Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ ТРАНСМЕДИЙНОСТИ СТОРИТЕЛЛИНГА'

ВОПРОСЫ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ ТРАНСМЕДИЙНОСТИ СТОРИТЕЛЛИНГА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
270
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Журналистика / сторителлинг / трансмедиа / жанровая идентификация. / Journalism / storytelling / transmedia / genre identification.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кииков Жуман Альмуханович

В этой статье автор исследует понятие сторителлинга, его связи с традиционными жанрами журналистики. Здесь также дается описание характера сторителлинга, его свойств и особенностей. Анализируется понятие трансмедийности и рассматривается со стороны исследования методом контент-анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTIONS OF CONTENT ANALYSIS WHEN RESEARCHING THE STORITELLING TRANSMEDIA

In this article, the author explores the concept of storytelling, its connection with traditional journalism genres. It also describes the nature of storytelling, its properties and features. The paper analyses the concept of transmedia from the side of the research of method of content analyses.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ ТРАНСМЕДИЙНОСТИ СТОРИТЕЛЛИНГА»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №5/2021

ВОПРОСЫ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ ТРАНСМЕДИЙНОСТИ СТОРИТЕЛЛИНГА

QUESTIONS OF CONTENT ANALYSIS WHEN RESEARCHING THE

STORITELLING TRANSMEDIA

УДК 070

Кииков Жуман Альмуханович, магистрант факультета Журналистики ЕНУ им Л.Н. Гумилева, г.Нур-Султан Казахстан

Kiikov Zhuman Almukhanovich, undergraduate student of the Faculty of Journalism of L.N. Gumilyov, Nur-Sultan Kazakhstan, zhumannn2@gmail.com

Аннотация

В этой статье автор исследует понятие сторителлинга, его связи с традиционными жанрами журналистики. Здесь также дается описание характера сторителлинга, его свойств и особенностей. Анализируется понятие трансмедийности и рассматривается со стороны исследования методом контент-анализа.

Annotation

In this article, the author explores the concept of storytelling, its connection with traditional journalism genres. It also describes the nature of storytelling, its properties and features. The paper analyses the concept of transmedia from the side of the research of method of content analyses.

Б^л макалада автор сторителлинг ^тымын, онын, дэстYрлi журналистика жанрларымен байланысын зерттейдг Сондай-ак, сторителлингтш мшездеме , онын, касиеттерi мен ерекшелiктерi сипаттамасы осында келпршген.

Трансмедиа тYсiнiгi талданады жэне зерттеу мазм^нын талдауды колдана отырып карастырылады.

Ключевые слова: Журналистика, сторителлинг, трансмедиа, жанровая идентификация.

Key words: Journalism, storytelling, transmedia, genre identification.

ТYЙiндi сездер: журналистика, сторителлинг, трансмедиа, жанрды сэйкестендiру.

Современная журналистика все сильнее интегрируется в сетевое пространство и потому прежние формы коммуникации аудитории преобразовываются под новую цифровую среду. И традиционные СМИ и сетевые обладают разными каналами коммуникацией с аудиторией, однако вынуждены конкурировать, так как имеют одно информационное поле. Это продвигает процесс конвергенции СМИ все сильнее, для них сейчас критично не обладать хоть каким-либо присутствием в онлайн пространстве.

Конвергенция — это взаимный процесс, Интернет-журналистика в свою очередь многое перенимает от традиционных СМИ дополняя их, экспериментируя с подачей и жанрами в поисках лучшего для площадки формата. Одним из таких выступает сторителлинг. В онлайн журналистике он проявляется порой даже в самых строгих жанрах и позволяет превратить сухой набор фактов в ярко окрашенное повествование, полное дополнительных смыслов и образов, выделяется «неформальностью» и гибкостью в подаче материала. Сторителлинг это метод подачи информации, способ повествования при котором передается какая-либо личностная оценка событий, строится сюжетная структура. Это инструмент нарратива в руках журналиста.

Под образцом сторителлинга мы понимаем определенную сюжетную конструкцию с выраженным героем и нарратором. Чтобы сторителлинг состоялся ему необходимы три составляющих: первое - рассказчик, второе -повествование, третье - история. Именно нарратив и делает сторителлинг особенным. Позиция рассказчика и его оценочные суждения, особенности экспрессивной лексики, вербальная и невербальная составляющей

повествователя и формирует этот метод. Интонации, жесты, мимика, подача -все это погружает слушателя в историю и делает сторителлинг более интерактивным и правдивым. Личность же рассказчика в сторителлинге важна из-за уже состоявшихся ассоциативных цепочек между слушателем и повествователем. Их отношения, то на как они друг к другу относятся, знакомы ли они и насколько близко. От этого зависит степень восприятия истории, будет ли слушатель подсознательно отторгать ее и искать изъяны или наоборот станет более восприимчивым к воздействию. Сюжетная составляющая здесь имеет наименьший приоритет, поскольку может меняться прямо во время повествования в угоду нарративу. От нее требуется герой, с которым мог бы себя ассоциировать слушатель, событие, которое меняет героя, быть может проблема, с которой он борется по мере рассказа и поучительный финал. Успех истории всегда зависит от ее эмоциональной нагрузки, то насколько сильные эмоции она вызывает у слушателя и насколько хорошо погружает в повествование. Обилие образов может испортить впечатление и спрятать главный посыл автора. Их недостаток делает рассказ сухим и скучным. Исполнение рассказа. Интенции автора и их реализация, а также способность аудитории понять мотивы как героя, так и рассказчика.

Сложность исследования сторителлинга при качественном анализе сводится к поиску авторской позиции и интерпретации авторской мысли с точки зрения не героя, а рассказчика. А также поисками взаимосвязей между этими понятиями.

Персонализация текста, субъективная точка зрения, авторская интерпретация - все эти характеристики также хорошо описывают жанр традиционной журналистики - колонку. В онлайн среде этот жанр претерпел изменения и сейчас обильно используется в блогерской среде и в подкастах. Однако, вместе с тем его развитие в сетевой инфраструктуре не прекратилось, идентифицировать ее жанровую принадлежность теперь еще сложнее. Стоит обратить внимание как структурно схожи понятия сторителинга, лонгрида и журналисткая колонка. Чтобы проанализировать жанровое определение этих понятий затронем само понятие жанра. Согласно Кройчику, жанр - это

«относительно устойчивое структурно-содержательная организация текста, обусловленная своеобразным отражением действительности и характером отношения к ней творца». Жанр - совокупность факторов, выражающая оптимальную форму отображения действительности или творческой задачи.

Однако если мы возьмем традиционный подход к дифференциации жанров журналистики, то отметим, что с появлением Интернет-журналистики как явления, рамки этих категорий сильно размываются, также, как и само определение жанра в сетевой среде. Цифровая организация в современном мире уже требование для полноценного информационного функционирования общества и это порождает возникновения новых направлений в жанровой дифференциации путем гибридизации уже имеющихся жанров или адаптации традиционных к новым условиям. Мультимедийность является важным критерием в сетевой журналистике. Колонка, как и большинство традиционных изначально была образцом мономедийного текстового жанра. С развитием средств массовой коммуникации колонка оставаясь в рамках мономедийности преобразовалась сначала в радио-подкаст, т.е. вступила из сугубо вербального текста в категорию аудио жанра. Однако этот переход не исключил колонку из разряда текстовых жанров. Подстраиваясь под существовавшие реалии того периода адаптировалась к новому формату передачи информации. Однако сейчас мономедийность в информационном пространстве не ценят. И колонке пришлось остаться в прошлом, дав новым сетевым жанрам появившемся из слияния традиционной колонки, комментария и художественно-публицистических жанров. Сторителлинг это гибрид, образец мультимедийного текстового жанра, способный выходить за рамки текста становясь гипертекстом.

Важным свойством современного сторителлинга является его трансмедийность. Понятие трансмедийности было введено Г.Дженкинсом и определялось как «повествование, в котором разные части целостной истории транслируются по нескольким коммуникативным каналам с целью создание единого и координируемого опыта. В идеале, каждый канал коммуникации вносит собственный уникальный вклад в разворачивание этой истории».

Сторителлинг как объект трансмедийности может быть распространён через любой канал коммуникации таким образом, что не потеряет ни в смысловой, ни в эмоциональной нагрузке. Наоборот, такая способность к мультимодальности улучшит реализацию всей задумки автора. Сторителлинг очень сильно зависит от восприятия истории аудиторией. Будучи гибридным жанром, он обладает обширным инструментом для соответствия форматам как сетевых, так и традиционных СМИ. Это упрощает ее дополнение в процессе трансмедийного повествования, расширяя смысловое пространство мира истории.

Трансмедийность в контент-анализе позволяет легче интерпретировать задумку автора, так как дает понятие о состоянии его домена, внутреннего мира, который он выражает повествованием на разных каналах коммуникации. В контент-анализе формат сообщения не так важен, как его наполнение. При анализе все будет переведено в текстовое поле и будет анализироваться в таком виде. Тут важнее смысловая нагрузка, так как итогом трансмедийного повествования становится целостный мир, наполнением которого были использованы различные пути сообщения. Если дополнения были произведены не самим автором, то считать ли это каноничным продолжением авторской задумки, или нет. К примеру, если дополнением произведения занималось сообщество фанатов. Сетевая литература - явления уже успевшее обосноваться в интернет-среде и обладает определенным влиянием на авторов трансмедийных проектов. Дилемма приоритетов: авторский мир, таким, как его задумывал автор, или таким, каким смог реализовать. Если автор оставляет некоторые вопросы в произведения открытыми дает ли он право независимым от него создателям контента дополнить оригинальное повествование. Обычно авторы благосклонно смотрят на это, если дополнения не противоречат оригиналу и не отклоняются от первоначальной задумки. Однако дополнения все же остаются дополнениями, видением мира автора читателем. А затем и таким же писателем. Где граница между каноном и не каноном в художественном мире трансмедийного проекта.

Проблема авторства в трансмедийном повествовании встает очень остро. Получает ли изначальный автор проекта права на произведения, сложившиеся

уже в результате трансмедийности? Может ли уже он их дополнять, изменять или вообще удалить? Определение авторства в поле трансмедии является важной составляющей исследований в этой области.

Таким образом контент-анализ на данный момент способен исследовать сторителлинг, основываясь на методологии исследований художественных жанров. Однако все еще могут возникнуть проблемы при идентификации жанровой принадлежности истории, а также если затрагивается эффекты трансмедийности произведения.

Литература

1. Красавина Анна Викторовна Сторителлинг как журналистская дисциплина: проблемы и перспективы преподавания // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. №4 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/storitelling-kak-zhurnalistskaya-distsiplina-problemy-i-perspektivy-prepodavaniya (дата обращения: 21.05.2020).

2. Скородумова О.Б. «Сетевая литература» как феномен культуры // Системные исследования культуры. - СПб., 2006. - С. 253-259

3. Маевская Анна Юрьевна Колумнистика в глянцевых журналах // Вестник СПбГУ. Язык и литература. 2011. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kolumnistika-v-glyantsevyh-zhurnalah (дата обращения: 21.05.2020).

4. Шестеркина Людмила Петровна, Лободенко Лидия Камиловна Сравнительный анализ жанров журналистских и рекламных медиатекстов // Вестник ЮУрГГПУ. 2013. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-zhanrov-zhurnalistskih-i-reklamnyh-mediatekstov (дата обращения: 21.05.2020).

5. Распопова Светлана Сергеевна О понятии «Жанр» в теории журналистики // Вестник ЧелГУ. 2012. №6 (260). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-ponyatii-zhanr-v-teorii-zhurnalistiki (дата обращения: 21.05.2020).

6. Малышева Елена Григорьевна, Гриднев Никита Александрович Специфика гибридных жанров в журналистике (на материале публицистических текстов омского журналиста С. Н. Шкаева) // Коммуникативные

исследования. 2015. №4 (6). URL: https://cyberlemnka.m/article/n/spetsifika-gibridnyh-zhanrov-v-zhurnalistike-na-materiale-publitsisticheskih-tekstov-omskogo-zhurnalista-s-n-shkaeva (дата обращения: 21.05.2020).

7. Успенская С.С Колумнистика: проблемы жанровой идентификации // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: филология. Журналистика 2007

8. Тертычный А. А. Особенности жанрообразования в интернет-СМИ // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2013. №6 (149). URL: https://cyberleninka.m/article/n/osobennosti-zhanroobrazovaniya-v-internet-smi (дата обращения: 21.05.2020).

9. Пичугина Ольга Анатольевна Трансмедийное повествование в коммуникативном пространстве мегаполиса // Коммуникология. 2016. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transmediynoe-povestvovanie-v-kommunikativnom-prostranstve-megapolisa (дата обращения: 21.05.2020).

10. Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для студентов вузов по специальности «Журналистика» / Ред.-сост. С.Г.Корконосенко. Спб., 2000. С. 125-167

Literature

1. Krasavina Anna Viktorovna Storytelling as a journalistic discipline: problems and perspectives of teaching // Sign: the problem field of media education. 2017. No. 4 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/storitelling-kak-zhurnalistskaya-distsiplina-problemy-i-perspektivy-prepodavaniya (date accessed: 05/21/2020).

2. Skorodumova OB "Network Literature" as a Phenomenon of Culture // System Studies of Culture. - SPb., 2006 .-- S. 253-259

3. Maevskaya Anna Yurievna Columnists in glossy magazines // Bulletin of St. Petersburg State University. Language and Literature. 2011. No. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kolumnistika-v-glyantsevyh-zhurnalah (date accessed: 05/21/2020).

4. Shesterkina Lyudmila Petrovna, Lobodenko Lydia Kamilovna Comparative analysis of genres of journalistic and advertising media texts // Bulletin of the South Ural State Pedagogical University. 2013. No. 9. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-zhanrov-zhurnalistskih-i-reklamnyh-mediatekstov (date accessed: 05/21/2020).

5. Raspopova Svetlana Sergeevna On the concept of "genre" in the theory of journalism // Bulletin of ChelSU. 2012. No. 6 (260). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/o-ponyatii-zhanr-v-teorii-zhurnalistiki (date of access: 05/21/2020).

6. Malysheva Elena Grigorievna, Gridnev Nikita Aleksandrovich Specificity of hybrid genres in journalism (based on the material of journalistic texts of the Omsk journalist SN Shkayev) // Communicative studies. 2015. No. 4 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-gibridnyh-zhanrov-v-zhurnalistike-na-materiale-publitsisticheskih-tekstov-omskogo-zhurnalista-s-n-shkaeva (date of access: 21.05.2020).

7. Uspenskaya SS Columnistics: problems of genre identification // Bulletin of the Voronezh State University. Series: philology. Journalism 2007

8. Tertychny A. A. Features of genre education in the Internet media // Scientific Bulletin of BelSU. Series: Humanities. 2013. No. 6 (149). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-zhanroobrazovaniya-v-internet-smi (date accessed: 05/21/2020).

9. Pichugina Olga Anatolyevna Transmedia storytelling in the communicative space of the metropolis // Communicology. 2016. No. 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7transmediynoe-povestvovanie-v-kommunikativnom-prostranstve-megapolisa (date of access: 05/21/2020).

10. Kroichik L.Ye. System of journalistic genres // Fundamentals of the creative activity of a journalist: A textbook for university students majoring in "Journalism" / Ed.-comp. S.G. Korkonosenko. SPb., 2000.S. 125-167

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.