Комплекс непрерывного
Ю. ШМАРИОН, профессор, ПрофессИ°нального
декан образования специалистов в
области информационных и социальных технологий
Современная система образования России испытывает серьезное детерминирующее воздействие со стороны коренных структурных изменений рынка труда. В регионах идут мощные процессы интеграции и реструктуризации экономики, формирующие новые социальные требования, предъявляемые к образованию личностью, обществом, государством. Общество желает видеть в выпускнике вуза не только специалиста, владеющего современными фундаментальными знаниями и профессиональными компетенциями, но и творческую, высокодуховную, активную личность, способную к саморазвитию, самосовершенствованию, непрерывному образованию.
В условиях постиндустриальной цивилизации велика роль профессионалов в области информационных и социальных технологий: именно они в значительной степени являются носителями социально-технологического, алгоритмического и системного мышления, необходимого для воспроизводства процессов глобальной информатизации. Высокая гражданская ответственность перед обществом и сложность подготовки таких специалистов предопределяют сущностные характеристики концепции их профессионального обучения. Ими должны стать системность, адаптивность, непрерывность, преемственность, гибкость, саморазвитие, распределенность во времени и пространстве. В этом контексте важная роль отводится профильной школе, которая призвана выявлять таланты и максимально их раскрывать, прививать вкус к образованию, учить получать удовольствие от процесса учебы, учить учиться, разви-
вать любознательность. Интеграция России в мировое сообщество находит свое отражение и в сфере образования: необходимо формировать навыки социального взаимодействия, стимулировать желание получать знания о других, об их истории, культуре, традициях, мышлении. Надо возбуждать интерес к самопознанию, стремление максимально использовать свои таланты, умственные и физические возможности, эстетические чувства, коммуникативные способности.
Таким образом, система образования должна обладать способностью адаптироваться к изменяющемуся обществу за счет широкой диверсификации образования -как в области структуры, так и в области содержания и методов обучения. Сложившаяся модель региональной системы образования практически исчерпала свои ресурсы. Чаще всего она не обладает свойства-
ми, позволяющими обеспечить реальный сектор экономики специалистами нужного уровня. Здесь необходимы инновационные структурные сдвиги, поддержанные на федеральном уровне соответствующими нормативно-правовыми актами.
Один из путей решения этой проблемы мы видим в организации высокоэффективных региональных комплексов непрерывного профессионального образования. Практика показала, что множественные попытки их создания без адекватного теоретического обоснования, на уровне здравого смысла недостаточно жизнеспособны. На наш взгляд, такие комплексы необходимо конструировать в соответствии с технологией социального проектирования самообучающихся адаптивных образовательных систем и комплексов [1] . Адаптивность и самообучение позволяют им эффективно функционировать в динамичной социальноэкономической среде, на деле обеспечивая непрерывное образование для каждого человека на протяжении всей его активной жизни.
Обучение будущих специалистов в области информационных и социальных технологий в рамках комплекса непрерывно-
го профессионального образования (КНПО) охватывает все три ступени школьного образования, учебу в вузе и аспирантуре. На таком отрезке времени появляется возможность применить высокоэффективные педагогические технологии, базирующиеся на концепции системно-контекстного обучения и создающие условия для выявления врожденных способностей человека. В подготовке специалиста нового поколения оптимально сочетаются принципы фундаментализации и профессионализации обучения и идеи гуманизации, гуманитаризации, демократизации, дифференциации и индивидуализации образования. Модель подготовки специалиста реализуется на основе взаимодействия передового педагогического опыта с современной пси-холого-педагогической теорией - системно-контекстным подходом к активному обучению [2].
Оптимальная структура содержания непрерывного профессионального образования формируется в результате анализа базисного учебного плана школы, стандартов всех ступеней профессионального образования, а также фундаментальных основ подготовки специалиста в области ин-
формационных и социальных технологий. Составляющими системного инварианта содержания КНПО являются следующие виды подготовки: общекультурная, технологическая, экономическая, компьютерная и математическая. На всех уровнях непрерывного профессионального образования выделенный системный инвариант составляет стержень образования в области информационных и социальных технологий, где реализован дидактический принцип, обратный традиционному - от системного инварианта вуза к профильным классам общего и среднего образования посредством выделения основополагающих элементов содержания образования.
Современные педагогические технологии нацелены на оптимизацию образовательного процесса, повышение уровня его управляемости за счет организации обратной связи. При этом в структуре педагогических технологий мы выделяем:
• концептуальную основу - системноконтекстный подход к обучению, позволяющий достичь цели с наилучшими результатами;
• содержательную основу - спирально разворачиваемый системный инвариант, синхронизированный с процессами приобретения знаний, умений, навыков, общего культурного и физического развития;
• процессуальную основу, реализующую следующие принципы:
■ организация учебного процесса не противоречит его естественной структуре;
■ учебная деятельность обучаемых предполагает их познавательную активность;
■ методы и формы работы обучающих нацелены на управление этой активностью;
■ диагностика учебного процесса обеспечивает его управляемость за счет обратной связи.
Проведенный нами анализобразователь-ных систем (ОС) как сложных социальных систем показал неоднородность их элементов, связей и многообразие свойств, а также неполноту описания их качественных и ко-
личественных характеристик. Поэтому на региональном рынке образовательных услуг процессу создания КНПО в виде учебнонаучно-производственного комплекса (УНПК) должен предшествовать процессно-структурный анализ опыта проектирования, создания и эксплуатации ОС.
Целью нашего социального проекта является создание комплекса непрерывного профессионального образования, функционирующего на региональном рынке образовательных услуг. КНПО формирует у молодежи необходимый уровень образования (по специальностям, базирующимся на информатике, математике, экономике, социологии, менеджменте, педагогике), развивая у нее пожизненную образовательную активность как интеграцию индивидуальных и социальных аспектов непрерывного образования.
В соответствии с предложенной нами процессной декомпозицией ОС [3] процессы комплекса можно представить в горизонтальном и вертикальном срезах как разветвленную совокупность взаимосвязанных и согласованных педагогических процессов, реализующих идеи непрерывного профессионального образования и охватывающих длительный период жизни человека (от 6 до 16 лет). В логике основного технологического (образовательного) процесса и в согласии с его иерархической структурой организуются научный, экономический, маркетинговый, хозяйственный и управленческий процессы. Структура комплекса, реализованная на основе разработанной автором концепции социального проектирования адаптивных и самообучающихся образовательных систем, показана на рис. 1.
КНПО представляет собой учебно-научно-производственное объединение следующих элементов:
■ факультет информационных и социальных технологий (ФИиСТех) ЛГПУ;
■ государственный педагогический колледж;
■ аспирантура по проблемам педагогики и социологии управления;
Рис. 1. Структура УНПК непрерывного профессионального образования в сфере информационных и социальных технологий
■ система дополнительного образования с разветвленной региональной структурой, включающей базовые городские и сельские общеобразовательные школы, НОУ «Научно-информационный центр экономического и компьютерного образования молодежи»;
■ совокупность научно-исследова-
тельских, производственных и вспомогательных подразделений.
В соответствии с системно-контекстным подходом будущие специалисты в зависимости от профиля подготовки под руководством ученых работают в структурах дополнительного образования, в рамках НИРС, в дипломных и курсовых работах
исследуют и проектируют образовательные системы, социальные технологии, участвуют в социологических исследованиях, а лучшие из них продолжают обучение в аспирантуре.
Организационно-управленческой структурой, координирующей НИР и НИРС, является Центр непрерывного профессионального образования в сфере информационных и социальных технологий. Основные направления деятельности центра: разработка научно-методического и технологического обеспечения непрерывного профессионального образования; разработка принципов проектирования активных методов обучения, оптимальных педагогических технологий; разработка концепции воспитательной работы в ее системной интеграции с учебным процессом; реализация алгоритмов двухуровневой целевой адаптации КНПО; исследование социологических и психоло-го-педагогических аспектов проектирования, совершенствования и оптимального функционирования ОС непрерывного профессионального образования.
Для формирования контингента КНПО создана разветвленная (в том числе и региональная) сеть предпрофильных и профильных классов и система дополнительного образования (СДО), включающая в себя пропедевтические классы: «Мир информационных и социальных технологий», «Малая академия бизнеса», «Экономические классы», «Школа юного программиста», «Школа управления» и другие образовательные проекты. Учащимся предоставляется возможность построения индивидуальной образовательной траектории, позволяющей им продолжить обучение в ПТУ, колледже или в вузе, либо пойти работать по полученной специальности.
Программы высшего профессионального и послевузовского образования реализуются в рамках ФИиСТех ЛГПУ, при котором работают также «Школа юного программиста», подготовительные курсы, курсы повышения квалификации преподавателей.
В рамках КНПО функционирует ряд подразделений, которые участвуют в реализации вспомогательных процессов ОС. Среди них:
^ научно-технологический центр, занимающийся системным анализом социальноэкономической среды, разработкой стратегических направлений развития образовательных систем различного класса и созданием технологического обеспечения КНПО;
^ центр тестирования знаний и менеджмента качества образовательных услуг, задачей которого является сбор объективной количественной информации;
^ лаборатория социальных технологий и образовательного мониторинга, содержанием деятельности которой является социологическое обеспечение учебного процесса (в том числе мониторинг), содействие повышению эффективности обучения, воспитания студентов, разработка механизмов социальной адаптации молодежи к учебной деятельности в высшей школе;
^ редакционно-издательский отдел и мини-типография (издание и тиражирование научной, научно-методической и учебно-методической литературы);
^ информационно-вычислительный центр, обеспечивающий использование информационных технологий на всех этапах учебно-воспитательного процесса, НИР, НИРС и всех вспомогательных процессов;
^ спортивно-оздоровительный комплекс (четыре спортивных зала), решающий вопросы духовного и физического совершенствования учащихся, студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников факультета;
^ маркетинговый отдел, исследующий структуру актуальных секторов региональных рынков образовательных услуг, трудовых ресурсов; формирует и реализует маркетинговую стратегию КНПО;
^ негосударственное образовательное учреждение и научно-производственный центр.
Последние два подразделения играют ключевую роль в реализации теории и тех-
нологии контекстного обучения в процессе подготовки специалистов в области информационных и социальных технологий и будущих учителей информатики. Здесь создаются необходимые теоретические, технологические и практические условия для осуществления компетентностного подхода в образовании, для системной интеграции в образовательном процессе предметного и социального контекстов будущей профессиональной деятельности выпускника. Овладевая нормами компетентных предметных действий и навыками командной работы в ходе анализа и разрешения «профессионально-подобных» ситуаций, студентразвивается и как специалист, и как член общества.
Таким образом, модель деятельности специалиста получает отражение в деятельностной модели его подготовки. Предметное содержание деятельности студента проектируется как система учебных ситуаций, проблем и задач, постепенно приближающихся к профессиональным, к своему прототипу, заданному в модели деятельности специалиста. Основной единицей содержания контекстного обучения выступает проблемная ситуация, при этом привычные задачи и задания не исчезают, а постепенно переходят в фоновый режим. Социальное содержание «втягивается» в учебный процесс через формы совместной деятельности студентов, предполагающие учет личных особенностей каждого, его интересов и предпочтений, следование нравственным нормам учебного и будущего профессионального коллектива [4].
Социальный проект КНПО ориентирован на внедрение в систему регионального образования и непосредственно реализован в Липецкой области. На наш взгляд, с учетом особенностей он может быть тиражирован для любого российского региона.
Реализация социального проекта КНПО в условиях динамичной социальноэкономической среды показала его высокую педагогическую, социальную и экономическую эффективность (количество ос-
военных специальностей увеличилось с двух до шести, количество студентов увеличилось со 125 до 1114 и т.д.). Проект нашел поддержку многих социальных групп липецкого региона, пользуется популярностью среди населения, обеспечивает высокое качество подготовки выпускников, для которых непрерывное образование становится их активной жизненной позицией. Специалисты, завершившие обучение в рамках данного проекта, востребованы на региональном рынке трудовых ресурсов, имеют высокий уровень заработной платы и достаточно быстро продвигаются по служебной лестнице. С момента внедрения и по настоящее время (в течение 14 последних лет) КНПО имеет устойчивые экономические показатели за счет использования механизмов оптимального взаимодействия бюджетного и внебюджетного финансирования.
КНПО оказывает значительное влияние на развитие науки, образования, культуры региона, играет особую роль в разработке и внедрении современных информационных и социальных технологий, которые имеют большое значение для развития региональной экономики нового типа, формирования липецкой особой экономической зоны. Управляя своей образовательной политикой, комплекс демонстрирует способность существенно сближать предложение с реальными потребностями экономики и социальной сферы региона в кадрах.
Система социального партнерства в рамках регионального сообщества строится исходя из цели, миссии и стратегических интересов КНПО. Их суть заключается в необходимости создания в рамках регионального университета современного инновационного, конкурентоспособного научно-образовательного подразделения, обеспечивающего на основе интеграции инновационных образовательных технологий, академической и прикладной науки подготовку компетентных, востребованных специалистов высокой квалификации в сфере информационных и социальных техноло-
гий; в непрерывном развитии информационных и социальных технологий на основе практического применения фундаментальных научных знаний; в формировании гармонично развитых личностей, способных быть лидерами, работать в команде, действовать и побеждать в условиях конкурентной среды, несущих инновации в сферах образования, науки и экономики.
В структуре факультета информационных и социальных технологий пять кафедр: информатики, экономики, социальных и гуманитарных дисциплин, менеджмента и социальных технологий, математических методов в экономике. На всех кафедрах сформирован высококвалифицированный кадровый состав, удовлетворяющий требованиям образовательных стандартов. Кафедры факультета обеспечивают преподавание по следующим специальностям: «Прикладная информатика в экономике» (информатик-экономист), «Математические методы в экономике» (экономист-математик), «Государственное и муниципальное управление» (менеджер), «Домоведе-ние» (менеджер), «Менеджмент организации» (менеджер), «Профессиональное обучение» (экономика и управление), «Информатика» (учитель).
Основными направлениями научной работы в рамках КНПО являются:
■ социальное проектирование и социальное управление адаптивных и самообучающихся образовательных систем и комплексов;
■ управление процессом формирования социально-технологической культуры современного специалиста;
■ разработка и исследование информационных систем для решения экономических и организационно-управленческих задач в социальной сфере региональной экономики;
■ структурный анализ и синтез образовательных систем и комплексов;
■ социальное управление процессами информатизации образования на муниципальном уровне;
■ разработка оптимальных педагогических и социальных технологий подготовки специалиста в сфере информационных и социальных технологий;
■ социологические и экономические исследования проблем регионального сообщества.
В отличие от управленческой структуры традиционного факультета, КНПО обеспечивает высокий уровень технологи-
ческой, экономической мобильности и управляемости, который необходим для функционирования в динамичной социально-экономической среде региона; оптимальную структуру и содержание единого инновационного, технологического и информационного пространства, в котором реализуется системно-контекстный подход к подготовке специалистов на всех этапах обучения; благоприятные условия для системной интеграции учебного и воспитательного процессов, для совместной научно-исследовательской работы студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников в сфере информационных и социальных технологий.
Литература
1. См.: Шмарион Ю.В. Социальное проектирование самообучающихся адаптив-
ных образовательных систем и комплексов: Монография. - Белгород, 2006.
2. См.: Шмарион Ю.В. Проектирование об-
разовательных систем (системно-контекстный подход): Монография. - Белгород, 2003.
3. Шмарион Ю.В. Принцип приоритетнос-
ти процессного анализа моделируемых комплексов непрерывного профессионального образования // Проблемы непрерывного образования: проектирование, управление, функционирование: Материалы межд. науч.-практ. конф. (20-21 мая 2005 г.). Ч 1. - Липецк, 2006.
4. См.: Вербицкий А.А. Теория контекст-
ного обучения в реализации компетент-ностного подхода в образовании // Проблемы непрерывного образования: проектирование, управление, функционирование: Материалы межд. науч.-практ. конф. (20-21 мая 2005 г.). Ч. 1. - Липецк, 2006.
Социальное управление процессами информатизации образования: муниципальный уровень
М. ШМАРИОН, зав. кафедрой Ю. ШМАРИОН, декан Липецкий государственный педагогический университет М. ШЕИН, начальник отдела Е. ПАВЛОВ, зам. председателя Департамент образования администрации (г. Липецк)
Выдающимся достижением постиндустриальной цивилизации, открывающим путь в XXI в., являются информационные технологии. При этомтемпыи направления перемен социально-экономического комплекса определяются сегодня уже не вычислительной техникой как таковой, не программными средствами, а людьми, их готовностью к переменам, их запросами и уровнем компетенций. Главная цель модернизации сферы образования состоит поэтому в подготовке обучающихся к полноценному участию в бытовой, общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в
условияхинформационного общества. Оперативное, эффективное и последовательное решение этой актуальной задачи на региональном уровне представляется возможным лишь в контексте социального партнерства и тесного сотрудничества городского департамента образования, передовой части учительского сообщества, творческого коллектива преподавателей, аспирантов, студентов и сотрудников педагогического университета с родителями и представителями реального сектора экономики.
Проблемы информатизации образования имеют ярко выраженный междисцип-