ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
НОВАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА ВЗАИМОСВЯЗИ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА - ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС «СПО - НПО ПРЕДПРИЯТИЕ»
Л.Н. Самолдина
В статье раскрываются методологические подходы, научные принципы сетевой организации обучения на основе информационно-коммуникативных технологий, организационно-педагогическая модель научно-методического обеспечения в образовательно-промышленном комплексе «СПО — НПО - предприятие».
Ключевые слова: профессиональное образование, методологические подходы, принципы, сетевое взаимодействие, организационно-педагогическая модель, компоненты, модернизация содержания.
The article describes the methodological approaches, scientific principles, network training, based on information and communication technology, organizational and educational model of scientific and methodological support of educational-industrial complex, "SPO-NGO-Enterprise».
Keywords: professional education, the methodological approaches, scientific principles, networking, organizational and educational model, components, modernization of the content.
1. Научно-методическое обеспечение новой организационной формы взаимосвязи образования и производства - образовательно-промышленного.
В настоящий момент наша страна переживает системный социально-экономический кризис, который затрагивает все слои общества, все сферы деятельности и особенно проявляется в сфере образования. Выход страны из кризиса видится в создании инновационной экономики страны, модернизации предприятий, развитии конкурентоспособности на основе ис-
пользования наукоемких нанотехно-логий и современных средств автоматизации, информационных технологий и переходе от конвейерного серийного производства к гибкому автоматизированному, повышением безопасности производства и т. д.
Это диктует необходимость модернизации профессионального обучения, заставляет переосмыслить теоретические подходы и практические решения, связанные с профессиональной подготовкой специалистов среднего звена.
Каковы же условия, которые могут обеспечить модернизацию обучения?
Самые первостепенные из них: срочная модернизация материально-технической базы учебного процесса; повышение уровня квалификации инженерно-педагогических кадров; улучшение научно-методического обеспечения; обновление учебно-методической литературы; создание условий, способствующих обновлению содержания образования и технологии обучения; изменение материального положения преподавателей; привлечение в образовательную среду предприятий - заказчиков кадров; установление новых организационных форм взаимодействия с предприятиями-заказчиками кадров; создание научно-методического обеспечения новых организационных форм взаимодействия в новых условиях.
Остановимся на новой организационной структуре взаимодействия организационно-педагогической модели и научно-методическом обеспечения взаимосвязи образования и предприятий - заказчиков кадров в образовательно-промышленном комплексе «СПО - НПО-предприятие», которые на наш взгляд, поможет в решении назревших проблем [5].
Основой для формирования дан-
ной структуры является сетевое взаимодействие и глубокая образовательная интеграция всех участников образовательного процесса. Обязательным условием является использование при подготовке кадров дуальной формы обучения, которая превращает индивидуальные образовательные траектории в непрерывные спиралевидные траектории. Эта форма позволяет работнику без отрыва от производства пройти все уровни профессионального образования от профессиональной подготовки до ВПО. При этом данная структура в соответствии с программой развития или программой антикризисных мер предприятия будет обеспечивать постоянное нарастание обучаемого контингента, который в то же время работает на предприятии.
Здесь мы считаем уместным для модели сетевого взаимодействия использовать показатели педагогической, социальной и экономической целесообразности и значимости (таблица 1), предложенные Фильчаковым Ю.А., Харчевниковой Е.Л. [7]. Эти принципы можно логично трансформировать на взаимодействие и с работодателями -заказчиками кадров.
Таблица 1
Показатели педагогической целесообразности взаимодействия Показателями социальной значимости взаимодействия Показателями экономической эффективность взаимодействия
Объединение ресурсов для решения актуальных задач с работодателями для повышения качества подготовки специалистов. Обновление содержания профессионального образования с учетом ос- Укрепление позиции субъектов сетевого взаимодействия как ресурсного центра профессионального образования. Усиление общественного характера управления образованием, защита Наличиесетевыхобразо-вательных программ; Наличие сетевых социальных и культурно-образовательных проектов Наличие сетевых программ профессионального развития (профессио-
прав на образование всех категорий населения Доступность сети: качественное современное образование - для всех.
Мобильность сети: вариативность обра-
зовательных программ, предоставление полного спектра услуг по профильной подготовки и профильному обучению с учетом реальных запросов участников сетевого взаимодействия
Закрепляемость кадров в районе проживания
Повышение рейтинга субъектов сети
Ликвидация разрыва в преемственности систем НПО, СПО, ВПО
новных направлений модернизации отрасли.
Расширение профессиональных практик, вовлечение их в профессиональную деятельность на стадии обучения.
Наличие в сети различных учреждений и организаций, предоставляющих обучаемым действительную возможность выбора содержания и направления профессионального обучения с учетом их личных интересов и возможностей.
Возможность иметь индивидуальную образовательную траекторию в обучении. Психолого-педагогическое сопровождение профессионально-образовательного процесса Позитивная социализация развивающейся личности
Возможность получе-ниярабочейспециальности, необходимой для трудоустройства в производственной или социальной сфере.
нальная адаптация учащихся, обучение на рабочем месте,
Организация инновационной и методической работы с участниками сети);
Наличие программ повышения квалификации для преподавателей специальных дисциплин;
Укомплектованность кадрового состава - личный и профессиональный рост членов педагогического коллектива,
Кооперация и оптимизация ресурсов сети -экономия бюджетных средств при организации сетевого взаимодействия
Отличительной особенностью является объединение разных по профилю организаций и учреждений, разной ведомственной подчиненности, с различиями по функциональному назначению и в материально-техническом обеспечении и финансировании, осуществляющие свою совместную деятельность без образования юридического лица на инициативной основе путем объединения усилий.
Образовательно-промышленный комплекс создается и функционирует на следующих базовых принципах:
- концентрации дефицитных высокостоимостных ресурсов от различных собственников для воспроизводства квалифицированных рабочих кадров и повышения качества рабочей силы;
- сетевой организации обучения на основе оптико-волоконных линий и с помощью информационно-коммуникативных технологий для расширения доступа к ресурсам на основе выбора образовательной программы, вида профессиональной деятельности, способа обучения и механизма софинансирова-ния образовательной потребности;
- корпоратизации управления ОПК на основе овладения руководите -лями методами бизнес-менеджмента, которые стимулируют переход от директивных к договорным отношениям;
- непрерывности профессионального обучения на основе формирования системы постоянной адаптации индивидов к меняющимся условиям профессиональной деятельности, удовлетворение их индивидуализированных образовательных потребностей, в том числе для достижения определенного социального статуса, что впервые позволит объединить обучающихся различных возрастных групп, изучающих один вид профессиональной деятельности.
Образовательно-промышленный комплекс (ОПК) - это новая форма интеграции, объединения и концентрации ресурсов от различных собственников на основе сетевого взаимодействия и глубокой образовательной кооперации. Создается по инициативе на базе наиболее продвинутого государственного учреждения профессионального образования ФГОУ СПО «Казанский ави-ационно-технический колледж имени П.В. Дементьева», именуемый в дальнейшем «КАТК» с участием ОАО «Казанское авиационное производственное объединение им. С.П. Горбунова», именуемое в дальнейшем «КАПО» и ГБОУ НПО «Профессиональный лицей №123» г. Казань, именуемый в дальнейшем «ПЛ-123».
Образовательная кооперация -это особая форма концентрации и коллективного объединения профессиональных образовательных учреждений (КАТК и ПЛ-123) и предприятия-заказчика кадров (КАПО), создаваемого
на средства его членов, при которой сотрудники объединения совместно участвуют в связанных между собой процессах труда по профессиональному обучению.
Научно-методическое обеспечение взаимодействия в рамках ОПК - это комплекс научно- обоснованных методических средств, обеспечивающих выполнение процесса профессионального обучения в ОПК. Методологической основой взаимодействия образования, науки и производства являются:
• Системная целостность науки, образования и производства
• Важнейшие положения теории управления организацией как открытой, социально-ориентированной системой
• Концепция непрерывного профессионального образования
• Концепция практико-ориенти-рованной технологии обучения
Методологическими ориентирами проблем научно-методического обеспечения являются известные общенаучные подходы: модульно-компетент-ностный, системный, деятельностный подходы, личностно ориентированный, комплексный, а также новейшие методологии (полипарадигмальный, многомерный, синергетический, компетент-ностный, сценарный подходы).
По определению Г.В. Мухаметзя-новой [4], интеграция образования с наукой и производством осуществляется на основе принципов системной целостности науки, образования и производства, а именно общих принципах взаимодействия, педагогических принципах, принципах социального партнерства. В обобщенном виде представим в таблице 2.
Таблица 2
Общие принципы взаимодействия Педагогические принципы Принципы социального партнерства
Симбиоза Обоюдности развития образования, науки и производства Релевантности Коммутации Совместимости Социального партнерства Функциональности Информационного взаимодействия Непрерывность и дискретность инженерного образования Стандартизация и вариативность Заинтересованность каждой из взаимодействующих сторон в поиске оптимальных путей способов, форм организации учебно-образовательного процесса и научно-исследовательской деятельности Конструктивное сотрудничество, с целью преодоления наиболее значимых проблем Демократизм Соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативно-правовых актов Добровольность принятия сторонами на себя обязательств Общность ценностей Информационные взаимодействия Сопряжение профессионального и образовательного стандартов Ориентация на цели, значимые для сферы труда, на результат Минимальная достаточность
проявлений в профессиональной подготовке, что, естественно, отражается и на ее научно-методическом обеспечении, в котором условно можно выделить три уровня: методологический, теоретический и методический.
Структура и содержание системы научно-методического обеспечения взаимосвязи учебного заведения СПО с предприятием-заказчиком кадров профессиональной подготовки студентов включает:
- на методологическом уровне -обоснование концептуальных подходов к проектированию и реализации взаимосвязи учебного заведения СПО с предприятием-заказчиком кадров компонентов учебно-воспитательного
Научно-методическое обеспечение инновационного развития взаимодействия в направлении профессиональной подготовки — это процесс поиска и разработки организационно-педагогических и методических механизмов доведения научных результатов до их практического применения в деятельности субъектов образования [2], то есть - это комплекс научно обоснованных методических средств, обеспечивающих выполнение какой-либо деятельности, в данном случае - процесса обучения в средней профессиональной школе.
Уже из этого определения просматриваются многообразие связей и зависимостей, многофакторность их
процесса, к повышению активизации обучения;
На теоретическом уровне рассматривается совокупность принципов, организации сетевого взаимодействия.
- на методическом уровне - новые формы нормативно-правовых документов по организации профессионального обучения.
Организационно-педагогическая модель научно-методического обеспечения образовательно-промышленного комплекса базируется на следующих принципах. Системно-структурный принцип предлагает наличие различных компонентов НПО-СПО-ОПК-КАПО, связанных между собой и образующих определенную внутреннюю организацию, структуру системы. Системно-функциональный принцип указывает на наличие у каждого компонента системы определенной функции, направленной на выполнение частных целей и задач. Системно-коммуникативный принцип характеризует возможность осуществления внутренних и внешних, межсистемных связей. Информационно-управленческий принцип, как аспект системности, целостности, интегратив-ности. Принцип основного звена. Под ним подразумевается ориентация на основную функцию профессионального роста, которая заключается в том, чтобы способствовать выполнению функций ОПК.
Общественные отношения, складывающиеся в связи с организацией профессионального обучения на основе сетевого взаимодействия для сферы российского образования и правового регулирования, являются практически новыми. Предлагается к рассмотрению организационно-педагогическая модель научно-методического обеспечения взаимосвязи образования и предприятий-
заказчиков кадров в образовательно-промышленном комплексе «СПО - НПО -предприятие», включающая: 1) компонент СПО - НПО: 2) компонент предприятия: 3) компонент образовательно-промышленного комплекса (Рис.1).
Представленная организационно-педагогическая модель научно-методического обеспечения обладает гибкой организационной структурой, позволяющей чутко реагировать на изменения социально-культурной среды и социальных образовательных запросов, что активизирует администрацию к поиску наиболее эффективных методов и приемов управления, дающих возможность в кратчайшие сроки принимать оптимальные управленческие решения и своевременно проводить корректировку педагогических действий.
2. Научно -методическое обеспечение модернизации содержания профессиональной подготовки.
Модернизация профессиональной подготовки невозможна без модернизации содержания обучения и, в первую очередь, практического обучения студентов.
В основу проектирования и реализации нового содержания профессиональной подготовки студентов положены модульно-компетентностный и практико-ориентированный подходы.
К основным понятиям нового образовательного стандарта, построенного на основе компетентностного подхода, относится понятие «образовательный модуль» (или «образовательный домен»). Компетентность выпускника в той или иной профессиональной сфере формируется совокупностью модулей, а каждый из модулей, в свою очередь, формируется как специфи-
ческая функция (аспект) будущей профессиональной деятельности. Таким образом, компетентностный подход в новых образовательных стандартах трансформируется в модульно-компе-тентностный.
Выделим особенности модульно-компетентностного подхода и вытекающие из него принципы проектирования содержания профессиональной подготовки студентов [1].
Рис. 1. Организационно-педагогическая модель научно-методического обеспечения в
образовательно-промышленном комплексе. 79
Для модульно-компетентностного подхода в современной российской теории и практике образования характерны следующие особенности:
- нацеленность на становление общих и профессиональных компетенций является перспективным направлением в науке и практике образования;
- модульно-компетентностный подход предполагает переход в конструировании содержания образования от «знаний» к «способам деятельности»;
- реализация модульно-компетен-тностного подхода требует выделения значительных ресурсов на подготовку кадров;
- модульно-компетентностный подход является результатом более глубокой технологической проработки компетентностного подхода применительно к системе профессионального образования, т.е., формой его реализации, максимально удобной для использования в системах НПО и СПО.
В основе реализации содержания профессиональной подготовки, спро-
ектированного в соответствии с требованиями ФГОС СПО, лежит практи-ко-ориентированный подход. Данный подход значительно отличается от традиционного подхода возможностью индивидуализации обучения; гибкостью (возможностью группировки целевых модулей в различные комплексы и выбора нужного числа модулей); свободой при самостоятельном изучении материала; субъектным взаимодействием педагога и студента.
Концептуальной основой техно-логии практико-ориентированной профессиональной подготовки служат модульно -компетентностный, системный, деятельностный подходы, гуманизация профессионального образования.
Принципы, на которых базируется проектирование нового содержания профессиональной подготовки, представляются ниже в таблице 3, а их понятийное содержание рассматривается в работах Блинова И.В. и Корчагина Е.А.[1, 6].
Таблица 3
Принципы проектирования содержания образования на основе модульно-компе-тентностного подхода Принципы практико-ориентированной технологии профессиональной подготовки
Ориентации на цели, значимые для сферы труда Ориентации на результат Раздельного функционирования образовательного стандарта и образовательной программы. Социального партнёрства Минимальной достаточности Единства задач формирования общих и профессиональных компетенций специалиста Функциональности Модульного построения Гибкости Практико-ориентированный подход Единства теории и практики Единства обучения, воспитания и развития Творческой активности и личностной направленности профессиональной подготовки Перехода от обучения к самостоятельной деятельности и далее - к самообразованию
Под НМО учебного процесса мы будем понимать, во-первых, обеспечение проектирования всех его компонентов: целей, содержания, форм, методов, средств обучения; во-вторых - обеспечение реализации данных компонентов в педагогической практике [6].
При определении целей обучения в целом необходимо исходить из того, что цели имеют сложную иерархическую структуру и могут быть представлены в виде взаимосвязанных уровней.
Главная цель практико-ориенти-рованного обучения - формирование у будущего специалиста полной готовности к профессиональной деятельности. Дидактическая цель: осуществить практическую подготовку будущих специалистов по данной программе практического обучения в соответствии с требованиями федерального государственного
В качестве методической цели обучения можно рассматривать решение любой учебной или учебно-про -изводственной задачи, поставленной перед студентом в соответствии с выбранным методом обучения и важной для достижения дидактических целей.
Конкретные цели практического обучения формируются на основе динамической модели специалиста, которая задает основные этапы развития учебной и профессиональной деятельности студента в процессе подготовки в учебном заведении.
По мнению А.Ф. Щепотина, М.А. Чекулаева, В.Е. Сосонко, А.П. Шехов-цова, структура УМО образовательного процесса как целое состоит из трех компонентов:
1. Нормативная и учебно-методическая документация;
2. Средства обучения;
3. Средства контроля.
Раскроем структуру УМО, приведенную выше.
1. Нормативная и учебно-методическая документация.
Содержание этого компонента регламентирует образовательный процесс по подготовке специалистов. В состав нормативной и учебно-методической документации входят:
• нормативные акты по организации учебного процесса
• федеральный государственный стандарт специальности);
• примерные учебные программы по всем дисциплинам, профессиональным модулям
• профессиональная образовательная программа учебного заведения по соответствующей специальности.
В свою очередь профессиональная образовательная программа учебного заведения включает пакет следующих документов:
• рабочий учебный план; календарный график учебного процесса;
• рабочие учебные программы по всем дисциплинам, профессиональным модулям, включенным в рабочий учебный план (в том числе дисциплинам и профессиональным модулям по требованию работодателя - заказчика кадров;
• программа итоговой государственной аттестации выпускников данной специальности.
Модернизация содержания обучения обусловливает соответствующие изменения форм и методов обучения.
Таблица 4. Классификация форм обучения
Формы обучения
направленные преиму- направленные пре-
щественно на теоретичес- имущественно на
кую подготовку практическую под-
готовку
Лекция Практическо заня-
Семинара тие
Экскурсия Лабораторная работа
Самостоятельная ау- Курсовое проектиро-
диторная работа вание
Самостоятельная внг- Дипломное проекти-
аудиторная работа рование
Конференция Все виды практики
Консультация Деловая игра
Исследовательская Опытно-эксперимен-
работа тальные работы
Дистанционная фор- Рационализаторские
ма обучения работы
Формы контроля
Контрольная работа Опрос, наблюдение, инди видуальное собеседование Эссе
Коллоквиум
Зачет, семестровые экзамены Защита курсового проекта Квалификационные испытания
Государственные экзамены Защита дипломного проекта^ Комплексный экзамен по спе циальности Портфолио
Таблица 5. Классификация методов обучения
Направленные на овладение знаниями и умениями Направленные на совершенствование знаний и приобретение компетенций
Информационно-развивающие Проблемно-поисковые Репродуктивные Творчески-репродуктивные
Передача знаний в готовом виде Самостоятельное добывание знаний Проблемноеиз-ложение учебного материала Учебная дискуссия Организация коллективной мыслительной деятельности в работе малыми группами Выполнение упражнений по образцу Лабораторная,ра-бота по инструкции Вариативные упражнения Решение задач с применением ПК расчетно-вычисли-тельные, про-ектно-графические, информационно-поисковые, оптимизационные. Анализпроизвод-ственных ситуаций. Деловые игры Проектные работы Опытно-экспериментальные работы Бизнес-инкубаторы
В работе предлагается система оценки эффективности разработанной организационно-педагогической модели научно-методического обеспечения учреждений НПО и СПО с работодателями через индикаторы и показатели деятельности ОПК, но это отдельная тема требует продолжения исследования.
Литература:
1. Блинов В.И. Новые принципы содержания начального и среднего профессионального образования. Всероссийская конференция «Российское профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы». Сборник аналитических материалов: тезисы докладов. - М.: Инновационный медиа-центр «Мэкс-инфо», 2008. - С. 88-96.
2. Корчагин Е.А. Научно-методическое обеспечение и технология реализации взаимосвязи образовательных учреждений и предприятий - заказчиков кадров. Учеб -но-методическое пособие. / Авторский коллектив: Айтуганов И.М., Багманов И.Р, Дьячков Ю.А., Камардина Н.П., Корчагин Е.А., Леванова М.А., Маклашова И.В., Ма-тухин Е.А., Садыков А.Х., Самолдина Л.Н., Сафин Р.С. и др. - Казань: КГТУ, 2010. -202 с.
3. Новиков А.М. Методологические особенности и принципы учебной деятельности // Специалист. - 2005. - № 4. - С.3-10.
4. Мухаметзянова Г.В. Анисимов П.Ф. О состоянии и перспективах научно-методического обеспечения инновационного развития системы среднего профессионального образования. // г. Казань, 2005г.
5. Мухаметзянова Г.В. Взаимодействие образования и производства: содержание, модели реализации // Айтуганов И.М., Корчагин Е.А., Матухин Е.Л., Мухаметзянова Г.В., Самолдина Л.Н., Сафин Р.С.//Казанский педагогический журнал. 2010. - №3. - С. 5-10.
6. Самолдина Л.Н. Научно-методическое обеспечение дуальной целевой профессиональной подготовки студентов в условиях стандартизации образования. Научно-методическое пособие //Самол-дина Л.Н., Корчагин Е.А.// - Казань РИЦ «Школа», 2009. - С. 258.
7. Фильчаков Ю.А., Харчевникова Е.Л. Оценка эффективности модели сетевого взаимодействия в организации предпро-фильной подготовки и профильного обучения.// Координация работ: Фонд содействия информатизации образования //ес1и. of.ru/isiorao/default
МОДЕЛЬ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА - КОЛЛЕДЖ - ПРЕДПРИЯТИЕ»
К.И. Сибгатова
Данная статья посвящена вопросам, касающимся взаимосвязей между средними общеобразовательными учреждениями, учреждениями среднего профессионального образования и предприятиями для совместного решения профориен-тационных проблем. Представлены цели, задачи, функции, основные направления их совместной деятельности, а также рассмотрены подходы, лежащие в основе построения многомерной модели профориентационной работы в интегрированной системе «школа — колледж — предприятие»