УДК 343.244.24
К. А. Кунаш, О. В. Обернихина ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ СЛУЖБЫ ПРОБАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
K. A. Kunash, O. V. Obernikhina THE PERSPECTIVES OF CREATION THE PROBATION SERVICE IN THE RUSSIAN FEDERATION
В статье на основе анализа зарубежного опыта дана криминологическая оценка перспективам создания в Российской Федерации системы пробации. Особое внимание уделено вопросам взаимодействия службы пробации с федеральными органами исполнительной власти по предупреждению преступности в стране.
The article is devoted to criminological estimation the prospects of creation the Probation Service in the Russian Federation on the basis of comparative analysis the foreign experience. The special attention is given to the questions of co-operation between Probation Service and the federal executive bodies on prevention of crime in a country.
Ключевые слова: уголовное наказание, условное осуждение, несовершеннолетние, служба пробации.
Keywords: criminal punishment, parole, juveniles, probation service.
Актуальной для отечественного законодателя представляется проблема ограничения применения лишения свободы в практике борьбы с преступностью. Поиски альтернатив лишению свободы обусловлены не только низкой эффективностью данного вида наказания, о чём свидетельствует рецидив преступлений, не только экономическими и социальными издержками, связанными с исполнением лишения свободы, но и политическими реалиями.
Международные стандарты в наше время рассматриваются не как альтернативы тюремному заключению, а как основные меры наказания, не связанные с лишением свободы, которые должны применяться в первую очередь. Лишение свободы должно быть исключительной мерой, к примеру, когда это отвечает интересам безопасности потерпевшего, общества и процессу ресоциализации самого осуждённого. Международные стандарты не предлагают исчерпывающего перечня альтернативных санкций, а открывают возможности для творческого и индивидуального подхода законодателя в каждой конкретной стране.
Одним из элементов системы мер, не связанных с лишением свободы, является пробация. Пробацию необходимо рассматривать в различных аспектах: как вид уголовного наказания; как процесс исправления осуждённого; как систему исполнения данного уголовного наказания; как форму социально-правового контроля; как меру предупреждения преступности и средство ресоциализации осуждённых.
С. Ю. Пахомова считает, что суть пробации состоит в принудительном надзоре за поведением осуждённого и выполнением обязанностей, возложенных на него судом, коррекции его поведения, содействии в социальной адаптации и предупреждении совершения им
повторных преступлений (т. е. надзоре и социальной реабилитации1.
Пробация (от лат. ргоЬайо - испытание) - юридический термин, который используется в международном праве для определения названия и деятельности службы, которая исторически создавалась для организации работы с людьми, преступившими закон, осуждёнными, но не лишёнными свободы или освобождёнными из-под стражи2.
Как отмечает Е. Н. Шатанкова, по мере развития в различных странах служба пробации стала брать на себя функции социально-реабилитационной деятельности в отношении более широкого круга граждан, которые нарушили закон и нуждаются в такой деятельности .
Чаще всего термин «пробация» употребляется в связи с деятельностью по исполнению наказаний, альтернативных лишению свободы, наказаний, которые осуждённые отбывают в обществе. Пробация рассматривается как уголовный надзор (уголовная опека). Интерес к службе пробации возникает в связи с её функцией исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества, например, общественно полезных работ, а также условного наказания4.
По нашему мнению, важное качество пробации - в том, что, помимо значительных ограничений в повседневной жизни правонарушителя, она «подстраховывается» угрозой непосредственного заключения в случае несоблюдения поставленных условий.
В случае отсроченного тюремного заключения суд устанавливает срок наказания в виде лишения свободы, но откладывает его исполнение на период пробации. Возможность применения условного тюремного заключения зависит от срока лишения свободы, назначенного по данному конкретному делу и подлежащего отсрочке. Законодательство большинства государств допускает отсрочку, когда назначенный срок заключения не превышает двух лет.
В Германии5 применяют шкалу градации: в случае приговора к сроку до шести месяцев предварительным условием отсрочки является несовершение правонарушителем в дальнейшем уголовных деяний. Если рассматривается вопрос об отсрочке приговора к заключению на срок свыше 6 месяцев, принимается во внимание защита правопорядка, т. е. общие позитивные превентивные аспекты. Дополнительным
1 Пахомова С. Ю. Проблемы формирования системы пробации в условиях современной уголовно-правовой системы России // Пробелы в российском законодательстве : материалы международной научно-практической конференции, посвящённой памяти академика В. Н. Кудрявцева. Ставрополь, 2009. С. 134.
2 Зозуля В. В. Об институте условно-досрочного освобождения осуждённых к лишению свободы // Актуальные проблемы деятельности подразделений УИС. Воронеж, 2012. С. 62, 63.
3 Шатанкова Е. Н. Институт пробации: опыт зарубежных стран // Вестник Российской правовой академии. 2007. № 4.
4 Давыденко В. М. Служба пробации как основа социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с уголовным законом // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2011. № 4. С. 24.
5 Шатанкова Е. Н. Условное осуждение и пробация за рубежом: сравнительно-правовой анализ : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 143.
предварительным условием отсрочки приговора к сроку заключения более года является наличие конкретных смягчающих обстоятельств в данном деле.
Помимо тяжести преступления, дополнительными ограничительными факторами для применения условного тюремного заключения являются личные характеристики правонарушителя: судимость в прошлом или по меньшей мере тюремное заключение на определённый срок до совершения рассматриваемого деяния не позволяет правонарушителю воспользоваться условным наказанием.
В отличие от условного тюремного заключения, когда суд назначает срок лишения свободы, а затем откладывает его исполнение на определённый период, в случае назначения пробации само вынесение приговора откладывается на период пробации. Если не соблюдаются установленные условия, дело переходит в стадию вынесения приговора за первоначальное преступление. Термин «пробация» употребляется также в другом значении - как институт, сопровождающий условное лишение свободы или отсрочку вынесенного приговора.
Логика такой меры, как пробация, подсказывает, что возможность применения может быть установлена на абстрактном уровне: законодатель определяет уголовные преступления, к которым может применяться пробация, указав максимальный срок наказания, установленный за эти преступления. Обычно пробация предусматривается в отношении уголовных преступлений, которые влекут наказание в виде лишения свободы сроком максимум до двух-трёх лет.
Как показывает сам термин «пробация», правонарушитель, в отношении которого вынесен приказ о пробации, обычно подвергается надзору со стороны сотрудника службы пробации в течение установленного срока. В некоторых странах исполнение приговора может быть отсрочено и без установления надзора над правонарушителем. В качестве примера можно привести Венгрию, где установление надзора со стороны сотрудника службы пробации обязательно в отношении только несовершеннолетних и рецидивистов, а в других случаях решение этого вопроса отдаётся на усмотрение суда1.
Сама суть пробации, т. е. обязанность правонарушителя просто поддерживать контакт с сотрудником службы пробации, привела к кризису этого института как раз в тех странах, где он глубоко укоренился и где считался основой альтернативных мер наказания. В Англии приказы о пробации выносились в отношении около 30 % всех правонарушителей, осуждённых по обвинительному акту в течение 1930-х гг.; с тех пор применение этого наказания значительно сократилось. Помимо более широкого использования предупреждений и самых разнообразных общественных санкций, имеющихся в распоряжении суда, причинами такого сокращения являются утрата доверия к
1 Шатанкова Е. Н. Организация предупредительной деятельности в процессе исполнения условного осуждения и пробации за рубежом // Юстиция. 2008. № 1.
службе пробации и восприятие пробации как социальной реабилитации.
Изучение практики применения пробации за рубежом показало, что пробация там представляет собой вид наказания, направлена на предотвращение преступлений и предпринимаются попытки стимулировать более широкое применение пробации как альтернативы тюремному заключению.
Как показывают результаты исследования, аналогичный кризис пробации имеет место и в США. Основной причиной утраты доверия к этой мере наказания, по крайней мере в некоторых штатах, явилось то, что, с одной стороны, пробация стала популярной и всё более распространённой альтернативой, в то время как финансирование этой службы и численность её персонала сокращались. В результате правонарушители, находившиеся на режиме пробации, практически пользовались неограниченной свободой и их обязанность сводилась лишь к встрече раз в месяц с сотрудником службы пробации, что вызывало неприятие этой меры наказания со стороны общественности.
Чтобы преодолеть этот кризис, на правонарушителей, подлежащих пробации, были возложены более жёсткие и обременительные обязательства.
В рамках так называемого интенсивного пробационного надзора правонарушители, помимо выполнения работ, находятся под более строгим контролем со стороны сотрудника службы пробации. На наш взгляд, эта схема подходит к тем правонарушителям, которые не принадлежат к группе низкого риска и не представляют серьёзной опасности.
Но успех схемы зависит от наличия финансовых ресурсов. При отсутствии должного финансирования интенсивный пробационный надзор может ожидать та же участь, что постигла обычную пробацию. Хотелось бы этого избежать, так как, помимо ограждения соответствующих правонарушителей от негативных последствий тюремного заключения, интенсивный пробационный надзор даёт значительную экономию средств по сравнению с тюремным заключением. Однако указанные обстоятельства являются проблемой высших органов государственной власти, в руках которых и находятся ключи к эффективному действию пробации на территории Российской Федерации.
Создание в нашей стране службы пробации, обеспечивающей социальную адаптацию лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, а также осуждённых к наказаниям, не связанным с лишением свободы, предусмотрено Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утверждённой распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р1. Вопросы создания условий для подготовки
1 О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») (ред. от 08.08.2009) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.
освобождающихся из мест лишения свободы к дальнейшей постпенитенциарной адаптации через службу пробации нашли своё отражение в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г., утверждённой распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р1. Вместе с тем, в России службы, подобной зарубежным службам пробации, на сегодняшний день не существует.
Это оспаривается многими учёными, которые указывают, что в России есть уголовно-исполнительные инспекции, уполномоченные исполнять наказания, не связанные с изоляцией осуждённого от общества, такие, как обязательные и исправительные работы, осуществлять контроль за осуждёнными условно2, т. е. исполняющие функции пробационной службы.
На наш взгляд, уголовно-исполнительные инспекции в России не выполняют функции, подобные задачам зарубежных служб пробации: не представляют досудебные доклады суду и прокурорам, в том числе при решении судом вопроса о мере пресечения в виде ареста; не организовывают процедуры примирения между потерпевшим и жертвой преступления; не разрабатывают и не осуществляют программы коррекции социального поведения поднадзорных лиц; не решают задач наилучшего обеспечения интересов несовершеннолетнего осуждённого. Но главное - уголовно-исполнительные инспекции не оказывают реальную помощь своим поднадзорным в социальной адаптации, не обеспечивают их социальное сопровождение.
Следует согласиться с Ю. В. Николаевой, что сделать этого уголовно-исполнительные инспекции не могут по той причине, что уголовно-исполнительное законодательство России таких функций для них не предусматривает, и в своём нынешнем виде предусматривать не может - хотя бы потому, что исполнение общепризнанных норм международного права и международных обязательств России в сфере исполнения наказаний нашим законодателем, принявшим Уголовно-исполнительный кодекс, поставлено в прямую зависимость от экономических и социальных возможностей .
Для этого достаточно обратиться к ст. 3 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ)4,
1 О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р // Собрание законодательства РФ. 2010. № 43. Ст. 5544.
2 Яковлев В. В. Перспективы применения института пробации в профилактике преступности // Актуальные вопросы права и правоприменения : материалы региональной научно-практической конференции. Ставрополь: Ставропольский филиал КрУ МВД России, 2010. С. 219.
3 Николаева Ю. В. Перспективы совершенствования правовой защиты прав несовершеннолетних в России // Адвокат. 2011. № 7. С. 16.
4 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 08.01.1997 № 1-ФЗ (в ред. от 03.02.2014) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 2. Ст. 198.
согласно которой уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации учитывает международные договоры Российской Федерации, относящиеся к исполнению наказаний и обращению с осуждёнными, в соответствии с экономическими и социальными возможностями. Рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осуждёнными также реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации при наличии необходимых экономических и социальных возможностей1.
Таким образом, указанная статья УИК РФ в своей нынешней редакции прямо противоречит ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации , которая предусматривает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
По нашему мнению, необходимо внести изменения в ч. 1 ст. 3 УИК РФ, изложив её в следующей редакции:
«Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации учитывает международные договоры Российской Федерации, относящиеся к исполнению наказаний и обращению с осуждёнными».
В настоящее время в научной литературе и в средствах массовой информации обсуждается необходимость создания службы пробации
3
для несовершеннолетних .
Вместе с тем, по нашему мнению, в отсутствии ювенальной судебной системы для того, чтобы непосредственно применять нормы международного права в судах при рассмотрении дел в отношении несовершеннолетних, можно вести речь только о совершенствовании судебной практики.
Именно этому элементу судебной системы Российской Федерации предстоит применять институт пробации в отношении несовершеннолетних в случае его введения. Как отмечает В. В. Яковлев4, он должен рассматриваться как один из наиболее важных субъектов профилактики ювенальной преступности, с которым необходимо будет взаимодействовать подразделениям по делам несовершеннолетних органов внутренних дел в борьбе с криминальным поведением данной категории
1 Садыков А. У. Перспективы института пробации в современной России // Общество и право. 2011. № 3. С. 28.
2 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
3 Воронова Е. Л. Создание службы пробации для несовершеннолетних в России // Правовые и социальные аспекты ювенальной юстиции : международная научно-практическая конференция. СПб., 2005. С. 45.
4 Яковлев В. В. Указ. соч. С. 174.
населения. В этом аспекте профилактическая деятельность подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел имеет, на наш взгляд, весьма широкие перспективы. Особенности пробации как вида наказания позволяют применять эффективные методы ресоциали-зации, сочетая карательную нагрузку уголовного закона с комплексом социально-экономических, психолого-педагогических и иных мер реабилитации личности несовершеннолетнего, поражённой элементами криминальной мотивации.
По нашему мнению, профилактическое воздействие пробации возможно в отношении более широкого круга лиц. Для этого необходима федеральная система пробации, наиболее эффективная модель которой будет предполагать тесную взаимосвязь между сотрудниками службы пробации и социально-реабилитационными программами и процессами на обслуживаемой территории, включая программы общественных организаций. Такой подход потребует принципиально нового способа кадрового формирования самой службы пробации и внедрения иных по сравнению с УИИ способов и методов её финансирования.
На наш взгляд, федеральная система пробации быть самостоятельной службой (Федеральная служба пробации), подведомственной Министерству юстиции РФ и осуществляющей следующие функции:
- предоставлять досудебные доклады суду и прокурорам;
- оказывать помощь лицам, освобождённым из мест лишения свободы;
- разрабатывать и осуществлять программы коррекции социального поведения поднадзорных лиц;
- координировать ход исполнения наказания лицами, осуждёнными к принудительным работам;
- обеспечивать исполнение обязательных работ несовершеннолетними правонарушителями;
- организовывать процесс примирения при помощи посредника между потерпевшим и жертвой преступления;
- осуществлять надзор за лицами, условно освобождёнными от уголовной ответственности, условно осуждёнными и условно-досрочно освобождёнными, оказывать им необходимую помощь.
Создаваемая Федеральная служба пробации должна быть «компактным» органом, который не столько должен сам решать социально-реабилитационные задачи, сколько организационно и финансово мобилизовать все существующие на обслуживаемой территории реабилитационные ресурсы, организуя эту работу совместно с федеральными органами исполнительной власти, институтами гражданского общества, религиозными организациями исключительно в спектре формирования индивидуальных программ реабилитации и контроля.
Важную роль в профилактическом применении пробации будут играть органы внутренних дел как субъект, которому принадлежит подавляющее большинство полномочий в этой сфере.
Вместе с тем, в соответствии со своими непосредственными задачами и полномочиями органы внутренних дел, осуществляя профилактическое воздействие на лиц, в отношении которых будет применяться пробация, должны выполнять обеспечивающую функцию. Она представляет собой комплекс мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий криминального поведения граждан, ранее совершавших уголовно-наказуемые деяния и находящихся на свободе, при условии выполнения определённого круга обязанностей. Это может быть:
1. предоставление судебным органам информации, необходимой для принятия решения об использовании пробации в отношении конкретного преступника, проживающего на обслуживаемой территории;
2. оказание помощи службе пробации в сборе и анализе информации об условиях проживания, трудоустройстве, социальных проблемах поднадзорного;
3. оказание помощи службе пробации в сборе и анализе информации о поведении поднадзорного в период отбывания условного наказания либо в постпенитенциарный период, если это касается условно освобождённого;
4. пресечение попыток поднадзорного уклониться от полноценного контроля в процессе пробации;
5. выявление и пресечение попыток поднадзорного совершить правонарушения и преступления в период осуществления пробации; оказание содействия службе пробации в обеспечении процесса возмещения причинённого преступлением вреда.
При этом полагаем, что в предполагаемой сфере полиции должна принадлежать только обеспечивающая функция. Организация и координация социально-реабилитационной деятельности, психологической и правовой помощи должны осуществляться Федеральной службой пробации, вокруг которой и предполагается сосредоточить усилия других субъектов профилактики.
В заключение необходимо отметить, что создание продуманной системы пробации позволит снизить рецидивную преступность в стране, уменьшит нагрузку на пенитенциарную систему, будет способствовать предупреждению криминализации личности и снижению преступности в обществе.
Литература
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31- . Ст. 4398.
2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон РФ от 08.01.1997 № 1-ФЗ (в ред. от 03.02.2014) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 2. - Ст. 198.
3. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») (ред. от 08.08.2009) // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 47. - Ст. 5489.
4. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р // Собрание законодательства РФ. -2010. - № 43. - Ст. 5544.
5. Воронова Е. Л. Создание службы пробации для несовершеннолетних в России // Правовые и социальные аспекты ювенальной юстиции : международная научно-практическая конференция. -СПб., 2005.
6. Давыденко В. М. Служба пробации как основа социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с уголовным законом // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2011. - № 4.
7. Зозуля В. В. Об институте условно-досрочного освобождения осуждённых к лишению свободы // Актуальные проблемы деятельности подразделений УИС. - Воронеж, 2012.
8. Николаева Ю. В. Перспективы совершенствования правовой защиты прав несовершеннолетних в России // Адвокат. - 2011. -№ 7.
9. Пахомова С. Ю. Проблемы формирования системы пробации в условиях современной уголовно-правовой системы России // Пробелы в российском законодательстве : материалы международной научно-практической конференции, посвящённой памяти академика В. Н. Кудрявцева. - Ставрополь, 2009.
10. Садыков А. У. Перспективы института пробации в современной России // Общество и право. - 2011. - № 3.
11. Шатанкова Е. Н. Институт пробации: опыт зарубежных стран // Вестник Российской правовой академии. - 2007. - № 4.
12. Шатанкова Е. Н. Организация предупредительной деятельности в процессе исполнения условного осуждения и пробации за рубежом // Юстиция. - 2008. - № 1.
13. Шатанкова Е. Н. Условное осуждение и пробация за рубежом: сравнительно-правовой анализ : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. -М., 2009.
14. Яковлев В. В. Перспективы применения института пробации в профилактике преступности // Актуальные вопросы права и правоприменения : материалы региональной научно-практической
конференции. - Ставрополь: Ставропольский филиал КрУ МВД России, 2010.
УДК 343.81
А. В. Датий, О. В. Ковачев, А. А. Федосеев ХАРАКТЕРИСТИКА ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫХ ОСУЖДЁННЫХ ЖЕНЩИН В КОЛОНИЯХ ОБЩЕГО РЕЖИМА
A. V. Datiy, O. V. Kovachev, A. A. Fedoseyev THE CHARACTERISTIC OF HIV-INFILTRATED OF THE CONDEMNED WOMEN IN STANDARD REGIME PENAL COLONIESTHE
В статье даётся социально-демографическая характеристика ВИЧ-инфицированных осуждённых женщин. Исследованы данные о распределении ВИЧ-инфицированных осуждённых женщин по возрасту, семейному положению, образованию, роду занятий, гражданству и состоянию здоровья. Проведён анализ категории совершённого женщинами преступления, числа судимостей, срока наказания, назначенного судом, вида учреждения. Изучены социальные связи ВИЧ-инфицированных осуждённых женщин.
In article the social and demographic characteristic of the HIV-infected condemned women is given. Data on distribution of the HIV-infected condemned women on age, relationship status, education, occupation, nationality and state of health are investigated. The analysis of category of the crime committed by women, numbers of criminal records, term of the punishment appointed by court, a type of the establishment. Social communications of the HIV-infected condemned women are studied.
Ключевые слова: осуждённый, исправительное учреждение, психологическая помощь, ВИЧ-инфекция, социально-демографическая характеристика, уголовно-правовая характеристика, уголовно-исполнительная характеристика, социальная помощь.
Keywords: condemned, correctional facility, a psychological assistance, HIV infection, the social and demographic characteristic, the criminal law characteristic, the penal characteristic, the social help.
В представленной статье дана характеристика ВИЧ-инфицированных осуждённых женщин, отбывающих наказание в виде лишения свободы в колониях общего режима уголовно-исполнительной системы. Полученные данные помогут сотрудникам исправительных колоний в организации воспитательной, социальной и медико-психологической работы с этими осуждёнными.
Социально-демографическая характеристика. Исследованиями в последние годы были выявлены закономерности, позволяющие учитывать при работе по исправлению осуждённых те или иные особенности граждан разного возраста, образовательного уровня, семейного положения. Эти же характеристики были нами использованы