Научная статья на тему 'Направления унификации таможенных процедур в международной практике'

Направления унификации таможенных процедур в международной практике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1954
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ТАМОЖЕННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / ДЕКЛАРАЦИЯ / ВСЕМИРНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / РАМОЧНЫЕ СТАНДАРТЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНВЕНЦИИ / CUSTOMS CONTROL / CUSTOMS PROCEDURES / DECLARATION / WORLD CUSTOMS ORGANIZATION / FRAMEWORK OF STANDARDS / INTERNATIONAL CONVENTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиев Магомед Абдулхалимович

В условиях глобализации мировой экономики и дальнейшей активизации международного товарообмена, темпы роста которого за последние двадцать лет опережали динамику совокупного мирового ВВП примерно в три раза, особое значение приобретает формирование и эффективное функционирование национальных таможенных систем. Это необходимо в целях максимального содействия развитию внешнеторговой деятельности компаний без ущерба для результативности таможенного контроля и обеспечения национальной экономической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS UNIFICATION OF CUSTOMS PROCEDURES IN INTERNATIONAL PRACTICE

In a globalizing world economy, further strengthening international commodity, rates of growth over the last 20 years ahead of the dynamics of world total GDP is about 3 times, special importance formation and effective functioning of the national customs systems. This is necessary in order to maximize promote foreign trade activities of the companies, without prejudice to the effectiveness of customs control and to ensure national economic security.

Текст научной работы на тему «Направления унификации таможенных процедур в международной практике»

Региональные проблемы преобразования экономики, №4, 2013_

АЛИЕВ М.А.

НАПРАВЛЕНИЯ УНИФИКАЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ПРОЦЕДУР В МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАКТИКЕ

В условиях глобализации мировой экономики и дальнейшей активизации международного товарообмена, темпы роста которого за последние двадцать лет опережали динамику совокупного мирового ВВП примерно в три раза, особое значение приобретает формирование и эффективное функционирование национальных таможенных систем. Это необходимо в целях максимального содействия развитию внешнеторговой деятельности компаний без ущерба для результативности таможенного контроля и обеспечения национальной экономической безопасности.

Ключевые слова: таможенный контроль, таможенные процедуры, декларация, всемирная таможенная организация, рамочные стандарты, международные конвенции.

ЛЫУБУ М.А.

DIRECTIONS UNIFICATION OF CUSTOMS PROCEDURES IN INTERNATIONAL PRACTICE

In a globalizing world economy, further strengthening international commodity, rates of growth over the last 20 years ahead of the dynamics of world total GDP is about 3 times, special importance formation and effective functioning of the national customs systems. This is necessary in order to maximize promote foreign trade activities of the companies, without prejudice to the effectiveness of customs control and to ensure national economic security. Keywords: customs control, customs procedures, the declaration, the World Customs Organization, Framework of Standards, international conventions.

Таможенные формальности, как показывает международная таможенная практика, начинают действовать с момента пересечения товарами таможенной границы любого государства. Они включают формальности, предшествующие основному таможенному оформлению (до момента подачи таможенной декларации в таможенный орган), а также совершение операций, связанных с помещением товаров под определенную таможенную процедуру (декларирование товаров). К первым относят формальности, связанные с перемещением товаров — осмотр средств транспорта и их идентификацию, проверку документов и др. Таможенное декларирование товаров означает подачу таможенной декларации в таможенный орган государства, ее проверку сотрудниками национальных таможенных органов, а также документов, на основании которых заполнена декларация, правильности определения кода товара в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), страны происхождения товара, его заявленной таможенной стоимости, исчисления и уплаты таможенных пошлин, налогов, проведение таможенного досмотра (в определенных случаях) и, наконец, выпуск товара таможней в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры.

Таможенные формальности и процедуры регламентируются, исходя из международных и национальных законодательных норм, и могут служить своего рода препятствием на пути перемещения товаров. К настоящему времени достигнута значительная степень сближения национальных таможенных законодательств в части унификации процессов и правил таможенного оформления, касающихся общих требований и процедур в таможенном деле, направленных на сокращение и упрощение различного рода формальностей.

Со стороны международных институтов таможенного администрирования регулирование процессов в международной таможенной системе обеспечивается по следующим основным направлениям. Во-первых, в направлении унификации таможенных формальностей и процедур. Во-вторых, в части гармонизации и стандартизации подходов в системе определения таможенной стоимости товаров как основы для исчисления таможенных платежей. В-третьих, касается унификации системы классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД как основы для построения таможенного тарифа. Указанные направления определяют состав и содержание действующих в международной таможенной практике многосторонних соглашений и конвенций.

Международные конвенции и правовые документы Всемирной таможенной организации (ВТО) определяют концепцию и направления современного таможенного регулирования, т. к. в них собран и обобщен мировой опыт передовых стран мира. К наиболее значимым международным соглашениям с позиции унификации и гармонизации таможенных технологий относятся Конвенция Киото об упрощении и гармонизации таможенных процедур, Рамочные стан-

дарты безопасности и облегчения торговли, а также Декларация по надлежащему управлению и борьбе с коррупцией в таможне (Декларация Аруша), разработанные под руководством Всемирной таможенной организации.

Одним из основополагающих международных документов в части унификации таможенных технологий является Конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (1973), известная как Конвенция Киото. Ее положения формулируют международные правила таможенного оформления и таможенного контроля, которые в настоящее время применяют практически все таможенные службы государств — членов Всемирной таможенной организации.

С целью исключения дополнительных препятствий при осуществлении внешнеторговой деятельности в конвенции предусмотрены унифицированные требования к основному документу, оформляемому при таможенном декларировании — грузовой таможенной декларации. Они содержат единые подходы к форме самого документа, составу сведений, которые заполняются в нем, применению международных унифицированных цифровых кодов (транспорта, видов платежей, валют, видов сделок, видов таможенных процедур и т. д.), что позволяет осуществлять автоматизированную обработку таможенных документов и значительно упрощает и ускоряет процессы таможенного декларирования товаров.

Растущее влияние процессов глобализации и современных тенденций в международной торговле на развитие таможенных систем, которое отражается на их существенной трансформации, предопределило необходимость обновления подходов в системе таможенных формальностей, процедур в направлении пересмотра таможенных технологий, совершенствования таможенного контроля. В связи с чем протоколом от 1999 года были внесены существенные изменения в Конвенцию Киото, направленные на дальнейшее упрощение и гармонизацию таможенных процедур и практики их применения. Кроме того, положения Конвенции Киото служат основой национальных таможенных кодексов, унифицируя их.

Таким образом, Конвенция Киото (в редакции протокола 1999 года) призвана содействовать устранению препятствий в международной торговле, которые могут возникнуть в результате существования в различных странах разнообразных и сложных таможенных процедур и несовпадения требований к таможенным формальностям и документам.

В условиях усиления процессов глобализации, уязвимости мировой торговли перед террористическими посягательствами, прочими угрозами подобного характера исключительная роль принадлежит совершенствованию механизма таможенного контроля в повышении безопасности и облегчении мировой торговли. В связи с этим в июне 2005 года руководителями национальных таможенных администраций стран — членов Всемирной таможенной организации были приняты Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли, обеспечивающие кардинально новый уровень безопасности мировой торговли во взаимодействии таможенных служб разных стран между собой и с другими государственными и правоохранительными органами, с бизнес-сообществом.

Рамочные стандарты состоят из четырех основных элементов. Во- первых, они предусматривают гармонизацию требований в отношении предварительного электронного уведомления о грузе при входящих, исходящих и транзитных отправках. Во-вторых, все страны, присоединяющиеся к Рамочным стандартам, берут на себя обязательство последовательно подходить к вопросам управления рисками с целью решения вопросов безопасности. В-третьих, Рамочные стандарты требуют, чтобы по обоснованному запросу принимающей страны, основанному на сопоставимой методике отслеживания рисков, таможенная администрация направляющей страны производила досмотр контейнеров и грузов повышенного риска при экспорте. В-четвертых, в Рамочных стандартах определяются льготы, которые таможенные службы будут предоставлять компаниям, соблюдающим минимальные стандарты безопасности международной цепи поставок товаров и использующим эффективные методы работы.

Рамочные стандарты ВТО, основанные на четырех описанных выше элементах, включают систему соглашений между таможенными администрациями и партнерских отношений между таможенными службами и предпринимательским сообществом, предполагающих наличие набора стандартов, систематизированных таким образом, чтобы гарантировать их понимание и оперативное применение на международном уровне. Кроме того, Рамочные стандарты построены с учетом существующих в ВТО мер по обеспечению безопасности и облегчению торговли, а также программ, разработанных администрациями-членами.

Учитывая значительные выгоды, которые дают принципы Рамочных стандартов всем участникам международной торговли (снижение затрат, повышение надежности цепей товарных потоков и унификация таможенных процедур), большинство стран — членов Всемирной таможенной организации (в т. ч. и Россия), активно их применяют в практике осуществления таможенных формальностей и процедур. Одной из серьезных проблем в развитии таможенных систем государств в условиях глобализации является коррупция. Широкое распространение коррупции во многих развивающихся странах серьезно сказывается на эффективности

работы основных учреждений государственного сектора, в том числе и таможенных ведомств, которые часто относят к числу наиболее коррумпированных государственных институтов. С учетом существенной роли, которую играет таможня в пополнении федерального бюджета за счет таможенных платежей, облегчении условий торговли, обеспечении необходимого уровня национальной безопасности и защиты общества, коррупционные проявления в рамках таможенной службы могут резко ограничить экономические и социальные перспективы страны.

В условиях расширяющихся международных связей проблема борьбы с коррупцией не разрешима в отдельно взятой стране и требует адекватных, скоординированных мер противодействия. Это предполагает более тесное международное сотрудничество в борьбе с коррупцией, выработку и закрепление антикоррупционных мер в нормах международного права. В

1993 году была принята Декларация по надлежащему управлению и борьбе с коррупцией на таможне (Арушская декларация), положения которой стали принципиальной основой борьбы против коррупции для стран — членов Всемирной таможенной организации. Однако процесс искоренения коррупции в таможенных органах протекал медленно, что вызвало необходимость ее пересмотра в 2003 году. Положения пересмотренной Арушской декларации способствуют сотрудничеству таможенных органов разных стран, объединяя усилия сторонников кардинальных преобразований в данной области, а также позволяют оценивать экономические и социальные последствия таможенных злоупотреблений. При их разработке учтены различия в социальном, политическом и экономическом положении государств — членов организации. Поэтому документ сформулирован в необязывающей форме, т. е. реальное воплощение в практику каждого элемента осуществляется таможенным ведомством с учетом национальных задач в сфере таможенного дела.

Одним из аспектов таможенной деятельности является процесс таможенной оценки ввозимых товаров, заключающийся в проверке таможенными органами правильности заявления декларантом таможенной стоимости, и, как следствие, достоверного уровня обложения товара таможенными пошлинами и налогами. Необходимость в разработке и принятии единообразной методики таможенной оценки товаров обусловлена тем, что продолжительное время методы определения таможенной стоимости в разных государствах значительно отличались друг от друга. Таможенные пошлины могли исчисляться как от цены, указанной экспортером в товаросопроводительных документах, так и от цены аналогичного товара на мировом рынке. Данное обстоятельство создавало трудности для экспортеров в части выбора метода определения таможенной стоимости товаров и неопределенности конечной цены продаваемого товара, от которой зависит эффективность внешнеторговой сделки.

В связи с этим возникла необходимость в разработке и принятии единообразной методики таможенной оценки товаров как комплекса правил определения таможенной стоимости с учетом сложившейся коммерческой практики и в целях повышения эффективности внешнеторговых сделок. В настоящее время существуют две международные системы по определению таможенной стоимости товаров: Брюссельская конвенция по оценке товаров в таможенных целях (подписана 15 декабря 1950 года, вступила в силу 28 июля 1953 года) и Соглашение о порядке применения, ст. VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1979 года (или Кодекс по определению таможенной стоимости, обновленный в ходе Уругвайского раунда

1994 года). Положения последнего обязательны к применению в практике таможенной оценки товаров государства, собирающегося присоединиться к ВТО.

Одной из главных проблем в ходе многосторонних торговых переговоров является решение вопросов, связанных с оценкой товаров для таможенных целей. Процесс таможенной оценки заключается в проверке таможенными органами правильности заявления декларантом таможенной стоимости товара (в т. ч. его реальной стоимости) и, как следствие этого, достоверного уровня обложения товара таможенными пошлинами и налогами.

Сложившаяся в настоящее время система оценки товаров для таможенных целей в рамках Соглашения о порядке применения, ст. VII Генерального соглашения по тарифам и торговле (обновленное в ходе Уругвайского раунда в 1994 году), является наиболее оптимальной, т. к. устанавливает единообразные подходы по определению таможенной стоимости. Статья 15 (§ 1а) Соглашения определяет таможенную стоимость импортируемых товаров как «стоимость в целях обложения товаров адвалорными пошлинами». В качестве основы для определения таможенной стоимости принимается цена сделки, т. е. цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимые товары.

Результаты опроса, проведенного Всемирной таможенной организацией в более чем 60 странах мира, показали, что недостоверное декларирование таможенной стоимости является одним из распространенных видов таможенных правонарушений1.

Главной причиной создания новой товарной номенклатуры является значительное расширение и усложнение номенклатуры товаров в мировой торговле в условиях научно-

1 См.: Фурсова И. Ответы даны, вопросы остались // Таможня. 2008. № 7 (198), апрель. С. 3-4.

технической революции. В связи с этим необходимо было создать такую унифицированную товарную номенклатуру, прежде всего для таможенных и статистических целей, которая, с одной стороны, охватывала бы все товары, а с другой — чтобы описание и кодирование товаров лучше отражали технологию их изготовления.

В конце 1970-х — начале 1980-х годов под руководством ВТО была создана Гармонизированная система описания и кодирования товаров и новая Конвенция о ее внедрении. При разработке нового классификатора товаров учитывались Номенклатура Совета таможенного сотрудничества (НСТС) и Стандартная международная торговая классификация (СМТК), таможенные тарифы Японии, США и Канады, разнообразные транспортные номенклатуры: Стандартизированная товарная номенклатура Международного железнодорожного союза; Всемирная классификация авиационных грузов Международной ассоциации воздушного транспорта; Фрахтовый тариф Ассоциации вест-индских трансатлантических пароходных линий и Стандартизированный товаротранспортный код.

Создание Международной конвенции о гармонизированной системе (ГС) описания и кодирования товаров способствовало: содействию международной торговли; упрощению сбора, сопоставления и анализа статистических данных, относящихся к международной торговле; минимизации расходов, связанных с повторным описанием, классификацией и кодированием товаров при их переходе из одной системы классификации в другую в процессе международной торговли; стандартизации внешнеторговой документации.

В результате принятия Конвенции о ГС была решена задача создания многоцелевой товарной номенклатуры, ставшей основой построения национальных таможенных тарифов.

Упрощение формальностей при международных перевозках автомобильным транспортом — одно из важных направлений содействия внешней торговле, т. к. при внешнеторговых перевозках грузы пересекают территории одного или нескольких государств, при этом таможенные органы страны транзита применяют свои национальные системы таможенного контроля и таможенные процедуры. Они предполагают осмотр груза на каждой национальной границе и применение национальных гарантийных требований с целью обеспечения возможной суммы таможенных пошлин и сборов во время транзита грузов по каждой из территорий, что ведет к значительным расходам, задержкам и простоям при перевозке товаров.

В условиях усиления глобализации в связи с многократным увеличением объемов международных перевозок возникла необходимость создания международной системы контроля за транзитом товаров, полностью заменяющей традиционные национальные процедуры и обеспечивающей защиту каждого государства транзита от нелегального ввоза товаров. Вопросами упрощения формальностей при международных перевозках автомобильным транспортом занимается Комитет по внутреннему транспорту ЕЭК ООН совместно с Международным союзом автомобильного транспорта (МСАТ), в рамках которого была разработана таможенная Конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (карнета TIR) в 1975 году.

Конвенция МДП (1975) является одной из наиболее эффективных международных транспортных конвенций, разработанных под эгидой ЕЭК ООН. В настоящее время Конвенция МДП насчитывает свыше 65 договаривающихся сторон, включая ЕС. С 1975 года в Конвенцию МДП более двадцати раз вносились изменения и дополнения. В частности, была создана международная система контроля за использованием книжек МДП на основе электронного обмена данными (ЭОД), применяемая совместно национальными таможенными службами, национальными транспортными объединениями и МСАТ (т. н. система SAFETIR).

Главной целью процесса пересмотра, не имеющего прецедентов в истории режима МДП, стало создание устойчивой, четкой и ясной системы глобального таможенного транзита на основе следующего важнейшего принципа: процедура МДП представляет собой последовательность национальных операций таможенного транзита, объединенных посредством стандартного набора или файла данных (книжки МДП) и международной цепи гарантий. Вместе с тем пересмотренная Конвенция МДП обеспечивает государственный контроль, безопасность, а при необходимости и принятие мер для защиты эффективной процедуры таможенного транзита ЭОД.

В настоящее время многие национальные правила и процедуры таможенного оформления грузов построены на основе международных соглашений и таможенных конвенций, которые затрагивают практически все технологические процессы таможенного производства, а именно: перемещение товаров через таможенные границы государств, таможенное декларирование, осуществление таможенного контроля, процедур определения таможенной стоимости ввозимых товаров, их классификационных кодов, а также таможенных документов. Тем самым усиливается приоритетность международных аспектов в функционировании национальных таможенных систем, ее модернизации и системный характер таможенного администрирования на современном этапе.

Литература

Правовые и нормативные источники

1. Декларация по надлежащему управлению и борьбе с коррупцией на таможне, 1993 г. (Арушская декларация).

2. Конвенция о создании Совета таможенного сотрудничества, действует с 1952 г.

3. Конвенция об определении стоимости товаров для таможенных целей (1952), действует с 1953 г.

4. Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (1959), действует с 1960 г.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 октября 2012 г. № 1071 «Об утверждении Правил создания, реорганизации и ликвидации региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов» [Электронный ресурс]. URL: www.consultant.ru/law.

Специальная литература

6. Барамзин C. B. Методологические аспекты управления таможенной политикой и комплексом таможенно-тарифных мер регулирования внешней торговли товарами и услугами [Текст] / C. B. Барамзин //Вестник Российской таможенной академии. — 2007. № 1. — С. 8-16.

7. Ивин В. В. Направления развития таможенного администрирова-ния в контексте создания Таможенного союза [Текст] / В. В. Ивин // Россий-ский внешнеэкономический вестник. — 2010. № 6 (июнь). — С. 24-31.

8. Лихачев А. Е. Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана: история, современный этап и перспективы развития [Текст] / А. Е. Лихачев // Российский внешнеэкономический вестник. — 2010. № 6 (июнь). — С. 4-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.