УЧЕНЫЕ - ШКОЛЕ
О. В. Коршунова
ТЕНДЕНЦИИ ИНТЕГРАТИВНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ*
В статье осмысляются основные направления развития современной сельской школы с точки зрения интегративно-дифференцированного подхода, предлагается авторская концепция повышения качества обучения в сельских общеобразовательных учреждениях и конкретные механизмы её реализации.
Постановка проблемы
Большинство современных сельских школ России осуществляют свою деятельность в режиме функционирования, с трудом обеспечивая выполнение требований социума к образованию молодежи, будущих граждан села, от которых в значительной степени уже сегодня зависит ситуация его выживания в России. Складывающаяся рыночная экономика, приведшая к глубокому развалу сельскохозяйственного производства, и неблагополучная демографическая обстановка все более обостряют и без того кризисную образовательную ситуацию в сельских учебных заведениях. Изменяющиеся внешние условия порождают новые внутренние проблемы и противоречия сельских общеобразовательных учреждений [1].
Сегодня сельская школа объективно поставлена в такие условия, которые целенаправленно и стихийно толкают её на нахождение способов качественного образования детей и молодежи. При этом рассчитывать на достойную финансовую поддержку государством школ села особо не приходится. Но сельская школа не имеет права не выжить, более того, ей необходимо развиваться далее, несмотря на многочисленные серьезные проблемы и противоречия. Педагогичес-
* Тема разрабатывается при финансовой поддержке МО РФ (ГРНТИ 14.25.07 «Исследование эффективности применения интегративно-дифференцированно-го подхода к обучению в сельской школе»)
КОРШУНОВА Ольга Витальевна - кандидат педагогических наук, доцент по кафедре дидактики физики ВятГГУ
© Коршунова О. В., 2006
кие эффекты «малых школ», каковыми сегодня являются в большей части сельские общеобразовательные учреждения, могут быть использованы для перевода их жизнедеятельности в развивающий режим.
Образование в сельской школе - важная подсистема целостной российской образовательной системы. Поэтому наблюдаются тенденции, которые характерны и для процесса образования городских многочисленных школ. В первую очередь, они связаны с утвержденными в современных законодательных актах и документах ориентирами, задающими векторы развития образования. Так, Концепция профильного обучения нацеливает на реализацию принципа дифференциации и индивидуализации [2], Стратегия модернизации [3], Концепция федеральной целевой программы развития образования на 20062010 гг. [4] декларируют и утверждают компе-тентностный подход в обучении, связанный с формированием универсальных, имеющих интег-ративную природу, феноменов - компетентнос-тей, включающих в свое содержание знания, умения, способы выполнения различных деятельно-стей, способности к применению знаний и умений при решении разного рода проблем, ценностные ориентировки и др. Владение образовательной компетентностью требует наличия у обучающегося диалектико-синтетического стиля мышления, наиболее адекватно отражающего многомерность мира, частью которого является человек. Таким образом, в современной образовательной сфере основными тенденциями являются, с одной стороны, интегративные процессы, а с другой - процессы дифференцирования компонентов дидактических систем с целью обеспечения вариативности предлагаемых образовательных услуг. Посмотрим, как данные линии, являющиеся трансформацией в плоскость образования объективных процессов объединения и возникновения неоднородностей в различных сферах мира, проявляются в жизнедеятельности современных сельских школ и каким образом возможно их использование для обеспечения режима развития образовательных учреждений на селе.
Анализ основных тенденций в жизнедеятельности сельских школ
Одним из возможных путей сохранения и развития сельской школы сегодня является усиление внешних и внутренних по отношению к ней
интеграционных процессов. В первом приближении классифицируем их по двум направлениям (см. табл. 1). Содержание таблицы свидетельствует о том, что для современной сельской школы характерна как стихийная, так и целенаправленно-осознанная интегративность - концептуальная, содержательная, предметная, технологическая, возрастная, территориальная, ценностная и др.
В процессе образования в сельской школе обнаруживаются также и явления дифференциации, процессы возникновения неоднородностей (см. табл. 2).
Таким образом, для образовательного пространства сельской школы характерны явления интегративного и дифференцированного характера, существующие одновременно и дополняющие друг друга. При этом немалую роль в данном процессе начинают играть энтропийные тенденции самоорганизации. Поясним последнее утверждение.
Общим в характеристике современного образования является признак нестабильности и неустойчивости развития. Особенно это видно на примере сельских школ, в которых определяющей характеристикой эмоционального состояния сегодня является неуверенность в завтрашнем дне, в собственных резервах и возможности их эффективного использования. Причем такая неуверенность присуща и коллективу учителей, и коллективу сельских школьников, и обслуживающему персоналу учреждения. И тем не менее в последнее время фиксируется вид управления образованием и системами обучения в сельских школах, который можно назвать как управление на основе инициирования и поддержки внутренних ресурсов самого образовательного учреждения. Сегодня наблюдается тенденция к появлению субъектов образовательной политики и практики, способных к формулированию, осознанию и решению проблем образования через образовательные инициативы, реакцией на которые является инновационная и опытно-экспериментальная работа. Это есть синергетический феномен, феномен самоорганизации субъектов образовательной системы в творческой деятельности на региональном, межшкольном и внутришкольном уровнях. Поэтому ресурс устойчивости развития образования существует, необходимо лишь понять, что в настоящее время система образования находится в состоянии (если выражаться языком синергетики), близком к точке бифуркации (выбора дальнейших путей развития), а потому наряду с процессами интеграции, характерными для системы преимущественно в период её стабильного развития, широкомасштабными являются также процессы, способствующие возникновению разнообразия и неоднородностей в системе (см. рис. 1).
Интегративно-дифференцированный подход (ИДП) к образованию и обучению, учитывающий единство интеграции и дифференциации, может рассматриваться как педагогический феномен, способный принять на себя инновационную функцию регулирования развития образования и обучения, а также реализовать их потенции к саморазвитию.
Совокупность теоретических идей, образующих концепцию ИДП для сельской школы, учитывает единство процессов интеграции и дифференциации в образовательной среде школы села и ориентирует педагогов на создание новых систем управления в образовании, методических систем обучения сельских школьников. На рис. 2 представим концепцию интегративно-дифферен-цированного подхода к обучению в сельской школе.
Теоретико-методологическими основами концепции являются диалектический метод и его основной инструмент - системный подход, обогащенный элементами синергетики, а также антиномический подход, признающий равноправность полярных тенденций - интеграции и дифференциации - и предлагающий находить пути их гармонического сочетания в едином процессе с целью получения нового качества образования сельских школьников. Важными теоретическими основами концепции являются теория разумного баланса, базирующаяся на антиномическом принципе, а также основные положения личност-но-ориентированного, деятельностного и технологического подходов к обучению.
Педагогическая наука для создания эффективных систем и технологий обучения использует психологические знания, что также нашло отражение в концепции ИДП. В частности, концепция опирается на идеи развивающейся психодидактики, когнитивной психологии, психологии теории учения. Психодидактика берет на себя функции осуществления взаимосвязи психологических и дидактических концепций обучения и внедрения их в школьную практику путем разработки психодидактических технологий, доведенных до уровня раздаточного материала, подготовленного для каждой темы конкретного учебного предмета, т. е. соединения (синтеза, интеграции) психологического и дидактического знания в едином технологическом процессе обучения [6]. Учение о познавательных стилях и стратегиях предоставляет когнитивная психология [7]. Закономерности протекания психических процессов (описание особенностей восприятия информации, развития памяти и мышления) и законы оптимума (описание закономерностей и условий результативности учебно-познавательной деятельности) исследует и поставляет педагогике психологическая теория учения [8].
Таблица 1
Интеграционные процессы в сельской школе
Внешние (изменение характера связей между системой и другими системами) Внутренние (изменение характера связей между имеющимися подсистемами)
Создание целостного образовательного пространства
Взаимодействие образовательных учреждений в рамках сетевой организации (ассоциация, опорная школа с сетью филиалов, образовательный комплекс, социокультурный комплекс и др.). Создание единого образовательного пространства: -Единое планирование, координация и согласованность действий субъектов образовательной сети (составление единого учебного плана сети; общей перспективной комплексной программы деятельности по учебному, воспитательному, методическому направлениям сети; определение единой структуры и согласованного режима организации учебно-воспитательного процесса в школах образовательной сети и да.). - Совместное обучение детей разных школ и разных классов. - Ингегращя педагогических средств, используемых в урочной и внеурочной деятельности внутри сетевого объединения для реализации профильного обучения. - Введение новых ингегративных курсов, предметов в рамках профильного обучения Поиск новых подходов к содержанию и организации воспитания и обучения учащихся внутри школы: -Единое планирование, координация и согласованность действий субъектов образовательной среды школы (составление единого учебного плана; общей перспективной комплексной программы деятельности по учебному, воспитательному, методическому направлениям школы; определениг единой структуры и согласованного режима организации учебно-воспитательного процесса в школе в условиях реализации предпрофипьной и профильной подготовки. -Учебные мероприятия за пределами школы (на природе, музее, спортивной площадке). -Инте1рация педагогических средств, используемых в урочной и внеурочной деятельности внутри школы. -Введение новых интегративных курсов, предметов внутри школы (возможно в рамках профильного обучения)
Шлифу нкци ональность
Полифункциональность деятельности школы в целом: выполнение ею функций обеспечения получения базового общего средня-о образования для сельских детей, сельскохозяйственной подготовки школьников, социально-педагогической и социокультурной (оздоровление среды обитания ребенка, преодоление отчужденности детей и родителей, восстановление народных традиций, охрана и защита прав детей) функций Полифункциональность деятельности сельского учителя - мюгопредметность в обучающей деятельности, выполнение функций педагогической, социально-психологической поддержки школьника, его семьи, других слоев населения сельского социума. Становление маркетинговой компетентности руководителя сельской школы - способности решать проблемы школы с использованием рыночных механизмов, работы на рынке образовательных услуг
Объединение (интеграция) различных субъектов в образовании
Интеграция школы с учреждениями социальной сферы села, хозяйствами, расположенными в микросоциуме и образование интегративных моделей (видов) сельских школ: школа-детский сад, школа-сельский клуб-детский сад, школа-хозяйство, школа-филиал ПТУ, школа с группами продленного дня по месту жительства и др. Планирование и осуществление сотрудничества с социальными партнерами образовательной сети (принятие договорных документов, определяющих содержание и формы социального партнерства, права и обязанности по взаимодействию, совместных проектов, программ и др.). Привлечение местных специалистов и умельцев к организации учебной и внеучебной деятельности в рамках образовательной сети Планирование и осуществление сотрудничества с ближайшими социальными партнерами (принятие договорных документов, определяющих содержание и формы социального партнерства, права и обязанности по взаимодействию, совместных проектов, программ и др.). Совместное обучение вполне здоровых, нормально развитых и детей, с особыми потребностями, с задержками умственного развития. Организация учебных занятий и внеучебных мероприятий в разновозрастных группах школьников, необходимым условием которой является содержательная, организационно-управленческая, технологическая интеграция
Интеграция образовательной си( земы с ближайшим окружением
Интеграция при организации трудового обучения школьников: образование «агрошкола-фермерская школа», трудовые объединения школьников и участие их в труде близлежащих сельскохозяйственных предприятий Слитность с природным окружением: интеграгишые формы изучения явлений природы, взаимодействия с ней, экологические мероприятия. Включение элементов природного, сельскохозяйственного, экологического, краеведческого и народной культуры в канву учебного материала
Ценностная интеграция
Органическая целостность сельской школы и окружающей её среды за счет ншрекращающейся «цепочки» связи поколений, получивших, получающих и организующих процесс образования в данном учебном заведении. Многие педагоги сегодняшней школы - её вчерашнж ученики, а общественность школы составляют родители сегодняшних учеников и т. д. Интеграция, обусловленная более тесной связью воспитания и обучения сельских школьников с народными традициями, самобытностью, особой атмосферой, близкой к семейной
Таблица 2
Причины диф ференциации
Процессы образовательной дифференциации в сельской школе
внутренние
Территориальное расположение
школы, её ближайшее
окружение (региональные и социально-экономические
условия микросоциума)
Сельские школы различных регионов существенно различаются (дифференцируются) по возможностям социально-экономического сотрудничества с возможными социальными партнерами, организациями сельскохозяйственной отрасли, способными выступить в качестве спонсоров и оказывать финансово-материальную поддержку образовательному учреждению.
По отношению к расположению относительно крупных шселенных пунктов школы дифференцируются на пригородные, расположенные в центральных усадьбах хозяйств, расположенные в отдаленных населенных пунктах.
Различные формы социального и финансового партнерства в зависимости от социально-экономического потенциала местности.
Особенности взаимодействия с природным окружением
Различие в материальной базе сельских школ, в возможности иметь спонсоров.
Чем ближе школа к крупному населенному пункту, тем большими возможностями от располагает для интеграции детей в социальную и культурную жизнь общества, успешнее решается проблема её кадрового обеспечения, для установления и привлечения к организации процесса обучения специалистов соответствующего профиля, для получения и доступа к новейшей информации, культурным объектам и ценностям. В отдаленных школах возможности учителя и учапдахся сужаются, что отрицательно сказывается на общем развитии учащихся и профессиональной компетентности учителя.
Выполнение школой различных функций (удовлетворение образовательных потребностей сельских детей, подготовки к сельскохозяйственному труду, социокультуршя и социально-педагогическая функции).
Специфическое содержание трудового воспитания в зависимости от конкретных условий в каждой школе.
Введшие в учебное содержание предметов краеведческих элементов, элементов природного, экологического, сельскохозяйственного характера. Использование различных форм взаимодействия с природным окружением
Современные образовательные
концепции и законодательные документы [2, 3, 4]
Осуществление профильного обучения в различных сто моделях, где образовательные функции школы дифференцируются в зависимости от её роли в сети образовательного округа (базовая опорная школа, школа-филиал, школа-атролицей, член ассоциации образовательных учреждений и т. д.) Формы дифференциации ш критерию «сфера реализации»: внутр из кружная - межшкольная и институциональная_
Различные варианты базисного учебного плана и наборы базовых, профильных и элективных курсов, учебных практик и способов организации проектной деятельности в зависимости от роли школы в образовательной сети района.
Формы дифференциации по критерию «сфера реализации»: внутриклассная, внутр ишксшьная.
Количество учащихся
Дифференциация по типам (начальные, полные, основные) и видам общеобразовательных учреждений (школа-детский сад, школа с группами продленного дня по месту жительства и др.)
Различные варшнты многопредметносги Г5
Основные предметы Совмещаемые предметы
Русский язык, литература История, обществознание, иностранный язык
История География, физкультура, ОБЖ, обществознание
Иностранный язык ОБЖ, русский язык и литература, трудовое обучение
Математика Информатика, физика, иностранный язык, черчениз, музыка
География История, обществознание, биология, история, физика
Физика История, математика, информатика, музыка, 01фужающий мир, природоведение, химия, черченж
Применение различных форм (их сочетаний) дифференциации обучения
Продолжение таблицы 2
Психофизиологические особенности учащихся
Внутренняя и внешняя внугриокружная дифференциация: например, дня крупной многопрофильной базовой школы с сетью филиалов возможно изучение образовательного инварианта в каждом филиале за снет внутриклаоснай внутренней дифференциации, профильной добавки- в базовой школе в рамках внутришкольной селективной внешней дифференциации; базовый инвариант и часть профильной добавки мо1ут обеспечиваться филиалами за счет внутриклассной уровневой дифференциации при дополнении её вналией элективной, остальная часть профильного материала обеспечивается базовой школой за счет внутришкальнойвнешней дифференциацией. Возможны другие варианты_
Внутренняя и внешняя дифференциация внутри школы и класса.
Разновозрастное и одновозрастное, совместное и раздельное обучение групп учащихся при освоении ими содержания базовых, профильных и элективных курсов, прохождения учебных практик и выполнения проектной деятельности.
Ишользованж различного учебного содержания (на базовом и профильном уровнях изучения предметов), различных технологий обучения групп учацихся, методов, приемов, форм организации учебной и внеучебной деятельности школьников
Ядро Концепции ИДП образует совокупность принципов гармонизации, системности и технологичности с учетом фактора персональнос-ти в обучении.
Принцип гармонизации является воплощением идеи «разумного» баланса или соединения антиномических крайностей (А. А. Остапенко). Он предполагает гармоническое сосуществование феноменов дифференциации и интеграции, характерных для обучения в сельской школе; вариативности и инвариантности как характеристик дидактических компонентов; деятельности синтезирования и аналитической деятельности в познании сельского школьника; формирование в учебно-воспитательном процессе метапредметных и общепредметных компетентностей, с одной стороны, и индивидуальной и предметной компетент-ностей, с другой стороны; формирование единой научной картины мира, с одной стороны, и предметных картин мира, с другой стороны.
Данный принцип объясняет и обеспечивает доступность высокого уровня трудности в обучении предмету, которая достигается через предоставление школьнику в соответствии с индивидуальным образовательным запросом возможности освоения дифференцированного уровня посильного учебного материала, а также одновременного предложения учебных задач, расположенных в «зоне ближайшего развития» (по Л. С. Выготскому). При этом реализуется идея успешного обучения и одновременного развития.
Принцип системности означает системный подход к проектированию, реализации и рефлексии единства процессов интеграции и дифференциации в процессе обучения в сельской школе; совокупное использование методологических подходов к обучению - системного, деятельностного, личностно-ориентированного, технологического. Данный принцип требует освоения учениками знаний, умений, навыков, смыслов деятельности и компетентностей преимущественно в форме сис-
темной деятельности, организованной на основе принципов личностно-ориентированных технологий с учетом познавательных особенностей каждого школьника. Обогащение данного принципа элементами методической синергетики и самоорганизации сводится к грамотному согласованию (интеграции) содержания, методов и форм обучения с интересами и возможностями школьников, с темпом, ритмом и сложностью обучения (дифференциация). Данный принцип связан с критерием «обеспечение свободы выбора» (вариативности) учебного процесса и является выражением идеи личностно-ориентированного подхода к обучению. Принцип предполагает предоставление учителю и ученику сельской школы права выбора в образовательных ситуациях (при условии уравновешивания его осознанной ответственностью). С действием данного принципа связывается открытость дидактической системы учителя и всей образовательной системы сельской школы в целом. При этом открытость понимается как постоянное совершенствование дидактической системы путем привлечения новых разумных идей, направленных на повышение эффективности процесса обучения в сельской школе.
Принцип технологичности с учетом фактора персональности в обучении предполагает разработку интегративной технологии, аккумулирующей в себе особенности трех известных технологий обучения, являющихся приоритетными для сельской школы, - интегративной технологии уровневого обучения, модульной и технологии индивидуализации на основе учета когнитивного стиля ученика. При этом обязателен учет фактора персональности в обучении, предполагающего в структуре технологии кроме инвариантного ещё и вариативный компонент, который ответственен за учет адаптационно-дифференцирующих образовательных условий, в т. ч. личностных особенностей конкретного учителя, обучаемых им конкретных учеников конкретной сельской школы.
Преимущества интегративно-дифференциро-ванного подхода, выраженного через данную концепцию, видятся в следующих аспектах.
• В организационно-структурном плане: основные требования к современному процессу обучения (формирование целостной картины мира и системного стиля мышления, вариативность, гу-манистичность, соответствие переднему краю большой науки и психодидактики, направленность обучения на формирование у учащихся ключевых компетентностей) обеспечиваются образовательным учреждением, расположенным в сельской местности. Появляется возможность оптимального
использования имеющихся в данном учебном заведении кадровых, методических, учебно-лабораторных ресурсов для организации эффективного учебного процесса, для удовлетворения учебно-познавательных и складывающихся профессиональных интересов и потребностей учеников, в том числе реализации профильности в старшей ступени общеобразовательной школы. Улучшается адаптационный процесс, социализация школьников.
• В содержательно-образовательном плане: многоуровневое образование осуществляется с единых концептуальных позиций в рамках целостного образовательного процесса, ориентирован-
Синергетическое упорядочивание множественности вариантов образовательных практик и их теоретическое осмысление
Рис. 1. Ресурс устойчивости развития образования как синергетический феномен
КОНЦЕПЦИЯ ИДП К ОБУЧЕНИЮ
Методологические основы ИДП к обучению
Диалектический материализм: Закон единства и борьбы противоположностей с допущением третьего компонента в единстве - силы, регулирующей взаимодействие полярностей . Системный подход, обогащенный элементами синергетики Антиномический подход (противоречие, противоположности в законе)
Теоретические основы ИДП к обучению
Теория динамического (разумного) баланса
Элементы Психодидактики; Когнитивной психологии; Психологии теории учения Личностно-ориентированный подход; Деятельностный подход; Технологический подход
ПРИНЦИПЫ КОНЦЕПЦИИ
Гармонизация тенденций интеграции и дифференциации в процессе обучения СШ Системность проектирования, реализации и рефлексии единства процессов интеграции и дифференциации в процессе обучения в СШ Технологичность с учетом фактора персональности (применение приоритетных для СШ личностно-ориентированных технологий)
V
-^ *--
ИНТЕГРАТИВНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ
ИНТЕГРАЦИЯ + ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
Интегративные тенденции в развитии сельских школ Процессы дифференциации в развитии сельских школ
Интегративный подход к обучению Дифференцированный подход к обучению
Общедидактические закономерности, справедливые для любого типа школ Частнодидактические закономерности, условия их проявления в специфической образовательной среде сельской школы
Инвариантность Вариативность
Образование личности Самообразование личности
Интегральная личность Дифференцированные качества личности
Формирование единой и естественнонаучной картин мира Формирование предметных и индивидуальной картин мира у каждого ученика
Формирование в деятельности метапредметных и общепредметных компетентностей Формирование предметно-ориентированных компетентностей и индивидуальной компетентности у каждого школьника
Деятельность синтезирования Деятельность анализирования
Линейное обучение Паутинное обучение
Использование коллективных форм обучения
Применение индивидуальных форм обучения
Педагогические механизмы реализации ИДП к обучению
Механизмы «запуска» реализации ИДП
Методическая система
Персональная технология
Инструментально-методические средства
Сущностные характеристики рез ультативности ИДП к обучению
Целостность сформированной у выпускника школы картины мира, системного стиля мышления Сформированность предметных и метапредметных компетентностей Способность личности к саморазвитию и самоактуализции Уровень активно -преобразовательной компетентности учителя
СШ — сельская школа
Методологический и теоретический базис -Концепция интегративно-дифференцированного подхода к образованию
н
ЦЕЛОСТНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: эмерджентность
проявляется в новом качестве образования
сельских школьников ПО ФИЗИКЕ
интегративность
дифференцированность
Отражающие процессы образовательной -4-интеграции
ЗАКОНОМЕРНОСТИ - ДИДАКТИКИ -ФИЗИКИ
Отражающие процессы ->• образовательной дифференциации
Общеучебные.
Определяемые социальным заказом
ИНТЕГТАТИВНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ
ЦЕЛИ
Специфические для предмета физики.
Личностно значимые для учащихся
Инвариантная информация. Полидисциплинарная информация. Ключевые компетентности
Учет особенностей изучения физики как общеобразовательного предмета
Построение интегративной технологии по реализации ИДП
как целостной системы. . Когнитивный стиль как система общих механизмов создания
«образа мира». Идея непрерывности процесса обучения
ИНТЕГРАТИВНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ — МЕХАНИЗМЫ ОБУЧЕНИЯ
Вариативная информация. Монодисциплинарная информация. Индивидуальные компетентности
Коррекция
Ф
Учет специфики сельских школ
Выделение в интегративной технологии по реализации ИДП
элементов отдельных технологий, различных шагов, ^ операций и т. д.
Когнитивный стиль как специфическая черта индивидуальности. Идея квантования процесса обучения
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ: МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
Коррекция
Рис. 3. Модель методической системы по реализации ИДП к обучению физике в сельской школе
ного на единые цели и задачи; появляются возможности для ликвидации дублирования учебных элементов знаний в условиях многопредмет-ности преподавания и тесного учебно-методического взаимодействия учителей сельской школы или нескольких учебных заведений в рамках образовательной сети. В содержательной и деятельностной частях образования акцент переносится на учет познавательных стратегий сельских школьников, вытекающую отсюда индивидуальную логику представления усваиваемой (воспринимаемой) внешней информации и требования базовой и профильной подготовки.
• В личностном плане: внимание акцентируется на становлении обучающегося как целостной личности, способной на основе полученного образования интегрально решать учебно-познавательные и жизненные проблемы. Школьник имеет возможность выбора образовательной траектории (в первую очередь в рамках предмета) даже в условиях малочисленной сельской школы, за счет чего обеспечивается социальная защищенность и появляется возможность быть востребованным на рынке труда. Особое внимание уделяется отслеживанию у школьника когнитивного стиля и учета его при организации учебно-познавательной деятельности; создаются условия для усиления положительных сторон познавательных стратегий и «нивелирования», на-
сколько это возможно, их слабых сторон. Таким образом, обеспечивается формирование умений аналитико-синтетического характера, рефлексивных и умений синтезировать разнородные знания для получения целостной картины мира, умения видеть задачу в различных аспектах, анализировать этапы предстоящей деятельности как системы и успешно реализовывать их.
Механизмы реализации концепции ИДП Как воплотить данные идеи в практике обучения сельских школ? Для этого необходимы специальные педагогические механизмы научно-практического характера.
Под «научно-практическими механизмами » реализации ИДП к обучению понимается система процессов педагогического характера, обусловливающих принятие теоретических идей концепции учеными, работниками служб повышения квалификации педагогов, учителями; формирование на этой основе индивидуальных методических систем; постепенный перевод их на уровень инструментированных персональных технологий по реализации ИДП и внедрение в реальную школьную практику. Таким образом, выделяются четыре механизма «запуска» ИДП к обучению в сельской школе:
1. Механизм принятия идей концепции ИДП в обучении включает обсуждение методологических принципов, составляющих фундамент кон-
Признаки образовательной технологии Показатели их реализации для технологии ИДП
Системность (интегрирован- ностъ и дифференциро- ванностъ): гармонизация цепей, содержания и дидактического процесса Концепция ИДП к обучению в сельской школе. Основные принципы концепции: принцип гармонизации интеграгивных тенденций и тенденций дифференциации в образовательном процессе сельской школы, системности проектирования, реализации и рефлексии единства процессов интеграции и дифференциации в образовательной среде сельской школы, технологизации с учетом фактора персональное™ (применение приоритетных для сельской школы личностио-ориентированных технологий)
Воспроизводимость и гарантирован- ность(со значительной степенью вероятности) результата Определение системы учебных целей согласно нормативным документам, регламентирующим обучение физике в базовой школе на трех уровнях дифференциации (минимальном, общем и углубленном), в полной старшей школе - в соответствии с Требованиями к уровню подготовки выпускников стершей ступени школы по профильным направлениям (гуманитарному, общеобразовательному и физико-математическому). Обязательная презентация уровневых целей учащимся для обеспечения условия самостоятельного выбора необходимого уровня усвоения физических знаний при осознанной ответственности за свой выбор. Система предписаний для организации деятельности задается в соответствии с типом когнитивного стиля ученика в виде учебных модульных карт на бумажных или электронных носителях, а также вербальных способов представления информации
Система обратной связи Первоначальная диагностика типа и особенностей когнитивной познавательной стратегии (стиля) учеников, наличие мониторинга личностных учебных достижений на основе обязательной саморефлексии и уровневого контроля в конце каждого модуля
Таблица 3
Технология интегративно-дифференцированного подхода к обучению в сельской школе
цепции; возможностей продуктивного применения единства интегративных процессов и явлений дифференциации в современном образовательном процессе сельской школы. Дискуссия по поводу основных идей обозначенной концепции носит открытый характер и организуется в различных формах: публикаций в печати, выступлений на конференциях, симпозиумах, семинарах, «компьютерного общения» с помощью электронной почты, переписки, диалогов с учителями, родителями учеников и т. д.
2. Механизм формирования на этой основе индивидуальных методических систем отражает особенности восприятия идей Концепции ИДП, их переработки и внесения в проект методической системы аспекта персонализации, отражения специфики условий образовательного поля, в котором прогнозируется применение инновации (модернизированного обучения).
3. Механизм постепенного перевода методической системы на уровень инструментированной персональной технологии по реализации ИДП заложен в обобщенном алгоритме реализации технологии и механизмах разработки учебных модулей.
4. Механизм внедрения в реальную школьную практику подразумевает организацию деятельности учителя и обучающихся в режиме ИДП при использовании инструментально-методических средств для обеспечения эффективных образовательных условий, способствующих выполнению требований как современного социального заказа, так и личностных запросов учащихся и их родителей.
В качестве педагогического механизма, представляющего ступень приближения теории к практике после концепции, рассматривается методическая система учителя, обладающая следующими свойствами: целостностью, интегративностью (существование системы как единого целого организма, наличие у системы нового качественного свойства - эмерджентности, высокого уровня развития управления, наличие системообразующего фактора (интегратора) - взаимодействия между учителем и учениками); одновременным присутствием дифференцированности (выделение и различение её отдельных компонентов - образовательных целей, функций, принципов, концепций содержания и процесса обучения, психолого-педагогических механизмов образования, закономерностей, результатов образования); гармонической динамичностью в отношениях между интегратив-ностью и дифференцированностью системы.
«Образ» методической системы представлен на рис. 3. Методическая система, реализующая идеи ИДП в сельской школе, соответствующая ей технология и инструментально-методические средства разработаны для предмета физики.
Основные характеристики технологии реализации ИДП к обучению физике в сельской школе на обобщенном (частнометодическом) уровне определены в табл. 3.
Полагаем, что персональная технология обучения физике представляет собой инструмента-лизированную систему находящихся во взаимо-обусловливающей связи компонентов образовательного процесса, выраженных через процесс обучения предмету, несущих в себе как общие универсальные признаки модели обобщенной технологии, так и конкретные, особенные свойства, возникающие вследствие учета в реализации технологии адаптационно-дифференцирующих условий: статуса и материально-технической базы учебного заведения, используемой учебной программы, профессионально-личностных особенностей и субъективного опыта учителя, индивидуально-личностных особенностей учеников.
На основе определения основных характеристик технологии реализации ИДП к обучению физике в сельской школе и сущности признака «персональности» технологии обучения предмету сформулированы общие алгоритмические предписания по внедрению инновации в практику обучения:
1. Освоение учителем основных теоретических положений Концепции ИДП к обучению физике в сельской школе.
2. Изучение учителем основных положений обобщенных технологий уровневой дифференциации, модульной технологии, технологии индивидуализации на основе учета когнитивного стиля ученика и механизмов их «перевода» на персональный уровень. Дадим краткую характеристику каждой из приоритетных для сельской школы технологий, посредством которых реализуется интегративно-дифференцированный подход.
Технология уровневой дифференциации предполагает учет сходных способностей и познавательных потребностей групп учащихся, создание педагогических условий для включения каждого ученика в деятельность, соответствующую его зоне ближайшего развития (по Л. С. Выготскому). Для этого учитель готовит открытую для школьников совокупность целей по уровням дифференциации с указанием по каждой цели критериев ее достижения; обеспечивает добровольный выбор каждым учеником уровня усвоения учебного материала (не ниже стандарта); организует процесс овладения учебным материалом при условии оказания взаимопомощи в самостоятельной работе ученикам в соответствии с индивидуальным темпом; обеспечивает непрерывный (вводный, текущий, итоговый) контроль-диагностику, переходящий в мониторинг учебных достижений учащихся.
Технология модульного обучения предусматривает формирование навыков самообразования
и саморазвития и реализуется через деление всего материала на блоки и алгоритмизацию учебной деятельности в соответствии с предписаниями. Разрабатываются модульные программы, включающие модули из учебных элементов, а также систему комплексных, интегрирующих и частных дидактических целей. Ученик осваивает материал в процессе завершенного цикла учебной деятельности с модулем, включающим учебное содержание, целевой план действий и методическое руководство по достижению запланированных результатов. Учителю отводится роль консультанта.
Технология индивидуализации на основе учета когнитивного стиля ученика призвана обеспечить максимальный психологический комфорт для учащихся в процессе обучения за счет учета индивидуальных психологических особенностей каждой личности и создания условий для самореализации в обучении. Для этого учитель осуществляет диагностику когнитивных стилей каждого обучающегося (выявляет индивидуальную когнитивную стратегию); подбирает индивидуальную технологию обучения и самообучения, максимально способствующую умственному и личностному развитию обучаемого.
3. Проектирование персональной технологии реализации ИДП к обучению физике в сельской школе. Для чего необходимо:
а) Выявление когнитивного стиля (стратегии) каждого ученика в классе, составление «карты стилей» (установление вариативности классного состава), определение учителем своей когнитивной стратегии с целью её учета для избежания ситуации «конфликта стилей» (несоответствие познавательным стилям некоторых учащихся или наиболее часто встречающемуся стилю в классе). Для решения данной задачи применяется интерпретативная диагностическая методика «Дифференциальность-интегральность» авторов Г. А. Берулава и М. Н. Берулавы в совокупности с дополнительным тестом.
б) Коррекция учебного плана в связи с модульной организацией процесса обучения физике и разработка уровневых модульных учебных программ.
4. Реализация инновированного обучения на основе постоянного мониторинга учебных достижений учащихся и осуществление необходимых коррекционных мероприятий.
Технология разработки модулей по конкретной учебной теме представлена нами в статье «Интегративно-дифференцированный подход при изучении темы Основы СТО» [9], а также в книге «Интегративно-дифференцированный подход к обучению физике в сельской школе» [10], в Internet [11].
Под «инструментально-методическими средствами» понимаются все объекты и процес-
сы (материальные и материализованные), служащие источником учебной информации и инструментами (собственно средствами) для усвоения, с одной стороны, учителями-методистами различных аспектов концепции ИДП и способов её реализации в практике обучения, с другой стороны, для присвоения содержания учебного материала по физике, развития и воспитания учащихся. Одним из средств организации учебно-познавательной деятельности обучающихся является учебный модуль.
В качестве инструментально-методического средства нами рассматривается интегрированный лабораторный практикум естественнонаучного направления (ИЛПЕНН), ориентированный на обучение в сельской школе [12]. Интегрированный практикум - это учебный курс, обеспечивающий необходимые условия и факторы для организации и проведения исследований междисциплинарного (интегрированного) характера. Практикум ориентирован на изучение процессов, протекающих в окружающем сельского школьника мире в их взаимосвязи и взаимодействии, и имеет целью закрепление и обобщение знаний по физике, химии, биологии, экологии, астрономии, развитие познавательного интереса к предметам естественнонаучного цикла, а также применение знаний и умений в повседневной жизни с учетом профильной ориентации. Содержание практикума, тесно связывающее учебный материал по указанным выше предметам, позволяет сформировать научное мировоззрение, бережное отношение к природе и окружающей среде, понимание приоритета человеческих ценностей, развить творческие задатки личности и исследовательские умения.
Предлагаемый ИЛПЕНН, согласно нашей концепции ИДП, представляет собой «разумный компромисс между дифференциацией и интеграцией в естественнонаучном образовании» на ступени основной (неполной средней) школы. Поддерживая идею дифференциации по отдельным систематическим курсам учебных дисциплин в базовой школе, мы считаем, что требование определенной «законченности» естественнонаучного образования уже на данной ступени школы и формирования единой естественнонаучной картины мира к окончанию 9-го класса диктует необходимость интеграции естественнонаучных знаний в какой-либо форме. Форма лабораторного практикума - система комплексных учебных занятий (12 комбинированных уроков).
Инструментально-методическим средством для реализации ИДП является книга для учителя в трех томах «Технологии разноуровневого обучения физике в сельской школе» [выходит в издательстве «Бином» (Москва) в 2006-2007 гг.]. 1-я часть методического пособия посвящается
вопросам преподавания физики в 7-9-х классах основной (базовой) школы; 2-я часть описывает методику организации разноуровневых уроков по предмету в 10-м классе полной средней школы, а 3-я часть - детально инструментированную методику (технологию) в 11-м классе. Содержание книги представляет собой описание целостной системы учебных занятий, организованных в соответствии с принципами интегративной технологии уровневой дифференциации. В модели каждого урока выделены такие компоненты, как дифференцированные конкретные микроцели, сформулированные в деятельностной форме для учащихся по трем уровням; краткое содержание учебного материала в соответствии с заданными целями; диагностический материал по выявлению достижения презентируемых целей и содержание дифференцированного домашнего задания. Однако наличие подробных технологических карт моделей допускает адаптирование проекта любого учебного занятия в соответствии с вариативностью состава класса и динамичностью урока в каждом конкретном случае: содержание рукописи предполагает методическое творчество читателя. Модели уроков разработаны согласно последним нормативным документам, регламентирующим преподавание физики в общеобразовательных учреждениях, и ориентированы на применение учебно-методических комплектов А. В. Перышкина, Е. М. Гутник; С. В. Громова, Н. А. Родиной; Э. Т. Изергина (по теме «Элементы квантовой физики») в базовой школе и профильно ориентированных комплектов (Г. Я. Мякишева, Б. Б. Буховцева - для общеобразовательного; под ред. А. А. Пинского - для физико-математического направлений) для 1011-х классов. Последнее объясняется тем, что в сельской школе и на ее старшей ступени реально возможной в ближайшей перспективе является профильное обучение в рамках внутриклассной (уровневой) дифференциации. Модели уроков органически включают знакомство учащихся с элементами структуры физических теорий (основанием, ядром, выводами-следствиями), а также с «цепочкой научного познания» (факты -выявление противоречий - выдвижение гипотезы-модели - выведение следствий - проверка их в критериальном эксперименте), трансформирующейся в логику учебного познания. Пособие рекомендовано Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования в качестве учебного для студентов высших учебных заведений по специальности 050203.65 «Физика».
При обучении физике важным направлением методической деятельности является организация учебного физического эксперимента. С целью помощи учителю и ученику в этом направле-
нии разработано учебное пособие «Домашний эксперимент в условиях развивающего обучения» [13], которое направлено как на формирование обобщенных экспериментальных и исследовательских умений школьников (интеграция), так и на решение специфических предметных задач (дифференциация). Кроме того, в пособии реализован уровневый подход к выполнению физического эксперимента (дифференциация).
Важным средством является и пособие для учителей-исследователей «Интегративно-диффе-ренцированный подход к обучению физике в сельской школе», которое содержит методику организации экспериментально-опытной работы по внедрению идей ИДП и реализует возможность дистанционного управления процессом исследовательской деятельности [10].
Для внедрения идей инновированного обучения разработаны варианты подготовки студентов педагогических вузов (программа спецкурса «ИДП к обучению физике в сельской школе» [14]) и уже дипломированных специалистов в системе повышения квалификации через ИПК и ПРО (программа курсов повышения квалификации «Интегративно-дифференцированный подход в современном образовании» [15], проблемно-творческий дистанционный курс лекций «Особенности мышления учащихся при обучении физике (интегративно-дифференцированный подход)» [11]).
Таким образом, в настоящее время разработана совокупность педагогических механизмов, способных обеспечить реализацию идей инте-гративно-дифференцированного подхода к обучению в сельской школе:
а) модель методической системы (см. рис. 3), основанная на идее разумного баланса между процессами интеграции и дифференциации в обучении и содержащая шесть блоков (методологический базис; дидактические закономерности; целевой блок; интегративно-дифференцирован-ное содержание процесса обучения предмету; психолого-педагогические механизмы обучения, определяющие технологический аспект образовательного процесса по предмету; результаты образования, выражающиеся в модели выпускника сельской школы);
б) технология реализации ИДП в обучении, представляющая собой инструментализированный вариант методической системы и обладающая как общими универсальными (интегративными) признаками модели обобщенной технологии, так и особенными свойствами, возникающими вследствие учета адаптационно-дифференцирующих факторов образовательной среды сельской школы;
в) механизмы «запуска» реализации ИДП (принятия идей ИДП к обучению, создания соответствующих методических систем, инструмен-
тализации их в интегративных персональных технологиях, осуществления инновационного процесса обучения);
г) инструментально-методические средства для учителя и учащихся (элементы учебно-методического комплекса, отражающего идею единства интеграции и дифференциации в обучении для сельской школы; интегративно-дифференци-рованные учебные модули и др.).
Применение идей нового направления в организации жизнедеятельности сельской школы, обозначаемого как интегративно-дифференциро-ванный подход, подтверждает свою эффективность и богатый педагогический потенциал. В экспериментальных общеобразовательных учреждениях Кировской, Белгородской и Тюменской областей России в рамках экспериментально-опытной деятельности получены данные, свидетельствующие о жизнеспособности данного подхода, создании на основе его идей образовательной среды сельской школы, которая имеет личностно-ориентированный характер, удовлетворяет требованиям современного социума и выводит сельскую школу в режим развития даже при сохранении недофинансирования и слабой материальной базы образовательного учреждения. Подтверждается эффективность ИДП в следующих аспектах: а) повышения качества знаний учеников по параметрам «прочность», «действенность», «перенос»; б) создания комфортных психологических условий обучения и построения индивидуальной образовательной траектории в информационно-образовательном пространстве предмета; в) обеспечения условий для формирования ключевых (метапредметных) и предметных компетентностей учащихся, для формирования системного стиля мышления; г) обеспечения условий для развития практико-преобразующей компетентности учителя-исследователя.
Все вышесказанное позволяет рассматривать в качестве основной тенденции дальнейшего развития жизнедеятельности сельской школы единство процессов интегративно-дифференцирован-ного характера, пронизывающих все стороны и компоненты образовательного пространства современного учебного заведения на селе, находящихся в состоянии разумного сочетания и рассматриваемых в целостности как одно из возможных направлений модернизации процесса обучения в сельской школе.
Примечания
1. Сельская школа России: история и современность [Текст] : м-лы Всерос. конф. / под ред. Л. В. Байбородовой и А. П. Чернявской. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2006. 170 с.
2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования [Текст] // Профильная школа. 2003. № 1. С. 12-17; № 2. С. 3-5.
3. Стратегия модернизации содержания общего образования [Текст]: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М.: ООО «Мир книги», 2001. 95 с.
4. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы [Текст]. М.: ТЦ Сфера, 2006. 32 с. (Правовая б-ка образования).
5. Гурьянова, М. Черный шар для реструктуризации [Электронный ресурс] / М. Гурьянова, Т. Паль-чикова. http: //www. Nerungri.edu/ru/schools/resurs/ resurs/resurs/gazeta/1-sent/28/8.htm.
6. Психодидактика высшего и среднего образования [Текст] : м-лы пятой Всерос. науч.-практ. конф.: Ч. 1. 2-4 ноября 2004 г. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004. 317 с.
7. Когнитивная психология [Текст]: учеб. для вузов / под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2002. 480 с.
8. Ялалов, Ф. Психологические основы повышения эффективности педагогической деятельности [Электронный ресурс] / Ф. Ялалов. http: // inpo.chelny.info / nauka 01.phtml?user = journal&idface = &action = list&sdate= 2003-01-01&edate = 2006-04-01&kated = &find = &page = 0&id =12712.
9. Коршунова, О. В. Интегративно-дифференци-рованный подход при изучении темы «Элементы СТО» в школьном курсе физики [Текст] / О. В. Коршунова // Вестник Вятского гос. гуманитарного ун-та. Киров. 2004. № 11. С. 168-174.
10. Коршунова, О. В. Интегративно-дифференци-рованный подход к обучению физике в сельской школе: материалы для учителей-исследователей по организации опытно-экспериментальной работы [Текст] : учебное пособие / О. В. Коршунова; под ред. В. С. Да-нюшенкова. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2005. 136 с.
11. Общая информация о дистанционных курсах Педагогического университета «Первое сентября» [Электронный ресурс]. -http://edu.1september.ru/ ?issue=16.
12. Данюшенков, В. С. Интегрированный лабораторный практикум естественнонаучного направления для сельской школы [Текст] : методическое пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В. С. Данюшенков, О. В. Коршунова, Г. Н. Христо-любова. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2004. 53 с.
13. Данюшенков, В. С. Домашний эксперимент по физике в условиях развивающего обучения [Текст] : учебное пособие / В. С. Данюшенков, О. В. Коршунова. Киров: Изд-во ВГПУ, 2000. 112 с.
14. Коршунова, О. В. Интегративно-дифферен-цированный подход к обучению физике [Текст] : программа спецкурса для студентов педагогических вузов специальности 050203.65 «Физика» или 050203.65 «Физика с доп. спец. 650202.65 Информатика» / О. В. Коршунова. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006. 16 с.
15. Коршунова, О. В. Система подготовки педагогических кадров для реализации интегративно-диф-ференцированного подхода к обучению физике в сельской школе [Текст] / О. В. Коршунова // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: м-лы 3-й Всерос. науч.-практ. конф.: в 5 ч. Ч. 1 / Юж-но-Уральск. гос. ун-т; ин-т доп. проф.-пед. образ.; отв. ред. Д. Ф. Ильясов. Челябинск: Изд-во «Образование», 2004. С. 159-163.