Научная статья на тему 'Разноуровневая подготовка специалистов по социальной работе: опыт, проблемы'

Разноуровневая подготовка специалистов по социальной работе: опыт, проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирюшина Л. В.

The article features various aspects of multi-level training of social workers. But special emphasis was given to training and retraining experience of social workers. The Article points out the most important problems of social work specialists training. It offers also some recommendations that could contribute to optimization of training procedure of future social workers. The material of the Article serves for teachers of secondary and higher professional educational institutions, students learning disciplines related to questions of training and retraining of social work specialists, and for all interested in problems of training and retraining of social work specialists.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кирюшина Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разноуровневая подготовка специалистов по социальной работе: опыт, проблемы»

ства центральной нервной системы; б) темперамента; в) характера. Все эти вместе взятые «блоки», или «подсистемы», и определяют диапазон индивидуальной адаптации или дезадаптации к летной и повседневной жизни. Вполне естественно, что для изучения тех или иных конкретных способностей требуется создание специального теста, который при наличии 30—60 позиций, то есть с помощью системы эмпирических индикаторов, давал бы возможность их замерить и выразить в количественных показателях.

Литература:

1. Психология и педагогика. Военная психология / Учебник для вузов // Под ред. А.Г.Маклакова.-СПб.: Питер, 2005 С.201

2. Основы авиационной психологии и психологической подготовки курсантов ВВАУЛ // Под ред. В.А.Пономаренко - Изд-во: ВВС, 1990.

3. Иванов В.П. Формирование личности офицера. - М.: Воениздат, 1986.

РАЗНОУРОВНЕВАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ

Л.В.Кирюшина, аспирантка ИПППО РАО, г.Казань

В условиях современной России, когда социальная сфера переживает тяжелые времена, вызванные противоречивым характером рыночного реформирования, проблемы социальной защиты, социальной адаптации и поддержки выдвигаются на передний план. Общество все в большей мере нуждается в профессионалах, способных квалифицированно ставить социальный диагноз, осуществлять социальное прогнозирование, вести реабилитационную, коррекционную, социально-терапевтическую работу, проводить консультативную, посредническую, профилактическую деятельность с различными категориями населения, нуждающимися в социальной помощи.

Сегодня подготовка специалистов по социальной работе в России осуществляется в 65 высших учебных заведениях, в которых обучается более 12000 человек. Ведущим вузом в этой области является Московский государственный университет, на базе которого создано учебно-методическое объединение в области профессиональной подготовки специалистов по социальной работе, разработки нормативно-правовых актов и научно-методического обеспечения, проведения научных конференций и семинаров,

направленных на повышение эффективности системы подготовки кадров для социальной сферы.

В Республики Татарстан так же сложилась многоуровневая система подготовки и переподготовки специалистов социальной сферы, состоящая из следующих типов научно-учебных заведений:

- государственный медицинский университет (КГМУ);

- государственные гуманитарный педагогический и технологический университеты (ТГГПУ, КГТУ);

- академия социального образования (АСО (КСЮИ);

- профессиональные лицеи № 19 и № 68 г. Казань;

- педагогический колледж г. Казань;

- кадровый центр ЛИНК.

Создана отраслевая система послевузовской подготовки на базе республиканского Учебно-методического центра и Центра социально-психологической помощи населению для подготовки конкурентоспособных специалистов-практиков с современным уровнем профессиональных знаний, отвечающих международным стандартам.

Специалисты социальной сферы совер-

шенствуют профессиональное мастерство через курсы повышения квалификации, научно-методические и практико-ориентированные семинары, конференции.

Характеризуя специфику подготовки будущих специалистов социальной работы в вузах г. Казани, необходимо отметить, что в городе три вуза занимаются подготовкой таких специалистов. Это Казанский государственный медицинский университет (КГМУ), Казанский государственный технологический университет (КГТУ) и Академия социального образования (Казанский социально-юридический институт) (АСО-КСЮИ). Каждый из них имеет свои особенности в подготовке специалистов. Так, КГМУ значительное внимание при подготовке специалистов уделяет медицинскому блоку; КГТУ - психологическому, а АСО (КСЮИ) - юридическому. Из этого вытекают и специализации:

- психосоциальная помощь населению (КГМУ);

- организация социальной защиты населения (КГМУ);

- социально-правовое консультирование и социальная защита населения (КГТУ);

- социально-психологическое консультирование (КГТУ);

- социально-кадровые технологии (КГТУ);

- социальная работа на производстве (КГТУ);

- социальная работа с семьей (КГТУ);

- специалист по социальной реабилитации (КГТУ);

- управление социальной работой (АСО-КСЮИ);

- организация социально-правовой помощи населению (АСО-КСЮИ).

В основе процесса профессиональной подготовки лежит квалификационная характеристика специалиста. Подготовка специалистов в высших учебных заведениях должна быть, с одной стороны, академической, с другой, практико-ориентированной, учитывать как общегосударственный, так и региональный компонент, как общеобразовательные характеристики, так и специализацию

будущих специалистов.

Переподготовка специалистов социальной работы осуществляется в институтах повышения квалификации, институтах усовершенствования и др. Возрастающая потребность в специалистах социальной работы вызывает необходимость дополнительного образования специалистов, в основном, со средним специальным, с высшим образованием, ориентированных на профессию специалиста социальной работы. Образование может осуществляться как в дневной, так и в очно-заочной форме.

В КГТУ работает Высшая школа управления, где для руководителей социальных учреждений, специалистов социальной сферы разработана и апробирована программа курсов повышения квалификации по специализации «Управление социальной сферой». По окончании обучения выпускники получают свидетельство о повышении квалификации.

Специалисты социальной работы имеют возможность получать различную профес-сионально-уровневую квалификацию и специализацию в средних специальных учебных заведениях (училищах, техникумах, колледжах, лицеях); в высших учебных заведениях (институтах, университетах, в академиях, на специальных факультетах) и т.п. Осваивается и двухуровневая система профессиональной подготовки: бакалавриат и магистратура. Отрабатывается система узких специализаций: территориального плана, социальных проблем, возрастных категорий населения и др. Во многих регионах людям, имеющим высшее или среднее образование, предоставляют возможность пройти переобучение на спецфакультетах, отделениях вузов и в средних профессиональных учебных заведениях по специальности - социальный работник.

Можно говорить о складывающейся системе непрерывного профессионального образования в подготовке специалистов социальной работы. В частности, в системе непрерывного образования в последние годы активно развивается такой ее компонент, как образование взрослых - подготовка, переподготовка и повышение квалификации лиц,

уже работающих в социальных службах.

Большой опыт подготовки социальных работников среднего звена имеет Профессиональный лицей №68 г.Казани. Он первым в России в 1992 году начал готовить социальных работников со средним специальным образованием.

Каждый год набирались две группы: с неполным средним образованием (9 классов)

- срок обучения 4 года; со средним образованием (11 классов) - срок обучения 3 года. На базе 9-ти классов обучение велось на двух уровнях: первый (три года обучения) - это начальное профессиональное образование. Окончив четвертый курс, студенты получали среднее профессиональное образование. За 3

- 4 года обучения будущие социальные работники успевали поработать на различных местах, чтобы иметь более широкое представление о профессии. Практика длилась два месяца в год.

Особенно хочется подчеркнуть, что при наборе в группы социальных работников ПЛ-68 учитывался средний балл аттестата, результаты профтестирования, и характеристика из школы, проводилась диагностика склонностей, практическая проверка профессиональной пригодности. Такой серьезный профотбор и целенаправленное обучение способствовало успешной профессиональной подготовке будущих специалистов.

За последние пятнадцать лет в лицее произошли изменения в системе подготовки, в учебном процессе будущих специалистов сиональное образование в 2005 году, количество абитуриентов сократилось. Лицей перестал следовать прежней системе тщательного профотбора, стали принимать всех желающих обучаться данной специальности. Поэтому основную массу обучающихся составляют молодые люди с низкой культурой поведения, неосознанно выбравших эту специальность, которые не знают, будут ли работать в этой области, инфантильные, не стремящиеся как можно больше получить знаний, умений, навыков по профессии. Выпускники прошлых лет приходили получить специальность своей жизни, их не пугала низкая заработная плата и предстоящие

социальной сферы:

- увеличилось количество студентов на 75%: в 2006 году - 83 социальных работника;

- появилось больше объектов прохождения практики, за счет увеличения числа социальных учреждений;

- метод «концентрированной практики» значительно влияет на качество получаемого образования и профессиональное становление будущего работника социального профиля, он заключается в том, что студент, во время прохождения практики не отрывается на учебный процесс;

- развивается практика социального партнерства - заключены договора с двенадцатью социальными организациями, которые обеспечат работой 60 выпускников социального профиля.

Существуют и определенные сложности:

- практически не поступают вакансии от Министерства социальной защиты РТ, в основном заявки из районов РТ, таким образом, большинство казанских студентов не имеют возможности трудоустроиться;

- на реализацию практики социального партнерства влияет нестабильная экономическая ситуация в стране: государственные социальные учреждения боятся заключать договора, т.к. не уверены смогут ли в будущем предоставить молодому специалисту обещанное рабочее место;

- в связи с переходом на начальное профес

трудности, они с большим интересом участвовали в благотворительных акциях, выполняли практические задания, а нынешние пассивны, безразличны к учебному процессу и различным формам обучения соответственно и к своей будущей профессии, с сожалением констатируют преподаватели. Вследствие уменьшилось количество выпускников ПЛ-68 по специальности, которые хотели бы продолжать свое обучение в вузах и работать по выбранной профессии;

- в связи с переходом на кластерную систему подготовки будущих специалистов социального профиля в 2007 году у преподавателей лицея возникает вопрос: смогут ли они

набрать необходимое количество абитуриентов в новом учебном году и продолжать свою преподавательскую деятельность в лицее?;

- эксперты говорят о снижение уровня преподавания у педагогов, о том, что они «эмоционально перегорели», так как не видят перспективы своей профессиональной деятельности в области подготовки будущих специалистов социального профиля.

Специалисты по подготовке будущих социальных работников, считают, что необходимо вернуться к прежней системе подготовки. Это позволит выпускать грамотных специалистов, которые продолжат свое образование и найдут свое место в социальной сфере. Преподаватели ПЛ-68 верят, что специальная социальная работа имеет большое значение. Ее надо развивать.

Безусловно, становление социальной работы как профессиональной деятельности связано с рядом проблем подготовки и переподготовки специалистов социального профиля. Здесь, кроме того, проявляется противоречие между потребностью подготовки высококвалифицированных специалистов по социальной работе и недостаточностью разработки системы такой подготовки в теории и опыте педагогики.

Обратим внимание на наиболее актуальные проблемы.

1. Перед высшими и средними специальными учебными заведениями стоит проблема создания единой системы непрерывного образования, для осуществления профессиональной подготовки и переподготовки с учетом актуальных и перспективных общественных потребностей.

2. Невысокий статус специальности, непонимание ее роли приводит к проблеме набора студентов для обучения. Поэтому часто большинство студентов приходят на специальность случайно, не осознавая сложности, как профессиональной деятельности, так и образовательного процесса, сопряженного с большой внутренней работой каждого, следовательно, внутренне неготовыми к этой работе.

3. Необходимо создание социально-

педагогических условий: построение педагогического процесса в соответствии с профессиональной логикой и нравственными нормами социальной работы с соблюдением всех ее особенностей. Образовательный процесс по специальности может считаться полноценным тогда, когда обучение студентов идет в той же среде, в которой они будут работать. Иначе говоря, учебная группа (студенты вместе с преподавателем) должны заниматься социальной работой, но не разговорами о ней. Это проблема отбора содержания образования и организации образовательного процесса.

4. Такое построение образовательного процесса ставит проблему разработки учебных пособий, соответствующих ему. В него не вписываются привычные учебники, которые основной своей задачей имеют доведение до студентов определенного объема информации, причем в большинстве учебных пособий информация дается с позиций фило-софско-педагогических концепций, не соответствующих традиционной системе ценностей.

С точки зрения оптимизации процесса профессионального самоопределения будущих специалистов социального профиля, результаты исследования позволили сформулировать следующие рекомендации:

1. Система социального образования должна соответствовать приоритетам социальной политики, ориентироваться на самообразование в целях повышения потенциала самозащитных функций слабых слоев;

2. Требует коренного улучшения методическая и научная оснащенность подготовки и переподготовки социальных работников;

3. Требует совершенствования действующий Госстандарт по специальности «социальная работа», прежде всего в плане согласования и дополнения, включенных в него дидактических единиц, увеличение доли регионально-этнического компонента;

4. Использование в учебном процессе зарубежных источников по социальной работе должно быть оправданным и сопровождаться соответствующими комментариями отечественных специалистов;

5. Решение проблемы усиления практико -ориентированности обучения будущих специалистов социальной работы возможно через внесение определенных изменений в учебный план подготовки социальных работников и учебные программы; внедрение и широкое применение новых форм и методов обучения (практикум, групповая работа, проектные методы, работа со случаем и т. д.), а также распространение новых подходов к обеспечению качества подготовки специалиста.

6. Для людей, которые работают в социальных службах и не имеют соответствую-

щего базового образования, но вынуждены выполнять функции специалиста по социальной работе (инженеры, военнослужащие, воспитатели дошкольных учреждений, учителя, профсоюзные работники, медики) должна осуществляться работа основным направлениям:

- переподготовка и повышение квалификации работающих специалистов;

- подготовка специалистов нового типа (дневное, вечернее и заочное отделения);

- развитие способностей и профессиональных умений специалистов.

ГРАФОСТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Г.У.Матушанскии, Г.В.Завада, Е.Е.Таратонова Казанский государственный энергетический университет

Одной из проблем, которую нужно решать при вступлении России в Бо-лонский процесс, является разработка национальной системы оценки качества образования. Первоначально использование методов контроля и управления качеством наибольшее распространение получило в промышленности. Однако в настоящее время философия управления качеством и нормы обеспечения качества, которые заложены в международных стандартах ИСО 9000, находят применение в сфере образования.

Современный менеджмент требует, чтобы организация сосредоточилась на создании процессов, которые при минимальных затратах позволяют удовлетворять нужд ы и потребности вн ешних и внутренних клиентов. В вузе таких проце ссов множество. Они требуют постоянного мониторинга, основанного на статистическом подходе и статистическом понимании природы протекающих процессов. Без использования стати-

стических методов трудно получить объективную картину происходящего и наметить эффективные пути разрешения проблем. Применение этих методов н е нуждается в больших затратах и позволяет с заданной степенью точности и достоверностью судить о состоянии исследуемых явлений в системе качества, прогнозировать и регулировать проблемы на всех этапах жизненного цикла продукции и на основе этого вырабатывать оптимальные управленческие решения.

К настоящему времени в мировой практике накоплен значительный арсенал статистических методов, многие из которых могут быть достаточно эффективно использованы для решения конкретных вопросов м енеджмента качества. Среди них особую группу составляют графостатистические методы, основанные на применении графических средств анализа статистических данных. В эту группу могут быть включе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.