Научная статья на тему 'Координация сотрудничества'

Координация сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Координация сотрудничества»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

педагогического лицея № 26, образовательные учреждения), докладчик

колы —

академической многопрофильной гимназии г. Саранска. На дискуссионном „круглом столе“ было отмечено, что по обсуждаемой проблеме в Мордовии много новых и полезных идей. Принято решение проект концепции программы „Одаренные дети“, представленный участникам заседания, доработать и уточнить на местах.

Детально, со ссылкой на накопленный опыт был обсужден вопрос об аттестации образовательных учреждений. Начало дискуссии положил своим выступлением заместитель министра образования Республики Мордовия И. И. Карпов. Он подчеркнул, что цель аттестации — обеспечение контроля за эффективностью образовательного процесса, стимулирование деятельности образовательных учреждений. Рассказав об особенностях аттестационного процесса в республике (министерство аттестует все учреждения республиканского подчинения,, а также полные средние школы, инновационные

показал на конкретных примерах, что аттестация стала эффективным рычагом управления образованием на современном этапе. В разных регионах подход к аттестации образовательных учреждений неодинаков — это стало ясно в процессе обмена мнениями по механизму аттестации в Мордовии.

Участники заседания ассоциации прими к единодушному выводу, что сегодня нет другой более действенной формы управления образовательными учреждениями, кроме лицензирования и аттестации. И эту форму нужно активнее использовать.

Закончилось заседание встречей с Председателем Правительства Республики Мордовия В. Д. Волковым. Можно с уверенностью сказать, что работа была проведена полезная, она дала толчок творческой мысли и обогатила участников заседания новыми идеями.

А. Ф. ЛЯЛИН, ректор МРИПКРО, доцент

КООРДИНАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА

Одной из наиболее распространенных форм подготовки молодежи к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации в последние годы является изучение учащимися средних учебных заведений курса „Основы безопасности жизнедеятельности“ (ОБЖ). Обсудить результаты внедрения названного курса в учебную практику учреждений образования и наметить пути качественного улучшения военно-патриотического воспитания молодежи в регионе собрались 19 декабря 1996 года преподаватели ОБЖ и члены секции военного образования и патриотического воспитания Регионального учебного округа при МГУ имени Н. П. Огарева. В работе научно-методического семинара, проведенного в 11-й средней школе г. Саранска, приняли также участие сотрудники Министерства образования РМ, Республиканского военного комиссариата, городского управления образования и другие.

В ходе обсуждения проблемы была высказана серьезная озабоченность ее со-

временным состоянием, отсутствием программ и учебно-методических пособий по военно-патриотическому воспитанию и курсу ОБЖ. Весьма негативно относятся участники семинара к отмене военной подготовки молодежи в образовательных учреждениях и недооценке роли преподавателей ОБЖ в учебно-воспитательном процессе. Эта мысль подтверждается анкетированием, проведеным в образовательных учреждениях республики: 93 % респондентов-учителей негативно оценивают это решение; 87 % считают, что программа современного курса ОБЖ представляет собой алогичный набор тем, не раскрывающий должной системы такой подготовки. Отмечено также, что в условиях недофинансирования образования резко снизился интерес руководителей образовательных учреждений к организации военно-патриотического воспитания учащихся. Как ни парадоксально, но является фактом и то, что ни один из участников семинара и респондентов не смог назвать какой-либо лей-

ственной формы военно-патриотического воспитания учащихся, успешно применяемой в современной практике учебно-вос-питательного процесса, а 95 % респондентов предложили вернуться к прежней системе начальной военной подготовки.

Кроме того, в выступлениях председателя городского научно-методического совета преподавателей ОБЖ полковника запаса В. А. Зайцева, инспектора городского управления образования И. П. Караваева, членов секции военного образования и патриотического воспитания РУО были названы и такие просчеты в организации военно-патриотической работы в образовательных учреждениях региона, как:

— бессистемность и отрыв от учебно-воспитательного процесса;

— отсутствие хорошо организованной методики, связи с жизнью и бытом Вооруженных Сил РФ;

— слабая учебно-методическая и материально-техническая база по курсу

ОБЖ;

— неразработанность целостной теории военно-патриотического воспитания, отвечающей требованиям учебно-воспитательного процесса и современным задачам обучения и воспитания молодежи при подготовке ее к службе в армии.

Подчеркивалось также, что решить все эти и другие вопросы можно лишь на основе интеграции усилий разрозненных министерств и ведомств региона. С этой целью секцией военного образования и патриотического воспитания молодежи Регионального учебного округа был предложен план совместного решения названных проблем; координирующую роль берет на себя названная секция, включающая как работников соответствующих министерств и ведомств, так и преподавателей ОБЖ образовательных учреждений региона. В соответствии с предложенным планом секции намечено решить следующие важные задачи:

а) ходатайствовать перед Министерством образования РМ и Саранским городским управлением образования о качественном улучшении системы военно-патриотического воспитания молодежи, совершенствовании программы учебного курса ОБЖ и методики ее преподавания;

б) Военному комиссариату республики, военкоматам Ленинского, Октябрьского и Пролетарского районов г. Саранска рекомендовано спланировать систему военно-патриотического воспитания, обеспечивающую качественное улучшение подготовки молодежи республики к службе в Вооруженных Силах РФ, в том числе:

— проводить совместно с Республиканской оборонно-спортивной технической организацией (РОСТО) и молодежными организациями г. Саранска и районов республики месячники оборонно-спортивной работы, общегородские и районные спартакиады и другие мероприятия по военно-прикладным видам

спорта,

— оказывать помощь молодежным организациям районов республики в проведении различных видов юнармейских игр,

— осуществлять подготовку молодежи призывного возраста по различным воинским специальностям;

в) директорам учебных заведений, преподавателям ОБЖ, членам секции военного образования и патриотического воспитания молодежи РУО, дирекции Республиканского музея боевого и трудового подвига 1941 — 1945 гт. при участии ветеранских организаций республики и г. Саранска разработать перспективный и годовой планы вовлечения ветеранов войны и труда в разнообразные формы совместной деятельности по военно-патриотическому воспитанию молодежи региона:

— организация различных видов внешкольных (для учащихся) и внеаудиторных (для студентов) мероприятий:

проведение уроков мужества, посещение Музея боевого и трудового подвига 1941—1945 гг., организация встреч и бесед с ветеранами Великой Отечественной войны и воинами-интернационалистами, участие в юбилейных семинарах и конференциях, посвященных Дню Победы и дням воинской славы;

— просмотр и обсуждение кинофильмов и книг, проведение выставок и конкурсов сочинений по военной тематике;

— ознакомление молодежи города с условиями службы и быта военнослужащих Вооруженных Сил РФ на примере войсковой части № 42701, проведение

встреч с командованием части и воинами срочной службы;

г) оказание помощи учащимся образовательных учреждений региона в подготовке к службе в Вооруженных Силах РФ преподавателями военных кафедр МГУ им. Н. П. Огарева и МГПИ им. М. Е. Евсевьева совместно с наиболее подготовленными студентами старших курсов.

В связи с тем, что названные выше образовательные и другие учреждения

являются субъектами Регионального учебного округа, а многие участники семинара — члены научно-методической секции военного образования и патриотического воспитания молодежи РУО, контроль за выполнением мероприятий, намеченных участниками семинара, секция включила в план своей последующей работы.

С. И. ЯКИМЧУК, руководитель научно-методической секции военного образования и патриотического воспитания молодежи РУО

ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

26—27 апреля по плану мероприятий Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации в Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева проходила Всероссийская научно-техническая конференция „Особенности и тенденции раз-

университетского

разования . Основными

научно-методическими направлениями конференции были определены: исторические аспекты развития инженерного образования в России; современные образовательные технологии как средства фундаментализации инженерной подготовки; роль естественнонаучных дисциплин в вопросах фундаментализации инженерного образования; вопросы интеграции в технических вузах; гуманитаризация инженерного образования.

В принятых конференцией рекомендациях отмечается, что российская инженерная школа, имеющая глубокие традиции, выполняет важнейшие общественные и социальные функции, удовлетворяя культурно-образовательные запросы личности и общества, непосредственно влияя на его экономическое развитие. Техническое образование и технические науки — это мощнейшее средство выживания, обеспечивающее технологическую безопасность, сохранение жизни и здоровья населения, поддержание качества окружающей среды в современных условиях.

Конференция видит реформирование инженерного образования в продолжении

поисков оптимальной, более гибкой системы подготовки инженеров разных уровней, учитывающей различные требования, предъявляемые к специалистам. Одним из путей решения этой проблемы определена интеграция в подготовке инженерно-технических работников в учебных заведениях различного типа.

Высказана необходимость уменьшения объема узковедомственной ориентации в подготовке инженеров с увеличеним акцента на ее смещение в сторону современных технологий, применения ЭВМ, обеспечения технологической безопасности, решения природоохранных проблем.

В выступлениях участников и рекомендациях конференции отмечено также, что отличительной особенностью современного университетского инженерного образования должна стать повышенная фундаментализация, учитывающая его междисциплинарную природу, позволяющая будущему специалисту осваивать новые специальности и инженерные достижения на стыке наук. Реализация этого положения может осуществляться одновременно с гуманитаризацией знаний. Только инженер, получивший подлинно гуманистическое воспитание, способен ясно осознать последствия влияния на социальный климат общества и окружающую среду своих конструкторско-технологических решений.

В. А. НЕЧАЕВ, директор Института электроники и светотехники МГУ им. Н. П. Огарева, кандидат технических наук, доцент

А. И. АЛЕКСАНДРОВ, заведующий кафедрой электронного машиностроения МГУ им. Н. П. Огарева, кандидат технических наук, доцент

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.