ства центральной нервной системы; б) темперамента; в) характера. Все эти вместе взятые «блоки», или «подсистемы», и определяют диапазон индивидуальной адаптации или дезадаптации к летной и повседневной жизни. Вполне естественно, что для изучения тех или иных конкретных способностей требуется создание специального теста, который при наличии 30—60 позиций, то есть с помощью системы эмпирических индикаторов, давал бы возможность их замерить и выразить в количественных показателях.
Литература:
1. Психология и педагогика. Военная психология / Учебник для вузов // Под ред. А.Г.Маклакова.-СПб.: Питер, 2005 С.201
2. Основы авиационной психологии и психологической подготовки курсантов ВВАУЛ // Под ред. В.А.Пономаренко - Изд-во: ВВС, 1990.
3. Иванов В.П. Формирование личности офицера. - М.: Воениздат, 1986.
РАЗНОУРОВНЕВАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ
Л.В.Кирюшина, аспирантка ИПППО РАО, г.Казань
В условиях современной России, когда социальная сфера переживает тяжелые времена, вызванные противоречивым характером рыночного реформирования, проблемы социальной защиты, социальной адаптации и поддержки выдвигаются на передний план. Общество все в большей мере нуждается в профессионалах, способных квалифицированно ставить социальный диагноз, осуществлять социальное прогнозирование, вести реабилитационную, коррекционную, социально-терапевтическую работу, проводить консультативную, посредническую, профилактическую деятельность с различными категориями населения, нуждающимися в социальной помощи.
Сегодня подготовка специалистов по социальной работе в России осуществляется в 65 высших учебных заведениях, в которых обучается более 12000 человек. Ведущим вузом в этой области является Московский государственный университет, на базе которого создано учебно-методическое объединение в области профессиональной подготовки специалистов по социальной работе, разработки нормативно-правовых актов и научно-методического обеспечения, проведения научных конференций и семинаров,
направленных на повышение эффективности системы подготовки кадров для социальной сферы.
В Республики Татарстан так же сложилась многоуровневая система подготовки и переподготовки специалистов социальной сферы, состоящая из следующих типов научно-учебных заведений:
- государственный медицинский университет (КГМУ);
- государственные гуманитарный педагогический и технологический университеты (ТГГПУ, КГТУ);
- академия социального образования (АСО (КСЮИ);
- профессиональные лицеи № 19 и № 68 г. Казань;
- педагогический колледж г. Казань;
- кадровый центр ЛИНК.
Создана отраслевая система послевузовской подготовки на базе республиканского Учебно-методического центра и Центра социально-психологической помощи населению для подготовки конкурентоспособных специалистов-практиков с современным уровнем профессиональных знаний, отвечающих международным стандартам.
Специалисты социальной сферы совер-
шенствуют профессиональное мастерство через курсы повышения квалификации, научно-методические и практико-ориентированные семинары, конференции.
Характеризуя специфику подготовки будущих специалистов социальной работы в вузах г. Казани, необходимо отметить, что в городе три вуза занимаются подготовкой таких специалистов. Это Казанский государственный медицинский университет (КГМУ), Казанский государственный технологический университет (КГТУ) и Академия социального образования (Казанский социально-юридический институт) (АСО-КСЮИ). Каждый из них имеет свои особенности в подготовке специалистов. Так, КГМУ значительное внимание при подготовке специалистов уделяет медицинскому блоку; КГТУ - психологическому, а АСО (КСЮИ) - юридическому. Из этого вытекают и специализации:
- психосоциальная помощь населению (КГМУ);
- организация социальной защиты населения (КГМУ);
- социально-правовое консультирование и социальная защита населения (КГТУ);
- социально-психологическое консультирование (КГТУ);
- социально-кадровые технологии (КГТУ);
- социальная работа на производстве (КГТУ);
- социальная работа с семьей (КГТУ);
- специалист по социальной реабилитации (КГТУ);
- управление социальной работой (АСО-КСЮИ);
- организация социально-правовой помощи населению (АСО-КСЮИ).
В основе процесса профессиональной подготовки лежит квалификационная характеристика специалиста. Подготовка специалистов в высших учебных заведениях должна быть, с одной стороны, академической, с другой, практико-ориентированной, учитывать как общегосударственный, так и региональный компонент, как общеобразовательные характеристики, так и специализацию
будущих специалистов.
Переподготовка специалистов социальной работы осуществляется в институтах повышения квалификации, институтах усовершенствования и др. Возрастающая потребность в специалистах социальной работы вызывает необходимость дополнительного образования специалистов, в основном, со средним специальным, с высшим образованием, ориентированных на профессию специалиста социальной работы. Образование может осуществляться как в дневной, так и в очно-заочной форме.
В КГТУ работает Высшая школа управления, где для руководителей социальных учреждений, специалистов социальной сферы разработана и апробирована программа курсов повышения квалификации по специализации «Управление социальной сферой». По окончании обучения выпускники получают свидетельство о повышении квалификации.
Специалисты социальной работы имеют возможность получать различную профес-сионально-уровневую квалификацию и специализацию в средних специальных учебных заведениях (училищах, техникумах, колледжах, лицеях); в высших учебных заведениях (институтах, университетах, в академиях, на специальных факультетах) и т.п. Осваивается и двухуровневая система профессиональной подготовки: бакалавриат и магистратура. Отрабатывается система узких специализаций: территориального плана, социальных проблем, возрастных категорий населения и др. Во многих регионах людям, имеющим высшее или среднее образование, предоставляют возможность пройти переобучение на спецфакультетах, отделениях вузов и в средних профессиональных учебных заведениях по специальности - социальный работник.
Можно говорить о складывающейся системе непрерывного профессионального образования в подготовке специалистов социальной работы. В частности, в системе непрерывного образования в последние годы активно развивается такой ее компонент, как образование взрослых - подготовка, переподготовка и повышение квалификации лиц,
уже работающих в социальных службах.
Большой опыт подготовки социальных работников среднего звена имеет Профессиональный лицей №68 г.Казани. Он первым в России в 1992 году начал готовить социальных работников со средним специальным образованием.
Каждый год набирались две группы: с неполным средним образованием (9 классов)
- срок обучения 4 года; со средним образованием (11 классов) - срок обучения 3 года. На базе 9-ти классов обучение велось на двух уровнях: первый (три года обучения) - это начальное профессиональное образование. Окончив четвертый курс, студенты получали среднее профессиональное образование. За 3
- 4 года обучения будущие социальные работники успевали поработать на различных местах, чтобы иметь более широкое представление о профессии. Практика длилась два месяца в год.
Особенно хочется подчеркнуть, что при наборе в группы социальных работников ПЛ-68 учитывался средний балл аттестата, результаты профтестирования, и характеристика из школы, проводилась диагностика склонностей, практическая проверка профессиональной пригодности. Такой серьезный профотбор и целенаправленное обучение способствовало успешной профессиональной подготовке будущих специалистов.
За последние пятнадцать лет в лицее произошли изменения в системе подготовки, в учебном процессе будущих специалистов сиональное образование в 2005 году, количество абитуриентов сократилось. Лицей перестал следовать прежней системе тщательного профотбора, стали принимать всех желающих обучаться данной специальности. Поэтому основную массу обучающихся составляют молодые люди с низкой культурой поведения, неосознанно выбравших эту специальность, которые не знают, будут ли работать в этой области, инфантильные, не стремящиеся как можно больше получить знаний, умений, навыков по профессии. Выпускники прошлых лет приходили получить специальность своей жизни, их не пугала низкая заработная плата и предстоящие
социальной сферы:
- увеличилось количество студентов на 75%: в 2006 году - 83 социальных работника;
- появилось больше объектов прохождения практики, за счет увеличения числа социальных учреждений;
- метод «концентрированной практики» значительно влияет на качество получаемого образования и профессиональное становление будущего работника социального профиля, он заключается в том, что студент, во время прохождения практики не отрывается на учебный процесс;
- развивается практика социального партнерства - заключены договора с двенадцатью социальными организациями, которые обеспечат работой 60 выпускников социального профиля.
Существуют и определенные сложности:
- практически не поступают вакансии от Министерства социальной защиты РТ, в основном заявки из районов РТ, таким образом, большинство казанских студентов не имеют возможности трудоустроиться;
- на реализацию практики социального партнерства влияет нестабильная экономическая ситуация в стране: государственные социальные учреждения боятся заключать договора, т.к. не уверены смогут ли в будущем предоставить молодому специалисту обещанное рабочее место;
- в связи с переходом на начальное профес
трудности, они с большим интересом участвовали в благотворительных акциях, выполняли практические задания, а нынешние пассивны, безразличны к учебному процессу и различным формам обучения соответственно и к своей будущей профессии, с сожалением констатируют преподаватели. Вследствие уменьшилось количество выпускников ПЛ-68 по специальности, которые хотели бы продолжать свое обучение в вузах и работать по выбранной профессии;
- в связи с переходом на кластерную систему подготовки будущих специалистов социального профиля в 2007 году у преподавателей лицея возникает вопрос: смогут ли они
набрать необходимое количество абитуриентов в новом учебном году и продолжать свою преподавательскую деятельность в лицее?;
- эксперты говорят о снижение уровня преподавания у педагогов, о том, что они «эмоционально перегорели», так как не видят перспективы своей профессиональной деятельности в области подготовки будущих специалистов социального профиля.
Специалисты по подготовке будущих социальных работников, считают, что необходимо вернуться к прежней системе подготовки. Это позволит выпускать грамотных специалистов, которые продолжат свое образование и найдут свое место в социальной сфере. Преподаватели ПЛ-68 верят, что специальная социальная работа имеет большое значение. Ее надо развивать.
Безусловно, становление социальной работы как профессиональной деятельности связано с рядом проблем подготовки и переподготовки специалистов социального профиля. Здесь, кроме того, проявляется противоречие между потребностью подготовки высококвалифицированных специалистов по социальной работе и недостаточностью разработки системы такой подготовки в теории и опыте педагогики.
Обратим внимание на наиболее актуальные проблемы.
1. Перед высшими и средними специальными учебными заведениями стоит проблема создания единой системы непрерывного образования, для осуществления профессиональной подготовки и переподготовки с учетом актуальных и перспективных общественных потребностей.
2. Невысокий статус специальности, непонимание ее роли приводит к проблеме набора студентов для обучения. Поэтому часто большинство студентов приходят на специальность случайно, не осознавая сложности, как профессиональной деятельности, так и образовательного процесса, сопряженного с большой внутренней работой каждого, следовательно, внутренне неготовыми к этой работе.
3. Необходимо создание социально-
педагогических условий: построение педагогического процесса в соответствии с профессиональной логикой и нравственными нормами социальной работы с соблюдением всех ее особенностей. Образовательный процесс по специальности может считаться полноценным тогда, когда обучение студентов идет в той же среде, в которой они будут работать. Иначе говоря, учебная группа (студенты вместе с преподавателем) должны заниматься социальной работой, но не разговорами о ней. Это проблема отбора содержания образования и организации образовательного процесса.
4. Такое построение образовательного процесса ставит проблему разработки учебных пособий, соответствующих ему. В него не вписываются привычные учебники, которые основной своей задачей имеют доведение до студентов определенного объема информации, причем в большинстве учебных пособий информация дается с позиций фило-софско-педагогических концепций, не соответствующих традиционной системе ценностей.
С точки зрения оптимизации процесса профессионального самоопределения будущих специалистов социального профиля, результаты исследования позволили сформулировать следующие рекомендации:
1. Система социального образования должна соответствовать приоритетам социальной политики, ориентироваться на самообразование в целях повышения потенциала самозащитных функций слабых слоев;
2. Требует коренного улучшения методическая и научная оснащенность подготовки и переподготовки социальных работников;
3. Требует совершенствования действующий Госстандарт по специальности «социальная работа», прежде всего в плане согласования и дополнения, включенных в него дидактических единиц, увеличение доли регионально-этнического компонента;
4. Использование в учебном процессе зарубежных источников по социальной работе должно быть оправданным и сопровождаться соответствующими комментариями отечественных специалистов;
5. Решение проблемы усиления практико -ориентированности обучения будущих специалистов социальной работы возможно через внесение определенных изменений в учебный план подготовки социальных работников и учебные программы; внедрение и широкое применение новых форм и методов обучения (практикум, групповая работа, проектные методы, работа со случаем и т. д.), а также распространение новых подходов к обеспечению качества подготовки специалиста.
6. Для людей, которые работают в социальных службах и не имеют соответствую-
щего базового образования, но вынуждены выполнять функции специалиста по социальной работе (инженеры, военнослужащие, воспитатели дошкольных учреждений, учителя, профсоюзные работники, медики) должна осуществляться работа основным направлениям:
- переподготовка и повышение квалификации работающих специалистов;
- подготовка специалистов нового типа (дневное, вечернее и заочное отделения);
- развитие способностей и профессиональных умений специалистов.
ГРАФОСТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Г.У.Матушанскии, Г.В.Завада, Е.Е.Таратонова Казанский государственный энергетический университет
Одной из проблем, которую нужно решать при вступлении России в Бо-лонский процесс, является разработка национальной системы оценки качества образования. Первоначально использование методов контроля и управления качеством наибольшее распространение получило в промышленности. Однако в настоящее время философия управления качеством и нормы обеспечения качества, которые заложены в международных стандартах ИСО 9000, находят применение в сфере образования.
Современный менеджмент требует, чтобы организация сосредоточилась на создании процессов, которые при минимальных затратах позволяют удовлетворять нужд ы и потребности вн ешних и внутренних клиентов. В вузе таких проце ссов множество. Они требуют постоянного мониторинга, основанного на статистическом подходе и статистическом понимании природы протекающих процессов. Без использования стати-
стических методов трудно получить объективную картину происходящего и наметить эффективные пути разрешения проблем. Применение этих методов н е нуждается в больших затратах и позволяет с заданной степенью точности и достоверностью судить о состоянии исследуемых явлений в системе качества, прогнозировать и регулировать проблемы на всех этапах жизненного цикла продукции и на основе этого вырабатывать оптимальные управленческие решения.
К настоящему времени в мировой практике накоплен значительный арсенал статистических методов, многие из которых могут быть достаточно эффективно использованы для решения конкретных вопросов м енеджмента качества. Среди них особую группу составляют графостатистические методы, основанные на применении графических средств анализа статистических данных. В эту группу могут быть включе-