СРЕДНЕЕ СНЕЕПААЬНОЕ ОБРАЮШЕ: ОПЫТ, НРОБАЕМЫ
ПОДГОТОВКА КОМПЕТЕНТНОГО СПЕЦИАЛИСТА СРЕДНЕГО ЗВЕНА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Т.Н. Морозова, декан факультета СПО ACO (КСЮИ), кандидат педагогических наук, доцент
Рыночная экономика выдвигает задачи по переходу на качественно новый уровень подготовки специалистов. Руководители организаций хотят иметь специалистов компетентных, конкурентоспособных, мобильных, способных решать профессиональные задачи в нестандартных ситуациях.
В связи с этим система непрерывного профессионального образования является перспективным направлением подготовки специалистов.
Возможность получения профессионального образования нескольких уровней в сокращенные сроки является средством социальной защиты молодежи, повышает качество и конкурентоспособность специалистов.
В настоящее время в связи с обеспечением вхождения профессионального образования в международное образовательное пространство и международный рынок образовательных услуг, все большую актуальность приобретает проблема формирования и развития систем непрерывного профессионального образования в различных моделях.
Действующее законодательство в области образования создало предпо-
сылки для развития образовательной среды, создания различных моделей взаимодействия общего среднего, начального и среднего профессионального образования. В инновационном отечественном опыте по реализации системы профессионального образования ведутся активные поиски различных организационно-правовых форм и методов, обеспечивающих преемственность и взаимосвязь образовательных программ на различных ступенях.
Вопрос о нормативном правовом обеспечении системы непрерывного профессионального образования имеет высокую степень значимости для структурных подразделений, организаций, учреждений, которые входят в эту систему, поскольку в условиях недостаточного правового регулирования проблем формирования и функционирования системы непрерывного профессионального образования пробелы законодательства дополняются прецедентами, которые создают реальную угрозу защите конституционного права граждан на образование.
Нормативно-правовая база системы непрерывного профессиональ-
91
Казанский педагогический журнал
>'2006
ного образования начала складываться на федеральном уровне с 1992 года.
К числу основополагающих документов, служащих отправной точкой при создании механизма правового регулирования в сфере непрерывного образования наряду с Конституцией РФ, следует отнести Закон «Об образовании» от 10.07.1992 г. №23266 -1 (с изм. и доп.).
Хотя понятия «непрерывное образование» данный закон не содержит, однако он создает предпосылки для непрерывного образования. Так, ст. 8 Закона гласит: «Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих (подчеркнуто нами):
- преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
- сети различающих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов».
Ряд важнейших нормативных положений, отражающих подходы к созданию механизма правового регулирования системы непрерывного образования содержится в иных законодательных актах.
Так, согласно п.3 Приложения к Приказу МО РФ от 13.05.2005 г. №1725 «Об утверждении условий освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки» «Сокращенная образовательная программа высшего профессионального образования (далее - сокращенная программа) может реализовы-
ваться высшим учебным заведением для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование различных ступеней. Сокращение сроков освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования осуществляется на основе имеющихся знаний, учений и навыков студента, полученных на предшествующих этапах обучения».
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, ставятся задачи создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования» (п.2.2) и «...отработка различных моделей интеграции начального и среднего, среднего и высшего профессионального образования, обеспечение реальной многоуровневости высшего образования...» (п.2.3).
В соответствии с Приказом МО РФ от 18.07.2002 г. №2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» одной из целей
92
перехода к профильному обучению является подготовка «выпускников школы к освоению программ среднего и высшего профессионального образования в сокращенные сроки».
Данный приказ законодательно закрепляет модель сетевой организации профильного обучения.
Один из вариантов модели основан на кооперации общеобразовательного учреждения с учреждениями высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов. В этом случае учащимся предоставляется право выбора получения профильного обучения не только там, где он учится, но и в кооперированных с общеобразовательным учреждением образовательных структурах (дистанционные курсы, заочные школы, учреждения профессионального образования и др.).
Конкурсный набор в профильные классы старшей ступени общеобразовательного учреждения не входит в противоречие с законодательно закрепленным правом получения каждым ребенком общего (полного) среднего образования (ст. 16. п.1 абз. 2 Закона Российской Федерации «Об образовании»). Закон гарантирует гражданам право получения образования этого уровня, что, однако, не есть синоним права получения его в конкретном общеобразовательном учреждении. В связи с этим представляется целесообразным, наряду с итоговой аттестацией выпускников основной школы, предусмотреть определенную форму, позволяющую объективно оценить уровень готовности учащихся к продолжению образо-
вания по тому или иному профилю.
Федеральным Законом от 18.07.2005 г. №92-ФЗ «О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об образовании» внесены изменения, касающиеся правового регулирования в области непрерывного образования (ст. 17, 23, 24). Во-первых, эти изменения законодательно закрепляют интеграцию различных уровней (образовательных цензов), устанавливаемых государством. Так, в соответствии с дополнениями в статью 17 (п. 1) Закона «Об образовании» «Общеобразовательные программы могут реализовы-ваться в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии».
Во-вторых, данные изменения закладывают правовую основу реализации системы непрерывного образования.
В соответствии с п.2 ст. 23 Закона «Об образовании» граждане, имеющие среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование соответствующего профиля, получают среднее профессиональное образование по сокращенным образовательным программам.
П. 3 ст. 23 данного закона гласит: «Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования».
Казанский педагогический журнал
' 2006
Следует обратить внимание, что внесенные в ст. 24 Закона «Об образовании» изменения разрешают гражданам:
- имеющим начальное профессиональное образование соответствующего профиля, получить высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам (п.3);
- имеющим среднее профессиональное образование соответствующего профиля, получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам (п.4).
Таким образом, при формировании нормативно-правовой базы, регулирующей функционирование системы непрерывного профессионального образования, необходимо руководствоваться совокупностью правовых актов на трех уровнях: на федеральном; на региональном; на уровне отдельно взятого образовательного учреждения (подразделения).
Ниже приводится описание инновационного опыта автора в должности декана факультета СПО по реализации системы непрерывного образования «школа-СПО-ВПО-НИИ».
Факультет среднего профессионального образования (далее -ФСПО) в составе научно-образовательного комплекса АСО (КСЮИ) -ИПППО РАО является инновационным структурным подразделением негосударственного вуза и играет роль связующего звена между общим, начальным и средним профессиональным образованием, с одной стороны, и высшим профессиональным и послевузовском образованием, с
другой стороны, что позволяет сформировать систему поэтапного перехода от общего и практико-ориен-тированного образования к академическому и, таким образом, обеспечивает целостность многоуровнего образовательного процесса.
Интеграция среднего и высшего профессионального образования в составе научно-образовательного комплекса направлена не только на развитие взаимодействия среднего профессионального образования с другими образовательными уровнями в части реализации преемственных образовательных программ, но и на обеспечение активизации контактов между научными и педагогическими коллективами, совместное проведение педагогической и научно-исследовательской работы. Факультет является экспериментальной площадкой Института педагогики и психологии профессионального образования РАО по разработке и апробации модели непрерывного педагогического образования.
При выборе подходов к созданию и реализации модели компетентного специалиста среднего звена на факультете мы опираемся на исследования ученых института педагогики и психологии профессионального образования Г.В. Мухаметзяновой, В.Ш. Масленниковой и др.
Преподавателями факультета СПО активно внедряются в образовательный процесс такие педагогические технологии, как технология проблемно-развивающего обучения, обучение в сотрудничестве, контекстное обучение, метод проектов, технология учебного исследования, концентри-
94
рованное обучение, технология дифференцированного обучения, модуль-но-рейтинговая система обучения.
Рассмотрим некоторые аспекты использования МРСО студентов для достижения их творческого саморазвития. Суть предлагаемого методического подхода заключается в следующем.
Условно выделяются два этапа вовлечения студентов в процесс творческого саморазвития.
На первом этапе, основываясь на том, что рейтинговая система позволяет объективно оценить знания, обеспечивает систематичность работы студентов в течение учебного года, обладает возможностью непрерывного контроля, имеет большой диапазон баллов (от 0 до100 вместо от 2 до 5), и, опираясь на естественное желание студентов повысить свой рейтинг, предлагается студентам ознакомиться с дополнительной литературой по предметам учебного плана, подготовить рефератный материал о практическом применении некоторых вопросов проходимых курсов (предметов) с обязательным докладом о результатах своих исследований на практических занятиях и заседаниях научных кружков, семинарских занятиях и научных конференциях. Другими словами, рейтинговая система является отличным средством вовлечения студентов в учебно-исследовательскую работу, которая хорошо известна под названием УИРС.
На втором этапе основой вовлечения студентов в процесс творческого саморазвития является научно-исследовательская работа, известная как НИРС.
Поскольку в педагогической теории и практике НИРС понимается неоднозначно, мы под НИРС понимаем совместную научную работу студентов и преподавателей без деления на студенческую и не студенческую.
Существенным элементом нашего подхода является введение в итоговый рейтинг каждого студента показателя его вовлечения в НИРС за весь период обучения на факультете.
Предлагаемый подход апробирован на факультете и хорошо зарекомендовал себя.
Как показывает опыт, накопленный на факультете СПО, а также интервьюирование студентов и научных руководителей из числа профессорско-преподавательского состава, учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность способствует: формированию установки на самообразование; развитию интеллектуальной инициативы студентов, творческого подхода к собственной деятельности; активизации интереса к знаниям в рамках предметов, входящих в учебный план, развитию способности интегрирования знаний из разных учебных дисциплин для решения определенной проблемы; развитию системности мышления и на его основе способности прогнозирования; повышению престижа знаний, компетентности в различных областях, общей культуры студентов; приобретению опыта выступления перед большой аудиторией, участия в научной дискуссии; становлению сферы предметного общения внутри студенческого коллектива, расширению социальных контактов студентов;
Казанский педагогический журнал
>'2006
созданию условий для персонификации образовательной системы; расширению взаимодействия факультета СПО с кафедрами академии, укреплению социального партнерства с предприятиями.
В практике факультета СПО апробированы в учебном процессе элементы системы непрерывной аттестации студентов СНАС, в основу которой также положена модульно-рейтинговая система обучения (МРСО).
Основные принципы системы непрерывной аттестации студентов (СНАС): обязательность, гибкость, гласность в организации работы; доступность для анализа подходов и методик; стимулирование ритмичной и качественной работы студентов; возможность отчисления по результатам аттестации; активизация систематической внеаудиторной СРС, накопление достижений студентов за весь период обучения.
Основное содержание СНАС: деление всего периода обучения на контрольные этапы, общие для факультета СПО; разработка требований для студентов; аттестация студентов по каждому контрольному этапу; формирование рейтинга дисциплин; предоставление преподавателю возможности без экзаменационного выставления оценок «отлично» и «хорошо» по результатам текущего рейтинга (при сохранении права исправить оценку «хорошо» во время сессии); принятие по результатам рейтинга решений об участии в конкурсе при переводе на второй и третий уровни обучения, установление именной стипендии и отчисление.
За годы применения МРСО создано методическое обеспечение для промежуточной и итоговой аттестации студентов. Оптимизирован объем и количество вариантов заданий. Систематическая работа с логически связанными модулями позволяет вывести студентов на требуемый уровень качества подготовки в соответствии с ГОС по специальности. Особенно это полезно и необходимо студентам, не умеющим организовать свою самостоятельную работу, имеющим слабые базовые школьные знания. Режим постоянного внимания ППС к процессу обучения студента создают мотивацию студента к систематической самостоятельной работе, студент стремится проявить и реализовать себя. В процессе обучения начинает работать положительная сторона конкурентности среди студентов.
Опыт свидетельствует, что СНАС обеспечивает ритмичную и качественную работу студентов и преподавателей, непрерывный контроль достижений студентов в процессе обучения, повышение ответственности кафедр и преподавателей за качество организации учебного процесса, снижение загруженности преподавателей во время сессии и в предсессионный период, более полную реализацию индивидуальных способностей студентов, профессионального и творческого потенциала преподавателей, постепенный переход к гибкой и вариативной системе организации учебного процесса, предоставление деканату возможности оперативного принятия решений по результатам текущего рейтинга.
96
Наш опыт свидетельствует, что общим критерием выбора преподавателем той или иной технологии является ее возможность обеспечить эффективную коммуникацию и самостоятельность студентов в обучении. Педагогам факультета СПО удается при доминантной реализации какой-то одной технологии использовать элементы и других технологий обучения. Важно, чтобы все это способствовало не только формированию ЗУН, но и развитию у студентов ключевых компетенций. Так, интегрируя возможности нескольких технологий, наиболее опытные преподаватели успешно осуществляют моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе. Такой подход включает в себя выявление типовых профессиональных задач и их трансформацию в учебно-профессиональные задачи.
Как показывает накопленный опыт, на ФСПО сложилась авторская инновационная педагогическая технология личностно-ориентированного обучения студентов факультета, обеспечивающая формирование и развитие качеств компетентного специалиста правовой сферы в условиях непрерывного образования.
Концептуальную основу педтех-нологии подготовки компетентного специалиста в условиях факультета составляют такие принципы современной парадигмы образования, как гуманизация, гуманитаризация и информатизация образования.
Развитие личностных качеств обучаемых рассматривается нами как ведущая педагогическая деятельность. В условиях ФСПО она связана
с раскрытием и совершенствованием личностных качеств студентов при помощи учебных предметов.
Личностные качества (ключевые компетенции), в нашем понимании, представляют собой систему социально значимых качеств, без которой специалисту сложно, а порой и невозможно быть успешным в будущей профессиональной деятельности. К ним следует отнести следующие: правовую культуру; методологическую культуру; коммуникативные и организаторские способности; умение бесконфликтного общения и работы в команде; самостоятельность и инициативность; креативность; научное мировоззрение; компьютерную грамотность; нравственную зрелость; здоровый образ жизни.
На основе мониторинга состояния преподавания выявлены формы, методы и средства развития у обучаемых социально значимых качеств, профессионально важных для успешной деятельности в правовой сфере. В качестве их выступают: модернизированное на основе использования системы преемственных внутри- и межпредметных связей в родственных дисциплинах, изучаемых на уровнях среднего и высшего профессионального образования, содержание непрерывной подготовки; выделение в содержании непрерывной подготовки кредитов (зачетных единиц); использование метода укрупнения дидактических единиц усвоения знаний; организация студенческого самоуправления; использование интегра-тивных форм итогового контроля знаний (междисциплинарный экзамен по специальности); использование
97
Казанский педагогический журнал
>'2006
методов проблемно-развивающего обучения; сочетание аудиторных занятий с организацией и проведением факультативных и кружковых занятий по развитию профессионально важных качеств; организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов; вовлечение студентов в совместную с преподавателями научно-исследовательскую деятельность по выявлению резервных возможностей повышения качества непрерывной подготовки специалиста в условиях колледжа, рейтинговый контроль и непрерывный мониторинг.
Инновационная педагогическая технология профессионально личностного развития студентов в условиях ФСПО обеспечивает формирование готовности личности к быстро наступающим переменам в обществе и неопределенному будущему за счет развития способностей к творчеству, разнообразным формам мышления, сотрудничеству с другими людьми.
Одним из определяющих условий эффективного педагогического регулирования процесса подготовки компетентного специалиста на ФСПО является сложившаяся система управления, имеющая адаптивный характер.
Именно адаптивное управление представляет собой методологическую базу управленческой практики в условиях роста конкуренции на рынке образовательных услуг, стимулирующего поиск устойчивых конкурентных позиций, особенно в предвидении демографического спада и, следовательно, уменьшения контингента студентов.
В основу создания системы управления на факультете СПО положены
системно-структурный, программно-целевой, рефлексивный подходы.
Системно-структурный подход позволяет установить уровень целостности адаптивной образовательной системы, степень взаимосвязи и взаимодействия ее целесодержащих элементов, соподчиненность целевых ориентиров в деятельности подсистем различного уровня.
В основе программно-целевого подхода лежат такие признаки управления, как целенаправленность, прог-ностичность, системность, демократичность, а также целевая программа развития, пути и средства ее реализации. Этот подход определяет стратегию и тактику педагогической и управленческой деятельности на факультете СПО.
Рефлексивный подход предусматривает стимулирование внутренних усилий личности, ее саморазвития, стремления к личностному и профессиональному росту. Данный подход связан с такими факторами влияния на развитие личности, при которых человек осознает смысл своих действий.
Основанием согласования традиционного и инновационного в управлении процессом подготовки студентов явилось наличие объединяющей (интегрирующей всех субъектов и все процессы на ФСПО) цели. Такой целью выступает модель личности специалиста выпускника. Данная модель стала целью для построения процесса подготовки компетентного специалиста и критерием для оценки качества результата подготовки.
На разных этапах внедрения системы управления используются сле-
96
дующие методы: а) «поддерживающий» педагогический анализ обучающей и воспитывающей деятельности преподавателей; б) убеждение в значимости решаемой проблемы для реализации общей цели образовательной деятельности ФСПО; в) демонстрация навыков и способов инновационной деятельности, наблюдение за работой более опытных коллег; г) наставничество; д) семинары, консультации, в ходе которых моделируется инновационная деятельность; е) привлечение наиболее активных и опытных педагогов к формированию стратегии деятельности ФСПО.
Указанные методы и средства внедрения модели управления широко применяются в процессе взаимодействия факультета СПО с другими факультетами и кафедрами академии. Так, например, в этом взаимодействии практиковались: а) обмен и обсуждение индивидуальных карт инновационной деятельности ППС и планов работы; б) проведение и обсуждение открытых уроков с использованием инновационных педагогических технологий; в) совместные заседания кафедр; г) семинарские занятия для преподавателей; д) работа творческих групп; е) совместные научно-практические конференции.
Таким образом, технология внедрения модели управления организацией учебно-воспитательного процесса, направленного на подготовку компетентного специалиста среднего звена в системе непрерывного образования, строилась на основе согласования режимов функционирования и развития ФСПО.
Немаловажным условием эффективного функционирования системы управления процессом подготовки компетентного специалиста на ФСПО является мониторинг качества результата подготовки специалиста в условиях непрерывного образования.
В октябре 2007г. был проведен социальный опрос. В анкетировании приняли участие студенты профильных классов нашей академии и их родители (165 чел.) (средние школы города Казани №155, 113, 38, 49, 110, 54, 71, 152), а также студенты второго курса факультета среднего профессионального образования (85 чел.).
На вопрос: «Почему вы избрали место учебы на факультете СПО?» более 65% опрошенных ответили, что учатся с целью получить профессионально важные знания и навыки по избранной специальности. Более 82% опрошенных студентов отмечают позитивное отношение к обучению на ФСПО и удовлетворены учебой. У 89,4% сформирован достаточно высокий уровень мотивации учебной деятельности и познавательной потребности. Так, в анкетах чаще всего упоминаются такие высказывания, как: «мне учиться очень нравится», «нравится и интересно».
Ожидания от обучения на ФСПО большинство студентов связывают, в первую очередь, с получением прочных знаний и хорошей профессиональной подготовкой по избранной специальности. На второе место студенты ставят потребность в подготовке к поступлению в вуз. Практически все студенты считают важным средством подготовки специалиста производственную практику,
Казанский педагогический журнал
' 2006
организация которой в целом их удовлетворяет (70%).
Подавляющее большинство (98% студентов и их родителей), сориентированы на получение высшего образования в сокращенные сроки. Так, из 112 выпускников ФСПО в 2008 г. 87 изъявили желание продолжить обучение в сокращенные сроки на юридическом факультете академии.
Эффективным средством индивидуального самоуправления и саморазвития является составление каждым студентом личного плана развития жизни и карьеры на основе результатов самодиагностики.
Знание студентом своих личностных особенностей дает четкое представление о том, какие личные качества необходимо развивать и совершенствовать в себе.
Наглядность результатов мониторинговых исследований пробуждает у студентов интерес к повышению качества обучения избранной специальности и стремление ставить перед собой задачи, максимально выполнять их, прогнозировать ситуацию, работая над собой, стремиться к профессиональному росту.
Практика свидетельствует, что эти стремления, в конечном итоге, становятся чертой характера и движущей силой саморазвития личности студента.
Таким образом, к числу основных условий подготовки компетентного специалиста среднего звена в системе непрерывного образования относятся следующие:
- ориентация субъектов образования на развитие личности студентов, знание их особенностей, трудностей их деятельности и общения;
- профессиональные знания, навыки, умения субъектов образования, обеспечивающие результативность их деятельности по формированию личности студентов;
- четкое планирование и систематизация деятельности всех субъектов образования;
- наличие нормативной базы учебного заведения, обеспечивающей распределение функций всех участников учебно-воспитательного и коррек-ционно-развивающего процесса;
- ведущая роль психологического сопровождения в организации взаимодействия всех субъектов образования.