Научная статья на тему 'Социально-технологический стержень профессионального мышления менеджера'

Социально-технологический стержень профессионального мышления менеджера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-технологический стержень профессионального мышления менеджера»

Редакционная почта

147

вительные курсы, так и «выходной» контроль — после их окончания.Мониторинговая служба вуза позволяет отследить «зак-репляемость» первокурсников, прошедших такую предварительную подготовку [5, 6].

Для координации предпрофильной и профильной подготовки учащихся в школах Ижевска по ряду профилей (технологическому, естественно-математическому, социально-экономическому, гуманитарному) совместно с Министерством образования и науки Удмуртской Республики в 2001 г. создана ассоциация «Ижевский университетский комплекс».

В целях реализации концепции фунда-ментализации технического образования в университете начата подготовка бакалавров и магистров по 22 направлениям. Вводятся интегративные учебные дисциплины [7], ведется преподавание ряда дисциплин на иностранных языках. Для повышения культурологического уровня будущих инженеров на базе Дворца студентов «Интеграл» работают 36 кружков, театр «Молодой че-

И. БУРМЫКИНА, доцент

Липецкий государственный педагогический университет

Развитие техногенной цивилизации влечет за собой изменения в духовном мире человека, его способе мышления и взглядах на окружающее. Нам важно подчеркнуть возрастание потребности в технологически образованной личности, способной к творчеству, изобретательству, с развитым социально-технологическим мышлением.

Постановка вопроса о социально-технологическом стиле мышления является новой. Вместе с тем сама проблема не уникальна. К проблеме формирования того или иного типа, образа, стиля мышления обращаются специалисты, работающие в самых различных направлениях. Говорят о математическом, экономическом, литературном,

ловек», проводятся фестивали вузовского и регионального уровней. Практически все студенты проходят через систему художественно-эстетического воспитания.

Литература

1. Черепанов В.С. Основы педагогической эк-

спертизы: Учеб.пособие. - Ижевск, 2006.

2. Черепанов В.С., Шихов Ю.А. О проблеме

фундаментализации инженерного образования: концепция, программно-целевой подход // Вестник ИжГТУ. - 2004. - № 3.

3. Субетто А.И. Введение в нормологию и стан-

дартологию образования. - СПб; М., 2001.

4. Субетто А.И. Системологические основы

образовательных систем. - М., 1991.

5. Шихов Ю.А. Мониторинг в системе «шко-

ла - втуз» // Профессиональное образование. - 2005. - № 9.

6. Шихов Ю.А. Мониторинг качества подго-

товки специалистов // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 2.

7. Семин Ю.Н. Интеграция содержания ин-

женерного образования: дидактический аспект. - Ижевск, 2000.

философском, управленческом стилях мышления. Идея подобной дифференциации мышления основана на том, что профессиональная деятельность и характерная для нее система знаний придают своеобразие мышлению, накладывают на него отпечаток.

Оперируя специальной терминологией, будучи сориентированным на определенный круг проблем, усваивая алгоритм решения типовых задач, специалист формирует особую культуру мышления. В современных условиях неактуально механистическое усвоение суммы информации — это в лучшем случае дает профессиональную эрудицию, но не обеспечивает профессионализм. Чтобы состоялся профессионал, он не только

Социально-технологический стержень профессионального мышления менеджера

148

Высшее образование в России • № 6, 2007

должен обладать определенной суммой знаний, главное — научить его мыслить определенным образом, чтобы он был в состоянии самостоятельно познавать новые реалии и решать новые проблемы, возникающие в профессиональной деятельности. Э. Кротков говорит об этом следующим образом: «... это даже не столько навыки интеллектуальной деятельности, сколько методология определения проблем, выбор главных из них, постановка целей, владение знаниями как инструментами не только решения, но и конструирования проблем____это способность комбинировать знания, как этого требует целесообразность постановки проблемы» [1, с. 73]. Как отмечает А.А.Баталов, «специфический материал, технология действия, деловые отношения, характерные для данных профессионалов, будучи переведенными в идеальный план, в разряд духовной культуры, становятся конкретно-всеобщими схемами мышления» [2, с. 45].

С помощью выражения «стиль (способ, характер) мышления» передают идею, что важна не только сумма знаний, но и порождаемый ею подход к решению проблем теоретического и практического характера. Этот подход, на наш взгляд, вне зависимости от типа мышления носит социально-технологический характер как методологический инструмент упорядочения и осмысления определенной области знаний.

Социально-технологический стиль мышления проявляется как сплав знаний и способов их использования, как определенная культура выявления и решения профессиональных проблем в связи с необходимостью оперативного овладения новыми технологиями, методиками и приемами профессиональной деятельности. То есть социально-технологическое мышление есть стержень профессионального мышления.

Это только одна сторона описываемого феномена. В связи с повышением роли социального во всех сферах жизни общества, во всех системах—социотехнических и технических — мышление профессионала должно носить социальную направленность, чтобы соот-

ветствовать характеру деятельности, осуществляемой в рамках упомянутых систем.

Проявлениями социально-технологического типа мышления специалиста являются умения творчески и сознательно выбирать оптимальные способы преобразовательной деятельности; планировать свою деятельность и деятельность коллектива, прогнозировать и предвидеть ее результаты, оценивать социальную и экономическую эффективность этой деятельности; мыслить системно и комплексно, самостоятельно выявлять потребности в информационном обеспечении деятельности; осуществлять проектную деятельность, дизайн-анализ технологической среды, социологический анализ и социальную экспертизу принимаемых решений.

Таким образом, формирование социально-технологического способа мышления играет важную роль в освоении полидисциплинарных научных знаний об управлении в социальных системах. Эта роль может быть представлена по основным ее функциям: методологической, аналитической и обучающей.

Методологическая функция состоит в том, что социально-технологический стиль мышления способен выполнить организующую роль в рассматриваемой области знаний, давая возможность направленно получать новые, использовать имеющиеся и активно привлекать из других сфер знания, необходимые для понимания управления.

Аналитическая функция охватывает те возможности, которые социально-технологический стиль мышления дает для анализа конкретных объектов. В ней можно выделить три подфункции: распознавание, диагностику и проектирование.

Обучающая функция выражается в том, что социально-технологический стиль мышления является важным направлением научения управлению в разных сферах профессиональной деятельности.

Социально-технологическая культура личности — это более или менее устойчивый комплекс базовых представлений, ценнос-

Редакционная почта

149

тей и процедур организации познавательной и преобразовательной деятельности, реализуемых в управленческом воздействии, ориентированный на получение оптимального социального результата, достижение жизненных целей посредством самоорганизации, раскрытия потенциала социальной системы. Это культура системного мышления и социального действия, характеризующаяся способностью действовать рационально, технологично, конструктивно, инновационно, гуманно.

Сущность социально-технологической культуры заключается: а) в технологизации, то есть расчленении любой социальной деятельности на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией; б) в составлении программы техноло-гизируемой деятельности; в) в прогнозировании планируемого результата за счет актуализации внутренних резервов и ресурсов, минимизации возможных сбоев.

Технологическое образование включает в себя информационно-познавательный и деятельностный компоненты.

Информационный компонент (социально-технологическая компетентность) отражает основные аспекты социально-технологической картины мира, т. е. социально-технологические знания и умения.

Деятельностный компонент — это практическое овладение алгоритмами созидательной, преобразующей, творческой деятельности, направленной, в частности, на развитие социально-технологического мышления. При этом основными критериями успешности обучения становятся самостоятельность и качество выполняемой работы, а также умения открывать знания, пользоваться различного рода источниками информации для решения различных профессиональных проблем.

Литература

1. Кротков Э. Система комплексной оценки

качества образования специалистов // Высшее образование в России. - 1995. - № 2.

2. Баталов А.А. Понятие профессионально-

го мышления: (Методологические и идеологические аспекты). - Томск, 1985.

В. ДУБИНИНА, доцент Марийский государственный педагогический институт им. Н.К. Крупской

Современной системе образования как никогда нужен творческий учитель, склонный к педагогическому поиску. Учитель-исследователь - это идеал учителя. И хотя элементы поиска всегда присутствуют в учительстве, чаще всего процесс становления такого профессионала протекает стихийно. К тому же перегруженность учебных планов в педвузах не позволяет выделить время для исследовательской работы. Например, провести эксперимент, проделать простейшую статистическую обработку цифрового материала не умеют, по нашим данным, более 70% молодых специалистов.

Подготовка учителя-исследователя

Вместе с тем в результате исследований, проведенных в Марийском государственном педагогическом институте (1995, 2005 гг., каждый год N=200), обнаружилось, что за десять лет выросло число студентов, проявляющих склонность к педагогическому поиску (с 6 до 31%), характерна положительная динамика в отношении общей эрудиции (с 43 до 53%). С таким качеством, как инициативность, в течение длительного времени не происходит никаких изменений. А ведь оно важно для творчества.

Повышение поисковых умений учителя связано, на наш взгляд, с достижением достаточно высокого уровня подготовленности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.