АЛИЕВ М.А.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ СИСТЕМЫ РФ В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ЕВРАЗЭС
Аннотация: В условиях глобализации мировой экономики, дальнейшей активизации международного товарообмена, темпы роста которого за последние 20 лет опережали динамику совокупного мирового ВВП примерно в 3 раза, особое значение приобретает формирование и эффективное функционирование национальных таможенных систем. Это необходимо в целях максимального содействия развитию внешнеторговой деятельности компаний без ущерба для результативности таможенного контроля и обеспечения национальной экономической безопасности.
Дальнейшая либерализация, гармонизация и унификация таможенных отношений ставит перед современными исследователями широкий спектр нерешенных задач, проблем и спорных вопросов, требующих углубленного изучения таможенной системы РФ.
Ключевые слова: интеграционные процессы, Таможенный союз, таможенно-тарифное регулирование, таможенный контроль, таможенные системы.
ЛЫБУ И.Л.
PERSPECTIVES OF THE DEVELOPMENT OF THE CUSTOMS SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION WITHIN THE FRAMEWORK OF THE CUSTOMS U NION OF EURASEC
Abstract: In the conditions of globalization of world economics, further activation of international exchange of goods, the speed of growth of which over the recent 20 years exceeded the dynamics of total world GDP by approximately three times, the formation and effective functioning of national customs systems attains a special meaning. This is necessary in order to assist as much as possible the development of foreign trade activity of companies without harm in order to achieve the results of customs control and providing national economic safety. Further liberalization, harmonization and unification of customs relations puts a wide spectrum of unresolved tasks, problems and debatable issues for modern researchers. There issues require a deep study of the customs system of the Russian Federation.
Keywords: integrational processes, Customs union, customs and tariff regulation, customs control, customs systems.
В условиях глобализации мировой экономики характерной тенденцией является расширение интеграционных процессов, в т. ч. на постсоветском пространстве, о чем свидетельствует реальное функционирование ТС Республики Беларусь, Казахстан и Российской Федерации с января 2010 г. и формирование с января 2012 г. Единого экономического пространства в перспективе с расширением за счет включения других стран СНГ.
Рассматривая предпосылки реализации Таможенного союза в формате стран СНГ, необходимо обратить внимание на тот факт, что важными элементами интеграционных объединений по опыту зарубежных стран являются унификация таможенных процедур, взаимное содействие и координация усилий государств в реализации таможенного администрирования.
Формирование Таможенного союза (ТС) трех государств — России, Беларуси и Казахстана началось с января 1995 г., когда было подписано Соглашение о Таможенном союзе, предполагающее экономическое объединение государств в рамках единой таможенной территории на основе однотипного механизма регулирования экономики, рыночных принципов хозяйствования и унифицированного законодательства в сфере таможенного дела.
В марте 1996 г. к данному Соглашению присоединилась Киргизия, в феврале 1999 г. — Таджикистан. Одним из главных экономических преимуществ создания Таможенного союза в то время было исключение необходимости в обустройстве таможенных границ государств — бывших республик Советского Союза, требующем значительных материальных затрат.
Формирование Таможенного союза сопровождалось отменой в середине 1995 г. таможенного контроля и упразднением пропускных пунктов на границе РФ с Белоруссией, введением упрощенного порядка таможенного контроля на российско-казахстанской границе. В направлении таможенно-тарифного регулирования была достигнута почти полная унификация импортных таможенных тарифов России, Беларуси и Казахстана. Что касается нетарифных ограничений, то было принято Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования внешней торговли. Формирование единого механизма тарифного и нетарифного регулирования осуществлялось с учетом присоединения Киргизии к Таможенному союзу.
Углубление интеграционных процессов в рамках четырех государств вызвало необходи-
мость в создании межгосударственного института — Интеграционного комитета, ставшего постоянно действующим исполнительным органом Таможенного союза. Таким образом, можно сказать, что к концу 1990-х гг. была сформирована наднациональная таможенная система в составе ТС пяти государств со всеми присущими ей атрибутами (единой таможенной территорией, единым законодательством в сфере таможенного дела, межгосударственным институтом, осуществляющим компетенцию в сфере таможенного дела).
Но дальнейшая реализация Таможенного союза была приостановлена в силу следующих причин. Во-первых, экономические проблемы, вызванные финансовым кризисом в РФ в 1998 г., побудили введение странами- участницами ТС ряда запретительных мер в области таможенного регулирования вразрез с принципами формирования Таможенного союза. Во-вторых, Киргизия вступила в ВТО в 1998 г., и взятые ею в связи с этим обязательства не соответствовали обязательствам в рамках ТС. В-третьих, Беларусь нарушила свои обязательства в части соблюдения порядка распределения и зачисления в госбюджеты России и Беларуси таможенных пошлин, налогов и сборов, прекратив перечислять в 1997 г. соответствующие суммы в бюджет РФ. В-четвертых, вопреки подписанным соглашениям, предусматривающим обеспечение эффективного таможенного контроля на внешних границах ТС с целью недопущения незаконного ввоза и вывоза товаров, в середине 1990-х гг. из стран, не входящих в Таможенный союз, на территорию России ежегодно ввозились без регистрации товары на миллиарды рублей1.
В связи с данными обстоятельствами в 2000 г. был возобновлен таможенный контроль и таможенное оформление товаров из третьих стран, поступающих через Беларусь, а в начале 2001 г. ГТК РФ была восстановлена таможенная граница с Казахстаном на всем ее протяжении.
Подписание в октябре 2000 г. в Астане руководителями стран-участниц ТС Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества (Ев рАзЭС), в соответствии с которым Таможенный союз был преобразован в международную экономическую организацию, характеризует новый этап в развитии интеграционных процессов России и ее партнеров по Таможенному союзу. «По сути, произошел отказ от концепции быстрого создания ТС на основе унификации таможенной политики»2.
В текстах учредительных документов ЕврАзЭС не были указаны конкретные сроки реализации мероприятий по формированию Таможенного союза и единого экономического пространства. По оценкам экспертов, дальнейшее продвижение партнеров по Сообществу от двусторонних зон свободной торговли к более высоким ступеням интеграции было невозможно в связи с разнонаправленностью национальных экономических интересов членов региональной группировки, обусловленных резкими контрастами в уровне социально-экономического развития, разной степенью реформирования экономики, зависимостью от внешних связей, а также с отсутствием действенного механизма реализации принятых решений (наднациональных органов с широкими полномочиями) и др.
Наиболее реалистичный вариант создания Таможенного союза в рамках трех государств — России, Беларуси и Казахстана (а в дальнейшем — единого экономического пространства) был обозначен в августе 2006 г. на неформальном саммите ЕврАзЭС. В октябре 2007 г. главами трех государств были подписаны ключевые документы, определяющие институциональную структуру ТС и механизм вхождения в него новых государств, План действий по формированию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, устанавливающий последовательность и сроки осуществления конкретных мероприятий на период 2008-2010 гг.
Начало функционирования Таможенного союза Республики Беларусь, Казахстана и Российской Федерации с 1 января 2010 г. явилось значительным шагом в развитии наднациональной таможенной системы в рамках трех государств. В соответствии с решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС при формировании Таможенного союза были выделены три этапа развития таможенной системы: предварительный — до 1 января 2010 г., первый — до 1 июля 2010 г., второй — до 1 июля 2011 г.
На предварительном этапе были обеспечены условия для таможенно- тарифного регулирования, а также формирования единой системы мер нетарифного регулирования в отношении третьих стран на единой таможенной территории. В связи с этим с 1 января 2010 г. вступили в силу нормативные правовые акты, содействующие гармонизации и унификации таможенно-тарифного и нетарифного регулирования трех государств.
Необходимо обратить внимание на тот факт, что, в отличие от процессов формирования ТС в 1990-е гг., благодаря четкому соблюдению достигнутых договоренностей на современном этапе Таможенный союз реально функционирует. Было принято свыше 40 международных договоров, определяющих условия создания и статус таможенной территории, институцио-
1 См.: Лихачев, А. Е. Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана : история, современный этап и перспективы развития // Российский внешнеэкономический вестник. 2010. № 6 (июнь). С. 6.
2 См.: Там же. С. 7.
нальную структуру ТС, механизмы регулирования торговли с третьими странами, порядок взимания косвенных налогов, базовые нормы в области технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных требований и др., что предопределило экономико-правовые основы для формирования единой наднациональной таможенной системы в рамках трех государств.
С 1 июля 2010 г. вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, ставший организационно-правовой основой функционирования единой таможенной территории, как важнейшего института таможенной системы трех государств в наднациональном масштабе, что обусловило необходимость встраивания таможенной системы РФ в наднациональную таможенную систему в рамках Таможенного союза трех стран. Подготовка Таможенного кодекса ТС, ставшего стержнем законодательной основы единой таможенной системы трех стран, за минимально короткие сроки (в течение полугода) не позволила унифицировать все правила и нормы таможенного администрирования трех государств, в связи с чем в 100 статьях ТК ТС содержатся отсылочные нормы к международным договорам, которые были дополнительно заключены странами, около 70 статей содержат отсылки на решения Комиссии таможенного союза и около 100 — на национальное законодательство стран-членов Таможенного союза.
Тем не менее Таможенный кодекс ТС полностью основывается на положениях Конвенции Киото (в редакции Протокола 1999 г.), содержит нормы, регулирующие порядок декларирования товаров, применения таможенных процедур, уплаты таможенных платежей, в нем определены формы таможенного контроля, установлены основные требования к проведению таможенных операций как участниками ВЭД, так и таможенными служащими. К моменту вступления в силу ТК ТС (к июлю 2010 г.) Казахстан присоединился к этой конвенции, а Россия и Белоруссия — в конце 2010 г.1.
Необходимо обратить внимание на то, что создание Таможенного союза обусловило появление институтов наднационального регулирования, т. е. страны частично отказались от своих суверенных прав в определенных сферах и передали их специально созданному для этого постоянно действующему регулирующему органу — Комиссии Таможенного союза (КТС).
С 1 июля 2012 г. Комиссия Таможенного союза прекратила свое существование, вместо нее функционирует постоянный наднациональный орган — Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) (аналог Еврокомиссии), получившая расширенные по сравнению с КТС полномочия — помимо таможенно-тарифного регулирования, таможенного администрирования, техрегули-рования добавляются полномочия по установлению торговых режимов с третьими странами, в сфере валютной, макроэкономической, энергетической и конкурентной политики, регулирования государственных монополий, промышленных и сельскохозяйственных субсидий, финансовых рынков и др.3.
Помимо Комиссии Таможенного союза вопросы создания, построения, функционирования Таможенного союза призваны решать Межгосударственный совет ЕврАзЭС (на уровне глав государств и глав правительств) — высший орган Таможенного союза и Суд ЕврАзЭС.
В настоящее время функционирует Объединенная коллегия таможенных служб государств-членов ТС, в компетенцию которой входит координация деятельности таможенных служб государств-членов ТС, а также обеспечение единообразного применения таможенного законодательства ТС, содействие реализации таможенной политики на единой таможенной территори-и4.
Однако в процессе формирования Таможенного союза были выявлены определенные проблемы:
1. Усложнение нормативной правовой базы в сфере таможенного дела, которая является громоздкой, обремененной значительным числом отсылочных норм.
С учетом подготовленных изменений в Таможенный кодекс ТС (свыше 500 поправок) максимальное количество норм международных соглашений государств-членов ТС и решений Комиссии ТС, касающихся таможенной сферы, будут внесены непосредственно в текст ТК ТС, количество отсылочных норм к национальному законодательству в сфере таможенного дела будет уменьшено, что позволит сократить количество уровней с шести до четырех (и исключить уровни: международные договоры государств-участников ТС и решения правительств государств-участников ТС) и придаст ТК ТС еще большее значение с точки зрения документа прямого действия4.
2. Противоречивый характер регулирования института таможенных платежей в связи со вступлением в действие Таможенного кодекса ТС.
3 См.: По примеру Евросоюза, но на свой лад. Таможенные новости. — URL : http: // www.tks.ru/ reviews/2011/11/28/03.
4 См.: Федеральный закон Российской Федерации от 25 июня 2012 г. № 92 о ратификации Договора об Объединенной коллегии таможенных служб государств-членов Таможенного союза // Российская газета. Федеральный выпуск от 27.06.2012. № 5817.
По вопросам таможенных платежей не удалось достичь унификации при подготовке ТК ТС, т. к. на данном этапе интеграции унифицируется только таможенное законодательство. Вопросы унификации и гармонизации таких сфер законодательства, как налоговое, гражданское законодательства о банках и банковской деятельности, об исполнительном производстве, тесно связанные с вопросами взыскания и уплаты таможенных платежей, в данный период не решены.
3. Несмотря на существующий механизм согласования всех решений в сфере таможенной и внешнеторговой политики на уровне государств-членов ТС, нарушение участниками ТС подписанных договоренностей и принятие противоречащих им односторонних решений в целях обеспечения национальных экономических интересов. Так, белорусская сторона в отличие от Казахстана и РФ затягивала процесс принятия Таможенного кодекса ТС, ставя под угрозу формирование ТС трех государств. Спустя два месяца после принятия ТК ТС Государственный таможенный комитет Беларуси опубликовал на сайте ведомства Методические рекомендации по определению предназначения и стоимости товаров, перемещаемых физическими лицами из третьих стран, преследуя цели наполнения федерального бюджета и поддержки местных производителей в нарушение международных законодательных актов, принятых странами-участницами ТС. По состоянию на 1 июля 2010 г. Департаментом торговых переговоров Минэкономразвития России было зафиксировано 97 ограничительных мер, применяемых иностранными государствами для защиты своего внутреннего товарного рынка, максимальное количество ограничительных мер зафиксировано со стороны Белоруссии — 24, больше чем ЕС — 16, США — 106.
4. Неодинаковый уровень развития информационного обеспечения процессов таможенного производства стран-участниц ТС, что препятствует эффективному функционированию таможенной системы РФ в рамках таможенного союза ЕврАзЭС. Так, например, в РФ к концу 2011 г. 90% таможенных деклараций было подано через сети Интернет, что свидетельствует о высоком уровне информационных технологий таможенного декларирования. В Казахстане таможенные органы к концу 2012 г. перейдут на электронное декларирование экспорта, и только к 2014 г. будет обеспечен полный переход на декларирование товаров в электронном виде7.
5. Одним из факторов, осложняющих формирование ТС, является незавершенность процесса присоединения государств-участников ТС к Всемирной торговой организации. Идеальным вариантом, по нашему мнению, является вступление стран Содружества в ВТО и формирование ТС на базе права ВТО.
Негативные оценки в отношении процессов формирования ТС трех государств звучат в выступлениях ряда экспертов и специалистов в сфере таможенного регулирования. В середине 2010 г. в Страсбурге верховный представитель ЕС по внешней политике Кэтрин Эштон высказала мнение относительно Таможенного союза: «У нас нет никаких вопросов к таможенным союзам как таковым, однако беспокойства появляются, когда такие союзы не способствуют, а только мешают международной торговле. Кажется, что Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана является как раз таким случаем»8.
На наш взгляд, рассмотрение предпосылок формирования Таможенного союза, анализ и систематизация проблем его функционирования позволило нам выявить перспективы развития таможенной системы в рамках ЕврАзЭС в части формирования законодательной основы в сфере таможенного дела стран-участниц Таможенного союза.
Во-первых, последовательное совершенствование законодательства в сфере таможенного дела в рамках ТС с учетом внесенных в ходе обсуждения поправок в Таможенный кодекс Таможенного союза, который теперь устанавливает более прозрачные, предсказуемые нормы и правила для производителей и экспортеров.
Во-вторых, при разработке нормативной правовой базы ТС используется лучшая практика стран ТС, в результате чего наднациональная таможенная система основывается на более совершенных принципах, нормах и правилах, чем содержащиеся в национальном законодательстве.
В-третьих, процесс принятия решений в рамках ТС, основанный на тщательной предварительной проработке на национальном уровне и согласовании между участниками ТС, обсуждении в Комиссии ТС, способствует повышению требований к обоснованности, взвешенности предлагаемых решений, что создает условия для формирования стабильных и транспарентных норм наднационального таможенного законодательства.
5 См.: Иванова Е. В поисках баланса интересов // Таможня. 2012. № 5 (292). С. 2.
6 См.: Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. Департамент торговых переговоров. Доступ российских товаров, услуг и инвестиций на зарубежные рынки. М., 2010. — URL : http:// www.gokuban.ru/docs/doklad_pb.pdf.
7 См.: В Казахстане в 2014 г. запустят электронное таможенное декларирование. — URL : http://www.tks.ru/news/ nearby/2012/10/22/0005.
8 См.: Таможенный союз мешает международной торговле. — URL : http://www.tks.ru/news/nearby/2010/06/17/0011.
В-четвертых, наднациональная таможенная система способствует развитию эффективного информационного обмена между налоговыми, таможенными и другими контролирующими органами стран-участниц с использованием современных информационных технологий.
Следует отметить, что к настоящему времени в каждом из трех государств ТС сложилась своя практика реализации мероприятий по совершенствованию национальной таможенной системы (Дорожная карта таможенного администрирования в РФ, программы развития таможенных служб в Республике Беларусь и Республике Казахстан), требующая четкой координации на наднациональном уровне.
В связи с этим положительной оценки, на наш взгляд, заслуживает разработка Основных направлений совершенствования таможенного администрирования в Таможенном союзе в 2012-2015 гг. в рамках Евразийской экономической комиссии в целях системного и комплексного развития таможенного администрирования, формирования механизмов правового и информационно-технического обеспечения, межведомственного взаимодействия государств-членов ТС.
В основных направлениях определены: дальнейшее развитие электронного декларирования, внедрение автоматического выпуска товаров, развитие информационного межведомственного взаимодействия, сокращение сроков и количества документов, дифференциация участников ВЭД по степени благонадежности, развитие института уполномоченного экономического оператора и др. Заложенные в Основных направлениях подходы будут закреплены в новом (модернизированном) ТК ТС, переработанном с учетом практики его применения, а также в других международных соглашениях и решениях ЕЭК.
К настоящему времени в деятельности Таможенного союза трех стран остаются серьезные проблемы, требующие совершенствования таможенной системы ТС в части доработки Таможенного кодекса Таможенного союза до уровня документа прямого действия, дальнейшей унификации национальных таможенных законодательств стран-участниц с целью создания единых принципов таможенного администрирования (особо это касается регламентации таможенных платежей), внедрения современных таможенных технологий в соответствии с международными стандартами, что предопределяет необходимость встраивания таможенной системы РФ на наднациональном уровне.
Литература
1. Таможенный кодекс Таможенного союза (Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского Экономического Сообщества (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17). — URL : www.tsouz.ru.
2. Таможенный кодекс Таможенного союза : научно-практический комментарий к кодексу ; под ред.
A.Н. Козырина. — М.: Библиотека «Российской газеты», 2011.
3. Соглашение «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» от 25 января 2008 г. ; утв. Решением Комиссии таможенного союза ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. № 130. — URL : www.tsouz.ru.
4. О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации : Решение Комиссии Таможенного союза ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. № 132. — URL : www.tsouz.ru.
5. Дюмулен, И. И. Международная торговля : Экономика : Политика : Практика ; [текст]: монография /И.И. Дюмулен. — М. : ВАВТ, 2010.
6. Егоров, А. Достичь гармонии законов ; [текст] /А. Егоров // Таможня. 2012. № 6 (293). С. 10.
7. Загашвили, B. C. Экономические интересы России в условиях глобализации ; [текст]: монография /
B.C. Загашвили. — М. : Магистр, 2010.
8. Иванова, Е. В поисках баланса интересов ; [текст] /Е. В Иванова // Таможня. 2012. № 5 (292). С. 2.
9. Ивин, В. Аналитика на службе таможни ; [текст] /В.В. Ивин // Таможня. 2008. № 17 (208). С. 5
10. Ивин, В. В. Направления развития таможенного администрирования в контексте создания Таможенного союза ; [текст] /В.В. Ивин //Российский внешнеэкономический вестник. 2010, № 6 (июнь). С. 24-31.
Bibliography
1. The Customs Code of the Customs Union (Appendix to the Agreement on the Customs Code of the Customs Union adopted by the Decision of the Interstate Council of the Eurasian Economic Community (the most superior authority of the Customs Union) at the level of heads of states of November 27, 2009. No. 17). — URL : www.tsouz.ru.
2. The Customs Code of the Customs Union : scientific-practical commentary for the Code ; under the editorship of A.N. Kozyrin. — M.: Library of «Rossiyskaya gazeta», 2011.
3. Agreement «On integrated customs-tariff regulation of the Customs Union of the Republic of Belarus, Republic of Kazakhstan and the Russian Federation» of January 25, 2008 ; sanctioned by the Decision of the Commission of the Customs Union of EurAsEC of November 27, 2009. No. 130. — URL : www.tsouz.ru.
4. On the integrated non-tariff regulation of the Customs Union of the Republic of Belarus, Republic of Kazakhstan and the Russian Federation : The Decision of the Committee of the Customs Union of EurAsEC of
November 27, 2009. No. 132. — URL : www.tsouz.ru.
5. Dumullen, I.I. International trade : Economics : Politics : Practice ; [text]: monography /I.I.Dumullen. — M. : VAVT, 2010.
6. Egorov, A. Reach the harmony of laws ; [text] / A.Egorov // Tamozhnya. 2012. No. 6 (293). P. 10.
7. Zagashvili, V. S. Russian economic interests in the conditions of globalization ; [text]: monography /V. S. Zagashvili. — M. : Magistr, 2010.
8. Ivanova, E. Looking for the balance of interests ; [text] / E. V Ivanova // Tamozhnya. 2012. No. 5 (292). P. 2.
9. Ivin, V. Analytics servicing the customs ; [text] / V. V. Ivin // Tamozhnya. 2008. No. 17 (208). P. 5
10. Ivin V. V. Directions of the development of customs administration in the context of creating the Customs Union ; [text] / V. V. Ivin // Rossiyskiy vneshneekonomicheskii vestnik (Russian foreign economic bulletin). 2010, No. 6 (June). P. 24-31.