Научная статья на тему 'Сторителлинг как журналистская дисциплина: проблемы и перспективы преподавания'

Сторителлинг как журналистская дисциплина: проблемы и перспективы преподавания Текст научной статьи по специальности «Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации (СМИ)»

CC BY
826
115
Поделиться
Ключевые слова
СТОРИТЕЛЛИНГ / ЖУРНАЛИСТИКА / ТРАНСМЕДИА

Аннотация научной статьи по массовой коммуникации, журналистике, средствам массовой информации, автор научной работы — Красавина Анна Викторовна

Сторителлинг в журналистике актуален сегодня, как никогда: редакции ведущих СМИ соревнуются в рассказывании историй, в том числе при помощи новейших технологий. Современное состояние преподавания журналистики в челябинских ВУЗах не полностью отвечает запросам времени: дисциплина «сторителлинг» отсутствует в учебных планах. Требуется пересмотр дисциплин, включенных в учебный план, исходя из тенденций развития профессии.

Похожие темы научных работ по массовой коммуникации, журналистике, средствам массовой информации , автор научной работы — Красавина Анна Викторовна,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Сторителлинг как журналистская дисциплина: проблемы и перспективы преподавания»

УДК 070; 37

А. В. Красавина

Южно-Уральский государственный университет, Челябинск

СТОРИТЕЛЛИНГ КАК ЖУРНАЛИСТСКАЯ ДИСЦИПЛИНА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ

Сторителлинг в журналистике актуален сегодня, как никогда: редакции ведущих СМИ соревнуются в рассказывании историй, в том числе при помощи новейших технологий. Современное состояние преподавания журналистики в челябинских ВУЗах не полностью отвечает запросам времени: дисциплина «сторителлинг» отсутствует в учебных планах. Требуется пересмотр дисциплин, включенных в учебный план, исходя из тенденций развития профессии.

Ключевые слова: сторителлинг, журналистика, трансмедиа.

Авторский курс сторителлинга для преподавания на факультетах журналистики был создан нами на базе курсов по кинодраматургии и основам медиатекста. Несмотря на то, что термин «сторителлинг» (в переводе с английского «рассказывание историй». - А. К.) появился не в теоретических трудах по кинодраматургии и не в рамках исследований бытования журналистских текстов (изобретатель «сторителлинга» Дэвид Армстронг, глава «Armstrong International» - британской компании по подбору менеджеров высшего звена. Поэтому с середины 1990-х гг. сторителлинг развивался, прежде всего, как метод или техника эффективного управления персоналом организации [8; 10; 11] тем не менее, сегодня он актуален именно с позиций этих двух отраслей человеческой деятельности: редакции ведущих СМИ соревнуются в рассказывании историй, в том числе при помощи новейших технологий.

Так, на сайте Social Media Week говорится: «If you have a VR headset and The New York Times virtual reality app, you can go underwater, experience life through the eyes of a refugee, explore previously unseen worlds, and experience stories reported by award-winning journalists, all told in an immersive, 360-degree video experience [14] (Если у вас есть шлем для создания виртуальной реальности и приложение «виртуальная реальность» Нью-Йорк Таймс, вы можете погружаться под воду, увидеть жизнь глазами беженца, исследовать прежде невиданные миры, и пережить истории, рассказанные журналистами, получившими многочисленные награды, рассказанные с помощью иммерсивного 360-градусного видео. - перевод А. К.).

Газета Gurdian на одной из своих страниц предлагает: «Шагнуть в историю» (Step inside the story). To watch out VR pieces you'll need a Google Cardboard headset... [15] (чтобы посмотреть частички нашей виртуальной реальности, вам понадобится шлем для создания виртуальной реальности от Гугл...- перевод А. К.), для этого также требуется загрузить приложение «виртуальная реальность» от Гардиан.

Своё теоретическое обоснование сторителлинг находит в кинодраматургии и литературоведении, а практическое применение в том числе в журналистике, что еще раз подтверждает современную тенденцию осмысления и применения знаний в русле синкретизма и гибридизации.

Для большинства специалистов и исследователей заявление «журналистика есть сторител-линг» общеизвестный, принятый факт. О. Самарцев, профессор Ульяновского государственного университета говорит о том, что «сторителлинг - это особый генеральный жанр или стиль «письма» называемый западными исследователями «features writing». .Он необходим для раскрытия драматических событий общественной жизни, оформленных в качестве историй» [5. С. 290-293].

А. Симмонс, автору книги «Сторителлинг. Как использовать силу историй», принадлежит термин «стратегия притяжения» [7. С. 20] к предмету рассказа, ведь рассказывать - это «выстраивать стратегию притяжения», по мнению В. Варакина и «если сторителлинг - это искусство рассказывания историй, то журналистика - это искусство сторителлинга» [1].

«Журналистский сторителлинг нацелен захватить воображение, высвободить его эмоции (то есть речь идёт по сути об аристотелевском «катарсисе». - А. К.), а этого нельзя добиться

«перевернутой пирамидой»» [7. С. 292]. И здесь мы подходим к осмыслению важнейшего для нас в рамках курса по сторителлингу термина «нарратив». «Нарративный журналистский текст имеет сугубо личностное - авторское наполнение. А стало быть производит его не новостная журналистика, а публицистическая» [7. С. 292].

На наш взгляд, вскоре журналистика претерпит очередную трансформацию (первая трансформация - конвергенция: конвергентная редакция становится «хабом» журналистских материалов и распределяет их по медийным платформам). Возможно, журналистика разделится на «нарративную» и «новостную», ведь в основе каждой из них лежит своя теоретическая база и свои приоритеты. «Нарративная» журналистика будет работать с историями, а «новостная», соответственно, с новостями. Оперативность играет и будет играть ведущую роль в «новостной» журналистике, умение рассказать историю будет первостепенным требованием в «нарративной» журналистике.

«В традиционном понимании нарратив есть текст, описывающий некую последовательность событий и существующий виртуально в качестве их инварианта в дискурсивном сознании общества. Это форма дискурса, через которую человек реконструирует и репрезентирует прошлый опыт для себя и для других» [12]. Учёные также «...указывают на такое исходное значение термина «нарратив», как «история, рассказ, повествование». История - это устное или письменное описание действительных или выдуманных событий, которые выстроены с помощью сюжета. Она становится нарративом в процессе повествования или рассказывания с помощью СМИ» [13. С. 38-41].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как показала практика (авторский курс сторителлинга был апробирован 7 и 8 октября 2017 года на факультете журналистики ЧелГУ со студентами первого курса магистратуры), студенты не обладают широтой знаний и навыков по созданию историй, а также испытывают трудности при спонтанной разработке историй, но при этом демонстрируют познавательную мотивацию и интерес к материалу. Достаточно трудный для восприятия теоретический базис был «разбавлен» визуальными примерами функционирования историй (реклама, мультимедийные истории, лонгриды).

Интернет дает разношёрстные представления о сторителлинге и его преимуществах, но не дает пошаговой техники работы с текстом, включающей разработку замысла и героя. Но только систематизированные знания, закрепленные на практике, могут дать результат.

Разъяснение и проговаривание этих ключевых моментов преподавания сторителлинга значимо для нас с точки зрения наполнения содержания дисциплины «сторителлинг» для факультетов журналистики. На наш взгляд, высшее образование на факультетах журналистики не может не включать в себя дисциплины «сторителлинг». Овладение техниками сторителлинга является сегодня одной из актуальнейших потребностей профессиональной деятельности журналиста. А для этого должен быть пересмотрен учебный план: добавлены дисциплины по изучению ми-фокритики, нарратологии, сюжетосложения, теорий и практик кинодраматургии (Дж. Труби, К. Воглер и др.), (естественно, в адаптированном виде), которые дадут базовые систематические теоретические знания по сторителлингу. Практические навыки также должны быть отработаны и закреплены в рамках курса по сторителлингу в период обучения на факультете журналистики. Необходима и апробация полученных навыков: публикация журналистских материалов, созданных по канонам сторителлинга.

Кроме этого, студент журфака, опираясь на пройденный курс сторителлинга, должен сделать следующий шаг: изучить трансмедиа сторителлинг, который может входить в базовый курс сто-рителлинга, а может являться самостоятельной дисциплиной, в зависимости от компетенций преподавателя.

Дадим краткое определение трансмедиа сторителлинга, который, не являясь темой данной статьи, важен именно с точки зрения актуализации журналистских компетенций: «трансмедиа сторителлинг (трансмедийное рассказывание истории или повествование) представляет собой специфический вид нарратива, в котором создателями сюжета изначально заложены «белые пятна» для «додумывания» истории зрителями. Нарратив распространяется на нескольких медийных платформах, каждая из которых дополняет вымышленный мир истории и дает зрителю новый опыт погружения в сюжет» [9].

Трансмедиа сторителлинг не является сегодня прерогативой только продюсерской деятельности, но также занимает прочные позиции в журналистской деятельности. Примером этому служит проект ««The Great British Property Scandal: Every Empty Counts» (2012 год), выпущенный

4-ым британским каналом. Канал выпустил этот проект, состоящий из набора спецпрограмм, посвященный расследованию кризиса британского домовладения, специально и спровоцировал широкое общественное обсуждения возможных выходов из сложившейся ситуации» [2]. Сначала в 2011 году «...вышел телесериал «Dispatches: Landlords from Hell», представивший результат независимого расследования ухудшающихся условий, в которых вынуждены существовать в Великобритании арендаторы. Продолжением расследования стал сериал «The Great British Property Scandal», который рассказывал о проблеме пустующих в Великобритании домов» [2]. Одноименный веб-проект «The Great British Property Scandal» запустил компанию по заселению миллиона пустующих домов Великобритании и борьбе с нерациональным использованием жилого фонда. Кампания проводилась онлайн: в социальных сетях и с помощью мобильных приложений. Её цель - побудить людей сообщать об известной им пустующей жилплощади, оказывать давление на правительство и местные органы власти с целью создания фонда для займов под низкий процент для тех собственников жилья, которые отчаянно нуждаются в средствах для ремонта помещений, находящихся в ужасном состоянии» [2]. Самое важно в этой истории то, что кампании удалось достичь результатов. «Соответствующая петиция собрала 120 тысяч подписей, поступила информация о 8 тысячах пустующих домов; 17 миллионов фунтов было выделено на создание нового национального жилого фонда в Англии, Шотландии и Уэльсе» [2].

Таким образом, «случай из общественной жизни обретает свое существование и осмысление только после того, как его историю расскажет журналистика. То есть сделает его коллективным переживанием» [1]. На наш взгляд, трансмедиа сторителлинг дает прямые инструменты сделать историю журналиста или гражданского активиста, которую он рассказывает, например, в своем блоге, не просто «коллективным переживанием», но коллективным действием по улучшению условий жизни людей. В России существует немало гражданских инициатив (таких, как «Синие ведерки», «СтопХам», «Стоп ГОК» и т. д.), которые стали бы более эффективными, если бы использовали инструментарий трансмедиа сторителлинга.

Что касается журналистики в целом, то с помощью трансмедиа сторителлинга она укрепляет свои позиции, как социального института, подтверждает свою гуманитарную миссию и проявляет организаторскую и интегративную функции.

Таким образом, на наш взгляд, преподавание курса сторителлинга (и трансмедиа сторител-линга в частности) органично вписывается в ряд журналистских дисциплин и отвечает задачам, стоящим перед преподавательским составом факультетов журналистики в рамках реализации программ высшего образования журналиста.

Список литературы

1. Варакин, В. Сторителлинг как инстурмент информационного конструирования социальной реальности [Электронный ресурс] / В. Варакин. -URL: http://narfu.ru/university/library/ books/1337.pdf (дата обращения: 25.03.2017).

2. Гамбарато, Р. Р. Дизайн трансмедиа проектов: теортеические и аналитические аспекты [Электронный ресурс] / Р. Р. Гамбарато. - URL: http://cultlook.org/rrg_transmedia_storytelling (дата обращения: 25.03.2017).

3. Герасименко, О. Сторителлинг - эффективный вариант неформального обучения [Электронный ресурс] / О. Герасименко. - URL: http://www.trainings.ru/library/articles/?id=6330 (дата обращения: 25.03.2017).

4. Жорняк, Е. С. Нарративная психотерапия [Электронный ресурс] / Е. С. Жорняк, Н. В. Савельева. - URL: http://flogiston. ru/articles/ therapy/ what_ is_narrative (дата обращения: 25.03.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Самарцев, О. Р. Творческая деятельность журналиста: очерки теории и практики: учеб. пособие [Текст] / О. Р. Самарцева. - М.: Академический проект, 2009. - 526 с.

6. Сахарова, Я. Сторителлинг: как научиться интересно рассказывать истории [Электронный ресурс] / Я. Сахарова. - URL: http://www.m24.ru/articles /26830 (дата обращения: 25.03.2017).

7. Симмонс, А. Сторителлинг. Как использовать силу историй / пер. с англ. А. Анваера [Текст] / А. Симмонс. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013.

8. Скворцов, А. Сторителлинг [Электронный ресурс] / А. Скворцова. -URL: http://www. mercator.ru/articles/ article.php?articleID=58 (дата обращения: 25.03.2017).

9. Тихонова, А. Трансмедиа сторителлиинг в проектах российских телеканалов (на примере холдинга «СТС Медиа») [Электронный ресурс] / А. Тихонова // Как это делается: продюсирована в креативных индустриях. Статьи, лекции, интервью, мастер-классы. Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero. - URL: https://culture.wiki reading.ru/74255 (дата обращения: 25.03.2017).

10. Хабурзания, Э. Сторителлинг как инструмент PR [Электронный ресурс] / Э. Хабурзания. -URL: pr-club.com>2010_06/prlib/26.doc (дата обращения: 25.03.2017).

11. Чугунова, А. Обыкновенные истории [Электронный ресурс] / А. Чугунова. - URL: http:// hrm.ru/db/hrm/53A3975FC2604A48C32570C000319A A6/category.html.

12. Шейгал, Е. И. Многоликий нарратив [Электронный ресурс] / Е. И. Шейгал // Политическая лингвистика. - Екатеринбург, 2007. - Вып. (2) 22. - URL: http://www.philology.ru/linguistics1/ sheygal-07.htm (дата обращения: 25.03.2017).

13. Sinclair, J. B. A story about a message that was a story: message form and its implications to knowledge flow [Text] / J. B. Sinclair. - Helsinki: Hanken School of economics, Department of management and organization; Edita Prima, 2010. - 142 p.

14. Сайт Social Media Week [Электронный ресурс]. - URL: https://socialmediaweek.org/ blog/2017/04/storytelling-virtual-reality-nyt/ (дата обращения: 25.03.2017).

15. Сайт газеты Guardian [Электронный ресурс]. - URL: https://www.theguardian.com/ technology/ng-interactive/2016/nov/10/virtual-reality-by-the-guardian (дата обращения: 25.03.2017).

STORYTELLING AS JOURNALISTIC DISCIPLINE: PROBLEMS AND PERSPECTIVES OF TEACHING

Krasavina A. V., South Ural State University, Chelyabinsk, krasavina1@mail.ru

Storytelling in journalism is topical today: the editorial offices of the leading media are competing in telling stories, especially using high technologies. So, the current state of teaching journalism in Chelyabinsk universities does not fully meet the needs of the time: it is necessary to review the disciplines included in the curriculum, based on the trends of the development of the profession.

Keywords: storytelling, journalism, transmedia.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Varakin, V. Storitelling kak insturment informatsionnogo konstruirovaniya sotsial'noy real'nosti [=Storyrlling as a tool for informational construction of social reality], available at: https://narfu.ru/ university/library/books/1337.pdf, accessed 25.03.2017. (In Russ.).

2. Gambarato, R. R. Dizayn transmedia proyektov: teorteicheskiye i analiticheskiye aspekty [=The design of the project's transfer: the theteetical and analytical aspects], available at: http://cultlook.org/ rrg_transmedia_storytelling, accessed 25.03.2017. (In Russ.).

3. Gerasimenko, O. Storitelling - effektivnyy variant neformal'nogo obucheniya [=Storietelling - an effective option of informal learning], available at: http://www.trainings.ru/library/articles/?id=6330, accessed 25.03.2017. (In Russ.).

4. Zhornyak, Ye. S. and Savel'yeva, N.V. Narrativnayapsikhoterapiya [=Narrative psychotherapy], available at: http:// flogiston.ru/ articles/ therapy/ what_ is_ narrative, accessed 25.03.2017. (In Russ.).

5. Samartsev, O. R. (2009), Tvorcheskaya deyatel'nost' zhurnalista: ocherki teorii i praktiki: Ucheb. posobiye [=Creative activity of a journalist: essays on theory and practice: textbooks], Moscow, Akademicheskiy proyekt, 526 p. (In Russ.).

6. Sakharova, Y. A. Storitelling: kak nauchit'sya interesno rasskazyvat' istorii [=Storriting: how to learn to tell stories interestingly], available at: http://www.m24.ru/articles/26830, accessed 25. 03. 2017. (In Russ.).

7. Simmons, A. (2013), Storitelling. Kak ispol'zovat' silu istoriy [=Storyrilling. How to use the power of stories], Moscow, Mann, Ivanov i Ferbe. (In Russ.).

8. Skvortsov, A. Storitelling [=Storytelling], available at: http://www.mercator.ru /articles/article. php?articleID=58, accessed 25.03.2017. (In Russ.).

9. Tikhonova, A. "Transmedia storitelliing v proyektakh rossiyskikh telekanalov (na primere kholdinga «STS Media»)" [=Transmedia Storytelling in the projects of Russian TV channels (on the example of the holding «STS Media»)], in: Kak eto delayetsya: prodyusirovaniye v kreativnykh industriyakh. Stat'i, lektsii, interv'yu, master-klassy [=How it's done: producing in creative industries. Articles, lectures, interviews, master classes], available at: https://culture.wikireading.ru/74255, accessed 25.03.2017. (In Russ.).

10. Khaburzaniya, E. Storitelling kak instrument PR [=Storitling as a PR tool], available at: pr-club. com>2010_06/prlib/26.doc, accessed 25.03.2017. (In Russ.).

11. Chugunova, A. Obyknovennyye istorii [=Ordinary stories], available at: http://hrm.ru/db/hrm/53 A3975FC2604A48C32570C000319AA6/category.html, accessed 25.03.2017. (In Russ.).

12. Sheygal, Ye. I. (2007), "Mnogolikiy narrativ" [=Many-faced narrative], in: Politicheskaya lingvistika [=Political linguistics], Yekaterinburg, Issue (2) 22, available at: http://www.philology.ru/ linguistics1/sheygal-07.htm, accessed 25.03.2017. (In Russ.).

13. Sinclair, J. B. (2010), A story about a message that was a story: message form and its implications to knowledge flow. Helsinki, Hanken School of economics, Department of management and organization; Edita Prima, 142 p.

14. Sayt Social Media Week [=Site Social Media Week], available at: https:// socialmediaweek.org/ blog/2017/04/storytelling-virtual-reality-nyt/, accessed 25.03.2017. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Sayt gazety Guardian [=The site of the newspaper Guardian], available at: https://www. theguardian.com/technology/ng-interactive /2016/nov/10/virtual-reality-by-the-guardian, accessed 25.03.2017. (In Russ.).

Красавина Анна Викторовна - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций, Южно-Уральский государственный университет, Челябинск.

krasavina1@mail.ru