Научная статья на тему 'Социальное управление процессами информатизации образования: муниципальный уровень'

Социальное управление процессами информатизации образования: муниципальный уровень Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное управление процессами информатизации образования: муниципальный уровень»

ческой, экономической мобильности и управляемости, который необходим для функционирования в динамичной социально-экономической среде региона; оптимальную структуру и содержание единого инновационного, технологического и информационного пространства, в котором реализуется системно-контекстный подход к подготовке специалистов на всех этапах обучения; благоприятные условия для системной интеграции учебного и воспитательного процессов, для совместной научно-исследовательской работы студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников в сфере информационных и социальных технологий.

Литература

1. См.: Шмарион Ю.В. Социальное проектирование самообучающихся адаптив-

ных образовательных систем и комплексов: Монография. - Белгород, 2006.

2. См.: Шмарион Ю.В. Проектирование об-

разовательных систем (системно-контекстный подход): Монография. - Белгород, 2003.

3. Шмарион Ю.В. Принцип приоритетнос-

ти процессного анализа моделируемых комплексов непрерывного профессионального образования // Проблемы непрерывного образования: проектирование, управление, функционирование: Материалы межд. науч.-практ. конф. (20-21 мая 2005 г.). Ч 1. - Липецк, 2006.

4. См.: Вербицкий А.А. Теория контекст-

ного обучения в реализации компетент-ностного подхода в образовании // Проблемы непрерывного образования: проектирование, управление, функционирование: Материалы межд. науч.-практ. конф. (20-21 мая 2005 г.). Ч. 1. - Липецк, 2006.

Социальное управление процессами информатизации образования: муниципальный уровень

М. ШМАРИОН, зав. кафедрой Ю. ШМАРИОН, декан Липецкий государственный педагогический университет М. ШЕИН, начальник отдела Е. ПАВЛОВ, зам. председателя Департамент образования администрации (г. Липецк)

Выдающимся достижением постиндустриальной цивилизации, открывающим путь в XXI в., являются информационные технологии. При этомтемпыи направления перемен социально-экономического комплекса определяются сегодня уже не вычислительной техникой как таковой, не программными средствами, а людьми, их готовностью к переменам, их запросами и уровнем компетенций. Главная цель модернизации сферы образования состоит поэтому в подготовке обучающихся к полноценному участию в бытовой, общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в

условияхинформационного общества. Оперативное, эффективное и последовательное решение этой актуальной задачи на региональном уровне представляется возможным лишь в контексте социального партнерства и тесного сотрудничества городского департамента образования, передовой части учительского сообщества, творческого коллектива преподавателей, аспирантов, студентов и сотрудников педагогического университета с родителями и представителями реального сектора экономики.

Проблемы информатизации образования имеют ярко выраженный междисцип-

линарный характер, их решение требует привлечения ресурсов самых разных наук и вполне естественно привлекает к себе внимание ученых и практиков. Оно продиктовано тем, что образование видится в качестве одного из факторов, с помощью которого можно влиять на будущие поколения, а значит, задавать определенное направление развитию общества, глобальным процессам.

Несмотря на активизацию научного поиска и рост интенсивности эмпирических исследований в области образования, следует констатировать невысокий «коэффициент полезного действия» практических работников и исследователей, их неспособность предложить альтернативу известным недостаткам школы. Все больше тревог и сомнений возникает по поводу того, насколько функционирование системы образования в целом соответствует общественным ожиданиям и потребностям. В мире почти повсеместно признается, что со второй половины XX в. национальные системы образования переживают серьезные трудности или кризис даже в тех государствах, где на нужды образования тратится средств во много раз больше, чем в России.

Недостаточная эффективность системы образования отражает, на наш взгляд, реальное соотношение в этой области знания и незнания, которое определяется во многом тем, что проблемы образования имеют ярко выраженный междисциплинарный характер, а их решение пытаются искать в рамках узкопрофессионального знания.

Системное видение того, какое место занимает образование в информационном обществе, по каким законам оно развивается, какие факторы оказывают на него доминирующее влияние, возможно только с позиции современной социологической науки. Необходимо посредством проведения разносторонних социальных исследований выдвинуть мультидисципли-нарные теоретические концепции и сфор-

мировать целостное понимание феномена образования. Это станет концептуальной предпосылкой интеграции института образования на всех его иерархических уровнях, базой, на которой будет строиться оптимальная образовательная политика на региональном и федеральном уровнях. Пристальное внимание к социальным проблемам образования и к их социологическому осмыслению обусловлено целым рядом причин, значимость которых становится со временем все более очевидной. С позиции социологии оптимальная образовательная политика должна строиться с учетом возрастающей роли «человеческого фактора» в хозяйственной, культурной и политической жизни общества, что влечет за собой необходимость раскрытия в максимальной степени способностей и таланта каждой личности, реализации комплекса социальных и гуманитарных прав человека. Такая политика должна основываться на принципах надежного социального партнерства всех участников образовательного процесса. Она должна обеспечивать устойчивые связи образования с реальным сектором экономики, властными структурами, культурой, гражданским обществом и таким образом создавать гуманитарную среду политической стабильности на уровне региона и страны в целом.

К сожалению, очевидные социальные проблемы системы образования, горячо обсуждаемые на всех уровнях педагогического сообщества, остаются неуслышанными. Назовем лишь немногие. Хроническое недостаточное финансирование, излишне жесткая регламентация экономической и хозяйственной деятельности образовательных учреждений не позволяют им нормально функционировать в рыночной экономике. Из-за низкого уровня заработной платы происходит последовательное падение престижа профессии учителя и преподавателя в обществе, а у них самих отсутствует заинтересованность в результатах труда. Запредельная аудиторная нагрузка сводит на нет возможность творчества, профессионального самосовершенствования. Наиболее активная, социально мобильная часть учительского и преподавательского корпуса стремительно перетекаетв реальный сектор экономики, где зарплата в несколько раз больше и есть возможность самовыражения. Эти процессы усугубляются прогрессирующим культурным разрывом между поколениями, невостребованностью ценности Знания у молодежи. В среде учителей нарастает социальный и профессиональный пессимизм. В педагогическом сообществе углубляется гендерное неравенство, существенно сокращается доля мужчин не только в сельских, но и в городских школах. Закрытие сельских школ порождает массу социальных проблем.

Очевидно, что большинство перечисленных проблем - не педагогические, а социальные. Значит, их исследование невозможно вне рамок социологических концепций и без помощи комплекса социологических методов. Практическое же их решение связано не с педагогическими инновациями, а с системным изменением целого комплекса условий «внешней среды». Среди них — положение школы в обществе и политике, принципы ресурсного обеспечения системы образования, социальный статус педагога и уровень его жизни, ценностные ориентации групп учащихся и персонала

образовательных учреждений, социальный запрос к образованию. Отсюда так важен уровень социологической культуры в системе образования. Подчеркнем, что даже сугубо педагогические и психологические проблемы вряд ли разрешимы в узкопедагогическом или психологическом контексте, так как жестко зависят от внесистемных факторов и не могут быть доминирующими в оценке общего состояния системы образования. Значимая часть этих факторов как раз и входит в предметную область социологии - социологии управления и социологии образования.

Таким образом, в сложных современных условиях социологический подход к решению проблем региональной системы образования оказывается совершенно необходимым и исследователям, и учителям, и управленцам этой сферы. Он дает системное представление о месте личности в системе образования, в региональном сообществе и обществе в целом. Практический работник, руководитель и исследователь получают социальное видение поведения всех агентов образовательного пространства. Такая информация позволяет идентифицировать различные субкультуры и может быть целесообразно использована для оптимизации взаимодействия системы образования с элементами социума в региональной среде.

Наличие реальной возможности построения индивидуальных образовательных траекторий актуализирует тему зависимости образования от все большего числа социальных факторов. Возникает необходимость в повышении уровня социологического обеспечения организации и управления процессами обучения и воспитания, принятия решений на всех иерархических уровнях с учетом всего комплекса системно-социологических аспектов, отражающих диспозицию в локальном сообществе. В этих условиях работникам образования нужно быть компетентными в проведении социологических исследований, в анализе и интерпретации связей образования с дру-

гими социальными институтами, социальными системами и процессами.

Социологический подход дает учителям и руководителям инструмент получения эмпирических данных, объективно характеризующих социальные портреты всех участников образовательного процесса. Это, несомненно, расширит их видение соответствующих статусов, ролей, ролевых ожиданий и позволит создать необходимый климат для творческой самореализации учителей, гармонизировать социальное взаимодействие внутри образовательного учреждения. Для менеджеров образования окажется полезным знание тех реальных социальных сил, которые сознательно или стихийно, прямо или косвенно влияют на процессы образования. Управление образовательным коллективом станет научно обоснованным, а всегда ограниченный индивидуальный опыт, здравый смысл и интуиция лишь повысят качество управления. В разработке и принятии управленческих решений в различных образовательных системах мы выступаем за системную интеграцию результатов глубокой социологической проработки проблем образования, с одной стороны, и здравого смысла, индивидуального опыта и интуиции практических работников, с другой. Данные эмпирических исследований позволят учесть социологические характеристики каждой школы и каждого класса, которые мы должны непременно учитывать для того, чтобы получить оптимальный образовательный и социализирующий эффект.

На практике администраторы и учителя чаще всего не имеют четкой картины этих социологических факторов, а между тем информация о социальной структуре локального сооб-

щества, образцах поведения и ценностных ориентациях групп может существенно смягчить последствия модернизационных процессов в региональной системе образования.

Анализ показывает, что в разработке концепций реформы системы образования России важные социологические аспекты института образования учитываются не в полной мере. Авторы реформ полагают возможным обновление образования без всестороннего осмысления функций, целей и структуры всей системы образования, без ее материально-технического перевооружения, без реального повышения статуса учителя, без пересмотра ролевых отношений и вообще положения личности в школе, без значительного преобразования всего общества (и особенно той его части, которая прямо или косвенно является активным участником образовательного процесса) в канун его вступления в новую фазу цивилизационного развития.

Мы полагаем, что социология управления и социология образования в тесном взаимодействии со смежными отраслями знания обеспечат поиск оптимальных решений и в процессах информатизации образования, в оптимизации группового поведения и институциональных взаимодействий, в определении целевых функций, в идентификации объектов социально-педагогического воздействия, в объективной детерми-

нации того образа социального поведения, который должен стать результатом образовательной программы.

Осуществление плана мероприятий по выполнению договора о сотрудничестве между департаментом образования администрации г. Липецка и ГОУ ВПО «Липецкий государственный педагогический университет» на 2006-2010 гг. предполагает большой объем научных исследований, связанных с реализацией идеи непрерывного педагогического образования, разработкой и созданием гибкой системы профильного обучения, с проведением крупномасштабных социально-педагогических обследований, которые обеспечат многообразие форм организации профильного обучения и создадут условия для наиболее полной реализации интересов и образовательных потребностей учащихся.

Процессы информатизации региональной системы образования, возросшая потребность в учителях информатики в школах Липецка, расширение диапазона преподавания информатики в школе с 3-го по 11-й класс, фронтальное оснащение городских и сельских школ современной компьютерной техникой требуют от департамента образования и ЛГПУ своевременной и гибкой реакции. Необходимы адекватные эффективные и оперативные социальнотехнологические, научно-методические и организационно-управленческие решения, направленные на совершенствование преподавания информатики в школе, подготовку современного учителя информатики, переподготовку учителей начальных классов, учителей-предметников, проведение социологических исследований процессов информатизации образования.

Департаментом образования администрации Липецка совместно с учеными ЛГПУ разработан социальный проект «Социальное управление процессами информатизации на муниципальном уровне». Суть проекта - в системной интеграции на уровне локального сообщества всех имеющихся научных, кадровых и иных ресурсов, обес-

печивающей реализацию широкого спектра инициатив различных субъектов социального управления с целью создания гибкой системы профильного обучения, связанного с освоением учащимися информатики, новых информационных технологий; формирования социально обустроенного, квалифицированного и мотивированного к наукоемкому труду современного учителя информатики; совершенствования качества подготовки учащихся в области информатики и новых информационных технологий; повышения качества подготовки учителей информатики .

Основными задачами проекта являются следующие.

1. Создание в ЛГПУ научно-производственной базы для разработки оптимальных социально-педагогических технологий подготовки и переподготовки педагогических кадров в области профильного обучения, связанного с освоением учащимися информатики, новых информационных технологий.

2. Проведение по согласованию с департаментом образования администрации Липецка социально-педагогических исследований проблем профильного обучения, направленных на создание эффективной гибкой региональной системы профильного обучения информатике и информационным технологиям и на совершенствование подготовки современного учителя информатики.

3. Обобщение и распространение педагогического опыта решения проблем профильной школы.

4. Создание научно-образовательного центра профильного обучения и информатизации образования (НОЦ ПОиИО). Разработка и внедрение эффективных педагогических, социальных и информационных технологий профильного обучения как в рамках образовательного процесса НОЦ ПОиИО, так и для школ Липецка и Липецкой области.

5. Разработка и внедрение эффективных педагогических, социальных и инфор-

мационных технологий подготовки и переподготовки учителя информатики в ЛГПУ.

6. Разработка научно-методических материалов для профильной школы по заказу департамента образования г. Липецка.

Благодаря согласованным действиям ректората и руководства департамента образования в течение текущего учебного года сформулированные задачи социального проекта успешнорешаются. Так, на факультете информационных и социальных технологий наряду с уже существующей лабораторией социальных технологий и образовательного мониторинга создана лаборатория информационных систем и технологий, лицензирована специализация «Организация профильного обучения в образовательных учреждениях» (в рамках специальности 030100 - «Информатика»). Разработана программа повышения квалификации руководящих работников образования и учителей, а также переподготовки учителей по специальности «Информатика», в том числе в рамках дистанционного обучения. Определены структура и содержание повышения квалификации учителей информатики и переподготовки учителей-предметников по специальности «Информатика». Разработан комплекс организационно-управленческих мер по совершенствованию социально-профессионального пространства учителя информатики г. Липецка.

В рамках программы социологического исследования (2006-2007 гг.) осуществлялось всестороннее изучение социально-педагогической среды Липецка по следующим направлениям:

• профессиональная деятельность учителя информатики;

• обучение учащихся информатике и информационным технологиям;

• профессиональная деятельность учителей-предметников с использованием информационных технологий;

• организационно-управленческая деятельность руководителей образовательных учреждений, связанная с проблемами информатизации образования;

• деятельность родителей учащихся, осваивающих информатику и информационные технологии.

Основным методом сбора эмпирических данных являлся сплошной анкетный анонимный опрос. Анкетный опрос руководителей образовательных учреждений осуществлялся с использованием сети Интернет. Для изучения социологических характеристик применялась районированная, квотная, структурированная по социально-профессиональным параметрам выборка.

На вопросы анкеты ответили 3511 человек, в том числе: учителя информатики -81; руководители образовательных учреждений - 81; учителя-предметники - 381; родители - 907; учащиеся - 2061 человек.

Для каждой категории респондентов социологами ЛГПУ была разработана своя анкета (например, самая сложная анкета учителя информатики содержала 280 вопросов).

Для проведения опроса из числа профессорско-преподавательского состава, аспирантов, сотрудников и студентов, имеющих опыт проведения социологических исследований, были сформированы 16 групп анкетеров и интервьюеров общей численностью 112 человек1. С каждой группой были проведены установочные занятия, на которых обсуждались цели и задачи социологического исследования, технологии анкетирования и интервью, требования к поведению анкетеров и интервьюеров во время полевых исследований, к одежде, стилю общения с респондентами, места проведения анкетирования и интервью, режим работы анкетеров и интервьюеров, система поощрений за качественную работу и штрафов за возможные нарушения технологии и сроков проведения опросных процедур.

1 В работе принимали участие научные сотрудники лаборатории социальных технологий и образовательного мониторинга факультета информационных и социальных технологий (ФИиСТех) ЛГПУ под руководством доцента, канд. социол. наук Бурмыки-ной И.В., преподаватели, аспиранты, студенты и сотрудники ФИиСТех ЛГПУ.

Для контроля за деятельностью анкетеров и интервьюеров была создана оперативная группа технологического контроля в целях обеспечения четкости их работы в процессе опроса, надежности собираемой информации, оперативного реагирования на возникшие проблемы. Кроме функций контроля группой осуществлялся оперативный сбор поступающей информации, что значительно повышало качество собираемой информации. Круговое сканирование всех мест интервьюирования производилось постоянно в течение всего времени проведения фронтального анкетирования.

Координация взаимодействия групп анкетеров, оперативной группы технологического контроля с образовательными учреждениями осуществлялась руководством департамента образования с использованием сети Интернет и мобильной связи.

После обработки эмпирических данных расчеты были переданы группе системной аналитики для составления отчета. Приведем некоторые обобщенные результаты социологических исследований.

Профессиональный портрет учителя информатики. Сообщество учителей информатики Липецка представлено сравнительно молодым, опытным и высококвалифицированным поколением педагогов, которое характеризуется:

• положительным профессиональным самочувствием, ориентированным на конструктивное сотрудничество с учащимися и педагогическим коллективом школы;

• желанием творческой реализации в своей профессиональной деятельности; признанием идеи непрерывного профессионального образования в качестве реальной жизненной стратегии;

• осознанием возможностей своего профессионального роста;

• четким видениемпроблем информатизации образования и путей их решения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

• стремлением заниматься научной

работой (свойственно каждому третьему учителю информатики).

Неудовлетворенность учителей информатики вызвали следующие параметры их деятельности:

• низкий уровень заработной платы;

• недостаточное аппаратное и программное обеспечение;

• отсутствие возможности ежегодного повышения квалификации;

• отсутствие морального поощрения за свой труд;

• нехватка поурочных методических разработок,отсутствие задачников-«ре-шебников» и специфической справочной литературы;

• отсутствие реально действующей системы непрерывного обучения информатике.

Профессиональный портрет учителя-предметника. Данная категория учительства на 5-7 лет старше. Ее характеризуют нормальные деловые отношения с учителями информатики. Предметники достаточно широко используют информационные технологии для решения методических задач, подготовки отчетной документации, объективно оценивают состояние проблем, связанных с информатизаций образования. У 60% этой категории учителей дома имеется компьютер, более половины подключены к Интернету.

Школьники. Около 80% учащихся 711-х классов с интересом изучают информатику. Среди них 40% с удовольствием используют дополнительную литературу по информатике. Большинство учащихся устраивает, как осуществляется ее преподавание. Данной категории свойственна ориентация на открытое сотрудничество учителей и учащихся, у нее не возникает разногласий с учителем. При этом около 15% считают, что у них нет способностей и желания заниматься информатикой. Учащиеся сетуют на повышение учебных нагрузок, что ограничивает их возможности продуктивно трудиться. Около 15% желают регулярно заниматься программированием и намереваются в дальнейшем полу-

чить соответствующее профессиональное образование. Около 40% учащихся регулярно посещают дополнительные занятия по информатике.

Руководители образовательных учреждений. Поддерживают основные направления информатизации образования, подчеркивая эффективность информационных технологий для сотрудничества с органами управления образованием. Отмечают сравнительно низкий уровень использования ИКТ, в том числе электронной почты. Около 60% руководителей считают, что в школе необходимо пополнение аппаратно-программных средств. Каждый третий высказывается за совершенствование профессиональной подготовки учителя информатики, на их взгляд, она является недостаточной. Половина руководителей говорит о важности повышения заработной платы учителю информатики. Около 90% активно используют компьютер для решения методических и организационно-управленческих задач. 70% руководителей имеют дома компьютер.

Родители. Среди них почти половина использует информационные технологии в своей профессиональной деятельности, 40% пользуются компьютером дома, более 10% желают познакомиться с информационными технологиями. Половина родителей утверждает, что их дети имеют мотивацию к обучению информатике, около 20% считают, что такая мотивация у их детей отсутствует. Большинство родителей (85%) высказывают мнение, что их дети не испытывают трудностей при общении с учителем информатики, 11% утверждают обратное. Каждый четвертый из десяти считает, что его ребенок не сталкивается с трудностями при изучении информатики, 23% полагают, что дети на уроках получают мало новой и интересной информации. 10% указывают на большой объем новой информации, а еще 10% - на то, что их дети не понимают объяснений учителя. Родители отмечают и другие недостатки. В целом в среде родителей как представителей «со-

циального заказа общества» растет понимание большой ответственности школы за социальное развитие личности.

Итак, сделана попытка с позиций социологии управления и социологии образования описать проблематику информатизации образования с точки зрения разных агентов (субъектов, акторов) образовательной системы (учителя информатики, учителя-предметника, руководителя учреждения, учащихся 7-11-х классов и их родителей). Такой подход является важной предпосылкой целостного исследования проблем региональной системы образования в аспекте ее информатизации и одновременно - условием всестороннего понимания комплекса социальных проблем учительского сообщества. Без получения объективных сведений о социальном и профессиональном статусе учительства в целом и учителя информатики в частности, об особенностях их системного взаимодействия с другими субъектами образовательного пространства составить научно обоснованную и эмпирически убедительную программу социального развития этой группы

и, в частности, ее профессиональной подготовки и переподготовки не представляется возможным. Именно социологический анализ раскрывает закономерный характер многих проблем современной системы школьного и профессионального образования и учительства как социальной группы.

Один из наших главных тезисов состоит в том, что учитель оказывается на пересечении ряда социальных противоречий и в большинстве случаев не может своими силами преодолеть их влияние. Среди них укажем на следующие:

• противоречие межу формальным («школьным») образованием и образованием неформальным (СМИ, «улица» и т.п.): в настоящее время по широте охвата, разнообразию и интенсивности воздействия на учащегося последнее существенно сильнее, между тем ответственность в обществе за этот дисбаланс и не всегда положительные

результаты социализации школьников возлагается на учительство;

• противоречие между высокой ответственностью, налагаемой обществом на учительство, и низкой экономической, а также моральной оценкой труда учителя со стороны того же общества: она ничтожно мала для социального и культурного воспроизводства учительства как социальной группы;

• противоречие между социальным заказом на индивидуализацию обучения и традиционно фронтальной формой обучения в школе и вузе;

• противоречие, связанное с системной разбалансированностью основных функций

института образования, структурой и содержанием ведущего социального заказа, выражающего интегральный интерес общества, и так называемым «педагогическим са-мозаказом», в результате которого увеличивается дистанция между общественными потребностями и организационными целями, существенно снижается уровень научного управления образованием.

Эти противоречия могут найти свое разрешение только при наличии в обществе эффективной системы социального партнерства всех участников образовательного процесса - от властных структур до реального сектора экономики.

Е. КУЗЬМИНА, доцент

На современном этапе развития отечественного образования наблюдается сложный процесс становления личностноориентированного типа профессионального образования. Одним из путей его реализации является построение процесса обучения и воспитания будущего учителя на интегративной основе. Интеграция дает возможность не только расширить содержа-

Педагогическая практика как форма интеграции учебно-воспитательного процесса

ние образования, включая в ту или иную дисциплину социально-философские, пси-холого-педагогические, экономические, исторические и другие знания, но и качественно влиять на субъектное развитие обучающегося.

В связи с этим ученые рассматривают высшее учебное заведение как особое социально-временное пространство жизнеде-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.