1997. № 4
ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ
С. И. ЯКИМЧУК, руководитель секции военного образования и патриотического воспитания молодежи РУО, майор
ВОПРОСЫ ИНТЕГРАЦИИ В СИСТЕМЕ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ РЕГИОНА
Принятая в 1994 г. Федеральная про-грамма развития образования в России обозначила демократические принципы государственной политики в этой области, дала возможность региональным учреждениям моделировать свои образовательные системы. Изменение же содержания, организационных форм и методов образования осуществляется в соответствии с требованиями Закона РФ „Об образовании" и направлено на воспитание человека-гражданина, интегрированного в современное общество и заинтересованного в совершенствовании этого общества. Достижение данной цели базируется на гуманизации образования, а также патриотическом и нравственном воспитании. Современное общество, уставшее от социально-экономических потрясений,
все настойчивее обращается к вопросу формирования патриотического сознания как основы государственной идеологии, как категории общечеловеческой и общегражданской, нравственно-этической и культурной, раскрывающей диалектическое сочетание личных и общественных интересов, единение человека и общества. Министр общего и среднего профессионального образования Российской Федерации В. Г Кинелев в своем докладе „Об итогах работы Минобразования России в 1996 году и основных направлениях
деятельности на 1997 год“ на коллегии министерства 19 февраля 1997 г., говоря
о приоритетных направлениях деятельности государства в области образования в настоящее время, отметил необходимость консолидации усилий всего общества на формировании у нашей молодежи гражданственности и патриотизма.
Секция военного образования и патриотического воспитания молодежи Регионального учебного округа при Мордовском государственном университете положила сформулированную министром задачу в основу своей научно-практиче-ской деятельности по интеграции образовательных учреждений Мордовии. Вопросы интеграции военно-патриотического воспитания молодежи в регионе явились темой для глубокого научного исследования, проведенного секцией в конце 1996 — начале 1997 г. в 25 районах Мордовии. В ходе анкетирования, интервьюирования и бесед с руководителями и учащимися, преподавателями и студентами средних и высших учебных заведений, а также последующего анализа и обобщения полученных данных мы смогли сделать ряд выводов, которые носят, к сожалению, скорее негативный, чем позитивный характер. Приведем важнейшие из них.
© С. И. Якимчук, 1997
1. Работа по организации и осущест- ной работы, как викторины, диспуты, ли-
влению военно-патриотического воспитания учащейся молодежи за последние пять лет значительно ослаблена, а в ряде учебных заведений республики — пущена на самотек.
2. Отмена начальной военной подготовки и упразднение должности заместителя директора школы по военно-патриотическому воспитанию разрушили ранее сложившуюся систему воспитания учащихся и значительно ухудшили содержание всего учебно-воспитательного процесса. Так считают, например, 83 % респондентов из 433 обследованных учреждений образования Мордовии. Состояние военно-патриотической работы в республике 28 % респондентов называют критическим, 65 — неудовлетворительным, остальные 7 % — удовлетворительным.
3. Спешно введенный новый курс основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) не смог в полной мере заменить военную подготовку и прежнюю систему военно-патриотического воспитания молодежи. В настоящее время в 85 % охваченных экспериментом учреждений образования республики полностью или частично отсутствует научно-методическая и техническая база для проведения занятий по курсу ОБЖ. Не случайно 97 % респондентов настойчиво предлагают вернуть в учебные заведения прежний курс начальной военной подготовки.
Вызывает удивление то, что 78 % респондентов не смогли назвать более двух основных форм организации военно-пат-риотического воспитания в современной практике образовательных учреждений. В мероприятиях, организованных Госкомитетом Республики Мордовия по делам молодежи, военным комиссариатом РМ и предприятиями-шефами, за последние три года по различным причинам не смогли участвовать 90 % обследованных учреждений образования. Не практику-
ется проведение мероприятии, посвященных памятным дням истории Отечества.
Слабо используется опыт ветеранов войны и труда в работе с молодежью. Лишь 22 % респондентов назвали иные (кроме чествований ветеранов войны и труда и встреч с ними) формы военно-патриоти-ческого воспитания молодежи. Во многих учебных заведениях прочно забыты даже такие эффективные формы воспитатель- тегрирована и, выполняя задачи образо-
тературно-музыкальные вечера и вечера вопросов и ответов на военно-патриотическую тематику; спортивные состязания, посвященные памятным датам, акции операции „Милосердие44 и др.
Анализ данных исследования высветил и такой факт: сегодня в организации воспитательной работы в учреждениях образования республики наблюдается ярко выраженный разрыв между военно-патриотическим и гражданским воспитанием молодежи, к тому же на самих этих понятиях делается далеко не патриотический акцент.
Указанные противоречия и просчеты в воспитательной практике региональной системы образования заставили членов нашей секции усилить внимание к вопросам военного образования и патриотического воспитания молодежи, разработать совершенно новую систему такой деятельности.
Предложенная система является научно-практической основой интеграции всех типов средних и высших учреждений образования региона с министерствами и ведомствами, общественными и государственными организациями в совместной работе по восстановлению начальной военной подготовки и качественному улучшению патриотического воспитания в республике. Стратегия и тактика нашей деятельности основывается на учете межведомственного взаимодействия в решении задач воспитания молодых людей как патриотов своего Отечества, граждан, уважающих нравственные нормы общества и законы страны, ратный труд, в обеспечении морально-психологической и физической закалки молодежи, подготовки ее к службе в Российской Армии.
Общеизвестно, что военно-патриоти-ческому воспитанию, как и всем другим формам воспитания, присуща собственная система, включающая конкретные задачи, содержание, формы, методы и средства реализации. Военно-патриотиче-ское воспитание носит комплексный характер и направлено на формирование мировоззрения, сознания и стиля поведения молодежи усилиями всех учебно-воспитательных, государственных и общественных организаций и учреждений региона. Сама эта функция строго ин-
1997. №4
Региональный учебный округ
Научно-методическая секция военного образования и патриотического воспитания молодежи
МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
ПОДГОТОВКА
На уроках обществен но-гума нитарного цикла
Во внеурочной работе:
Учреждения
образования
всех
типов
уроки Мужества ми ВОВ і, встречи с ветерана-
конкурсы сочинений
литературно-художественные композиции
шефство над памятниками
создание комнат боевой славы
поиск овая работа
дни призывника , „дни
воинскои славы
и
встречи с вой нами-интернационалистами, ознакомление с условиями службы и быта воинов РА в расположении частей
операция „Милосердие
4*
популяризация службы в РА, участие в телепередачах, публикации в печати
ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ
ПОДГОТОВКА
На уроках труда и военной подготовки (в наст. вр. ОБЖ)
Во внеурочной работе:
кружки по предметам
технические кружки и секции
л
занятия в учебных подразделениях оборонно-спортивной организации
военно-патриотические клубы и школы, объединения
ВОЕННО-ФИЗИЧЕСКАЯ
ПОДГОТОВКА
На уроках военной подготовки и физической культуры
Во внеуро ічной работе:
1
спортивные секции
%
сдача \ юрмативов
соревнования по военно-прикладным видам спорта, спартакиады
военно-спортивные лагеря, военизированные сборы, военизированные походы, военно-спортивные праздники, мероприятия в рамках движения юных патриотов
вания и воспитания, действует на всех этапах жизни человека. Вместе с тем она целостна, поскольку основана на единстве гуманистического мировоззрения во всех сферах его проявления.
Исходя из этого и учитывая данные проведенного исследования, которым, как отмечалось выше, было охвачено свыше 430 учреждений образования 25 районов Мордовии, мы смогли определить:
а) способы управления региональной системой военно-патриотического воспитания;
б) основные направления военно-пат-риотического воспитания учащихся разных типов учреждений образования региона (см. схему):
— морально-психологическая подготовка учащихся;
— военно-техническая;
— военно-физическая подготовка.
Руководствуясь предложенной региональной системой военно-патриотическо-го воспитания молодежи, нам удалось не только реализовать на практике одну из форм военно-физической подготовки учащейся молодежи — пятидневные военизированные сборы юных патриотов, представителей 25 районов Республики Мордовия, но и интегрировать, объединить усилия 15 разрозненных министерств и ведомств региона в одном направлении. Впервые в региональной практике образования в решении педагогических задач приняли самое активное участие представители военного комиссариата республики, войсковой части № 42701, Министерства по чрезвычайным ситуациям, Управления ГАИ МВД РМ, Управления пожарной охраны МВД РМ, Республиканского оборонно-спортивного технического общества, ОСВОДа, МРИПКРО, Республиканского спорткомитета, Городского центра детского творчества, Комитета по делам молодежи, спортивного об-
щества „Россия44 и других организаций под непосредственным руководством сотрудников Минобразования и членов на-учно-методической секции военного образования и патриотического воспитания молодежи Регионального учебного округа при МГУ им. Н. П. Огарева.
В ходе сборов в соответствии с утвержденной программой представители 25 команд (свыше 200 учащихся разного возраста) соревновались в умении преодолевать препятствия, тушить пожары, оказывать медицинскую помощь, метко стрелять, ходить по азимуту, правильно оказывать помощь утопающему, быстро плавать, бегать; показали знания в области истории Отечества, правил дорожного движения, общевоинских уставов, валеологии; продемонстрировали строевую выучку, умение пользоваться дозиметрами, приборами химической разведки и т. д. Таким образом решались вопросы морально-психологической закалки учащейся молодежи при непосредственной практической отработке задач, которые ставит военно-физическая и военно-техническая подготовка.
Главная цель, которую преследовали представители министерств и ведомств региона, — способствовать воспитанию человека-гражданина, патриота, социально активной личности, интегрированной в современное общество, — по нашему мнению, была достигнута. Внедрение новых форм межведомственного взаимодействия показало, что процесс отработки механизма такого взаимодействия является весьма сложным, но, исходя из назначения, целей и задач Регионального учебного округа, вполне осуществимым в современной педагогической практике на интеграционной основе.
Процесс дальнейшей интеграции образования набирает силу и стремительно развивается, охватывая все новые и новые сферы своего воздействия.