Научная статья на тему 'Военно-патриотическое воспитание студентов университета'

Военно-патриотическое воспитание студентов университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1082
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Военно-патриотическое воспитание студентов университета»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

В. Н. АШУТОВ, председатель со вета ветеранов МГУ им. Н. П. Ога рева, генерал-майор в отставке

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА

Военно-патриотическое воспитание это процесс целенаправленного систематического воздействия на духовное и физическое развитие личности, привития ей любви к Родине, формирования у молодежи качеств, необходимых для защиты Отечества. Важная роль в решении этой задачи в университете отводится совету ветеранов войны и труда, его общественным комиссиям, созданной при нем Комнате боевой и трудовой славы.

Ветеранская организация университета насчитывает свыше 500 человек, в том числе 170 ветеранов войны и более 100 из них — фронтовики. 70 ветеранов имеют почетные звания заслуженных деятелей науки и культуры Российской Федерации и Республики Мордовия; свыше 400 награждены медалью „Ветеран труда" 170 — медалью „50 лет Победы", 104 удостоены медали Г. К. Жукова.

Можно с удовлетворением отметить, что на протяжении 40 лет своего существования университетская организация ветеранов войны накопила богатый опыт разносторонней воспитательной деятельности. Являясь одной из ведущих ветеранских организаций республики, она пользуется большим уважением в университете, городе и регионе. Созданная в год образования Мордовского государственного университета, наша ветеранская организация сразу активно включилась в решение таких важных задач, как социально-правовая защита ветеранов войны и их семей и вОенно-патриотиче-ское воспитание студенческой молодежи.

Первым председателем университетского совета ветеранов войны был фронтовик М. А. Валюгин. Позднее в течение 17 лет совет и созданную при нем Комнату боевой и трудовой славы возглавлял Ф. Я. Ситников.

В 60 — 70-е годы основные усилия совета ветеранов университета и его факультетских секций были направлены на широкое привлечение фронтовиков к работе по военно-патриотическому воспитанию студенческой молодежи, подготовке ее к защите Отечества. В этой области совету ветеранов удалось добиться значительных результатов. Именно в указанное время активность фронтовиков в пропаганде героических подвигов воинов Мордовии и университета на фронтах Великой Отечественной войны была достаточно высокой. Вдохновенные выступления ветеранов на призывных пунктах военкоматов, в школах Саранска и республики, в музеях и комнатах боевой славы, организация групп „красных следопы-тов“, походы по районам республики, проведение традиционных уроков мужества осуществлялись под руководством и при активном участии фронтовиков. В университете была открыта стела с именами погибших в боях под Москвой студентов и преподавателей. Свою работу совет ветеранов проводил в тесном сотрудничестве с ректоратом университета, организацией ДОСААФ и Республиканским обществом „Знание"

В организацию военно-патриотической работы в университете значительный вклад в 80-е годы внесла военная

© В. Н. Ашутов, 1997

кафедра. Начальник военной кафедры полковник М. И. Дулашко был избран председателем совета по военно-патрио-тическому воспитанию.

Военно-патриотическая работа со студентами проводилась последовательно, начиная с 1-го курса, и осуществлялась поэтапно. При этом учитывались их возрастные особенности, духовное и физическое развитие. У будущих специалистов формировались навыки самостоятельного проведения разносторонней военно-патриотической и оборонно-массо-вой работы в учебных группах, стройотрядах, подшефных школах. С этой целью деканаты, кафедры включали в ежегодные планы своей воспитательной работы мероприятия по военно-патриотическому воспитанию. Основными формами такой работы были встречи с ветеранами войны и труда, Героями Советского Союза и выпускниками университета, проходящими службу в рядах Вооруженных Сил на офицерских должностях. Проводились экскурсии в Мемориальный музей военного и трудового подвига 1941 — 1945 годов и Комнату боевой и трудовой славы; беседы о боевом пути 326-й Рославльской Краснознаменной стрелковой дивизии, сформированной в Саранске. Активное участие в этой работе принимали ветераны войны полковники в отставке И. П. Блинов, В. Я. Зобнин и др. Только за 1985 год было проведено 145 лекций и 190 бесед. Совместно с дирекцией кинотеатров „Октябрь" и „Победа" были организованы кинолектории. Под руководством ветеранов войны была сформирована и активно работала группа „Поиск" Торжественные собрания, посвященные Дню Советской Армии и Военно-Морского Флота, Дню Победы, завершались возложением венков к памятникам и могилам воинов, погибших в боях за Родину; студенты участвовали в торжественных шествиях к местам захоронения участников войны. Использовались и другие формы и методы военно-патри-отического воспитания. В соответствии с требованиями времени совершенствовалась структура совета ветеранов, расширялось содержание его работы.

26 января 1987 года состоялось учредительное собрание ветеранов войны и труда университета. На отчетном собрании ветеранской организации в апреле 1991 года председателем совета ветера-

нов был избран автор настоящей статьи.

Социально-политические и другие условия развития общества в последнее время потребовали совершенствования форм и методов воспитательной деятельности, в том числе перехода от массовости в ее проведении к групповым формам работы со студентами, к ее индивидуализации. Как показывает опыт такой работы, доверительный, прямой разговор о важнейших вопросах и событиях, которыми живут наша страна и общество, дает положительные результаты.

Среди наиболее активных форм патриотического воспитания молодежи в университете особое место занимает работа Комнаты боевой и трудовой славы, на стендах которой отражена более чем 750-летняя история Отечества, его героическое прошлое, ратные подвиги сынов России, важнейшие сражения. В ней сосредоточены также многочисленные экспонаты, отражающие бессмертный подвиг преподавателей и сотрудников университета в годы Великой Отечественной войны.

Немало потрудился над созданием и организацией работы Комнаты ветеран войны, заслуженный работник культуры Мордовии Д. К. Ишунин. К 50-летию Победы под его руководством проделана большая работа по ее оформлению и оборудованию, что способствовало превращению ее в методический центр по во-енно-патриотическому воспитанию студенческой молодежи и школьников, которые регулярно приходят сюда, встречаются с ветеранами войны и труда, участвуют в беседах о героизме советских людей в годы Великой Отечественной войны, о наших земляках-полководцах, ветеранах университета. В видеоклассе кафедры журналистики в соответствии с учебным планом Комнаты демонстрируются документальные фильмы военно-патриотической тематики. Студенты и школьники охотно посещают Комнату и проводимые в ней занятия, активно участвуют в обсуждении различных вопросов прошлого и настоящего нашего народа, о чем свидетельствуют записи в книге отзывов.

9

Не менее важной формой военно-патриотической работы ветеранов со студентами является широкое использование

местной печати. Только за последние три года на станицах газеты „Мордовский университет** опубликовано более 30 очерков об инвалидах и участниках войны, а также ветеранах труда университета. Каждый год ко Дню Победы выпускается специальный номер. Много материалов о ветеранах войны и труда хранится в альбомах и помещено в книгах, изданных Мордовским книжным издательством: „В боях за Родину**, „Героика трудовых будней**, „Ветераны и молодежь** (под редакцией ветерана-фронтовика, члена-корреспондента Академии педагогических и социальных

наук профессора И. Л. Наумченко).

Главным событием 1995 года стало 50-летие Победы, которое сыграло большую роль в военно-патриотическом воспитании студентов. Эта славная дата воспринималась всеми ветеранами как страница их собственной биографии, частица собственной жизни, самое дорогое и близкое их сердцу событие. В университете эта юбилейная дата широко отмечалась. Было проведено много различных мероприятий, в том числе межвузовская научно-практическая конференция „Великая Победа, ее значение и уроки**, встречи ветеранов войны и офицеров военной кафедры со студентами на факультетах, фестиваль самодеятельного художественного творчества „Студенческая весна-95“, посвященный Дню Победы; большой заключительный концерт с участием и награждением ветеранов.

В канун 50-летнего юбилея Победы благодаря активной помощи и поддержке ректората в Издательстве Мордовского университета вышел в свет сборник „Ветераны войны вспоминают**. В нем помещены воспоминания 15 сотрудников университета — участников войны, в том числе очерки профессоров М. С. Букина, И. Л. Наумченко, С. И. Бреева, А. А. Белякова, доцентов Л. С. Ларина, С. И. Морозова, участника Парада Победы Б. А. Панкратова и др. Эти имена давно и заслуженно известны не только сотрудникам университета, но и всей общественности нашего города и республики. Авторы книги рассказали о своих фронтовых буднях, о том, что они видели и пережили, находясь на фронте.

Заметное место в военно-патриотическом воспитании студентов заняли мероприятия, посвященные 100-летию со

дня рождения маршала Г. К. Жукова. 28 ноября 1996 года в университете была

проведена научно-практическая конференция с участием студентов, посвященная этой дате, подготовлены тематические фотовыставки и фотоальбомы. В Научной библиотеке была организована выставка художественной и документальной литературы о жизни и деятельности великого полководца. На факультетах и в Комнате боевой и трудовой славы проводились беседы, студенты увидели до-

кинофильм „Маршал

На Ога-

герой“

кументальныи Жуков — народный ревских чтениях в секции военно-патри-отического воспитания обсуждена тема „Великая Отечественная война и современность “, посвященная маршалу Г. К. Жукову.

Работа университетской ветеранской организации и Комнаты боевой и трудовой славы была по достоинству оценена. В феврале 1997 года Российский Комитет ветеранов войны за активное участие в работе по военно-патриотическому воспитанию студенческой молодежи наградил совет ветеранов и Комнату боевой и трудовой славы университета Почетной грамотой.

Новое интересное направление интеграции военно-патриотического воспитания учащейся молодежи республики надо свое выражение в совместной работе совета ветеранов университета и научно-методической секции военно-патриотического воспитания и подготовки молодежи к армейской службе, функционирующей в составе Регионального учебного округа при МГУ имени Н. П. Огарева. Названная секция (руководитель — заместитель командира войсковой части 42 701 майор С. И. Якимчук) объединила усилия ученых вузов, работников органов образования, оборонно-спортивных и других патриотических организаций республики, членов совета ветеранов и проводит разностороннюю военно-патриотическую работу со студенческой и учащейся молодежью республики. Так, в июне 1997 года члены названной секции при активной помощи командования войсковой части 42 701, Министерства образования РМ и Комитета РМ по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, управления ГАИ МВД, оборонно-спортивных и других организаций провели увлекательные пятидневные военизированные сборы

1997. №3

... .вижение юных патриотов , в которых участвовало свыше 200 учащихся из 25 районов Республики Мордовия. Мероприятие было насыщено самыми различными формами военно-патриотического воспитания и явилось неплохой школой физической закалки и подготовки молодежи к службе в армии. Проведенные сборы позволили интегрировать усилия 15 организаций республики на решение поставленных задач.

Функционирование названной выше секции РУО и деятельность университетской ветеранской организации открывают новые перспективы в их совместной воспитательной и военно-патриотической работе с молодежью.

Важными задачами совета ветеранов университета являются постоянное совершенствование своей работы, приумножение опыта, приобретенного в предшествующие годы.

А. Н. ЗЕРНОВ, проректор МГУ им. Н. П. Огарева по экономике, социальным вопросам и международным связям, директор Издательства Мордовского университета, доцент

ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОРДОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

В становлении Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева как центра науки и культуры Республики Мордовия и одного из ведущих вузов Российской Федерации значительное место занимает издательская деятельность. Процесс формирования столь важного для любого вуза подразделения в нашем университете растянулся на 20-летний период: от редакционно-изда-тельского отдела с тремя штатными единицами до солидного (около 70 человек) издательско-полиграфического предприятия — Издательства Мордовского университета.

Долгий путь развития данного направления в деятельности вуза определил значительные изменения в стратегии и организационных формах, а главное, сформировал высокопрофессиональный коллектив работников, способный на достаточно высоком уровне решать пробле-

книгоиздания специфического. Дело в том, что в задачу нашего коллектива входит выпуск прежде всего научной и учебной литературы для вузов, отличающейся высоким уровнем сложности.

На предшествующем этапе, до образования Издательства Мордовского университета, тематические планы изданий в основном включали малообьемные учебные пособия, методическую литературу и сборники научных трудов, что, конечно, не позволяло решать все проблемы. Ученые университета фактически были лишены возможности издавать монографическую литературу, а это непосредственно влияло на такой важный показатель в работе вуза, как подготовка докторов наук. Перспективы в этом направлении наметились в 1988 году в связи с созданием на базе Мордовского гос-университета Саранского филиала престижного в то время Издательства Сара-

мы современного книгоиздания, причем товского университета. Однако в услови-

© А. Н. Зернов, 1997

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.