УДК 343.8(574)
АЙДАРКАН БАЙДЕКОВИЧ СКАКОВ,
Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилева, г. Алматы, Республика Казахстан, e-mail: [email protected]
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КАЗАХСТАНА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Реферат: с учетом международно-правового анализа рассматриваются такие новые нормативные правовые акты Республики Казахстан, как новая редакция Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан и Закон Республики Казахстан «О пробации». При этом основное внимание уделяется следующим вопросам: правовое положение осужденных, место службы пробации в системе исполнения наказаний, особенности осуществления пробаци-онного контроля, проблема сокращения «тюремного населения», новая система учреждений, исполняющих лишение свободы, и ряд других. На основании проведенного анализа выносится ряд предложений по повышению эффективности исполнения уголовных наказаний.
Ключевые слова: Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан, служба пробации, осужденные, учреждения, исполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы.
AYDARKAN BAYDEKOVICH SKAKOV, Euroasian national university of L. N. Gumilev, Almaty, Republic of Kazakhstan, e-mail: [email protected]
PENAL LEGISLATION OF KAZAKHSTAN: CURRENT STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT
Annotation: taking into account the international-right analysis, such new regulations of the Republic of Kazakhstan as new edition of the Penal code of the Republic of Kazakhstan and the Law of the Republic of Kazakhstan "About a probation" are considered. At the same time, much attention is paid to the following questions: a legal status of convicts, the service of a probation in the system of execution of punishments, features of implementation of probationary control, a reduction problem of "the prison population", the new system of the institutions of penal services and some others. According to the conducted analysis, the author takes into account a number of suggestions of increasing the efficiency of execution of criminal penalties.
Keywords: Penal code of the Republic of Kazakhstan, service of a probation, convicts, institutions of penal services.
Задачи, поставленные Концепцией правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года (утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 г. № 858), требуют создания современных правовых основ для обеспечения их эффективной реализации. В области формирования новой уголовно-исполнительной политики были приняты новая редакция Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан и Закон Республики Казахстан «О пробации».
Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан (УК РК) содержит ряд новелл, ранее отсутствовавших в национальном уголовно-исполнительном законодательстве. В него были внесены существенные изменения и дополнения, имплементированы важные положения международных документов, ратифицированных Казахстаном, что, на наш взгляд, значительно повысит эффективность исполнения отдельных видов уголовного наказания. Кроме того, само содержание нового Уголовно-исполнительного кодекса позволяет сделать вывод о том, что данный закон создаст необходимые условия для реформирования профилактической деятельности, проводимой правоохранительными органами, самой системы этих органов и уголовной политики страны в целом.
© Скаков А. Б., 2017 © Skakov A. B., 2017
Говоря непосредственно о содержании самого Кодекса, следует отметить следующие новеллы, внесенные в уголовно-исполнительное законодательство. Во-первых, на должный уровень был поднят вопрос о правовом положении осужденных, обеспечении их личной безопасности в процессе отбывания наказания, законодательно закреплен один из способов контроля за деятельностью пенитенциарных учреждений и органов - их право на обращение. Все эти положения содержатся в отдельной гл. 3 «Правовое положение осужденных». Кроме того, сформулированы и внесены в закон в виде отдельной главы компетенции государственных органов, участвующих в процессе исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия. Так, в гл. 4 Уголовно-исполнительного кодекса РК закреплены функции правительства, уполномоченного органа в сфере уголовно-исполнительной деятельности, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также местных исполнительных органов. Такое решение проблемы разграничения прав и обязанностей участников карательно-воспитательного процесса с осужденными, на наш взгляд, значительно повысит эффективность их деятельности.
Во-вторых, на основе положений кодекса в системе исполнения наказаний создается новый орган - служба пробации, деятельность которой будет направлена на обеспечение социальной адаптации и реабилитации лиц, оказавшихся в сфере действия уголовного правосудия. В настоящее время учреждение с аналогичным названием «служба пробации» существует, однако его роль в воспитательном процессе, проводимом с осужденными, и правовой статус не соответствуют тем положениям, которые содержатся в новом кодексе. Это неудивительно. Если в действующем уголовно-исполнительном законодательстве служба проба-ции представляет собой составную часть уголовно-исполнительной инспекции - органе пенитенциарной системы, то в новом кодексе инспекция вошла в состав службы пробации. Данное решение логично и обоснованно, так как функции, исполняемые службой пробации, гораздо шире функций уголовно-исполнительной инспекции. Более того, из опыта деятельности службы пробации зарубежных стран (например, Великобритании, Голландии) видно, что в ней работают педагоги, воспитатели, медики, социальные работники и т. д., что свидетельствует о ее деятельности в процессе адаптации и реабилитации правонарушителей на всех стадиях уголовного судопроизводства - досудебной, приговорной, пенитенциарной и постпенитенциарной.
В гл. 5 УК РК регламентируются правовой статус службы пробации, реализация его функций путем пробационного контроля, особенности его осуществления в отношении отдельных категорий осужденных (несовершеннолетних), последствия несоблюдения условий пробационного контроля и другие положения.
Внесены существенные изменения в пенитенциарную систему. Необходимость преобразования структуры уголовно-исполнительной системы существовала с момента получения Казахстаном независимости. Более 20 лет проводились различные мероприятия по ее реформированию. Однако до настоящего времени не решен важнейший государственный вопрос - сокращение тюремного населения. С 1991 по 2017 год по численности тюремного населения Казахстан переместился с третьего места на 67 в мире. Сокращения численности лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях, удалось добиться в основном механическим способом - путем неоднократного применения акта амнистии в отношении определенных категорий осужденных. Иными словами, численность спецконтингента сократилась не путем кардинальных изменений в уголовной политике страны в сторону ее гуманизации в целом, а практически только в результате применения одного из видов освобождения от отбывания наказания -амнистии. Действительно, по статистическим данным, полученным в Генеральной прокуратуре Республики Казахстан, наиболее часто применяемым судом видом уголовного наказания является лишение свободы.
Следует также отметить значительные структурные изменения в составе спецконтингента. Численность лиц, осужденных за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, достигла 85 % от общего числа лиц, лишенных свободы. При этом 80 % осужденных - в возрасте от 18 до 35 лет.
Дальнейшее сокращение численности тюремного населения путем применения амнистии невозможно - основную категорию лишенных свободы составляют лица, осужденные за тяжкие и особо тяжкие преступления, в отношении которых указанный гуманный акт практически не применяется.
Изложенное выше побудило законодателя внести в УК РК ряд существенных изменений в структуру уголовно-исполнительной системы. В первую очередь он отказался от названий исправительных учреждений, объясняя это тем, что изменились цели новой уголовно-исполнительной политики. Теперь во главу угла встала задача обеспечения безопасности в процессе отбывания
наказания. Учитывая данное обстоятельство, названия были заменены в зависимости от степени безопасности следующим образом: название колонии-поселения заменено на учреждение минимальной безопасности; название колонии общего режима - на учреждение средней безопасности; название колонии строгого режима - на учреждение максимальной безопасности; название колонии особого режима - на учреждение чрезвычайной безопасности; название тюрьмы - на учреждение полной безопасности.
Говоря о нововведениях в новом УК РК, следует отметить регламентацию участия общественности в карательно-воспитательном процессе, проводимом с осужденными. В частности, в гл. 8 «Общественная наблюдательная комиссия» закреплены основы деятельности общественной наблюдательной комиссии, правовой статус ее членов, формы деятельности общественной наблюдательной комиссии и т. д. Это свидетельствует о развитии гражданского общества и его способности решать сложные социальные проблемы.
Новым в уголовно-исполнительном законодательстве является и правовая регламентация национального превентивного механизма путем имплемен-тации международных договоров, ратифицированных нашим государством. Глава 9 «Национальный превентивный механизм» полностью посвящена решению данной проблемы.
С принятием Закона Республики Казахстан «О пробации» должна быть решена важная задача - создание необходимых условий для социальной реабилитации и адаптации лиц, оказавшихся в сфере уголовного судопроизводства. Таким образом, если Уголовно-исполнительный кодекс регламентирует реализацию пенитенциарной политики, то названный закон обеспечивает правовое регулирование процесса социальной адаптации и реабилитации лиц, оказавшихся в сфере уголовного судопроизводства. Иными словами, государством будет решаться проблема сокращения социальной среды для распространения криминальной субкультуры, улучшения профилактической деятельности правоохранительных органов по предупреждению преступлений, сокращению уровня преступности (в том числе рецидивной) и т. д.
Пробация (от англ. probation - испытание) -это вид условного осуждения, при котором осужденный помещается на время испытательного срока, установленного судом, под надзор специальных органов; возможен и ряд дополнительных ограничений (не посещать определенных мест, воздерживаться от общения с определенными лицами и т. п.).
Особенность рассматриваемого правового института заключается в том, что отсутствует единое общепринятое его понимание. Что касается термина «условное осуждение», то он не может быть признан универсальным, поскольку употребляется только в континентальной Европе и неточно передает содержание данного института (осуждение является реальным, а условным считается неприменение наказания). Отсрочка в исполнении наказания (простая отсрочка) и отсрочка в осуждении, обремененная надзором, имеют свои национальные названия (пробационная система, система испытания, уголовный надзор, защитный надзор, условное осуждение и т. п.), которые на первоначальном этапе своего развития могли рассматриваться в качестве синонимов. Однако в последующем в законодательстве большинства стран, в том числе США и Англии, простая отсрочка (условное осуждение) и отсрочка осложненная (про-бация) были закреплены в качестве самостоятельных санкций, что не позволяет говорить об их тождественности.
В одних государствах законодатель определяет условное осуждение как наказание (например, Швеция, Финляндия, Латвия), в других - относит к иным мерам уголовно-правового характера (например, Англия, Дания), в третьих - связывает применение этой меры с освобождением от наказания (например, Эстония), а в некоторых странах вообще не обозначает природу данного института (например, США).
Несмотря на различия во взглядах и особенности законодательного оформления в каждом отдельном государстве, суть условного осуждения везде одинакова - отложить исполнение наказания за совершенное преступление под определенным условием, если есть основание полагать, что цели наказания могут быть достигнуты без его реального отбытия.
На наш взгляд, гармоничное взаимодополнение и сочетание национального и международного опыта в рассматриваемой сфере позволит Закону «О пробации» регулировать с высоким потенциалом правовой регламентации общественные отношения, складывающиеся в процессе пробации., Высказанное нами мнение особенно справедливо при реализации ранее неизвестных для национального уголовного судопроизводства досудебной и пенитенциарной пробации.
Внедрение полного цикла пробации, на наш взгляд, обеспечит непрерывность процесса ресо-циализации лиц, оказавшихся в сфере уголовного судопроизводства, которая главным образом влияет на динамику тюремного населения и уровень рецидива, то есть на повторность совершения преступлений лицами, отбывшими наказание.
Следует отметить, что процесс ресоциализации указанной категории лиц, согласно международному опыту, предполагает реализацию комплекса системных, организационно-правовых мер в отношении их на всех этапах пробации (досудебной, приговорной, пенитенциарной и постпенитенциарной). Служба пробации должна способствовать сохранению социальных связей осужденных со своими семьями, с близкими, трудовыми коллективами, где они работали до назначения наказания. В процессе пробации необходимо привлекать институты гражданского общества. Начинать процедуру адаптации и реабилитации лиц, оказавшихся в сфере уголовного судопроизводства, необходимо до момента вынесения решения судом по существу дела. Согласно международному опыту досудебная пробация предполагает реализацию социальных, воспитательных, профилактических и иных мероприятий с лицом, совершившим уголовное правонарушение, без принятия судебного решения.
Принятое судом решение (приговорная проба-ция) должно быть гласным, наглядно подтверждать соразмерность наказания криминальной запущенности личности правонарушителя и степени общественной опасности совершенного им деяния. При этом воспитательная работа, проводимая службой пробации с обвиняемыми и осужденными, должна заключаться в изучении их личности, степени их криминогенной запущенности с целью подготовки заключения, которое должно учитываться судом при вынесении решения по существу дела. При этом служба пробации должна оказывать психологическую и иную помощь лицам, оказавшимся в сфере уголовного правосудия, на всех стадиях судебного процесса, в том числе в процессе исполнения наказания (пенитенциарная пробация).
Принимая во внимание то, что в международной практике отсутствует единое понимание пробации, автор предлагает свое понимание пробации и ее видов. При разработке данных категорий были учтены как международный опыт деятельности зарубежных стран в сфере пробации, так и национальное законодательство и правоприменительная деятельность уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы иных государственных органов, принимающих участие в процессе социальной адаптации и реабилитации лиц, оказавшихся в сфере уголовного судопроизводства.
Досудебная пробация - помещение лиц, оказавшихся в сфере уголовного судопроизводства, под контроль и надзор службы пробации с применением разработанного и реализуемого индивидуально комплекса мер, направленного на коррекцию их поведения с целью исправления, оказания
им социально-правовой и иной помощи, а также предупреждения совершения ими новых уголовных правонарушений.
Приговорная пробация - помещение лиц, осужденных к ограничению свободы, а также осужденных условно к лишению свободы, под контроль и надзор службы пробации с применением разработанного и реализуемого индивидуально комплекса мер, направленного на коррекцию их поведения с целью исправления, оказания им социально-правовой и иной помощи, а также предупреждения совершения ими новых уголовных правонарушений.
Пенитенциарная пробация - помещение лиц, отбывающих уголовные наказания, в том числе лишение свободы, под контроль и надзор сотрудников учреждений уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы и службы пробации, с применением разработанного и реализуемого индивидуально комплекса мер, направленного на коррекцию их поведения с целью исправления, оказания им социально-правовой и иной помощи, а также предупреждения совершения ими новых уголовных правонарушений.
Постпенитенциарная пробация - помещение лиц, освобожденных от отбывания наказания, а также лиц, отбывших назначенные судом наказания, под контроль и надзор службы пробации с применением разработанного и реализуемого индивидуально комплекса мер, направленного на оказание им социально-правовой и иной помощи, с целью их ресоциализа-ции, а также предупреждения совершения ими новых уголовных правонарушений.
Предлагаемые нами понятия различных видов пробации являются, на наш взгляд, более полными, чем те, которые указаны в рассматриваемом Законе «О пробации».
Принимая во внимание необходимость обеспечения непрерывности процесса реабилитации и адаптации лиц, оказавшихся в сфере уголовного судопроизводства, все этапы пробации должна осуществлять служба пробации, структурно входящая в состав уголовно-исполнительной системы. В этом случае в одном государственном органе (Комитет уголовно-исполнительной системы МВД Республики Казахстан) будет сосредоточен весь процесс исполнения наказания, социальной реабилитации и адаптации лиц, оказавшихся в сфере уголовного правосудия, их исправления и недопущения совершения ими новых преступлений. Это позволит государственному органу эффективно, планомерно и последовательно реали-зовывать поставленные перед ним задачи.
Таким образом, изложенное позволяет нам предложить следующее.
1. В Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан необходимо внести изменения по оценке поведения положительно характеризующихся осужденных путем увеличения количества степеней исправления с 3 до 6.
2. Предусмотреть государственные заказы для производственных мощностей пенитенциарных учреждений. В целях развития собственного производства в пенитенциарных (исправительных) учреждениях, повышения уровня трудовой занятости среди осужденных необходимо распределить государственные заказы на предприятиях колоний.
3. Предусмотреть налоговые преференции для предпринимателей, создающих рабочие места для осужденных, отбывающих наказание, лиц, освобожденных от отбывания наказания, и иных лиц, оказавшихся в сфере уголовного правосудия.
4. Необходимо внести изменения в соответствующие нормативные правовые акты с целью правовой регламентации права общественной наблюдательной комиссии устанавливать или снимать пробационный контроль с осужденных и иных лиц, оказавшихся в сфере уголовного судопроизводства. При этом следует отказаться от института административного надзора в пользу пробационного контро-
ля, исполнение которого следует возложить на службу пробации.
Кроме того, указанной комиссии должно быть предоставлено право применять тот или иной институт прогрессивной системы (изменение условий содержания, замена вида учреждения, замена вида наказания и условно-досрочное освобождение).
Иными словами, в целях эффективной реализации института пробации и прогрессивной системы следует делегировать функцию назначения проба-ционного контроля и применения различных институтов прогрессивной системы от суда наблюдательным комиссиям.
Высказанные нами предложения позволяют сделать вывод о том, что обеспечение конституционных прав и законных интересов лиц, оказавшихся в сфере уголовного судопроизводства, невозможно без дальнейшего совершенствования уголовного и уголовно-исполнительного законодательства в первую очередь в области социальной адаптации и реабилитации указанных лиц, а также деятельности государственного органа -службы пробации уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы, соответствующей международным стандартам, для эффективной реабилитации лиц, оказавшихся в сфере уголовного судопроизводства.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Скаков Айдаркан Байдекович - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева, г. Алматы, Республика Казахстан, e-mail: [email protected].
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Skakov Aydarkan Baydekovich - dsc in law, professor, professor of criminal and legal disciplines department of the Euroasian national university of L. N. Gumilev, Almaty, Republic of Kazakhstan, e-mail: [email protected].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Скаков, А. Б. Уголовно-исполнительное законодательство Казахстана: современное состояние и перспективы развития / А. Б. Скаков // Уголовно-исполнительное право. - 2017. - Т. 12(1-4), № 3. -С. 326-330.
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Skakov A. B. Ugolovno-ispolnitel'noe zakono-datel'stvo Kazahstana: sovremennoe sostojanie i perspektivy razvitija [Penal legislation of Kazakhstan: current state and prospects of development]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo - Penal law, 2017, vol. 12(1-4), no. 3, pp. 326-330. (In Russ.).
Уголовно-исполнительное право. 2017. Т. 12(1-4), № 3. С. 230-367