УДК 659.1; 37
DOI: 10.24411/2070-0695-2020-10305
Е. А. Зверева
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина,
Тамбов
АДАПТАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛА СТОРИТЕЛЛИНГА ПОД ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННУЮ КОММУНИКАЦИЮ: РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 42.04.01 РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
Магистранты направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» в рамках изучения дисциплины «Индустрия новых медиа» знакомятся с актуальным форматом современной медиасферы - сторителлингом. Студенты получают знания о характеристиках сторителлинга, знакомятся с понятиями «трансмедийный сторителлинг», «визуальный сторителлинг»; формируют умения использовать приемы сторителлинга в профессиональной деятельности, анализировать особенности построения историй в разных медиаформатах.
Ключевые слова: сторителлинг, реклама и РЯ, магистратура, профессионально-ориентированная коммуникация.
Введение
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования - магистратура по направлению подготовки 42.04.01 Реклама и связи с общественностью (2017), базовые общепрофессиональные компетенции предполагают формирование умения планировать, организовывать и координировать процесс создания востребованных обществом и индустрией медиатекстов и (или) медиапродуктов, и (или) коммуникационных продуктов; умения анализировать потребности общества и интересы аудитории в целях прогнозирования и удовлетворения спроса на медиатексты и (или) медиапродукты, и (или) коммуникационные продукты [13. С. 7-8].
В Тамбовском государственном университете имени Г. Р. Державина реализуется профиль «Цифровые технологии в рекламе и связях с общественностью», профессиональные компетенции которого сформированы на основе профессионального стандарта 06.008 Специалист по производству продукции сетевых изданий и информационных агентств [8. С. 2-3]. Анализ трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности), позволил определить формулировку профессиональной компетенции следующим образом: способен осуществлять авторскую деятельность по созданию текста рекламы и связей с общественностью и (или) иного коммуникационного продукта любого уровня сложности с учетом специфики коммуникационных задач и имеющегося мирового и отечественного опыта.
Обзор работ по теме
В рамках реализации образовательной программы направления подготовки 42.04.01 Реклама и связи с общественностью магистранты знакомятся с одним из самых актуальных форматов современной медиасферы - сторителлингом, который представляет собой маркетинговый прием, использующий медиа для передачи информации и транслирования смыслов посредством рассказывания историй [2. С. 32]. Кроме того, сторителлинг трактуется как технология эффективной коммуникации [15. С. 7], совокупность принципов, инструментов, методов, необходимых для передачи информации через «хорошее рассказывание истории».
Сторителлинг чрезвычайно востребован в современных коммуникативных практиках во многих сферах профессиональной деятельности, в том числе - в рекламе и РЯ-коммуникациях. Как справедливо отмечают исследователи, «в условиях информационного бума, хаоса, перенасыщения аудитории прямой рекламой, "рассказывание историй" имеет шанс на более длительное внимание и глубокое воздействие» [11. С. 118]. Потенциал влияния сторителлинга на аудиторию определяется его увлекательностью, вовлечением в эмоциональное сопереживание и
побуждением к поступку. Для обеспечения эффективной мотивации субъекта к определенному действию специалист в сфере рекламы и PR должен уметь систематизировать информацию о герое истории, выигрышно подать его достижения и поступки, доказать преимущества героя, создать доверие и, тем самым, сформировать у субъекта лояльность к персонажу и стремление продолжить общение. Обозначенные задачи продуктивно решаются в формате сторителлинга, главное - научиться создавать историю, которая захватывает и удерживает внимание, вызывая симпатию и эмпатию к герою. Как емко сформулировал автор книги «Истории на миллион долларов» Роберт Макки, публичные выступления разделяются на три типа: «Первый тип - очень эмоциональное выступление. Праздничное, искрящееся. Вы словно поднимаете бокал шампанского, приветствуя группу людей. В этом случае надо сделать акцент на эмоциях. Второй тип - риторическое выступление. Вы приводите факты, аргументы, выстраиваете систему доказательств, убеждаете аудиторию. Здесь упор делается на логику. И третий тип -выступление, основанное на истории. В этом случае все собранные факты вы встраиваете в историю. И это очень мощное воздействие на аудиторию» (Forbes, 2018, 17 мая, https://www. forbes.ru/forbeslife/361471-scenarist-robert-makki-rasskazal-kak-zarabatyvat-na-horoshih-istoriyah, дата обращения: 7.12.2019).
Особенности сторителлинга как современной коммуникативной технологии в образовательной среде становится предметом изучения в ряде работ: И. П. Хутыз исследует сторителлинг в лекционном дискурсе в качестве одного из эффективных средств коммуницирования информации [14. С. 71]; А. В. Красавина представляет в своей статье опыт апробирования курса сторителлинга на направлении подготовки 42.04.02 Журналистика. Автор констатирует: «студенты не обладают широтой знаний и навыков по созданию историй, а также испытывают трудности при спонтанной разработке историй, но при этом демонстрируют познавательную мотивацию и интерес к материалу» [4. С. 134], и делает вывод о том, что результативными являются только систематизированные знания, закрепленные на практике.
Как отмечают исследователи, особую значимость и востребованность сторителлинг получает в современных условиях трансформации медиасреды, проявляющейся в создании новых медиа [10. С. 111], а потому особенное значение приобретает дисциплина «Индустрия новых медиа».
Материалом исследования стали результаты реализации образовательной программы по направлению подготовки 42.04.01 Реклама и связи с общественностью (профиль «Цифровые технологии в рекламе и связях с общественностью») в рамках изучения дисциплины «Индустрия новых медиа».
Цель изучения дисциплины заключается в формировании у обучающихся целостного представления об основных тенденциях развития современной индустрии новых медиа, в том числе - в профессионально-ориентированной коммуникации.
Решение задач дисциплины «Индустрия новых медиа» направлено на адаптацию потенциала сторителлинга под профессионально-ориентированную коммуникацию, на изучение и применение на практике особенностей построения сторителлинга в разных медиаформатах.
Полученные результаты
Работа с магистрантами направления подготовки 42.04.01 Реклама и связи с общественностью в рамках изучения дисциплины «Индустрия новых медиа» строится по двум ключевым направлениям:
1) выявление характеристик и компонентов сторителлинга, анализ построения сценария и использования приемов сторителлинга в профессиональной деятельности;
2) сравнительно-функциональный анализ особенностей построения историй в разных медиаформатах.
В первой части работы с магистрантами прорабатывается взаимосвязь понятий «брендинг» и «сторителлинг», выстраивается логическая цепочка, в которой брендинг - это цель, а сторителлинг - средство ее достижения [6. С. 138]. При помощи сторителлинга выстраивается результативная коммуникация с клиентами и осуществляется эффективное продвижение бренда компании.
На занятиях осуществляется анализ компонентов сторителлинга: выделяется персонаж (или организация), происходящие изменения с персонажем (или организацией), эмоциональная и фактическая (конкретность истории) составляющие. Далее основные компоненты сторителлинга
систематизируются в четыре блока - герой (герои), конфликт (драматическая ситуация, в которой находится герой), сюжет (последовательность действий героя) и перемены (ценностные трансформации в жизни героя) [7. С. 638]. Синтез всех компонентов позволяет создать «хорошую историю» с увлекательным сюжетом. Особое внимание обращается на значение драматизации событий в построении сторителлинга, намерение вызвать у аудитории сопереживание, эмпатию.
Для выявления и использования приемов сторителлинга в профессиональной деятельности на занятиях разбираются рекламные ролики, построенные как масштабные истории (двухминутный ролик с участием с Николь Кидман для компании Chanel, реклама BMW в виде 9-минутного фильма от Гая Ричи с Мадонной в главной роли) или как лаконичные эффектные рассказы (реклама Martini Gold с Моникой Белуччи, Дольче и Габбано). Таким образом студенты знакомятся с ключевыми блоками построения сценария сторителлинга: это вступление и постановка проблемы, решение проблемы и интерпретация полученных выводов.
Во второй части работы, после изучения компонентов и блоков сторителлинга, проводится сравнительно-функциональный анализ особенностей построения историй в разных медиаформатах. Для решения данной задачи сторителлинг изучается в нескольких тематических разделах программы курса «Индустрия новых медиа»: «Актуальные термины и модели новых медиа», «Журналистика данных (data journalism)», «Городской нарратив в новых медиа», «Тенденция активной визуализации в медиасфере», «Технологии виртуальной реальности в современной медиасфере: проблемы и перспективы».
В рамках темы «Актуальные термины и модели новых медиа» при уточнении категории «трансмедийный сторителлинг» акцентируются его основные характеристики - построение множества историй на одну большую тему с использованием различных медиаформ и площадок разных каналов. Трансмедийный сторителлинг правомерно пользуется популярностью в рекламе: например, перед выходом фильмов или сериалов начинается кампания, в рамках которой работают лояльные блогеры, знаменитости из мира спорта, музыки или даже политики, осуществляется «вирусный вброс» в социальные медиа. На примерах продвижения «Вселенной Звездных войн» и «Вселенной Бэтмена» анализируются главные свойства трансмедийного сторителлинга -растекаемость, непрерывность, вовлечение, серийность, построение мира истории, субъективность и представление с участием зрителей [16]. Таким образом, коллективная согласованная работа по созданию различных историй делает медиапродукт привлекательным информационным поводом.
В части практического анализа сторителлинга на занятиях по теме «Журналистика данных (data journalism)» разбирается data journalism как конвергентный медиатекст, основанный на больших и открытых данных и переработанный согласно методам сторителлинга. Именно сторителлинг становится востребованным способом представления больших массивов данных, формирует интерес читателей к аналитическим текстам, которые приобретают новые интерактивные средства выразительности. В качестве примеров создания историй на основе анализа «больших данных» разбирается отечественный и зарубежный опыт. В рамках программы «Большая Россия - большие данные» (Московские новости, 2013, 20 ноября, http://www.mn.ru/ society/88677#ria, дата обращения: 16.11.2019) разработаны отечественные медиапроекты, тематика которых отражает социальную направленность и имеет несомненный PR-потенциал. Например, в проекте «Пульс» от еженедельника «Большой город» представлена интерактивная карта Москвы, которая позволяет изучить, где проводят свое свободное время жители. В результате создается история городского коммуникативного пространства, решаются задачи социализации москвичей и формируется имидж отдельных районов города. Среди зарубежных коллег отмечается журналист-аналитик Бена Джонса, выделивший несколько категорий публикаций в медиа с использованием «больших данных» [17]. На основе данных от Freedom House журналист иллюстрирует свою теорию примером визуальной истории «Создание нарратива и мониторинг изменений во времени» в виде изменений индекса свободы в разных странах с 2001 по 2013 год. Создается печальный, но объективный сторителлинг об упадке свободы в большинстве стран и о факторах, которые приводят к такому результату. Таким образом, создание и воспроизведение на основе «больших данных» визуальной мультимедийной истории не только облегчает восприятие информации, но делает медиапродукт более эмоциональным и понятным, вызывающим больше эмпатии со стороны пользователей.
При изучении темы «Городской нарратив в новых медиа» сторителлинг трактуется как особенность коммуникативного пространства мегаполиса, трансформирующего роль аудитории в процесс коммуникации. На занятиях разбираются примеры технологии сторителлинга в «The Village», «NN-stories.ru», «Инде»; построение коллективного сторителлинга в локальных медиа Екатеринбурга как реакция городского сообщества на снос недостроенной телевизионной башни [1. С. 30]. Новые городские медиа, выбирая в качестве ведущей стратегии сторителлинг, позиционируют в качестве полноправных авторов «рассказываемых историй» город и горожан, транслируют в сообществах истории, которые служат инструментом вовлечения жителей в обсуждение актуальных проблем городской повседневности и помогают отвечать на вопросы о перспективах развития города.
Особое внимание уделяется построению истории с помощью визуальных медиа - визуальному сторителлингу, обращение к которому актуализируется при изучении темы «Тенденция активной визуализации в медиасфере». Тексты, служащие основой в мультимедийном лонгриде, трансформируются согласно новым условиям сетевой среды и характерных для неё продуктов, где на первое место выходит способность рассказать историю, которая может заинтересовать читателя. В мультимедийном материале логика повествования выстраивается посредством сюжетно обоснованного использования фото- и видеоматериалов, звукового и графического оформления. В качестве одного из примеров визуального сторителлинга на занятии разбирается мультимедийный лонгрид в рекламе американской компании «Chrysler», выпускающей полноразмерный пикап «Dodge Ram», анализируется видеоряд, сценарий, герои и коммуникативная стратегия истории [12. С. 151]. Из отечественного опыта качественного создания мультимедийного лонгрида изучается проект портала «Культура. РФ» - «Российский гимн. Зеркало эпохи» (Культура. РФ. https://www.culture.ru/s/gimn_rossii/, дата обращения: 29.03.2020). История важнейшего государственного символа страны рассказывается в формате визуального сторителлинга, органическим свойством которого является интерактивность, а «средством наррации становится мультимедийный контент» [10. С. 63]. Важно вместе с магистрантами проследить, как при выстраивании логики повествования в визуальном сторителлинге происходит оперирование смыслами, сюжетом, динамикой действия при помощи верстки, расположения модулей, порядка фотографий в слайдшоу и альбомах, монтажа видеофрагментов.
Еще один аспект функционирования визуального сторителлинга связан с применением технологий виртуальной реальности с целью создания иммерсивного текста. Иммерсивная журналистика трактуется как вид мультимедийного сторителлинга, использующего технологии виртуальной реальности, в которой журналист перестает быть посредником между событием и зрителем, пользователь получает возможность не просто ощутить «эффект присутствия», а действительно самому пережить происходящее [3. С. 142]. Связывая визуальный сторителлинг с иммерсивной журналистикой, исследователи отмечают направленность истории на конкретную личность и считают диалогическую форму коммуникации основой сторителлинга [5. С. 104], объясняя трансформацией аудиторных характеристик с пользовательских на интерактивные.
На занятиях по теме «Технологии виртуальной реальности в современной медиасфере: проблемы и перспективы» разбирается опыт T Brand Studio - специализированной контент-студии, которая является подразделением «The New York Times» и производит рекламу с использованием технологий виртуальной реальности; опыт телеканала CNN, включившего виртуальную реальность в контент с брендированной рекламой авиакомпании Etihad Airways и искусственного острова YasIsland. При изучении иммерсивных проектов «The New-York Times» в формате сторителлинг рассматриваются проекты с дополненной реальностью, виртуальной реальностью и 360-градусным видео: так, в проекте «Фукусима, 6 лет спустя: пусто и жутко» пользователь «погружается» в зону отчуждения, окружающую АЭС «Фукусима», в которой дома и рестораны все еще заброшены, несмотря на план Японии отменить порядок эвакуации (The New-York Times, 2017, March, 10, https://www.nytimes.com/video/world/asia/100000004966193/ fukushima-6-years-on-empty-and-eerie.html, дата обращения: 11.10.2019); в 360-градусном видео «Сцены разрушения Флориды» можно «погрузиться» в реальность и рассмотреть значительный ущерб, причиненный ураганом Майкл во Флориде (The New-York Times, 2018. October, 12, https://www.nytimes.com/video/us/100000006156635/hurricane-michael-panama-city-florida.html, дата обращения: 29.03.2020).
При выполнении заданий по этим тематическим разделам программы дисциплины студентам предлагается найти примеры продуктивного использования технологии сторителлинга, самим создать историю (творческий проект) или написать эссе на одну из тем: «Как сторителлинг меняет традиционное построение медиатекста?»; «Является ли сторителлинг мегатрендом медийного развития?», «Что сложнее: рассказывать собственную личную историю или написать текст о человеке, который отказывается с вами говорить?».
Интерпретация результатов
При оценке результатов освоения дисциплины «Индустрия новых медиа» наибольшее внимание обращается на формирование знаний, умений и навыков, необходимых магистрам для их дальнейшей профессиональной деятельности.
Важнейшие критерии оценки самостоятельных работ магистрантов:
- наличие четкой структуры и логики работы;
- оригинальность подхода и интерпретации полученных результатов;
- использование полученных навыков построения повествования в творческих проектах;
- умение ориентироваться в особенностях повествования и построения сюжета в разных медиаформатах.
В результате освоения дисциплины магистранты получают базовые знания о характеристиках и компонентах сторителлинга, знакомятся с понятиями «трансмедийный сторителлинг», «визуальный сторителлинг» и «коллективный сторителлинг». У студентов формируется умение анализировать особенности построения сценария, использовать приемы сторителлинга в профессиональной деятельности; выделять сильные и слабые места в медиатекстах, осмыслять медиатексты с точки зрения построения историй в разных медиаформатах.
Выводы и перспективы исследования
1. Компетентностный подход в преподавании дисциплин профессионального цикла образовательной программы направления подготовки 42.04.01 Реклама и связи с общественностью предполагает формирование навыков работы с медиатекстом, когда теоретический пласт дополняется анализом конкретных примеров сторителлинга в рекламе и PR.
2. Сторителлинг представляет собой диалогическую модель: это и процесс рассказывания личностной истории, передающей опыт, переживания конкретного субъекта, и процесс создания коммуникации, позволяющей посредством нарратива сделать информацию эмоциональной и увлекательной для аудитории. Медиатекст, построенный в формате сторителлинга, дает возможность реализовать авторский «посыл» (материал излагается сквозь призму личностного восприятия), и оказать иммерсивное воздействие на аудиторию (текст истории несет эмоциональный заряд).
3. Трансмедийные, мультимедийные визуальные истории отвечают практикам эпохи интерактивности и многозадачности, что дает нарративным медиатекстам огромные возможности для развития.
4. Потенциал сторителлинга определяется психологией восприятия, механизмами человеческого мышления, трендами современного медиапотребления, а потому сторителлинг как современная коммуникативная технология в образовательной среде имеет несомненные перспективы.
Список литературы
1. Абашев В. В. Страсти по башне: городские медиа как генератор и архив локальных нарративов // Город и медиа: материалы Международной научно-практической конференции «Новые городские медиа в медиаландшафте России». Пермь: Перм. гос. нац. исслед. ун-т, 2018. С. 30-44.
2. Абрамовских Т. А. Сторителлинг как эффективный механизм формирования позитивного образа современного образования, используемый печатными СМИ // Знак: проблемное поле медиаобразования, 2016. № 5 (22). С. 30-34.
3. Качкаева А. Г, Шомова С. А. Мультимедийная журналистика: учебник для вузов. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. 213 с.
4. Красавина А. В. Сторителлинг как журналистская дисциплина: проблемы и перспективы преподавания // Знак: проблемное поле медиаобразования, 2017. № 4 (2б). С. 133-137.
5. Красавина А. В., Артемов И. А. Сторителлинг и иммерсия: современные тенденции журналистики // Знак: проблемное поле медиаобразования, 2019. № 1 (31). С. 102-109.
6. Кузовенкова А. И. Сторителлинг как новая медиатехнология // Знак: проблемное поле медиаобразования, 2017. № 4 (2б). С. 138-143.
7. Миташева М. С., Варакин В. С. Сторителлинг как технологическая основа журналистики (опыт теоретической аргументации) // Концепт, 2017. Т. 2. С. б37-б41.
8. Профессиональный стандарт «Специалист по производству продукции сетевых изданий и информационных агентств» от 21.05.2014. 10 с.
9. Симакова С. И., Енбаева А. П. Сторителлинг как прием журналистской работы // Знак: проблемное поле медиаобразования, 2019. № 1 (31). С. 110-117.
10. Симакова С. И., Панюкова С. А. Мультимедийная история и ее особенности // Вестник Челябинского государственного университета, 2017. Серия: Филологические науки. № 9 (405). Вып. 108. С. 58-бб.
11. Сумская А. С. Трансмедиа storytelling в маркетинговых PR-коммуникациях // Вестник Челябинского государственного университета, 201б. Серия: Филологические науки. № 13 (395). Вып. 104. С. 117-124.
12. Фадеева О. А. Сторителлинг как символическая информационно-коммуникативная технология // Политическая лингвистика, 2015. № 4 (54). С. 150-153.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования -магистратура по направлению подготовки 42.04.01 Реклама и связи с общественностью от 8.0б.2017. 19 с.
14. Хутыз И. П. Сторителлинг в лекционном дискурсе // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки, 2019. Т. 10. № 2. С. б3-73.
15. Челнокова Е. А., Казначеева С. Н., Калинкина К. В., Григорян Н. М. Сторителлинг как технология эффективных коммуникаций // Перспективы науки и образования, 2017. № 5 (29). С.7-12.
16. Jenkins H. The Revenge of the Origami Unicorn: Seven Principles of Transmedia Storytelling. URL: http://henryjenkins.org/2009/12/the_revenge_of_the_origami_uni.html (дата обращения: 28.03.2020).
17. Kriebel A. Журналистика данных - 7 способов использовать Big Data в СМИ // Blog. imena.ua. 2015. 1б сентября. URL: https://www.imena.ua/blog/bigdata-journalism/ (дата обращения: 17.03.2020).
ADAPTATION POTENTIAL OF STORYTELLING FOR PROFESSIONALLY-ORIENTED COMMUNICATION: THE PROGRAM RESULTS OF THE TRAINING AREAS "ADVERTISING AND PUBLIC RELATIONS"
Zvereva E. A., Derzhavin Tambov State University, Tambov, Katya9_2001@mail.ru
The research material was the results of the implementation of the educational program "Advertising and public relations" in the framework of the study of the discipline "Industry of new media". In the first part of the master's training, the construction of the script and the use of storytelling techniques in professional activity are analyzed.
In the second part, a comparative functional analysis of the features of building stories in different media formats is carried out. To solve this problem, storytelling is studied in several thematic sections of the course program: "Actual Terms andModels ofNew Media", "Data Journalism", "Urban Narrative in New Media", "The Trend of Active Visualization in the Media Sphere", "Virtual Technologies realities in the modern media sphere: problems and prospects".
As a result of mastering the discipline, undergraduates receive knowledge about the components of storytelling, get acquainted with the concepts of "transmedia storytelling", "visual storytelling" and "collective storytelling". Students develop the ability to analyze the features of scenario building,
ímiR-: npoS^eMHoe no.ie MegHao6pa30BaHHH. 2020. № 3 (37)
highlight strengths and weaknesses in media texts. Thus, the skills of working with media text are formed, the theoretical layer is supplemented by the analysis of specific examples of storytelling in advertising and PR.
Keywords: storytelling, advertising and PR, magistracy, professionally oriented communication.
References
1. Abashev, V. V. (2018). Strasti po bashne: gorodskie media kak generator i arhiv lokal'nyh narrativov [Passion for the tower: urban media as a generator and archive of local narratives]. Gorod i media: materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Novye gorodskie media v medialandshafte Rossii» [Materials of the International Scientific and Practical Conference. City and Media] (pp. 30-44). Perm: Perm State National Research University. (in Russ).
2. Abramovskih, T. A. (2016). Storitelling kak jeffektivnyj mehanizm formirovanija pozitivnogo obraza sovremennogo obrazovanija, ispol'zuemyj pechatnymi SMI [Storytelling as an effective mechanism for creating a positive image of modern education used by print media]. Znak: problemnoye pole mediaobrazovanija [Sign: Problematic Field Of Media Education]. 5(22), pp. 30-34. (in Russ).
3. Kachkaeva, A. G. & Shomova, S. A. (Ed.). (2017). Mul 'timediynaya zhurnalistika [Multimedia journalism]. Moscow: Publishing House of the Higher School of Economics. 213 p. (in Russ).
4. Krasavina, A. V. (2017). Storitelling kak zhurnalistskaja disciplina: problemy i perspektivy prepodavanija [Storytelling as a journalistic discipline: problems and prospects of teaching]. Znak: problemnoye pole mediaobrazovanija [Sign: Problematic Field Of Media Education]. 4 (26), pp. 133-137. (in Russ).
5. Krasavina, A. V. & Artemov, I. A. (2019). Storitelling i immersija: sovremennye tendencii zhurnalistiki [Storytelling and Immersion: Current Trends in Journalism]. Znak: problemnoye pole mediaobrazovanija [Sign: Problematic Field Of Media Education]. 1 (31), pp. 102-109. (in Russ).
6. Kuzovenkova, A. I. (2017). Storitelling kak novaja mediatehnologija [Storytelling as a new media technology]. Znak: problemnoye pole mediaobrazovanija [Sign: Problematic Field Of Media Education]. 4 (26), pp. 138-143. (in Russ).
7. Mitasheva, M. S. & Varakin, V. S. (2017). Storitelling kak tehnologicheskaja osnova zhurnalistiki (opyt teoreticheskoj argumentacii) [Storytelling as the technological basis of journalism (experience of theoretical argumentation)]. Koncept [Concept], vol. 2, pp. 637-641. (in Russ).
8. Professional'nyj standart «Specialist po proizvodstvu produkcii setevyh izdanij i informacionnyh agentstv» (2014). [Professional standard "Specialist in the production of network publications and news agencies"]. 10 p. (in Russ).
9. Simakova, S. I. & Enbaeva, A. P. (2019). Storitelling kak priem zhurnalistskoj raboty [Storytelling as a reception of journalistic work]. Znak: problemnoye pole mediaobrazovanija [Sign: Problematic Field Of Media Education]. 1 (31), pp. 110-117. (in Russ).
10. Simakova, S. I. & Panjukova, S. A. (2017). Mul'timedijnaja istorija i ee osobennosti [Multimedia history and its features]. Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta, Serija: Filologicheskie nauki [Bulletin of Chelyabinsk State University. Series: Philology]. 9 (405), vol. 108. pp. 58-66. (in Russ).
11. Sumskaja, A. S. (2016). Transmedia storytelling v marketingovyh PR-kommunikacijah [Transmedia storytelling in marketing PR communications]. Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta, Serija: Filologicheskie nauki [Bulletin of Chelyabinsk State University. Series: Philology]. 13 (395), vol. 104. pp. 117-124. (in Russ).
12. Fadeeva, O. A. (2015). Storitelling kak simvolicheskaja informacionno-kommunikativnaja tehnologija [Storytelling as a symbolic information and communication technology]. Politicheskaja lingvistika [Political Linguistics]. 4 (54), pp. 150-153. (in Russ).
13. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovanija - magistratura po napravleniju podgotovki 42.04.01 Reklama i svjazi s obshhestvennost'ju (2017). [Federal State Educational Standard for Higher Education - Master's program in the direction of training 42.04.01 Advertising and public relations]. 19 p. (in Russ).
14. Hutyz, I. P. (2019). Storitelling v lekcionnom diskurse [Storytelling in the lecture discourse]. Nauchno-tehnicheskie vedomosti SPbGPU. Gumanitarnye i obshhestvennye nauki [Scientific and technical statements of St. Petersburg State Polytechnical University. Humanities and social sciences]. Vol. 10, 2, pp. 63-73. (in Russ).
15. Chelnokova, E. A., Kaznacheeva, S. N., Kalinkina, K. V. & Grigorjan, N. M. (2017). Storitelling kak tehnologija jeffektivnyh kommunikacij [Storytelling as an effective communications technology]. Perspektivy nauki i obrazovanija [Prospects for science and education]. 5 (29), рр. 7-12. (in Russ).
16. Jenkins, H. (2009). The Revenge of the Origami Unicorn: Seven Principles of Transmedia Storytelling. Available at: http://henryjenkins.org/2009/12/the_revenge_of_the_origami_uni.html (accessed: 28.03.2020). (in Russ).
17. Kriebel, A. (2015). Zhurnalistika dannyh - 7 sposobov ispol'zovat' Big Data v SMI [Data Journalism - 7 Ways to Use Big Data in the Media]. Blog.imena.ua. Available at: https://www.imena. ua/blog/bigdata-journalism/ (accessed: 17.03.2020). (in Russ).
Зверева Екатерина Анатольевна - доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры русской и зарубежной литературы, журналистики факультета филологии и журналистики, Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина.
Katya9_2001@mail.ru
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Зверева Е. А. Адаптация потенциала сторителлинга под профессионально-ориентированную коммуникацию: результаты реализации образовательной программы направления подготовки 42.04.01 Реклама и связи с общественностью // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. № 3 (37). С. 35-42. DOI: 10.24411/2070-0695-2020-10305.
Zvereva E. A. Adaptation potential of storitelling for professionally-oriented communication: the program results of the training areas «Advertising and public relations» // Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2020. No 3 (37), pp. 35-42. DOI: 10.24411/2070-0695-2020-10305.