Научная статья на тему 'Дела и планы ассоциации „образование большой Волги“'

Дела и планы ассоциации „образование большой Волги“ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дела и планы ассоциации „образование большой Волги“»

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СЕМИНАРЫ,

КОНФЕРЕНЦИИ

ДЕЛА И ПЛАНЫ АССОЦИАЦИИ „ОБРАЗОВАНИЕ БОЛЬШОЙ ВОЛГИ"

Воспитание детей и молодежи, создание необходимых условий для развития у них творческих способностей, повышения уровня образования и культуры — одна из важнейших задач, стоящих перед нашей страной. Особая роль в ее решении принадлежит российским регионам. Они должны реализовывать государственную

политику в области образования с учетом свойственных им национальных и соци-

ально-экономических условии.

Сегодня можно с уверенностью констатировать тот факт, что творческий поиск разумных подходов в реформировании образования на региональном уровне имеет положительные результаты и наработанный опыт, который необходимо транслировать на межрегиональном уровне. Вместе с тем некоторые вопросы образования не под силу решить одному региону, их можно реализовать общими усилиями.

В целях организации межрегионального сотрудничества создана ассоциация региональных органов управления образованием „Образование Большой Волги", в работе которой принимают участие руководители органов управления образованием 12 субъектов Российской Феде-

рации. Руководит ассоциацией директор департамента образования и науки Нижегородской области Н. Ю. Бармин. Ассоциация концентрирует главные проблемы в области образования регионов Поволжья и разрабатывает способы их решения. Заседания ассоциации проводятся один раз в квартал и, как правило,

бывают выездными.

14 — 15 мая текущего года в Саранске прошло очередное заседание ассоциации, в котором приняли участие руководители органов образования республик Татарстан, Мордовия и Марий Эл, Астраханской, Нижегородской, Саратовской, Пензенской, Самарской, Ярославской областей.

С приветствием к участникам заседания обратился первый заместитель Председателя Правительства Республики Мордовия А. В. Кольбов.

Общее представление о системе образования нашей республики дал в своем выступлении министр образования Республики Мордовия В. В. Кадакин. Оперируя цифрами и фактами, он рассказал о большой и напряженной работе, направленной на сохранение сети образовательных учреждений, социальную за-;иту учащихся и педагогов, обновление содержания образования. Затем участники заседания обсудили ряд актуальных проблем, стоящих перед системой образования.

Бурную дискуссию вызвала проблема взаимодействия региональных органов управления образованием и педагогических вузов в процессе подготовки специалистов. Ей посвятил свое выступление начальник Главного управления образования Самарской области Е. Б. Коган. Высказанная им точка зрения о целесообразности переложить подготовку кадров на местные бюджеты не получила поддержки у многих присутствующих. Горячо оппонировал ему по данному вопросу ректор МГПИ им. М. Е. Евсевьева профессор В. М. Макушкин. По его мнению, передача педагогических вузов на местный баланс приведет их в большинстве регионов к закрытию. Причина банальна — отсутствие необходимых средств на финансирование педвузов. Сошлись на том, что нельзя везде применять один подход. Каждый регион должен сказать свое слово с имеющихся финансовых и потребностей в педагогических кадрах.

Очень заинтересованно участники заседания отнеслись к проблеме работы с одаренными детьми. Они подробно познакомились с работой школы № 19,

учетом возможностей

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

педагогического лицея № 26, образовательные учреждения), докладчик

колы —

академической многопрофильной гимназии г. Саранска. На дискуссионном „круглом столе" было отмечено, что по обсуждаемой проблеме в Мордовии много новых и полезных идей. Принято решение проект концепции программы „Одаренные дети", представленный участникам заседания, доработать и уточнить на местах.

Детально, со ссылкой на накопленный опыт был обсужден вопрос об аттестации образовательных учреждений. Начало дискуссии положил своим выступлением заместитель министра образования Республики Мордовия И. И. Карпов. Он подчеркнул, что цель аттестации — обеспечение контроля за эффективностью образовательного процесса, стимулирование деятельности образовательных учреждений. Рассказав об особенностях аттестационного процесса в республике (министерство аттестует все учреждения республиканского подчинения,, а также полные средние школы, инновационные

показал на конкретных примерах, что аттестация стала эффективным рычагом управления образованием на современном этапе. В разных регионах подход к аттестации образовательных учреждений неодинаков — это стало ясно в процессе обмена мнениями по механизму аттестации в Мордовии.

Участники заседания ассоциации прими к единодушному выводу, что сегодня нет другой более действенной формы управления образовательными учреждениями, кроме лицензирования и аттестации. И эту форму нужно активнее использовать.

Закончилось заседание встречей с Председателем Правительства Республики Мордовия В. Д. Волковым. Можно с уверенностью сказать, что работа была проведена полезная, она дала толчок творческой мысли и обогатила участников заседания новыми идеями.

А. Ф. ЛЯЛИН, ректор МРИПКРО, доцент

КООРДИНАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА

Одной из наиболее распространенных форм подготовки молодежи к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации в последние годы является изучение учащимися средних учебных заведений курса „Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ). Обсудить результаты внедрения названного курса в учебную практику учреждений образования и наметить пути качественного улучшения военно-патриотического воспитания молодежи в регионе собрались 19 декабря 1996 года преподаватели ОБЖ и члены секции военного образования и патриотического воспитания Регионального учебного округа при МГУ имени Н. П. Огарева. В работе научно-методического семинара, проведенного в 11-й средней школе г. Саранска, приняли также участие сотрудники Министерства образования РМ, Республиканского военного комиссариата, городского управления образования и другие.

В ходе обсуждения проблемы была высказана серьезная озабоченность ее со-

временным состоянием, отсутствием программ и учебно-методических пособий по военно-патриотическому воспитанию и курсу ОБЖ. Весьма негативно относятся участники семинара к отмене военной подготовки молодежи в образовательных учреждениях и недооценке роли преподавателей ОБЖ в учебно-воспитательном процессе. Эта мысль подтверждается анкетированием, проведеным в образовательных учреждениях республики: 93 % респондентов-учителей негативно оценивают это решение; 87 % считают, что программа современного курса ОБЖ представляет собой алогичный набор тем, не раскрывающий должной системы такой подготовки. Отмечено также, что в условиях недофинансирования образования резко снизился интерес руководителей образовательных учреждений к организации военно-патриотического воспитания учащихся. Как ни парадоксально, но является фактом и то, что ни один из участников семинара и респондентов не смог назвать какой-либо лей-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.