Научная статья на тему 'Система органов управления Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества'

Система органов управления Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3778
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ / ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ / ФУНКЦИИ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / EURASIAN ECONOMIC COMMUNITY / CUSTOMS UNION / LEGAL-ORGANIZATIONAL BASE OF MANAGEMENT / MACHINERY OF GOVERNMENT / FUNCTIONS OF CONTROL / INFORMATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ермакова Валерия Валерьевна, Кротов Игорь Евгеньевич

В статье рассмотрена действующая структура органов управления Таможенным союзом Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Раскрыты функции его основных органов управления и даны предложения по информационному обеспечению их исполнения, путем создания информационных подсистем общего и специального документооборота.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Control system of the Customs union in the framework of Eurasian economic community

In article the operating structure of controls is considered for the Customs union of Belorussia, Republic Kazakhstan and the Russian Federation. Functions of basic controls bodies are described and author offers information support of their execution, by creation of information subsystems of the general and special document circulation.

Текст научной работы на тему «Система органов управления Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества»

8. АДМИНИСТРАТИВНОЕ, ФИНАНСОВОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО,ТРУДОВОЕ ПРАВО, АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

8.1. СИСТЕМА ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА

Ермакова Валерия Валерьевна, к.э.н., главный государственный таможенный инспектор, Гпавного управления информационных технологий, Федеральная таможенная служба (ФТС России)

Кротов Игорь Евгеньевич, к.э.н., специалист по таможне и управлению запасами, Постоянное представительство Европейского космического агентства в РФ Контакты автора: [email protected]

[email protected]

Аннотация. В статье рассмотрена действующая структура органов управления Таможенным союзом Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Раскрыты функции его основных органов управления и даны предложения по информационному обеспечению их исполнения, путем создания информационных подсистем общего и специального документооборота.

Ключевые слова: Евразийское экономическое сообщество, Таможенный союз, организационноправовая основа управления, органы управления, функции органов управления, информационная система

CONTROL SYSTEM OF THE CUSTOMS UNION IN THE FRAMEWORK OF EURASIAN ECONOMIC COMMUNITY

Ermakova Valeriya Valerievna, Ph.D in economics, Chief state customs inspector of General IT Directorate, Federal customs service (FCS) of Russia

Krotov Igor Evgeneevich, Ph.D in economics, Customs & inventory officer, European Space Agency, Permanent Mission in Russian Federation

Annotation: In article the operating structure of controls is considered for the Customs union of Belorussia, Republic Kazakhstan and the Russian Federation. Functions of basic controls bodies are described and author offers information support of their execution, by creation of information subsystems of the general and special document circulation.

Keywords: Eurasian economic community, Customs union, legal-organizational base of management, machinery of government, functions of control, information system

Таможенный союз - как форма интеграционного объединения, широко используется в мире. Под тамо-

женным союзом понимается соглашение двух или нескольких государств об упразднении таможенных границ между ними и образовании территории с единым таможенным тарифом. Товары каждого государства, входящего в таможенный союз, ввозятся на территории государств - участников таможенного союза беспошлинно. На этом этапе интеграции образуется межгосударственная система управления, представляющая собой постоянно действующий секретариат и периодический совещательный орган.

В рамках Всемирной торговой организации зарегистрировано 15 таможенных союзов [1]. Наиболее известные таможенные союзы - Южноафриканский таможенный союз, Европейский таможенный союз, Общий рынок стран Южной Америки - МЕРКОСУР, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива и др.

В соответствии с Договором от 6 октября 2007 г. «О создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза» Республика Беларусь, Российская Федерация (далее - РФ) и Республика Казахстан образовали Таможенный союз (далее - ТС) в рамках Евразийского экономического сообщества (далее - ЕврАзЭС).

С 1 января 2010 г. на территориях трех государств вступили в силу: Соглашение о едином таможеннотарифном регулировании, Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран, Единый таможенный тариф Таможенного союза, Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками Таможенного союза. В июле 2010 г. территории этих государств были объединены в единую таможенную территорию с населением 167 млн. человек, совокупным валовым внутренним продуктом в размере 2 трлн. долларов и товарооборотом 900 млрд. долларов, на которой вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза. Таким образом, можно говорить о формировании единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер и начале полноценного функционирования Таможенного союза. Следующим этапом интеграции Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации является переход к созданию единого экономического пространства (к 1 января 2012 г.).

Начало функционирования Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС с 1 января 2010 г., создало некоторую неразбериху и неясность в вопросах таможенного регулирования и администрирования, а также применения нормативной правовой базы. Государственные органы и коммерческие структуры с начала функционирования Таможенного союза столкнулись с проблемами переходного периода, связанными со сменой устоявшихся технологий, введением новых понятий и принципов таможенного регулирования и контроля, созданием новых наднациональных органов управления и т.п.

Действующая система органов управления Таможенного союза, сформированного в рамках ЕврАзЭС, представлена Межгосударственным Советом ЕврАзЭС, Комиссией Таможенного союза (далее - КТС), Секретариатом КТС. Она схожа с системой управления в других таможенных союзах. Например, в Европейском Союзе она представлена Европейским Советом глав государств и правительств, Советом Министров и Комиссией ЕС, в Совете сотрудничества арабских государств Персидского залива - Верховным Советом, Советом Министров и Генеральным секретариатом, в Южноафриканском таможенном союзе -Советом Министров, Комиссией таможенного союза и Секретариатом таможенного союза.

Рассмотрим подробно существующую в настоящее время систему органов управления ТС Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Выполнение функций высшего органа Таможенного союза возложено на уже действующие органы управления ЕврАзЭС - Межгосударственный Совет ЕврАзЭС на уровне глав государств и на уровне глав правительств (Межгоссовет ЕврАзЭС), созданный в соответствии с Договором об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. [2]. Рассмотрение споров в рамках ТС осуществляется судом ЕврАзЭС.

При Межгоссовете ЕврАзЭС в рамках ТС создан Экспертный Совет1. Его задачей является рассмотрение заявлений юридических и физических лиц государств - членов ТС на предмет соответствия решений КТС, имеющих обязательный характер, договорноправовой базе Таможенного союза. Деятельность Экспертного совета в сфере организационно-технического обеспечения осуществляет его секретариат в лице Правового департамента Секретариата КТС. В состав Экспертного совета входит по 5 представителей -специалистов в области права и международной торговли от каждого государства - участника ТС.

Одновременно с Договором о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза был подписан Договор о Комиссии Таможенного союза2, которым в целях обеспечения условий функционирования и развития Таможенного союза учреждена Комиссия Таможенного союза, как единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза.

«Как отметил председатель Правительства РФ Владимир Путин: «Комиссия Таможенного союза - это абсолютно новое качество начала работ по интеграции, это первый наднациональный орган, который создан на постсоветском пространстве» [3].

КТС, получая добровольно переданную часть полномочий государственных органов государств - участников ТС, исполняет решения Межгоссовета ЕврАзЭС и разрабатывает рекомендации по вопросам формирования и функционирования ТС, реализует международные договора по формированию ТС, а также осуществляет взаимодействие с органами государствен-

1 Решение Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств № 16 от 27 ноября 2009 г. «Об Экспертном Совете в рамках Таможенного союза» с Положением об Экспертном Совете в рамках Таможенного союза // URL: http://www.tsouz.ru/Docs/Pages/mgs3.aspx (дата обращения

16.02.2011).

2 Договор о Комиссии таможенного союза (г. Душанбе 06.10.2007 г.) // Сборник базовых документов Евразийского экономического сообщества. 2 издание. М.: Интеграционный Комитет Евразийского экономического сообщества. 2008. С. 442 - 446.

ной власти государств - участников ТС и другие функции.

С 1 января 2010 г. КТС переданы полномочия по принятию решений по вопросам, касающимся:

«- изменения ставок ввозных таможенных пошлин;

- ведения товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;

- установления тарифных льгот и тарифных квот;

- определения системы тарифных преференций;

- введения нетарифных мер регулирования»3.

Порядок принятия решений КТС определен ст. 7 Договора о Комиссии Таможенного союза от 6 октября 2007 г. Решения, принятые КТС, оформляются в письменном виде на специальных бланках и в обязательном порядке скрепляются подписями всех членов КТС.

В настоящее время утверждены образцы бланков КТС4 - «Решение Комиссии Таможенного союза», «Письмо председателя Комиссии Таможенного союза», «Письмо Комиссии Таможенного союза», «Нота Комиссии Таможенного союза», «Письмо ответственного секретаря Комиссии Таможенного союза», «Письмо секретариата Комиссии Таможенного союза», «Письмо заместителя ответственного секретаря Комиссии Таможенного союза». Для обращения в КТС по вопросу изменения ставки ввозной пошлины установлена специальная форма обращения5..

Решения КТС имеют обязательный характер для государств - участников ТС и «вступают в силу по истечении тридцати календарных дней после дня их официального опубликования, а в исключительных случаях, требующих оперативного урегулирования, в решении Комиссии может быть определен иной срок вступления его в силу, но не ранее даты официального опубликования такого решения»6. Решения КТС, размещенные на сайте КТС, считаются официально опубликованными. Также, принято решение о переводе на английский язык нормативных документов Таможенного союза7. Кроме того, КТС имеет право принимать рекомендации, которые не носят обязательного характера.

КТС расположена в г. Москве (РФ). Условия пребывания КТС на территории РФ определены в соответствующем Соглашении между Правительством РФ и

3 Тезисы вступительного слова Министра Э.С. Набиуллиной на конференции «Формирование таможенного союза России, Белоруссии, Казахстана: последствия для бизнес-сообщества», г. Москва, 31 марта 2010 г. // URL: http://www.economy.gov.ru/mi-nec/press/news/doc20100331_03 (Дата обращения 7.01.2011).

4 Решение Комиссии Таможенного союза № 2 от 4 февраля

2009 г. «Об организационных вопросам Комиссии Таможенного союза» // URL http://www.tsouz.ru/KTS/meeting1/Docu-

ments/resh.%202%20ot%2004.02.2009.doc (дата обращения

16.02.2011).; Решение Комиссии Таможенного союза № 165 от 27 января 2010 г. «Об утверждении бланка «Письмо заместителя ответственного секретаря Комиссии Таможенного союза» // URL: http://www.tsouz.ru/KTS/KTS_13/Pages/Reshenie_165.aspx (дата обращения 16.02.2011).

5 Решение Комиссии Таможенного союза № 152 от 11 декабря

2009 г. «Форма обращения в Комиссию Таможенного союза об изменении ставки ввозной пошлины» // URL: http://www.tsouz.ru/KTS/meeting12/Pages/reshenie_152.aspx (дата обращения 15.11.2011)

6 Решение Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2010 г.

№ 447 «О внесении изменений и дополнений в Договор о Комиссии Таможенного союза и Правила процедуры Комиссии Таможенного союза» // URL: http://www.tsouz.ru/KTS/KTS21/Pa-

ges/R_447.aspx (дата обращения 15.11.2011).

7 Решение Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2010 г.

№ 462 «О переводе на английский язык и размещении на официальном сайте Комиссии Таможенного союза нормативных доку-

ментов Таможенного союза» // URL: http://www.tso-

uz.ru/KTS/KTS21/Pages/R_462.aspx (дата обращения 15.11.2011).

КТС8. В соответствии с Правилами процедуры КТС9 заседания КТС проводятся не реже одного раза в месяц. Время и место проведения очередного заседания определяется, на предшествующем заседании КТС. Заседания носят закрытый характер. Внеочередные заседания КТС могут созываться по решению Межгос-совета ЕврАзЭС, либо по инициативе любого члена КТС. Повестка дня утверждается за 20 дней до заседания. Заседание КТС является правомочным, если на нем присутствуют все члены КТС.

Рабочим органом КТС является Секретариат КТС, который осуществляет организацию ее работы, работы Межгоссовета ЕврАзЭС при выполнении им функций высшего органа Таможенного союза и их информационно-техническое обеспечение. Кроме того, Секретариат КТС осуществляет подготовку проектов международных договоров, проектов решений, материалов и рекомендаций по вопросам формирования и функционирования ТС и создания единой таможенной территории, а также мониторинг и анализ законодательства государств - членов ТС и соблюдения ими положений международных договоров и исполнения решений Межгоссовета ЕврАзЭС и КТС. Секретариат КТС разрабатывает проект сметы расходов КТС, которая формируется за счет долевых взносов государств-участников в соответствии с распределением голосов, и затем осуществляет ее исполнение и подготовку проектов отчетов об ее исполнении и др.

Секретариат КТС возглавляет ответственный секретарь КТС (далее - Ответственный секретарь), который имеет по одному заместителю от каждого государства

- участника ТС, кроме государства - участника ТС, от которого он назначен. Он принимает участие в заседаниях КТС и Межгоссовета ЕврАзЭС, а также может иметь полномочия по распоряжению финансовыми и материальными средствами КТС, заключению гражданско-правовых договоров и выступать в суде.

Структура Секретариата КТС утверждена решением Межгоссовета ЕврАзЭС № 53 от 5 июля 2010 г. «О Структуре Секретариата Комиссии Таможенного союза на 2011 год». В настоящее время в состав Секретариата входят: Департамент торговой политики; Департамент таможенно-тарифного и нетарифного регулирования; Департамент таможенного администрирования; Департамент политики в сфере технического регулирования санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер; Департамент финансовой политики; Центр таможенной статистики (Департамент статисти-ки)10; Административный департамент; Правовой департамент, Департамент по защитным мерам во внешней торговле.

8 Соглашение от 21 октября 2009 г. между Правительством Российской Федерации и Комиссией Таможенного союза об условиях пребывания КТС на территории Российской Федерации. Соглашение ратифицировано Федеральным законом Российской Федерации от 23.12.2010 г. № 368-Ф3. // Собрание законодательства РФ. 27.12.2010. № 52 (ч.1.). ст. 6983.

9 Решение Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств № 15 от 27 ноября 2009 г. «О вопросах организации деятельности Комиссии Таможенного союза» // URL: http://www.tsouz.ru/Docs/Pages/mgs2.aspx (дата обращения 19.02.2011).

10 Решение Комиссии Таможенного союза от 29 мая 2009 г. №

51 «О проекте Протокола о статусе Центра таможенной статистики Комиссии таможенного союза» вместе с проектом Протокола о статусе Центра таможенной статистики Комиссии таможенного союза // URL: http://www.tsouz.ru/KTS/meeting5/Docu-

ments/reshenie%2051%20ot%2029.05.2009.doc (Дата обращения

7.01.2011).

В целях разработки проектов документов, предусмотренных Мероприятиями по реализации Плана действий по формированию Таможенного союза, созданы Экспертные группы: «Таможенно-тарифное регулирование», «Нетарифное регулирование», «Техническое регулирование, применение санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер», «Таможенное администрирование и статистика», «Косвенные налоги», «Информационные технологии в таможенном союзе»11, «Специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры» и др. Для рассмотрения конкретного вопроса по решению КТС создаются рабочие группы экспертов государств - членов ТС, подгруппы и т.д.

При Секретариате КТС создан Научно-экспертный совет12 (далее - Совет), который является его экспертно-консультативным органом. Он создан в целях осуществления научно-правовой экспертизы проектов международных договоров и решений органов ТС, подготовки концепции совершенствования международного сотрудничества в рамках ТС в сферах торговой, экономической, валютно-финансовой политики, таможенного администрирования и контроля тарифного и нетарифного регулирования, статистики внешней и взаимной торговли. Деятельностью Совета руководит ответственный секретарь КТС. Он так же утверждает приказом состав Совета.

При КТС создан Комитет по вопросам регулирования внешней торговли13 (далее - Комитет), в который входят по два представителя от органов исполнительной власти государств - участников ТС, к ведению которых относятся вопросы таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. Общее руководство работой Комитета осуществляет Председатель Комитета, назначаемый КТС из состава Комитета. Он рассматривает вопросы, касающиеся введения, применения, изменения или прекращения действия мер регулирования внешней торговли товарами в отношении государств, не входящих в Таможенный союз, а также осуществляет подготовку соответствующих рекомендаций для КТС.

Координацию взаимодействия таможенных служб государств - участников ТС (далее - таможенные службы) осуществляет Координационный совет руководителей таможенных служб Таможенного союза 4 (далее

- Координационный совет), который является посто-

11 Деятельность группы прекращена в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 г. № 538 «Об организационных вопросах деятельности Координационного совета по информационным технологиям при Комиссии Таможенного союза».

12 Положение о научно-экспертном совете Секретариата Комиссии Таможенного союза // URL: http://www.tso-

uz.ru/AboutKTS/Pages/NES_Polozrnie.aspx (Дата обращения

7.01.2011).

13 Решение Комиссии Таможенного союза № 157 от 27 января

2010 г «О Комитете по вопросам регулирования внешней торговли» // URL: http://www.tsouz.ru/KTS/KTS_13/Pages/reshe-

nie_157.aspx (дата обращения 19.02.2011); Решение Комиссии Таможенного союза № 170 от 26 февраля 2010 г. «Об утверждении состава Комитета по вопросам регулирования внешней торговли» // URL: http://www.tsouz.ru/KTS/KTS_14/Pages/R_170.aspx (дата обращения 19.02.2011).

14 Решение Комиссии Таможенного союза от 25 сентября 2009

г. № 91 «О Координационном совете руководителей таможенных служб таможенного союза» // URL: http://www.tsouz.ru/KTS/mee-ting8/Documents/reshenie%2091 %20ot%2025.09.2009.doc (Дата

обращения 7.01.2011).

янно действующим межведомственным органом в сфере таможенного дела.

Координационный совет возглавляет председатель, его членами являются руководители таможенных служб, а рабочим аппаратом - ФТС России, которая осуществляет организацию его работы и информационно-техническое обеспечение. Заседания Координационного совета проводятся не реже одного раза в квартал, хотя могут проводиться и внеочередные его заседания. Свои решения он принимает на основе консенсуса и если в его заседании участвуют все члены. Вопросы, по которым есть разногласия, выносятся на рассмотрение КТС. Решения Координационного совета исполняются таможенными службами путем принятия ими соответствующих актов в соответствии с решениями их руководителей.

Координационный совет осуществляет: организацию функционирования таможенных служб, координацию их взаимодействия с иными национальными службами и ведомствами государств - участников ТС и координацию работы таможенных служб по переносу таможенного контроля на внешнюю границу ТС; обеспечивает формирование единой правовой базы ТС, соблюдение международных договоров, регулирующих таможенные правоотношения и единообразие применения Таможенного кодекса ТС, а также унификацию порядка организации таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств на территории ТС.

Среди функций Координационного совета, имеющих отношение к организации информационного взаимодействия, присутствует такая функция как координация разработки, совершенствования и внедрения информационных систем и информационных технологий, применяемых таможенными службами, и обеспечение информационной безопасности. Среди прав, предоставленных Координационному совету, выделим право создавать в установленном порядке постоянные или временные рабочие группы, необходимые для подготовки вопросов в сфере таможенного дела и право привлекать в установленном порядке для осуществления отдельных работ ученых и специалистов.

В качестве вспомогательного органа КТС по вопросам применения информационных технологий на таможенной территории Тс учрежден Координационный совет по информационным технологиям1 . Его заседания проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал1 .

Среди его основных задач необходимо отметить координацию работ по вопросам применения информационных технологий и использования информационных ресурсов; внесение предложений и рекомендаций по приоритетным направлениям информационной политики Тс и подготовка рекомендаций по гармонизации законодательства в сфере использования электронных документов во внешней и взаимной торговле на таможенной территории ТС; а также в рамках общей инфраструктуры документирования информации в электронном виде - выработку состава компонентов,

15 Решение Комиссии Таможенного союза от 8 декабря 2010 г. № 495 «О Положении о Координационном совете по информационным технологиям при Комиссии Таможенного союза» // URL: http://www.tsouz.ru/KTS/KTS22/Pages/R_495.aspx (дата обращения

15.01.2011).

16 Решение Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 г. № 538 «Об организационных вопросах деятельности Координацион-

ного совета по информационным технологиям при Комиссии Таможенного союза» // URL: http://www.tsouz.ru/KTS/KTS23/Pa-ges/R_538.aspx (дата обращения 19.02.2011).

координацию разработки и апробирования типовых информационно-технологических решений и программно-аппаратных комплексов, координацию разработки правил документирования информации в электронном виде, единой политики в сфере обеспечения информационной безопасности и регламентов работы отдельных компонентов и служб и рекомендаций по их применению для субъектов электронного взаимодействия.

В Положении о Координационном совете по информационным технологиям при КТС отдельно выделены его основные задачи в части создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза (далее - ИИСВВТ). К ним относятся: формирование единой политики в сфере создания, развития и обеспечения ее функционирования; обеспечение эффективного взаимодействия при координации деятельности по созданию интеграционного сегмента КТС и национальных интеграционных сегментов; а также реализации решений КТС в части создания и обеспечения функционирования технологической инфраструктуры и обеспечения ее информационной безопасности; согласование технических требований, технических заданий и иных документов в сфере проведения работ по межгосударственному взаимодействию и ее созданию; организация проведения необходимых экспертиз и т.д.

В целях координации взаимодействия таможенных служб, обеспечения реализации целей и задач Таможенного союза, унификации применения таможенного законодательства и таможенного регулирования по вопросам, входящим в компетенцию национальных таможенных органов, государствами - членами ТС будет учреждена Объединенная коллегия таможенных служб государств-членов Таможенного союза17 (далее

- Объединенная коллегия).

Объединенную коллегию возглавит Председатель, который будет избран членами коллегии из числа руководителей таможенных служб. Организацию и информационно-техническое обеспечение ее деятельности будет осуществлять ее секретариат, функции, которого будет выполнять ФТС России.

Объединенная коллегия будет координировать деятельность таможенных служб; принимать участие в формировании единой правовой базы по вопросам таможенного дела; осуществлять обеспечение единообразного применения таможенного законодательства и унифицированного порядка организации таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, а также содействовать реализации таможенной политики на единой таможенной территории ТС.

Кроме того, в соответствии с этим же решением будет создан при КТС Комитет по вопросам таможенного регулирования.

Исходя из подробного анализа организационной структуры управления ТС, сформированного в рамках ЕврАзЭС, можно сделать вывод о том, что существующая в настоящее время его система управления в целом отвечает целям и задачам его создания и схожа по своей структуре с аналогичными системами управления других таможенных союзов. Ее формирование в настоящее время не закончено, структура органов

17 Решение Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2010 г. № 469 «О проекте Договора об Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного союза» // URL: http://www.tsouz.ru/KTS/KTS21/Pages/R_469.aspx (дата обращения

15.01.2011).

окончательно не сформирована. Сложность создаваемой системы управления и темпы создания органов управления могут отразиться на качестве управления Таможенным союзом. В рамках общей системы управления ТС отдельные подразделения выполняют функции других структур ТС, что создает некоторые трудности в управлении Таможенным союзом. В рамках Таможенного союза большое внимание уделяется развитию и использованию информационных таможенных технологий, созданию иИСВВТ. На взгляд авторов это логично.

Секретариат Комиссии Таможенного союза имеет в своей организационной структуре департаменты, советы, комитеты, коллегию. Кроме того, существуют экспертные, рабочие, специальные и иные группы. Все они имеют полномочия и выполняют определенные функции. Работа каждого департамента, совета, комитета и группы требует соответствующего информационного обеспечения и сопряжена с общим и специальным документооборотом. В настоящее время происходит тенденция перевода всего документооборота в электронный вид. В этой связи авторы считают необходимым создание для каждого структурного подразделения информационной подсистемы (общего и специального документооборота), обеспечивающей его деятельность. Такие подсистемы должны стать частями информационной системы Секретариата КТС и соответственно частями ИИСВВТ.

По мнению авторов, в целях создания информационной системы Секретариата КТС наряду с Координационным советом руководителей таможенных служб Таможенного союза и Координационным советом по информационным технологиям целесообразно создание в структуре Секретариата КТС специального подразделения, например, Информационного департамента, который будет координировать работы по ее созданию. Данное предложение основано на том, что для создания информационной системы требуется постоянно действующее подразделение, а не орган, который проводит свои заседания раз в квартал, и обязанности его секретариата выполняет ФТС России, на центральный аппарат которого уже возложены функции рабочего аппарата секретариата Совета руководителей таможенных служб государств - участников СНГ, рабочего аппарата Таможенного комитета Союзного государства и др., в условиях ограниченности штата.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

После создания названной информационной системы Информационный департамент примет ее в эксплуатацию и будет осуществлять ее сопровождение, развитие и модернизацию. Данное предложение требует решения КТС о создании Информационного департамента и разработки соответствующего положения о нем.

Инициативное предложение по созданию каждой подсистемы, обеспечивающей деятельность структурного подразделения Секретариата КТС, должно разрабатываться непосредственно подразделением, деятельность которого она будет обеспечивать, и направляться в Информационный департамент.

Список литературы:

1. Официальный сайт Всемирной торговой организации. URL: http://rtais.wto.org/UI/PublicMaintainRTAHome.aspx (дата обращения 15.02.2011).

2. Сборник базовых документов Евразийского экономического сообщества. 2 издание. М.: Интеграционный Комитет Евразийского экономического сообщества, 2008. 607 с.

3. Елена Шмелева. По единым правилам. Главная цель -экономический рост // Союз. Беларусь - Россия. №442 (6). 18 февраля 2010 г.

Reference list:

1. An official site of the World Trade Organization. URL: http://rtais.wto.org/UI/PublicMaintainRTAHome.aspx (date of the reference of 2/15/2011).

2. The collection of base documents of the Euroasian economic community. 2 edition. М: Inte-grace Committee of the Euroasian economic community, 2008. 607 with.

3. Elena Shmelev. By uniform rules. An overall objective - economic growth//the Union. Belarus - Russia. №442 (6). On February, 18th, 2010

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Ермаковой В.В. и Кротова И.Е. «Система органов управления Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества»

Формирование Таможенного союза Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан и перенос таможенного контроля на внешнюю границу данного интеграционного объединения требует создания эффективных органов управления Таможенным союзом и формирования правовой базы, обеспечивающей их функционирование.

Актуальность темы, выбранной авторами статьи, не вызывает сомнения. Авторы рассматривают созданную к настоящему времени систему органов управления Таможенным союзом в рамках ЕврАзЭС, проводят анализ их функций. В целях повышения эффективности функционирования органов управления, а также в соответствии с мировыми тенденциями, авторы дают предложения по информатизации их деятельности и также дальнейшем совершенствовании их структуры. В частности предлагается создать Информационный департамент в структуре Секретариата Комиссии Таможенного союза в целях осуществления управления информационными системами в рамках Таможенного союза.

Материал статьи четко структурирован и изложен логически последовательно. Достоверность приведенных фактов обоснована.

Вывод: статья представляет безусловный интерес, и имеет явный прикладной характер и может быть рекомендована для публикации в журнале «Бизнес в законе».

Первый заместитель начальника

Управления таможенного

сотрудничества ФТС России

полковник таможенной службы

д.ю.н. Н.А. Воронцова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.