Научная статья на тему 'Подготовка конкурентоспособного специалиста в условиях образовательного кластера в области машиностроения'

Подготовка конкурентоспособного специалиста в условиях образовательного кластера в области машиностроения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / PROFESSIONAL EDUCATION / COMPETITIVE SPECIALIST / TRAINING CLUSTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яруллина Лилия Фаритовна, Семакова В. В.

В статье рассматриваются вопросы региональной стратегии развития профессионального образования в Республике Татарстан и его оптимизация на основе кластерного подхода. Раскрывается опыт организации ступенчатой системы интегрированного образования на примере работы инженерно-педагогического коллектива ГБОУ СПО Казанского радиомеханического колледжа, отражающий кластерные особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the problems of the regional strategy of vocational training development in the Republic of Tatarstan. The experience of organization of integrate training's stepped system is described here after the example of working of engineering and teaching stuff of The Kazan Radio-mechanical college that expresses cluster peculiarities.

Текст научной работы на тему «Подготовка конкурентоспособного специалиста в условиях образовательного кластера в области машиностроения»

Литература:

1. Академическая мобильность студентов высших учебных заведений: отечественный и зарубежный опыт ее формирования: Коллективная монография / Т. М. Трегубова, Р. Г. Сахиева, А. Р. Ма-салимова, А. М. Белякин, А. В. Фахрут-динов, Э. Х. Тазутдинова - Казань: изд-во «Отечество», 2008. - 131с.

2. Опыт функционирования и развития учебных заведений профессионального образования Европейского союза (Аналитические материалы)/ под общей

редакцией академика РАО Г. В. Муха-метзяновой. - Казань: ИПП ПО РАО, 2007, 116с.

3. Трегубова, Т. М. Формирование академической мобильности студентов вузов за рубежом в условиях единого европейского образовательного пространства / Т. М. Трегубова, А. Р. Ма-салимова, Р. Г. Сахиева, А. М. Белякин, А. В. Фахрутдинова, Э. Х. Тазутдинова, Д. А. Уметбаева // Казанский педагогический журнал. - 2009. - № 2. - С. 110118.

ПОДГОТОВКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА В ОБЛАСТИ МАШИНОСТРОЕНИЯ

Л. Ф. Яруллина, В. В. Семакова

В статье рассматриваются вопросы региональной стратегии развития профессионального образования в Республике Татарстан и его оптимизация на основе кластерного подхода. Раскрывается опыт организации ступенчатой системы интегрированного образования на примере работы инженернопедагогического коллектива ГБОУ СПО Казанского радиомеханического колледжа, отражающий кластерные особенности.

Ключевые слова: профессиональное образование, конкурентоспособный специалист, образовательный кластер

The article presents the problems of the regional strategy of vocational training development in the Republic of Tatarstan. The experience of organization of integrate training’s stepped system is described here after the example of working of engineering and teaching stuff of The Kazan Radio-mechanical college that expresses cluster peculiarities.

Key words: professional education, competitive specialist, training cluster.

Подготовка высококвалифициро- специалисты, которые подготовлены

ванных кадров продолжает оставать- для работы в условиях применения

ся одной из самых актуальных задач новейших технологий.

профессионального образования. При С этой целью в Республике Татар-этом учитывается, что конкурен- стан осуществляется оптимизация

тоспособными могут быть только те региональной системы професси-

онального образования на основе кластерного подхода, отличительной стороной которого является «инновационная ориентированность (2, с. 24). Концепция реформирования системы профессионального образования Республики Татарстан одобрена на заседании Кабинета Министров РТ 28 октября 2006 г. В развитие этой концепции были подписаны соглашения об отраслевых образовательных кластерах РТ в марте 2007г., в основу которых положена совместная работа базовых предприятий, ведущих вузов и учреждений начального профессионального образования (НПО) и среднего профессионального образования (СПО). В документах достаточно хорошо прописаны обязательства всех сторон соглашения.

Кластерная политика в республике предполагает, что «образовательные учреждения, вошедшие в кластер, будут созданы в форме автономных учреждений» (1, с. 20), базирующихся на «развитие взаимоотношений» (2, с. 24).

В Республике Татарстан на сегодняшний день сформировано 14 образовательных кластеров. В состав отраслевых кластеров входят тематически соседствующие, взаимосвязанные производственные компании и образовательные учреждения профессионального образования.

Создание в Татарстане отраслевых кластеров призвано содействовать дальнейшему развитию системы профессионального образования и связано с реализацией новых современных подходов в ее организации, а именно с:

- заключением соглашения между бизнес-сообществом и Правительством Республики;

54

- созданием профессиональных колледжей с двухуровневой системой подготовки кадров НПО и СПО;

- повышением ответственности отраслевых министерств и базовых предприятий за состояние дел в системе подготовки кадров;

- переходом на нормативное бюджетное финансирование подготовки кадров;

- переходом на преимущественный набор обучаемых после 11 класса;

- модернизацией содержания и образовательных технологий обучения;

- пропагандой рабочих профессий в средствах массовой информации;

- совершенствованием республиканской нормативно-правовой базы в сфере профессионального образования.

Целью создания таких образовательных кластеров является единая эффективная система непрерывного многоуровневого профессионального образования по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих и специалистов, обеспечению отрасли высокопрофессиональным персоналом, формированию между членами кластера долгосрочных корпоративных отношений для дальнейшего развития отрасли на основе эффективного использования инноваций в образовании, науке и технике. Реформирование системы образования в республике «обеспечит необходимое качество образования» (1, с.21) и может «стать эффективным инструментом в решении миграционной и демографической политики» (1, с.23). В целом, концепция кластерной политики в нынешних условиях прорабатывается и как концепция «создания

более благоприятной среды жизнеустройства молодежи» (1, с. 22).

Основными задачами кластеров являются:

- совместное оперативное внедрение новых образовательных технологий, в том числе и дистанционного обучения, в подготовку кадров всех уровней с учетом запросов и потребностей производства;

- повышение качества подготовки специалистов всех уровней и повышение социальной защищенности выпускников;

- рациональное и эффективное использование бюджетных и внебюджетных средств для оснащения учебного процесса, совместное использование образовательными учреждениями учебно-методической и лабораторной базы, повышение качества методического обеспечения учебного процесса в результате создания совместных учебно-методических разработок;

- согласование структуры и номенклатуры специальностей всех уровней: рабочих профессий, среднетехнических специальностей, инженерных специальностей и специализаций;

- сокращение сроков подготовки кадров с высшим образованием;

- обеспечение доступности образования среднего и высшего уровней для социально незащищенных слоев населения;

- целевая подготовка специалистов по заказам предприятий;

- участие преподавательского состава образовательных учреждений кластера и работников отрасли в совместных научных исследованиях и подготовке кадров высшей квалификации;

- создание условий для прикладных научных исследований, разработ-

ки и производства конкурентоспособного оборудования и программного обеспечения в РТ.

Так, интеграция системы образования с предприятиями по подготовке высококвалифицированных рабочих и специалистов в республике в образовательном учреждении - профессиональном колледже - предусматривает:

- на уровне НПО - получение рабочей профессии;

- на базовом уровне СПО - получение среднего профессионального образования с овладением определенной рабочей профессией;

- на повышенном уровне СПО - углубленная подготовка специалиста по согласованию с работодателем.

Это обусловливает взаимосвязь и взаимодействие учебных и производственных программ, квалификационных практик на базовых предприятиях в рамках системы непрерывного профессионального образования на уровне НПО и СПО.

Таким образом, сделан акцент на создание региональной модели системы профессионального образования РТ, основанной на удовлетворении потребностей рынка труда. В целом, кластерный подход предусматривает развитие высшего профессионального образования, взаимодействие и взаимовлияние систем начального, среднего и высшего профессионального образования на основе концентрации внимания на образовании и науке, на их роли и месте в единой цепочке создания себестоимости конкурентоспособной продукции. Наряду с этим образовательный кластер «создает основу для создания новых форм объединения знаний» и позволяет учреждениям профессионального образования получить «доступ к

современным производственным технологиям» (2, с. 24).

В формируемых кластерах развиваются лучшие традиции профессионального образования Республики Татарстан. В них видно будущее высшего профессионального образования, взаимодействие, взаимовлияние систем начального, среднего и высшего профессионального образования. По сути, отраслевое объединение учреждений профессионального образования, предприятий и организаций одного профиля в республике включает в себя комбинации как горизонтальную, так и вертикальную. Горизонтальная -это такая комбинация, при которой несколько образовательных учреждений одного уровня входят в один кластер. Вертикальная комбинация отличается тем, что в кластер объединяются учреждения профессионального образования различного уровня (2, с. 23).

Такой опыт ступенчатой системы интегрированного образования имеется и в Республике Татарстан, где уже более 10 лет успешно действует комплекс «колледж - вуз - базовое предприятие» (3, с.113). Постановлением № 501 от 25.07.1995 года Кабинета Министров РТ на базе профессионального училища № 51 был создан профессиональный колледж № 51. Это постановление предоставило вновь созданному образовательному учреждению право реализации интегрированных образовательных программ начального, среднего и первого уровня высшего профессионального образования. С 2007г. колледж имеет статус государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Казанский радиомехани-ческий колледж», который в настоящее время вошел в образовательный кластер РТ в области машиностроения.

Опыт работы профессионального колледжа успешно развивается как в созданном образовательном комплексе, так и в ряде других образовательных учреждений Республики. Еще в 90-х годах был фактически сформирован образовательный кластер, который включил в себя КГТУ им. А. Н. Туполева (институт радиоэлектроники и телекоммуникации, Инженерно-экономический институт), радиомеханический колледж и ОАО «Радиоприбор».

Сегодня круг социальных партнеров колледжа значительно расширился (4, с.323). Это связано со спецификой вновь созданных направлений подготовки специалистов. Основными заказчиками специалистов-вы-пускников колледжа являются такие предприятия, как ОАО «Казанский электротехнический завод», ФГУП КНИИРЭ, ОАО «Радиоприбор», ОАО «Электроприбор» и др. В рамках доколледжной подготовки ведется совместная работа с Межшкольным учебным комбинатом Приволжского района г. Казани, для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ организовано профессиональное технологическое обучение.

Большинство из поставленных целей в определенной мере достигнуто в ходе многолетней совместной работы радиомеханического колледжа и его социальных партнеров. Концепция непрерывного профессионального образования реализуется по всем направлениям подготовки специалистов.

Кластерные особенности подготовки специалистов в Казанском радио-механическом колледже в области машиностроения представлены в схеме:

учащиеся 10-11 классов ► профильное

(УПК) технологическое

обучение

уровни образования предприятия-заказчики интегрированные образовательные

кадров программы

Непрерывное интегрированное профессиональное образование предусматривает тесное сотрудничество учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования и работодателя. Так, в ходе совместного сотрудничества колледжа, ИРЭТ и ряда факультетов КГТУ им. А. Н. Туполева и ОАО «Радиоприбор» сложилась система непрерывного профессионального образования по востребованным профессиям и специальностям, необходимым в производственном процессе предприятия. Сложившаяся в настоящее время целостная трехуровневая система профессионального образования в республике апробирована в условиях «ГБОУ СПО Казанский радиомехани-ческий колледж - КГТУ им. А. Н. Туполева - ОАО «Радиоприбор» и других предприятий в целом принесла хорошие результаты.

Одним из успешных моментов в работе колледжа с предприятиями-за-казчиками кадров можно обозначить действующую с 2000 года систему дуальной формы обучения, которая заключается в успешном совмещении учебы с работой на предприятиях по востребованным рабочим профессиям, полученным студентами на I ступени обучения.

Следующими этапами на пути развития социального партнерства Казанского радиомеханического колледжа можно обозначить:

- участие колледжа в целевой контрактной подготовке по многолетней отработанной системе непрерывного профессионального образования (НПО- СПО - ВПО) по модели «Колледж - вуз - Предприятие»;

- участие работодателя в системе профессионального образования: (привлечение к работе в Государственной аттестационной комиссии, трудоустройство выпускников, предоставление оборудованных мест производственных практик для студентов и обеспечение возможностей повышения квалификации для преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения;

- организация доколледжевой подготовки по профильному технологическому обучению;

- разработка учебных программ дополнительного образования для реализации довузовской подготовки студентов колледжа;

- изучение регионального рынка труда с целью удовлетворения потребностей работодателей в специалистах различного уровня подготовки;

- создание условий подготовки

компетентных и востребованных специалистов: усовершенствование

учебно-лабораторной базы, обновление содержания обучения с учетом требований Государственных стандартов СПО нового поколения, внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий;

- корректировка учебных программ с учетом требований заказчиков кадров;

- создание межфакультетской кафедры радиоэлектроники и отраслевого менеджмента КГТУ им. А. Н. Туполева для реализации сокращенных программ ВПО для выпускников колледжа.

В ходе социального диалога и партнерской связи колледж убежден, что укрепление и развитие данных отношений во многом способствуют улучшению качества подготовки компетентных специалистов для регионального рынка труда, особенно в условиях экономического кризиса. Несмотря на это, система профессионального образования нуждается в многосторонней модернизации и совершенствовании: активное внедрение инновационных обучающих технологий, повышение компетентности инженерно-педагогического состава и укрепление учебно-лабораторных баз.

Литература:

1. Муратов Р. Ф. Проблемы и интеграционные процессы в системе образова-

ния // Казанский педагогический журнал.

- № 1. - 2009. - С. 3-23.

2. Мухаметзянова Г. В., Корчагин Е. А. Кластерный подход к модернизации профессионального образования // Профессиональное образование// Столица. - № 4. - 2007. - С. 23-24.

3. Апаков Р. У., Щербаков Г. И., Семакова В. В., Алтынбаева Р. А., Фадеева Л. Ю. Опыт организации многоуровневого интегрированного образования в структуре комплекса «колледж - вуз

- базовое предприятие» //Вестник КГТУ им. А. Н. Туполева. - № 3. - 2007. - С. 113-116.

4. Яруллина Л. Ф., Алеева Л. В. На пути развития социального партнерства. Подготовка компетентного специалиста в условиях образовательного кластера: модели, технологии, качество// Материалы Международной научно-практической конференции (г. Казань, 16 апреля 2009 года /Под общей ред. Е. А. Корчагина, Р. С. Сафина.- Казань: РИЦ «Школа», 2009. - С.323-324.

ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Ибрагимова Н. В.

В статье рассмотрен процесс становления корпоративной культуры студентов высшей школы, этапы, уровни данного процесса, выделены теоретические и практико-ориентированные аспекты становления корпоративной идентичности студентов в процессе личностного и профессионального развития.

Ключевые слова: корпоративная культура, корпоративная идентичность, модель идентичности студентов, студент

The article is devoting to a process offormation of corporate identity of students of the higher school, stages, levels of the given process is considered, the theoretical and practical-focused aspects of formation of corporate identity of students in the course ofpersonal and professional development are allocated.

Key words: corporate culture, corporate identity, model of corporate identity, student

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.