Научная статья на тему 'Рынок образовательных услуг и образовательные потребности молодежи'

Рынок образовательных услуг и образовательные потребности молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
498
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осипов П. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рынок образовательных услуг и образовательные потребности молодежи»

РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ МОЛОДЕЖИ

П.Н. Осипов, зав. лабораторией региональных проблем

профессионального образования ИПППО РАО, доктор педагогических наук, профессор

Анализ развития образования в мире показывает, что сегодня оно изменяет свой статус в социальной жизни, все в большей мере превращается в сферу образовательных услуг, на которую в значительной мере распространяются действия рыночного механизма с его законами спроса и предложения, конкуренции, маркетинга и т.д.

Образовательные услуги - комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых населению возможностей для приобретения определенных знаний и умений, для удовлетворения тех или иных образовательных потребностей, разновидность социальных потребностей, полнота удовлетворения которых составляет необходимую предпосылку их нормального функционирования и успешного развития. Образовательные потребности современного человека значительно изменились. В определенной мере о них могут свидетельствовать профессиональные намерения людей.

С целью выявления профессиональных намерений старшеклассников весной 2005 г. нами было проведено исследование учащихся 9-11-х классов десяти школ (№ 10, 31, 66, 71, 122 г. Казани и сельских в Атнинском, Буинском, Верхнеуслон-ском, Сабинском районах РТ). Общая выборка исследования составила 396 старшеклассников. Кроме того, были изучены и профессиональные намерения 108 учащихся начальной школы, что позволило проследить динамику профессиональных намерений школьников.

По результатам опроса прежде всего выяснилось, что детей привлекает более 60 самых различных профессий, однако наряду с редко называемыми (модельер,

стилист, ученый, космонавт) всеми учениками независимо от возраста называются в основном одни и те же, то есть профессии-лидеры.

Итак, какие профессии нравятся ученикам 9-х классов? Это профессии, напрямую связанные с экономикой, -экономист, предприниматель (45%), затем - врач (30%), менеджер (29%), юрист (22%), учитель (11,2%), дизайнер (10,7%), актер, певица (7,8%), переводчик (6,8%).

На вопрос о том, кем они видят себя в будущем, когда станут взрослыми и получат образование, ответы девятиклассников почти совпадают с предыдущими: специалистами, напрямую связанными с экономикой, - экономистами, предпринимателями (34%), юристами (13%), менеджерами (9,3%), дизайнерами (8,3%), врачами (6,3%), программистами (4,9%), спортсменами (4,4%), переводчиками (3,4%), учителями, журналистами (по 2,5%).

Не случайна в связи с этим и ориентация девятиклассников на соответствующий профиль обучения: у каждого третьего - на гуманитарный, у 28,4% - на экономический, у каждого четвертого -на физико-математический или общий, у остальных - на химико-биологический, технологический. При этом 69,7% опрошенных девятиклассников твердо заявили, что будут продолжать учебу в 10 классе, а 22,8% в любом случае уйдут из школы в техникум, если не поступят туда, то - в профессиональный лицей, остальные затруднились ответить на этот вопрос.

На вопрос о том, какие профессии им нравятся, ответы учеников 11-х классов выглядят так: юрист (35%), врач (28,6%),

42

Казанский педагогический журнал 3'2005

напрямую связанные с экономикой, -экономист, предприниматель (28%), менеджер (14%), психолог (12,8%), программист (12,3%), учитель (7%), дизайнер, спортсмен (по 3,5%).

Кстати, большинство учеников 11-х классов (более 81%) считают правильным профильное обучение в 10-11-х классах, а некоторые предлагают ввести его еще раньше. Однако около 15% старшеклассников считают профильное обучение не нужным.

На вопрос о том, кем они видят себя, когда станут взрослыми, получат образование, ответы учеников 11-х классов выглядят так: специалистами, напрямую связанными с экономикой, - экономистами, предпринимателями (31,6%), юристами (15,8%), менеджерами (9,9%), врачами (7%).

Большинство старшеклассников (от 78 до 100%), в том числе выпускников, по окончании школы намерены продолжать свое обучение в вузах. Чаще других ими называются КГУ (явный лидер), КГЭУ и КГТУ (КАИ), КГТУ (КХТИ), КГМУ, КГАСА (КИСИ), КГПУ, МЭСИ, среди коммерческих - КСЮИ, ТИСБИ, ТАРИ, ИЭУП. В числе средних специальных учебных заведений - Казанский базовый медицинский колледж, Автотранспортный техникум, Банковская школа, Кооперативный техникум. Это своеобразный рейтинг учебных заведений среднего и высшего профессионального образования, пользующихся наибольшим спросом у потребителей образовательных услуг.

Интересно, что большинство опрошенных учеников 11-х классов на вопрос «Считаете ли вы свои знания достаточными для поступления в вуз?» ответили «нет» 47%. Лишь 42% считают их достаточными, остальные ответили либо «не знаю», либо «трудно сказать».

По результатам опроса учеников начальной школы (1 и 4 классы) выяснилось, что детей привлекает более 40 самых различных профессий, которые по количеству отданных предпочтений можно ранжировать следующим образом:

учитель, врач, юрист (в том числе адвокат, работник МВД), менеджер (руководитель), творческий работник (певец, музыкант, актер), экономист, программист. Примечательно, что в ответах первоклассников присутствовали и такие, как рабочий (6 из 65), военный, пожарник, повар (по 5 из 65). В ответах 53 учеников 4 классов подобные ответы уже не встречались.

На вопрос о том, кем они видят себя в будущем, когда станут взрослыми, ответы первоклассников выглядят так: учителями (25%), врачами, юристами (17%), певицами (10,7%), директорами, парикмахерами, ветеринарами, продавцами (примерно по 6-9%). Ответы учеников 4-х классов на аналогичный вопрос выглядят примерно также.

В числе прочих школьникам задавался и такой вопрос: «Если бы у вас была возможность включить в расписание любой предмет, любое любимое занятие, то чтобы вы включили?» Примечательно, что и девятиклассники, и ученики 11-х классов отвечали примерно одинаково, рейтинг предметов, которые бы они выбрали выглядит следующим образом:

- физкультура и все что связано с ней (спортигры, танцы, аэробика, хореография и т.п.);

- экономика (у учеников 11-х классов на втором месте, у девятиклассников на 4-м);

- психология (третье место);

- информатика (второе место у учеников 9-х классов, 4-е - у 11-х);

- русский язык, литература;

- иностранный язык.

Причем, по мнению школьников, преподавать эти предметы могли бы как их школьные учителя, так и преподаватели вузов, специалисты и даже родители. Очевидно, школе есть смысл развивать социальное партнерство.

Из результатов исследования профессиональных намерений школьников видно, что имеет место диспропорция в распределении потоков молодежи по ступеням профессионального образования.

Казанский педагогический журнал 3'2005

43

Молодые люди осуществляют выбор образовательных услуг на основе информации, получаемой либо из некомпетентных источников (родителей, друзей, знакомых), либо из СМИ. Налицо отсутствие информации о потребности региона в специалистах, престижности требуемых профессий и оплате труда людей, владеющих ими.

Налицо парадоксальная ситуация: профессиональные намерения большинства выпускников общеобразовательных школ, а с учетом результатов других наших исследований, и многих выпускников учебных заведений среднего профессионального образования связаны с продолжением образования в вузе. Причем, независимо от оценок, в крайнем случае -в коммерческом, где достаточно заплатить, чтобы стать студентом. Предпочтение, по незнанию, отдается специальностям, по которым спрос на рынке труда минимален. Очевидно, что нужна переориентация выпускников на другие, более востребуемые рынком труда профессии.

По данным Министерства труда и занятости Татарстана, в ближайшие пять лет экономика республики будет испытывать наибольшую потребность в подготовке кадров с начальным профессиональным образованием. Она составляет 74% от общей потребности в подготовке кадров. Однако их доля составляет всего 15% от общего числа работающих, да и то большинство из них - люди предпенсионного возраста. А это значит, что завтра работать будет уже некому.

Правительство Республики Татарстан обратило внимание на эту проблему и создало при Министерстве образования и науки РТ Департамент управления качеством начального и среднего профессионального образования, приняло Программу развития начального профессионального образования на 2005-2008 гг.

По оценке начальника Департамента А.В. Леонтьева, система начального профессионального образования (а это 108 учебных заведений) все еще готовит спе-

циалистов по одним и тем же 186 специальностям, обходя стороной «немассовые». Есть проблемы и с объемами подготовки. Например, фрезеровщиков выпускают в 60 раз меньше, чем нужно предприятиям республики, зато парикмахеров и учителей начальных классов в избытке. Недостаточны объемы подготовки кадров по таким рабочим профессиям, как слесарь механосборочных работ, слесарь-ремонтник, водитель, каменщик, столяр, плотник, электромонтер, штукатур-маляр, кровельщик. Одновременно объемы подготовки превышают потребность по другим профессиям: парикмахер, оператор ЭВМ, портной, повар, кондитер, слесарь по ремонту автомобилей. Поэтому в настоящее время в системе начального профессионального образования уже сокращены объемы подготовки по ряду невостребованных профессий.

Программа развития НПО предусматривает объединение учреждений начального и среднего профессионального образования: на базе училищ и техникумов предусмотрено создание колледжей. Это повысит престиж учебных заведений профессионального образования и позволит создать систему непрерывного образования.

На долю перспективной потребности в подготовке кадров со средним профессиональным образованием приходится 7,5%. Подготовка превышает потребность по таким специальностям, как бухгалтер, фельдшер, медицинская сестра, музыкальный работник. Одновременно потребность превышает объемы подготовки кадров по специальностям агроном (средней квалификации), зоотехник, ветеринарный фельдшер.

Потребность в подготовке кадров с высшим профессиональным образованием составляет 18,5% от общей потребности. В ближайшей перспективе наиболее острая потребность возникает в учителях различных дисциплин в средней школе, инженерах различного уровня, специалистах в области информатики и вычисли-

44

Казанский педагогический журнал 3'2005

тельной техники, врачах, зооинженерах, ветеринарных врачах, агрономах.

Заметим, что заявки работодателей по ряду специальностей не отражают истинного положения на рынке труда. Агрономов, зооинженеров, ветеринарных врачей, как и учителей общеобразовательных школ, готовится достаточно, однако более половины из них не идут работать по полученной специальности из-за низкой зарплаты и социально-бытовых условий села.

Структура специалистов, подготавливаемых сегодня в высшей школе, оказалась заметно деформированной. Если к началу 1990-х годов специалисты с высшим техническим образованием составляли около 60% общего выпуска, то в 1998 году - уже только чуть больше трети. Существенно вырос удельный вес выпускников вузов по специальностям и направлениям экономики и управления, финансов и банковского дела, права. Объемы подготовки по этим и некоторым другим специальностям (специалист по социальной работе, психолог, менеджер) превышают потребность. Однако эти профессии продолжают пользоваться особой популярностью среди выпускников школ. К сожалению, сегодня учащиеся школ слабо ориентированы на запросы рынка труда, плохо разбираются в степени востребованности той или иной профессии.

Образовательные учреждения, пользуясь тем, что есть спрос, обеспечивают предложение - обучають, хотя и в никуда. Какая-то польза от этого есть - обеспечивается социальная защищенность субъектов образовательного процесса. Молодежь меньше болтается по улицам (иногда все же посещает и занятия), да и взрослые обеспечены работой.

Анализ показывает, что спрос на высшее профессиональное образование во многом обусловлен тем, что современный вуз удовлетворяет не только (а, возможно, и не столько) образовательные потребности, но и другие, не менее важные запросы личности (повышение соци-

ального статуса, гарантированная занятость на 4-5 лет, отсрочка от службы в армии, формирование социальных связей). Налицо очевидный факт, что для многих основными мотивами получения высшего образования сегодня являются желание повысить социальный статус. В структуру предпочтений также входит стремление родителей оградить детей от агрессивного влияния социальной среды, службы в армии, нарастить социальный капитал.

После принятого в 1992 году Закона «Об образовании», целью которого было создание рынка образовательных услуг и насыщение неудовлетворенного спроса на высшее образование, новые негосударственные высшие учебные заведения стали появляться как грибы после дождя. Трудно не согласиться с председателем Совета ректоров РТ Н.Г. Хайруллиным в том, что «образование, предлагаемое большинством из них, было в основном, такой же фикцией, как и их реальный статус, но они привлекали молодежь отсутствием вступительных экзаменов, предложениями «эксклюзивного» образования, приобретения редких и престижных профессий, обещаниями собственной оригинальной методики образовательного процесса, безудержной рекламой, амбициозными названиями» [1].

Безусловно, нельзя отрицать право личности на получение образования по выбранной специальности за счет собственных средств. В то же время выпускники коммерческих учебных заведений в той же мере испытывают трудности с трудоустройством и оказывают влияние на состояние рынка труда. Так, по данным Министерства труда и занятости РТ, 15% от общего количества безработных выпускников вузов, состоящих на учете, -выпускники негосударственных вузов республики и их филиалов.

В развитии высшего образования все отчетливее проявляется ряд отрицательных тенденций. Есть опасность того, что рынок продиктует ему сугубо утилитарные, узко прагматические требования, не

Казанский педагогический журнал 3'2005

45

даст развернуться фундаментализации образования, гуманизировать его. Предстоит найти эффективные способы нейтрализации этой опасности, равно как и опасности утраты собственного, российского лица системы образования в условиях тенденции к его интернационализации.

Нельзя не признать того очевидного факта, что студенты, обучающиеся на коммерческой основе, недостаточно ответственно относятся к учебе. Чрезмерная коммерциализация системы образования разрушает профессиональное становление личности, трудовую мотивацию и нравственность, формирует асоциальные черты личности. На смену философии добытчика знаний приходит философия их покупателя. Многие хотят получить не образование, а всего лишь диплом.

Сегодня вузам необходима маркетинговая ориентация управления деятельностью, которая предполагает учет и удовлетворение запросов индивидов и работодателей. Для этого необходимо исследовать мотивы получения образования людьми, прогнозировать количество абитуриентов, выявлять потребности работодателей в специалистах, исследовать успешность трудоустройства своих выпускников, изучать деятельность конкурентов и влияние макрофакторов.

Несоответствие масштабов выпуска специалистов реальному спросу на рынке труда, несоответствие качества образования уровню современных требований к его подготовке настоятельно требуют от проводимых реформ перехода к такой модели высшей школы, в которой масштабы подготовки и номенклатура специальностей четко увязывались бы с запросами экономики и социальной сферы и координировались государством.

Результаты исследования позволяют также сделать вывод о том, что оптимизации регионального рынка образовательных услуг и рынка труда может способствовать:

- повышение престижа рабочих профессий, что возможно в определенной мере обеспечить педагогическими средствами. В то же время в значительной мере этому может способствовать только оплата труда, вопрос о которой нельзя решить педагогическими средствами и без решения которого говорить об их эффективности также трудно, если вообще возможно;

- закрытие одних (невостребованных или мало востребованных) профессий и открытие новых, более востребованных рынком труда;

- открытие дополнительных профессий специальностей, привлекательных для обучающихся, в том числе по их заявкам, независимо от количества обучающихся;

- организация предпрофильной подготовки школьников на базе учебных заведений начального и среднего профессионального образования, а в определенных случаях и общеобразовательная подготовка сельских школьников из мало-компектных школ;

- интеграция образовательных структур, создание образовательных комплексов непрерывного профессионального образования, обеспечивающих его получение как непрерывно, так и с перерывами для профессиональной деятельности рабочих и специалистов после окончания каждой ступени (НПО, СПО), возможность получать профессиональное образование заочно, дистантно.

В условиях рыночной экономики только в тесном контакте с работодателями учебные учреждения смогут выполнить свое главное предназначение - давать качественную профессиональную подготовку по специальностям, востребованным на рынке труда.

Создание системы социального партнерства автоматически заставит решить проблему прогнозирования социально-экономического развития региона и позволит достичь сбалансированности между экономикой, профессиональной школой и демографией населения.

46

Казанский педагогический журнал 3'2005

В современных условиях должна действовать система взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг. Указанная цель может быть достигнута и путем формирования государственного заказа на подготовку специалистов различного уровня в учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования. Государственное регулирование объемов и профилей подготовки квалифицированных кадров в

соответствии с потребностями рынка труда на перспективу позволит повысить эффективность использования трудового потенциала и предупредит дальнейший рост безработицы среди молодежи.

Литература:

1. Хайруллин Н.Г. Высшее образование: «вызовы» времени, поиск «ответов». - Казань, 2004. - С. 38-39.

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Р.Б. Галеева, канд. пед. наук, зав. кафедрой маркетинга АСО (КСЮИ)

Маркетинговое исследование - любая исследовательская деятельность, обеспечивающая потребности маркетинга, то есть система сбора, обработки, сводки, анализа и прогнозирования данных, необходимых для решения конкретной маркетинговой задачи. Маркетинговое исследование выступает как начало и логическое завершение любого цикла маркетинговой деятельности предприятия. Цель проведения подобного исследования - уменьшение неопределенно -сти, сопутствующей принятию маркетинговых решений. Комплексное маркетинговое исследование в образовательной сфере, как в любой другой сфере [4], включает следующие технологические процедуры:

Исследование рынка - самое распространенное направление в маркетинговых исследованиях. Объектами рыночного исследования являются тенденции и процессы развития рынка, а также структура и география рынка, его емкость, динамика продаж, барьеры рынка, состояние конкуренции, сложившаяся конъюнктура, возможности и риски.

Исследование потребителей позволяет определить и исследовать весь ком-

плекс побудительных факторов, которыми руководствуются потребители при выборе образовательных услуг и при оценке их качества. Объекты исследования: индивидуальные потребители, семьи, домашние хозяйства, организации. Предмет исследования: мотивация поведения потребителя и определяющие её факторы. Цель исследования: сегментирование потребителей, выбор целевых сегментов рынка, изучение поведения потребителей, их восприятия качества образовательных услуг.

Исследование конкурентов, основная задача которого заключается в том, чтобы получить необходимые данные для обеспечения конкурентного преимущества на рынке образовательных услуг, а также найти пути сотрудничества и кооперации с возможными конкурентами.

Исследование инфраструктуры рынка. В целях получения сведений о возможных посредниках, с помощью которых образовательное учреждение будет в состоянии «присутствовать» на выбранных рынках, производится изучение фирменной структуры рынка.

Исследование комплекса продвижения. Цель исследований: определение

Казанский педагогический журнал 3'2005

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.