Научная статья на тему 'Специфика трансмедийного сторителлинга на цифровых медиаплощадках'

Специфика трансмедийного сторителлинга на цифровых медиаплощадках Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
473
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
сторителлинг / медиакоммуникации / цифровые платформы / принципы трансмедиа / мультимедийная история / медиапроизводство. / storytelling / media-communications / digital platforms / transmedia principles / multimedia story / media production.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шатило М. М.

Статья посвящена вопросам исследования феномена сторителлинга на различных медиаканалах в рамках создания уникального цифрового контента. В работе раскрываются основные идеи и проблемы реализации этого метода, а также обосновывается актуальность трансмедийного повествования в условиях современного медиапроизводства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF TRANSMEDIA STORYTELLING ON DIGITAL MEDIAPLATFORMS

The article is devoted to the issues of studying the phenomenon of storytelling on various media channels in the framework of creating unique digital content. The work reveals the main ideas and problems of implementing this method, and also the relevance of the transmedia narrative in the conditions of modern media production is justified.

Текст научной работы на тему «Специфика трансмедийного сторителлинга на цифровых медиаплощадках»

<<ШУШетиМ~^©и©Мак>>#Щ7©)),2©2© / SOCIOLOGICAL sciences

УДК: 32.019.51

Шатило М.М.

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина Р01: 10.24411/2520-6990-2020-12024 СПЕЦИФИКА ТРАНСМЕДИЙНОГО СТОРИТЕЛЛИНГА НА ЦИФРОВЫХ

МЕДИАПЛОЩАДКАХ

Shatilo M.M.

Ural Federal University named after the first President of Russia Boris Yeltsin

SPECIFICS OF TRANSMEDIA STORYTELLING ON DIGITAL MEDIAPLATFORMS

Аннотация.

Статья посвящена вопросам исследования феномена сторителлинга на различных медиаканалах в рамках создания уникального цифрового контента. В работе раскрываются основные идеи и проблемы реализации этого метода, а также обосновывается актуальность трансмедийного повествования в условиях современного медиапроизводства.

Abstract.

The article is devoted to the issues of studying the phenomenon of storytelling on various media channels in the framework of creating unique digital content. The work reveals the main ideas and problems of implementing this method, and also the relevance of the transmedia narrative in the conditions of modern media production is justified.

Ключевые слова: сторителлинг, медиакоммуникации, цифровые платформы, принципы трансмедиа, мультимедийная история, медиапроизводство.

Keywords: storytelling, media-communications, digital platforms, transmedia principles, multimedia story, media production.

Трансмедийный сторителлинг - особый феномен, название которому было предложено Г. Джен-кинсом в 2003 году. Он возник благодаря появлению новых задач по отношению к правилам и методам распространения контента. Клиповое мышление, использование сразу нескольких медиа-платформ на различных гаджетах, общее ускорение темпа жизни - все это привело к необходимости поиска новых способов взаимодействия с аудиторией. Развивая лишь одну площадку, можно было упустить значимую часть заинтересованных в выбранной теме людей, данный медиаканал не посещающих. Именно появление трансмедийного сторител-линга стало одним из ответов на весомую часть актуальных вопросов создания и распространения контента.

Исследователь темы Лилит Дабагян отмечает: «В то время как люди привыкли использовать в своей повседневной жизни множество медиаплат-форм, нет лучшего способа рассказать свою историю, используя преимущества каждой из них»1. То есть главной идеей данного явления можно назвать то, что разные части контента (истории) оказываются расположенными на разных источниках. В идеальном случае каждая из задействованных ме-диаплатформ способна выполнить набор задач,

наиболее для нее подходящих, благодаря чему максимально эффективно передать свою часть истории пользователю. По итогу довольными должны остаться и аудитория, получившая всеобъемлющую информацию об интересующей ее теме самыми удобными путями, и создатель трансмедийного проекта, получивший трафик на каждой из используемых им площадок и, как следствие, поднявший популярность своего аккаунта или страницы на всех задействованных медиаплатформах.

Однако в реальности такой исход несколько утопичен. Особенно, если дело касается не крупной франшизы, любая продукция которой активно потребляется фанатами, а журналистских проектов или локальных вселенных, интересных узкой аудитории. Специфика современного трансмедийного сторителлинга такова, что наиболее актуальным феномен остается для уже имеющих популярность вещей, а сам по себе очень редко способен сделать что-либо популярным. Это формирует проблему затрудненности использования метода для людей, не обладающих огромным объемом ресурсов.

Трансмедийный сторителлинг - крайне затратное действие в плане сил, времени и финансов. В своей работе «Теоретическое обоснование концепций трансмедийного сторителлинга» Г. С. Краснов

1 Дабагян Л. Искусство рассказывания историй в цифровую эпоху. Лаборатория трансмедийного сторителлинга URL: https://punktum.ru/archives/18810

SOCIOLOGICAL SCIENCES / <<Ш1Ш(ШШМ~ЛШ®Ма1>#1Щ7©)),2©2©

отмечает: «Для глубокого включения в эту вымышленную реальность пользователь начинает искать крупицы истории на различных медиаканалах, отслеживать записи на дискуссионных онлайн-ресур-сах, взаимодействовать с теми, кто подобным образом тратит время и силы на обогащение опыта развлечений»2. Но одинокому автору или небольшой команде трудно поддерживать работу огромной вселенной своего детища - наполнять ее деталями и постоянно развивать. Тем более это касается трас-нмедиа в журналистике, где создание какой-то специфической реальности, вокруг интересующей аудиторию информации, требует тщательной работы целой команды, а результат не всегда может себя оправдать.

Согласно мнению Г. С. Краснова, сторител-линг является «порождением основных медиапро-изводителей - крупных корпораций с инвестициями в кино, телевидение, видеоигры »3. Трасмедий-ность начинает работать в полную силу, когда проект уже имеет большую аудиторию, потому что только в этом случае он может использовать все 7 главых принципов трасмедиа, предложенных Дженкинсом: растекаемость, непрерывность, вовлечение, построение мира, серийность, субъективность и перформанс. И если небольшие проекты способны вовлекать, и вокруг них может быть выстроен целый мир, то некоторых составляющих, в особенности перформанса - заинтересованности аудитории поучаствовать в создании мира и дополнить трасмедийный нарратив - в современных условиях добиться почти невозможно без рекламы. Однако в отдельных случаях такое все же происходит.

Например, в случае с видеоигрой «No Players Online», зацепившей игроков очень специфической историей и загадочностью содержания. В примитивном, на первый взгляд, проекте люди обнаружили несколько загадок и распространили историю о них по сети. В итоге игра стала вирусной, а когда оказалось, что она сама по себе - большая головоломка, отсылающая к различным сайтам, страницам и каналам, то в охоте за разгадкой ее секретов участвовало уже несколько тысяч людей. Благодаря использованию весьма удачного эффекта «разрушения четвертой стены» и элементов смешения игры и реальности, придуманная вселенная смогла с нуля создать сплоченное сообщество фанатов.

Стоит отметить, что согласно теории деления видов трансмедийного сторителлинга от Джеффри Лонга, проект реализовывал особенности «твердого» трасмедийного сторителлинга, так как изначально был направлен на то, чтобы задействовать несколько платформ. «Мягкий» же вид трансмедийного сторителлинга, в котором авторы дополняют состоявшийся проект трансмедийными элементами (размещают дополнительную информацию на разных площадках), новичками или любителями не используется вовсе, так как обосновывает большие вложения в уже вышедший проект его широкой успешностью среди аудитории. Как, например, произошло с серией «Star Wars» и ее спин-оффами о своих персонажах, охватившими сразу будущее, настоящее и прошлое вселенной.

Однако чтобы добиться успеха, стоит понимать, что последующая информация не должна быть просто дополнением к основной вселенной или псевдореальности. Вселенная должна быть устроена таким образом, чтобы быть не только связной и логичной, но и понимаемой в каждой из своих отдельных частей без изучения специфического контекста. Это соответствует основным концептам производства трансмедийного контента, выделенным все тем же Джеффри Лонгом.

Подытожив, хочется отметить, что все же сама идея «вовлекать читателя в историю, не повторяя ее содержания, рассказывать ее в разных формах на множестве каналов»4, несмотря на недостатки, в целом выглядит прогрессивной и успешной. Теоретически допустимо предположить, что такое развитие ждет каждую крупную франшизу. В журналистике трансмедийный сторителлинг может оказаться новым витком развития идей конвергенции, в творчестве же - способом не только привлекать внимание к проекту, но и по-новому осмыслять его, делая создание отдельной вселенной новым синкретическим искусством. Однако для популяризации проекта необходимо учитывать, что в отсутствии большого бюджета он должен быть направлен на трансмедийность изначально и сразу разворачиваться на разных медиаплатформах, контент на каждой из которых будет способен внести нечто уникальное во вселенную истории. Также важно то, что каждый кусок информации должен быть самостоятелен и интересен как новичку, так и фанату. Ну и, конечно, развитие инициатив пользователей в участии жизни вселенной тоже окажется необходимым фактором для создания успешного трансмедийного проекта.

2 Краснов Г. С. Теоретическое обоснование концепций

трансмедийного сторителлинга // Молодой исследова-

тель Дона. 2018. №1 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskoe-obosnovanie-kontseptsiy-transmediynogo-storitellinga

3 Краснов Г. С. Теоретическое обоснование концепций трансмедийного сторителлинга // Молодой исследователь Дона. 2018. №1 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskoe-obosnovanie-kontseptsiy-transmediynogo-storitellinga

4 Калачина А. Мультимедиа, кроссмедиа, трансмедиа Что все это значит? URL: https://süa.media/trans/

<<ШУШетиМ~^©и©Мак>>#Щ7©)),2©2© / SOCIOLOGICAL SCIENCES

Список литературы

1. Дабагян Л. Искусство рассказывания историй в цифровую эпоху. Лаборатория трансмедийного сторителлинга URL: https://punktum.ru/archives/18810 (дата обращения: 26.04.2020).

2. Калачина А. Мультимедиа, кроссмедиа, трансмедиа Что все это значит? URL: https://sila.media/trans/ (дата обращения: 20.05.2020).

3. Качкаева А. Г. Как это делается: продюси-рование в креативных индустриях. Издательские решения. Ридеро, 2016. 322 с.

4. Краснов Г. С. Теоретическое обоснование концепций трансмедийного сторителлинга // Молодой исследователь Дона. 2018. №1 (10). URL: https ://cyberleninka. ru/article/n/teoreticheskoe -obosnovanie-kontseptsiy-transmediynogo-storitellinga (дата обращения: 28.05.2020).

5. Пильгун М. А. Transmedia Storytelling: перспективы развития медиатекста / М. А. Пильгун // Медиаскоп. - 2015. - 30 октября. - СПб., 2013. - С. 189-193.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.