Научная статья на тему 'Подготовка компетентностного специалиста на факультете педагогики и психологии академии социального образования (КСЮИ)'

Подготовка компетентностного специалиста на факультете педагогики и психологии академии социального образования (КСЮИ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка компетентностного специалиста на факультете педагогики и психологии академии социального образования (КСЮИ)»



Педагогика и психология профессионального образования

ПОДГОТОВКА КОМПЕТЕНТНОСТНОГО СПЕЦИАЛИСТА

НА ФАКУЛЬТЕТЕ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ АКАДЕМИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (КСЮИ)

В. А. Боговарова, доктор педагогических наук, профессор, декан факультета педагогики и психологии

Факультет педагогики и психологии был создан в 2000 году по инициативе президента Академии социального образования, академика Российской академии образования, доктора педагогических наук, профессора Г.В.Мухаметзяновой и, как все начинания и нововведения Гузел Валеев-ны, стал жизнеспособным организмом, хорошо структурированным, с солидным подбором профессорско-преподавательского состава (73% ППС имеют научные степени докторов и кандидатов психологических, педагогических, биологических и медицинских наук). Это существенно влияет на качество подготовки квалифицированных специалистов: педагогов-психологов, психологов, специальных психологов.

Сегодня в мире признана возрастающая роль профессионального образования не только для отдельной личности, но и для всего общества в целом. Реалии и перспективы общества определили характер основных требований к современному психологу: высокий уровень академических знаний, профессиональной компетентности, широкий культурный и социальный кругозор, гуманистическая направленность профессиональной деятельности, готовность к непрерывному самосовершенствованию.

В соответствии с научными трудами академика Г.В.Мухаметзяновой в основу подготовки специалиста на

факультете педагогики и психологии положены следующие принципы: личностной направленности (формирование целостной личности психолога как мыслителя и гуманиста, его индивидуально-творческое развитие); практической ориентированности (ориентация всех компонентов подготовки на будущую практическую деятельность, применение на практике приобретенных знаний и умений); системности обучения (соответствие содержания, форм, методов, средств и оценивания результатов обучения целям профессиональной подготовки); развития образовательных потребностей (процесс обучения должен строиться в целях формирования у студентов новых образовательных потребностей, конкретизация которых осуществляется по достижении определенной цели обучения, оценивание результатов обучения осуществляется путем выявления реальной степени освоения учебного материала); активности и самостоятельности (активная роль студентов в процессе обучения, актуализация их самостоятельной работы по овладению профессиональными знаниями и формированию профессиональных качеств); сотрудничества в обучении (совместная деятельность студентов с преподавателями по планированию, реализации, оцениванию и коррекции процесса обучения); единства образовательной, исследовательской и практической

Казанский педагогический журнал

>'2006

деятельности студентов, позволяющего активно влиять на систему профессиональной подготовки будущих психологов; преемственности и непрерывности (профессиональная подготовка в учебном заведении рассматривается как начальное звено в долгой цепи обучения, самообразования и самосовершенствования в течение всей жизни психолога).

На кафедрах факультета педагогики и психологии (общей психологии, педагогики и педагогической психологии, специальной психологии) в плане реализации компетентност-ного подхода в процессе подготовки будущего специалиста выработана определенная стратегия и тактика. Прежде всего нами используется тактика перехода от информационных методов обучения к методам, активизирующим познавательную, креативную, творческую самостоятельность студентов. Мы не пользуемся понятием «активные методы обучения», т.к. методы не могут быть активными или пассивными, а вот активизировать или «затормаживать» самостоятельность студента они могут, причем в большей степени, чем можем ожидать. Данная тактика в контексте компе-тентностного подхода к подготовке будущего психолога определяет стратегию оптимального включения в процесс профессиональной подготовки различных методик и технологий. Например, включение в учебный процесс приемов проблемного обучения — проблематизации, под которой, во-первых, мы понимаем не усложнение преподавателем той или иной учебной ситуации, а создание такой ситуации, в которой учебная или

учебно-профессиональная проблема актуализируется самим студентом, исходя из его потребностей, мотивов, возможностей, способностей к решению учебно-профессиональных задач. Во-вторых, прием проблематизации, опосредованно развивающий у студента осознанную готовность к научному, учебно-научному поиску при решении той или иой проблемы. В-третьих, прием проблематизации требует использования оптимального сочетания различных способов самостоятельной работы и, следовательно, введения рейтинговой системы, тестового контроля учебных достижений. Все это требует использования в процессе подготовки психолога определенных психологических механизмов. Если в учебном процессе преобладают механизмы воспроизведения и припоминания, что проявляется в психическом развитии студента, нацеленном на то, чтобы запомнить и воспроизвести (порой любой ценой — вызубрить, списать), то компетентност-ный подход нацеливает процесс обучения на использование механизмов узнавания, понимания, критического мышления.

Вхождение России в единое европейское образовательное пространство выдвигает новые задачи перед системой высшего профессионального образования. Синтезировать новейшие мировые тенденции в образовании и отечественные традиции и форму новых образовательных технологий — задача инновационной деятельности вузов (д. пед. н., акад. РАО Г.В.Мухаметзянова). При этом инновации мы рассматриваем как использование новых технологий и

26

^[ГШ , Е^^ЕШ

Педагогика и психология профессионального образования

новых методов обучения; использование наработанного образовательного опыта в новых условиях. Внедрение инновационных технологий в организацию учебной деятельности на факультете обусловлено возрастанием требований к качеству подготовки специалистов.

Основные инновационные идеи, реализуемые на факультете педагогики и психологии АСО(КСЮИ), заключаются в следующем:

1. Укрепление тандема науки и практики, т.е. интеграции деятельности двух институтов — АСО(КСЮИ) и ИПППО РАО в лице профессорско-преподавательского состава кафедр факультета и научных сотрудников академического института. Большинство преподавателей факультета работают в этих институтах. Результатом этого тандема является разработка концепции подготовки компетентностного специалиста (педагога-психолога, специального психолога, психолога) и управление ее механизмами. Схема модели формирования универсальных компетенций специалиста отражена в плане научно-исследовательской деятельности кафедр. Декан факультета д.п.н., проф. В.А.Боговарова и зав. кафедрой педагогики и педагогической психологии д.п.н., проф. Ф.Г.Мухаметзянова являются членами Республиканского научно-методического совета педагогов-психологов, что позволяет апробировать основные идеи и образовательные инновации в подготовке пед агогов-психол огов.

2. Организация деятельности ученого совета факультета как научно-исследовательской лаборатории по

разработке пакета учебно-методического обеспечения образовательного процесса на факультете. Результатом деятельности ученого совета является подготовка и выпуск коллективных монографий (3), сборников материалов научно-практических конференций (4), учебно-методических пособий (свыше 20) в свете реализации концепции факультета по использованию инноваций в обучении.

3. Становление и развитие корпоративной и проектной культуры на факультете как творческого содружества преподавателей и студентов. Результатом является включение в учебный план курсовых и дипломных проектов, а также деятельность созданного на факультете психолого-педагогического отряда «СОВА» (Студенческого Отряда Волонтеров-Академистов).

4. Студенческий тьюторий как форма совместной творческой деятельности студентов и кураторов из числа преподавателей, аспирантов и соискателей, направленный на психолого-педагогическое сопровождение студентов младших курсов. Результат по этому направлению — ежемесячный выпуск «Психолого-педагогического консультанта» как формы информационно-дистанционного консультирования студентов по основным проблемам адаптации к учебному процессу вуза.

5. Профессорское тьюторство, которое заключается в наставничестве ведущих докторов наук, профессоров над ассистентами, аспирантами и молодыми преподавателями. Результатом этого наставничества является совместно разработанные УМК, где

Казанский педагогический журнал

>'2006

лекционная часть разрабатывается профессором, а практикум по курсу — молодым преподавателем. Все руководство дипломными проектами также осуществляется докторами и кандидатами наук.

6. Реализация факультетом муниципальных заказов в форме разработки дипломных проектов, прохождения практики, осуществления специально направленной психолого-педагогической поддержки и т.д.

7. Разработка проектов клубной деятельности. Администрация, преподаватели факультета — эксперты и координаторы международных проектов («Красивая школа», «Народная школа» и др.).

8. Дидактическое сопровождение предметов общепрофессиональной подготовки. Результатом является модернизация учебных планов, введение пропедевтических сопровождающих курсов по выбору, спецкурсов и факультативов: «Основы научной работы», «Введение в психологию человека» (1 курс), «Проектирование в деятельности педагога-психолога», «Педагогическая культурология» (2 курс), «Психология субъекта в образовании» (3 курс), «Психология лидера» (4 курс), «Акмеология» (5 курс), разработка пакета УМК по всем этим курсам.

9. Разработка и реализация проекта «Сохраним и умножим контингент студентов!». Для этого разработана программа, в рамках которой ведется мониторинг успеваемости, посещаемости, результативности учебной деятельности студентов. Результат — на факультете разрабатывают индивидуальные образовательные маршруты

студентов (для работающих студентов, студентов-спортсменов, семейных студентов и т. д.). Студенты разрабатывают учебное портфолио, учебные проекты.

10. Технопарк психолого-педагогических идей. Результат — банк тематики конференций, кандидатских и докторских исследований аспирантов, докторантов факультета, круглых столов, семинаров, совещаний.

На факультете педагогики и психологии АСО(КСЮИ) выработаны стратегии подготовки высококвалифицированных компетентных специалистов-психологов: стратегия проектного обучения, стратегия воспитывающего обучения и обучающего образования, которые реализуют принцип субъектно-деятельностного подхода (С.Рубинштейн).

Инновации на факультете обусловлены сменой концепции императивной педагогики на педагогику сотрудничества. Так, преподаватели организуют работу студентов «в команде», т.е. работу по проектам, которые позволяют интегрировать учебную, практическую и исследовательскую деятельность в процессе обучения. Преподаватели И.Ш.Му-хаметзянов, Ф.Г.Мухаметзянова, И.А.Кедрова, З.Ш.Яхина, А.Т.Кур-банова, Ч.М.Набиуллина, Е.А.Пиотровская активно внедряют технологии и приемы развития у студентов самостоятельности, самодеятельности, автономности, инициативности. Например, на занятиях по курсам педагогической психологии, возрастной психологии, методологии и методике психолого-педагогических исследований, методов активного социально-

30

Педагогика и психология профессионального образования

психологического обучения, психологического консультирования активно применяются обучающие технологии, предложенные Институтом «Открытое общество».

Одним из эффективных инструментов личностно-ориентированной и практико-ориентированной подготовки студентов-будущих психологов становится проектное обучение. Оно позволяет комплексно реализовать задачи теоретической и практической подготовки специалиста как субъекта образовательной и профессиональной деятельности. Сущность проектного обучения в вузе проявляется в самостоятельном включении студентов в процесс проектной деятельности на всех этапах: от выдвижения идеи до ее практической реализации. Выполняя учебные и производственные проекты, студенты осознанно осваивают алгоритмы практической деятельности, учатся самостоятельно искать и добывать информацию, интегрировать и применять ранее полученные знания. Так, например, на кафедре педагогики и педагогической психологии разработана схема обучения студентов проектной деятельности, позволяющая им оптимально и рационально организовывать проектирование: учебное, курсовое, дипломное, производственное.

В большой степени достигнутые под руководством, при непосредственном участии и ощутимой поддержке президента Академии социального образования, академика Российской академии образования, доктора педагогических наук, профессора Г.В.Му-хаметзяновой результаты позволили

факультету педагогики и психологии получить международное признание. Все три специальности (педагогика и психология, психология, специальная психология) в 2007 году были сертифицированы Лондонским независимым образовательным центром. Впервые из 410 выпускников 2008 года 75 получили вместе с дипломом о высшем профессиональном образовании сертификат международного образца, позволяющий им трудоустраиваться по специальности не только в России, но и в странах Европы.

Девиз преподавателей факультета педагогики и психологии ACO (КСЮИ) «Обучаем, воспитываем и развиваем!», безусловно, позволит определять и достигать все новых и новых горизонтов в подготовке будущих специалистов.

Литература:

1. Профессиональное образование в России. Методология и теория/Г. В. Му-хаметзянова, Г.И.Ибрагимов, Р.Х.Шакуров и др.- М.: Владос, 2005. - 335 с.

2. Мухаметзянова Г.В., Мухаметзя-нов И.Ш., Гильманов А.З., Панченко О.Л. Модернизация качества образования в вузе: опыт, исследования (на материалах Академии социального образования (КСЮИ).- Казань: Изд -во Казан. ун-та, 2007. - 299 с.

3. Мухаметзянова Г. В. Профессиональное образование: проблемы качества и научно-методического обеспечения.-Казань: Магариф, 2005. - 318 с.

4. Формирование универсальных компетенций педагога-психолога в условиях негосударственного вуза/ Под ред. Ф. Г. Му хаметзяновой, В. А. Боговаровой, О.Р.Кудакова.- Казань: Юлакс, 2008.124 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.