Научная статья на тему 'Сельская школа - проблемы использования компьютерных технологий'

Сельская школа - проблемы использования компьютерных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сельская школа - проблемы использования компьютерных технологий»

Относительно уроков совместного обучения без уров-невой дифференциации, а также дополнительных уроков для профильной естественно-математической группы можно сказать, что их подготовка и проведение ничем не отличаются от подготовки и проведения уроков в обычном гомогенном классе (классе одного профиля).

Если же рассматривать уроки совместного обучения нескольких профильных групп, на которых предполагается уровневая дифференциация, то можно сказать, что в этом случае в классе одновременно проходят два урока, один, например, для группы общеобразовательного уровня, другой - для профильной естественно-математической группы (или для двух профильных групп). При этом эти уроки могут быть как взаимосвязанными, так и не взаимосвязанными между собой.

Следует сказать, что в этом случае все такие уроки можно разделить на: однотемные однотипные, однотем-ные разнотипные, разнотемные однотипные, разнотемные разнотипные.

Однотемный однотипный урок в контексте профильного обучения на основе уровневой дифференциации характеризуется тем, что дополнительный учебный материал, относящийся, например, ко второму или третьему инварианту, дополняет материал первого инварианта и содержательно связан с ним на уровне изучаемой темы. При этом его изучение предусматривается на этапе урока или части этапа урока. В этом случае можно говорить о совпадении темы уроков, а тип урока в обеих группах по цели организации занятий один и тот же (например, урок изучения нового учебного материала или урок-лабораторная работа).

Проведение однотемных разнотипных уроков связано, например, с возможностью на совместном уроке изучения достаточно объемного элемента дополнительного учебно-

го материала. В этом случае в профильных группах на материале одной и той же темы проходят разные по цели организации занятий уроки (например, урок контроля и коррекции знаний в группе общеобразовательного уровня и урок изучения нового учебного материала в других профильных группах).

Необходимость проведения разнотемных уроков возникает, например, тогда, когда есть возможность «сквозного» распределения учебного материала темы, локализованной в учебнике для профильной группы.

Естественно, что учебном процессе все типы уроков будут представлены непропорционально. Вполне естественно предположить, что более часто будут встречаться уроки однотемные однотипные. Это связано с характером дополнительного учебного материала второго и третьего инварианта для профильных групп (для большой части элементов дополнительного учебного пособия как раз и предусматривается изучение на фрагментах (или этапах) урока, в логической связи с материалом первого инварианта). Достаточно много будет и однотемных разнотипных уроков.

Таким образом, подводя итог сказанному, можно отметить, что организация профильного обучения сельских школьников на основе внутренней дифференциации достаточно серьёзно меняет всю методическую систему работы учителя физики сельской школы во всех ее составляющих: в целеполагании, в отборе содержания учебного предмета для изучения разных профильных групп, в выборе методов, средств обучения и организационных форм. Эти изменения связаны не только с особенностями технологии такого обучения, но и особенностями содержания физики как учебного предмета в классах различного профиля.

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА - ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИИ

Т.С. Степанченко, преподаватель кафедры электроники, телекоммуникаций и компьютерных технологий Липецкого государственного педагогического университета

^^^зменение социально-экономических условий сель- существенное влияние на качество его профессиональной

зменение социально-экономических условий сельской жизни, переход к рыночной экономике порождают множество проблем, которые не могут быть решены без активного участия школы. И она, в свою очередь, нуждается в существенных преобразованиях, адекватных происходящим в обществе переменам.

Существует ряд особенностей педагогической деятельности учителя сельской школы:

1) преподавание нескольких предметов в среднем и старшем звене;

2) одновременная работа с двумя-тремя начальными классами;

3) интенсивное общение со школьниками в малых группах;

4) малочисленность классов;

5) уровень образованности и жизненные приоритеты сельских школьников;

6) ограниченные возможности творческого общения с коллегами.

Такие условия педагогической деятельности требуют от учителя последовательной работы по повышению своего научно-теоретического и методического мастерства. Работа учителя с малокомплектными классами оказывает

деятельности.

Но есть и положительные моменты, например, малочисленность классов. Большая наполняемость классов является естественным препятствием для реализации принципов личностно-ориентированного обучения и вообще повышения эффективности учебного процесса. В малокомплектной школе подобная проблема, как правило, отсутствует.

Одной из проблем педагогической деятельности является отсутствие разработанных и распространенных методик и, как следствие, недостаточная квалификация персонала. Но это проблема не только сельской, но и городской школы. В чем еще преимущество сельской школы перед городской? В городе руководители учебных заведений и педагоги обычно жалуются на малую вовлеченность родителей в процесс сотрудничества. На селе эта проблема решается легче, здесь более устойчивый и компактный социум. Школа оказывает значительное влияние на развитие села, так как часто является единственным культурным центром.

Устаревшая материально-техническая база не позволяет полноценно проводить занятия. По статистике более 15 тысяч сельских школ требуют капитального ремонта и

почти каждая школа нуждается в пополнении библиотек, методического фонда и в обновлении оборудования [3].

Недостаточный уровень финансирования ведет к дальнейшему ухудшению материально-технической базы, качества образования, хотя затраты на обучение одного учащегося такие же (а иногда и выше), как на обучение учащихся городских общеобразовательных учреждений. А отсутствие транспортных средств (не все сельские школьники живут рядом со школами) негативно сказывается на организации учебного процесса.

Выпускники сельских школ изначально имеют неравные возможности в получении образования, неравный доступ к различным образовательным услугам. Конкурентоспособность сельских школьников при поступлении в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования гораздо ниже по сравнению с выпускниками городских школ, что показывают результаты вступительных испытаний. По данным Липецкого государственного педагогического университета почти 65% поступивших в вуз это выпускники школ областного центра [4].

Практика показывает, что основными формами повышения педагогического мастерства учителей сельской школы являются курсы повышения квалификации в ИРО, семинары в районном методическом кабинете, методические объединения. Между этими формами в современной школе часто нет взаимосвязи, нет учета конкретных интересов и потребностей учителей при организации методической работы. Механический набор разнообразных форм методической работы, не взаимосвязанных между собой, отсутствие руководства процессом самообразования учителей приводит к снижению эффективности методической работы [1].

Система повышения квалификации не обеспечивает ему то содержание, которое необходимо для адаптации к профессиональной деятельности и последующего развития мастерства, она направлена, как правило, на информирование и значительно реже на формирование умений и развитие профессионально важных качеств педагога [1].

Многие исследователи указывают на недостаточный учет профессиональных потребностей педагогов при формировании содержания повышения квалификации и отсутствие удовлетворительных методик их определения [2].

В связи с этим актуальной является разработка и создание системы развития педагогического мастерства и учебно-методической поддержки, которая должна быть реализована адресно, с «учетом индивидуальности, профессионального опыта, потребности каждого учителя» [1].

Последние несколько лет наблюдается тенденция увеличения затрат на мероприятия по повышению качества сельского образования. Обучение на селе осуществляется труднее и обходится довольно дорого для бюджета, но необходимо сделать все возможное не только для того, чтобы повысить качество образования, но и сохранять существующие школы.

При сохранении современных тенденций различия в подготовке кадрового состава, техническом оснащении и методической поддержки могут привести к вымиранию значительной части сельских школ. Необходимо помогать закреплению на селе прежде всего молодежи.

Решить задачи, связанные с приобщением сельской молодежи к информационным технологиям, повышением качества знаний учащихся и повышением квалификации

сельских педагогов, должны системы дистанционной поддержки учителей и учащихся, а также системы информационного обеспечения образовательного процесса.

Обзор существующих образовательных материалов, базирующихся на современных информационных технологиях, показывает следующее.

1. Существующие интерактивные курсы и компьютерные комплексы, предназначенные для обучения, включают в себя теоретические и практические материалы, а также задания для самостоятельной работы учащихся.

2. В небольшом объеме представлены материалы для педагога: недостаточное количество дополнительных материалов, не налажена обратная связь с разработчиками комплексов (сайтов), отсутствует анализ новой литературы.

3. Использование некоторых компьютерных моделей может заменить эксперимент, который нельзя провести в реальных условиях.

4. Дистанционное повышение квалификации учителей пока не развито.

5. Большинство ресурсов содержат разрозненный материал, т. е. имеется или справочная информация, или рекомендации по проведению некоторых занятий с использованием компьютерных моделей, или материалы для тестирования, или налажена обратная связь.

Большинство вышеуказанных проблем можно решить, разрабатывая компьютерный комплекс как средствами программистов, так и учителей, т. е. совместно. Наиболее приемлемым вариантом является разработка компьютерного комплекса по физике на базе физико-математического факультета. Такой подход позволит наладить связь между разработчиками комплекса и теми, кто будет использовать свою разработку в образовательном процессе.

Рассмотрим, какие же возможности для педагогов могут предоставить современные информационные технологии.

1. Обеспечение педагога методическими материалами. Подключение к глобальным компьютерным сетям позволит педагогу найти все необходимые материалы для подготовки к занятиям, но при значительных затратах времени.

2. Налаживается связь с другими педагогами. Общение с коллегами - немаловажный фактор для профессионального роста педагога. Использование электронной почты позволяет адресно обращаться к тому или иному специалисту. А оставляя свой вопрос или сообщение в форуме, можно вынести на обсуждение любую тему.

3. При содействии ИРО можно наладить дистанционное повышение квалификации сельских педагогов.

4. Использование компьютерных технологий позволит повысить эффективность уроков.

5. Происходит повышение интереса к изучению физики.

6. Удовлетворяются возрастающие образовательные потребности различных категорий населения, которые не могут получить образовательные услуги от учебных заведений традиционных форм и методов обучения.

7. Информационные технологии обеспечивают условия для профессионального совершенствования людям, чьи возможности в настоящий момент ограничены.

8. Использование компьютерных технологий в образовательном процессе позволит реализовать индивидуальный подход к учащимся.

Для использования компьютерных моделей процессов необходимо помнить, что учащиеся должны владеть навыками работы с компьютерами или, по крайней мере, данными навыками должен владеть преподаватель.

Применение моделей физических процессов возможно при

1) объяснении нового материала - это позволит наглядно продемонстрировать новую тему;

2) проведении обобщающих уроков и закрепления изученного материала.

Тем не менее моделирующие программы на занятиях по физике в средней школе лучше использовать в тех случаях, когда они являются дополнением к реальным экспериментам.

Использование компьютерных моделей физических процессов на уроке позволит учителю наглядно иллюстрировать изучаемый материал. Это даст возможность ученикам лучше воспринимать изучаемую темы, т. к. зрительная форма представления информации, с точки зрения увеличения скорости обучения, имеет колоссальные преимущества по сравнению со звуковой.

В тоже время использование информационных ресурсов, например, сайта на уроке, позволит дать ученикам необходимый минимум знаний, который поможет им в выборе профессии - навыки работы с компьютером, умение работать с сетевой операционной системой и основными прикладными программами.

Работа с применением компьютерных технологий позволит освоить новые формы учебной работы, способствует взаимному методическому обогащению учителей.

Подобные ресурсы также могут быть использованы и для самостоятельной работы учащихся. Наглядные модели процессов могут служить вспомогательным материалом при подготовке к занятиям, а задачи, содержащиеся на сайте, - материалом для подготовки к текущему контролю знаний.

Вовлечение ученика в эксперимент является незаменимым элементом процесса обучения. Но реальные возможности организации массовых лабораторных работ в сельской школе в большинстве случаев ограничены. И связано это не только с высокой стоимостью оборудования для проведения экспериментов, но и со сложностью постановки эксперимента, представляющих интерес с точки зрения преподавания современной физики. В то же время проведение эксперимента, в том числе и демонстрационного, может быть ограничено размерами оборудования, реальной длительностью изучаемого физического явления или процесса. А некоторые физические явления принципиально не демонстрируются в школьных условиях [5].

К сожалению, школа пока не готова к широкому использованию информационных технологий. Использование сети Интернет ограничивается знакомством с ее возможностями или созданием школьных веб-страниц, реже - созданием проектов усилиями нескольких школ.

При этом остается открытым вопрос о поддержке образовательными ресурсами учителя, о связи школы и вуза в системе непрерывного образования.

За последние несколько лет в сельских школах появились компьютерные классы с выходом в Интернет. Поэтому доступ к образовательным ресурсам (к серверу) на базе, к примеру, вуза позволит преподавателям решить ряд проблем, возникающих в их школьной практике.

Создание подобного сервера, его структура должны учитывать потребности школы (а особенно учителей, в том числе и молодых). Наполнение сервера необходимо ориентировать на помощь гимназиям и лицеям в работе по соответствующим образовательным программам повышенного уровня. Для этого потребуется обеспечить взаимодействие школ и вузов. Вузовские специалисты могут выступать в качестве консультантов по отдельным областям и направлениям знаний. А формирование у учителей-предметников навыков телекоммуникационного общения позволит им в дальнейшем оперативно получать профессиональные консультации и поддержку.

Подобный сервер будет интересен не только теоретическими знаниями, моделями процессов и другими учебными материалами, но и с точки зрения методики преподавания. К сожалению, сейчас мы можем наблюдать нехватку школьных педагогов, особенно это заметно в сельской местности. Нередким является и тот факт, что учителю-предметнику приходится вести предметы не по своему профилю. И найти материалы (как методические, так и учебные) в сельской местности представляется весьма затруднительным [6].

Литература

1. Каверин Ю.А. Проектирование непрерывной системы творческого саморазвития учителя сельской школы в процессе послевузовского образования -http://pedsovet.org/ &гит/1Мех.рЬр?5 =63a76da474eac95f 3Ь dc3da736f38a51&act=Attach&type=post&id=94

2. Мозгарев Л.В. Противоречия системы повышения квалификации работников образования. // Вестник ВО-ИПКРО. Вып. 11. - Воронеж, 2004.

3. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 16 января 2002 г. № 103 «О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности».

4. Кюнбергер Л.Х., Кюнбергер А.Л. Социологический портрет контингента студентов ЛГПУ. - Информационные технологии в процессе подготовки современного специалиста: Межвузовский сборник. - Липецк, ГОУ ВПО «ЛГПУ», 2004, - Выпуск 7.

5. Чирцов А.С. Информационные технологии в обучении физике // Компьютерные инструменты в образовании. - СПб.: Изд-во ЦПО "Информатизация образования", 1999, №2.

6. Степанченко Т. С. Дистанционная поддержка учителей физики сельских и городских школ. - Сборник научных трудов аспирантов и соискателей. - Липецк: ЛГПУ, 2005. Ч. II.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.