Научная статья на тему 'ЦИФРОВОЙ СТОРИТЕЛЛИНГ КАК СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА'

ЦИФРОВОЙ СТОРИТЕЛЛИНГ КАК СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3741
770
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЙ СТОРИТЕЛЛИНГ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ЛОНГРИД / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ / ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назарова О. С.

Цифровой сторителлинг рассматривается как современная образовательная практика. Выделены типы сторителлинга (устный, письменный, цифровой, трансмедийный), особое внимание уделяется цифровому сторителлингу. Рассмотрен актуальный контекст использования технологии цифрового сторителлинга в образовании. Эффективность применения технологии оценивается с точки зрения формирования у студентов компетенций XXI в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL STORYTELLING AS EDUCATIONAL PRACTICE

The article discusses the use of digital storytelling in education. Types of storytelling (spoken, written, digital, transmedia) are discussed. The context of using digital storytelling in education is described. The effectiveness of digital storytelling as educational tool is considered from modern competence perspective.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВОЙ СТОРИТЕЛЛИНГ КАК СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА»

Гуманитарная информатика. 2018. № 15. С. 15-28

УДК 09.00.13

DOI: 10.17223/23046082/15/2

ЦИФРОВОЙ СТОРИТЕЛЛИНГ КАК СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА

О. С. Назарова

Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия e-mail: [email protected]

Цифровой сторителлинг рассматривается как современная образовательная практика. Выделены типы сторителлинга (устный, письменный, цифровой, трансмедийный), особое внимание уделяется цифровому сторителлингу. Рассмотрен актуальный контекст использования технологии цифрового сторителлинга в образовании. Эффективность применения технологии оценивается с точки зрения формирования у студентов компетенций XXI в.

Ключевые слова: цифровой сторителлинг, мультимедийный лонгрид, информационно-коммуникационные технологии в образовании, философия образования, информационное общество, смешанное обучение.

DIGITAL STORYTELLING AS EDUCATIONAL PRACTICE

O.S. Nazarova

National Research Tomsk State University, Tomsk, Russia e-mail: [email protected]

The article discusses the use of digital storytelling in education. Types of storytelling (spoken, written, digital, transmedia) are discussed. The context of using digital storytelling in education is described. The effectiveness of digital storytelling as educational tool is considered from modern competence perspective.

Keywords: digital storytelling, multimedia longread, information and communication technology in education, philosophy of education, digital media, blended learning.

В связи со стремительным развитием информационных технологий условия жизни и деятельности современного человека и общества в целом меняются. Четвертая промышленная революция ведет к неизбежной технологизации общества, что требует не только осмысления темпов развития общества, изучения многосторонних факторов и последствий циф-ровизации, но и трансформации сложившейся системы образования [1].

Изменения в традиционном образовательном процессе включают в себя поиск и интеграцию таких форматов и технологий, которые подходили бы для обучения нового поколения, выросшего в цифровой среде [2]. От того, какие технологии применяются в обучении этого поколения, иначе воспринимающего и усвающего информацию, и отвечают ли они запросам времени, зависит эффективность обучения в целом.

Происходят изменения в образовательной парадигме, что проявляется в переходе от концепции классического образования к непрерывному обучению в течение всей жизни (life-long learning). Формирование современной образовательной парадигмы происходит через взаимодействие традиционного образования с инновационным [3]: традиционный подход позволяет реализовать абстрактно-теоретические знания личности, а инновационный - реализовать ее творческие способности и познавательные интересы [4].

Актуальной тенденцией становится переход к смешанному обучению (blended learning), предполагающему работу в электронных образовательных средах и применение дистанционных технологий обучения. Такое обучение «предполагает организацию самостоятельной работы обучающихся через массовое использование онлайн-курсов, систем дистанционного обучения, социальных сетей и сервисов веб 2.0 и др., частичное перенесение отдельных видов занятий в виртуальную электронную среду, организацию в ней проектной деятельности» [5. С. 56].

Такие передовые образовательные технологии, как смешанное обучение, технологии педагогического дизайна, перевернутого класса, онлайн-оценивания, мультимедиа и др., ускоряют перестройку традиционного образовательного процесса. Помимо них активно развиваются массовые открытые онлайн-курсы, мобильные и облачные технологии, геймификация обучения, тренажеры и симуляторы, а также интерактивный контент [2].

Среди интерактивных цифровых методов, в последние годы активно интегрируемых в образовательный процесс, особое внимание заслуживает цифровой сторителлинг (digital storytelling). Сама по себе практика «рассказывания историй» (сторителлинг) не нова - с 90-х гг. ХХ столетия

она широко используется в различных областях - от рекламы, маркетинга, сферы управления персоналом до журналистики.

Традиционно сторителлинг рассматривается исследователями как эффективная коммуникативная техника в рекламе [6-8], менеджменте [9], в области управления персоналом [10-12].

На современном этапе традиционный рассказ, проникнув в постоянно меняющуюся цифровую среду, обретает «новую жизнь»: современные мультимедийные технологии превращают нарративную практику в совершенно новый формат организации контента. Авторы вступительной статьи «Educational Use of Digital Storytelling» [13] на портале Хьюстонского университета определяют цифровой сторителлинг как искусство увлекательного рассказа с применением современных средств мультимедиа: графики, аудио-, видео и веб-дизайна.

Цифровой сторителлинг исследуется в сетевых медиа [14-16] и активно проникает в образование, становясь предметом исследования многих авторов [17-24]. Повышенный интерес к цифровому сторителлингу в образовательной среде наблюдается не только у российских, но и зарубежных исследователей [25-30], которые в большей степени акцентируют свое внимание на использовании технологий виртуальной и дополненной реальности, робототехники и искусственного интеллекта, геймди-зайна, иммерсивных технологий в контексте сторителлинга.

С 2001 г. в разных городах мира проводится ежегодная международная конференция, посвященная исследованиям в области цифрового сто-рителлинга (International Conference on Interactive Digital Storytelling1). В 2018 г. была создана Ассоциация по цифровым нарративным исследованиям (Association for Research in Digital Interactive Narratives2), включающим видео и компьютерные игры, интерактивные документальные фильмы и художественную литературу, журналистские «интерактивные материалы», художественные проекты, образовательные издания, виртуальную реальность и дополненную реальность.

Появление онлайн-курсов по теме цифрового сторителлинга подтверждает актуальность изучения данной практики. Так, например, на образовательной платформе Coursera на сегодняшний день размещено более десятка онлайн-курсов по сторителлингу, среди создателей которых ведущие университеты мира: Лондонский университет3, Универси-

1 Официальные сайты конференции: http://icids.org/, https://icids2018.scss.tcd.ie/

2 Ссылка на официальный сайт: http://ardin.online/

3 Ссылка на курс: https://www.coursera.org/learn/digital-storytelling

тет Сиднея1, Хьюстонский университет2, Северо-Западный университет3 США и др.

Тем не менее при столь большом распространении цифрового стори-теллинга в разных сферах, нельзя сказать, что феномен изучен всецело. Среди исследователей нет единого взгляда на данную технологию, сферу и принципы ее применения, правила и приемы ее практической реализации и т.д. Сторителлинг как образовательная (педагогическая) практика вызывает гораздо больше вопросов. С одной стороны, исследователи говорят о цифровом сторителлинге как об эффективном инструменте, ориентированном на повышение интереса к учебному предмету (edutainment), методе популяризации знаний, а также как о методе проектной деятельности учащихся, формирующий медиакомпетентность, столь необходимую в информационную эпоху (цифровая грамотность, навыки самостоятельной работы с информацией, навыки визуализации, и др.). С другой стороны, перенасыщенный мультимедийным контентом (развлекательного характера) сторителлинг может стать главным «отвлекающим фактором», что отнюдь не способствует реализации педагогических задач. Для того, чтобы оценить образовательный потенциал цифрового сторителлинга, рассмотрим подробнее его структуру, особенности создания, виды и принципы применения.

Классификация сторителлинга

Сторителлинг (от англ. storytelling) означает искусство увлекательного рассказа. Основные принципы сторителлинга были сформулированы Дэвидом Армстронгом, крупным управленцем компании Armstrong International, основавшим и практикующим этот метод в маркетинге. Согласно Армстронгу, главный принцип сторителлинга базируется на триаде «эмоция - вывод - действие». Грамотно построенная по такой схеме история способна вызвать у слушателей определенные переживания, затем подвести их к необходимым выводам, а после побудить к поступкам.

В научных публикациях сторителлинг рассматривается как «способ передачи информации и знаний, а также побуждение к желаемым действиям с помощью поучительных историй» [10]. По мнению О.А. Фадее-

1 Ссылка на курс: https://www.coursera.org/learn/transmedia-storytelling

2 Ссылка на курс: https://www.coursera.org/learn/digital-storytelling

3 Ссылка на курс: https://www.coursera.org/learn/leadership-storytelling

вой, сторителлинг является рассказом, апеллирующим к мифу или использующим мифологические образы и сценарии для решения какой-либо социально значимой задачи [8]. Ряд исследователей считают, что истории по сравнению с другими формами передачи информации являются наиболее выразительными и увлекательными, легко ассоциируются с личным опытом, легче запоминаются [9]. Как следствие, именно истории оказывают сильное влияние на формирование убеждений и поведение человека [6].

Структура сторителлинга как сюжетно-связанного повествования носит драматургический характер и включает такие элементы, как завязка, нарастающее действие, кульминация, нисходящее действие, развязка. Отмечается важность присутствия героя (персонажа), который является «движущей силой» истории и с которым слушатель может себя ассоциировать. Значимым элементом истории является четкая формулировка главного месседжа (послания, морали), вывода, который слушатель должен сделать по завершению истории.

Рассмотрим несколько видов сторителлинга.

Устный сторителлинг. Одним из показательных примеров реализации сторителлинга как нарративной практики является формат публичных выступлений, телевизионных ток-шоу. Ярким примером может служить выступление в формате TED-talks1 или Science Slam2. В руководстве для лекторов конференции TED [31] выступление данного формата определяется как короткое, понятное широкой публике устное выступление специалиста на актуальную тему, основанное на его личном научном исследовании. Выступление в формате Science Slam также подразумевает короткую научную лекцию о результатах своих исследований, изложенную доступным и интересным языком. Как считает Н.В. Нечаева [32], возросшая популярность выступлений на научных конференциях подобного формата обусловлена высоким качеством представляемого контента, содержательностью и актуальностью тематики лекций, а также их доступностью для широкого круга людей.

Сторителлинг как письменная практика в большей степени используется в области журналистики, рекламы и блогосферы, среди копирай-теров. Так, например, А. Д. Кривоносов [7] исследует особенности рекламного жанра ad story (рекламной истории), которая представляет со-

1 Официальный сайт проекта TEd talks: https://www.ted.com/

2 Официальный сайт проекта Scince Slam в России: http://scienceslam.ru/

бой «развлекательный рассказ об истории продукта, его уникальных товарных качествах» и позиционирует сторителлинг как эффективную стратегию продвижения товара.

На современном этапе развития информационно-коммуникационных технологий метод последовательного изложения истории в интернет-пространстве от привычной текстовой формы переходит в формат использования современных типов медиа (различные формы представления информации: текстовая, аудиальная, графическая, видео). Таким образом, традиционный нарратив заменяется цифровым аналогом - цифровым повествованием (digital storytelling). В литературе приводятся различные варианты обозначения данного явления: цифровое эссе, интерактивное повествование, компьютерный рассказ, мультимедийный сторителлинг, лонгрид и др. - все номинации сохраняют общую идею увлекательного рассказа с использованием широкого мультимедийного инструментария. В нашем исследовании мы будем отождествлять цифровой и мультимедийный сторителлинг, понимая под этим способ представления информации в цифровой среде в виде истории с использованием мультимедийных технологий (вербального текста, фотографии, аудио- и видеоматериалов, графики, инфографики, анимации и других производных от них форм) [33]. «Актуальность цифрового сторителлинга обусловлена общей тенденцией развития электронных медиа - совершенствованием эргономики восприятия всех способов подачи информации, в том числе и текста» [17. С. 38].

Примером реализации цифрового сторителлинга в интернет-пространстве является мультимедийный лонгрид. Изначально лонгрид рассматривался как жанр интернет-журналистики. Первый проект в подобном жанре был создан в 2012 г. изданием New York Times («Snow Fall»1) и представлял собой историю горнолыжников, на которых обрушилась снежная лавина в Каскадных горах неподалеку от Вашингтона. Цифровая история состояла из длинного текста, аудиосопровождения, фотографий, видео и интерактивной графики, но не просто объединенных в один материал, а органично сочетающихся и буквально оживляющих страницу - появляющихся постепенно, по мере продвижения читателя вглубь истории. По словам исследователей [26], «Сноуфол» является примером нелинейного восприятия информации и дает читателю множественный выбор (рис. 1): кликнуть на интерактивное изображение (слайд-

1 Ссылка на лонгрид: http://www.nytimes.eom/projects/2012/snow-fall/index.html#/ ?part=tunnel-creek

шоу), посмотреть видео, перейти по гиперссылке, изучить карту, прослушать звонки пострадавших в 911 и т.д. Важно заметить, что мультимедийный контент в лонгриде не просто играет иллюстративную роль, а является неотъемлемой частью материала, информативным элементом и создает «эффект присутствия» [34].

Рис. 1. Структура интерактивных компонентов статьи Snow Fall [26]

Примерами российского опыта создания мультимедийных лонгридов могут служить: проект «День, когда началась война»1 издательского дома

1 Ссылка на лонгрид «День, когда началась война»: https://www.kommersant.ru/ projects/june22

«Коммерсантъ» о событиях 22 июня 1941 г., проект Первого канала «Всем миром»1, описывающий крупнейшее наводнение 2013 г., и др.

Еще одна разновидность сторителлинга, которой стоит уделить внимание, - трансмедийное повествование (transmedia storytelling). Понятие «трансмедийный сторителлинг» впервые ввел Генри Дженкинс в 2003 году. «В мировой практике transmedia storytelling органично продолжает традиции различных типов СМИ, рекламы, PR, кинематографа, интернет-коммуникаций и позволяет создать интерактивную медиасреду, которая не только позволяет привлечь и удержать внимание потребителя в необъятном контент-потоке, но и сделать его эмоциональным и деятельным соучастником развития и расширения этой новой параллельной реальности» [14]. Трансмедийный сторителлинг «живет» сразу на нескольких медийных платформах, на каждой из которых одна и та же история освещается под разным углом и «вносит свой вклад в единое коммуникативное целое» [35-36]. В качестве примера трансмедийного сто-рителлинга в области кинематографа можно привести проекты, которые отличает кроссплатформенность (представление сюжетных линий в виде фильма, книги, видеоигр, теле-шоу, онлайн-блога, комиксов и т.д.): фильмы «Матрица», «Аватар», «Звездные войны», сериал «Игра престолов» и др.

В зарубежной практике [37-44] классификация сторителлинга дополняется такими видами, как virtual storytelling (с использованием инструментов виртуальной и дополненной реальности), mobile storytelling (еще более сжатый, емкий формат сторителлинга, реализованный с помощью мобильного телефона или планшета), location-based storytelling (данные о местоположении пользователя служат фоном (контекстом) для цифрового повествования), immersive storytelling (создающий эффект «полного погружения» в историю, а также эффект влияния человека на ход дальнейших событий).

Таким образом, по мере развития технологий цифровой сторителлинг пополняется новыми «техническими средствами выразительности». Более того, с появлением онлайн-сервисов и конструкторов, с помощью которых можно создавать мультимедийные истории без специальных навыков и каких-либо затрат, цифровой сторителлинг выходит за границы цифровой журналистики и проникает в другие сферы (веб-дизайн, реклама и маркетинг, туризм, музейное дело, образование и др.). Далее

1 Ссылка на лонгрид «Всем миром»: http://vsemmirom. 1tv.ru/

рассмотрим цифровой сторителлинг как современный образовательный инструмент.

Цифровой сторителлинг как образовательный инструмент

На сегодняшний день нет единого мнения о том, какую роль играет цифровой сторителлинг в образовательном процессе: является ли он полноценной педагогической технологией, самостоятельным или вспомогательным методом, практической или проектной деятельностью, а может, всего лишь способом передачи и популяризации знаний. В работах исследователей наблюдается как минимум два подхода к рассмотрению технологии цифрового сторителлинга в образовании: с точки зрения педагога и обучающегося.

По мнению Е.В. Тихоновой [19], цифровой сторителлинг относится к одной из форм образовательных коммуникаций, он помогает студенту воспринимать факты сквозь призму личного опыта, а также побуждает обучающихся к активной самостоятельной мыслительной деятельности. А.И. Азевич [21, 22] считает, что цифровой сторителлинг способствует эффективному взаимодействию педагога с учениками, развивает самостоятельность обучающихся.

Н.В. Маняйкина [45] рассматривает цифровой сторителлинг в практике обучения иностранным языкам и определяет его как педагогическую технологию, которой присущи такие характеристики, как концептуаль-ность, операциональность, системность, управляемость, воспроизводимость. Автор говорит о том, что цифровая разновидность сторителлинга привлекла внимание педагогов как комбинированное обучающее средство, объединяющее в себе визуальную, образную и аудиальную составляющие.

В.Ю. Грушевская [17] считает, что метод сторителлинга может быть использован для решения педагогических задач: передачи информации, повышения мотивации учащихся и развития коммуникативных и ИКТ компетенций. Л. А. Горохова [18] дополняет этот список и выделяет четыре группы компетенций, формированию которых способствует педагогическая технология цифрового сторителлинга: информационные, когнитивные, коммуникативные, научно-исследовательские. К первой группе относятся навыки работы со средствами ИКТ, информацией различного типа: аудио-, видео-, графической. Вторая группа компетенций (когнитивные) включает в себя умения мыслить творчески, критически мыс-

лить, ставить и решать учебные задачи, анализировать информацию. Коммуникативные компетенции - это умения работать в команде, оценивать себя и других, использовать различные формы коммуникации. В группу научно-исследовательских компетенций входят умение работы с данными, собирать, систематизировать и обрабатывать массивы информации, правильно цитировать источники, оформлять ссылки, вести проектную работу.

Е.А. Огурцова и И.Д. Журавлев [23] акцентируют внимание на моти-вационном аспекте: сторителлинг как средство, повышающее интерес к учебному предмету.

Авторы статьи «Сгорителлинг как педагогическая техника передачи явного и неявного знания в вузе» [46] рекомендуют применять данную технику для мотивации обучающихся, объяснения каких-либо явлений и моделирования ситуаций. Исследователи различают два вида педагогического стори-теллинга: классический и активный. В классическом сторителлинге преподаватель передает студентам конкретную учебную информацию в форме яркой запоминающейся истории. При активном сторителлинге сами обучающиеся вовлечены в процесс создания и рассказывания историй, преподаватель лишь определяет цели и задачи конечного результата.

Применение цифрового сторителлинга в образовании можно рассматривать в контексте осмысления понятий «креативное образование», «эдьютейнмент», которые основываются на применении современных психологических приемов, игровом формате, повествования, современных информационных и коммуникационных технологий, привлечении и удержании внимания обучающихся, поддержании эмоциональной связи с объектом обучения. Так, например, А. А. Зубрий [24] рассматривает сто-рителлинг как «вариант неформального обучения людей», реализующий коммуникатиную, утилитарную и управленческую функции.

Многие зарубежные исследователи [27-30, 47, 48] сходятся во мнении, что применение цифрового сторителлинга в образовании способствует развитию ключевых компетенций XXI в., таких как работа в команде (сотрудничество), критическое мышление, креативность. Цифровой сторителлинг является основой для развития компетенций в области цифровой, информационной, технологической и медиаграмотности [47]. Работа с кроссплатформенными решениями, возможность самостоятельного анализа различных видов информации, использование нарративных техник усиливают вовлечение студентов в учебный процесс, упрощают процесс восприятия академического контента и его запоминания, позволяют глубже изучать ту или иную тему.

Таким образом, применение цифрового сторителлинга в обучении, по сути, это использование особой формы коммуникации со студентами нового поколения, интерактивное общение на привычном для них «цифровом» языке. Интерактивная составляющая исследуемой технологии, нарративный формат со всем многообразием медийных инструментов -ключ к завоеванию и удержанию внимания аудитории. Применение цифрового сторителлинга как метода проектной деятельности, т.е. опыт активной, самостоятельной или групповой совместной деятельности, позволяет освоить обширный ряд компетенций, востребованных в современном мире.

ЛИТЕРАТУРА

1. Можаева Г.В., Хаминова А.А. Междисциплинарная магистратура Digital Humanities: итоги первого года реализации управленческого и образовательного эксперимента // Гуманитарная информатика : сб. ст. / под ред. Г.В. Можаевой. 2016. Вып. 10. С. 78-91.

2. Можаева Г.В. Передовые образовательные технологии: ответ на вызовы цифровизации и персонализации // Материалы XVI Международной конференции Ассоциации «История и компьютер»: 26-28 октября 2018 г., Москва. М. : МАКС Пресс, 2018. 184 с. (Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер» № 47).

3. Шибаев В.П. Подходы к реализации идей новой образовательной парадигмы в условиях инновационного вуза // МНКО. 2012. № 2.

4. Сахарова Н.С. Категории «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме // Вестник ОГУ. 1999. № 3.

5. Можаева Г.В. Массовые онлайн-курсы: новый вектор в развитии непрерывного образования // Открытое и дистанционное образование. 2015. № 2. C. 56-65.

6. Тодорова О.В. Сторителлинг как инновационный рг-инструмент // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. С. 610.

7. Кривоносов А.Д. Ad story (рекламная история) как жанр // Российская пиа-рология-3: тренды и драйверы : сб. науч. тр. в честь проф. В.Н. Степанова / под ред. А. Д. Кривоносова. СПб. : СПбГЭУ, 2017.

8. Фадеева О. А. Сторителлинг как символическая информационно-коммуникативная технология // Политическая лингвистика. 2015. № 4 (54). С. 150-153.

9. Челнокова Е.А., Казначеева С.Н., Калинкина К.В., Григорян Н.М. Сторителлинг как технология эффективных коммуникаций // ПНиО. 2017. № 5 (29). URL: https://cyberleninka.rU/artide/n/storitelling-kak-tehnologiya-effektivnyh-kommunikatsiy

10. Новичкова А.В., Воскресенская Ю.В. Сторителлинг как современный инструмент управления персоналом // Интернет-журнал «Науковедение». 2014. № 6 (25). URL: http://naukovedenie.ru/PDF/39EVN614.pdf

11. Минаева Л.В. Корпоративный сторителлинг // Вестник ГУУ. 2016. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korporativnyy-storitelling

12. Мухамедзянова Е.К., Патенко Г.Р., Горячева О.Н. Современная коммуникативная культура: формы, язык, особенности реализации // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 6 (48), ч. 4. С. 53-56. URL: https://research-joumal.org/languages/sovremennaya-kommunikativnaya-kultura-formy-yazyk-osobennosti-realizacii/

13. Robin B. What is Digital Storytelling? // Educational Use of Digital Storytelling. URL: http://digitalstorytelling.coe.uh.edu/page.cfm?id=27

14. Пильгун М.А. Transmedia Storytelling: перспективы развития медиатекста // Электронный научный журнал «Медиаскоп». 2015. № 3. URL: http://www.mediascope.ru/1773

15. Анюхина А.М. Феномен мультимедийного лонгрида и digital storytelling в сетевых медиа // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. № 2 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-multimediynogo-longrida-i-digital-storytelling-v-setevyh-media

16. Золотухин А.А., Мажарина Ю.Н. Лонгрид, сноуфолл, мультимедийная история - как новые вершины журнализма? // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2015. № 2. С. 93-96.

17. Грушевская В.Ю. Применение метода цифрового сторителлинга в проектной деятельности учащихся // Педагогическое образование в России. 2017. № 6. С. 38-44.

18. Горохова Л.А. Технология DIGITAL STORYTELLING (цифровое повествование): социальный и образовательный потенциал // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2016. Т. 12, № 4. С. 40-49. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_28151056_29607522.pdf.

19. Тихонова Е.В. «Storytelling» в преподавании: вызовы современности и педагогическая практика // Психология образования в поликультурном пространстве. 2016. Вып. 34 (2). С. 136-143.

20. Фимина М.А. Использование сторителлинга в образовании // Практики реализации ФГОС общего образования с использованием информационных технологий : материалы Межрегион. науч.-практ. конф. 20 сентября 2018 г. Липецк : ГАУДПО ЛО «ИРО», 2018. С. 196-199.

21. Азевич А.И. Мультимедийные лонгриды как средство формирования коммуникативных умений школьников // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2018. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/multimediynye-longridy-kak-sredstvo-formirovaniya-kommunikativnyh-umeniy-shkolnikov

22. Азевич А.И. Digital storytelling. Воплощение замысла // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». 2017. № 4 (42). С. 32-38.

23. Огурцова Е.Ю., Журавлев И.Д. Использование цифрового сторителлинга в профессиональной деятельности педагога // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Современное состояние и пути развития информати-

зации образования в здоровьесберегающих условиях». 2017. Вып. 1 (61), ч. 2. С. 111-113.

24. Зубрий А.А. Сторителлинг в электронном обучении // Роль образования в формировании экономической, социальной и правовой культуры : сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. СПб. : Изд-во СПб. ун-та управления и экономики, 2014. С. 491-493.

25. Warren S.J., Wakefield J.S., Mills L.A. Learning and Teaching as Communicative Actions: Transmedia Storytelling // Increasing Student Engagement and Retention using Multimedia Technologies: Video Annotation, Multimedia Applications, Videoconferencing and Transmedia Storytelling (Cutting-edge Technologies in Higher Education. Volume 6 Part F) / Laura A. Wankel, Patrick Blessinger (ed.). Emerald Group Publishing Limited, 2013. Р. 67-94.

26. Baldwin S., Ching Yu-Hui. Interactive Storytelling: Opportunities for Online Course Design // TechTrends. 2017. № 61 (2). Р. 179-186.

27. Dudacek O. Transmedia Storytelling in Education // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 197. P. 694-696.

28. Lisenbee P., M. Ford C. Engaging Students in Traditional and Digital Storytelling to Make Connections Between Pedagogy and Children's Experiences // Early Childhood Education Journal. 2018, Vol. 46, № 1. P. 129-139.

29. Kim H., Lee J.H. The Value of Digital Storytelling as an L2 Narrative Practice // Asia-Pacific Edu Res. 2018. № 27: 1. URL: https://doi.org/10.1007/s40299-017-0360-3

30. Savita K.S., Kalid Kh. An Exploratory Study of Storytelling Approach as an Instructional Tool from Educators' Perspective // Computer Technology and Development, International Conference. 2009. № 2. P. 480-483.

31. TEDx Speaker Guide. 2015. URL: http://www.dst.uniroma1.it/ sites/default/files/allegati_notizie/tedx_speaker_guide.pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32. Нечаева Н.В. Популярная публичная лекция жанра talk: особенности языка и стиля // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2016. № 180. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/populyarnaya-publichnaya-lektsiya-zhanra-talk-osobennosti-yazyka-i-stilya

33. Мунасипова Д.Д. Специфика жанра мультимедийных статей (на примере материалов газеты The Guardian за 2013-2014 гг.). М., 2015. 98 с. URL: http://vernsky.ru/pubs/5816/Spetsifika_zhanra_multimediynyh_statey_na_primere_mat erialov_gazety_The_Guardian_za_2013-2014_gg

34. Воробьева Д.К. Жанрово-композиционные особенности лонгрида // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 11. С. 3061-3065. URL: http://e-koncept.ru/2016/86647.htm.

35. Jenkins H. Convergence Culture: Where Old and New Media Collide. New York, 2006. P. 95-96.

36. Jenkins H. Transmedia storytelling and entertainment: an annotated syllabus // Journal of Media and Cultural Studies. 2010. № 24 (6). Р. 943-958.

37. Millard D.E., Hargood C. Location Location Location: Experiences of Authoring an Interactive Location-Based Narrative // Interactive Storytelling. ICIDS 2016. Lecture Notes in Computer Science. Vol. 10045 / Nack F., Gordon A. (eds). Springer, Cham, 2016.

38. Stein J., Ruston S., Fisher S. Location-Based Mobile Storytelling // IJTHI. 2009. № 5. Р. 41-50.

39. Paay J., Kjeldskov J., Christensen A., Ibsen A., Jensen D., Nielsen G., VutborgR. Location-based storytelling in the urban environment. 2008. Р. 122-129.

40. Kahl T., Iurgel I., Zimmer F., Bakker R., van Turnhout K. RheijnLand.Xperiences - A Storytelling Framework for Cross-Museum Experiences // Interactive Storytelling. ICIDS 2017. Lecture Notes in Computer Science. Vol. 10690 / N. Nunes, Oakley I., Nisi V. (eds). Springer, Cham2017

41. Sumi K., Yahata N. Interactive Storytelling System for Enhancing Children's Creativity // Interactive Storytelling. ICIDS 2017. Lecture Notes in Computer Science, Vol. 10690 / Nunes N., Oakley I., Nisi V. (eds). Springer, Cham, 2017.

42. Arndt S., ErvikM., Perkis A. Factors of Immersion in Interactive Digital Storytelling // Interactive Storytelling. ICIDS 2017. Lecture Notes in Computer Science. Vol. 10690 / Nunes N., Oakley I., Nisi V. (eds). Springer, Cham, 2017.

43. Bala P., Nisi V., Nunes N. Evaluating User Experience in 360° Storytelling Through Analytics // Interactive Storytelling. ICIDS 2017. Lecture Notes in Computer Science, vol 10690 / Nunes N., Oakley I., Nisi V. (eds). Springer, Cham, 2017.

44. Kampa A. Authoring Concepts and Tools for Interactive Digital Storytelling in the Field of Mobile Augmented Reality // Interactive Storytelling. ICIDS 2017. Lecture Notes in Computer Science, vol 10690 / Nunes N., Oakley I., Nisi V. (eds). Springer, Cham, 2017.

45. Маняйкина Н.В., Надточева Е.С. Цифровое повествование: от теории к практике // Педагогическое образование в России. 2015. № 10. С. 60-64.

46. Ермолаева Ж.Е., Лапухова О.В., Герасимова И.Н., Смирнова В.А. Стори-теллинг как педагогическая техника передачи явного и неявного знания в вузе // Образовательные технологии. 2017. № 1. С. 73-90.

47. Brown J., Bryan J., Brown T. Twenty-first century literacy and technology in K-8 classrooms // Innovate. 2005. № 1 (3). URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/ summary?doi=10.1.1.186.5118

48. Robin B. 21st Century Skills. URL: https://digitalstorytelling.coe.uh.edu/ page.cfm?id=27&cid=27&sublinkid=32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.