Научная статья на тему 'Из опыта работы по реализации научно-методического обеспечения системы непрерывного образования «Школа-колледж-вуз»'

Из опыта работы по реализации научно-методического обеспечения системы непрерывного образования «Школа-колледж-вуз» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
344
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозова Галина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из опыта работы по реализации научно-методического обеспечения системы непрерывного образования «Школа-колледж-вуз»»

целью предварительного знакомства с комбинатом была организована экскурсия, после которой, с учетом пожеланий студентов, определились с тематикой их курсовых проектов по дисциплине «Безопасность труда». В зависимости от индивидуальных особенностей студентов, одним были предложены курсовые проекты, требующие творческого подхода, другим - работы репродуктивного характера, что, однако, не умаляет их достоинства. Глядя на живейшее обсуждение ребятами итогов поездки, их желание посоветовать друг другу более интересные варианты решения проблемы, можно сделать вывод, что их курсовые проекты, которые затем перейдут в дипломные не

оставят равнодушными ни их самих, ни товарищей.

Опыт показывает (а мы готовимся к четвертому выпуску), что удачно организованные производственные практики на реальном материале позволяют повысить компетентность выпускников и увеличить их шансы трудоустроиться по специальности

Литература:

1. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. - М.: Народное образование, 1996. -С.4-5.

2. Blank W.E. Handbook for developing Competency - Based Treining Programs. -New-Jersy: Prentice Hall, 1982.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ШКОЛА-КОЛЛЕДЖ-ВУЗ»

Г.Н. Морозова, к.п.н., декан факультета СПО АСО (КСЮИ)

Рыночная экономика выдвигает задачи по переходу на качественно новый уровень подготовки специалистов. Руководители организаций хотят иметь специалистов конкурентоспособных, мобильных, способных решать профессиональные задачи в нестандартных ситуациях.

В связи с этим система непрерывного профессионального образования является перспективным направлением подготовки специалистов.

Возможность получения профессионального образования нескольких уровней в сокращенные сроки является средством социальной защиты молодежи, повышает качество и конкурентоспособность специалистов.

В настоящее время проблема научнометодического обеспечения системы непрерывного профессионального образования представляет несомненный интерес в научном плане и является предметом многочисленных споров среди практических работников, специализирующихся в образовательной сфере.

Прежде чем ответить на вопрос: «Что понимается под научно-

методическим обеспечением системы непрерывного образования?», необходимо определиться, что понимается под непрерывным профессиональным образованием.

Термин «непрерывное профессиональное образование» получил полноправное признание в современной России сравнительно недавно.

Определение непрерывного образования дано в Концепции непрерывного образования, разработанной Государственным комитетом по народному образованию СССР (1989г.) и по своей сути ближе к понятию «образование в течение всей жизни». Непрерывное образова-

ние, перманентное образование - образование, сопровождающее человека на всем протяжении его жизни. Непрерывность образования понимается как его непре-кращающееся развитие, расчлененное на ряд последовательно связанных этапов, на каждом из которых создаются предпосылки для перехода на новый, более высокий уровень развития [1].

Таким образом, под непрерывностью понимается преемственность трех уровней образования и обучения: начального, среднего и высшего профессионального образования.

Действующее законодательство в области образования создало предпосылки для формирования и развития систем непрерывного профессионального образования в различных моделях взаимодействия среднего и высшего профессионального образования: университетские комплексы, включающие в свою структуру образовательные учреждения среднего профессионального образования (например, Кубанский государственный университет, Воронежский и Донской государственные технические университеты, Новоуральский государственный технологический институт и др.); многопрофильные учебно-научно-производственные

комплексы, включающие в свою структуру не только образовательные учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования, но и научно-исследовательские институты, производственные структуры, (например, Орловский государственный технический университет, Оренбургский государственный университет, Московский государственный институт электронной техники (технический университет); региональные университетские комплексы, включающие в структуру несколько ву-

зов и несколько колледжей (Ростовский государственный педагогический университет); профессионально-образовательные комплексы (например, Казанский государственный технологический университет), региональные центры непрерывного образования, (например, Татарско-американский региональный институт); региональные профессиональные комплексы (например, региональный образовательный комплекс (колледж) НПО на базе Новочеркасского государственного промышленно-гуманитарного колледжа) и др. [2].

В рамках настоящей статьи предпринята попытка обобщить результаты многолетних исследований по проблеме реализации непрерывного образования и его научно-методического обеспечения в сфере негосударственного образования, проведенных на базе факультета среднего профессионального образования Академии социального образования (КСЮИ) в составе научно-образовательного комплекса АСО (КСЮИ) - ИПП ПО РАО [3, 4].

Реализуемая на базе факультета СПО модель непрерывного образования «школа - ССУЗ - ВУЗ», предусматривает:

- формирование профильных классов из числа выпускников основного общего образования (предпрофильных 9 классов) для профильного обучения на старшей ступени базовой школы по лицензированным специальностям СПО (I ступень);

- утверждение единых экспериментальных рабочих учебных планов с учетом требований государственных образовательных стандартов и сохранение без изменений инвариантной части базисного учебного плана общеобразовательной школы (10 и 11 классы) и рабочего учебного плана факультета СПО 1 и 2 курсов соответствующей специальности по согласованию с руководителями школ и деканом;

- обеспечение факультетом СПО вариативной (профильной) части учебного плана необходимой учебно-методи-

ческой базой и осуществление мониторинга образовательной деятельности;

- предоставление выпускнику профильного колледж-класса (11 класс) при успешном освоении им профессиональных программ за 1 и 2 курсы факультета СПО права поступления (переход) в АСО (КСЮИ) по профилю специальности СПО в сокращенные сроки обучения (II ступень);

- предоставление выпускнику факультета СПО при успешном освоении им профессиональной программы СПО права продолжить обучение в АСО (КСЮИ) по родственной специальности ВПО в сокращенные на 1-2 года сроки (III ступень).

Вопрос о нормативном правовом обеспечении системы непрерывного профессионального образования имеет высокую степень значимости для структурных подразделений, организаций, учреждений, которые входят в эту систему, поскольку оно является одним из приоритетных условий, обеспечивающим качество профессиональной подготовки компетентных специалистов.

Следует констатировать, что в настоящее время в педагогической и методической литературе нет единого понимания структуры и состава научнометодического обеспечения (далее -НМО). В педагогической практике данное обстоятельство приводит к субъективному решению многих вопросов.

Под научно-методическим обеспечением (далее - НМО) мы, вслед за академиком РАО Г.В. Мухаметзяновой, понимаем обеспечение процесса подготовки компетентного специалиста методологическими, дидактическими и методическими разработками, отвечающими современным требованиям педагогической науки и практики.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что научно-методическое обеспечение подготовки компетентного специалиста проектируется, а затем реализуется на трех уровнях:

• методологическом, включающим в себя анализ содержания и характера труда будущего специалиста, совершенствование квалификационной характеристики, разработку моделей профессиональной деятельности специалиста, выявление требований рынка труда и работодателей к качеству результата подготовки специалиста, обоснование методологических подходов к подготовке студентов, обоснованное применение педагогических принципов;

• дидактическом, предполагающим рассмотрение теории обучения и механизмов усвоения знаний, формирования умений и навыков с целью создания различных дидактических материалов и построения эффективной личностно-ориентированной технологии обучения. Этот уровень включает разработку и обоснование целей, содержания, методов, форм организации и средств теоретического и практического обучения;

• методическом, позволяющим разрабатывать и реализовывать инновационные технологии обучения и воспитания, обоснованные с методологических позиций. Сюда относятся конкретные методические приемы и средства, содержание конкретных видов практик, а также материалы, обусловленные спецификой конкретной специальности и условиями регионального рынка труда. Этот уровень включает в себя так же проведение педагогического эксперимента.

Рассмотрим опыт по реализации научно-методического обеспечения модели непрерывного образования «школа-

колледж-вуз» в условиях факультета СПО АСО (КСЮИ) на каждом из трех вышеперечисленных уровней.

Факультет среднего профессионального образования (далее - ФСПО) в составе научно-образовательный комплекса АСО (КСЮИ) - ИПП ПО РАО играет роль связующего звена между общим, начальным и средним профессиональным образованием, с одной стороны, и высшим профессиональным и послевузовским образованием, с другой стороны,

что позволяет сформировать систему поэтапного перехода от общего и практикоориентированного образования к академическому и, таким образом, обеспечивает целостность многоуровневого образовательного процесса. Интеграция среднего и высшего профессионального образования в составе научно-образовательного комплекса направлена не только на развитие взаимодействия среднего профессионального образования с другими образовательными уровнями в части реализации преемственных образовательных программ, но и на обеспечение активизации контактов между научно-

педагогическими коллективами, совместное проведение методической, научноисследовательской работы, повышение рациональности использования ресурсов.

Первый (методологический) уровень реализации научно-методического обеспечения системы непрерывного образования в условиях факультета СПО включает в себя следующие подходы и принципы:

- компетентностный подход, который соответствует условиям рыночного хозяйствования, поскольку он предполагает наряду с формированием профессиональных знаний, умений, навыков еще и ориентацию на развитие у обучающихся таких универсальных способностей и готовностей (ключевых компетенций), которые востребованы на рынке труда (Г.И. Ибрагимов и др.) [5];

- концептуальный подход в образо-

вании, при котором студенту не только дают необходимые знания в профессиональной области, но и обеспечивают с помощью образования новое качество его интеллектуальных возможностей

(С.П. Никаноров);

- модель опережающего образования (П.И. Самойленко, Т.В. Гериш, Т.Д. Ба-рер), поскольку в основе данной модели лежит идея развития личности и самой системы среднего профессионального образования. Опережающее образование в отличие от традиционного ориентируется в подготовке выпускника не столько

не столько на конкретную профессиональную Деятельность, сколько на формирование у него готовности к освоению новых знаний, приобретению многофункциональных умений и обеспечивает профессиональную мобильность и конкурентоспособность специалиста.

- модель сетевой организации профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы, основанную на кооперации общеобразовательного учреждения с учреждениями высшего, среднего и начального профессионального образования;

- общедидактические и общепедагогические принципы, направленные на совершенствование личности, общества, производства и сферы образования: ориентация на культуросообразность, гуманизация профессионального образования, принцип деятельностной направленности, фундаментализация образовательной и социокультурной деятельности образовательного учреждения и др. (Г.В. Муха-метзянова) [6].

Второй (дидактический) уровень реализации научно-методического обеспечения подготовки компетентного специалиста в условиях факультета СПО включает в себя такие принципы современной парадигмы образования как гуманизация, гуманитаризация и информатизация образования. Мы рассматриваем гуманизацию как процесс, для которого характерен субъектный тип отношений. Отношение к человеку как к субъекту предполагает признание его прав на уникальность, активность, внутреннюю свободу и духовность.

Следовательно, уникальность, активность, внутреннюю свободу и духовность можно отнести к признакам гуманизации образования.

Принцип гуманитаризации мы, вслед за академиком РАО Мухаметзяновой Г.В. [6], рассматриваем как изменение смысла образования. На дидактическом уровне гуманитаризация образования требует выявления в любом учебном материале дисциплины общечеловеческих ценно-

стей и личностных смыслов, т.е. ориентации на человеческий вектор в содержании изучаемого материала. Иначе говоря, происходит смещение акцента в содержании образования в результате чего обучаемый не просто усваивает предметное знание, а осваивает мир культуры.

Как нам представляется, гуманитаризация образования реализуется через следующие проявления современной парадигмы образования: развивающую направленность, диалогичность, интегрированность и фундаментальность.

Развитие личностных качеств обучаемых рассматривается нами как ведущая педагогическая деятельность. В условиях ФСПО она связана с раскрытием и совершенствованием личностных качеств студентов при помощи учебных предметов.

Личностные качества (ключевые компетенции), в нашем понимании, представляют собой систему социально значимых качеств, без которой специалисту

сложно, а порой и невозможно быть успешным в будущей профессиональной деятельности. К ним следует отнести следующие: правовую культуру; методологическую культуру; коммуникативные и организаторские способности; умение бесконфликтного общения и работы в команде; самостоятельность и инициативность; креативность; научное мировоззрение; компьютерную грамотность; нравственную зрелость; здоровый образ жизни.

Для того чтобы личностные качества развивались на занятии, преподаватель должен превратить учебный предмет и занятие в средство развития обучаемого при помощи специальных образовательных технологий.

На рис. 1 и 2 приведены диаграммы, иллюстрирующие результативность реализации признаков гуманизации и гуманитаризации образования на ФСПО в течение 2003/04 уч.г. и 2004/05 уч.г.

□ I курс □ II курс

Рис. 1. Реализация признаков гуманитаризации образования (в % к возможному максимуму)

□ I курс □ II курс

Рис. 2. Реализация признаков гуманизации образования (в % к возможному максимуму)

Для удобства чтения диаграмм приведем перечень признаков гуманизации и гуманитаризации образования, уровни реализации которых отражены на рисунках. Признаки гуманитаризации образования: 1) развивающая направленность; 2) диалогичность; 3) интегрированность; 4) эк-зистенциальность; 5) фундаментальность. Признаки гуманизации образования:

1) уникальность; 2) активность; 3) внутренняя свобода; 4) духовность.

Анализ анкетных данных, полученных с помощью методики, разработанной А.И. Севрюк и Е.А. Юниной [7], говорит о том, что имеет место общая тенденция роста процента реализации принципов гуманизации (с 42% до 52%) и гуманитаризации (с 44% до 50%) при переходе с первого на второй курс. Вместе с тем, обращает на себя внимание тот факт, что на аудиторных занятиях уделяется примерно одинаковое внимание реализации обоих принципов (52% и 50% соответственно).

Различия обнаруживаются в результативности реализации отдельных признаков данных принципов.

Из рис. 1 следует, что на факультете доминирует признак духовности (уважение, понимание студента). Остальные признаки гуманизации выражены в меньшей степени.

В соответствии с рис. 2 коллективом факультета больше внимания уделяется технологии диалогового обучения и развитию личностных качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности. Таким образом, с помощью данной методики, выявлены резервные возможности повышения качества учебных занятий за счет усиления внимания к реализации современной технологии

рефлексивного обучения.

Принцип информатизации образования представляет собой процесс внедрения достижений информатики и информационных технологий в обучение, управление образованием и научные ис-

следования. Она основана на использовании компьютерных средств хранения, переработки и представления информации в разнообразном виде.

Как показывает накопленный опыт, переход на третий (методический) уровень реализации научно-методического обеспечения модели непрерывного образования в условиях факультета СПО предполагает разработку, апробацию и внедрение инновационной педагогической технологии личностно ориентированного обучения студентов факультета, обеспечивающей формирование и развитие качеств компетентного специалиста правовой сферы в условиях непрерывного образования.

Системообразующим признаком педагогической технологии, объединяющим и интегрирующим всех субъектов и все процессы на факультете, является разработанная идеальная модель выпускника, включающая в себя определенный набор профессиональных, мотивационных, духовно-нравственных, физических, интеллектуальных, организационно-волевых, социальных, общекультурных качеств.

Средствами учебных дисциплин преподаватели стараются создавать у студентов отчетливое представление о модели современного компетентного специалиста, включающей в себя его основные характеристики (профессиональную компетентность и мобильность; научное мировоззрение; креативность; компьютерную грамотность; высокую общую культуру; приверженность к здоровому образу жизни; нравственно-волевые качества; организаторские и коммуникативные способности).

На основе мониторинга состояния преподавания выявлены формы, методы и средства развития у обучаемых социально значимых качеств, важных для успешной профессиональной деятельности. В качестве их выступают: модернизированное на основе использования системы преемственных внутри - и межпредмет-

ных связей в родственных дисциплинах, изучаемых на уровнях среднего и высшего профессионального образования, содержание непрерывной подготовки; выделение в содержании непрерывной подготовки кредитов (зачетных единиц); использование метода укрупнения дидактических единиц усвоения знаний; организация студенческого самоуправления; использование интегративных форм итогового контроля знаний (междисциплинарный экзамен по специальности); использование методов проблемно-развивающего обучения; сочетание аудиторных занятий с организацией и проведением факультативных и кружковых занятий по развитию профессионально важных качеств; организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов; вовлечение студентов в совместную с преподавателями научно-исследовательскую деятельность по выявлению резервных возможностей повышения качества непрерывной подготовки специалиста в условиях колледжа, рейтинговый контроль и непрерывный мониторинг и др.

Преподавателями факультета СПО активно внедряются в образовательный процесс такие педагогические технологии, как технология интерактивного обучения, технология проблемного обучения, обучение в сотрудничестве, контекстное и проектное обучение, технология учебного исследования, концентрированное обучение, технология дифференцированного обучения, модульно-рейтинговая система обучения.

Наш опыт свидетельствует, что общим критерием выбора преподавателем той или иной технологии является ее возможность обеспечить эффективную коммуникацию и самостоятельность студентов в обучении. Педагогам факультета СПО удается при доминантной реализации какой-то одной технологии использовать элементы и других технологий обучения. Важно, чтобы все это способствовало не только формированию ЗУН,

но и развитию у студентов ключевых компетенций. Так, интегрируя возможности нескольких технологий, наиболее опытные преподаватели успешно осуществляют моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе. Такой подход включает в себя выявление типовых профессиональных задач и их трансформацию в учебно-профессиональные задачи (Казаринова Е.С., Муха-метзянова Т.Н., Иралин М.Б., Морозова А.В., Угаров А.Н., Аскарова Г.М., Морозова Г.Н., Шигапова Л.П., Исхакова Д.Ф., Амалиева Г.Г. и др.)

Рассмотрим некоторые аспекты использования модульно-рейтинговой системы обучения студентов для достижения их творческого саморазвития. Суть предлагаемого методического подхода заключается в следующем.

Условно выделяются два этапа вовлечения студентов в процесс творческого саморазвития.

На первом этапе, основываясь на том, что рейтинговая система позволяет объективно оценить знания, обеспечивает систематичность работы студентов в течение учебного года, обладает возможностью непрерывного контроля, имеет большой диапазон баллов (от 0 до 100), и, опираясь на естественное желание студентов повысить свой рейтинг, предлагается студентам ознакомиться с дополнительной литературой по предметам учебного плана, подготовить рефератный материал о практическом применении некоторых вопросов проходимых курсов (предметов) с обязательным докладом о результатах своих исследований на практических занятиях и заседаниях научных кружков, семинарских занятиях и научных конференциях. Другими словами, рейтинговая система является отличным средством вовлечения студентов в учебно-исследовательскую работу, которая хорошо известна под названием УИРС.

На втором этапе основой вовлечения студентов в процесс творческого само-

развития является научно-исследовательская работа, известная как НИРС.

Поскольку в педагогической теории и практике НИРС понимается неоднозначно, мы под НИРС понимаем совместную научную работу студентов и преподавателей без деления на студенческую и на не студенческую. Ежегодно студентам предоставляется возможность участия в работе научных студенческих кружков в заочном и очном турах, конкурсе на лучшую научно-исследовательскую работу среди студентов факультета; научно-практической конференции среди студентов факультетов и аспирантов АСО (КСЮИ) и ИПП ПО РАО.

Существенным элементом нашего подхода является введение в итоговый рейтинг каждого студента показателя его вовлечения в НИРС за весь период обучения на факультете.

Предлагаемый подход апробирован на факультете и хорошо зарекомендовал себя.

Как показывает опыт, накопленный на факультете СПО, а также интервьюирование студентов и научных руководителей из числа ППС, учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность способствует: формированию установки на самообразование; развитию интеллектуальной инициативы студентов, творческого подхода к собственной деятельности; активизации интереса к знаниям в рамках предметов, входящих в учебный план, развитию способности интегрирования знаний из разных учебных дисциплин для решения определенной проблемы; развитию системности мышления и на его основе способности прогнозирования; повышению престижа знаний, компетентности в различных областях, общей культуры студентов; при-

обретению опыта выступления перед большой аудиторией, участия в научной дискуссии; становлению сферы предметного общения внутри студенческого коллектива, расширению социальных контактов студентов; созданию условий для персонификации образовательной системы; расширению взаимодействия факультета СПО с кафедрами академии, укреплению социального партнерства с предприятиями.

Научно-методическую работу мы рассматриваем как синтез двух видов деятельности: методической и научноисследовательской (инновационной) -

направленных на развитие учебно-воспитательного процесса в условиях непрерывного образования на факультете.

Содержание инновационной деятельности преподавателя ФСПО представлено схемой 1.

Каждый преподаватель имеет личную карту инновационной деятельности, где фиксируются тема экспериментальной работы, выделяются проблема, цель и сущность инновационной деятельности, стадии, методы диагностирования, критерии эффективности применения инноваций и другие компоненты. Таким образом, научно-методическое обеспечение, будучи ориентированным на повышение качества подготовки в системе непрерывного профессионального образования, позволяет получить компетентного специалиста нового качества, у которого личный практический опыт органично соединяется со знанием основ академической науки; преодолеть дублирование в изучении программного материала и сократить срок обучения выпускников факультета СПО в академии по родственным специальностям ВПО; повысить научный потенциал педагогического коллектива факультета СПО.

Схема 1.Структурно-содержательная модель инновационной деятельности преподавателя

Инновационная деятельность преподавателя по формированию качеств компетентного специалиста

• Знание философии образования;

• Знание педагогической терминологии;

• Овладение метолами сбора и обработки информации;

• Диалектический подход к явлению;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Системный подход к построению предпроцессов, к изложению опыта;

• Знание о структуре педагогической деятельности, личности и коллектива;

• Способность находить, анализировать противоречия и др.;

• Новое педагогическое мышление.

Профессиональнопедагогическая направленность;

Психологическая готовность;

Стратегическая готовность; Характерологическая готовность;

Организационная готовность;

Мобилизационная готовность;

Культура самообразования и самовоспитания.

Оценка инновационной деятельности

I

• Актуальность проблематики;

• Направленность деятельности;

• Характер инновационной деятельности;

• Научно-методическая проработка проблемы;

• Результаты и их оформление;

• Апробация работы;

• Использование результатов.

Методологическая культура преподавателя Сформированность ведущих педагогических качеств ведущих педагогических качеств

1 Г П о к а з а т ^е л и

Литература:

1. Концепция непрерывного образования // Сборник учебно-методических и нормативных материалов и документов по ПТО: Справочное пособие. - М., 1992. - С. 52-66.

2. Проблемы сопряжения основных образовательных программ среднего профессионального образования и высшего профессионального образования: Сборник материалов совещания (27-28 февраля 2003г.). - Орел: Орел ГТУ, 2003. - 148 с.

3. Морозова Г.Н. Опыт профессиональной подготовки компетентных специалистов для правовой сферы в условиях поэтапной структуры ее организации // Формирование компетентного специалиста в условиях научнообразовательного комплекса колледж - ВУЗ -НИИ: Материалы научно-практической конференции Казанского социально-юридического института / Под общей редакцией Г.В. Муха-метзяновой, Г.И. Ибрагимова. - Казань: ИСПО РАО, 2003 - С. 69-74

4. Морозова Г.Н. Формирование мотивации успешности в обучении (на материале

колледжа КСЮИ) II Профессиональное образование: вопросы подготовки специалистов, воспитания личности. - Казань: ИСПО, 2004. - С. 97-134.

5. Ибрагимов Г.И. Компетентностный

подход в профессиональном образовании II Научные основы формирования компетентного специалиста в системе непрерывного образования: Материалы всесоюзной научно-прак-

тической конференции. - Казань: КСЮИ, 2003.

- С. 11-25.

6. Мухаметзянова Г.В. Качество подготовки специалиста среднего звена: Смыслы, ориентиры II Научные основы формирования компетентного специалиста в системе непрерывного образования: Материалы всесоюзной научно-практической конференции. - Казань: КСЮИ, 2003. - С. 4-11.

7. Севрюк А.И., Юнина Е.А. Мониторинг качества преподавания в школе: Учебное пособие - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 144с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.