Научная статья на тему 'Круглый стол: подготовка компетентных специалистов в системе непрерывного образования'

Круглый стол: подготовка компетентных специалистов в системе непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
523
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Круглый стол: подготовка компетентных специалистов в системе непрерывного образования»

«Подготовка компетентного специалиста в системе непрерывного образования «школа-колледж-вуз» в контексте реализации концепции профилизации старшей ступени общеобразовательной школы»

Необходимость перехода старшей ступени общеобразовательной школы на профильное обучение продиктована Правительством России в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», где ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и специализацию обучающихся, в т.ч. с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального и высшего профессионального образования».

Как показывает практика, готовность к ситуациям самоопределения оказывается далеко недостаточной даже у учащихся выпускных классов. Около 2/3 выпускников свой выбор совершает под влиянием случайных факторов. Это определяет необходимость уделять особое внимание ситуации выбора школьниками профиля обучения на более ранних возрастных этапах.

Чтобы обсудить проблему профессионального и личностного самоопределения старшеклассников с учетом профильного обучения в школе, за «Круглым столом» в конференц-зале Научно-образовательного комплекса ИПП ПО РАО-АСО (КСЮИ) собрались ученые, проректоры и преподаватели высших

учебных заведениях, а также директоры и преподаватели общеобразовательных школ и средних профессиональных учебных заведений Казани.

Проблема выбора профессии является непростым испытанием, как для учащихся, так и для их родителей, - констатировала директор средней образовательной школы № 54 Т.Н.Алексеева Многим впервые в жизни предстоит сделать столь серьезный шаг, от которого во многом будет зависеть дальнейшая судьба, в частности, мера их подготовленности к сдаче ЕГЭ и перспективы на продолжение образования после школы.

Еще девять лет назад наша школа начала создавать систему преемственности между общеобразовательной и высшей школами с целью оказания помощи учащимся в сознательном выборе будущей профессии. Многолетняя практика показала, что успешно учатся те студенты, которые заранее познакомились с будущей профессией, и у которых еще в школе определился к ней интерес.

В рамках реализации договоров о совместной деятельности с Институтом полимеров КГТУ и Казанским социально-юридическим институтом на базе школы были созданы профильные колледж - классы, в которых до вузовская подготовка велась с привлечением преподавателей вузов.

Считаю, что работа, проводимая в данном направлении, нужная, накоплен положительный опыт. Об этом свидетельствует высокий процент наших выпускников, поступивших в вузы выбранного профиля.

В апреле-мае 2006 года мы провели предварительный этап введения профильного обучения в последнем классе основной школы, включающий в себя диагностику на выявления склонностей и возможностей, учащихся в овладении того или иного профиля, анкетирование среди обучаемых и их родителей.

В течение учебного года каждый из девятиклассников должен подготовить портфолио («портфель достижений») выпускника основной школы, включающий в себя: портфолио документов, портфо-лио работ, портфолио отзывов.

Разработана специальная шкала выставления баллов по каждому из блоков. Наряду с оценками за экзамен портфолио включает в себя суммарный рейтинг выпускника профильного класса, который позволит ему поступить не только в профильный класс на старшей ступени общеобразовательной школы, но и, при желании, в другое профессиональное учреждение.

Разумеется, реализация идеи про-фильности старшей ступени ставит заместителя директора, курирующего данное направление, классных руководителей 9 классов, педагога-психолога перед необходимостью тщательного отслеживания посещения девятиклассниками элективных курсов, подготовки документации, своевременного информирования детей о начале новых курсов, проведения анкетирования среди учащихся и их родителей, различных диагностик, оказания помощи в формировании портфолио и т. п.

К концу учебного года планируем завершить подготовительный этап и сформировать профильные классы АСО (КСЮИ), которые, по моему глубокому

убеждению, задают средне и долгосрочную перспективы.

Мы очень продуктивно работаем со многими общеобразовательными школами нашего города, - соглашается Г.Н.Морозова, декан факультета среднего профессионального образования АСО (КСЮИ), к.п.н. Хочу поделиться опытом работы. В соответствии с договорами о совместном участии сторон в процессе подготовки и профориентации старшеклассников, начиная с 10 класса учащиеся на основе тестирования по профильным предметам, анкетирования, личного желания и желания их родителей, объединяются в классы гуманитарного профиля. Рабочие программы профильных предметов в этих классах ориентированы на профессиональные образовательные программы СПО нашего факультета, а учебный план предполагает дополнительные занятия с преподавателями академии.

Качество обученности учащихся по профильным предметам подтверждается фактом поступления выпускников в академию, высоким процентом победителей в конкурсах на лучшую научно-исследовательскую работу среди студентов, ежегодно проводимых академией, растущей динамикой показателей развития таких ключевых компетенций как креативность, инициативность, коммуникабельность, целеустремленность и т.д.

Приведу такие примеры. Начиная с 2002 г. процент поступления выпускников профильных классов в академию составляет 80-90%. Следует отметить дисциплинированность, ответственность, хорошую успеваемость групп, в которых обучаются выпускники профильных классов. Их профессиональный уровень позволяет им изучать некоторые предметы по сокращенным программам и срокам. Кроме того, они активно участвуют

в общественных мероприятиях, проводимых на факультете и в академии: в субботниках, конкурсах, Студенческой весне, научно-практических конференциях и др. Так, в этом учебном году из 238 старшеклассников 36 чел. (т.е. 12%) приняли участие в конкурсе на лучшую научно-исследовательскую работу, из них 10 человек заняли первые-третьи места. Губайдуллина Д. (средняя школа № 49) и Михеева Е. (выпускница средняя школа № 113), занявшие первые места среди студентов факультета и учеников профильных классов, были рекомендованы к участию в конкурсе 27.03.06г. на лучшую НИР среди студентов, аспирантов и молодых ученых академии, где также заняли призовые места. Из трех президентов студенческого самоуправления академии, избранных на демократических началах тайным голосованием, два являются выпускниками профильных классов. Это Жуков Дима и Губайдуллин Эмиль.

Сформированная модель «школа-ссуз-вуз» дает реальные преимущества каждой из образовательных структур: растет авторитет учебных заведений, повышается успеваемость учащихся и студентов, легче решаются вопросы подбора кадров, ведется совместная воспитательная и профориентационная работа, оптимально и рационально используются учебные площади для проведения занятий и т. д.

Опыт совместной деятельности педколлективов общеобразовательных школ и академии по разработке и реализации модели непрерывного образования «школа-колледж-вуз» позволяет сделать следующие выводы:

Эффективным является сочетание профильного обучения в школах с программами профессионального образования.

Профилизация должна сочетаться с многоуровневой фундаментализацией содержания образования.

В период модернизации всей системы образования Российской Федерации остро встает вопрос о соотношении тенденций фундаментализации и профилизации образования, - продолжает А.Г.Фролов, декан факультета повышения квалификации преподавателей Казанского государственного энергетического университета, доцент, к.пед.н.. Эти тенденции не противоречат и не могут противоречить друг другу: профильное обучение будущих специалистов позволяет им глубоко вникать в сущность будущей профессии, в то время как фундаментали-зация помогает ориентироваться в постоянно меняющейся ситуации развивающейся промышленности и при необходимости переучиваться (менять профиль специальности).

Именно с тенденцией фундаментали-зации в современном образовании тесно связаны такие понятия как ключевые (базисные) компетенции, которые в первом приближении можно определить как умения специалиста, обладающие свойством широкого переноса из одного вида деятельности в другой. В последние годы теории развития ключевых компетенций специалиста уделяется в педагогике большое внимание. Ключевые компетенции должны появиться в моделях подготовки личности и деятельности специалиста (например, в ГОС 2008-2010г.г. они должны присутствовать в диагностируемом виде). К ключевым компетенциям относятся: коммуникативные, лидерские, организаторские, проектировочные, аналитические умения, высокая обучаемость, ситуативность мышления и многое другое. Современная система образования должна формировать указанные компетенции по всей образовательной траектории обучаемого.

Профильное обучение в школе не должно быть самоцелью, - соглашается Читалин H.A., к.п.н., заведующий лабораторией высшего профессионального образования ИПП ПО РАО. Пере оценка его роли и значения как современной тенденции развития школьного образования и обеспечения непрерывности образования может привести не к положительному результату, а к отрицательному.

Всем ясно, что в школе можно организовать профильное обучение не более чем по 2-3 направлениям. Часто эти направления носят гуманитарный характер, что обусловлено материально-технической базой школы. Намного легче организовать профильное обучение юристов, экономистов, математиков, чем слесарей, инженеров и т.д. Такая ситуация с профильным обучением означает, что нарушается (по крайней мере затрудняется) свобода выбора. Школьнику навязывается то профильное обучение, которое предлагает его школа. Это одна крайняя точа зрения.

Другая точка зрения состоит в том, что профильное обучение способствует освоению основных способов профессиональной деятельности на примере профессии или профиля предлагаемых в данный школе. Структура и состав основных способов деятельности одинаков или по крайней мере схож для любой профессии. На примере профессий профильного обучения учащиеся, на мой взгляд, в первую очередь должны освоить фундаментальные научные, технологические, технические и профессиональные знания, умения и ценности. Это, в свою очередь, означает значение фундаментализации профильной подготовки.

Наше исследование этого факта вылилось в обоснование бинарного принципа фундаментализации и профессионализации содержания образования и в разработку теории многоуровневой фундамен-

тализации содержания профессионального образования.

Хочу выразить собственное отношение к термину «образовательные услуги»,- продолжает Читалин Н.А. Данный

термин, хотя и присутствует в нормативных документах, к образованию в полном смысле этого слова не подходит. Услуга платная или бесплатная - это, нечто желательное, сиюминутное и ситуативное, нужное отдельному человеку, что он может получить, если захочет и если имеет возможность. Образование же - это более обширное, глобальное понятие: это накопление и передача опыта от поколения к поколению, это условие сохранения общества и цивилизации, это условие его развития. В этой связи, образование не просто коммерческая услуга, а культурное государственное, политическое и экономическое осуществление и становление общества и отдельного человека.

Поэтому, и по ряду других причин, я считаю, что корректнее использовать термин «образование», а не «образовательные услуги».

Качество образования было и остается одной из важнейших проблем образования. Ни для кого не секрет, что качество подготовки специалиста начинается с качества абитуриента - выпускника общеобразовательной школы, включающего в себя мотивацию профессионального выбора и выбора вуза (ссуза), - рассуждает Г.Н. Морозова, декан факультета среднего профессионального образования АСО (КСЮИ), к.п.н. Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в третьем тысячелетии, должен обладать определенными качествами социально-ориентированной личности.

Наш подход к подготовке специалиста, в отличие от традиционного, предполагает наряду с формированием у студен-

тов профессиональных знаний, умений, навыков по избранной специальности еще и ориентацию на развитие универсальных способностей (ключевых компетенций), к числу которых относятся и такие, как готовность к самостоятельному трудоустройству, способность быть эффективным на рынке труда.

Профилизация как инновационный процесс в условиях взаимодействия учреждений общего и профессионального образования выдвигает новые требования к организации и проведению профориен-тационной работы каждым из социальных партнеров. Наш факультет, имеющий давние связи с общеобразовательными школами (№ 38, 54, 49, 110, 60, 152, 155, 113, МУК-1 и др.), переориентировался с традиционных на инновационные формы профориентационной работы в условиях перехода на профильное обучение. С 2004г., наряду с чтением лекций, участием в работе педсоветов и родительских собраний, специализированных выставок «Образование и карьера», проведением Открытых дверей, мы проводим так называемые «Творческие недели факультета». Равноправными и участниками всех мероприятий, организуемых и проводимых в рамках Недели являются старшеклассники профильных классов и их родители. Так, в марте 2006 г. в рамках Недели был проведен комплекс мероприятий, включающий в себя совместную научно-практическую конференцию преподавателей, студентов и старшеклассников профильных классов, конкурс на лучшую НИР, открытые учебные занятия с демонстрацией элементов инновационных педагогических технологий, обеспечивающих развитие ключевых компетенций специалиста среднего звена у студентов факультета, мастер-классы по презентации «активных» форм учебных занятий, оценки их качества и уровня реализации принципов гуманизации и гуманитаризации в ходе их проведения, конкурс стенгазет и мультимедийных презентаций

академических групп факультета, анкетирование, Круглый стол с социальными партнерами факультета по проблеме качества подготовки компетентного специалиста в системе НПО в условиях перехода на профильное обучение.

Привлекая к проведению всех мероприятий факультета наряду с представителями администрации и преподавателей школ - социальных партнеров, а также учащихся 9-11 классов и их родителей, общаясь с ними, мы решаем задачу ранней профилизации выпускников основной и средней (полной) школы, формируем у них мотивацию профессионального выбора.

Анкетирование среди старшеклассников профильных классов позволяет выявить приоритеты при принятии ими решения о выборе будущей специальности и сделать вывод: в структуре преобладают личностный, нравственный и содержательный мотивы, что подтверждается ранговыми оценками.

Рейтинг мотивов выбора будущей специальности выпускниками профильных классов 2006г. выглядит следующим образом: на I месте - стремление развивать в себе профессионально важные качества (личностный мотив); на II месте -стремление сделать профессиональную карьеру, желание овладеть профессией юриста (содержательный мотив); на III месте - стремление приносить людям пользу (нравственный мотив); на последнем месте - романтика.

Рейтинг мотивов выбора академии (факультета) выглядит следующим образом: первые - третьи места заняли мотивы: I место - желание получить ВПО; II место - престиж академии; III место - по совету родителей; на последнем месте - случайный фактор.

Теоретическое обучение учащихся профильных классов сочетается с их

практическим обучением на реальных рабочих местах, - говорит Т.И. Пронина, зам. декана факультета СПО АСО (КСЮИ) по УПР. В период двухнедельной ознакомительной практики в летние каникулы учащиеся профильных классов «примеряют на себя» должности и осваивают умения профессиональной деятельности, которые им предстоит выполнять, получив диплом юриста среднего звена. Практику они проходят в базовых юридических организациях - районных судах, прокуратурах, районных УВД, «ФОРПОСТ»е и др.

К сожалению, в этом году возникли две проблемы с проведением профессиональной практики. Во-первых, Судебный департамент ограничил прохождение практики в судах г. Казани, во-вторых, в районных УВД введен возрастной ценз для трудоустройства молодежи. А наши практиканты - это, как правило, 16-17-летние юноши и девушки, т.е. количество рабочих мест резко сократилось.

Выход из сложившейся ситуации нашли сами обучаемые. Проявляя инициативу, самостоятельность, занимая активную позицию, большинство студентов самостоятельно или с помощью родителей выбирают места прохождения практик, договариваются с руководителями юридических организаций и представляют в деканат гарантийные письма на места и время прохождения практики.

Положительно зарекомендовав себя в период прохождения практик, выпускники нашего факультета трудоустраиваются самостоятельно и продолжают обучение на юридическом факультете по заочной форме обучения. И мы приветствуем выбор позиции «активного игрока» на рынке труда нашими воспитанниками. Прохождение практик позволяет студентам проверить правильность выбранной ими профессии и обеспечивает формирование и развитие таких социально значимых качеств личности как: креативность, коммуникабельность, умение работать в

команде. До 80% наших выпускников получают высшее юридическое образование в нашей Академии в сокращенные на 1-2 года сроки по очной и заочной формам обучения.

Новые требования к учителю в условиях перехода к профильному обучению диктуют необходимость дальнейшей модернизации педагогического образования и повышения квалификации действующих педагогических кадров, - считает Михеева Л.П., зам. директора Казанского педагогического колледжа, включающих опережающую разработку модели структуры и содержания подготовки специалистов для профильной школы на основе современных подходов к организации педагогического образования.

Анализируя современный подход к вопросу реализации непрерывного педагогического образования, можно выделить три основных направления решения данной проблемы.

В первом случае понимание непрерывного педагогического образования рассматривается как последовательное движение обучающегося из одного образовательного учреждения в другое, т. е. необходимо выделить интегративность этого процесса, т.к. существует проблема разрыва в системе педагогического образования.

Казанский педагогический колледж с 2005 года включился в работу по реализации профильного обучения и предпро-фильной подготовки. В соответствии с приказом Министерства образования и науки РТ №1108/5 от 26.09.03 г. « О создании педагогических классов (педагогических групп) в системе образования Республики Татарстан, ГОУ СПО « КПК» заключил договоры о сотрудничестве с рядом казанских школ (№№№ 10, 79, 139, 49, 146) и гимназий ( №№ 52, 27, 8, 75).

В соответствии с этими договорами педколледж обязан организовывать и

поддерживать учебный процесс в педагогическом классе (группе), проводить экспертизу программ и учебных планов, оказывать методическую помощь, проводить обучение и консультирование учителей.

Однако, для рациональной и успешной организации профильного обучения в старших классах средней школы необходима предпрофильная подготовка, которую следует рассматривать как подсистему, выполняющую подготовительную функцию. При этом не следует забывать, что в рамках внедрения Концепции профильного обучения, ответственность за подготовку учащихся 8 - 9-х классов основной общеобразовательной школы к профессиональному самоопределению возлагается не только на школу, но и на профессиональные учебные заведения, в том числе - средние профессиональные.

Вторым направлением непрерывности педагогического образования можно считать обязательное последовательное изучение учебного материала в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и высшего профессионального образования по соответствующим профессиональным образовательным программам. Если в первом случае речь идет об образовательной системе учреждений (модели) непрерывного педагогического образования, то в данном случае следует рассматривать содержание, структуру и последовательность содержания каждой модели непрерывного образования.

И, наконец, следующим направлением непрерывного педагогического образования является внимание к личности объекта обучения.

Надо сказать, что образование будет непрерывным тогда и только тогда, когда в его процессе будут формироваться и развиваться все виды деятельности. Для педагога это, прежде всего учебная и профессиональная (педагогическая) дея-

тельность. В современных условиях модернизации образования, когда школе нужны талантливые, целеустремленные, способные к проявлению инициативы учителя, необходимо формировать у студентов педССУЗов и исследовательскую деятельность.

В нашем случае в профессиональное педагогическое образование включаются выпускники средней школы в возрасте 15-17 лет.

В этом возрасте вполне возможны ошибки в профессиональном самоопределении и на этапе формирования профессиональной деятельности студент педССУЗа может не обнаружить у себя осознанного стремления к овладению педагогической профессией.

Вместе с тем на этапе высшего образования в педВУЗе продолжают обучение только те выпускники педколледжа, у которых уже сформировано положительное самоопределение к педагогической деятельности, кто на старших курсах был включен в исследовательскую деятельность.

Если выпускники педССУЗов будут иметь определенные льготы при поступлении в педВУЗ и законодательно будет закреплено право на получение высшего педагогического образования, в соответствии с профилем специальности по сокращенным срокам обучения, возможно построение системы педагогического образования, исключающей точки разрыва.

Возвращаясь к вопросу о диалектическом соотношении тенденций фундамен-тализации и профессионализации в образовании, - продолжает А.Г. Фролов необходимо, чтобы преподаватели профильного обучения сами обладали не только профессиональными знаниями и умениями, но и ключевыми компетенциями.

Можно констатировать, что в РФ восстанавливается и развивается система профильного обучения, основанная на принципах непрерывного образования: «школа с углубленным изучением отдельных дисциплин - профильный колледж - вуз», поэтому в настоящее время актуальной становится специальная подготовка педагогических кадров для образовательных учреждений с профильным обучением.

Такая подготовка педагогов, совмещающая в себе обе названных выше тенденции, возможна в рамках лицензированных специализаций специальности «Профессиональное обучение (по отраслям)». Выпускники вузов данной специальности найдут свое место в системе профильного обучения, в службах по управлению персоналом предприятий, в корпоративных образовательных организациях.

В современных условиях становится очевидным, что эффективное самоопределение личности школьника возможно в контексте профильного обучения, - считает Р.Х.Гильмеева, доктор пед. наук, профессор. проректор ИПК РО РТ.

Реализация этого процесса может успешно осуществляться через систему специализированной подготовки старших классов общеобразовательной школы, ориентированной на:

индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, с учетом реальных потребностей рынка труда;

отработку гибкой системы профилей и кооперацию старшей школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.

Главная идея предпрофильной подготовки и профильного обучения ученика состоит в том, что не следует ограничиваться суммой знаний и умений фор-

мального образования. знания должны быть увязаны с социальным опытом, формой реализации которого выступает ключевая компетенция как наиболее универсальная по своему характеру и степени применимости.

Совет Европы определил пять ключевых компетенций, которым он придает особое значение и которым школы должны «вооружить» молодых европейцев. Это:

-политические и социальные компетенции;

-компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе; -компетенции, касающиеся владения устным и письменным общением.

К этой группе общения относится владение несколькими языками принимающее все возрастающее значение.

компетенции, связанные с возникновением общества информации. Владение новыми технологиями, понимание их применения, их силы и слабости, способности критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации и рекламе;

способности учиться всю жизнь как основе непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни. Такое понимание сущности образования как социализирующего фактора в контексте формирования ключевых компетенций ученика отражает наиболее значимые проблемы его воспитания и развития.

В концепции предпрофильной подготовки и профильного обучения основными целями обучения выступают:

обеспечение углубленных изучений отдельных предметов;

создание условий для существенной дифференциации содержания обучения, для обеспечения индивидуальных образовательных программ (траекторий) учащихся;

установление равного доступа к пол-

ноценному образованию разных категорий обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными

склонностями и потребностями;

социализация личности, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием.

Профильное обучение реализуется через следующие задачи: разработка и утверждение содержания профильного обучения (в том числе программ профильного обучения);

разработка, утверждение и экспериментальная апробация форм организации и организационных моделей профильного обучения (на уровне отдельной школы и на уровне группы школ);

переподготовка кадров по программам обучения соответственных типов;

ресурсное обеспечение реализации программ профильного обучения;

сертификация преподавателей и образовательных учреждений на право реализации программ профильного обучения;

управленческая реорганизация на уровне образовательных учреждений и вышестоящих уровнях управления.

В Законе «Об образовании» (ст. 14.) говорится, что содержание образования должно быть ориентировано на реальное личностно ориентированное обучение, -продолжает Т.А.Егорова, преподаватель средней общеобразовательной школы №54 г. Казани, - т.е. главное предназначение школы - целостное развитие личности школьника и формирование его готовности к дальнейшему развитию.

С сентября 1999 года наша школа вступила в проект Д.Сороса, основные положения которого используются учителями по нынешний день в процессе реализации программы «Шаг за шагом». Принципы этой программы заключаются

в следующем:

активное участие родителей в образовании своих детей;

индивидуализация образовательного процесса с целью удовлетворения потребностей и интересов ребенка;

способствование формированию личности, которая будет учиться всю жизнь;

создание среды обучения, которая основана на взаимоуважении.

Школа привлекает к активному участию родителей в образовании своих детей.

Родители посещают класс в качестве ассистентов во время учебных занятий, оказывают помощь в изготовлении пособий, в организации праздников, создании проектов. Участие семьи помогает учителю осуществлять индивидуализацию процесса обучения. Это способствует тому, что учитель в классе чувствует себя в меньшей изоляции. Подобное сотрудничество формирует у родителей доверие к школе, создает особую психологическую атмосферу в классе, дает учащимся положительные модели для подражания.

Следуя принципам программы «Шаг за шагом», учителя большое внимание уделяют использованию коллективных и групповых форм работы (работа по центрам).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Работа по центрам активизирует учащихся, обеспечивает условия для овладения такими важными умениями, как целеполагание, контроль, оценка.

Профильная ориентация - это специально организованная деятельность, направленная на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей школы, в учреждениях профессионального образования,- подключается Павлова О.Ю., куратор предпрофильного и профильного обу-

чения гимназии №152 г. Казани. Профильная ориентация рассматривается не только как помощь в принятии школьником решения о выборе направления и места дальнейшего обучения, она предполагает работу по повышению готовности подростка к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в це-лом.

Организация подготовки учащегося к ситуациям выбора профиля обучения осуществляется поэтапно. Каждый этап профильной ориентации сопровождается соответствующими содержанием, формами и методами.

Отвечая запросам учащихся и их родителей и, исходя из педагогических ресурсов школы, в гимназии были организованы следующие профили обучения в 10-х классах: естественно-

математический, социально-эконо-

мический, гуманитарный.

Для создания и ведения авторских элективных курсов были привлечены преподаватели факультета СПО АСО (КСЮИ) Беденьгов А.А., Аскарова Г.М., Амалиева Г.М., доцент Логинова И. В.

Учащиеся нашей гимназии принимают активное участие в различных конкурсах, проводимых в АСО (КСЮИ), например, в конкурсе творческих работ студентов, аспирантов и сотрудников АСО (КСЮИ), посвященном 1000-летию Казани и 60-летию Победы. Так, Гусева Светлана и Федорова Наталья - учащиеся профильного 11ю класса - с работами «Казань лучезарная» и «Мы помним Ваши имена», заняли первое место и были представлены на Республиканский конкурс.

Однако большинство старшеклассников ориентировано не на определённую профессию, - констатировала зам. директора средней школы № 38 И.Э. Гонча-ренко, - а на довольно широкую их об-

ласть, требующую специфического мышления и высокого развития творческих, интеллектуальных способностей.

Здесь, на первое место выходят параметры интеллектуального развития, интересы и личностные качест-ва,соответствующие этой области (внимательность,

настойчивость, наблюдательность, аккуратность, воображение, гибкость, выносливость, координация ума, творческая инициатива) и только затем специфические типологические характеристики, обусловливающие склонности и способности к той или иной профессии.

Выпускник школы должен быть активным, творческим, стремящимся к поиску и созданию нового, способным использовать свои знания и умения в реальной жизни. Как же стимулировать творческую активность ученика? Как помочь ему самореализоваться, найти себя в сложной жизненной ситуации?

Хочу поделиться опытом нашей школы. Мы очень продуктивно взаимодействуем с АСО (КСЮИ). В школе сложилась отработанная система организации профильного обучения в 9-11 классах. Изучение общественного мнения, предварительный опрос, тестирование учащихся и их родителей помогают решить, какое направление выбрать.

Набор учащихся в профильные классы производятся на конкурсной основе. При отборе учеников педагогов, прежде всего, интересуют их знания, любознательность, общительность, творческое начало в характере. Успех в подготовке старшеклассников зависит от правильно организуемого процесса обучения, где учебно-воспитательная деятельность строится на умственном, нравственном, физическом развитии, личностно-ориентированном обучении.

Создание благоприятных условий (вариативность выбора учебного материала, широкий диапазон спец курсов, факультативов, элективных курсов (рито-

рика, решение конкурсных нестандартных задач, информатика в играх и заданиях, и др.), использование инновационных методов и форм обучения и воспитания, широкая сеть кружков и секций (например, краеведческий музей Чуйкова, русский театр, татарский театр, хореография), вовлечение ученика в научно-исследовательскую деятельность, а также наличие кадров и материально-технической базы, комфортная обстановка, создание ситуации «успеха» на уроке и во внеурочное время, психологический настрой стимулируют к самообразованию, самовоспитанию, самореализации и самоуправлению) обучаемых, способствуют их творческому и интеллектуальному развитию и самореализации как личностей.

Промежуточная диагностика уровня развития интеллектуальных и творческих способностей (тест Кеттена, тест Торран-са) свидетельствует о росте данных способностей у учащихся профильных классов. Во всех профильных классах по сравнению с традиционным уровни развития интеллекта выше среднего и колеблются в интервале от 101,6 до 116,9 баллов.

Педагогический коллектив школы совместно с ППС факультета СПО АСО (КСЮИ) обеспечивают высокий уровень обученности учащихся. Свидетельством этому является тот факт, что процент поступления наших выпускников профильных классов в вуз составляет от 80% до 90%.

Следует отметить, что выпускники нашей школы чувствуют себя комфортно и уверенно в вузе, ощущают себя личностью, способной добиться поставленной перед собой цели.

В условиях перехода к профильному обучению в межшкольных учебных комбинатах появились некоторые проблемы,

- констатировала C.B. Тетрашвили, зам. директора МУК-1 Московского района. Школы открывают различные профили обучения и большинство учащихся 9-11 классов оставляют у себя. Администрация школ и родители ориентируют детей на продолжение обучения в вузе. Таковы реалии нашего времени.

И это хорошо, что многие молодые люди получат высшее образование, но возникает вопрос: «Куда они пойдут после окончания вуза?» В науку пойдут единицы, остальные - в учреждения и организации, часть - на производственные предприятия. И вот здесь им могут понадобиться профессиональные навыки, которые они могли бы получить в нашем учебном комбинате.

Основы профессий, преподаваемые в МУК-1 Московского района, социально адекватны. Мы уверены, что можем обеспечить запросы любого профиля на 100%.

Целесообразно, чтобы учащиеся профильных классов на старшей ступени школ могли проходить обучение в МУК-1, т.к. это расширяет возможности выпускников в приобретении навыков вне школьных профилей.

При изучении образовательных запросов родителей у нас выявлено, что одобряют тот факт, что их дети получают практические навыки профессий и огорчены недостаточным количеством часов, выделяемых на углубленное изучение предметов и проведение практических занятий.

Отвечая на запросы родителей и школьников, на базе нашего комбината был открыт профиль «Право и организация социального обеспечения», разработанный факультетом СПО. То есть мы пытаемся создать условия для разноуровневого образования старшеклассников, обучающихся в школах Московского района г. Казани.

Межшкольный учебный комбинат -важное звено в цепочке непрерывного

образования «школа-МУК-коледж-вуз-предприятие», - считает С.В.Тетрашвили.

В соответствии с Приказом МО РФ от 18.07.02 № 2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» одной из целей перехода к профильному обучению является» подготовка выпускников школы к освоению программ среднего и высшего профессионального образования в сокращенные сроки», - говорит зам. директора общеобразовательной школы № 113 Ново-Савиновского района г. Казани Э.А. Туруновская.

В целях реализации данной Концепции был заключен Договор о сотрудничестве между нашей школой и Академией социального образования (КСЮИ) (факультет среднего профессионального образования). Следует отметить положительные моменты реализации системы социального партнерства « школа - вуз»:

заинтересованность сторон в повышении качества образования и конкурентоспособности выпускников образовательных учреждений;

повышение образовательного и профессионального уровня преподавателей, развитие у них методологической культуры;

развитие и внедрение инноваций в образовательный процесс;

рост самосознания обучающихся и стремление к реализации своих возможностей посредством качественного общеобразовательного и профессионального образования.

Подтверждением вышесказанному служит тот факт, что в настоящее время на базе академии получают среднее и высшее профессиональное образование свыше 100 выпускников нашей школы. Пять наших выпускников по окончании факультета среднего профессионального образования АСО (КСЮИ) получили ди-

пломы по специальности 0201 - Правоведение с отличием.

Сложившаяся практика позволяет выделить следующие формы сотрудничества:

практическое обучение учащихся профильных классов на реальных рабочих местах в период летних каникул;

проведение «открытых» уроков с учащимися профильных колледж-классов для преподавателей школы и академии. Так, 6 декабря 2005г. был проведен открытый урок преподавателем факультета СПО Амалиевой Г.Г. на тему: «Екатерина II «Просвещенный абсолютизм» в России. Созыв Уложенной комиссии» для преподавателей школы и академии, в ходе которого была реализована методическая цель: показать влияние используемых приемов и средств на развитие профессионально значимых качеств личности будущего специалиста (ключевых компетенций) у учащихся профильных классов;

совместное участие преподавателей школы и академии в промежуточной аттестации учащихся профильных классов;

совместное участие преподавателей школы и факультета СПО в разработке учебно-программной документации;

совместное проведение ежегодных «Круглых столов» и научно-практических конференций на тему: «Подготовка компетентного специалиста в системе непрерывного образования «школа-колледж-вуз»: опыт, проблемы и пути их решения», конкурсов на лучшую научно-исследовательскую работу среди учащихся профильных классов, студентов и аспирантов академии».

Учащиеся профильных классов нашей школы занимают призовые места. За период с 2000г. по 2006г. были награждены свыше 10 учеников дипломами I, II степени и благодарственными грамотами академии.

Я считаю, что социальное партнерство как новый тип взаимодействия образо-

вательных учреждений будет способствовать дальнейшему развитию механизма самоорганизации и адаптации профильного обучения к современным социально-

экономическим условиям, а также повысит рейтинг учебных заведений и их конкурентоспособность на рынке образовательных услуг, - резюмировала Э.А.Туруновская.

Институт педагогики и психологии профессионального образования предлагает следующие книги:

Мухаметзянова Г.В.. Вопросы общей и профессиональной педагогики. Избранные педагогические труды: В 3-х т. Т. 1. Казань. - Магариф, 2005. - 416 с.

В первый том вошли педагогические труды, посвященные системе профессионального образования, методологическим и теоретическим основаниям стратегии реформирования; рассматриваются принципы построения, а также направления инновационных преобразований в системе СПО. Уделено внимание особенностям функционирования зарубежной системы СПО, передовые достижения которой могут быть использованы в отечественном образовании.

Мухаметзянова Г.В.. Вопросы общей и профессиональной педагогики. Избранные педагогические труды: В 3-х т. Т. 2. Казань. - Магариф, 2005. - 447 с.

Второй том включает труды, освещающие проблемы формирования мировоззрения в процессе социализации школьников, роли национального самосознания в системе ценностей личности, профессионального и социального воспитания студентов ССУЗ и высшей школы.

Мухаметзянова Г.В.. Вопросы общей и профессиональной педагогики. Избранные педагогические труды: В 3-х т. Т. 3. Казань. - Магариф, 2005. - 415 с.

В третьем томе с учетом современных тенденций рассмотрены проблемы модернизации образования, подготовки специалистов социальной и правоохранительной сфер, развития негосударственного сектора образования.

Научные основы подготовки компетентного специалиста в вузе. Монография. -Казань: РИЦ «Школа». 2005. - 248 с.

В коллективной монографии, подготовленной профессорско-преподавательским составом АСО (КСЮИ) раскрываются различные аспекты актуальной проблемы формирования компетентного специалиста в вузе. Представлены статьи по методологии, теории и методическому обеспечению процесса подготовки специалистов в области социальной работы, юриспруденции, маркетинга.

Эти и другие книги можно приобрести в редакции «Казанского педагогического журнала», библиотеке ИПП ПО РАО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.