Научная статья на тему 'Концепция и теоретическое обоснование педагогической системы формирования профессиональной компетентности специалистов автомобильного профиля в условиях непрерывного образования'

Концепция и теоретическое обоснование педагогической системы формирования профессиональной компетентности специалистов автомобильного профиля в условиях непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ / UNCEASING FORMATION / PROFESSIONAL COMPETENCES / CAR PROFILE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахметзянова Г. Н., Валеева Н. Ш., Шакуров Р. Х.

В статье рассмотрены концептуальные положения системы формирования профессиональной компетентности специалистов автомобильного профиля в условиях непрерывного образования, теоретическое обоснование построения модели педагогической системы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахметзянова Г. Н., Валеева Н. Ш., Шакуров Р. Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The conceptual positions of the system of the shaping professional competences specialist of the car profile are considered in condition of the unceasing formation the theoretical motivation of the building to models of the pedagogical system.

Текст научной работы на тему «Концепция и теоретическое обоснование педагогической системы формирования профессиональной компетентности специалистов автомобильного профиля в условиях непрерывного образования»

Г. Н. Ахметзянова, Н. Ш. Валеева, Р. Х. Шакуров КОНЦЕПЦИЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ АВТОМОБИЛЬНОГО ПРОФИЛЯ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: непрерывное образование, профессиональная компетентность, автомобильный профиль.

В статье рассмотрены концептуальные положения системы формирования профессиональной компетентности специалистов автомобильного профиля в условиях непрерывного образования, теоретическое обоснование построения модели педагогической системы.

Keywords: unceasing formation, professional competences, car profile.

The conceptual positions of the system of the shaping professional competences specialist of the car profile are considered in condition of the unceasing formation the theoretical motivation of the building to models of the pedagogical system.

Автомобильная отрасль является одним из ключевых факторов успешного развития промышленного комплекса нашей страны в целом. Повышение кадрового потенциала современных предприятий отрасли - это одно из важнейших направлений повышения ее конкурентоспособности. Как отмечено в Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, определяющей приоритетные направления развития автомобильной отрасли Российской Федерации и пути их реализации, «кадровый потенциал, сложившийся к настоящему времени в автомобильной отрасли, требует реструктуризации и пополнения молодыми специалистами, инженерными и научными работниками по специальностям, востребованным отраслью». Только компетентные специалисты способны преодолеть стоящие перед автомобильной промышленностью экономические, технические, технологические, социальные проблемы, квалифицированно решать управленческие и производственные задачи, что требует «обучения по многоуровневой программе высшего образования, включающей хорошую фундаментальную подготовку, достаточные навыки профессиональной работы во время производственной, конструкторской, технологической и преддипломной практики» [2].

Анализ влияния социально-экономических процессов в обществе на систему непрерывного образования, компетентностной парадигмы в условиях модернизации современного образования, зарубежного и отечественного педагогического опыта по формированию профессиональной компетентности специалистов позволил нам сформулировать общую концепцию формирования профессиональной компетентности специалистов автомобильного профиля в условиях непрерывного образования, в основу которой положены следующие идеи:

• профессиональное образование рассматривается как один из важнейших факторов динамичного развития автомобильной отрасли, оказывающей влияние на все отрасли современной экономики; при этом главным условием стратегического развития автомобильной отрасли является воспроизводство кадрового отраслевого потенциала, способного само-

стоятельно и ответственно принимать решения в своей профессиональной деятельности;

• формирование профессиональной компетентности специалистов автомобильного профиля должно осуществляться на основе компетентностного подхода, сущность и специфика которого состоит в том, что он направлен на комплексное овладение ключевыми компетенциями, обеспечивающими успешное функционирование человека в профессиональной сфере в интересах самого человека, общества, государства;

• непрерывность и многоуровневость профессионального образования, выражающаяся в создании единого образовательного пространства, преемственности различных видов и форм образования будущих специалистов автомобильного профиля в системе «допрофессиональное образование - начальное профессиональное образование - среднее профессиональное образование - высшее профессиональное образование (бакалавриат, специалитет, магистратура) - последипломное образование (профессиональное совершенствование, получение новой, углубление имеющейся специализации)»; при этом каждый последующий уровень образования базируется на компетенциях, сформированных на предыдущем образовательном уровне;

• интеграция, взаимосвязь науки, образова-

ния и производства, реализуемые в различных формах (профильное обучение, научно-исследовательская,

учебная, методическая работа), направленные на прогнозирование потребностей отрасли, ее развитие, обеспечивающие активное подключение обучающихся к научным исследованиям по темам, актуальным для производства и бизнеса;

• информационная компетенция, рассматриваемая как одна из основных компетенций, входящих в профессиональную компетентность специалистов автомобильного профиля, должна формироваться в условиях непрерывного образования, обеспечиваться постепенным переходом от одного уровня информационно-технологической подготовки к другому, более высокому уровню; при этом она рассматривается не только как содержание об-

разования, но и как инструмент образовательной деятельности, направленный на интенсификацию образовательного процесса.

Педагогическая система в соответствии с концептуальными положениями должна трансформировать философско-методологические представления и стратегическую цель в образовательные концепты. Методологическую основу педагогической системы составляют [1]:

• системный подход - определяет все составляющие непрерывного профессионального образования;

• компетентностный подход - позволяет сформулировать профессиональные и личностные характеристики специалистов автомобильного профиля в условиях непрерывного образования в терминах компетенций; при этом должны быть учтены не только требования образовательных стандартов, но и работодателей;

• проблемно-проектный подход - предполагает такую организацию формирования профессиональной компетентности, при которой обучающиеся выполняют самостоятельный целенаправленный, продуктивный поиск, обработку и актуализацию знаний в процессе когнитивного, практического и личностного опыта;

• личностно-деятельностный подход - направлен на развитие профессиональных, творческих способностей обучающихся, создание всех условий для развития гармоничной, социально активной личности;

• акмеологический подход - находит свое отражение в направленности исследовательских и формирующих воздействий на актуализацию творческого потенциала обучающихся, повышение у них профессиональной мотивации и мотивации достижения успеха в деятельности, что предполагает создание условий для освоения обучающимися современных методик и технологий обучения, воспитания, самовоспитания и саморазвития.

Эти подходы, являясь общетеоретическими методами познания, а также общенаучными, определены как наиболее рациональные. Именно они содержат научные предпосылки для разработки целостного концептуального подхода к профессиональному образованию, акцентирующего внимание на формировании профессиональной компетентности специалистов автомобильного профиля в инновационной образовательной среде.

Функционирование педагогической системы формирования профессиональной компетентности специалистов автомобильного профиля в условиях непрерывного образования регулируется:

• общепедагогическими принципами (системность, гуманистическая направленность, целостность, активность обучающихся, их сознательность);

• общедидактическими принципами (профессиональная направленность, интеллектуализация профессиональной подготовки, последовательность, вариативность);

• специфическими принципами (непрерывность, гибкость, прогностичность, динамичность).

Указанные принципы образуют единую взаимоувязанную систему. Каждый принцип является дополнительным ко всем остальным, отвечая при этом ряду критериев: объективность, ориентированность на решение педагогических задач, аспектность при раскрытии новых подходов и возможностей, повышение эффективности системы, теоретическая и практическая значимость для развития педагогической теории и совершенствования педагогической практики, целостность.

Построенная с учетом указанных принципов педагогическая система должна рассматриваться как целостное единство взаимообусловленных, преемственно взаимосвязанных, динамически взаимодействующих в образовательном процессе компонентов:

• теоретико-методологический базис, включающий основные концептуальные идеи, подходы педагогической науки и образовательной практики, принципы к процессу профессионального образования при подготовке специалистов автомобильного профиля;

• требования внешней среды (требования производства, социальный заказ, образовательные стандарты и др.);

• целевой компонент, определяющий построение и функционирование педагогической системы;

• организационно-структурный компонент, отражающий организацию процесса формирования профессиональной компетентности специалистов автомобильного профиля в условиях непрерывного образования;

• содержательный компонент, представляющий собой совокупность базисных предметных комплексов;

• технологический компонент, определяющий применяемые методы, средства, педагогические технологии;

• результативно-диагностический компонент, характеризующий результаты и показатели, которые необходимо было достичь в соответствии с поставленными целями.

Такая педагогическая система обеспечивает условия для формирования профессиональной компетентности специалистов автомобильного профиля в процессе непрерывного образования, полноценного развития, саморазвития личности, что стало возможным через обновление педагогических основ образовательного процесса, обуславливающее формирование профессиональной компетентности обучающихся как результата образования.

Литература 2. Стратегия развития автомобильной промышленности

1. Ахметзянова Г.Н. Компетентности подход к системе Российской Федередщ на пФиод до 2020 года

непрерывного профессионального образования при под- 1http://^^/^v^h.toyota-club.net/flles/reglament/10-05-

готовке работников для автомобильной отрасли // Вестник ^Ігаї;^. tm).

Казан. технол. ун-та. - 2009. - №4 - С. 349-355.

© Г. Н. Ахметзянова - канд. пед. наук, доц. каф. сервиса транспортных систем Камской госуд. инж.-экон. акад., [email protected]; Н. Ш. Валеева - д-р пед. наук, проф., зав. каф. социальной работы, педагогики и психологии КНИТУ, [email protected]; Р. Х. Шакуров - д-р психол. наук, проф. той же кафедры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.