«Подготовка компетентного специалиста в системе непрерывного образования «школа-колледж-вуз» в контексте реализации концепции профилизации старшей ступени общеобразовательной школы»
Необходимость перехода старшей ступени общеобразовательной школы на профильное обучение продиктована Правительством России в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», где ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и специализацию обучающихся, в т.ч. с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального и высшего профессионального образования».
Как показывает практика, готовность к ситуациям самоопределения оказывается далеко недостаточной даже у учащихся выпускных классов. Около 2/3 выпускников свой выбор совершает под влиянием случайных факторов. Это определяет необходимость уделять особое внимание ситуации выбора школьниками профиля обучения на более ранних возрастных этапах.
Чтобы обсудить проблему профессионального и личностного самоопределения старшеклассников с учетом профильного обучения в школе, за «Круглым столом» в конференц-зале Научно-образовательного комплекса ИПП ПО РАО-АСО (КСЮИ) собрались ученые, проректоры и преподаватели высших
учебных заведениях, а также директоры и преподаватели общеобразовательных школ и средних профессиональных учебных заведений Казани.
Проблема выбора профессии является непростым испытанием, как для учащихся, так и для их родителей, - констатировала директор средней образовательной школы № 54 Т.Н.Алексеева Многим впервые в жизни предстоит сделать столь серьезный шаг, от которого во многом будет зависеть дальнейшая судьба, в частности, мера их подготовленности к сдаче ЕГЭ и перспективы на продолжение образования после школы.
Еще девять лет назад наша школа начала создавать систему преемственности между общеобразовательной и высшей школами с целью оказания помощи учащимся в сознательном выборе будущей профессии. Многолетняя практика показала, что успешно учатся те студенты, которые заранее познакомились с будущей профессией, и у которых еще в школе определился к ней интерес.
В рамках реализации договоров о совместной деятельности с Институтом полимеров КГТУ и Казанским социально-юридическим институтом на базе школы были созданы профильные колледж - классы, в которых до вузовская подготовка велась с привлечением преподавателей вузов.
Считаю, что работа, проводимая в данном направлении, нужная, накоплен положительный опыт. Об этом свидетельствует высокий процент наших выпускников, поступивших в вузы выбранного профиля.
В апреле-мае 2006 года мы провели предварительный этап введения профильного обучения в последнем классе основной школы, включающий в себя диагностику на выявления склонностей и возможностей, учащихся в овладении того или иного профиля, анкетирование среди обучаемых и их родителей.
В течение учебного года каждый из девятиклассников должен подготовить портфолио («портфель достижений») выпускника основной школы, включающий в себя: портфолио документов, портфо-лио работ, портфолио отзывов.
Разработана специальная шкала выставления баллов по каждому из блоков. Наряду с оценками за экзамен портфолио включает в себя суммарный рейтинг выпускника профильного класса, который позволит ему поступить не только в профильный класс на старшей ступени общеобразовательной школы, но и, при желании, в другое профессиональное учреждение.
Разумеется, реализация идеи про-фильности старшей ступени ставит заместителя директора, курирующего данное направление, классных руководителей 9 классов, педагога-психолога перед необходимостью тщательного отслеживания посещения девятиклассниками элективных курсов, подготовки документации, своевременного информирования детей о начале новых курсов, проведения анкетирования среди учащихся и их родителей, различных диагностик, оказания помощи в формировании портфолио и т. п.
К концу учебного года планируем завершить подготовительный этап и сформировать профильные классы АСО (КСЮИ), которые, по моему глубокому
убеждению, задают средне и долгосрочную перспективы.
Мы очень продуктивно работаем со многими общеобразовательными школами нашего города, - соглашается Г.Н.Морозова, декан факультета среднего профессионального образования АСО (КСЮИ), к.п.н. Хочу поделиться опытом работы. В соответствии с договорами о совместном участии сторон в процессе подготовки и профориентации старшеклассников, начиная с 10 класса учащиеся на основе тестирования по профильным предметам, анкетирования, личного желания и желания их родителей, объединяются в классы гуманитарного профиля. Рабочие программы профильных предметов в этих классах ориентированы на профессиональные образовательные программы СПО нашего факультета, а учебный план предполагает дополнительные занятия с преподавателями академии.
Качество обученности учащихся по профильным предметам подтверждается фактом поступления выпускников в академию, высоким процентом победителей в конкурсах на лучшую научно-исследовательскую работу среди студентов, ежегодно проводимых академией, растущей динамикой показателей развития таких ключевых компетенций как креативность, инициативность, коммуникабельность, целеустремленность и т.д.
Приведу такие примеры. Начиная с 2002 г. процент поступления выпускников профильных классов в академию составляет 80-90%. Следует отметить дисциплинированность, ответственность, хорошую успеваемость групп, в которых обучаются выпускники профильных классов. Их профессиональный уровень позволяет им изучать некоторые предметы по сокращенным программам и срокам. Кроме того, они активно участвуют
в общественных мероприятиях, проводимых на факультете и в академии: в субботниках, конкурсах, Студенческой весне, научно-практических конференциях и др. Так, в этом учебном году из 238 старшеклассников 36 чел. (т.е. 12%) приняли участие в конкурсе на лучшую научно-исследовательскую работу, из них 10 человек заняли первые-третьи места. Губайдуллина Д. (средняя школа № 49) и Михеева Е. (выпускница средняя школа № 113), занявшие первые места среди студентов факультета и учеников профильных классов, были рекомендованы к участию в конкурсе 27.03.06г. на лучшую НИР среди студентов, аспирантов и молодых ученых академии, где также заняли призовые места. Из трех президентов студенческого самоуправления академии, избранных на демократических началах тайным голосованием, два являются выпускниками профильных классов. Это Жуков Дима и Губайдуллин Эмиль.
Сформированная модель «школа-ссуз-вуз» дает реальные преимущества каждой из образовательных структур: растет авторитет учебных заведений, повышается успеваемость учащихся и студентов, легче решаются вопросы подбора кадров, ведется совместная воспитательная и профориентационная работа, оптимально и рационально используются учебные площади для проведения занятий и т. д.
Опыт совместной деятельности педколлективов общеобразовательных школ и академии по разработке и реализации модели непрерывного образования «школа-колледж-вуз» позволяет сделать следующие выводы:
Эффективным является сочетание профильного обучения в школах с программами профессионального образования.
Профилизация должна сочетаться с многоуровневой фундаментализацией содержания образования.
В период модернизации всей системы образования Российской Федерации остро встает вопрос о соотношении тенденций фундаментализации и профилизации образования, - продолжает А.Г.Фролов, декан факультета повышения квалификации преподавателей Казанского государственного энергетического университета, доцент, к.пед.н.. Эти тенденции не противоречат и не могут противоречить друг другу: профильное обучение будущих специалистов позволяет им глубоко вникать в сущность будущей профессии, в то время как фундаментали-зация помогает ориентироваться в постоянно меняющейся ситуации развивающейся промышленности и при необходимости переучиваться (менять профиль специальности).
Именно с тенденцией фундаментали-зации в современном образовании тесно связаны такие понятия как ключевые (базисные) компетенции, которые в первом приближении можно определить как умения специалиста, обладающие свойством широкого переноса из одного вида деятельности в другой. В последние годы теории развития ключевых компетенций специалиста уделяется в педагогике большое внимание. Ключевые компетенции должны появиться в моделях подготовки личности и деятельности специалиста (например, в ГОС 2008-2010г.г. они должны присутствовать в диагностируемом виде). К ключевым компетенциям относятся: коммуникативные, лидерские, организаторские, проектировочные, аналитические умения, высокая обучаемость, ситуативность мышления и многое другое. Современная система образования должна формировать указанные компетенции по всей образовательной траектории обучаемого.
Профильное обучение в школе не должно быть самоцелью, - соглашается Читалин H.A., к.п.н., заведующий лабораторией высшего профессионального образования ИПП ПО РАО. Пере оценка его роли и значения как современной тенденции развития школьного образования и обеспечения непрерывности образования может привести не к положительному результату, а к отрицательному.
Всем ясно, что в школе можно организовать профильное обучение не более чем по 2-3 направлениям. Часто эти направления носят гуманитарный характер, что обусловлено материально-технической базой школы. Намного легче организовать профильное обучение юристов, экономистов, математиков, чем слесарей, инженеров и т.д. Такая ситуация с профильным обучением означает, что нарушается (по крайней мере затрудняется) свобода выбора. Школьнику навязывается то профильное обучение, которое предлагает его школа. Это одна крайняя точа зрения.
Другая точка зрения состоит в том, что профильное обучение способствует освоению основных способов профессиональной деятельности на примере профессии или профиля предлагаемых в данный школе. Структура и состав основных способов деятельности одинаков или по крайней мере схож для любой профессии. На примере профессий профильного обучения учащиеся, на мой взгляд, в первую очередь должны освоить фундаментальные научные, технологические, технические и профессиональные знания, умения и ценности. Это, в свою очередь, означает значение фундаментализации профильной подготовки.
Наше исследование этого факта вылилось в обоснование бинарного принципа фундаментализации и профессионализации содержания образования и в разработку теории многоуровневой фундамен-
тализации содержания профессионального образования.
Хочу выразить собственное отношение к термину «образовательные услуги»,- продолжает Читалин Н.А. Данный
термин, хотя и присутствует в нормативных документах, к образованию в полном смысле этого слова не подходит. Услуга платная или бесплатная - это, нечто желательное, сиюминутное и ситуативное, нужное отдельному человеку, что он может получить, если захочет и если имеет возможность. Образование же - это более обширное, глобальное понятие: это накопление и передача опыта от поколения к поколению, это условие сохранения общества и цивилизации, это условие его развития. В этой связи, образование не просто коммерческая услуга, а культурное государственное, политическое и экономическое осуществление и становление общества и отдельного человека.
Поэтому, и по ряду других причин, я считаю, что корректнее использовать термин «образование», а не «образовательные услуги».
Качество образования было и остается одной из важнейших проблем образования. Ни для кого не секрет, что качество подготовки специалиста начинается с качества абитуриента - выпускника общеобразовательной школы, включающего в себя мотивацию профессионального выбора и выбора вуза (ссуза), - рассуждает Г.Н. Морозова, декан факультета среднего профессионального образования АСО (КСЮИ), к.п.н. Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в третьем тысячелетии, должен обладать определенными качествами социально-ориентированной личности.
Наш подход к подготовке специалиста, в отличие от традиционного, предполагает наряду с формированием у студен-
тов профессиональных знаний, умений, навыков по избранной специальности еще и ориентацию на развитие универсальных способностей (ключевых компетенций), к числу которых относятся и такие, как готовность к самостоятельному трудоустройству, способность быть эффективным на рынке труда.
Профилизация как инновационный процесс в условиях взаимодействия учреждений общего и профессионального образования выдвигает новые требования к организации и проведению профориен-тационной работы каждым из социальных партнеров. Наш факультет, имеющий давние связи с общеобразовательными школами (№ 38, 54, 49, 110, 60, 152, 155, 113, МУК-1 и др.), переориентировался с традиционных на инновационные формы профориентационной работы в условиях перехода на профильное обучение. С 2004г., наряду с чтением лекций, участием в работе педсоветов и родительских собраний, специализированных выставок «Образование и карьера», проведением Открытых дверей, мы проводим так называемые «Творческие недели факультета». Равноправными и участниками всех мероприятий, организуемых и проводимых в рамках Недели являются старшеклассники профильных классов и их родители. Так, в марте 2006 г. в рамках Недели был проведен комплекс мероприятий, включающий в себя совместную научно-практическую конференцию преподавателей, студентов и старшеклассников профильных классов, конкурс на лучшую НИР, открытые учебные занятия с демонстрацией элементов инновационных педагогических технологий, обеспечивающих развитие ключевых компетенций специалиста среднего звена у студентов факультета, мастер-классы по презентации «активных» форм учебных занятий, оценки их качества и уровня реализации принципов гуманизации и гуманитаризации в ходе их проведения, конкурс стенгазет и мультимедийных презентаций
академических групп факультета, анкетирование, Круглый стол с социальными партнерами факультета по проблеме качества подготовки компетентного специалиста в системе НПО в условиях перехода на профильное обучение.
Привлекая к проведению всех мероприятий факультета наряду с представителями администрации и преподавателей школ - социальных партнеров, а также учащихся 9-11 классов и их родителей, общаясь с ними, мы решаем задачу ранней профилизации выпускников основной и средней (полной) школы, формируем у них мотивацию профессионального выбора.
Анкетирование среди старшеклассников профильных классов позволяет выявить приоритеты при принятии ими решения о выборе будущей специальности и сделать вывод: в структуре преобладают личностный, нравственный и содержательный мотивы, что подтверждается ранговыми оценками.
Рейтинг мотивов выбора будущей специальности выпускниками профильных классов 2006г. выглядит следующим образом: на I месте - стремление развивать в себе профессионально важные качества (личностный мотив); на II месте -стремление сделать профессиональную карьеру, желание овладеть профессией юриста (содержательный мотив); на III месте - стремление приносить людям пользу (нравственный мотив); на последнем месте - романтика.
Рейтинг мотивов выбора академии (факультета) выглядит следующим образом: первые - третьи места заняли мотивы: I место - желание получить ВПО; II место - престиж академии; III место - по совету родителей; на последнем месте - случайный фактор.
Теоретическое обучение учащихся профильных классов сочетается с их
практическим обучением на реальных рабочих местах, - говорит Т.И. Пронина, зам. декана факультета СПО АСО (КСЮИ) по УПР. В период двухнедельной ознакомительной практики в летние каникулы учащиеся профильных классов «примеряют на себя» должности и осваивают умения профессиональной деятельности, которые им предстоит выполнять, получив диплом юриста среднего звена. Практику они проходят в базовых юридических организациях - районных судах, прокуратурах, районных УВД, «ФОРПОСТ»е и др.
К сожалению, в этом году возникли две проблемы с проведением профессиональной практики. Во-первых, Судебный департамент ограничил прохождение практики в судах г. Казани, во-вторых, в районных УВД введен возрастной ценз для трудоустройства молодежи. А наши практиканты - это, как правило, 16-17-летние юноши и девушки, т.е. количество рабочих мест резко сократилось.
Выход из сложившейся ситуации нашли сами обучаемые. Проявляя инициативу, самостоятельность, занимая активную позицию, большинство студентов самостоятельно или с помощью родителей выбирают места прохождения практик, договариваются с руководителями юридических организаций и представляют в деканат гарантийные письма на места и время прохождения практики.
Положительно зарекомендовав себя в период прохождения практик, выпускники нашего факультета трудоустраиваются самостоятельно и продолжают обучение на юридическом факультете по заочной форме обучения. И мы приветствуем выбор позиции «активного игрока» на рынке труда нашими воспитанниками. Прохождение практик позволяет студентам проверить правильность выбранной ими профессии и обеспечивает формирование и развитие таких социально значимых качеств личности как: креативность, коммуникабельность, умение работать в
команде. До 80% наших выпускников получают высшее юридическое образование в нашей Академии в сокращенные на 1-2 года сроки по очной и заочной формам обучения.
Новые требования к учителю в условиях перехода к профильному обучению диктуют необходимость дальнейшей модернизации педагогического образования и повышения квалификации действующих педагогических кадров, - считает Михеева Л.П., зам. директора Казанского педагогического колледжа, включающих опережающую разработку модели структуры и содержания подготовки специалистов для профильной школы на основе современных подходов к организации педагогического образования.
Анализируя современный подход к вопросу реализации непрерывного педагогического образования, можно выделить три основных направления решения данной проблемы.
В первом случае понимание непрерывного педагогического образования рассматривается как последовательное движение обучающегося из одного образовательного учреждения в другое, т. е. необходимо выделить интегративность этого процесса, т.к. существует проблема разрыва в системе педагогического образования.
Казанский педагогический колледж с 2005 года включился в работу по реализации профильного обучения и предпро-фильной подготовки. В соответствии с приказом Министерства образования и науки РТ №1108/5 от 26.09.03 г. « О создании педагогических классов (педагогических групп) в системе образования Республики Татарстан, ГОУ СПО « КПК» заключил договоры о сотрудничестве с рядом казанских школ (№№№ 10, 79, 139, 49, 146) и гимназий ( №№ 52, 27, 8, 75).
В соответствии с этими договорами педколледж обязан организовывать и
поддерживать учебный процесс в педагогическом классе (группе), проводить экспертизу программ и учебных планов, оказывать методическую помощь, проводить обучение и консультирование учителей.
Однако, для рациональной и успешной организации профильного обучения в старших классах средней школы необходима предпрофильная подготовка, которую следует рассматривать как подсистему, выполняющую подготовительную функцию. При этом не следует забывать, что в рамках внедрения Концепции профильного обучения, ответственность за подготовку учащихся 8 - 9-х классов основной общеобразовательной школы к профессиональному самоопределению возлагается не только на школу, но и на профессиональные учебные заведения, в том числе - средние профессиональные.
Вторым направлением непрерывности педагогического образования можно считать обязательное последовательное изучение учебного материала в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и высшего профессионального образования по соответствующим профессиональным образовательным программам. Если в первом случае речь идет об образовательной системе учреждений (модели) непрерывного педагогического образования, то в данном случае следует рассматривать содержание, структуру и последовательность содержания каждой модели непрерывного образования.
И, наконец, следующим направлением непрерывного педагогического образования является внимание к личности объекта обучения.
Надо сказать, что образование будет непрерывным тогда и только тогда, когда в его процессе будут формироваться и развиваться все виды деятельности. Для педагога это, прежде всего учебная и профессиональная (педагогическая) дея-
тельность. В современных условиях модернизации образования, когда школе нужны талантливые, целеустремленные, способные к проявлению инициативы учителя, необходимо формировать у студентов педССУЗов и исследовательскую деятельность.
В нашем случае в профессиональное педагогическое образование включаются выпускники средней школы в возрасте 15-17 лет.
В этом возрасте вполне возможны ошибки в профессиональном самоопределении и на этапе формирования профессиональной деятельности студент педССУЗа может не обнаружить у себя осознанного стремления к овладению педагогической профессией.
Вместе с тем на этапе высшего образования в педВУЗе продолжают обучение только те выпускники педколледжа, у которых уже сформировано положительное самоопределение к педагогической деятельности, кто на старших курсах был включен в исследовательскую деятельность.
Если выпускники педССУЗов будут иметь определенные льготы при поступлении в педВУЗ и законодательно будет закреплено право на получение высшего педагогического образования, в соответствии с профилем специальности по сокращенным срокам обучения, возможно построение системы педагогического образования, исключающей точки разрыва.
Возвращаясь к вопросу о диалектическом соотношении тенденций фундамен-тализации и профессионализации в образовании, - продолжает А.Г. Фролов необходимо, чтобы преподаватели профильного обучения сами обладали не только профессиональными знаниями и умениями, но и ключевыми компетенциями.
Можно констатировать, что в РФ восстанавливается и развивается система профильного обучения, основанная на принципах непрерывного образования: «школа с углубленным изучением отдельных дисциплин - профильный колледж - вуз», поэтому в настоящее время актуальной становится специальная подготовка педагогических кадров для образовательных учреждений с профильным обучением.
Такая подготовка педагогов, совмещающая в себе обе названных выше тенденции, возможна в рамках лицензированных специализаций специальности «Профессиональное обучение (по отраслям)». Выпускники вузов данной специальности найдут свое место в системе профильного обучения, в службах по управлению персоналом предприятий, в корпоративных образовательных организациях.
В современных условиях становится очевидным, что эффективное самоопределение личности школьника возможно в контексте профильного обучения, - считает Р.Х.Гильмеева, доктор пед. наук, профессор. проректор ИПК РО РТ.
Реализация этого процесса может успешно осуществляться через систему специализированной подготовки старших классов общеобразовательной школы, ориентированной на:
индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, с учетом реальных потребностей рынка труда;
отработку гибкой системы профилей и кооперацию старшей школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.
Главная идея предпрофильной подготовки и профильного обучения ученика состоит в том, что не следует ограничиваться суммой знаний и умений фор-
мального образования. знания должны быть увязаны с социальным опытом, формой реализации которого выступает ключевая компетенция как наиболее универсальная по своему характеру и степени применимости.
Совет Европы определил пять ключевых компетенций, которым он придает особое значение и которым школы должны «вооружить» молодых европейцев. Это:
-политические и социальные компетенции;
-компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе; -компетенции, касающиеся владения устным и письменным общением.
К этой группе общения относится владение несколькими языками принимающее все возрастающее значение.
компетенции, связанные с возникновением общества информации. Владение новыми технологиями, понимание их применения, их силы и слабости, способности критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации и рекламе;
способности учиться всю жизнь как основе непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни. Такое понимание сущности образования как социализирующего фактора в контексте формирования ключевых компетенций ученика отражает наиболее значимые проблемы его воспитания и развития.
В концепции предпрофильной подготовки и профильного обучения основными целями обучения выступают:
обеспечение углубленных изучений отдельных предметов;
создание условий для существенной дифференциации содержания обучения, для обеспечения индивидуальных образовательных программ (траекторий) учащихся;
установление равного доступа к пол-
ноценному образованию разных категорий обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными
склонностями и потребностями;
социализация личности, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием.
Профильное обучение реализуется через следующие задачи: разработка и утверждение содержания профильного обучения (в том числе программ профильного обучения);
разработка, утверждение и экспериментальная апробация форм организации и организационных моделей профильного обучения (на уровне отдельной школы и на уровне группы школ);
переподготовка кадров по программам обучения соответственных типов;
ресурсное обеспечение реализации программ профильного обучения;
сертификация преподавателей и образовательных учреждений на право реализации программ профильного обучения;
управленческая реорганизация на уровне образовательных учреждений и вышестоящих уровнях управления.
В Законе «Об образовании» (ст. 14.) говорится, что содержание образования должно быть ориентировано на реальное личностно ориентированное обучение, -продолжает Т.А.Егорова, преподаватель средней общеобразовательной школы №54 г. Казани, - т.е. главное предназначение школы - целостное развитие личности школьника и формирование его готовности к дальнейшему развитию.
С сентября 1999 года наша школа вступила в проект Д.Сороса, основные положения которого используются учителями по нынешний день в процессе реализации программы «Шаг за шагом». Принципы этой программы заключаются
в следующем:
активное участие родителей в образовании своих детей;
индивидуализация образовательного процесса с целью удовлетворения потребностей и интересов ребенка;
способствование формированию личности, которая будет учиться всю жизнь;
создание среды обучения, которая основана на взаимоуважении.
Школа привлекает к активному участию родителей в образовании своих детей.
Родители посещают класс в качестве ассистентов во время учебных занятий, оказывают помощь в изготовлении пособий, в организации праздников, создании проектов. Участие семьи помогает учителю осуществлять индивидуализацию процесса обучения. Это способствует тому, что учитель в классе чувствует себя в меньшей изоляции. Подобное сотрудничество формирует у родителей доверие к школе, создает особую психологическую атмосферу в классе, дает учащимся положительные модели для подражания.
Следуя принципам программы «Шаг за шагом», учителя большое внимание уделяют использованию коллективных и групповых форм работы (работа по центрам).
Работа по центрам активизирует учащихся, обеспечивает условия для овладения такими важными умениями, как целеполагание, контроль, оценка.
Профильная ориентация - это специально организованная деятельность, направленная на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей школы, в учреждениях профессионального образования,- подключается Павлова О.Ю., куратор предпрофильного и профильного обу-
чения гимназии №152 г. Казани. Профильная ориентация рассматривается не только как помощь в принятии школьником решения о выборе направления и места дальнейшего обучения, она предполагает работу по повышению готовности подростка к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в це-лом.
Организация подготовки учащегося к ситуациям выбора профиля обучения осуществляется поэтапно. Каждый этап профильной ориентации сопровождается соответствующими содержанием, формами и методами.
Отвечая запросам учащихся и их родителей и, исходя из педагогических ресурсов школы, в гимназии были организованы следующие профили обучения в 10-х классах: естественно-
математический, социально-эконо-
мический, гуманитарный.
Для создания и ведения авторских элективных курсов были привлечены преподаватели факультета СПО АСО (КСЮИ) Беденьгов А.А., Аскарова Г.М., Амалиева Г.М., доцент Логинова И. В.
Учащиеся нашей гимназии принимают активное участие в различных конкурсах, проводимых в АСО (КСЮИ), например, в конкурсе творческих работ студентов, аспирантов и сотрудников АСО (КСЮИ), посвященном 1000-летию Казани и 60-летию Победы. Так, Гусева Светлана и Федорова Наталья - учащиеся профильного 11ю класса - с работами «Казань лучезарная» и «Мы помним Ваши имена», заняли первое место и были представлены на Республиканский конкурс.
Однако большинство старшеклассников ориентировано не на определённую профессию, - констатировала зам. директора средней школы № 38 И.Э. Гонча-ренко, - а на довольно широкую их об-
ласть, требующую специфического мышления и высокого развития творческих, интеллектуальных способностей.
Здесь, на первое место выходят параметры интеллектуального развития, интересы и личностные качест-ва,соответствующие этой области (внимательность,
настойчивость, наблюдательность, аккуратность, воображение, гибкость, выносливость, координация ума, творческая инициатива) и только затем специфические типологические характеристики, обусловливающие склонности и способности к той или иной профессии.
Выпускник школы должен быть активным, творческим, стремящимся к поиску и созданию нового, способным использовать свои знания и умения в реальной жизни. Как же стимулировать творческую активность ученика? Как помочь ему самореализоваться, найти себя в сложной жизненной ситуации?
Хочу поделиться опытом нашей школы. Мы очень продуктивно взаимодействуем с АСО (КСЮИ). В школе сложилась отработанная система организации профильного обучения в 9-11 классах. Изучение общественного мнения, предварительный опрос, тестирование учащихся и их родителей помогают решить, какое направление выбрать.
Набор учащихся в профильные классы производятся на конкурсной основе. При отборе учеников педагогов, прежде всего, интересуют их знания, любознательность, общительность, творческое начало в характере. Успех в подготовке старшеклассников зависит от правильно организуемого процесса обучения, где учебно-воспитательная деятельность строится на умственном, нравственном, физическом развитии, личностно-ориентированном обучении.
Создание благоприятных условий (вариативность выбора учебного материала, широкий диапазон спец курсов, факультативов, элективных курсов (рито-
рика, решение конкурсных нестандартных задач, информатика в играх и заданиях, и др.), использование инновационных методов и форм обучения и воспитания, широкая сеть кружков и секций (например, краеведческий музей Чуйкова, русский театр, татарский театр, хореография), вовлечение ученика в научно-исследовательскую деятельность, а также наличие кадров и материально-технической базы, комфортная обстановка, создание ситуации «успеха» на уроке и во внеурочное время, психологический настрой стимулируют к самообразованию, самовоспитанию, самореализации и самоуправлению) обучаемых, способствуют их творческому и интеллектуальному развитию и самореализации как личностей.
Промежуточная диагностика уровня развития интеллектуальных и творческих способностей (тест Кеттена, тест Торран-са) свидетельствует о росте данных способностей у учащихся профильных классов. Во всех профильных классах по сравнению с традиционным уровни развития интеллекта выше среднего и колеблются в интервале от 101,6 до 116,9 баллов.
Педагогический коллектив школы совместно с ППС факультета СПО АСО (КСЮИ) обеспечивают высокий уровень обученности учащихся. Свидетельством этому является тот факт, что процент поступления наших выпускников профильных классов в вуз составляет от 80% до 90%.
Следует отметить, что выпускники нашей школы чувствуют себя комфортно и уверенно в вузе, ощущают себя личностью, способной добиться поставленной перед собой цели.
В условиях перехода к профильному обучению в межшкольных учебных комбинатах появились некоторые проблемы,
- констатировала C.B. Тетрашвили, зам. директора МУК-1 Московского района. Школы открывают различные профили обучения и большинство учащихся 9-11 классов оставляют у себя. Администрация школ и родители ориентируют детей на продолжение обучения в вузе. Таковы реалии нашего времени.
И это хорошо, что многие молодые люди получат высшее образование, но возникает вопрос: «Куда они пойдут после окончания вуза?» В науку пойдут единицы, остальные - в учреждения и организации, часть - на производственные предприятия. И вот здесь им могут понадобиться профессиональные навыки, которые они могли бы получить в нашем учебном комбинате.
Основы профессий, преподаваемые в МУК-1 Московского района, социально адекватны. Мы уверены, что можем обеспечить запросы любого профиля на 100%.
Целесообразно, чтобы учащиеся профильных классов на старшей ступени школ могли проходить обучение в МУК-1, т.к. это расширяет возможности выпускников в приобретении навыков вне школьных профилей.
При изучении образовательных запросов родителей у нас выявлено, что одобряют тот факт, что их дети получают практические навыки профессий и огорчены недостаточным количеством часов, выделяемых на углубленное изучение предметов и проведение практических занятий.
Отвечая на запросы родителей и школьников, на базе нашего комбината был открыт профиль «Право и организация социального обеспечения», разработанный факультетом СПО. То есть мы пытаемся создать условия для разноуровневого образования старшеклассников, обучающихся в школах Московского района г. Казани.
Межшкольный учебный комбинат -важное звено в цепочке непрерывного
образования «школа-МУК-коледж-вуз-предприятие», - считает С.В.Тетрашвили.
В соответствии с Приказом МО РФ от 18.07.02 № 2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» одной из целей перехода к профильному обучению является» подготовка выпускников школы к освоению программ среднего и высшего профессионального образования в сокращенные сроки», - говорит зам. директора общеобразовательной школы № 113 Ново-Савиновского района г. Казани Э.А. Туруновская.
В целях реализации данной Концепции был заключен Договор о сотрудничестве между нашей школой и Академией социального образования (КСЮИ) (факультет среднего профессионального образования). Следует отметить положительные моменты реализации системы социального партнерства « школа - вуз»:
заинтересованность сторон в повышении качества образования и конкурентоспособности выпускников образовательных учреждений;
повышение образовательного и профессионального уровня преподавателей, развитие у них методологической культуры;
развитие и внедрение инноваций в образовательный процесс;
рост самосознания обучающихся и стремление к реализации своих возможностей посредством качественного общеобразовательного и профессионального образования.
Подтверждением вышесказанному служит тот факт, что в настоящее время на базе академии получают среднее и высшее профессиональное образование свыше 100 выпускников нашей школы. Пять наших выпускников по окончании факультета среднего профессионального образования АСО (КСЮИ) получили ди-
пломы по специальности 0201 - Правоведение с отличием.
Сложившаяся практика позволяет выделить следующие формы сотрудничества:
практическое обучение учащихся профильных классов на реальных рабочих местах в период летних каникул;
проведение «открытых» уроков с учащимися профильных колледж-классов для преподавателей школы и академии. Так, 6 декабря 2005г. был проведен открытый урок преподавателем факультета СПО Амалиевой Г.Г. на тему: «Екатерина II «Просвещенный абсолютизм» в России. Созыв Уложенной комиссии» для преподавателей школы и академии, в ходе которого была реализована методическая цель: показать влияние используемых приемов и средств на развитие профессионально значимых качеств личности будущего специалиста (ключевых компетенций) у учащихся профильных классов;
совместное участие преподавателей школы и академии в промежуточной аттестации учащихся профильных классов;
совместное участие преподавателей школы и факультета СПО в разработке учебно-программной документации;
совместное проведение ежегодных «Круглых столов» и научно-практических конференций на тему: «Подготовка компетентного специалиста в системе непрерывного образования «школа-колледж-вуз»: опыт, проблемы и пути их решения», конкурсов на лучшую научно-исследовательскую работу среди учащихся профильных классов, студентов и аспирантов академии».
Учащиеся профильных классов нашей школы занимают призовые места. За период с 2000г. по 2006г. были награждены свыше 10 учеников дипломами I, II степени и благодарственными грамотами академии.
Я считаю, что социальное партнерство как новый тип взаимодействия образо-
вательных учреждений будет способствовать дальнейшему развитию механизма самоорганизации и адаптации профильного обучения к современным социально-
экономическим условиям, а также повысит рейтинг учебных заведений и их конкурентоспособность на рынке образовательных услуг, - резюмировала Э.А.Туруновская.
Институт педагогики и психологии профессионального образования предлагает следующие книги:
Мухаметзянова Г.В.. Вопросы общей и профессиональной педагогики. Избранные педагогические труды: В 3-х т. Т. 1. Казань. - Магариф, 2005. - 416 с.
В первый том вошли педагогические труды, посвященные системе профессионального образования, методологическим и теоретическим основаниям стратегии реформирования; рассматриваются принципы построения, а также направления инновационных преобразований в системе СПО. Уделено внимание особенностям функционирования зарубежной системы СПО, передовые достижения которой могут быть использованы в отечественном образовании.
Мухаметзянова Г.В.. Вопросы общей и профессиональной педагогики. Избранные педагогические труды: В 3-х т. Т. 2. Казань. - Магариф, 2005. - 447 с.
Второй том включает труды, освещающие проблемы формирования мировоззрения в процессе социализации школьников, роли национального самосознания в системе ценностей личности, профессионального и социального воспитания студентов ССУЗ и высшей школы.
Мухаметзянова Г.В.. Вопросы общей и профессиональной педагогики. Избранные педагогические труды: В 3-х т. Т. 3. Казань. - Магариф, 2005. - 415 с.
В третьем томе с учетом современных тенденций рассмотрены проблемы модернизации образования, подготовки специалистов социальной и правоохранительной сфер, развития негосударственного сектора образования.
Научные основы подготовки компетентного специалиста в вузе. Монография. -Казань: РИЦ «Школа». 2005. - 248 с.
В коллективной монографии, подготовленной профессорско-преподавательским составом АСО (КСЮИ) раскрываются различные аспекты актуальной проблемы формирования компетентного специалиста в вузе. Представлены статьи по методологии, теории и методическому обеспечению процесса подготовки специалистов в области социальной работы, юриспруденции, маркетинга.
Эти и другие книги можно приобрести в редакции «Казанского педагогического журнала», библиотеке ИПП ПО РАО.