Список литературы
1. Баринова Е.А., Боженкова Л.Ф., Лебедев В.И. Методика русского языка: учеб. пособие для студентов фак. рус. яз. и литературы пед. ин-тов; под ред. Е.А. Бариновой. - М.: Просвещение, 1974. - 368 с.
2. Блинов Г.И. Методика пунктуации в школе: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1978. - 221 с.
3. Дудников А.В. Методика синтаксиса и пунктуации в восьмилетней школе. - М.: Учпедгиз, 1963. - 440 с.
4. Ломизов А.Ф. Методика пунктуации в связи с изучением синтаксиса. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1964. - 332 с.
5. Мектепов А.А. Итоговые уроки по русскому языку без ручки и тетради // Русский язык в школе. - 1993. - № 3. - С. 65-66.
6. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студ. высш. учеб. заведений / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; под ред. М.Т. Баранова. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 368 с.
7. Основы методики русского языка в 4-8 классах: пособие для учителя; под ред. А.В. Текучёва и др. - 2-е изд., перераб.. - М.: Просвещение, 1983. - 287 с.
8. Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта. - 14-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007. - 286 с.
9. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразоват. учреждений // Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. - 34-е изд. - М.: Просвещение, 2007. - 317 с.
10. Русский язык: учебник для 5 класса основной школы: в 2 кн. Кн. 1 / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю., Комисарова, И.В. Текучёва; под ред. А.А. Леонтьева. - Изд. 3-е, испр. -М.: Баласс, 2006. - 208 с.
11. Русский язык: учебник для 8 класса средней школы / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. - 15-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1989. - 192 с.
12. Текучёв, А.В. Методика русского языка в средней школе: учебник для студентов пед. ин-тов / А.В. Текучёв. - Изд. 3-е, перераб. - М.: Просвещение, 1980. - 414 с.
13. Теория и практика обучения русскому языку: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений // Е.В. Архипова, Т.М. Воителева, А.Д. Дейкина и др.; под ред. Р.Б. Сабаткоева. -М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 320 с.
образовательного процесса подготовки рабочих кадров и специалистов для экономики Республики Бурятия в рамках модели корпоративного обучения. Данная модель наиболее эффективно реализуется в сети опорных учебных заведений и в профессиональных объединениях педагогов.
Ключевые слова: довузовское про-
фессиональное образование, научнометодическое сопровождение, корпоративное обучение, сетевое взаимодействие, сетевая методическая служба, опорные учебные заведения.
УДК 373.819 ББК Ч 45
В.И. Ваганова
роль научно-методического сопровождения в реализации перспективных направлений развития системы довузовского профессионального образования республики Бурятия
В статье дается анализ состояния и перспектив развития системы довузовского профобразования. Рассматривается научно-методическое сопровождение
V.I. Vaganova
Scientific and Methodological Management of the Preparatory Education System in Bouryat Republic
The author of the article analyses the current state and some perspectives of the preparatoryeducationsystemdevelopment; considers the scientific and methodological management of the personnel education necessary for the Bouryat Republic. The given model is most efficient for the basic educational institutions and teachers' associations.
Key words: Preparatory education,
scientific and methodological management, in-company education, actor-network, methodological network, basic educational institutions.
Основным условием стабилизации и повышения экономической роли региона, благосостояния его населения является его конкурентоспособность на рынке труда, во многом определяющаяся состоянием системы образования. В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы подчеркивается, что экономика завтрашнего дня - это инновационная экономика знаний, инвестиционных проектов и наукоемких технологий. Для обеспечения качественного образования, его равной доступности для всех граждан, необходима институциональная перестройка системы образования на основе эффективного взаимодействия образования с рынком труда [4].
Современной модели социальноэкономического развития страны должна соответствовать адаптивная система профессионального образования. Данная система должна быстро реагировать на запросы динамично меняющегося рынка труда, воспроизводить рабочих и специалистов, способных эффективно
работать в конкурентной экономической среде.
Перед учреждениями профессионального образования стоит задача не только подготовки кадров, востребованных на рынке труда, но и включение в образовательный процесс, особенно на начальном и конечном этапах, представителей работодателей для успешной разработки и реализации образовательных программ.
Работодатель является основным заказчиком кадров, и он должен участвовать в формировании профессиональных компетенций, определять уровень подготовки выпускников и проводить итоговую оценку качества профессиональной подготовки специалистов как меры достижения поставленной цели.
В Модели российской системы образования до 2020 г. [1] значительная роль отводится реализации государственночастного партнерства. В частности, совместно с работодателями подготовлены предложения по механизмам, реализующим их готовность участвовать в многоканальном финансировании образовательных учреждений, выступать их соучредителями, предоставлять производственную базу для организации практик для учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования, а также создание системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций. Работодатели будут участвовать в формировании национальной квалификационной структуры (НКС) с учетом перспективных требований опережающего развития инновационной экономики и профессиональной мобильности граждан; в обновлении макетов государственных образовательных стандартов и модернизации программ обучения всех уровней на базе квалификационных требований НКС.
Региональные системы поставлены перед необходимостью постоянно ре-
шать сложную многофакторную оптимизационную задачу: довести до максимума вероятность получения рабочего места каждым выпускником на региональном рынке труда и одновременно свести до минимума риск потери им занятости при возможных изменениях рыночной конъюнктуры.
В Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2017 г. определены семь приоритетных направлений, которые должны вывести республику из дотационной в разряд самообеспечивающейся. К названным направлениям относятся: машиностроение и перерабатывающая промышленность, транспортнологистическая система, сельское хозяйство, строительство, горнодобывающая, лесная отрасль и туризм. Стратегия развития экономики должна содержать комплекс вневедомственных мероприятий, направленных на формирование кадрового потенциала.
При всем разнообразии задач и выбранных подходов за последние годы определилась необходимость мониторинга рынка труда, обеспечение непрерывности профессионального образования, индивидуализация обучения. В республике Бурятия в годы рыночных реформ, как в целом по России, формирование рынка профессиональных образовательных услуг отчасти происходит инерционно и стихийно. Профессиональное образование не погружено в конкурентную среду, в нем отсутствует механизм экономического стимулирования, ориентированный на потребности рынка труда.
Более того, на сегодняшний день прогноз потребности в кадрах экономики в целом отсутствует. В лучшем случае существует прогноз потребности в кадрах на региональном уровне и, чаще всего, он ограничивается определением потребности для бюджетной сферы.
Разработка методики составления государственных и региональных прогнозов потребности в кадрах на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу с учетом потребности в кадрах реального сектора экономики является на данном этапе развития республики приоритетной. Структура формирования прогноза должна осуществляться на региональном уровне и корректироваться на государственном. Необходима разработка эффективного государственного механизма планирования и прогнозирования развития трудовых ресурсов с учетом перспектив развития экономики республики и ожиданий бизнеса. В данном механизме должно быть учтено следующее:
1. Существующая и прогнозируемая потребность экономики в квалифицированных рабочих кадрах с расшифровкой по профессиям и квалификациям в территориальном разрезе.
2. Программа социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008-2010 гг. и на период до 2017 г.
3. Стратегия социально-экономического развития республики Бурятия до 2025 года.
4. Развитие приоритетных отраслей в республике Бурятия на кратко- срочную и долгосрочную перспективу.
5. Уменьшение дисбаланса между потребностью в квалифицированных рабочих кадрах в экономике республики и возможностями образовательных учреждений в подготовке кадров.
Баланс рынка труда и рынка образовательных услуг должен быть связан с прогнозом потребности в кадрах и является основанием для двух процессов:
• формирования государственного заказа на подготовку, повышение квалификации и переподготовку кадров;
• информирования населения о прогнозируемой потребности в кадрах в разрезе профессий (специальностей) в целях формирования сознательного от-
ношения к выбору профессии, профилю и уровню получаемого образования.
В рамках данного направления в республике разработана Программа развития трудовых ресурсов. Стратегической задачей Программы является постепенное приведение объемов, профилей и качества подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена в соответствие с требованиями конкурентоспособных предприятий различных отраслей экономики в условиях ее интенсивной реструктуризации. В реализации данной программы принимают участие министерства и ведомства РБ, представители Центра занятости, образовательные учреждения начального и среднего профобразования. Основные действия этих структур направлены на обеспечение баланса между спросом и предложением.
Формирование объемов и структуры подготовки на основе прогноза потребности рынка труда, требований экономики заключается в разработке:
• новых методик определения потребности экономики в кадрах и потребностей в подготовке рабочих и специалистов;
• методики расчета баланса распределения выпускников по каналам учебы и занятости.
Институту повышения квалификации принадлежат следующие функции в реализации программы: расчет перспективных потребностей рынка труда, оценка качества подготовки кадров в системе НПО/ СПО, проведение рейтинга образовательных учреждений, методическое сопровождение внедрения государственных стандартов нового поколения и приведение их в соответствие с требованиями работодателей.
Одной из основных задач в реализации поставленной цели является создание модели развития профессионального образования. Это определяется:
• системой государственного заказа,
• разработкой профессиональных стандартов и квалификационных требований,
• внедрением системы тестирования профессиональных знаний, навыков и умений учащихся и их сертификации,
• системой подготовки и оценки качества преподавательского состава,
• созданием ряда нормативноправовых документов, регулирующих деятельность профессиональных учреждений,
• созданием требований к учебной документации и программам трудового обучения в общеобразовательной школе.
Считаем, что реальное объединение ресурсов бизнеса и образования может решить проблему подготовки специалистов, востребованных на рынке труда. Анализ взаимодействия образовательных учреждений с работодателями показывает, что сложились определенные формы сотрудничества и партнерских отношений, в первую очередь - это двухсторонние договора - «образовательное учреждение - предприятие». Необходимо перейти к системе трехсторонних договоров работодатель - ОУ -обучающийся, на это и направлено Постановление правительства о целевой контрактной подготовке, согласно которому выпускники будут обязаны проработать не менее трех лет в организации, заключившей с ним контракт.
Решение проблем становления и развития системы довузовского профессионального образования запланировано в Программе развития довузовского профессионального образования Республики Бурятия на 2008-12 годы. Программа утверждена на коллегии Министерства образования и науки РБ 27 апреля 2007 г. и получила одобрение на Совете при президенте РБ по науке, технологиям и образованию 11 мая 2007 г. [2]. Стратегия Программы связана с переходом системы довузовского профессионального
образования в качественно новое состояние. Предусмотрены ожидаемые результаты программных действий. Для решения поставленных задач в Программе предусмотрен перечень мероприятий, позволяющих четко определить механизмы реализации программных действий и их финансовое обеспечение.
Аналитический обзор практики обучения квалифицированных рабочих и специалистов в учреждениях НПО, СПО Республики Бурятия, выявление реальных противоречий, позволили сформулировать основную идею, концептуальные положения системного преобразования, направленные на разрешение выявленных проблем и выбора приоритетов с учетом современных преобразований.
Концептуальные основы развития системы довузовского профессионального образования разработаны в соответствии с Программой социальноэкономического развития Республики Бурятия и представлены в следующих приоритетных направлениях:
1. Создание условий для повышения качества профессионального образования.
2. Обеспечение доступности качественного профессионального образования.
3. Обеспечение роста профессиональной компетентности руководящих и инженерно-педагогических работников как основополагающего фактора, обеспечивающего модернизацию и развитие профессионального образования.
4. Создание и внедрение новых институциональных механизмов управления и финансирования сферы начального и среднего профессионального образования. Разработка технологии государственно-общественного управления системами НПО и СПО.
5. Развитие и укрепление материально-технической базы образовательных учреждений, создание ресурсных центров.
6. Совершенствование экономических механизмов, переход на нормативноподушевое финансирование, связанное с заменой «распределительного бюджета» «бюджетом экономического управления». Направленность финансирования по профессионально ориентированным нормативам, учитывающим реальные потребности затрат на подготовку каждой профессии.
7. Разработка новых подходов и механизмов развития сети учреждений НПО и СПО.
8. Осуществление дальнейшего развития системы воспитания обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования.
Реализация концептуальных положений, заявленных в Программе, требует целенаправленного научнометодического сопровождения, которое обеспечивается институтом повышения квалификации. В данных условиях построение современной модели системы повышения квалификации (СПК) связано с переводом в новую профессиональную позицию - от эпизодических курсов до постоянно действующего научнометодического сопровождения.
Таким образом, в системе дополнительного образования можно выделить два основных вектора: повышение квалификации и научно-методическое сопровождение. Причем, научно-методическое и технологическое сопровождение является доминирующим (рис. 1).
Функции научно-методической и технологической поддержки выполняет Консультационно-методический центр, который является структурным подразделением Института повышения квалификации.
Основными задачами Центра являются:
• создание вариативной ступенчатой системы повышения квалификации и переподготовки руководящих и инженерно-педагогических кадров и
Рис. 1. Модель повышения квалификации и научно-методического сопровождения образовательной деятельности учреждений НПО/СПО
• организация дополнительного педагогического образования для преподавателей профессионального цикла и мастеров производственного обучения с участием работодателей;
• совершенствование системы аттестации руководящих и педагогических кадров системы НПО, СПО;
• привлечение к преподаванию специальных дисциплин и производственному обучению ведущих специалистов предприятий и организаций, преподавателей вузов;
• стимулирование преподавате-
лей и мастеров производственного обучения, участвующих в научноисследовательской деятельности.
Развитие системы довузовского профессионального образования, как известно, осуществляется через инновационные процессы, что предполагает поисковоисследовательскую, экспериментальную деятельность педагогов. Проведение опытно-экспериментальных, научно-
исследовательских работ запланировано и проводится по следующим направлениям:
• создание экспериментальных, стажерских площадок и сети опорных учебных заведений по основным профилям подготовки, по общеобразовательным и профессиональным дисциплинам, по приоритетным направлениям работы;
• координация деятельности учреждений НПО, СПО по созданию единой образовательной среды, в разработке и апробировании инновационных программ;
• обеспечение информационного и научного сопровождения учебного процесса;
• создание временных творческих коллективов по разработке комплектов методического обеспечения массовых профессий, нормативно-правовой документации;
• обобщение и распространение передового педагогического опыта;
• создание республиканских методических объединений педагогических и руководящих работников учреждений НПО и СПО.
Функции дополнительного педагогического образования в данных условиях наполняются новым содержанием: повышение квалификации должно рассматриваться не как дополнение, обновление наличных компетенций, а как перевооружение в новых профессиональных позициях и методическая работа не как ликвидация пробелов и затруднений, а как перевод в новую профессиональную позицию, направленную на повышение профессиональной компетентности. При этом функция научно-методического сопровождения становится приоритетной, а функция повышения квалификации - обслуживающей [2, с. 6].
Научно-методическое сопровождение образовательного процесса подготовки рабочих кадров и специалистов основывается на модели корпоративного обучения и реализуется с помощью координаторов - представителей кафедры профессионального образования.
Идея методической поддержки, основанная на модели корпоративного обучения педагогов в образовательном учреждении предложена в докладе ректора Хабаровского КИППКПК А.Г. Кузнецовой [2, с. 6].
Корпоративное обучение в современном менеджменте рассматривается как система внутрифирменного обучения, объединенная единой концепцией и методологией, разработанная для всех уровней сотрудников в рамках стратегии развития учреждения и задач, стоящих перед ее отдельными исполнителями, т. е. практический инструмент трансформации образовательного учреждения в «обучающуюся организацию» [там же, с. 7].
Мы согласны с автором в том, что традиционная методическая работа должна
перерасти в корпоративное обучение в образовательном учреждении. Добавим лишь то, что нами апробирована модель сетевого взаимодействия профильных учебных заведений, в рамках которой идея корпоративного обучения эффективно реализуется в целях повышения качества подготовки рабочих кадров и специалистов. На рис 1. показана модель повышения квалификации педагога и научно-методического сопровождения образовательной деятельности образовательных учреждений НПО/СПО в рамках корпоративного обучения через сетевое взаимодействие опорных учебных заведений и сетевых сообществ педагогов.
При сетевом взаимодействии не только распространяются инновационные разработки, но и осуществляются процесс диалога между опорными учебными заведениями и учебными заведениями внутри сети. Опыт участников сети оказывается востребованным не только в качестве примера для подражания, но и в качестве индикатора или зеркала, которое позволяет увидеть уровень собственного опыта и дополнить его новым содержанием, способствующим повышению эффективности дальнейшей работы.
В деятельности опорных учебных заведений предполагается использование новых идей и современных технологий. На их базе формируется сеть профильных учебных заведений, объединенных единой идеей и миссией. В данную сеть входят и социальные партнеры. Таким образом, осуществляется межведомственное корпоративное взаимодействие, создается открытое образовательное пространство и профессиональное общение в следующих направлениях:
• расширение спектра образовательных услуг и сферы корпоративного общения, межведомственное, межрегиональное взаимодействие;
• реализация компетентностного подхода к личности педагога и учащегося;
• использование ИКТ, способствующее мобильности коммуникаций, внедрения сетевых технологий;
• формирование потребностей системы повышения квалификации на основе маркетингового подхода;
• организация сотрудничества и партнерства в решении проблем развития инновационных практик;
• внедрение программного подхода к организации деятельности сети опорных учебных заведений.
Процесс становления сети, разработка и внедрение технологии сетевого взаимодействия опорных учебных заведений включает в себя четыре основных этапа: информационноаналитический, мотивационно-целевой, организационно-исполнительский, контрольно - диагностический с выходом на конечный результат.
Первый этап становления республиканской системы опорных учебных заведений проходил в 2007 году. Проводился мониторинг инновационных процессов в учреждениях профессионального образования. На втором этапе (январь-июнь 2008 г.) выявлялись лидеры профессионального образования, которые получили статус опорных учебных заведений. Таких опорных учебных заведений выделено двенадцать, они разделены на две группы. Первая группа - это опорные учебные заведения, осуществляющие подготовку кадров по основным группам профессий и специальностей: строительная индустрия, сельское хозяйство, машиностроение, транспортно-логистическая система, горнодобывающая отрасль, индустрия гостеприимства, туризм и др. Вторая группа включает ОУ, деятельность которых направлена на научно-методическое сопровождение образовательной деятельности системы
профобразования: внедрение системы менеджмента качества, создание системы оценки качества, организация конкурсов, фестивалей и др. для учащихся и педагогов. Апробируется такая форма методической поддержки как учебное бизнес-инкубирование. для получения производственного и предпринимательского опыта в организации малого бизнеса.
Опорные УЗ создают сеть профильных образовательных учреждений, выявляют направления инновационной деятельности, опираясь на свои материальные и кадровые ресурсы и на ресурсы сети, составляют Программу сетевого взаимодействия [3]. Третий, организационно-исполнительский этап, начинается с сентября 2008 г. Это период становления, налаживания связей, создание условий и предоставления возможностей руководителям и педагогическим работникам вступать во взаимодействие с сетью. Это взаимодействие составляет содержание индивидуального и коллективного развития педагога и коллектива учебного заведения. Контрольно-диагностический этап реализуется на итоговом совещании, где каждая сеть отчитывается за проведенную работу, проводится анализ и самоанализ деятельности. Координацию деятельности сети осуществляют преподаватели и методисты кафедры профобразования института повышения квалификации, которые выступают в роли координаторов.
Данная модель дает положительный эффект и в профессиональных объединениях педагогов и руководителей, она обеспечивает формирование новых профессиональных позиций, вне которых невозможно освоение современных профессиональных компетенций. Традиционные методические объединения педагогов трансформируются в сетевую методическую службу. Единицей корпоративного обучения становятся твор-
ческие команды как прообраз проектнокомандного управления. Они являются инициаторами проектов, конкурсов для педагогов и учащихся, разработчиками методических и дидактических материалов и пр.
Создание сетевой методической службы должно идти в направлении:
• повышения профессионализма педагогов и руководителей,
• превращения ее в ресурсный информационный центр,
• повышения качества и адресности оказываемой методической поддержки;
• изменения регламентов ее взаимодействия с учебными заведениями.
Система сетевого методического взаимодействия даст возможность:
• методистам образовательных учреждений освоить новые формы и инструменты межкурсового взаимодействия с педагогами;
• увеличить число внештатных методистов: тьюторов, дистанционных тьюторов, сетевых методистов, сетевых предметных методистов, методистов-практиков, сетевых координаторов, сетевых экспертов, консультантов - модераторов сетевых предметных сообществ и др.
Внутри сетевой организации формируются и развиваются процессы обучения, взаимообучения, совместного обсуждения, обмена опытом, исследования, проектирования, программирования. Благодаря этим процессам вырабатываются механизмы понимания и взаимодействия. У преподавателей появляется возможность получать консультацию и профессиональный совет, делиться опытом. Сетевое взаимодействие позволит решать различные вопросы научно-методической работы качественнее и быстрее. Особенно это актуально в условиях внедрения ФГОС нового поколения.
Одной из важнейших задач реализации приоритетного национального проекта «Образование» является рас-
пространение позитивного инновационного опыта учебных заведений (УЗ) и педагогов, внедряющих инновационные педагогические технологии. Инновационный характер осуществляемых в образовании перемен требует создания республиканской системы обобщения и активного использования в массовой педагогической практике инновационного опыта лучших образовательных учреждений и лучших педагогов. Для эффективной работы в этом направлении необходимо внедрять новые модели диссеминации выявленного результативного инновационного опыта.
Эффективное управление процессом внедрения инноваций в образовательную практику предполагает изменение стратегии и тактики реализации инновационных процессов в республиканской системе профессионального образования; обеспечение нового качества задач системы повышения квалификации, обеспечивающей процесс внедрения инноваций.
Первоочередной задачей научнометодической работы является создание эффективной структуры распространения инновационного опыта, в основе которой должна лежать организация взаимодействия педагогов и учебных заведений по сетевому принципу
В рамках модели сетевого взаимодействия большое внимание уделяется созданию Ресурсных центров на базе опорных учебных заведений. Предполагается создание технопарков, агротехнопарков, учебных бизнес-инкубаторов в учебных заведениях, победителях Приоритетного национального проекта «Образование». Принцип сочетания индивидуального и коллективного, непрерывного профессионального образования педагога в реализации сетевой модели взаимодействия повышает качество образовательных услуг в республиканской системе профессионального образования.
Таким образом, в рамках корпоративного обучения значительно повышается уровень профессиональной компетентности педагогов и руководителей, про-
УДК 378.147:53 ББК Ч 486.51
Т.Г. Ваганова
Применение модульно-компетентностного подхода к обучению физике студентов технического университета
В статье рассматриваются особенности модульного обучения, основанного на компетенциях, представлены преимущества модульно - компетентностно-го подхода к обучению физике студентов технического университета, раскрыта специфика организации различных форм учебных занятий и результаты освоения модулей по накопительной системе оценок.
Ключевые слова: Модуль, модульно-компетентностный подход, компетенции.
исходит осмысление и присвоение полученных знаний и умений, выстраивается собственный стиль профессиональной деятельности.
T.G. Vaganova
East-Siberian State University for Technology
The Use of Modular-Competence Approach in Teaching Physics to the Technical University Students
The article reveals the peculiarities of the modular learning based on competence. The author presents some advantages of modular-competence approach in teaching physics to the technical University students; points out specific forms of inclass activity; produces the results of using the cumulative credit system.
Key words: module, modular-competence approach, competence.
Цель профессионального образования состоит в подготовке высококвалифицированного специалиста, способного ориентироваться в быстро меняющейся производственной обста-
Список литературы
1. «Актуальные задачи современной модели образования до 2020 г.» (Приложение к
письму от «8» мая 2008 г. № 03-946).
2. Кузнецова А.Г. Модернизация региональной системы повышения квалификации
и методической поддержки работников образования в условиях модернизации образо-
вания // Методист. 2009. № 1. - С. 5-9.
3. Программа развития начального и среднего профессионального образования Ре-
спублики Бурятия // С.Д. Намсараев, В.И. Ваганова, В.В. Сергеев, В.И. Тютрин. -Улан-
Удэ: Бэлиг, 2007. - 49 с.
4. Программа сетевого взаимодействия учреждений начального и среднего профес-
сионального образования республики Бурятия.- Улан-Удэ: Изд-во «Центр ИКТ ПЛ
№ 7», 2009 . - 99 с.
5. Федеральная целевая программа развития образования на 2006-10 гг. Постановле-
ние Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. № 803.