26 (119) - 2011
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
УДК 336.02
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИКУ РОССИИ
М. В. ВАСИЛЬЕВА, кандидат экономических наук,
доцент кафедры теории финансов, кредита и налогообложения E-mail: Volgograd-sience@rambler. ru Волгоградский государственный университет Е. А. КУТЫРЕВ,
аспирант кафедры предпринимательства и таможенного дела Международного института финансов, управления и бизнеса E-mail: eakutyrev@rambler. ru Тюменский государственный университет
В статье исследованы предпосылки и тенденции институциональных преобразований таможенных органов и их влияние на экономику России. Создание единого экономического и таможенного пространства в рамках Союзного государства, Таможенного союза и ЕврАзЭС становится приоритетным направлением экономического сотрудничества и оказывает существенное влияние на характер развития лизинговой деятельности на территории общего экономического пространства России, Казахстана и Белоруссии.
Ключевые слова: институциональное развитие, таможенная система, таможенный орган, таможенное администрирование, внешнеэкономическая деятельность, Таможенный союз, ЕврАзЭС.
Во всех развитых странах внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) регулируется государством. Существуют различные методы регулирования внешнеторговой деятельности, которые можно наблюдать в развитых странах. Целью данных методов является защита национальной экономики, защита экономических интересов отечественных производителей и потребителей товаров и услуг на национальном и региональном рынках.
Таким образом, воздействие государства на ВЭД — главное условие устойчивого развития страны в целом и регионов в частности, обеспечение благосостояния нации. Достижение
перечисленных целей невозможно без осуществления контрольных мероприятий ВЭД, направленных на соблюдение законодательства в данной области.
В условиях роста экспортно-импортных операций (рис. 1) повышается значение эффективности инструментов защиты национальных интересов на внешнем и внутреннем рынках.
В условиях мирового финансового кризиса существенно возросла роль координации усилий стран по регулированию интеграционных процессов. Если на ранних стадиях реформирования и трансформации экономики на постсоветском пространстве решающую роль играли внутренние факторы, то по мере вовлечения национально-хозяйственных комплексов в мировую экономику внешнее воздействие становится более важным условием выбора экономической стратегии интеграционного сотрудничества.
Создание единого экономического и таможенного пространства в рамках Союзного государства, Таможенного союза и Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) становится приоритетным направлением экономического сотрудничества и оказывает существенное влияние на характер развития лизинговой деятельности на территории общего экономического пространства России, Казахстана и Белоруссии.
- 23
75
60 -
45 -
30
15
□ Импорт □ Экспорт
Источник: URL: http://www. customs. ru. Рис. 1. Динамика экспортно-импортных операций Российской Федерации в 2008—2009 гг., млрд долл.
Важно отметить, что идея создания единого экономического пространства на территории Белоруссии, Казахстана, России и Украины была экономически оправданна, так как в 2007 г. почти 96 % общего объема внешнеторговых операций стран — членов СНГ приходилось на Белоруссию, Казахстан, Россию и Украину. При этом основными торговыми партнерами во взаимной торговле стран СНГ в 2007 г. выступали: Россия — 42,9 % общего объема экспортно-импортных операций между государствами Содружества, Украина — 23,1 %, Белоруссия — 15,7 % и Казахстан — 11,8 %. Новые условия для формирования единого экономического пространства были заложены еще в рамках Евразийского экономического сообщества, когда 16 августа 2006 г. главами государств — членов ЕврАзЭС было принято решение о переносе работы по формированию Таможенного союза в рамки ЕврАзЭС. Таким образом, задача формирования Таможенного союза и единого экономического пространства на практике сегодня решается силами Белоруссии, Казахстана и России. Межгосударственный совет ЕврАзЭС 27 ноября 2009 г. на уровне глав государств принял решение по важнейшим вопросам функционирования Таможенного союза и созданию единого экономического пространства.
В рамках Таможенного союза интеграционное экономическое взаимодействие выходит за пределы традиционных форм экономического сотрудничества на постсоветском пространстве. Формирование Таможенного союза предполагает создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В рамках Таможенного союза применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами. Таможенный союз формируется в соответствии с общепризнанными международными нормами: с единой системой регулирования внешнеторговой деятельности, с единым таможенным тарифом и единой таможенной территорией.
Участники Таможенного союза являются друг для друга важными торговыми партнерами, и их взаимные внешнеэкономические связи характеризуются высокими темпами роста: товарооборот России с Белоруссией и Казахстаном увеличился в 2000—2009 гг. более чем в три раза. Устранение тарифных барьеров во взаимной торговле улучшит условия для деятельности хозяйствующих субъектов: позволит сократить время, транспортные
0
издержки и расходы по оформлению таможенных документов. Создание Таможенного союза обеспечивает следующие преимущества: вводится единый таможенный тариф, беспрепятственно перемещаются товары на единой таможенной территории; применение мер нетарифного регулирования сократит административные барьеры в торговле; устанавливается единый механизм таможенного контроля на внешней границе, обеспечивающий прозрачность таможенных формальностей и их отмену на межгосударственных границах государств; будут сокращены технические барьеры.
В странах Таможенного союза — России, Белоруссии и Казахстане — создаются условия для переноса функций таможенного контроля с внутренних границ государств-членов на внешний периметр интеграционного объединения. Предполагается сохранить эффективно действующую на сегодня процедуру таможенного контроля на внешней границе Таможенного союза, после чего товар беспрепятственно проследует к потребителю независимо от того, в какой из стран Таможенного союза он находится. Значительно упростится и процедура транзита товаров по территории Таможенного союза, т. е. предусматривается сквозное перемещение товаров от места ввоза до места вывоза с применением таможенного контроля в таможенных органах на внешнем контуре Таможенного союза.
Средняя величина таможенных пошлин в 2008 г. составила 11,6 %, в 2009 г. снизилась до 10,6 % [1].
Высший орган Таможенного союза — Межгосударственный совет принял следующие документы:
> Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории Таможенного союза;
> Соглашение о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия;
> Соглашение Таможенного союза по санитарным мерам;
> Соглашение Таможенного союза по ветеринар-но-санитарным мерам;
> Соглашение Таможенного союза о карантине растений;
> Протокол о внесении изменений в Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25 января 2008 г.;
> Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе;
> Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе [2, с. 45—46]. Перспективы развития Таможенного союза
влияют на характер реализуемой инвестиционной политики в странах Сообщества. При этом одной из ключевых проблем по формированию единого экономического пространства в рамках как ЕврАзЭС, так и Таможенного союза становится формирование единой системы технического регулирования [3, с. 60].
В настоящее время в рамках Таможенного союза подготовлен проект Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации, в котором определены общие подходы стран к разработке единых технических регламентов, что существенным образом изменит порядок продвижения лизинговой продукции на инвестиционный рынок трех стран. В данном Соглашении планируется проведение странами Таможенного союза согласованной политики в области технического регулирования с учетом положений, установленных в Соглашении об основах гармонизации технических регламентов государств — членов ЕврАзЭС от 24 марта 2005 г., в Соглашении о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фито-санитарных мер от 25 января 2008 г., Соглашении об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории Таможенного союза от 11 декабря 2009 г., Соглашении о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия, от 11 декабря 2009 г. и в Договоре о Комиссии Таможенного союза от 6 октября 2007 г. [4, с. 78].
Таким образом, в настоящее время активизировался процесс создания единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС и Таможенного союза. При этом успех в реализации данного проекта зависит от согласованности действий интеграционных партнеров, призванных создать объективные предпосылки для перехода к качественно новой модели интеграционного взаимодействия, обеспечивающей институциональные приоритеты расширения экономического интеграционного сотрудничества.
- 25
Создание единого экономического пространства в рамках Таможенного союза предполагает гармонизацию норм в области перемещения товаров, услуг и капиталов на его территории.
На данный момент необходимо заключить между государствами 20 базовых соглашений, касающихся правил конкуренции, субсидирования сельского хозяйства и промышленности, доступа к энергетической инфраструктуре и других вопросов. При этом с принятием общих правил регулирования перемещения товаров через территорию единого таможенного пространства можно ожидать формирования новых лизинговых взаимоотношений с международными партнерами, направленных на привлечение в страну инновационной, энергетически эффективной и ресурсосберегающей техники [9, с. 30].
В современных условиях приоритеты развития инвестиционного сотрудничества Белоруссии, Казахстана и России должны строиться на инновационной модели развития национальных экономик. Таможенный союз и ЕврАзЭС открывают перспективы интеграции в направлении перехода к инновационной модели, в том числе посредством перехода к высоким информационным технологиям и модернизации на основе формирования единых технических регламентов.
Ключевой задачей развития РФ является переход к модели динамичного и устойчивого экономического роста на базе повышения эффективности работы государственных институтов, увеличения степени конкурентоспособности российской экономики. Значимость государственных институтов в развитии экономики России, необходимость и актуальность их дальнейшего совершенствования наряду с развитием инфраструктуры, инновациями и инвестициями определены Президентом России в качестве одного из приоритетных направлений в реализации экономической политики и экономических преобразований в РФ на ближайшую перспективу [7].
Описанные тенденции вызывают необходимость активных институциональных преобразований таможенной системы, целью которых являются качественное повышение результативности регулирования внешнеэкономической деятельностью России, формирование условий стабильной, благоприятной среды для внешней торговли, создание современных и универсальных инструментов таможенного регулирования и контроля.
Среди многообразия подходов к управлению развитием социально-экономических систем и системы государственного управления важное мес-
26 -
то занимает институциональный подход, главными задачами которого являются: анализ исторической ретроспективы, определение траектории прогрессивных институциональных изменений, предвидение и моделирование вероятных направлений трансформации отдельных социально-экономических систем и общества в целом.
Согласно современному взгляду институцио-налистов, экономика — это эволюционирующая система, состоящая из отдельных социально-экономических подсистем, испытывающая постоянные воздействия внешней среды (культуры, политической обстановки, природы и т. д.) и реагирующая на них. Важную роль в управлении процессами институционализации играют государство и его институты: государство должно активно влиять на институциональную среду в экономике, потому что спонтанная селекция институтов не всегда приводит к оптимальным вариантам.
В широкой постановке под институтом понимается исторически сложившееся и эволюционирующее вместе с обществом и государством высокоорганизованное социально-экономическое системное образование, объединяющее деятельность людей для удовлетворения важной общественной потребности или достижения определенной общественно значимой цели.
В контексте данного исследования таможенный институт — это целостная совокупность идей, правил и механизмов, определяющих, формирующих или развивающих определенную организацию, или же сама организация (учреждение) как открытая эволюционирующая система.
Развитие как непрерывный процесс институциональных преобразований содержит два основных взаимосвязанных уровня. На первом уровне формируется определенная совокупность идей, правил и механизмов, определяющих, формирующих или развивающих организацию. Это уровень институционального развития, на котором формируются видение, базовые идеи, концепция, правовые нормы будущей организации, а также вырабатываются институциональные ограничения, механизм ее создания или трансформации. На втором уровне формируется или реформируется сама организация (учреждение) в рамках принятых институциональных ограничений. Это этап создания организации или ее развития.
Процесс институциональных изменений на обоих уровнях происходит практически непрерывно и развивается, как правило, на основе механизмов самоорганизации. При управлении такими процессами верхний уровень является
управляющим по отношению к нижнему. Именно этот аспект особенно важен для решения проблем развития государственных институтов.
Институциональное развитие в таможенной сфере представляет собой процесс формирования идей, концепций, нормативно-правового обеспечения, программ и механизма качественного преобразования (развития) таможенных органов России. Под управлением институциональным развитием понимается процедура анализа и выбора одной из приемлемых альтернатив при создании нового таможенного института или качественном преобразовании существующих таможенных институтов [5].
Таможенная служба России как социально-экономический институт занимает одно из центральных мест в системе государства, поскольку она регулирует экономические, политические, правовые, энергетические, информационные и другие коммуникации в сфере внешнеэкономической деятельности, обеспечивая тем самым устойчивость и предсказуемость взаимодействий между торговыми партнерами.
В связи с этим Федеральная таможенная служба — это особый государственный институт, формирующийся в специфических условиях в рамках присущих только ей институциональных изменений.
Основной целью институционального развития таможенной службы является трансформация таможенных органов в состояние, соответствующее новым институциональным условиям и предъявляемым требованиям развития экономики.
В данном случае речь идет о постоянных институциональных изменениях прогрессивного характера или об институционализации как непрерывном процессе развития таможенного дела и таможенной службы России (табл. 1).
Достижение стратегических целей ФТС России будет обеспечено решением тактических задач, соответствующих сфере деятельности и функциям таможенных органов, установленных в соответствии с законодательством РФ.
Таможенные органы являются важнейшим инструментом государственного регулирования экономических процессов. Роль таможенной системы в решении комплексного развития экономики заключается в том, чтобы за счет успешной внешнеэкономической деятельности обеспечивать гармоничное развитие производственной и непроизводственной сфер экономики, повышение уровня экономического развития РФ [6].
Таможня выполняет такие полномочия в области финансовой деятельности, как обеспечение правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных платежей, взимание таможенных пла-
Таблица 1
Соответствие целей ФТС России целям социально-экономического развития экономики Российской Федерации
Наименование целей ФТС России Наименование целей социально-экономического развития экономики Российской Федерации Обоснование взаимосвязи стратегических целей ФТС России и целей социально-экономического развития государства
Цель 1. Повышение уровня соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации, обеспечение полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов 1.1. Обеспечение макроэкономической стабильности От уровня соблюдения таможенного законодательства РФ, от полноты и своевременности уплаты таможенных платежей зависит стабильное исполнение доходной части федерального бюджета. Дополнительные возможности увеличения доходной части федерального бюджета позволят успешно решать задачи макроэкономической стабильности, в том числе путем пополнения резервных фондов и иных инструментов воздействия на экономику
1.2. Повышение конкурентоспособности российских предприятий Стабильное исполнение доходной части федерального бюджета позволит государству создавать и использовать финансовые механизмы повышения конкурентоспособности российских предприятий как за счет создания условий для их инновационного развития, так и за счет использования мер протекционистской таможенно-тарифной политики
1.3. Развитие международного экономического сотрудничества Повышение уровня соблюдения таможенного законодательства создаст более благоприятные условия развития международной торговли, что будет способствовать эффективному решению задач развития международного экономического сотрудничества
Окончание табл. 1
Наименование целей ФТС России Наименование целей социально-экономического развития экономики Российской Федерации Обоснование взаимосвязи стратегических целей ФТС России и целей социально-экономического развития государства
Цель 2. Повышение качества предоставления услуг таможенными органами, сокращение издержек участников внешнеэкономической деятельности и государства, связанных с таможенным оформлением и таможенным контролем 2.1. Удовлетворение потребностей граждан в образовании Проводя подготовку специалистов в таможенной сфере, ФТС России способствует удовлетворению потребности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в повышении уровня их образования и компетентности в таможенной сфере. Кроме того, повышение уровня качества предоставляемых услуг требует постоянного совершенствования профессиональной подготовки кадрового состава ФТС России. Предоставляя возможность должностным лицам совершенствовать профессиональную подготовку, ФТС России способствует удовлетворению их потребностей в образовании и повышении квалификации
2.2. Повышение обеспеченности населения услугами ФТС России в соответствии с законодательством РФ (в рамках своих полномочий) предоставляет государственные услуги, оказывающие существенное влияние на формирование благоприятных условий для осуществления внешнеэкономической деятельности юридических и физических лиц
2.3. Обеспечение личной безопасности и реализации прав и свобод граждан ФТС России в соответствии с законодательством РФ (в рамках своих полномочий) исполняет государственные функции, непосредственно затрагивающие конституционные права и свободы лиц, осуществляющих внешнеторговую деятельность. От качества предоставления услуг таможенными органами и сокращения издержек участников ВЭД, связанных с таможенным оформлением и таможенным контролем, зависит уровень обеспечения и реализации прав и свобод граждан в экономической сфере
3.3. Развитие научно-технического потенциала Проведение и внедрение результатов научно-исследовательских работ, экспертно-исследовательских технологий в практику таможенного оформления и таможенного контроля способствует развитию научно-технического потенциала таможенных органов и позволяет оказывать услуги на более качественном уровне
Цель 3. Выявление и пресечение контрабанды оружия, наркотиков, контрафактной продукции и иных товаров, запрещенных к ввозу в РФ, а также товаров, предметов и ценностей, вывоз которых за границу РФ запрещен 3.1. Обеспечение безопасности общества и государства от угроз терроризма В условиях активизации террористических проявлений, особенно международного характера, выявление и перекрытие каналов нелегальных поставок оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и иных средств диверсий приобретает особую актуальность в деле обеспечения безопасности общества и государства. Кроме того, в большинстве случаев финансирование преступной деятельности международных террористических организаций осуществляется за счет средств, полученных от сбыта наркотиков. В связи с этим, выявляя и пресекая контрабанду наркотиков, ФТС России непосредственно способствует снижению рисков и возможного ущерба от террористических угроз
3.2. Обеспечение политических интересов России и укрепление международного сотрудничества в области безопасности Деятельность ФТС России по борьбе с международной организованной преступностью, терроризмом на каналах международных сообщений содействует развитию сотрудничества с другими странами в области безопасности, что отвечает политическим интересам России
тежей и принятие мер к их принудительному взыс- по пеням по федеральным налогам и сборам (погра-канию, учет задолженности по уплате таможенных ничным НДС и акцизам), возврат (зачет) излишне платежей, выявленных недоимок и задолженности уплаченных и излишне взысканных таможенных
6 000,0 т
5 000,0 --
4 000,0 --
ч &
2 000,0 --
1 000,0 --
0,0
100,8
102,6
103,3
100,4
102,1
101,8
101,4
с\ | чо
tTi I
110,0 100,0 90,0 80,0 70,0 60,0 50,0 40,0 5 + 30,0 20,0 10,0 0,0
%
2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
■ ■ Контрольный показатель, установленный на год Минфином России на основании закона о федеральном бюджете
■ ■ Объем таможенных и иных платежей, перечисленных в федеральный бюджет
♦ Исполнение Федерального закона о федеральном бюджете в части перечисления таможенных и иных платежей
Источник: URL: http://www. customs. ru.
Рис. 2. Исполнение Федерального закона о федеральном бюджете в части администрируемых таможенных и иных платежей
£ 3 000,0 --
платежей, контроль за обоснованностью предоставления отсрочки, рассрочки по уплате таможенных платежей и некоторые другие полномочия.
Таможенные посты осуществляют свою деятельность в соответствии с Общим положением о таможенном посте, утвержденным приказом ФТС России от 13.08.2007 № 965. В соответствии с Общим положением (разд. II) таможенный пост осуществляет следующие полномочия в области финансовой деятельности: взыскание таможенных платежей, контроль за правильностью их исчисления и своевременностью уплаты, принятие мер (в пределах своей компетенции) к взысканию таможенных платежей, пеней и штрафов.
Таможенные органы, осуществляя таможенный контроль в процессе таможенной деятельности, обеспечивают устойчивое развитие страны за счет аккумулирования налоговых и неналоговых доходов в бюджетную систему РФ.
Таможенные органы должны обеспечивать как в целом выполнение установленных ФТС России контрольных показателей эффективности деятельности, так и по выполнению плана по перечислению таможенных платежей.
Стабильное исполнение доходной части федерального бюджета зависит от обеспечения полноты и своевременности уплаты таможенных платежей в федеральный бюджет при одновременном повышении уровня соблюдения таможенного законодательства РФ и таможенного администрирования в части правильности исчисления таможенных платежей, своевременности и полноты их взимания, принятия необходимых мер по сокращению задолженности по их уплате (рис. 2, табл. 2).
Дополнительные возможности увеличения доходной части федерального бюджета позволят успешно решать задачи макроэкономической стабильности и интеграции российской экономики в международное экономическое пространство.
По итогам 2010 г. таможня стала основным источником наполнения российского бюджета. Этот результат достигнут в условиях начала работы Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. В 2010 г. ФТС России обеспечила 52 % бюджетных доходов, в бюджет поступило свыше 4,3 трлн руб.
Значительное влияние оказывает деятельность таможенных органов на внешнеэкономическую деятельность регионов.
Таблица 2
Оценка платежей в федеральный бюджет
Вид платежа 2007 г. 2008 г.
Таможенные платежи, перечисленные в федеральный бюджет, млн руб., всего... 3253 849,30 4 694 483,3
В том числе:
НДС 836 772,64 1 093 530,2
акцизы при ввозе 26 183,25 35 235,8
вывозная пошлина 1 834 858,04 2 859 293,7
ввозная пошлина 488 046,11 625 574,4
таможенные сборы и иные платежи 67 989,26 80 849,2
Средства, направляемые в федеральный бюджет, от сдачи недвижимого имущества в аренду, тыс. руб. 45 439,9 39 986,6
Финансирование расходов за счет средств, поступающих от сдачи в аренду помещений образовательными учреждениями, подведомственными ФТС России, тыс. руб. 3 145,0 2 287,1
Часть прибыли федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП), подведомственных ФТС России, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, тыс. руб. 5 304,0 5 604,0
Источник: URL: http://www. customs. ru.
Например, за 2008 г. внешнеэкономическую деятельность в зоне ответственности Уральского таможенного управления осуществляло более
5 тыс. участников ВЭД. Ими по внешнеторговым сделкам было оформлено почти 224 тыс. грузовых таможенных деклараций. Более чем со 120 странами мира налажены самые тесные экономические связи уральских предпринимателей, предприятий металлургической, машиностроительной, химической и добывающей отраслей, среди которых флагманы отечественной промышленности, крупнейшие не только на Урале, но и в масштабах всей страны. Ежегодно растет и внешнеторговый оборот Уральского федерального округа (УрФО). За 2008 г. в зоне деятельности Уральского таможенного управления он составил почти 29,7 млрд долл. С начала 2008 г. под контролем таможенных органов региона перемещено боле 59 млн т грузов. За 2008 г. в федеральный бюджет Уральским таможенным управлением перечислено 60,63 млрд руб., что составляет 132,8 % к уровню 2007 г.
Сотрудниками правоохранительных подразделений таможен Уральского таможенного управления постоянно проводятся плановые мероприятия, направленные на стабилизацию криминогенной обстановки в сфере экономических отношений, выявление и пресечение фактов опасных видов контрабанды, контрабанды наркотиков, обеспечение экономической безопасности страны. В 2008 г. таможнями региона было возбуждено 6 992 дела
06 административных правонарушениях, а сумма назначенных судебными органами наказаний составила свыше 150 млн руб. Подразделениями
дознания таможен Уральского таможенного управления возбуждено 237 уголовных дел, по которым общая стоимость изъятого товара, незаконно перемещаемого через границу, составила более 281,5 млн руб., а размер уклонения от уплаты таможенных платежей — 17 млн руб.
В целях выявления и пресечения каналов незаконного ввоза и распространения на территории УрФО контрафактной продукции иностранного производства в зоне деятельности Уральского таможенного управления в I квартале 2008 г. начато проведение первого этапа региональной спецоперации «Интеллект — 2008». Было возбуждено 12 уголовных дел и 199 дел об административных правонарушениях. Из незаконного оборота изъято около 226 тыс. ед. контрафактных товаров. По фактам контрабанды и незаконного оборота наркотических средств таможенными органами Уральского таможенного управления возбуждено 47 уголовных дел. По фактам контрабанды и незаконного оборота наркотических средств возбуждено 34 уголовных дела, изъято 343,1 кг наркотических средств, 26,5 кг — сильнодействующих веществ, запрещенных к перемещению через таможенную границу РФ (12 уголовных дел).
За 9 мес. 2010 г. таможнями региона, подчиненными Уральскому таможенному управлению (УТУ), в федеральный бюджет перечислено 36 129 млн руб. таможенных пошлин и платежей. Это на 2 427 млн руб. больше, чем за аналогичный период 2009 г., когда мировой финансово-экономический кризис был в разгаре и весьма негативно повлиял на экономику, в том числе и Уральского региона.
Поступления в бюджет от внешнеэкономической деятельности уральских предприятий, особенно металлургической, машиностроительной и энергетической отраслей, сократились в 2009 г. сразу на 27 %. Снижение объемов перечислений по экспортной составляющей в 2009 г. (в сравнении с показателем за 9 мес. 2008 г.) составили 3,9 млрд руб., по импортной — более 8,2 млрд руб. В 2010 г. наметился некоторый рост таможенных платежей, связанный с повышением активности проведения внешнеторговых операций предприятий и организаций УрФО. Так, за 9 мес. 2010 г. таможнями региона по импортной составляющей в бюджет государства перечислено 33 214 млн руб. (аналогичный показатель 2009 г. — 31 173 млн руб.). По экспортной составляющей в бюджет перечислено 1 855 млн руб. (1 775 млн руб. — за 9 мес. 2009 г.) [8].
Безусловно, рост внешнеэкономических показателей — один из главных критериев эффективности работы таможни. С каждым годом повышается деловая активность регионов России, и таможенные органы стараются способствовать развитию торговли отечественных предпринимателей с иностранными партнерами, создавая добросовестным участникам ВЭД режим максимального благоприятствования. В то же время с «повестки дня» ни в коей мере не снята и проблема повышения качества и эффективности таможенного контроля, особенно на автомобильных и железнодорожных пунктах пропуска на российско-казахстанской границе.
Сегодня перед таможенными органами России стоит новая стратегическая задача — всемерное содействие развитию внешнеэкономической деятельности отечественных предпринимателей, обеспечивающее полноценную интеграцию нашего государства в мировую экономику и способствующую тем самым вступлению России во Всемирную торговую организацию. И таможня на этом пути должна стать не барьером, а мостом между странами. Предстоит многое сделать, чтобы таможенные органы могли в полной мере соответствовать требованиям таможни XXI в.: модернизировать приграничные пункты пропуска, внедрять и раз-
вивать новые перспективные информационные таможенные технологии, дебюрократизировать таможенные процедуры, повысить качество таможенного администрирования, всемерно содействовать развитию внешней торговли и интеграции отечественных предприятий в мировой рынок.
Список литературы
1. Белоусова О. М. Влияние кризисов на формирование инвестиционной модели государства // Финансовый бизнес. 2009. № 3. С. 15—23.
2. Вайн С. Глобальный финансовый кризис: механизмы развития и стратегии выживания. М.: Альпина Бизнес Букс. 2010.
3. Воробьев В. П. Проблемы развития и реформирования СНГ. Монография. М.: Восток-Запад. 2010.
4. Интеграционные процессы в странах СНГ: тенденции, проблемы и перспективы / под ред. Б. М. Смитиенко. М.: Финакадемия. 2008.
5. МакрусевВ. В., Дианова В. Ю, Маркина О. В. Вопросы теории и концепция развития таможенного дела России // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала РТА. 2008. № 1 (30). С. 7—22.
6. Макрусев В. В., Дианова В. Ю, Маркина О. В. Управление развитием таможенных органов России на основе институционального подхода // Гуманитарные и социальные науки. 2008. № 2. С. 59—66.
7. Маркина О. В. Теоретические и концептуальные положения развития таможенного дела России на основе институционального подхода // Вестник университета (Государственный университет управления) / Развитие отраслевого и регионального управления. 2008. № 4 (14). С. 123—128.
8. Уральское таможенное управление: официальный сайт. URL: http://utu. customs. ru/ru/reviews/ index. php?&date695=201009&id695=33654.
9. Филькевич И. А. Приоритеты экономической интеграции 2030. Союзное государство России и Беларуси. М.: Экон-Информ. 2010.
10. ФТС России: официальный сайт. URL: http://www. customs. ru.
\
УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ !
Журналы Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» стали доступны в электронном виде в Научной Электронной Библиотеке (eLIBRARY.RU).
На сайте eLIBRARY.RU можно оформить годовую подписку на текущие и архивные выпуски журналов, приобрести отдельные номера изданий или статьи.
_)
_ 31
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность