Научная статья на тему 'Вопросы гуманизации развития личности педагога'

Вопросы гуманизации развития личности педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
400
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы гуманизации развития личности педагога»

ВОПРОСЫ ГУМАНИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА

М. Жумаев

Образовательная система республики Узбекистан выступает главным источником умножения интеллектуального потенциала общества, инициатором решения актуальных задач. Ключевое место в этой системе занимает учитель, а его профессиональное становление и деятельность составляют приоритетное направление в теории и практике образования и воспитания. Современная многоуровневая структура высшего образования в нашем стране ставит целью расширение возможностей высшей школы в удовлетворении многообразных культурно-образовательных запросов личности и общества, повышение гибкости общекультурной, научной и профессиональной подготовки специалистов с учетом меняющихся потребностей экономики и рынка труда. Главная задача подготовки бакалавров и магистров включает в себя: осознание личной и социальной значимости своей профессии; овладение различными способами познания и освоения окружающего мира; понимание роли науки в развитии общества; пользование современными методами поиска, обработки и использования информации.

Гуманизация образования является условием гармоничного развития личности, обогащения его творческого потенциала. Между тем традиционный процесс обучения лишает студентов интереса к учебе. Это и жесткий детерминизм образовательного процесса, при котором каждый шаг студента в изучении предмета предусмотрен заранее и определен во времени; и рафинирование исходного материала - отобранной и упрощенной информации под видом истины в последней инстанции, исключающее тем самым показ привлекательной стороны науки. Это, наконец, и устаревший способ контроля, при котором от обучаемого требуется знание и очень мало умений обобщать, анализировать, творчески применять и просто осмысливать эти знания.

Гуманитаризация содержания подготовки студентов педагогических факультетов создает условия для овладения ими достижений человеческой культуры в целом. Чтобы овладеть культурой и развить свой личный профессиональный опыт, необходима соответствующая методическая подготовка учителя начальных классов, которая бы позволила эту культуру освоить, сделать личным достоянием, передать ее богатство детям. Обучение студентов педагогических факультетов должно стать фундаментом подготовки будущего учителя. Будущий учитель в начальных классах должен понимать уровень умственного развития ребенка, который пришел к нему после детского сада (или домашнего воспитания) и представлять уровень, которого должен достигнуть школьник младших классов к завершению начального образования, чтобы успешно продолжить обучение в среднем звене школы.

Школьная практика показывает, что существенную трудность для учителя представляет осознание и последовательная реализация преемственных связей в обучении математике на стыке начального и среднего образования. В силу специфики сложившейся профессиональной подготовки и содержания деятельности учитель начальных классов часто не знает особенно-

222

стей содержания и методов обучения математике в среднем звене. Постановка этого вопроса требует от учителя начальных классов видения перспективы обучения математике, глубокого понимания способов приобретения учащимися знаний и, в соответствии с этим, правильной оценки в усвоении младшими школьниками материала с ориентиром на то, какие требования будут предъявлены к подготовке учащихся на следующем этапе обучения. Наряду с изучением основ науки приоритетным становится формирование умения применять знания для решения возникших в процессе деятельности задач, разрешения различных проблемных ситуаций, овладения методами и способами приобретения знаний. Отсюда новые цели подготовки студентов, которые прежде всего ориентированы на формирование и развитие мышления. Цели подготовки студентов, которые ставит, вообще говоря, преподаватель педвуза, студент принимает как свои, и поэтому эта подготовка становится более успешной, В нее включаются знания, не просто отражающие основы науки, а такие, которые дают возможность реализовать поставленные цели. Что касается контроля за методической подготовкой студентов педагогических факультетов, то он тоже должен быть изменен. На первый план следует поставить контроль умений, основывающихся на знании данного предмета. Контроль должен быть непрерывным, открытым и демократичным.

Итак, мы имеем следующую картину подготовки студентов педагогических факультетов к развитию творческой личности учащихся начальных классов. В государственных документах, касающихся образования, уделяется существенное внимание подготовке учителя начальных классов, причем их деятельность нацелена на достижение развивающего эффекта предметного обучения с соблюдением принципов гуманизации, гуманитаризации, интеграции, демократизации, индивидуализации, дифференциации образовательного процесса. Обсуждается идея индивидуальной подготовки специалиста.

Практика показывает, что подготовка студентов не соответствует новым принципам осуществления высшего педагогического образования, недостаточно отражает изменения и перспективы развития начальной школы -сферы будущей деятельности студентов педагогических факультетов. Таким образом, существует необходимость в целостных исследованиях, посвященных подготовке студентов педагогических факультетов как главной задаче образовательного процесса и отвечающего требованиям сегодняшнего времени.

Список литературы

1. Каримов И. А. Юксак маънавият - енгилмас куч. - Тошкент, 2008.

2. Математика, её содержание, методы и значение / ред. коллегия А. Д. Александров,

А. Н. Колмогоров, М. А. Лаврентьев. Т. 1. - М., 1956.

3. Математическая энциклопедия. Т. 1. - М., 1977.

4. Жумаев М. Э. Болаларда бошлангич математик тушунчаларни ривожлантириш назари-

яси ва методикаси, укув кулланма, «Илм Зиё». - Тошкент, 2013.

223

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.