Научная статья на тему 'Методологические основы педагогической системы формирования профессиональной компетентности специалистов автомобильного профиля в условиях непрерывного образования'

Методологические основы педагогической системы формирования профессиональной компетентности специалистов автомобильного профиля в условиях непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахметзянова Гулия Наильевна, Валеева Наиля Шаукатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические основы педагогической системы формирования профессиональной компетентности специалистов автомобильного профиля в условиях непрерывного образования»

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ АВТОМОБИЛЬНОГО ПРОФИЛЯ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Г. Н. Ахметзянова Н.Ш. Валеева

Общая концепция формирования профессиональной компетентности специалистов автомобильного профиля в условиях непрерывного образования включает следующие положения:

(а) профессиональное образование выступает определяющим фактором стратегического развития автомобильной отрасли, обусловливающей экономический и социальный уровень развития страны. Развитие автомобильной отрасли, рассматриваемое как один из факторов, оказывающих мультипликативный эффект на различные отрасли экономики, должно происходить в рамках интеграции в мировое автомобилестроение. В таких условиях содержание профессионального образования должно обеспечиваться возможностью повышения конкурентоспособности, экспортного потенциала и качества продукции автомобильной промышленности;

(б) компетентностно-ориентированное профессиональное образование направлено на формирование профессиональной компетентности специалистов автомобильного профиля как интегративной характеристики качества результатов образования, соответствующих уровням профессиональной деятельности и реализуемых в контексте социально-личностных отношений, обеспечивающих успешную профессиональную деятельность и карьерный рост (владение профессиональными знаниями, умениями, навыками для решения профессиональных задач, а также готовность специалистов, в зависимости от уровня их профессионального образования, осуществлять профессиональную деятельность на различных уровнях профессиональной деятельности и т. д.);

(в) непрерывность и многоуровневость профессионального образования обеспечиваются созданием единого образовательного пространства «допрофессиональное образование ^ начальное профессиональное образование ^ среднее профессиональное образование ^ высшее профессиональное образование (бакалавриат, специалитет, магистратура) ^ послевузовское образование (профессиональное совершенствование)» на основе преемственности различных видов и форм образования, а каждый следующий уровень образования базируется на компетенциях, сформированных на предшествующем образовательном уровне, что дает возможность выпускникам различных уровней образования продолжить свое профессиональное образование;

(г) интеграция научно-образовательной среды, производства и бизнеса автомобильной отрасли направлена на опережающий характер профессионального образования на основе прогнозирования развития автомобильной отрасли и реализуется в различных формах поддержки учебного, научноисследовательского процессов (профессиональная ориентация, профильное

66

обучение, учебно-методическая, научно-исследовательская работа, целевая подготовка, повышение квалификации и переподготовка) и т. д.

Методологическую основу теоретической модели педагогической системы, построенной на основе указанных положений, составляют: (а) системный подход, позволяющий выявить составляющие непрерывного образования, определить их взаимосвязь, взаимообусловленность и возможность объединения в целостную, эффективно функционирующую педагогическую систему; (б) компетентностный подход, в контексте которого определяются структурные элементы компетентности выпускников на различных образовательных уровнях, а также компоненты педагогической системы, обеспечивающие организацию компетентностно-ориентированного образовательного процесса; (в) проблемно-проектный подход, предполагающий одновременное приобретение знаний, практических и поисковых умений в процессе формирования профессиональной компетентности, что обеспечивает многомерный синтез когнитивного, практического и личностного опыта; (г) личностно-деятельностный подход, направленный на формирование готовности выпускников к целенаправленной, мотивированной профессиональной деятельности, сформированной в процессе профессионального образования; (д) акмеологический подход, предполагающий повышение стремления к достижению вершин профессионализма, активизации и развития потенциальных возможностей обучающихся.

Основными структурными компонентами теоретической модели педагогической системы формирования профессиональной компетентности специалистов автомобильного профиля в условиях непрерывного образования определены: теоретико-методологический базис, включающий основные концептуальные идеи, подходы педагогической науки и образовательной практики, принципы процесса профессионального образования при подготовке специалистов автомобильного профиля; целевой компонент, рассматриваемый как стратегическая цель педагогической системы - создание единого образовательного пространства подготовки и переподготовки высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов для автомобильной отрасли; организационноструктурный компонент, отражающий строение и внутреннюю форму организации в виде совокупности полиструктурных образований и систему устойчивых взаимосвязей между ними; содержательный компонент, представляемый совокупностью взаимосвязанных, функционально объединенных дисциплинарных блоков; технологический компонент, носящий прикладной характер и отличающийся вариативностью, возможностью креативного подхода к его наполнению и реализации; результативно-диагностический компонент, рассматриваемый как совокупность средств и технологий, используемых для создания условий гарантированного достижения установленного уровня подготовленности обучающихся.

В совокупности все компоненты педагогической системы определяют достигаемый результат в виде сформированности профессиональной компетентности и профессионально важных личностных качеств личности, соответствующих требуемому уровню квалификации специалиста автомобильного профиля.

67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.