РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА
Ю. ШИХОВ, доцент В. ЧЕРЕПАНОВ, профессор Ижевский государственный технический университет
Под фундаментализацией образования (общего, профессионального) обычно понимается процесс трансляции мировой культуры, знаний и опыта, накопленных человечеством, обеспечивающий формирование всесторонне и гармонически развитой личности и творческого специалиста. К базовым структурам фундаментализации высшего технического (и не только технического) образования следует отнести следующие виды подготовки:
• человековедческую (усвоение минимума знаний из биологии, психологии, ва-леологии, креатологии; культурологическая подготовка);
• мировоззренческую (формирование у обучаемого единой, целостной картины мира, например на базе курса «Концепции современного естествознания»);
• физико-математическую (формирование способности создавать и применять на практике физические и математические модели, а также использовать законы физики и математический аппарат в курсовых и дипломных проектах);
• информационную (в сфере информатики, кибернетики и компьютерной техники);
• технологическую (включая матери-аловедческую и химическую);
• экономическую (формирование у обучаемого навыков экономического обоснования создаваемых проектов и технологий);
• экологическую (формирование у обучаемого не только «экологического сознания», но и навыка создания «экологически чистых» проектов и технологий);
• словесно-языковую (в области русского языка и русской литературы для по-
К проблеме фундаментализации высшего технического образования
вышения общей грамотности, а также иностранных языков);
• национально-культурную (историческое и патриотическое образование и воспитание, причем не только «общероссийское», но и «региональное»);
• креативную (овладение методами деловой игры, получение знаний основ науки о творчестве);
• квалитологическую и квалиметри-ческую (усвоение «философии качества», знание сущности международных стандартов ИСО 9000, овладение основами экспертизы на базе ГОСТов и т.п.);
• организационно-управленческую (изучение основ наук об управлении);
• рефлексивно-методологическую (ориентация на самообразование);
• системологическую и классификационную (формирование проблемно-ориентированных «метазнаний» на базе математики, логики, философии, кибернетики, информатики путем организации междисциплинарных курсов по основным макроблокам единого корпуса науки, культуры и образования: естествознания, обществоведения, тех-никознания и человековедения; с учетом профильной ориентации вуза и факультета — по определенным направлениям подготовки);
• гражданственно-правовую (формирование правовой культуры, юридической грамотности, национального самосознания);
• нравственно-воспитательную (развитие нравственности и духовности; преодоление «полуинтеллигентности», технократизма во всех его измерениях; осмысление роковой роли невежества и некомпетентности в эпоху современной научно-технической революции);
146
Высшее образование в России • № 6, 2007
• компетентностью (в аспекте ком-петентностного подхода как альтернативного знаниевому).
Приоритетность и важность каждого из 17 видов подготовки в техническом вузе по направлениям подготовки можно выявить методом групповых экспертных оценок [1]. По результатам анкетирования 15 ведущих преподавателей профилирующих кафедр приборостроительного факультета Ижевского государственного технического университета можно предположить, что тремя «краеугольными камнями» фундаментали-зации высшего технического образования являются следующие:
■ информационный базис будущего специалиста, включающий в себя человеко-ведческий, мировоззренческий, физико-математический, информационный, словесно-языковой, национально-культурный, креативный, рефлексивно-методологический, гражданственно-правовой, нравственно-воспитательный виды подготовки — все они развивают мотивацию к образованию;
■ системологическая и классификационная подготовка, включающая в себя формирование «метазнаний» — универсальных форм усвоения любого знания на основе философии, логики, математики, кибернетики, квалитологии, позволяющих повысить производительность усвоения знаний через технологии «сжатия информации»;
■ подготовка специалистов по направлениям с учетом таких ее форм, как технологическая, экономическая, экологическая, креативная, квалитологическая и квалимет-рическая, организационно-управленческая, компетентностная [2].
Реализация изложенной выше парадигмы фундаментализации высшего технического образования должна опираться не только на социальный заказ на повышение качества подготовки специалистов в современных условиях, но и на эволюцию единого корпуса науки, культуры и образования, происходящую сегодня по следующим основным направлениям:
♦ переструктуризация путем перехода
к четырем макроблокам (естествознание, техникознание, обществоведение и человековедение);
♦ появление классиологии (науки о методах классифицирования), квалитоло-гии (науки о развитии качества любых объектов и процессов);
♦ информатизация механизмов функционирования многих видов знаний;
♦ развитие теории технологизации любых видов деятельности;
♦ разработка учения о цикличности развития любых систем, в том числе и технических [3, с. 139—141].
На смену традиционной парадигме формирования фрагментарного фундаментального образования должна прийти циклическая методология непрерывного профессионального образования, в которой каждая ступень образования предстает как цикл, начинающийся с предыдущей «картины мира» у личности обучаемого и заканчивающийся новой для него «картиной мира» и «экраном знаний» специалиста [4]. Поэтому в регламентацию учебно-воспитательного процесса в вузе должна закладываться корректировка образовательных программ первых курсов с учетом реального качества знаний абитуриентов.
С этой целью в ИжГТУ с 1997 г. функционирует региональное представительство Федерального центра тестирования Министерства образования и науки РФ. За эти годы по линии централизованного тестирования проверили свои знания по основным школьным предметам около 80 тысяч учащихся школ Удмуртской Республики. Ежегодно от 30 до 35% абитуриентов от общего плана приема зачисляются на первый курс на все специальности и факультеты по итогам централизованного тестирования.
Целевая подготовка абитуриентов в ИжГТУ ведется специально созданным Институтом образовательных коммуникаций, имеющим 8 филиалов в основных районах республики. На основе тестовых технологий осуществляется как «входной» контроль знаний поступающих на подгото-
Редакционная почта
147
вительные курсы, так и «выходной» контроль — после их окончания. Мониторинговая служба вуза позволяет отследить «зак-репляемость» первокурсников, прошедших такую предварительную подготовку [5, 6].
Для координации предпрофильной и профильной подготовки учащихся в школах Ижевска по ряду профилей (технологическому, естественно-математическому, социально-экономическому, гуманитарному) совместно с Министерством образования и науки Удмуртской Республики в 2001 г. создана ассоциация «Ижевский университетский комплекс».
В целях реализации концепции фунда-ментализации технического образования в университете начата подготовка бакалавров и магистров по 22 направлениям. Вводятся интегративные учебные дисциплины [7], ведется преподавание ряда дисциплин на иностранных языках. Для повышения культурологического уровня будущих инженеров на базе Дворца студентов «Интеграл» работают 36 кружков, театр «Молодой че-
И. БУРМЫКИНА, доцент
Липецкий государственный педагогический университет
Развитие техногенной цивилизации влечет за собой изменения в духовном мире человека, его способе мышления и взглядах на окружающее. Нам важно подчеркнуть возрастание потребности в технологически образованной личности, способной к творчеству, изобретательству, с развитым социально-технологическим мышлением.
Постановка вопроса о социально-технологическом стиле мышления является новой. Вместе с тем сама проблема не уникальна. К проблеме формирования того или иного типа, образа, стиля мышления обращаются специалисты, работающие в самых различных направлениях. Говорят о математическом, экономическом, литературном,
ловек», проводятся фестивали вузовского и регионального уровней. Практически все студенты проходят через систему художественно-эстетического воспитания.
Литература
1. Черепанов В.С. Основы педагогической эк-
спертизы: Учеб.пособие. - Ижевск, 2006.
2. Черепанов В.С., Шихов Ю.А. О проблеме
фундаментализации инженерного образования: концепция, программно-целевой подход // Вестник ИжГТУ. - 2004. - № 3.
3. Субетто А.И. Введение в нормологию и стан-
дартологию образования. - СПб; М., 2001.
4. Субетто А.И. Системологические основы
образовательных систем. - М., 1991.
5. Шихов Ю.А. Мониторинг в системе «шко-
ла - втуз» // Профессиональное образование. - 2005. - № 9.
6. Шихов Ю.А. Мониторинг качества подго-
товки специалистов // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 2.
7. Семин Ю.Н. Интеграция содержания ин-
женерного образования: дидактический аспект. - Ижевск, 2000.
философском, управленческом стилях мышления. Идея подобной дифференциации мышления основана на том, что профессиональная деятельность и характерная для нее система знаний придают своеобразие мышлению, накладывают на него отпечаток.
Оперируя специальной терминологией, будучи сориентированным на определенный круг проблем, усваивая алгоритм решения типовых задач, специалист формирует особую культуру мышления. В современных условиях неактуально механистическое усвоение суммы информации - это в лучшем случае дает профессиональную эрудицию, но не обеспечивает профессионализм. Чтобы состоялся профессионал, он не только
Социально-технологический стержень профессионального мышления менеджера