УДК 343.85
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ СЛУЖБЫ ПРОБАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
С.Н. Дендебер, В.В. Пинчук
Приведены результаты изучения правового регулирования службы пробации в Республике Казахстан и анализа практического опыта ее деятельности. Авторами рассмотрены правовые нормы, регулирующие деятельность данной службы в Республике Казахстан, а также особенности ее деятельности в контексте политики декриминализации уголовного законодательства. На основе исследований, приведенных в данной статье, а также с учетом мониторинга и объективной оценки результатов, полученных в ходе деятельности службы пробации в Республике Казахстан, сформулированы выводы о необходимости создания соответствующей службы и ее законодательному закреплению в РФ.
Ключевые слова: пробация, условное наказание, социальная адаптация, исправление осужденного, изоляция осужденного, Республика Казахстан, уголовно-исполнительная система.
Практика показывает, что широкое применение лишения свободы не дает положительного эффекта, а ведет только к криминализации общества, так как места лишения свободы по своей природе не способы полностью исправить человека. Опыт передовых стран Европы показывает, что исполнение альтернативных видов наказаний возложено на специализированную государственную службу, которая находится вне уголовно-исполнительной инспекции - службу пробации.
Суть пробации состоит в установлении надзора за осужденным с возложением на него определенных обязательств и ограничений (посещать центры пробации, периодически встречаться с осуществляющим контроль сотрудником, участвовать в определенных видах деятельности, придерживаться законопослушного поведения и тому подобное), без изоляции его от общества, что поддерживается подавляющим большинством ученых и практиков [1, с. 189]. Главная цель деятельности службы пробации заключается в защите общества, предупреждении повторных преступлений, содействии реинтеграции правонарушителя в общество.
Своеобразным аналогом службы пробации в Российской Федерации является уголовно-исполнительная инспекция, которая исполняет наказания, не связанные с лишением свободы. Однако, служба пробации в странах развитой демократии существенно отличается от уголовно-исполнительной инспекции своими функциями, организацией деятельности, кадровым обеспечением, методами работы.
Ярким примером является Республика Казахстан (далее - РК), которая идёт по пути реформирования уголовного законодательства в сторону гуманизации и приближения к практике стран ОБСЕ. В связи с этим, обсуждение создания службы пробации в Казахстане может послужить
хорошей основой для дальнейшего совершенствования системы наказания и реабилитации осуждённых [2, с. 46].
В результате проводимой в РК политики гуманизации за последние три года число лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества и прошедших по учетам уголовно-исполнительных инспекций, увеличивается, и эта тенденция будет в дальнейшем сохраняться. В связи с этим, в настоящее время актуальным является вопрос качественного исполнения альтернативных лишению свободы мер наказания. В целях решения указанной проблемы и предупреждения рецидива преступлений со стороны осужденных лиц в республике возникла необходимость создания службы пробации. Так, 15 февраля 2012 года Президентом РК был подписан Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам службы пробации», направленный на создание в структуре уголовно-исполнительной системы службы пробации, которая должна оказывать содействие осужденным в получении социально-правовой помощи.
В Республике Казахстан условное осуждение, отсрочка отбывания наказания, условно-досрочное освобождение образуют особую форму социально-правового контроля - пробацию, основывающуюся на испытании осужденных без лишения свободы. Впервые пробация положила начало гуманной попытки предоставления осужденному, либо несовершеннолетнему осужденному, второго шанса. Также ранее осужденному, находящемуся под пробацией, необходимо было не только подчиняться законам, но и улучшить свое морально-этическое поведение.
Порядок и условия исполнения пробации и условного осуждения не идентичны, а, следовательно, и функции сотрудников службы пробации в отношении разных категорий поднадзорных имеют свои особенности. Функции сотрудников в отношении условно осужденных лиц значительно уже и заключаются в контроле за выполнением условий, назначенных судом, и оценке правомерности их поведения. Хотя условно осужденным также может быть предписано посещение групповых тренингов, индивидуальная программа ресоциализации для них не разрабатывается. Контроль в данном случае имеет более формальный характер. Суд, назначая условное осуждение, устанавливает пробационный контроль и возлагает на осужденного выполнение определенных обязанностей. Законодательно закрепляется функция по оказанию содействия условно осужденным, социально-правовой помощи и определяются ее основные направления. Обязанности для условно осужденных приобретают необходимый характер, конкретизируется ответственность за их невыполнение. В случае продления испытательного срока за условно осужденными законодательно устанавливается усиленный пробационный контроль (к примеру, явка для регистрации четыре раза в месяц и электронные средства контроля). Сотрудник уголовно-исполнительной инспекции имеет право составления протокола об административном правонарушении по ст. 336 Кодекса об административных правонарушениях РК в отношении подконтрольных им лиц (появление в общественном месте в пьяном виде,
100
оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность). В компетенцию местных исполнительных органов добавлена разработка региональных программ по трудоустройству и оказанию социальной помощи осужденным, состоящим на учете пробации.
Одной из важнейших функций службы пробации является досудебная, которая осуществляется на стадии расследования преступления одновременно с проведением следственных действий органами дознания и следствия. При этом обеспечивается сбор информации о правонарушителе с целью оказания помощи суду в определении наиболее эффективного для данной личности вида наказания (лишения свободы или иного альтернативного наказания) на основе прогноза дальнейшего поведения лица и возможностей его исправления в тюрьме или на воле. Эта функция дает суду возможность получить дополнительную информацию о личности, которая не всегда может быть получена в ходе следствия и судебного заседания, позволяет разработать программы исправления осужденного, если судом ему будет назначен альтернативный вид наказания, или программы воспитательного воздействия на него в местах лишения свободы.
Подготовленное службой пробации заключение будет способствовать вынесению судом взвешенного приговора, а в дальнейшем поможет сотруднику службы пробации в его работе по исправлению осужденного. При этом сотрудник службы пробации является процессуальной фигурой, участником судебного процесса, который подтверждает сделанный вывод и несет ответственность за подсудимого в случае назначения последнему альтернативного лишению свободы наказания [3, с. 274].
Значительное место в социальном исследовании личности занимают разного рода беседы с правонарушителем, его близкими, родными, коллегами, друзьями. Поэтому, выполнение этой функции требует от работников службы определенных знаний в области психологии и педагогики.
В природе пробации существует три этапа - досудебный, судебный и постпенитенциарный, но в Казахстане внедрен только последний этап в связи с особенностями исполнения альтернативного наказания в стране, т.е. этап пробации после осуждения. Ст. 63 Уголовного кодекса РК регламентирует установление пробации лицам, осужденным условно к лишению свободы в период испытательного срока, который назначается не более трех лет. В период испытательного срока территориальные уголовно-исполнительные инспекции проводят работу по контролю осужденного и оказанию социально-правовой помощи в четырех направлениях:
- оказание помощи в сфере образования, получения обязательного среднего образования, а также иных специальных курсов;
-оказание медицинской помощи через государственные медицинские учреждения в рамках гарантированной бесплатной помощи;
- трудоустройство осужденных через отдел занятости;
- решение иных социальных проблем осужденного в период испытательного срока.
Также существует ответственность за нарушение условий и порядка условного осуждения, указанные в ст. 64 УК РК, за которое условное осуждение лицу под пробационным контролем может быть отменено, и данное лицо может быть направлено для отбывания наказания в виде лишения свободы в исправительную колонию.
Специалисты-практики отмечали, что эффективность исполнения уголовных наказаний характеризуется уровнем повторной преступности, как в период отбывания наказания, так и после его отбытия, а также количеством уклонений от отбывания наказания. Как показывает практика, повторные преступления в основном совершаются подучетными лицами, не имеющими постоянной регистрации, работы, т.е. социально не защищенными. Причинами роста совершения повторных преступлений со стороны подучетных лиц являются: низкое правовое сознание осужденных; более 60% подучетных мигрируют из одних регионов Республики Казахстан в другие в целях поиска работы; неустроенность быта, неблагополучная среда, наркозависимость и злоупотребление спиртными напитками; совершение правонарушений в основном в позднее либо в ночное время суток; исполнение наказания по месту фактического проживания (на съемных) квартирах, а не по месту регистрации, также влечет социальную необустроенность; недостаточное выделение квоты для трудоустройства осужденных, и освобожденных из мест лишения свободы.
Основными функциями службы пробации являются: исполнение альтернативных видов наказаний, надзор за осужденным и его исправление на основе специальной программы, предложенной в заключении. Сотрудник службы пробации осуществляет социально-психологическую работу с осужденным, в ходе которой он стремится психологически влиять на человека, снять напряжение, страх, разочарование, агрессию, недовольство.
Кроме того, в зависимости от состава преступления, характеристики личности и ее общественной опасности, суд может дополнительно установить пробацию с обязательным проживанием в специальных общежитиях, психиатрическим лечением, а также лечением от алкоголизма и наркотической зависимости. Надзор осуществляют как сотрудники службы пробации, так и волонтеры и лица из окружения правонарушителя.
В настоящее время поднимается вопрос о необходимости введения в штатную численность службы пробации профессиональных психологов, ориентированных на работу с лицами вышеуказанной категории для более тщательного изучения личности осужденного, в целях профилактики и недопущения повторных правонарушений подучетными лицами, состоящими на учете службы пробации. В целях усиления воспитательно -профилактического воздействия на подучетных лиц, необходимо при постановке их на учет в службу пробации, более квалифицированно проводить первоначальную беседу с разъяснением им обязанностей, возложенных судом, а также при проведении дальнейших профилактических бесед изучать личность осужденного с целью коррекции их поведения и недопущение совершения повторных правонарушений. При проведении профилактических бесед, сотрудникам службы пробации следует работать в тесном взаимодействии с
102
психологами, тщательно изучать особенности характера, привычки, психологические склонности подучетных лиц, учитывать их негативные зависимости, делая акцент на метод убеждения [4, с. 151].
Следует отметить, что одна из важнейших составляющих работы службы пробации во всех развитых странах - это не только сотрудничество с государственными учреждениями и органами местного самоуправления, но и с частными лицами, общественностью, а именно с добровольцами (волонтерами) для оказания содействия в социальной адаптации поднадзорных. В этой связи необходимо подчеркнуть полное отсутствие помощи гражданского общества в деле осуществления надзора за лицами, привлеченными к уголовной ответственности и находящимся вне пенитенциарных учреждений, в том числе и слабую работу по ресоциализации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы в РК [5, с. 67].
На сегодняшний день применяются новый Уголовный и Уголовно-исполнительный кодексы РК, которые действуют с 1-го января 2015 года. Согласно им перечень осужденных, которым будет устанавливаться пробационный контроль, расширился, общественные работы обязательны почти для всех адресатов данных мер, и введены электронные браслеты. Данные новеллы послужат для развития пробации, а также приблизят Казахстан к международным стандартам по исполнению альтернативных мер наказания.
Таким образом, практика работы службы пробации в Республике Казахстан позволяет сформулировать следующие ее основные задачи: 1) содействие интеграции преступника в обществе, формирование у него уважения к социальным и правовым нормам; 2) участие потерпевшего в уголовном процессе и восстановление справедливости по защите его прав; 3) привлечение преступника к процессу реституции; 4) защита общества благодаря эффективному применению альтернативных видов наказаний; 5) уменьшение риска совершения повторных преступлений.
Считаем, что введение в действующий Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации норм, регулирующих процесс ресоциализации осужденных, освобожденных из мест лишения свободы, и касающихся оказания им необходимого объема социально-правовых услуг, также должна отводиться ведущая роль. Необходим механизм модернизации и развития государственных органов в комплексной реализации возможностей общественных организаций и граждан в данном направлении. Особое внимание должно быть уделено повышению эффективности взаимодействия всех субъектов данной сферы правоотношений [6, с. 221]. Комплексная стратегия должна быть направлена на устранение предпосылок к социальной дезадаптации и депривации после освобождения из мест лишения свободы и постановки на учет службы пробации не только в борьбе с ее последствиями. Введение в жизнь положений комплексной стратегии должно основываться на нормах законодательства, носить смежный и методический характер, обеспечивать все права, свободы и законные интересы, неприкосновенность и реализацию провозглашенных Конституцией Российской Федерации прав,
103
свобод и законных интересов граждан. Данная позиция может быть скорректирована с учетом мониторинга и объективной оценки текущего состояния, эффективности достижений, полученных в ходе деятельности службы пробации как в Республике Казахстан, так и в других странах.
Таким образом, изучение опыта Республики Казахстан в сфере пробации, осознание ее необходимости, позволяет приблизиться к созданию и законодательному закреплению в РФ соответствующей службы, которая была бы уполномочена на исполнение всех видов наказаний, не связанных с лишением свободы.
Список литературы
1. Хармаев Ю.В. О проблемах введения в Российской Федерации службы пробации // Вестник БГУ. 2013. №2. С. 187-189.
2. Жолдаскалиев С.М. Критерии эффективности пробационной деятельности уголовно-исполнительной системы органов внутренних дел Республики Казахстан: постановка отдельных методологических аспектов // Труды Академии управления МВД России. 2018. №3 (47). С. 148-152.
3. Шнарбаев Б.К. Становление пробации в Казахстане в рамках международных стандартов // Социально-экономические явления и процессы. 2017. №3. С. 272-277.
4. Уткин В.А. Европейские правила о пробации и проблемы их реализации // Вестник Томского государственного университета. Право. 2012.№1 (3).С. 45-50.
5. Бабина С.А. Особенности применения условного осуждения в зарубежных странах (на примере США) // Бизнес в законе. 2010. №4. C. 66-68.
6. Садыков А.У. Перспективы института пробации в современной России // Общество и право. 2011. №3 (35). С. 214-222.
Дендебер Светлана Николаевна, канд. юрид. наук, доц. к, svetlana_domoi@,mail. ru, Россия, Тула, УФСИН России по Тульской области,
Пинчук Владимир Витальевич, магистрант, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет
LEGAL REGULATION AND PRACTICAL EXPERIENCE OF THE PROBATION SERVICE IN
THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
S.N. Dendeber, V.V. Pinchuk
In article results of studying of legal regulation of service of a probation are given in the Republic of Kazakhstan and the analysis of practical experience of its activity. The author considered the precepts of law regulating activity of this service in the Republic of Kazakhstan and also features of its activity in the context of policy of decriminalization of the criminal legislation. On the basis of the researches given in this article and also taking into account monitoring and objective assessment of the results received during activity of service of a probation in the Republic
of Kazakhstan conclusions about need of creation of the relevant service and to its legislative fixing in the Russian Federation are formulated.
Key words: probation, suspended sentence, social adaptation, correction of the convict, isolation of the convict, Republic of Kazakhstan, penal correction system.
Dendeber Svetlana Nikolaevna, cand. ofjurid. sciences, the deputy chief of FSICEIMFSEP of Russia across Tula region, svetlana [email protected], Russia, Tula, MFSEP of Russia across Tula region,
Pinchuk Vladimir Vitalyevich, undergraduate, [email protected], Russia, Tula, Tula State University
УДК 342. 57
ЮРИДИЧЕСКАЯ ДИВЕРГЕНЦИЯ ИНСТИТУТА ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРАВА ГРАЖДАН НА УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА
К.С. Евсиков
Рассмотрены две параллельно существующие в Российской Федерации системы общественного контроля. Одна функционирует в рамках закона «Об основах общественного контроля», имеющего ряд существенных недостатков. Этот вид деятельности достаточно регламентирован, но не эффективен. Вторая система общественного контроля функционирует на основе Конституции Российской Федерации и нормативных правовых актах,закрепляющих общие гарантии реализации конституционных прав граждан. Этот вид деятельности менее регламентирован, но более эффективен. Автором на основе анализа данных систем и позиций, существующих в правовой доктрине, сделана попытка ответить на вопрос: «Нужна ли правовая регламентация общественного контроля в Российской Федерации?».
Ключевые слова: партисипаторная демократия, общественный контроль, участие граждан в управлении делами государства
Единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, что закреплено в части 1 статьи 3 Конституции Российской Федерации [1]. Именно критерий - народовластия характеризует нашу страну, как демократическое государство. Демократия, как форма правления, не имеет единственно правильного алгоритма организации власти, а состоит лишь из общих принципов и ядра элементов управления, реальное выражение которых может существенно отличаться в различных странах.Общепризнанной классификацией демократий в зависимости от формы волеизъявления народа является их разделение на представительную