Научная статья на тему 'Фундаментализация высшего технического образования и развитие профильного обучения: концептуально-программный подход'

Фундаментализация высшего технического образования и развитие профильного обучения: концептуально-программный подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фундаментализация высшего технического образования и развитие профильного обучения: концептуально-программный подход»

15. Матис, В. И. Школа глобальной ориентации. Поликультурная модель /

В. И. Матис // Становление научной школы: проблемы и решения: материалы науч,-практ. конф. - Барнаул: Йзд-во БГГГУ, 2003.

16. Мурашов, А. А. Педагогическая риторика / А. А. Мурашов. ~ М., 2001.

17. Педагогическая антропология: учеб. пособие / авт.-сост. Б. М. Бим-Бад. - М.: Изд-во УРАО, 1998.

18. Разумовская, Г. В. Глобальное образование в российской школе / Г. В. Разумовская // Завуч. - 1999. - № 8.

19. Сенько, Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования. Курс лекций: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Ю. В. Сенько. -М.: Академия, 2000.

20. Супрунова, Л. Л. Поликультурное образование в современной России: поиск стратегии / Л. Л. Супрунова // Magister. - 2000. - № 3.

21. Таланчук, Н. М. Системно-синергетическая концепция педагогики и учебно-воспитательного процесса. / Н. М. Таланчук. - Казань: Изд-во КГУ, 1993,

22. Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы / под ред. В. С. Библе-ра. — Кемерово: АЛЕФ, 1993,

23. Ямбург, Е. А. Школа для всех / Е. А. Лмбург. - М.: Новая школа, 1997.

УДК 378.1 + 373.5

Ю. А. Шихов

ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ: КОНЦЕПТУАЛЬНО-ПРОГРАММНЫЙ ПОДХОД

Согласно основным принципам образовательной политики России, система образования призвана обеспечить: непрерывность образования в течение всей жизни человека; преемственность уровней и ступеней образования; создание программ, реализующих информационные технологии в образовании и развитие открытого образования; подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий.

В то же время усиливается противоречие между возрастающими требованиями современного общества к уровню профессионализма, общей культуры и нравственности членов общества, получающих образование, и фактическим уровнем образования и развития выпускников образовательных учреждений. Поэтому важнейшей задачей системы образования сегодня является поиск новых путей повышения качества подготовки обучающихся, а это, на наш взгляд, напрямую связано с проблемой фундаментализации

образования, в частности, высшего технического образования. В настоящее время для технических вузов России основным приоритетом остается профессиональная подготовка, поэтому ниже рассмотрены основные положения, на которых должна базироваться фундаментализация высшего технического образования, а также основные направления развития профильного обучения в школах, так как от уровня подготовки абитуриентов напрямую зависит успешность обучения студентов во втузе.

Как известно, под фундаментализацией профессионального образования обычно понимается процесс трансляции мировой культуры, знаний и опыта, накопленных человечеством, обеспечивающий формирование всесторонне и гармонически развитой личности и творческого специалиста. В жизнедеятельности любой личности так или иначе присутствуют следующие виды деятельности: производственная (экономическая); познавательно-исследовательская («добыча» и применение научных знаний); культурная (литература, музыка, живопись и т. п.); педагогическая (воспитание детей, учеников); управленческая (руководство другими людьми); экологическая, медицинская, физкультурная [7]. Задача любого образования состоит в их достаточном развитии, с тем, чтобы они образовывали внутреннюю гармонию жизнедеятельности человека, независимо от его профориентации. К базовым структурам фундаментализации высшего технического образования следует отнести, па наш взгляд, следующие 17 видов подготовки:

1) человековедческую (формирование минимума знаний из биологии, психологии, валеологии, креатологии — науки о творчестве; культурологическая подготовка);

2) мировоззренческую (формирование у обучаемого единой, целостной картины мира, например, на базе курса «Концепции современного естествознания»);

3) физико-математическую (причем непрерывную, для формирования у обучаемого способности создавать и применять на практике физические и математические модели, а также использовать законы физики и математический аппарат в курсовых и дипломных проектах);

4) информационную (в сфере информатики, кибернетики и компьютерной техники);

5) технологическую (включая материаловедческую и химическую);

6) экономическую (формирование у обучаемого навыков экономического обоснования вновь создаваемых; проектов и технологий);

7) экологическую (формирование у обучаемого не только «экологического сознания», но и создание «экологически чистых» проектов и технологий);

8) словесно-языковую (в области русского языка и русской литературы для повышения общей грамотности, а также иностранных языков);

9) национально-культурную (историческое и патриотическое образование, причем не только «общероссийское», но и «региональное»);

10) креативную (овладение обучающимся методами деловой игры, получение знаний основ науки о творчестве);

11) квалитологическую и квалгшетрическую (формирование в сознании обучаемого «философии качества», знание сущности международных стандартов ИСО 9000, овладение основами экспертизы на базе ГОСТов и т. п.);

12) организационно-управленческую (изучение основ наук об управлении, в том числе и в трудовых коллективах);

13)рефлексивно-методологическую (ориентация на самообразование);

14) системологическую и классификационную (формирование проблемно-ориентированных «метазнаний» на базе математики, логики, философии, кибернетики, информатики путем организации междисциплинарных курсов по основным макроблокам единого корпуса знаний, науки, культуры и образования: естествознания, обществоведения, техникознания и человековедения; с учетом профильной ориентации вуза и факультета—по определенным направлениям подготовки);

15) гражданственно-правовую (формирование правовой культуры, юридической грамотности, национального самосознания);

16) нравственно-воспитательную (развитие нравственности и духовности; преодоление «полуинтеллигентности», технократизма во всех его измерениях; осмысление роковой роли невежества и некомпетентности в эпоху современной научно-технической революции);

17) компетентностную (в аспекте компетентностного подхода как альтернативного знаниевому).

Приоритетность и важность каждого из 17 видов подготовки в техническом вузе по направлениям подготовки можно выявить методом групповых экспертных оценок [8].

По результатам анкетирования 15 ведущих преподавателей пяти профилирующих кафедр приборостроительного факультета Ижевского государственного технического университета (ИжГТУ) по направлению «Приборостроение», вариационный ряд предпочтений имеет вид: технологическая, информационная, компетентно стная, физико-математическая, квалито-логическая и квалиметрическая, рефлексивно-методологическая, мировоззренческая, организационно-управленческая, гражданственно-правовая, экономическая, системологическая и классификационная, нравственио-воспи-тательная, креативная, словесно-языковая, национально-культурная, чело-вековедческая, экологическая подготовки; а по направлению «Телекоммуникации» соответственно: информационная, организационно-управленческая, компетентностная, системологическая и классификационная, физикоматематическая, креативная, квалитологическая и квалиметрическая, тех-

нологическая, экономическая, экологическая, гражданственно-правовая, нравственно-воспитательная, словесно-языковая, национально-культурная, рефлексивно-методологическая, мировоззренческая, человековедческая.

Можно предположить, что тремя основополагающими принципами фундаментализации высшего технического образования (начальная ступень которого - профильная школа) являются [7]:

— информационный базис будущего специалиста, включающий че-ловековедческую, мировоззренческую, физико-математическую, информационную, словесно-языковую, национально-культурную, креативную, рефлексивно-методологическую, гражданственно-правовую, нравственновоспитательную разновидности подготовки, поскольку все они развивают мотивацию к образованию;

— системологическая и классификационная подготовки, включающие в себя формирование «метазнаний» - универсальных форм усвоения любого знания на основе философии, логики, математики, кибернетики, квали-тологии; позволяющих повысить производительность усвоения знаний через технологии «сжатия информации»;

— подготовка специалистов по направлениям с учетом таких видов подготовки, как технологическая, экономическая, экологическая, креативная, квалитологическая и квалиметирческая, организационно-управленческая, компетентности ая.

Реализация изложенной выше парадигмы фундаментализации высшего технического образования должна опираться не только на социальный заказ о повышений качества подготовки специалистов в современный период развития рыночных отношений в российском обществе, но и на происходящую эволюцию единого корпуса знаний, науки, культуры и образования.

По данным ряда исследователей [см., например, 3], 90% всего корпуса знаний, выработанных цивилизацией, посвящено «косной материи» (достижения физики, химии, астрономии, технических наук и других, изучающих неживую материю); 5 — знаниям о «живом» веществе (биология, медицина и т. п.) и 5% - гуманитарным наукам. Современный этап эволюции единого корпуса знаний, науки, культуры и образования происходит по следующим основным направлениям [7]:

— переструктуризация путем перехода к четырем макроблокам (естествознание, техникознание, обществоведение и человековедение);

— появление классиологии (науки о методах классифицирования), квалитологии (науки о развитии качества любых объектов и процессов);

—информатизация механизмов функционирования многих видов знаний;

— развитие теории технологизации любых видов деятельности;

— разработка учения о цикличности развития любых систем, в том числе и технических.

На смену традиционной парадигме формирования фрагментарного фундаментального образования должна прийти новая циклическая методология непрерывного профессионального образования, в которой каждая ступень образования (например, профильная общеобразовательная школа -учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования-НПО, СПО, ВПО) предстает как образовательный цикл, начинающийся у личности обучающегося с предыдущей «картинымира» и заканчивающийся новой для него «картиной мира» и «экраном знаний» специалиста [7]. С учетом представлений о цикличности фундаментализации образования (общего, профессионального, высшего) качество базового высшего технического образования также зависит от качества образования на предыдущих образовательных циклах. Поэтому в регламентацию учебно-воспитательного процесса в вузе должна закладываться корректировка образовательных программ первых курсов с учетом реального качества знаний абитуриентов.

Поскольку базовым звеном образования является общеобразовательная школа, то для повышения качества образования в целом школа должна не просто давать знания и умения, а формировать у учащихся ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования [1,2,4]. Для этого необходимо: обеспечить дифференциацию и индивидуализацию образования на основе многообразия образовательных учреждений и вариативности образовательных программ; отработать и ввести гибкую систему' профилей обучения в старшей школе, в том числе путем кооперации старшей ступени школы с учреждениями НПО, СПО, ВПО; создать равные условия для получения образования всем слоям населения и расширить возможности их социализации. Добиться в условиях рыночных отношений положительного для себя результата может лишь тот, кто более компетентен в соответствующих областях науки и техники, знает основные принципы построения своей профессиональной карьеры и обладает профессиональной мобильностью в условиях развития новых наукоемких технологий.

Для успешного внедрения профильного обучения в практику общеобразовательных учреждений, а также для создания благоприятных условий по правильному выбору того или иного профиля обучающимися и их родителями, необходимо [8, 9]:

1) на федеральном уровне - разработать и ввести в действие государственные образовательные стандарты общего образования (на начальном этапе — внести изменения в федеральный базисный учебный план) и профильного обучения (по направлениям подготовки); разработать и реализовать концепцию подготовки учителей (в том числе бакалавров и магистров) для профильных школ; создать новое поколение учебной и учебно-методической литературы, наглядных пособий и лабораторного оборудования; обеспечить дополнительное бюджетное финансирование образовательных учреждений;

2) на региональном уровне - организовать переподготовку учителей и администрации школ; обеспечить материально-техническую базу учебного процесса в профильной школе; разработать и реализовать модели сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений между собой, с вузами и работодателями; разработать и внедрить учебные планы различных профилей подготовки;

3) на муниципальном уровне — организовать процедуры по выбору учащимися профилей обучения (анкетирование! беседы с учащимися и их родителями с привлечением представителей вузов и работодателей, изучение портфолио); обеспечить создание и проведение общеобразовательных и специализированных учебных курсов для учащихся профильных классов (с обязательным привлечением кандидатов и докторов наук, а также представителей работодателей).

В целом развитие профильного обучения можно охарактеризовать следующими основными положениями [8-10].

1. Непрерывность. Непрерывное образование, в частности профессиональное, должно быть реализовано не только за счет принципа «многих ступеней» (от начального до высшего и послевузовского), но и за счет непрерывного «предметного образования»: физического, математического, компьютерного, экономического, профессионального и др. Следует отметить, что разработке предметных направлений непрерывности образования пока посвящено недостаточное число исследований, причем, для всех звеньев цепочки: профильное обучение - НПО - СПО - ВПО.

Непрерывное профессиональное образование создает условия для самоопределения и самореализации личности обучающегося и позволяет преодолеть противоречие между индивидуальным характером учебной работы и совместным характером профессионального труда, когда на первый план выходит межличностное общение и взаимодействие (социальная компетентность человека). Все это и развивает в человеке потребность в непрерывном образовании в течение всей его жизни.

Прокомментируем это на примере математики, которая изучается как в школе, так и учреждениях НПО - СПО - ВПО. Однако при поступлении, например, во втуз часто оказывается, что абитуриент имеет знания в этой области не на том уровне и ему необходимо дополнительно осваивать этот учебный предмет на подготовительных курсах. В технических вузах, в свою очередь, курс высшей математики обычно предусмотрен учебными планами лишь на первом и втором курсах. На старших курсах студенты выполняют курсовые, а выпускники - дипломные проекты, которые, согласно современным требованиям, должны быть максимально приближены к решению реальных производственных задач. При этом будущий инженер должен уметь строить физические и математические модели, в совершенстве владея математическим аппаратом. Если проанализировать содержание се-

годняшних проектов, выполненных студентами, то зачастую они посвящаются из года в год решению одних и тех же технических задач с использованием сравнительно простого математического аппарата. Это полоясение можно исправить, введя элективные курсы по физике и математике для учащихся профильных школ и старшекурсников втузов (с учетом уровня и направления подготовки) и включив в требования к курсовым и дипломным проектам обязательное использование методов моделирования на предмет возможных последствий внедрения данного проекта в жизнь.

Аналогичный подход должен быть применен при реализации непрерывного физического, компьютерного, экономического, экологического образования и в других предметных областях.

2, Фундаментальность. Поскольку суть этого положения раскрыта выше, то лишь поясним отдельные моменты.

В период реформирования не только системы образования, но и страны в целом возрастает роль социального и гуманитарного знания о человеке и обществе: органическое единство материальной и духовной культур приводит к их интеграции в некоторый единый тип культуры, который исторически изменчив (необходимость изучения всего наиболее ценного, что было создано предшествующим типом культуры). Культурная преемственность осуществляется не автоматически, а требует организации системы воспитания и образования, основанной на научном исследовании форм, методов, направлений и механизмов развития личности (понятие «культура» включает результаты всей деятельности человека). Отсюда понятна роль гуманитаризации любого образования, так как она способствует повышению мотивации к обучению. Подготовка по направлениям (машиностроение, приборостроение, строительство и т. д.) уже реализуется в учреждениях НПО -СПО - ВПО по схеме «бакалавриат - магистратура», а теперь этот принцип будет реализован в школе. Фундаментализация профессионального образования, в том числе профильного обучения, поможет преодолеть технократическую асимметрию знаний будущих специалистов и перейти от парадигмы узкопрофессионального образования, формирующего фрагментарное сознание, к парадигме проблемно-ориентированного образования, формирующего системное сознание и мировоззренческий базис.

3 .Гуманизация и гуманитаризация. Гуманизация профессионального, в том числе и профильного обучения понимается в целом как процесс и результат переориентации его на личность и как средство ее устойчивости и социальной защиты в рыночных условиях. В частности, должны быть учтены интересы и склонности учащегося при выборе как самого профиля обучения, так и его модели (однопрофильная, многопрофильная школа, сетевая организация школ или школа, обучающая по индивидуальной образовательной программе). Проблемы гуманизации раскрываются через гуманитаризацию профильного обучения и воспитания обучающихся, которая включа-

ет эстетическую, этическую, в том числе профессионально-коммуникативную, экономическую, экологическую и правовую составляющие, и создает в школе благоприятную среду для учащихся и здоровый морально-психологический климат. Гуманизации профильного обучения способствует и его фундаментализация, о которой было сказано выше.

4. Демократизация. Демократизация профильного обучения предусматривает участие в планировании и контроле за обучением не только органов управления образованием разного уровня, но и попечительских советов и ассоциаций работодателей. Практика общественного управления учебными заведениями с помощью попечительских советов существовала в России до 1917 г., а также существует ныне во многих странах мира [5]. Причем во многих странах обязательным требованием является отсутствие в попечительских советах работников образования. Члены совета на конкурсной основе принимают, например, директора учебного заведения (исполнителя решений совета).

5. Интегративностъ. Интеграция содержания профессионального, в частности профильного обучения, понимается, прежде всего, на предметном уровне. Появление в сознании обучающегося целостной картины мира требует специальных интегрированных учебных дисциплин. Примеры предметной интеграции для педагогики не новы как у нас в стране, так и за рубежом. Это школьные предметы «Природоведение», «Обществоведение», «Культурология» и др., а в технических вузах, например, Германии - «Физика и электротехника», «Высшая математика и техническая физика» и т. п. Мы считаем, что предметная интеграция позволит реализовать межпредметные связи изучаемых дисциплин, а также будет способствовать повышению качества подготовки специалистов. В учебные планы профильных школ необходимо, на наш взгляд, включать и интегративные курсы по кибернетике, объединяя в них основы кибернетики, а также такие сопугству-ющие ей учебные предметы, как языки программирования, компьютерная графика и др. Использование достижений кибернетики становится особенно актуальным в связи с тотальной компьютеризацией всех отраслей науки и материального производства.

6. Технологизация. Комплексная технологичность профессионального, в том числе профильного обучения предполагает два аспекта. С одной стороны, учитывая особенности современной научно-технической революции, когда появляются новые наукоемкие технологии, новые открытия и изобретения, необходимо в технической школе (в том числе профильной) вводить новые дополнительные разделы при изучении практически всех профилирующих дисциплин. С другой стороны, и само профессиональное образование любого уровня должно быть технологичным и базироваться на тезаурусном, компетентностном, системном и квалиметрическом подходах, включать в себя модульные, тестовые и компьютерные технологии как

обучения, так и контроля, а также рейтинговые и мониторинговые системы, экспертные методы [8-10]. Так, тезаурусный подход используется для описания целей обучения, определения базовых педагогических понятий с учетом моделей обучения, расчета объемов учебной информации, обоснования требований к обучающимся в профильной школе по структуре их знаний. Компетентностный подход позволяет с помощью совокупности компетенций (общих и специальных) описать желаемые результаты обучения (модель выпускника). Системный подход помогает при исследовании педагогической системы выявить компоненты и системообразующие связи педагогического процесса, определить основные факторы, влияющие на функционирование этой системы, с целью ее усовершенствования. В основе педагогической квалиметрии лежат экспертные методы. Среди различных экспертных методов (оценивание, методы самооценки и педагогического консилиума) наиболее перспективным является метод групповых экспертных оценок, который позволяет алгоритмизировать процедуру педагогической экспертизы и получить обобщенное коллективное мнение квалифицированных экспертов по исследуемому вопросу [8]. Модульные технологии предусматривают модульный принцип структурирования содержания обучения и контроля. Новая педагогическая технология формирования и контроля структуры знаний студентов должна опираться и на современные информационные и телекоммуникационные возможности.

7. Диверсификация. Вхождение России в единое европейское и мировое образовательное пространство, задачи реформирования российского образования обусловливают необходимость нормативно-правовых оснований для получения выпускниками профильной школы не просто документов государственного образца, а таких, которые будут признаваться работодателями в отдельных регионах РФ, странах СНГ и любых других странах мира.

В целом диверсификация образования предполагает:

- многообразие образовательных учреждений и программ, квалификаций и документов об образовании, их нострификацию;

-разнообразие уровней и подуровней образования, базы и сроков подготовки и переподготовки;

- многоканальное финансирование и многообразие в управлении образованием. .

Для координации предпрофильной и профильной подготовки учащихся в школах Удмуртской Республики, и в частности г. Ижевска, по ряду профилей (технологический, естественно-математический, социально-экономический, гуманитарный) совместно с Министерством образования и науки Удмуртской Республики и на базе Ижевского государственного технического университета (ИжГТУ) в 2001 г. создана ассоциация «Ижевский университетский комплекс». В рамках ассоциации ведется работа со школьниками,

начиная с 7-го класса, что позволяет им усвоить на высоком уровне как общеобразовательные предметы, так и специализированные согласно выбранному профилю.

В целях реализации концепции фундаментализации технического образования в университете начата подготовка бакалавров по 27 направлениям и магистров по 15 направлениям. Вводятся интегративные учебные дисциплины [6], ведется преподавание ряда дисциплин на иностранных языках, подготовка инженеров-переводчиков. В регламентацию учебно-воспитательного процесса во втузе закладывается корректировка образовательных программ первых курсов с учетом реального качества знаний абитуриентов: студенты первого курса, пройдя входное тестирование, могут прослушать корректировочные курсы по одному или нескольким предметам (на коммерческой основе). Выпускники обычных и профильных школ могут пройти подготовку по профилирующим предметам на подготовительных курсах (включая дистанционные). Поскольку не каждый обучающийся готов сегодня выбрать свою будущую профессию, подготовка учащихся на курсах ведется по универсальной общеобразовательной программе. Кроме этого, предусмотрена процедура замены профиля учащимся после окончания профильной школы вследствие изменения его личных интересов, склонностей или по рекомендации специалистов втуза (начальная подготовка по новому профилю).

Повышение квалификации учителей и администрации профильных школ Удмуртской Республики проводится с привлечением ведущих специалистов Института повышения квалификации и переподготовки работников образования и вузов: ГОУ ВПО Удмуртский государственный университет, ГОУ ВПО Ижевский государственный технический университет, ГОУ ВПО Глазовский государственный педагогический институт.

Для повышения культурологического уровня будущих инженеров на базе Дворца студентов «Интеграл» ИжГ'ТУ работает 36 кружков (куда могут записаться и школьники), театр «Молодой человек», проводятся фестивали вузовского и регионального уровней. Практически все студенты проходят через систему художественно-эстетического воспитания.

Указанные структуры и мероприятия способствуют, на наш взгляд, повышению качества подготовки будущих инженеров за счет всесторонней подготовки как абитуриентов (профильная школа), так и студентов.

Библиографический список

1. Загвязинская, Э. В. Анализ качества образования российских школьников: культурологический аспект / Э. В. Загвязинская // Образование и наука. - 2006. -№ 6 (42). - С. 10-20.

2. Зеер, Э. Ф. Модернизация профессионально-педагогического образования:

инновационный аспект / Э. Ф. Зеер // Образование и наука. - 2006. — № 6 (42). -

С. 44-54.

3. Казначеев, В. П. Проблемы человековедения / В. П. Казначеев. - М.; Новосибирск: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1997. -349 с.

4. Ковалева, Г. С. РКА - 2003: результаты международного исследования / Г. С. Ковалева // Педагогическая диагностика. — 2006. - № 1. - С. 99-134.

5. Новиков, А. М. Развитие отечественного образования. Полемические размышления / А. М. Новиков. - М.: Эгвес, 2005. - 176 с.

6. Семин, Ю. Н. Интеграция содержания профессионального образования / Ю. Н. Семин // Педагогика. - 2001. - № 2.

7. Субетто, А. И. Квалитология образования / А. И. Субетто. - СПб.; М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. - 220 с.

8. Черепанов, В. С. Основы педагогической экспертизы / В. С. Черепанов. -Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2006. - 124 с.

9. Шихов, Ю. А. Мониторинг в системе «школа-втуз» / Ю. А. Шихов // Профессиональное образование. - 2005. - № 9. - С. 7.

10. Шихов, Ю. А. Мониторинг качества подготовки специалистов / Ю. А. Шихов // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 2. - С. 54—55.

УДК 371 01

Д В. Качалов

КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ

ПЕДВУЗА НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАТИВНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ВОЗРАСТНАЯ ПЕДАГОГИКА»

Концепция формирования целостного психолого-педагогнческого знания студентов педвуза представляет собой сложную, целенаправленную, динамическую систему теоретико-методологических и технологических знаний об интеграции педагогического и психологического знания в процессе изучения интегративно-функциональной учебной дисциплины «Возрастная педагогика», базирующуюся на идеях системного, интегративного, возрастного, технологического и личностно-ориентированного подходов.

Основными источниками создания концепции формирования целостного психолого-педагогического знания на основе возрастной педагогики как интегративно-функциональной учебной дисциплины являются:

- социальный заказ общества, зафиксированный в нормативных документах, объективных потребностях общества и личности на современном этапе;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.