем в 2009 г. (75,36 млрд руб.) [12].
В 2011 г. в результате 275,4 тыс. корректировок таможенной стоимости товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, сумма доначисленных таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате, составила 19,4 млрд руб., что на 6,7 % меньше, чем в 2010 г., а сумма фактически уплаченных или взысканных (за вычетом фактически возвращенных или зачтенных) таможенных пошлин, налогов на 8,4 % меньше, чем в 2010 г.
В последние годы отмечается расширение судебной практики по делам об обжаловании корректировки таможенной стоимости товаров, которая носит негативный характер. Судебная статистика по корректировке таможенной стоимости демонстрирует отрицательную динамику - 80 % дел таможенные органы проигрывают, а по заявлению начальника Северо-Западного таможенного управления Н. Галикеева, данный показатель составляет до 90 % [11].
Результаты опроса, проведенного Всемирной таможенной организацией более чем в 60 странах мира, показали, что недостоверное декларирование таможенной стоимости является одним из распространенных видов таможенных правонарушений [15].
Третьей существенной проблемой, как для таможенных органов государств мира, так и для таможенных органов РФ на современном этапе, является значительное увеличение объемов контрафактных товаров, пересекающих таможенные границы государств. Так, в 2010 г. таможенными органами РФ было возбуждено 1 076 дел об административных правонарушениях за незаконное использование товарного знака и нарушение авторских и смежных прав, что на 10 % больше по сравнению с 2009 г. (970 дел), на 23 дела больше показателя 2008 г. (1 053 дела), на 28 % ниже показателя 2007 г. (1 500 дел). Показатель 2010 г. превышает в 3 раза показатель 2005 г. (350 дел) и в 7 раз превышает данный показатель 2004 г. (154 дела).
В 2010 г. выявлено и признано судами контрафактными более 10 млн ед. товаров, что на 40 % больше, чем в 2009 г. (6,2 млн ед. продукции). Показатели 2011 г. также характеризуются расширением масштабов ввоза контрафактной продукции, когда таможенными органами РФ было возбуждено 1 083
дела об административных правонарушениях за незаконное использование товарного знака и нарушение авторских и смежных прав. При этом было выявлено более 9 млн ед. продукции, впоследствии признанной судами контрафактной (начиная с 2007 г. таможенными органами было выявлено 49,4 млн ед. контрафактной продукции), предотвращен ущерб на сумму более 400 млн руб. [12].
Особо острой остается проблема недостаточно эффективного осуществления таможенного контроля за товарами после их выпуска на таможенной территории РФ. Контроль на основе методов аудита является одним из основных международных стандартов, закрепленных в Конвенции Киото 1999 г., и предполагает перенос таможенного контроля на этап после выпуска товаров таможней с целью сокращения времени на этапе таможенного декларирования. Реализацию функций по таможенной проверке участников ВЭД после выпуска товаров таможней осуществляют специализированные подразделения - отделы таможенной инспекции.
Так, доля результативных проверок после выпуска товаров увеличилась с 44,1 % в 2007 г. до 52 % в 2010 г., в 2011 г. процент взыскания таможенных платежей, штрафов составил 71,9 % (на 32,5 % больше аналогичного показателя прошлого года). За 2011 г. по результатам проверочной деятельности подразделениями таможенной инспекции таможенных органов возбуждено 7 508 дел об административных правонарушениях, назначено наказаний в виде штрафов (с учетом дел, возбужденных в предыдущих периодах) на сумму 338,7 млн руб., взыскано 135,6 млн руб., что на 17 % больше, чем в 2010 г. Доля взысканных штрафов составила 40 % в общем числе назначенных в 2011 г. наказаний и увеличилась по сравнению с 2010 г. на 27 % [12].
С учетом общих объемов перечисляемых таможенных платежей в федеральный бюджет следует отметить, что деятельность подразделений таможенной инспекции за последние годы является недостаточно эффективной, о чем свидетельствует незначительный рост показателей по осуществлению таможенного контроля после выпуска товаров, в то время как именно с применением послетаможенного аудита (таможенной проверки) связаны основные цели функционирования таможенных органов страны в трактовке Всемирной таможенной организации.
Еще одной проблемой, препятствующей содействию внешней торговле, по мнению автора, является низкий уровень взаимодействия оператив-
ных подразделений таможенных органов Российской Федерации с другими правоохранительными и контролирующими органами. В рамках государственной программы «Электронная Россия», направленной на создание единых информационных баз данных, к 2006 г. ФТС России было заключено 13 соглашений с различными ведомствами об информационном обмене данными и только по четырем соглашениям (Банка России, Минэкономразвития России, ФНС России и Росстата) информация с большими задержками и ошибками поступала в ФТС России [5].
К 2012 г. проведена большая работа по переходу на межведомственное взаимодействие при предоставлении государственных услуг, позволяющее существенно упростить получение участниками внешнеэкономической деятельности и иными заинтересованными лицами ряда государственных услуг, предоставляемых таможенными органами. В качестве стандарта общения и интеграции информационных систем с 2011 г. начала применяться технологическая карта межведомственного взаимодействия [12].
К важнейшим следует отнести и проблемы, связанные с реализацией Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, направленной на изменение существующей идеологии таможенного оформления и таможенного контроля и предусматривающей перенос таможенного оформления товаров на внешние границы к 2020 г.
К настоящему времени реализация Концепции переноса таможенного оформления на границу оценивается специалистами, представителями бизнес-структур, участниками ВЭД, представителями рынка околотаможенных услуг крайне негативно.
По мнению представителей Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), действия ФТС России, продолжающей реализацию Концепции, несмотря на критику со стороны Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ и жалобы представителей бизнес-сообщества, имеют признаки нарушения антимонопольного законодательства. Суть вопроса заключается в том, что до конца 2010 г. (до момента вступления в силу Федерального закона от 27.11.2010 N° 311 -ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации») вопросы ликвидации и реорганизации таможенных постов находились в компетенции ФТС России. С принятием данного закона перенос и ликвидация
таможенных постов может осуществляться только в порядке, определяемом Правительством РФ. К настоящему времени ФТС России завершена разработка проекта постановления Правительства РФ «О порядке создания, реорганизации и ликвидации региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов», данный проект направлен на согласование с профильными министерствами и ведомствами. К сожалению, по оценкам экспертов «Гильдии профессиональных участников ВЭД», принимавших по просьбе Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» участие в подготовке заключения по данному законопроекту, проект содержит существенные недоработки, не способствующие развитию инвестиционного климата в стране и благоприятного режима для бизнеса. Статус Концепции до сих пор однозначно не определен, и ФТС России продолжает осуществлять мероприятия, связанные с ее реализацией без учета позиции бизнес-сообщества, без оценки реальных и потенциальных потерь участников ВЭД.
По мнению представителей Минэкономразвития России, «недостаточно активная» позиция бизнес-сообщества (всего около 40 обращений от участников ВЭД) не позволяет оценить экономическую целесообразность Концепции, в то время как представители ФТС России уверяют Минэкономразвития России и Правительство РФ об успешной реализации Концепции, обращая внимание на временные трудности переходного периода.
По мнению представителей Американской торгово-промышленной палаты, результатом реализации Концепции в Северо-Западном таможенном управлении (СЗТУ) стало резкое снижение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности региона. После закрытия или переноса таможенных постов Санкт-Петербургской таможни расходы на таможенное оформление увеличились в 1,5-3 раза, транспортные расходы - на 10-20 %, расходы на хранение товаров - на 10-30 %.
Представители Ассоциации европейского бизнеса в конце 2011 г. выступили с предложением к Минэкономразвития России вынести на Правительство РФ вопрос о введении временного моратория на реализацию Концепции, но к настоящему времени данный вопрос остается нерешенным [6, 14].
С 1 июля 2010 г. вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, являющийся организационно-правовой основой
функционирования единой таможенной территории как важнейшего института таможенной системы трех государств в наднациональном масштабе. Это обусловило необходимость встраивания таможенной системы РФ в наднациональную таможенную систему в рамках Таможенного союза трех стран.
В целях реализации отсылочных норм к национальному законодательству в части осуществления таможенных формальностей и процедур с 29 декабря 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» взамен действующего Таможенного кодекса РФ.
Однако в процессе формирования Таможенного союза в наднациональном уровне автором были выявлены следующие проблемы. 1. Усложнение нормативной правовой базы в
сфере таможенного дела, которая является громоздкой, обремененной значительным числом
отсылочных норм и включает:
• Таможенный кодекс Таможенного союза (базовый документ, регулирующий сферу таможенного дела в рамках ТС, принят в соответствии с международным договором государств - участников ТС);
• международные договоры государств -участников ТС (устанавливаются те нормы таможенного законодательства, которые должны применяться одинаково на всей территории ТС, например договор о порядке перемещения товаров для личного пользования);
• решения Комиссии Таможенного союза (по вопросам практической реализации норм таможенного законодательства: порядка декларирования и формы таможенной декларации, форм документов для таможенных целей, порядка ведения реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела и др.);
• национальные законы в сфере таможенного дела государств - участников ТС (ряд вопросов, связанных с таможенным регулированием, отнесен ТК ТС к уровню национального законодательства);
• решения правительств государств - участников Таможенного союза;
• нормативные правовые акты таможенных служб государств - участников Таможенного союза.
2. Противоречивый характер регулирования института таможенных платежей в связи со вступлением в действие Таможенного кодекса ТС:
• проблемы, связанные с унификацией порядка регламентации таможенных платежей, продолжают носить национальный характер. В условиях ТС система правового регулирования института таможенных платежей существенно усложнилась. С 1 июля 2010 г. в ТК ТС регламентируются не только общие вопросы исчисления и уплаты таможенных пошлин, налогов, но и особенности применения таможенных платежей в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры. В целях реализации отсылочных норм ТК ТС действуют международные соглашения государств - членов Таможенного союза. Ряд положений ТК ТС содержит отсылочные нормы к национальному законодательству государств - членов ТС;
• при подготовке ТК ТС не достигнута унификация по вопросам таможенных платежей, так как на данном этапе интеграции унифицируется только таможенное законодательство. Вопросы унификации и гармонизации таких сфер законодательства, как налоговое, гражданское, законодательство о банках и банковской деятельности, об исполнительном производстве, тесно связанные с вопросами взыскания и уплаты таможенных платежей, в данный период не решены;
• проблемы, связанные с новым порядком зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (согласно Решению Комиссии ТС механизм распределения ввозных таможенных пошлин составляет: для России - 87,97 %, Казахстана - 7,33 %, Беларуси - 4,7 %). В связи с этим с 1 июля 2010 г. ввозные таможенные пошлины уплачиваются по новому коду бюджетной классификации, вследствие чего невозможно внесение авансовых платежей в счет уплаты ввозных таможенных пошлин. Для участников ВЭД новый порядок усложняет процедуру уплаты таможенных платежей и контроля за финансовыми потоками, связанных, с одной стороны, с уплатой ввозных таможенных пошлин, с другой стороны, с уплатой авансовых платежей. Для таможенных органов в связи с этим усложняется
процесс администрирования лицевых счетов участников ВЭД. 3. Незавершенность процесса присоединения государств - участников Таможенного союза к Всемирной торговой организации. Идеальным вариантом, по мнению автора, являются вступление стран Содружества в ВТО и формирование ТС на базе права ВТО. Указанные проблемы в деятельности Таможенного союза трех стран требуют совершенствования таможенной системы ТС в части доработки Таможенного кодекса Таможенного союза до уровня документа прямого действия, дальнейшей унификации национальных таможенных законодательств
стран-участниц с целью создания единых принципов таможенного администрирования (особо это касается регламентации таможенных платежей), внедрения современных технологий в сфере таможенного дела в соответствии с международными стандартами.
В целях реформирования российской таможенной службы в условиях глобализации автором были разработаны основные направления совершенствования таможенной системы РФ с учетом обеспечения интересов участников ВЭД и поддержания необходимого уровня безопасности государства, в систематизированном виде схематично представленные на рисунке.
Источник: разработано автором.
Основные проблемы и основные направления совершенствования таможенной системы РФ в условиях глобализации
Развитие таможенной системы на национальном и наднациональном уровнях осуществляется в соответствии с международными стандартами и требованиями, разработанными международными организациями (в том числе ВТО и Всемирной таможенной организацией), что определяет необходимость ее совершенствования как объективной реакции на усиление процессов глобализации. При этом в зависимости от возрастания масштабов глобализации усиливается и степень унификации и гармонизации в таможенной сфере, подтверждающей необходимость адекватного отражения трансформации таможенных процедур и формальностей в соответствии с реализацией стратегических задач,
направленных на обеспечение национальных экономических интересов.
Автором был проведен анализ применения международных стандартов, обозначенных в Конвенции Киото, и Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли в практике осуществления таможенных формальностей и процедур в РФ с целью выработки методических рекомендаций в части их унификации. В систематизированном виде данные представлены в таблице.
Реализация данных мероприятий на уровне ФТС России позволит повысить степень согласования таможенного администрирования в России с принципами, нормами, правилами, существующи-
Порядок унификации таможенных формальностей и процедур в рамках таможенной системы РФ в условиях глобализации
Международные стандарты в части унификации таможенных формальностей и процедур Применение в практике осуществления таможенных формальностей и процедур Рекомендации
Конвенция Киото в редакции Протокола 1999 г.
Система управления рисками (СУР) Применяется с 2004 г, с 2006 г -в электронном формате В связи с большими нареканиями со стороны бизнес-сообщества необходимо провести аудит СУР, разработанной ФТС России, на предмет включения в профили рисков факторов, действительно связанных с нарушением интересов защиты государства
Таможенный контроль, основанный на методах аудита Применяется с 2004 г Повысить эффективность таможенных проверок на основе усовершенствованной СУР
Использование новейших информационных технологий Применяются с 2004 г. Ускорение внедрения технологий предварительного информирования, удаленного выпуска и др.
Рамочные стандарты безопасности и облегчения торговли
Предварительный обмен данными в электронном виде Концепция системы предварительного информирования таможенных органов РФ - с 2006 г. В обязательном порядке применяется с 17 июня 2012 г в отношении товаров, доставляемых автомобильным транспортом Активизировать внедрение системы предварительного информирования со всеми странами - членами Всемирной таможенной организации, направленной на ускорение таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ и минимизацию издержек добросовестных участников ВЭД
Современная система информационного обмена Применяется с 2004 г, но не в полном объеме Расширить на все области взаимодействия таможенных служб ТС трех стран в рамках контроля за общими таможенными процессами с целью реализации аналитических и контрольных функций таможенных органов государств - членов ТС
Обеспечение безопасности грузоперевозок (в том числе использование современных технологий в досмотровом оборудовании) Применяется с 2006 г. В целях пресечения незаконного перемещения товаров через таможенную границу обеспечить оснащение всех пунктов пропуска современными идентификационными досмотровыми комплексами (ИДК)
Сотрудничество таможни и бизнес-сообщества Применяется с 2008 г, но не в полном объеме Исключить «серые схемы» таможенного оформления путем реализации на практике института специальных таможенных упрощений (института уполномоченных экономических операторов, статус которых закреплен в ТК ТС) с учетом опыта ЕС
Источник: разработано автором.
ми в международной практике, а также максимально содействовать развитию внешней торговли страны без ущерба для ее экономической безопасности.
Список литературы
1. Дмитрий Медведев: это безобразие пора кончать. 22.03.2012. [Электронный ресурс]. URL: http://www. tks. ru/news/nearby/2012/03/22/0006.
2. КудряшоваИ. А. Глобализация и регион. М.: Финансы и статистика, 2007.
3. Набиуллина: Российская таможня - одна из худших в мире. 16.08.2010. [Электронный ресурс ]. URL: http://www.tks.ru/news/nearby/ 2010/08/16/0015.
4. Налоговики отстали от таможенников на полтора триллиона. 12.03.2012. [Электронный ресурс]. URL: http://www. tks. ru/reviews/2012/03/12/01.
5. Об итогах работы таможенных органов Российской Федерации в 2005 году и задачах на 2006 год: доклад руководителя Федеральной таможенной службы Александра Жерихова на расширенном заседании Коллегии ФТС России 16 февраля 2006 г.
6. Переездом таможни на границу не все довольны. 28.10.2011. [Электронный ресурс]. URL: http://www. tks. ru/reviews/2011/10/28/01.
7. Покровская В. В. Таможенное дело. М.: Юрайт, 2011.
8. Россия заняла первое место в мировом коррупционном рейтинге. 02.11.2011. [Электронный ресурс]. URL: http://www.tks.ru/reviews/ 2011/11/02/03.
9. Руководство по модернизации таможенной службы / под ред. Люка де Вульфа, Хосе Б. Сокола. М.: Изд-во «Весь мир», 2007.
10. Смитиенко Е. О. Борьба с занижением таможенной стоимости товаров // Российский внешнеэкономический вестник. 2009. № 4 (апрель). С. 45-53.
11. Суды в 90 процентах случаев встают на сторону участников ВЭД. 27.01.2011 // Фонтанка. Ру. [Электронный ресурс]. URL: http://www. tks. ru/news/nearby/2011/01/27/0008.
12. Таможенная служба Российской Федерации в 2007-2011 гг. // Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://www. customs. ru/index. php?option=com_content&view=article&id=7995&I temid=1845.
13. Таможенный блюз. 28.02.2012 // Бизнес-журнал. [Электронный ресурс]. URL: http://www. tks. ru/reviews/2012/02/28/02.
14. ФАС и бизнес недовольны ликвидацией таможенных постов. 28.11.2011 // РБК daily. [Электронный ресурс]. URL: http: // www. tks. ru/ reviews/2011/11/28/01.
15. Фурсова И. Ответы даны, вопросы остались // Таможня. 2008. № 7 (198), апрель. С. 3-4.
16. The Global Competitiveness Report 20092010 / World Economic Forum. Geneva, Switzerland, 2009. URL: https://members. weforum. org/pdf/ GCR09/GCR20092010fullreport. pdf.
«Поддерживай рекламу, и реклама поддержит тебя»
Томас Роберт Дьюар
РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЁТСЯ ВАМ ВСЕГО В 2 950 РУБ.
Тел./факс: (495) 721-8575, e-mail: [email protected]