Румянцев Николай Викторович
Вопросы использования зарубежного опыта в оперативно-розыскном предупреждении преступлений, совершаемых лицами, освобожденными из мест лишения свободы
Изучены правовые основы и практика деятельности правоохранительных органов иностранных государств по предупреждению преступлений, совершаемых лицами, отбывавшими наказание в виде лишения свободы. На основе изучения, обобщения и анализа зарубежного опыта профилактики преступности в среде лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности, автор делает выводы о возможности его адаптации и использования в деятельности оперативных подразделений российской полиции.
Ключевые слова: предупреждение преступности, организационно-правовые основы, службы пробации, оперативные подразделения, надзор за поведением.
The issues of use of foreign experience in operational-investigative prevention of crimes committed by persons, released from places of imprisonment
The article examines the legal foundations and practices of law enforcement agencies of foreign states to prevent crimes committed by persons serving the penalty of deprivation of liberty. Based on the study, generalization and analysis of international experience of crime prevention among individuals, previously brought to criminal responsibility, the author draws conclusions about the possibility of its adaptation and use in the activities of the operating units of the Russian police.
Key words: crime prevention, legal framework, probation service, operational unit, supervision of conduct.
Исследование современных нормативных правовых и доктринальных источников зарубежных государств показывает, что организационно-правовые основы предупреждения (профилактики) преступности имеют комплексный характер и закреплены одновременно в ряде отраслей права. Представляется, что положительный иностранный и международный опыт может быть адаптирован и применен в современных российских условиях, особенно в свете продолжающегося процесса реформирования отечественной правоохранительной системы на фоне возрастающих криминальных рисков, вызовов и угроз, генерируемых как внутренними, так и внешними деструктивными факторами. При этом сфера оперативно-розыскной деятельности в данном аспекте требует повышенного внимания, поскольку именно с помощью оперативно-розыскных методов, сил и средств, в том числе негласных, как показывает правоприменительная практика, удается наиболее эффективно предупреждать преступления без задействования репрессивных инструментов уголовного процесса.
Серьезное внимание вопросам предупреждения и профилактики преступлений уделяется на международном уровне. Так, еще VIII Кон-
гресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, прошедший в Гаване в 1990 г., одобрил Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (так называемые «Токийские правила», принятые резолюцией 45/110 Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1990 г.), содержащие свод основных принципов для содействия использованию мер, не связанных с лишением свободы, а также минимальные гарантии для лиц, в отношении которых они применяются.
Статья 64 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными устанавливает: «Обязанности общества не прекращаются с освобождением заключенного. Поэтому необходимо иметь государственные или частные органы, способные проявлять действенную заботу об освобожденных заключенных, борясь с предрассудками, жертвами которых они являются, и помогая им включиться в жизнь общества» [1].
При исследовании проблемы предупреждения (профилактики) преступности ученые и практики в сфере правоохранительной деятельности повышенное внимание уделяют так называемой «постпенитенциарной» адаптации (ресоциализации) лиц, освобожденных из мест
15
лишения свободы. Социальная составляющая этой проблемы, как правило, включает в себя бытовую и трудовую неустроенность таких лиц, сложности восстановления утраченных или приобретения новых социально полезных связей. Для решения данной проблемы в зарубежных государствах вырабатываются и реализуются различные программы, направленные на адаптацию и ресоциализацию лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, с целью не допустить возобновления ими противоправной деятельности.
В «Токийских правилах» содержится понятие «пробация», определяемое как «отсрочка наказания с помещением правонарушителя под надзор и осуществлением индивидуального руководства и работы с ним». Цель пробации -сократить рецидивы правонарушений и содействовать включению правонарушителя в жизнь общества. При этом задействуется обширный комплекс мер различного характера, включая специальные негласные мероприятия.
Об усилении внимания к этой проблеме на международном (прежде всего европейском) уровне свидетельствует принятие Комитетом министров государств - членов Совета Европы в январе 2010 г. «Правил Совета Европы о пробации». Согласно Правилам пробация относится к процессу исполнения в обществе наказаний и иных альтернативных мер, включая широкий круг мероприятий и мер воспитательного воздействия, таких как надзор, контроль и оказание помощи [2].
Термин «пробационная служба» достаточно широко используется в зарубежных государствах для обозначения учреждений, выполняющих функции по надзору за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также исполняющих так называемые альтернативные наказания. То есть пробационные службы исполняют наказания без изоляции человека от общества, руководят надзором за лицами, вышедшими из исправительных учреждений, и проводят работу по предупреждению совершения ими повторных преступлений. Общей целью пробационных служб является контроль за поведением правонарушителей, которые могут угрожать общественному порядку и безопасности.
Кроме того, имеет место обоснованная позиция, в соответствии с которой институт проба-ции несет в себе определенные экономические выгоды, поскольку деятельность пробационных служб позволяет значительно сократить расходы на содержание пенитенциарных учреждений.
В некоторых странах (например, в Венгрии) контроль со стороны сотрудника службы про-бации обязателен только в отношении несовершеннолетних лиц и рецидивистов, а в дру-
гих случаях решение этого вопроса отдается на усмотрение суда [3].
Эффективно действует служба пробации в Чешской Республике, которая осуществляет социальную работу с лицами, совершившими правонарушения и преступления, и, кроме того, способствует их примирению с потерпевшими (внесудебному урегулированию).
В Швеции преступники, осужденные к наказаниям, не связанным с лишением свободы, как и освобожденные из исправительных учреждений, обязаны регулярно отмечаться в соответствующей пробационной службе. За каждым подконтрольным лицом закрепляется сотрудник, задачей которого является постоянный контроль за соблюдением осужденным или освобожденным всех установленных для него обязанностей, запретов и ограничений. Кроме того, служба пробации может сама инициировать с учетом ситуации и личности правонарушителя те или иные запреты, например посещать определенные места. При этом в случае нарушения предписаний суда вынесенное ранее наказание, не связанное с лишением свободы, может быть заменено на тюремное заключение. Показательно, что в Швеции на 5 тыс. отбывающих наказание в местах лишения свободы приходится 10-12 тыс. человек, находящихся под надзором пробационной службы.
Стоит отметить, что законодательство многих европейских государств допускает освобождение осужденных за тяжкие преступления раньше окончания срока приговора при условии наложения на них определенных требований, обязательных для исполнения. В частности, к таким требованиям относится пребывание поднадзорных лиц в своих домах в определенное время суток, для чего используется система электронного мониторинга. В некоторых случаях предусматриваются ежедневные встречи с работником службы пробации или сотрудником полиции. Постоянное взаимодействие полиции с пробационной службой позволяет своевременно выявлять тревожные тенденции в поведении поднадзорного и принимать соответствующие превентивные меры, в том числе предусматривающие оперативно-профилактическое воздействие на лицо с целью недопущения его возвращения к противоправной деятельности.
Вместе с тем, на наш взгляд, излишне активное применение института пробации может иметь не только положительные стороны. Так, в случае значительного увеличения количества лиц, в отношении которых задействованы пробационные механизмы, неизбежно встает вопрос о недостаточном финансировании и кадровом обеспечении данного направления правоохранительной деятельности. Дефицит соот-
16
ветствующих сотрудников пробационных служб создает опасные условия, при которых осужденные либо освобожденные из мест заключения лица фактически предоставлены сами себе и зачастую возвращаются к своей противоправной деятельности. Подобное положение дел неизбежно ведет к недовольству населения работой правоохранительных органов в целом.
Институт пробации, несомненно, полезен, но для его создания требуются соответствующие экономические и социально-правовые условия, которые смогут гарантировать его эффективность для конкретного общества на данном историческом этапе. В ином случае его применение приведет лишь к пустой трате финансово-материальных ресурсов и обострению криминогенной обстановки.
Следует отметить, что указанные выше функции пробационных служб в России, согласно федеральному законодательству, на сегодняшний день возложены на соответствующие подразделения МВД России и ФСИН России, которые при правильном организационно-правовом, структурно-функциональном и финансовом обеспечении смогут их успешно выполнять с наибольшей эффективностью.
В настоящее время, когда на законодательном уровне восстановлен административный надзор, стоит поднять вопрос о необходимости выработки новых подходов к основаниям и условиям проведения оперативно-розыскных мероприятий, закрепленным в Федеральном законе от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». При этом надо признать, что не только сведения о противоправных деяниях или событиях могут свидетельствовать о возникновении угрозы охраняемым законом объектам безопасности. Аналогично следует оценивать и информацию о конкретных лицах, наличии у них судимостей за совершение противоправных деяний, подпадающих под опасный и особо опасный рецидив, тяжких и особо тяжких преступлений, об их поведении, связанном с систематическим нарушением режима содержания в местах лишения свободы или общественного порядка после освобождения, и т.д. [4]. Справедливость данных суждений подтверждается изученным зарубежным опытом, показывающим очевидный приоритет защиты прав и законных интересов потенциальных потерпевших от возможных преступлений со стороны лиц из так называемой «группы риска».
Как уже было указано выше, пристальное внимание в зарубежных странах уделяется вопросам социальной реабилитации лиц, освобождаемых из мест лишения свободы. Так, исследования в Великобритании показали, что программы реабилитации в сочетании
с превентивным надзором способны снизить уровень рецидива на 20%. Там функционируют 42 региональные службы пробации (надзора), которые фактически опекают правонарушителя до тюрьмы, в тюрьме и после выхода на свободу. Уже до начала судебного разбирательства данная служба знает о правонарушителе практически все. Активная работа с осужденными продолжается и после вынесения приговора, а также по окончании срока лишения свободы. Особенно строгий надзор в Англии осуществляют за теми, кто был осужден за преступления сексуального характера.
Стоит отметить, что в Великобритании в начале 1990-х гг. был создан Национальный профилактический комитет во главе с министром внутренних дел [5, с. 38].
В Финляндии действует Ассоциация по делам испытания и последующего ухода для помощи в решении социальных проблем освобожденных заключенных. Деятельность и финансы этой организации находятся под контролем и руководством Министерства юстиции. Ассоциация имеет 19 областных бюро в крупнейших городах страны, 219 штатных сотрудников и около 40 работающих по совместительству. Цель их деятельности состоит в разносторонней помощи (психологическая поддержка, юридические консультации, решение проблем с жильем, трудоустройство) лицам, освобожденным или условно освобожденным [6, с. 100].
Сотрудники данной организации тесно взаимодействуют с администрациями исправительных учреждений с целью создания оптимальных условий для скорейшей социальной адаптации лиц, устойчиво вставших на путь исправления, после их освобождения.
Так, правонарушитель, признавший свою вину и вставший на путь исправления, в соответствии с финским законодательством может отбыть часть срока лишения свободы в закрытом исправительном учреждении (строгий режим содержания), а затем может быть переведен в исправительное учреждение открытого типа (мягкий режим содержания). Оставшуюся часть срока он может вообще провести на свободе, но под пристальным надзором со стороны сотрудников Ассоциации. При этом если досрочно освобожденное на таких условиях лицо совершает правонарушение, преступление либо нарушает установленный порядок взаимодействия с сотрудниками службы пробации, руководство Ассоциации ходатайствует перед соответствующим судом о возвращении поднадзорного в места лишения свободы.
В Германии принятие решений об установлении в отношении лица надзора относится к компетенции судов первой инстанции. Учреждения, осуществляющие надзор за поведением
17
лиц, освобожденных из мест лишения свободы, структурно входят в систему органов юстиции и находятся при судах земель. В их задачи входит наблюдение за выполнением назначенных судом обязанностей, запретов и ограничений, сообщение суду о ходе надзора и при установлении нарушений ходатайство перед судом о привлечении поднадзорного к ответственности.
Для исполнения своих обязанностей учреждения по надзору имеют право затребовать любую информацию от всех государственных органов, самостоятельно проводить расследование, а также давать поручения о проведении расследования другим органам в рамках их компетенции. Они также имеют право самостоятельно выносить предупреждения и объявлять розыскные мероприятия с целью установления местонахождения лица или установления полицейского наблюдения [7].
Порядок осуществления надзора за ранее судимыми, установленный в Германии, мы считаем одним из наиболее близких по содержанию к административному надзору, существовавшему в советский период. Это касается, в том числе, оперативно-розыскного обеспечения административного надзора, предполагающего использование негласных предупредительных мер. Реализация так называемых мер исправления и безопасности, не являющихся уголовным наказанием, но в то же время позволяющих применять в отношении поднадзорных лиц широкий спектр ограничений и мер воздействия вплоть до превентивного заключения, вполне может быть взята за модель и принята на вооружение российскими правоохранительными органами.
Представляет интерес практика надзора за освобожденными лицами в США. В этой стране действует специальная правительственная программа «Защита населения путем сокращения рецидива среди лиц, освобожденных из мест лишения свободы». По данной программе для социальной реабилитации лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы, каждый год выделяется около 600 млн долларов.
Хотя численность населения США составляет всего 5% от общего населения планеты, на долю этой страны приходится почти 25% мирового населения, отбывающего наказание в местах лишения свободы. Дело в том, что в силу ряда особенностей пенитенциарной практики в США система исполнения наказаний охватывает не только все категории осужденных к любым видам наказания, в том числе и альтернативным, но и лиц, освобожденных из мест лишения свободы условно-досрочно и находящихся под надзором. Поэтому национальная статистика ведет единый учет всех этих категорий [8, с. 99].
В США практикуется предоставление осужденному возможности временного выхода на свободу за полгода до освобождения в целях ускорения его социальной реабилитации. В этот период он посещает службу занятости, общается с потенциальными работодателями и заблаговременно договаривается о возможных вариантах трудоустройства после выхода на свободу. После этого осужденный начинает осуществлять трудовую деятельность, отлучаясь на время работы из исправительного учреждения. Только после того, как у него появляется стабильный источник дохода и он получает возможность арендовать жилье, его освобождают.
Контроль за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в США относится к компетенции территориальных органов полиции (департаментов) и администраций исправительных учреждений. При этом деятельность двух ведомств по данному направлению осуществляется совместно.
Чтобы сотрудники полиции имели возможность осуществлять надзор без ущерба для выполнения своих основных обязанностей по борьбе с преступностью, каждому из них предписывают контролировать не более двух поднадзорных одновременно. Стоит отметить, что в США под полицейским контролем находятся только те лица, которые имеют судимость за тяжкие преступления (кража с проникновением в жилище, разбойное нападение с применением оружия и т.д.).
Когда сотрудник полиции, осуществляющий контроль за поднадзорным лицом, посещает его по месту жительства или пребывания, его должен сопровождать еще один сотрудник, причем каждый раз новый. Благодаря такой схеме через некоторое время все сотрудники полиции соответствующего территориального органа будут знать лично всех поднадзорных, проживающих на территории оперативного обслуживания.
В США надзор за ранее судимыми лицами обычно осуществляется одновременно с установлением ряда дополнительных запретительных и ограничительных мер (таких, например, как «комендантский час»).
Весьма специфична система противодействия рецидивной преступности, сформированная в Японии. На сегодняшний день в этой стране отмечается один из наиболее низких уровней преступности среди ранее судимых лиц. Этот факт исследователи оценивают по-разному.
Среди причин эффективности принимаемых мер по предупреждению повторной преступности в Японии специалисты наиболее часто называют следующие:
готовность населения обращаться в полицию в случае необходимости;
тесная взаимосвязь между местной полицией, руководством общин и населением;
18
правильное использование каждого сотрудника полиции исходя из его специализации в вопросах выявления, предупреждения и раскрытия преступлений;
общий высокий уровень подготовки сотрудников полиции;
полное оснащение всей необходимой спецтехникой, состоящей на вооружении полиции [9].
Важную роль в деле борьбы с преступностью играет Ассоциация по предупреждению преступности, подразделения которой имеются в каждом территориальном образовании и представляют собой традиционные добровольные формирования, участвующие в поддержании общественного порядка. Эти подразделения имеют так называемые «пункты взаимодействия», находящиеся в специальных помещениях, где граждане могут получить помощь и необходимую бесплатную юридическую консультацию. Здесь ведутся журналы наблюдений за вверенным районом, проживающими на его территории лицами, имеющими судимость за совершение преступлений. В контексте настоящей статьи важно отметить, что в указанные ассоциации обращаются сотрудники оперативных подразделений полиции для получения сведений о местных жителях и лицах, привязанных к конкретной территории. Именно через такие «пункты взаимодействия» полицейские получают оперативно значимую информацию о лицах, имеющих склонность к совершению преступлений, симпатиях и знакомствах, проблемах и семейной ситуации жителей района.
Одним из основных принципов уголовно-исполнительной политики Японии является принцип «экономии репрессии», основанный на понимании того, что суровость и массовость наказаний не могут сдержать преступность. Суть ее заключается в обеспечении ресоциа-лизации заключенных на основе понимания и содействия общества, а также участия общественности в ресоциализации заключенных, включая участие добровольных сотрудников службы защитного надзора [10].
Тема возможного заимствования в России японского опыта борьбы с преступностью затрагивалась некоторыми исследователями. Даже краткий обзор японской практики позволяет перейти к конкретным предложениям. Как представляется, при всем различии условий можно было бы, прежде всего, воспринять такой принцип японской уголовной политики, как принцип приоритета профилактики.
Если же говорить о более конкретных вещах, то тесное взаимодействие общественности и полиции, успешно практикуемое в Японии через «пункты взаимодействия», может служить положительным примером и для российской системы предупреждения преступности. Осо-
бенно важно, что «пункты взаимодействия» -это место, где аккумулируется различная информация о ситуации в районе и его жителях, за которой в случае необходимости могут обратиться сотрудники оперативных подразделений полиции. Представляется, что примерно такая форма сотрудничества полиции и граждан, основанная на взаимной помощи и доверии, должна стать приоритетной в современных российских условиях и поможет вернуть позитивное и доверительное отношение общества к правоохранительным органам.
Следует принять к сведению весьма эффективный подход ряда западных государств в деле противодействия внутренним и внешним угрозам, при котором главный акцент смещается с фиксации и анализа совершенных правонарушений и преступлений на упреждающее прогнозирование и проактивную (превентивную) диагностику индивидуального и группового преступного поведения.
Рассмотрев практику зарубежных стран по предупреждению преступности, считаем целесообразным использовать в российских условиях положительный иностранный опыт, в частности: ориентирование оперативно-розыскной деятельности полиции на преимущественное использование методов, направленных на предупреждение преступлений на стадиях до-преступного поведения подучетных лиц, т.е. на приоритет профилактической (превентивной) деятельности перед репрессивными мерами, что, помимо прочего, предполагает пересмотр критериев оценки результатов работы оперативных подразделений;
использование так называемых мер исправления и безопасности, не являющихся уголовным наказанием, но предусматривающих широкий спектр ограничений и запретов, вплоть до превентивного заключения поднадзорного лица в профилактических целях (опыт Германии) в случае получения достоверной информации о его подготовке к совершению преступления;
широкое привлечение общественности и отдельных граждан к деятельности по предупреждению преступности, предусматривающее создание специализированных общественных организаций, занимающихся вопросами ресоциализации осужденных и действующих в тесном контакте с оперативными подразделениями полиции (например, «пункты взаимодействия» в Японии, которые не только оказывают бесплатную юридическую помощь населению, но и занимаются сбором сведений о криминогенной обстановке в районе, а также его жителях, имеющих склонность к противоправному поведению; эти сведения могут быть использованы в оперативных целях).
19
1. Официальный сайт ООН. Конвенции и соглашения. URL: www.un.org.ru
2. Уткин В.А. Европейские правила о пробации и проблемы их реализации // Вестн. Томск. гос. ун-та. 2012. № 1(3). С. 45-50.
3. Дворянсков И. В. Эффективность альтернативных наказаний: учеб.-метод. пособие. М, 2004.
4. Бабушкин А.А. Правовые вопросы формирования системы оперативно-розыскного контроля за лицами, склонными к совершению преступлений // Актуальные проблемы теории оперативно-розыскной деятельности: сб. науч. тр. / под общ. ред. К. К. Горяино-ва, В. С. Овчинского. М., 2017.
5. Смирнов Г.Г. Криминологическое учение о предупреждении преступности: содержание, развитие, реализация / под ред. А.И. Алексеева. Екатеринбург, 2004.
6. Багреева Е.Г. Субкультура осужденных и их ресоциализация. М., 2001.
7. Бекетов О.И., Майле А.Д. Специальный полицейский надзор за поведением лиц, освобожденных из мест лишения свободы, по законодательству зарубежных государств // Вестн. МВД России. Зарубежная практика и международное право. 2008. № 3. С. 44-52.
8. Квашис В. Преступность в США: реальность позитивных изменений или «временное исключение»?// Уголовное право. 2005. № 5.
9. Крылова Я. Г. Понятие и особенности уголовно-правовой политики Японии // Закон. Журн. для прокуроров и следователей. URL: http://law.vl.ru
10. Морозов Н.А. Преступность и борьба с ней в современной Японии: дис. ... канд. юрид. наук. Владивосток, 2000.
1. Official site of the UN. Conventions and agreements. URL: www.un.org.ru
2. Utkin V.A. European rules about a probation and problems of their realization // Bull. of Tomsk state university. 2012. № 1(3). P. 45-50.
3. Dvoryanskov I.V. Efficiency of alternative punishments: guidance manual. Moscow, 2004.
4. Babushkin A.A. Legal questions of formation of a system of operational search control of the persons inclined to commission of crimes // Current problems of the theory of operational search activity: coll. of sci. papers / gen. ed. by K.K. Goryainov, V.S. Ovchinsky. Moscow, 2017.
5. Smirnov G.G. The criminological doctrine about crime prevention: maintenance, development, realization / ed. by A.I. Alekseev. Yekaterinburg, 2004.
6. Bagreeva E.G. Subculture of convicts and their resocialization. Moscow, 2001.
7. Beketov O.I., Majle A.D. Special police supervision behind behaviour of the persons released from places of detention by the legislation of the foreign states // Bull. of the Ministry of the Interior of Russia. Foreign practice and international law. 2008. № 3. P. 44-52.
8. Kvashis V. Crime in the USA: reality of positive changes or «temporary exception»? // Criminal law. 2005. № 5.
9. Krylova Ya.G. Concept and features of criminal policy of Japan // Law. The magazine for prosecutors and investigators. URL: http://law. vl.ru
10. Morozov N.A. Criminality and fight against it in modern Japan: diss. ... Candidate of Law. Vladivostok, 2000.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Румянцев Николай Викторович, доктор юридических наук, профессор кафедры административного права Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, главный научный сотрудник НИИ ФСИН России; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHOR
N.V. Rumyantsev, Doctor of Law, Professor of the Chair of Administrative Law of the Kikot Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia, Chief Researcher of the Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia; e-mail: [email protected]
20