Научная статья на тему 'Модель профориентационной работы в интегрированной системе «Школа колледж предприятие»'

Модель профориентационной работы в интегрированной системе «Школа колледж предприятие» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2383
422
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ШКОЛА / КОЛЛЕДЖ / БАЗОВЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / МОДЕЛЬ / PROFESSIONAL ORIENTATION / INTEGRATION / SECONDARY SCHOOL / COLLEGE / BASIC INDUSTRIAL ENTERPRISE / MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сибгатова Кадрия Ильдашевна

Данная статья посвящена вопросам, касающимся взаимосвязей между средними общеобразовательными учреждениями, учреждениями среднего профессионального образования и предприятиями для совместного решения профориентационных проблем. Представлены цели, задачи, функции, основные направления их совместной деятельности, а также рассмотрены подходы, лежащие в основе построения многомерной модели профориентационной работы в интегрированной системе «школа колледж предприятие»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the questions of schools, colleges and industrial enterprises' interconnections for their joint problems' solving. It gives a detailed analysis of their joint aims, tasks, functions, main directions of their joint work and main approaches to model construction. As the title implies, the article describes the many-sided model of professional orientation's work in the integration system school college enterprise.

Текст научной работы на тему «Модель профориентационной работы в интегрированной системе «Школа колледж предприятие»»

В работе предлагается система оценки эффективности разработанной организационно-педагогической модели научно-методического обеспечения учреждений НПО и СПО с работодателями через индикаторы и показатели деятельности ОПК, но это отдельная тема требует продолжения исследования.

Литература:

1. Блинов В.И. Новые принципы содержания начального и среднего профессионального образования. Всероссийская конференция «Российское профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы». Сборник аналитических материалов: тезисы докладов. - М.: Инновационный медиа-центр «Мэкс-инфо», 2008. - С. 88-96.

2. Корчагин Е.А. Научно-методическое обеспечение и технология реализации взаимосвязи образовательных учреждений и предприятий - заказчиков кадров. Учеб -но-методическое пособие. / Авторский коллектив: Айтуганов И.М., Багманов И.Р, Дьячков Ю.А., Камардина Н.П., Корчагин Е.А., Леванова М.А., Маклашова И.В., Ма-тухин Е.А., Садыков А.Х., Самолдина Л.Н., Сафин Р.С. и др. - Казань: КГТУ, 2010. -202 с.

3. Новиков А.М. Методологические особенности и принципы учебной деятельности // Специалист. - 2005. - № 4. - С.3-10.

4. Мухаметзянова Г.В. Анисимов П.Ф. О состоянии и перспективах научно-методического обеспечения инновационного развития системы среднего профессионального образования. // г. Казань, 2005г.

5. Мухаметзянова Г.В. Взаимодействие образования и производства: содержание, модели реализации // Айтуганов И.М., Корчагин Е.А., Матухин Е.Л., Мухаметзянова Г.В., Самолдина Л.Н., Сафин Р.С.//Казанский педагогический журнал. 2010. - №3. - С. 5-10.

6. Самолдина Л.Н. Научно-методическое обеспечение дуальной целевой профессиональной подготовки студентов в условиях стандартизации образования. Научно-методическое пособие //Самол-дина Л.Н., Корчагин Е.А.// - Казань РИЦ «Школа», 2009. - С. 258.

7. Фильчаков Ю.А., Харчевникова Е.Л. Оценка эффективности модели сетевого взаимодействия в организации предпро-фильной подготовки и профильного обучения.// Координация работ: Фонд содействия информатизации образования //edu. of.ru/isiorao/default

МОДЕЛЬ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА - КОЛЛЕДЖ - ПРЕДПРИЯТИЕ»

К.И. Сибгатова

Данная статья посвящена вопросам, касающимся взаимосвязей между средними общеобразовательными учреждениями, учреждениями среднего профессионального образования и предприятиями для совместного решения профориен-тационных проблем. Представлены цели, задачи, функции, основные направления их совместной деятельности, а также рассмотрены подходы, лежащие в основе построения многомерной модели профориентационной работы в интегрированной системе «школа — колледж — предприятие»

Ключевые слова: профессиональная ориентация, интеграция, школа, колледж, базовые предприятия, модель

Professional orientation work's model in "School - College - Enterprise" integration system. The article deals with the questions of schools, colleges and industrial enterprises' interconnections for their joint problems' solving. It gives a detailed analysis of their joint aims, tasks, functions, main directions of their joint work and main approaches to model construction. As the title implies, the article describes the many-sided model of professional orientation's work in the integration system "school — college — enterprise".

Key words: professional orientation, integration, secondary school, college, basic industrial enterprise, model.

В современных условиях развития российского общества назрела острая необходимость в объединении усилий образовательных учреждений и производствен-

ных структур в организации процесса формирования личностных ценностей учащихся и их профессиональных интересов в выборе профессиональной карьеры. Актуальность интеграции средних общеобразовательных учебных заведений, учреждений среднего профессионального образования и промышленного сектора вызвана тем обстоятельством, что за последние десятилетия в жизни общества произошли радикальные перемены, оказавшие большое влияние на формирование вышеуказанных ценностей и интересов учащейся молодежи, которые фактически нарушают привычную после -довательность событий, в связи с чем потребность в консолидации усилий образовательных учреждений и производственных структур является единственно верным способом для решения назревших актуальных задач в осуществлении профориентационной работы в интегрированной системе «школа - колледж - предприятие».

Представители промышленного сектора заинтересованы в выпускниках с сформированными компетенциями, связанными с их будущей специальностью, но слабо заинтересованы в решении конкретных задач, касаю-

щихся непосредственного их участия в процессах формирования указанных умений. Средние общеобразовательные учебные заведения располагают интеллектуальными ресурсами для формирования умений, способствующих выбору профиля обучения, колледжи - для осознанного построения карьерного роста, однако недостаточно осведомлены в требованиях современного рынка труда для эффективной организации профориентационной работы в своих учреждениях.

Следовательно, назрела необходимость в более тесных взаимосвязях между средними общеобразовательными учреждениями, учреждениями среднего профессионального образования и предприятиями для совместного решения общих проблем, которые решаемы при наличии общей цели, функциональной совместимости основных направлений их деятельности и оптимальном использовании имеющихся ресурсов.

В научно-педагогической литературе выделяют четыре основных направления профориентационной работы с учащимися: профессиональное просвещение и информирование, профессиональная консультация, профес-

сиональный отбор и профессиональная адаптация, среди которых первая рассчитана на получение информации о способах овладения различными профессиями, ознакомление с миром разных профессий, профконсультация, профдиагностика оказывают помощь в выборе индивидуального способа для овладения конкретной профессией [3]. Профессиональный отбор нацелен на установление психологических особенностей человека, степени его подготовленности к выполнению определенных

трудовых функций применительно к конкретным группам профессий. Профессиональная адаптация является активным приспособлением молодежи к производству, условиям труда и конкретной специальности и к новому социальному окружению.

В качестве основных направлений профориентационной работы с учащимися в интегрированной системе «школа - колледж - предприятие» нами были выделены следующие:

Общеобразовательные учреждения

Технический колледж

Базовые предприятия

- исследование мотивации выбора профессии;

- исследование соответствия личностных качеств учащихся выбранной профессии;

- проведение индивидуальных консультаций психолога для учащихся, родителей, педагогов;

- организация тематических родительских собраний;

- организация встреч учащихся и родителей с выпускниками колледжа;

- организация встреч учащихся с представителями различных профессий, экскурсии на производство;

- проведение систематического информирования о текущем состоянии применения результатов ЕГЭ при зачислении в учебные заведения профессионального образования;

- включение каждого школьника в сферу, способствующую развитию интересов и склонностей: кружковые и факультативные занятия;

- организация лекций по профориентационной проблематике сотрудниками служб занятости.

- подготовка к изданию и распространению информационных и учебно-методических материалов для поступающих в колледж;

- работа со средствами массовой информации (радио, телевидение, печатные издания) по информационному обеспечению приема и популяризации направлений колледжа;

- организация и проведение Дней открытых дверей;

- контроль за реализацией планов профориентацион-ной работы в общеобразовательных учреждениях;

- создание условий для проявления способностей одаренной молодежи;

- ведение базы данных на студентов, обучающихся на условиях целевой контрактной подготовки;

- проведение консультаций с абитуриентами по выбору направления, наиболее соответствующего их способностям, склонностям и подготовке;

- разработка совместно с общеобразовательными учреждениями интегрированных образовательных программ обучения и индивидуальных графиков усвоения программ;

- организация экскурсий на предприятия.

- своевременное информирование о новых востребованных профессиях;

- участие представителей предприятия в родительских собраниях;

- проведении лекций по профориен-тационной проблематике;

- организация анкетирования, встреч со школьниками и абитуриентами, проведение собеседования с ними;

- организация семинаров по нововведениям на предприятии для преподавателей колледжа;

- оказание помощи в создании и оснащении лабораторий и кабинетов оборудованием профильных классов и колледжа.

Рис. 1. Деятельность субъектов интегрированной системы «школы - колледж -

предприятие» в организации профориентационной работы с учащимися §5

Следовательно, совместная деятельность школ, колледжа и базовых предприятий по профориентационной работе призвана решать следующие задачи:

- оказывать помощь школьникам в самопознании, осуществлять психологическую подготовку учащихся к труду, участвовать в организации их общественно полезного и производительного труда;

- организовывать систематическое ознакомление с содержанием массовых профессий, пропагандировать те из них, которые необходимы региону;

- изучать личность школьника, его профессиональные интересы, намерения, возможности, способности;

- организовывать разнообразные виды деятельности, в которых школьники могут осуществить своеобразную «пробу сил», стимулировать их участие в занятиях кружков, различных клубов, факультативов;

- проводить работу с родителями учащихся;

- помогать выпускникам в трудоустройстве, определении места учебы, проверять удовлетворенность избранным жизненным путем;

- координировать действия учителей, работающих в классе.

Вышеобозначенные ориентиры позволили определить логику построения педагогической модели профориен-тационной работы в интегрированной системе «школа - колледж - предприятие», которая должна отображать процессы, направленные на совместную профориентационную работу всех субъектов данной системы, учитывая вопросы, касающиеся преемственности в этих процессах, так как отсутствие их говорит о том, что модель не способна прогнозировать их последователь-

ность, а, следовательно, использование самой модели не будет решать задачи анализа текущей ситуации с прицелом на развитие той или иной ветви данных процессов.

Во всех звеньях цепи «школа - колледж - предприятие» постоянно происходят существенные изменения, и поэтому моделью не всегда исчерпываются все возможности и нужды, необходимые для всей системы. Однако модель призвана наиболее точно отображать основную идею союза этой цепи, то есть то, ради чего выстраивалась сама цепь, а именно ту цель интегрированной системы, которая не ограничивает средства, возможности и способности каждого из элементов цепи, а способствует их взаимному потенциальному росту [1]. К примеру, в интегрированной системе «школа - колледж - предприятие» можно обозначить следующие моменты: для школы важно то, чтобы ее учащиеся овладевали тем набором качеств и способностей, который позволял бы им максимально точно самоопределяться в выборе той или иной профессии; для колледжа необходимы учащиеся с соответствующими качествами и способностями, позволяющими им овладевать той или иной профессией; предприятие нуждается в уже готовых кадрах, способных применить профессиональные качества и способности для решения современных актуальных задач производства. Следовательно, основным средством достижения цели каждого из элементов интегрированной системы «школа -колледж - предприятие» должно быть максимальное развитие данных качеств и способностей учащихся.

В основу разработки данной модели нами были заложены интегратив-

ный, деятельностно-компетентнос-тный и личностно ориентированный подходы.

Интегративный подход при разработке модели профориентационной работы в интегрированной системе «школа - колледж - предприятие» предполагает взаимопроникновение функций субъектов данной системы, позволяющих перестраивать свою структуру для согласованного взаимодействия друг с другом в повышении эффективности совместной профориентационной работы. Интегративный подход создает условия для постоянного взаимодействия субъектов как внутри данной системы, так и вне ее, где признаком ее эффективности является не повышение количества связей, а их устойчивость в решении совместных задач [4].

Необходимость опоры на деятель-ностно-компетентностный подход вызвана тем, что профориентационная работа, помимо знаний, умений и навыков, направлена на приобретение опыта практической деятельности. Уровень приобретения опыта практической деятельности определяется методами компетентностного подхода, который ориентирован на приобретение значимых компетенций для осознанного выбора той или иной профессии [5]. С переходом от одной формы учебной деятельности к другой учащиеся получают все более развитую практику применения учебной информации в средства деятельности, позволяющих овладевать реальным опытом практической деятельности и получать возможность естественного вхождения в профессию.

Личностно ориентированный подход в организации профориента-ционной работы с учащимися в интегрированной системе «школа - колледж -

предприятие» заключается в переносе акцентов с накопления готовых знаний, умений и навыков на формирование личности, владеющей технологией творческого труда. Рефлексия деятельности заметно расширяет функциональную сферу учащихся и позволяет формировать их персональную ответственность за результаты данной деятельности.

При разработке модели профори-ентационной работы с учащимися в интегрированной системе «школа - колледж - предприятие» мы опирались как на общие, так и педагогические принципы. В качестве общих принципов в исследовании были обозначены следующие: функциональной совместимости, соответствия региональным потребностям, коллективной согласованности [2], скоординированности действий интегрированной системы «школа - колледж - предприятие». К педагогическим принципам нами были отнесены следующие: учет личных интересов учащихся, формирование устойчивого интереса к выбранной профессии, преемственности.

Основными функциями профори-ентационной работы в интегрированной системе «школа - колледж - предприятие» являются: координирующая, предполагающая координацию деятельности всех субъектов интегрированной системы «школа - колледж

- предприятие» в организации профориентационной работы с учащимися; информационно-методическая, предполагающая разработку субъектами интегрированной системы «школа

- колледж - предприятие» методических рекомендаций по усовершенствованию профориентационной работы, а также их апробацию в учреждениях профессионального образования;

диагностирующая, предполагающая включение субъектов интегрированной системы «школа - колледж -предприятие» в совместное изучение профессиональных интересов учащихся и исследование мотивации выбора ими конкретной профессии; воспитывающая, предполагающая совместную работу субъектов интегрированной системы «школа - колледж - предприятие» по формированию ответственного отношения учащихся к выбору профессии.

Актуальность организации про-фориентационной работы с учащимися в интегрированной системе «школа - колледж - предприятие» требует глубокого и всестороннего научного осмысления системы профориентаци-онной работы, а также понимания того, что работа по профессиональной ориентации является целенаправленной деятельностью по формированию образовательной траектории и профессиональной карьеры учащихся.

Однако, анализ анкет и результаты данной работы, проводимые в общеобразовательных школах Республики Татарстан позволили выявить ряд проблем, которые могут привести к недобору учащихся в Технический колледж КГТУ им. Туполева: неблагоприятная демографическая ситуация, отрицательно влияющая на формирование контингента в системе НПО и СПО; подушевое финансирование в общеобразовательных учебных заведениях и комплектация 10-11 классов; непрестижность получения образования в профессиональном колледже; рост количества государственных и негосударственных высших учебных заведений; недостаток финансирования системы СПО для проведения мероприятий по профориентационной работе;

отсутствие координации субъектов интегрированной системы «школа - колледж - предприятие» в установлении требований для общеобразовательных школ и системы СПО при решении про-фориентационных проблем; отсутствие единой управленческой системы организации и реализации профориентаци-онной работы с учащимися; отсутствие квалифицированных специалистов, обладающих необходимыми знаниями и умениями для проведения профори-ентационной работы и др.

В целях предотвращения вышеуказанных проблем, нами разработан комплекс мероприятий, предполагающий совместные действия общеобразовательных школ, Технического колледжа и базовых предприятий, направленных на решение проблем, связанных с организацией профориентационной работы с учащимися:

Организационный блок включает в себя следующие мероприятия: наличие договоров со школами о совместном сотрудничестве между «Техническим колледжем» и 10 школами г. Казани (Школы № 1, 111, 144, 85, 146, 110, 122 и др.; привлечение к профориентацион-ной работе с учащимися их родителей, бывших выпускников, предприятий, организаций и фирм; создание службы сопровождения будущей профессиональной карьеры учащихся; проведение мероприятий по профориентационной работе с родителями учащихся в более чем 20 школах г. Казани; проведение собраний с родителями и учащимися школ, принимавших участие в мероприятиях в рамках «Дня открытых дверей» в КГТУ им. А.Н. Туполева; проведение «Дня открытых дверей» в Отделении СПО в ИАНТЭ КГТУ им. А.Н. Туполева «Технический колледж», программа которых включала встречи с членами

приемной комиссии, администрацией колледжа, экскурсии на выпускающие кафедры; проведение выездных «Дней открытых дверей» колледжа; организацию встреч учащихся и их родителей с представителями различных профессий, экскурсии на производство; организацию конкурса для школьников «Кто больше знает о профессии»; организацию общественно полезного труда школьника как проба сил для выбора будущей профессии.

Информационный блок включает в себя: установление регулярной информационной связи с директорами школ города Казани; разработку рекламного и информационного материала, содержащего информацию о специальностях «Технического колледжа», правилах приема, формах и условиях обучения; проведение распространения рекламного и информационного материала среди школьников г. Казани (школы №№ 1, 111, 96, 144, 85, 146, 110, 69, 155, 43, 80, 125 и др., гимназии №№ 122, 6, 102 и др.; проведение систематического информирования о текущем состоянии применения результатов ЕГЭ при зачислении в учебные заведения профессионального образования; проведение лекций по профориентационной проблематике сотрудниками служб занятости; информирование школьников о территориально доступных учреждениях дополнительного образования, о возможности участия в олимпиадах, конкурсах, общественных акциях, молодежных грантах.

Содержательный блок предполагает: обновление учебных планов и программ профориентационных элективных курсов; включение каждого школьника в сферу, способству-

ющую развитию интересов и склонностей: кружковые и факультативные занятия при колледже; оформление на каждого учащегося профориентаци-онного «дела», в котором собираются его сочинения о выборе профессии, заполненные им анкеты, опросники, выявляющие интересы и склонности, документы, отражающие результаты наблюдения за учащимся; проведение бесед на темы: «Что значит правильно выбрать профессию?», «Как готовить себя к будущей профессиональной деятельности?», «Здоровье и выбор профессии», «Как избежать безработицы» и др.; участие преподавателей колледжа на родительских собраниях школьников с докладами на темы: «Что значит правильно выбрать профессию», «Роль семьи в подготовке школьников к выбору профессии», «Как мы можем помочь нашим детям найти свое профессиональное призвание».

Методический блок включает в себя следующие мероприятия: обновление диагностического материала для изучения интересов, склонностей, способностей, образовательных запросов школьников, их психофизиологических качеств, готовности к обучению по выбранным направлениям и специальностям; создание банка специализированных психодиагностических методик для использования в профориентацион-ных целях; использование имеющихся и создание новых методических материалов по организации производственных и социальных практик, наставничества (квалифицированный рабочий - ученик), подготовка школьников к принятию решения о выборе направления продолжения образования; использование специализированной пси-

холого-педагогической литературы, методических рекомендаций и пособий для педагогов и родителей; оснащение школьной библиотеки учебными, методическими, диагностическими и наглядными учебными пособиями по профориентационной тематике.

Таким образом, отличительной особенностью предлагаемой модели является то, что она многомерна, и эффективность получения предполагаемого результата зависит от использования в работе таких подходов, как интегра-тивный, деятельностно-компетентнос-тный и личностно ориентированный, так как вместе они способствуют выработке необходимых средств смысловой рефлексии по поводу происходящих новообразований в процессе профессионального самоопределения учащихся и создают благоприятную почву для совершенствования профориентацион-ной работы в интегрированной системе «школа - колледж - предприятие».

Литература:

1. КорчагинЕ.А., СафинР.С., Матухин Е.Л. и др. Концепция, подходы, факторы и условия взаимосвязи профессионального образования с производством: Монография. -Казань: КГАСУ, 2008. - 278 с.

2. Мухаметзянова Г.В. Подготовка компетентностного специалиста в системе непрерывного образования: опыт, проблемы и пути их решения. - Казань: АСО (КСЮИ), 2005. - 144 с.

3. Старикова Л. Профессиональное самоопределение и профориентация // Высшее образование в России. - № 5. - 2007. -С. 75 - 77.

4. Шайдуллина А.Р. Подготовка специалистов технического профиля в условиях интеграции образования и производства (региональный опыт): монография. - Альметьевск: АГНИ, 2009. - 140 с.

5. Ялалов Ф.Г. Деятельностно-ком-петентностный подход к практико-ори-ентированному образованию // Интернет-журнал «ЭЙДОС» http://www.eidos. ru/journal/2007/0115-2.htm

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ИНТЕГРАЦИИ

И.Г. Шамсутдинов

В статье рассматривается актуальность создания в вузе системы социально-педагогической работы и поддержки студентов в условиях международной образовательной интеграции и формирования единого образовательного пространства; обуславливается необходимость исследования международного опыта функционирования социальных служб и проблем его адаптации к российским реалиям.

Social-pedagogical activities in a higher educational establishment in the context of international education integrity. This paper is concerned with the urgency of the socio-pedagogical activity and the formation of students' support system in the context

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.