Р. Г. Хабибуллин, И. В. Макарова, Г. Н. Ахметзянова,
Н. Ш. Валеева
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ АВТОМОБИЛЬНОГО ПРОФИЛЯ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ключевые слова: автомобильный профиль, педагогическая система, профессиональная компетентность, система
непрерывного образования.
В статье рассмотрены основные концептуальные положения, методологические основы, структурные компоненты системы формирования профессиональной компетентности специалистов автомобильного профиля в условиях непрерывного образования.
Keywords: automobile profile, pedagogical system, professional competence, system of the unceasing formation.
The article considers the main conceptual provisions methodological foundations, structural components of the system offormation ofprofessional competence of specialists of automotive profile in conditions of continuous education.
Автомобильная отрасль является одним из ключевых факторов успешного развития
промышленного комплекса нашей страны в целом. Повышение кадрового потенциала современных предприятий отрасли - это одно из важнейших направлений повышения ее конкурентоспособности. Только компетентные специалисты способны
преодолеть стоящие перед автомобильной промышленностью экономические, технические, технологические, социальные проблемы, квалифицированно решать управленческие и производственные задачи, что требует «обучения по многоуровневой программе высшего
образования, включающей хорошую
фундаментальную подготовку, достаточные навыки профессиональной работы во время производственной, конструкторской,
технологической и преддипломной практики» [1].
Общая концепция педагогической системы формирования профессиональной компетентности специалистов автомобильного профиля в условиях непрерывного образования, основанная на анализе влияния социально-экономических процессов в обществе на систему непрерывного образования, компетентностной парадигмы в условиях модернизации современного образования,
зарубежного и отечественного педагогического опыта, включает следующие положения [2]:
• профессиональное образование выступает определяющим фактором
стратегического развития автомобильной отрасли, обуславливающей экономический и социальный уровень развития страны. Развитие автомобильной отрасли, рассматриваемое как один из факторов, оказывающих мультипликативный эффект на
различные отрасли экономики, должно происходить в рамках интеграции в мировое автомобилестроение. В таких условиях содержание профессионального образования должно обеспечиваться возможностью повышения конкурентоспособности, экспортного потенциала и качества продукции автомобильной
промышленности; при этом центром всей
образовательной системы автомобильного профиля
должен становиться человек, его ценности, свобода, интересы и потребности;
• компетентностно-ориентированное
профессиональное образование направлено на формирование профессиональной компетентности специалистов автомобильного профиля как интегративной характеристики качества результатов образования, соответствующих уровням
профессиональной деятельности и реализуемых в
контексте социально-личностных отношений, обеспечивающих успешную профессиональную
деятельность и карьерный рост в интересах личности, общества, государства.
Профессиональная компетентность специалистов автомобильного профиля включает: владение
профессиональными знаниями, умениями, навыками для решения профессиональных задач; готовность специалистов в зависимости от уровня их профессионального образования осуществлять профессиональную деятельность на различных уровнях профессионализма: обеспечение и
реализация отдельных профессиональных действий и деятельности (операционный уровень), управление отдельными элементами системы профессиональной деятельности (тактический уровень), формирование системы профессиональной деятельности, инициирование изменений по ее совершенствованию, осуществление контроля над ее функционированием (стратегический уровень); профессиональную адаптированность выпускников, что позволяет компании снизить затраты на первичную подготовку, переподготовку и повышение квалификации на начальный период их работы, на организацию наставничества молодых специалистов и рабочих за счет сокращения периода наставничества; сформированность социальноличностных качеств, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность в сотрудничестве с коллегами и профессиональной средой;
• непрерывность и многоуровневость профессионального образования обеспечиваются созданием единого образовательного пространства «допрофессиональное образование ^ начальное профессиональное образование ^ среднее профессиональное образование ^ высшее
профессиональное образование (бакалавриат, специалитет, магистратура) ^ послевузовское
образование (профессиональное
совершенствование)» на основе преемственности различных видов и форм образования; каждый следующий уровень образования базируется на компетенциях, сформированных на
предшествующем образовательном уровне, что дает возможность выпускникам различных уровней образования продолжить свое профессиональное образование и в будущем перейти к деятельности более высокого уровня;
• интеграция научно-
образовательной среды, производства и бизнеса автомобильной отрасли направлена на опережающий характер профессионального образования на основе прогнозирования развития автомобильной отрасли и реализуется в различных формах поддержки учебного, научноисследовательского процессов (профессиональная ориентация, профильное обучение, учебнометодическая, научно-исследовательская работа,
целевая подготовка, повышение квалификации и переподготовка);
• педагогическая система должна
основываться на общепедагогических принципах: научности обучения, его системности и целостности, гуманистической направленности,
сознательности и активности обучающихся, сочетания теоретической и практической составляющих обучения, информатизации
образования; общедидактических принципах: фундаментализации, профессиональной
направленности, технологичности, единства научной и учебной деятельности обучающихся, интеллектуализации профессиональной подготовки, творческого моделирования, преемственности,
последовательности, вариативности; специфических принципах: региональности, непрерывности,
многоуровневости, гибкости и динамичности, прогностичности.
Методологическую основу теоретической модели педагогической системы, построенной на основе указанных положений, составляют:
• системный подход, позволяющий выявить составляющие непрерывного образования, определить их взаимосвязь, взаимообусловленность и возможность объединения в целостную, эффективно функционирующую педагогическую систему;
• компетентностный подход, в
контексте которого определяются структурные элементы компетентности выпускников на различных образовательных уровнях, компоненты педагогической системы, обеспечивающие организацию компетентностно-ориентированного
образовательного процесса;
• проблемно-проектный подход, предполагающий одновременное приобретение знаний, практических и поисковых умений в процессе формирования профессиональной компетентности, что обеспечивает многомерный
синтез когнитивного, практического и личностного опыта;
• личностно-деятельностный подход, направленный на формирование готовности выпускников к целенаправленной, мотивированной профессиональной деятельности, сформированной в процессе профессионального образования;
• акмеологический подход,
предполагающий поиск и использование способов и путей профессионально-ценностной ориентации, мотивации, повышения стремления к достижению вершин профессионализма, активизации и развития потенциальных возможностей обучающихся.
В разработанной нами модели основными структурными компонентами системы
формирования профессиональной компетентности специалистов автомобильного профиля в условиях непрерывного образования, обеспечивающими целостность, общность и единство, выступают требования внешней среды, целевой,
организационно-структурный, содержательный, технологический, результативно-диагностический компоненты, каждый из которых имеет свою специфику на различных образовательных уровнях.
Требования внешней среды: на
допрофессиональном уровне они выражаются в необходимости создания условий для профессиональной ориентации учащихся, обоснованного выбора дальнейшей траектории обучения, обеспечения преемственности общего среднего и высшего образования; на уровне профессионального образования обуславливаются образовательными стандартами, социальным заказом, требованиями работодателя, потребностью в квалифицированных кадрах различного уровня образования; на уровне послевузовского образования определяются необходимостью дальнейшего профессионального роста, дисбалансом спроса и предложения на рынке труда.
Целевой компонент, определяемый нами с позиции компетентностного подхода, является системообразующим звеном проектирования, из которого можно выявить остальные компоненты педагогической системы, сделать заключение о степени ее реализации и построить дидактический процесс, гарантирующий претворение ее в жизнь за заданное время. Его элементами являются цель, задачи, субъекты педагогической системы. Цель представляется в виде иерархического дерева, системы учебных целей, соотнесенных с уровневой структурой системы образования:
• глобальная цель: цель общества, социального заказа - подготовка компетентных, всесторонне развитых кадров для автомобильной отрасли, отвечающих запросам рынка труда и конкретного заказчика;
• общие образовательные цели -
формирование основных компетенций,
инвариантных к различным видам
профессиональной деятельности в автомобильной отрасли;
• цель на уровне образовательных учреждений - создание единого образовательного
пространства «Школа-НПО-СПО-ВПО» в интегрированной системе непрерывного
образования;
• цели учреждений среднего общего образования - повышение качества образования, ранняя профессиональная ориентация и специализированная подготовка с учетом потребностей рынка труда;
• цели учреждений
профессионального образования - обеспечение непрерывности НПО, СПО, ВПО, послевузовского и дополнительного образования, подготовка профессионально компетентных кадров;
• цель на уровне личности - создание максимально благоприятных условий, процессов и механизмов для осознанного профессионального самоопределения учащихся, обеспечение индивидуальной траектории профессионального образования.
Поставленные цели взаимосвязаны со следующим элементом целевого компонента модели
- задачами, дающими представление о том, что необходимо сделать для достижения целей, и определяющими траекторию реализации педагогической системы:
1) на уровне общего образования
- формирование базовых компетенций на старшей ступени общего образования как основная задача общего образовательного уровня декомпозирована на следующие составляющие:
• организационные задачи:
формирование профильных инженерных и технологических классов на базе школ города;
• учебно-методические задачи:
разработка учебных планов профильной
направленности для профильных классов, рабочих программ базовых и элективных курсов с учетом межпредметных связей, инновационных методов обучения;
• задачи повышения
профессионального уровня педагогических кадров: разработка системы повышения квалификации
педагогов;
• диагностико-мониторинговые
задачи: разработка системы мониторинга
образовательных процессов: механизмов
психологического, профориентационного
тестирования учащихся, инструментария для
объективного качественного и количественного
мониторинга результатов деятельности, итогового контроля учащихся, системы мониторинга
результатов деятельности педагогов;
2) на уровне профессионального
образования - формирование
общепрофессиональной, специальной
профессиональной, социально-личностной
компетентности в рамках выполнения профессионального заказа на подготовку и переподготовку кадров для автомобильной отрасли как основная задача профессионального уровня
образования состоит из следующих иерархически соподчиненных задач:
• учебно-методические задачи:
разработка компетентностной модели выпускника на всех уровнях образования; создание интегрированной системы непрерывного
образования: разработка моделей реализации
интегрированной системы непрерывного
образования, графиков учебного процесса для разных моделей интегрированной системы
непрерывного образования, методики составления сквозных учебных планов НПО-СПО-ВПО;
гармонизация учебных планов НПО-СПО-ВПО; разработка инновационных технологий обучения;
• задачи повышения
профессионального уровня педагогических кадров -разработка системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава;
• диагностико-мониторинговые
задачи: создание системы качества - разработка критериев оценки результатов деятельности
обучающихся и инструментариев мониторинга, создание системы мониторинга результатов
деятельности обучающихся на основе компьютерных тестовых технологий, разработка технологии итогового контроля образовательных достижений обучающихся на основе тестов, системы мониторинга результатов деятельности
профессорско-педагогического состава.
Следующим элементом целевого компонента модели педагогической системы являются субъекты - преподаватели и обучающиеся (учащиеся профильных школ, студенты
автомеханического колледжа и автомеханического факультета), каждый из которых рассматривается как сознательно действующее лицо, имеющее свои цели с разграничением определенных ему ролей и регламентированных функций.
Организационно-структурный компонент модели педагогической системы отражает строение и внутреннюю форму организации в виде совокупности полиструктурных образований и систему устойчивых взаимосвязей между ними. Основными его элементами являются сеть профильных классов, образующая основу
допрофессионального образования;
автомеханический колледж, автомеханический факультет, аспирантура и докторантура,
являющиеся основой реализации системы
непрерывного образования; факультет повышения квалификации как основа системы
профессионального совершенствования;
предприятия автомобильной отрасли, учреждения, общественные организации, органы управления и контроля.
Содержательный компонент представляет собой совокупность взаимосвязанных,
функционально объединенных базисных
дисциплинарных блоков (фундаментальный, проектно-конструкторский, производственно-
технологический, технический, информационнотехнологический, общегуманитарный и социальноэкономический), обеспечивающую переход от одной ступени образования к другой при условии подтверждения соответствующего уровня
компетентности, позволяющую последовательно обновлять компетенции, повышать их уровень.
Технологический компонент,
конкретизирующий педагогические средства,
применяемые методы, приемы обучения и воспитания, организационные формы,
используемые педагогические технологии и
определяющий общие рамки взаимодействия объектов и субъектов педагогического проектирования, отличается прикладным
характером, вариативностью, возможностью креативного подхода к его наполнению и
реализации, характеризуется использованием многообразия традиционных технологий на каждом образовательном уровне, их сочетания с
современными технологиями, комплексностью. Сюда входят: ТРИЗ-педагогика, технологии
укрупнения дидактических единиц, опережающего, проблемного, проектного, модульного обучения, информационные технологии, проблемно-
модульная технология. Одной из форм обучения на каждом образовательном уровне является проведение различных видов практик, которые направлены на вхождение обучающегося в условия реального производства автомобильного отрасли, решение организационно-технологических задач на производстве в соответствии с профилем
специализации, закрепление теоретических знаний и практических навыков, полученных на аудиторных занятиях в учебном процессе.
Результативно-диагностический компонент, характеризующий состояние педагогической системы, отражает ее эффективность, достигнутые в соответствии с поставленными целями результаты и показатели, включает методы, приемы, инструментарии их диагностики и оценки, выявляет причины отклонения с целью своевременной корректировки образовательного процесса, прогнозирует
потенциальные возможности и дальнейшее развитие педагогической системы. Определена
технологическая схема этого компонента [3]:
• в системе общего (полного)
образования - разработка механизма психологического тестирования для выявления творческого потенциала учащихся предпрофильных и профильных классов, профориентационного тестирования с целью проверки уровня сформированности представления о видах предполагаемой профессиональной деятельности; разработка механизма и создание инструментария для объективного качественного и количественного мониторинга результатов творческой, социальной, образовательной и профессиональной деятельности учащихся на основе компьютерных тестовых технологий, технологии итогового контроля образовательных достижений учащихся на основе тестов в соответствии с требованиями к базовым компетенциям выпускника профильных классов, системы мониторинга результатов деятельности педагогов с целью своевременного принятия решения о необходимости ее корректировки;
• в системе профессионального
образования - разработка критериев оценки результатов деятельности в интегрированной системе и инструментов для проведения мониторинга параметров, необходимых для анализа; создание системы объективного качественного и количественного мониторинга результатов
творческой, социальной, образовательной и профессиональной деятельности обучающихся на основе компьютерных тестовых технологий; разработка технологии итогового контроля образовательных достижений обучающихся на основе тестов в соответствии с требованиями к профессиональной компетентности в модели
выпускника; создание системы мониторинга результатов образовательной, творческой, научной, проектной и других видов деятельности
профессорско-преподавательского состава с целью своевременного принятия решения о ее корректировке; разработка механизма принятия решений о необходимости повышения
квалификации, переподготовки или получения дополнительного образования профессорско-
преподавательского состава с указанием тематики и модулей, подлежащих изучению.
В совокупности все компоненты
педагогической системы определяют достигаемый результат, характеризуемый иерархической значимостью образовательного уровня, реальными потребностями личностного роста обучающегося, в виде сформированности профессиональной компетентности и социально-личностных качеств личности для выполнения профессиональных обязанностей и решения производственных задач на определенном уровне квалификации:
• на уровне допрофессионального
образования - сформированность базовых
компетенций выпускника общеобразовательной
школы, необходимых для дальнейшего успешного обучения и освоения выбранной специальности
автомобильного профиля;
• на уровне НПО -
сформированность необходимых профессиональной и социально-личностной компетентностей для
производственной деятельности с получением профессии слесаря по ремонту автомобилей, водителя, электрогазосварщика;
• на уровне СПО -
сформированность необходимых профессиональной и социально-личностной компетентностей для
производственной деятельности с присвоением квалификации техник и старший техник;
• на уровне ВПО -
сформированность необходимых профессиональной и социально-личностной компетентностей для
научной, производственной и инновационной деятельности с ориентацией на реальные и потенциальные потребности автомобильной отрасли, региона, образовательной системы с присвоением квалификации инженер, бакалавр, магистр;
• на уровне послевузовского образования - кандидаты, доктора наук, педагоги высшей школы.
Разработанная модель педагогической системы, на наш взгляд, способна решить задачи профессионального образования и обеспечить потребности отрасли, региона в
высококвалифицированных специалистах,
обладающих необходимыми профессиональными компетенциями, корпоративной культурой,
адаптированных к профессиональной и способных к инновационной деятельности. Такая модель является динамичной, открытой, возможна ее модификация, дополнение и дальнейшее развитие.
Литература
1. Стратегия развития автомобильной
промышленности Российской Федерации на период до 2020 года. [Электронный ресурс] / -
Режим доступа: http://www.toyota-
club.net/files/reglament/10-05-10_strateg.htm, свободный.
2. Ахметзянова, Г.Н. Теоретические основы проектирования и реализации педагогической системы непрерывного профессионального образования для подготовки персонала автомобильного профиля / Г.Н.. Ахметзянова // Вестник Казанского технологического университета, 5, 235-239 (2008).
3. Хабибуллин, Р.Г. К вопросу о формировании
интегрированной инновационной системы непрерывного профессионального образования для подготовки и переподготовки конкурентоспособных специалистов
автомобильного профиля / Р.Г.Хабибуллин, И.В.Макарова, Г.Н.Ахметзянова // Вестник Казанского технологического университета, 5, 278-285 (2010).
© Р. Г. Хабибуллин - д-р техн. наук, профессор, декан автомеханического факультета, зав.кафедрой «Сервис транспортных систем» Набережночелнинского института КФУ, [email protected]; И. В. Макарова - д-р техн. наук, профессор той же кафедры, [email protected]; Г. Н. Ахметзянова - д-р. пед. наук, профессор той же кафедрьі^піпека@уапііех.т; Н. Ш. Валеева - д.пед.н., профессор, декан факультета социальных и гуманитарных технологий КНИТУ, [email protected].