Научная статья на тему 'Возрождение лучших традиций деятельности учебных центров при предприятиях: новые модели и технологии'

Возрождение лучших традиций деятельности учебных центров при предприятиях: новые модели и технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
709
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / УЧЕБНЫЕ ЦЕНТРЫ / КОРПОРАТИВНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ / ADULT EDUCATION / HUMAN RESOURCES / TRAINING CENTERS / CORPORATE UNIVERSITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марон Аркадий Евсеевич, Монахова Лира Юльевна, Щеголихина Галина Александровна

В статье показано, что внедрение в производство высокоинтеллектуальных информационных технологий выдвигает новые требования к уровню подготовки рабочих и служащих, а также к организации процессов переподготовки и повышения квалификации в системе дополнительного профессионального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article shows that introduction of highly intellectual information technologies into production raises new requirements for the level of training of workers and employees, as well as for the organization of the processes of retraining and in-service training in the system of additional vocational training

Текст научной работы на тему «Возрождение лучших традиций деятельности учебных центров при предприятиях: новые модели и технологии»

Образовательные системы и технологии

А. Е. Марон (г. Санкт-Петербург) Л. Ю. Монахова (г. Санкт-Петербург) Г. А. Щеголихина (г. Санкт-Петербург) ВОЗРОЖДЕНИЕ ЛУЧШИХ ТРАДИЦИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ ПРИ ПРЕДПРИЯТИЯХ: НОВЫЕ МОДЕЛИ И ТЕХНОЛОГИИ

REVIVAL OF BEST TRADITIONS OF ACTIVITIES OF EDUCATIONAL CENTERS AT ENTERPRISES: NEW MODELS AND TECHNOLOGIES

В статье показано, что внедрение в производство высокоинтеллектуальных информационных технологий выдвигает новые требования к уровню подготовки рабочих и служащих, а также к организации процессов переподготовки и повышения квалификации в системе дополнительного профессионального образования

Ключевые слова: образование взрослых, трудовые ресурсы, учебные центры, корпоративные университеты

The article shows that introduction of highly intellectual information technologies into production raises new requirements for the level of training of workers and employees, as well as for the organization of the processes of retraining and in-service training in the system of additional vocational training Keywords: adult education, human resources, training centers, corporate universities

В современных рыночных условиях наличие трудовых ресурсов, способных на высоком инновационном технологическом уровне решать комплекс профессиональных задач, является главным фактором конкурентоспособности и эффективности крупного промышленного предприятия не только в рамках Российского государства, но и на мировом уровне.

На прошедшем Петербургском международном экономическом форуме (16-18 июня 2016 г.] отмечалось, что в условиях инновационного развития технологий образование взрослых актуализируется следующими современными реалиями:

- высвобождением человеческого ресурса вследствие роботизации достаточно большого числа существующих видов профессиональной деятельности;

- настоятельной необходимостью в перепрофилировании потенциальных безработных на новые профессии,

что, в свою очередь, требует организации их переподготовки и повышения квалификации.

Специалисты разного уровня для сферы промышленности готовятся в специализированных высших и средних учебных заведениях. Однако в настоящее время наблюдается несоответствие уровня подготовки выпускников учебных организаций требованиям инновационного быстро меняющегося современного производства. Это обусловлено как отставанием развития материальной базы образовательных учреждений, так и инертностью преподавательского состава, не способного (по объективным и субъективным причинам] адаптировать новейшие разработки и технологии в содержание обучения. Более того, по многим так называемым редким профессиям, востребованным производственным сектором экономики, подготовка в образовательных учреждениях вообще не ведется.

Возникли противоречия между острой потребностью промышленных предприятий в рабочих и специалистах, уровень подготовки которых соответствует инновационному характеру производства, и неспособностью образовательных организаций сформировать соответствующие компетенции у своих выпускников; между потребностью производства в «узких» специалистах, функционирующих в сфере редких профессий, и отсутствием институциональных форм их подготовки.

В складывающихся условиях наиболее мобильной структурой, заточенной под нужды инновационно развивающейся промышленности, способной решать указанные противоречия и быстро изменять направления подготовки востребованным профессиям, является само промышленное предприятие.

С этой целью крупнейшие промышленные корпорации разрабатывают собственные образовательные модели.

Рассмотрим образовательные модели, практикуемые на крупных промышленных предприятиях, которые реализуют подготовку административных, инженерных и рабочих кадров в рамках собственных структурных подразделений, центрах.

Акционерное общество «Адмиралтейские Верфи» [1], одно из старейших судостроительных предприятий России, на счету которого строительство первого в мире атомного ледокола «Ленин» и легендарного крейсера «Аврора», при численности производственного персонала 0,4% от общего количества занятых в промышленности Санкт-Петербурга обеспечивает создание почти 1% валового продукта региона, имеет собственный Учебный центр.

Базовые требования к желающим пройти обучение - возраст до 30 лет, после службы в Вооруженных силах РФ, регистрация в Петербурге или Ленинградской области, отсутствие медицинских противопоказаний к труду на вредном производстве. Во время обучения, которое длится около трех месяцев, выплачивается стипендия от 15000 рублей, по завершении присваивается квалификационный разряд и выдается свидетельство государственного образца, гарантируется трудоустройство в цехе, где проводилось практическое обучение.

Обучение и повышение квалификации в Учебном центре осуществляются не только для специалистов корпорации, но и для пред-

ставителей корпоративных групп организаций (в которых заинтересованы верфи]. Учеба проводится по базовым курсам информационных технологий: CAD/C AM/CAE систем Pro/ENGINEER, Catia, Компас, AutoCAD; tribon. Работа Центра организована в рамках реализации программ отраслевого и межотраслевого обмена опытом разработки в области технологий знаний (Knowledge Managment) на основе поддержания единого информационно-сетевого пространства интеграции промышленности, науки и образования, а также технологий управления персоналом и ко-учинга [1].

В Учебном центре можно повысить свою квалификацию на таких курсах, как системы инженерных и конструкторских расчетов; компьютерные автоматизированные системы проектирования; компьютерные автоматизированные системы производства. Можно обучиться работе с программными приложениями, пакетами прикладных программ, со средствами малой полиграфии, настольными издательскими системами. Посетить курсы обучения программированию и работе с инструментальными программными средствами и др.

Также Адмиралтейские верфи тесно сотрудничают с профильными учебными заведениями: Индустриально-судостроительным лицеем, Колледжем судостроения и прикладных технологий, Петровским колледжем, Санкт-Петербургским государственным морским техническим университетом. Студенты и учащиеся этих учебных заведений проходят производственную практику непосредственно в заводских подразделениях. Лучших из них по традиции в конце учебного года приглашают на предприятие для награждения.

Учебный центр участвует в организации конкурсов «Лучший по профессии», которые регулярно проводятся среди сварщиков, станочников, представителей других рабочих профессий. В таких состязаниях обычно участвуют работники моложе 25 лет, в таком возрасте получить IV-V разряд - серьезное достижение, помимо этого победители получают денежные премии, повышение тарифной ставки и другие призы [2].

Сегодня в Центре стараются возрождать и развивать лучшие традиции профориентации, подготовки и набора кадров, дополняя их новыми методами и формами работы, поднимать престиж профессии судостроителя, в

первую очередь рабочих специальностей [3].

Вторая модель. Известный во всем мире, входящий в состав Объединенной двига-телестроительной корпорации по управлению двигателестроительными активами АО «Климов» - ведущий российский разработчик газотурбинных двигателей, обеспечивает переподготовку и повышение квалификации российских и иностранных специалистов по программам, направленным на изучение конструкции, обслуживанию, эксплуатации и регулированию силовых установок с турбо-вальными двигателями на базе собственного Учебного центра АО «Климов» [4].

Программы обучения УЦ АО «Климов» ориентированы на:

- повышение квалификации работников или переподготовку их специализации с одного типа или модификации двигателя на другой;

- обучение молодых специалистов;

- индивидуальный подход к каждому клиенту, что позволяет гибко реагировать на запросы заказчиков и создавать программы обучения, содержащие наиболее актуальное для потребителя содержание;

- проведение обучения как в Учебном центре АО «Климов», так и на территории заказчика;

- использование современных методов и технологий организации образовательного процесса;

- обеспечение обучающихся дидактическими материалами и нормативной документацией [5].

Образовательная деятельность в учебном центре осуществляется по программам, востребованным промышленным сектором экономики, и организована с соблюдением основных дидактических принципов, позволяет выстраивать процесс обучения на основе управления совокупностью ресурсов обучающихся, обучающих, среды отраслевых предприятий и сетевого взаимодействия с профильными образовательными организациями.

Сетевое взаимодействие с профильными образовательными организациями, разделяющими с Учебным центром функции дидактического сопровождения, стало возможным благодаря участию АО «Климов» в программе целевой подготовки кадров, согласно которой Министерством промышленности и торговли Российской Федерации для

предприятий ОПК выделяются бюджетные места в системе высшего и среднего профессионального образования [6, 7].

В рамках данной целевой программы Учебный центр АО «Климов» осуществляет сотрудничество с такими вузами, как:

- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова»;

- Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»;

- Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения»;

- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина]»;

- Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики».

Методистами Учебного центра выявлено, что ФГОС ВО и соответствующие образовательные программы, по которым вузы готовят специалистов, не в полной мере соответствуют требованиям, предъявляемым к знаниям и практическим навыкам персонала предприятия АО «Климов». Более того, прием на работу и оценка персонала на этом предприятии осуществляются в соответствии с ЕТКС - единого тарифно-квалификационного справочника, а с 1 июля 2016 года и в соответствии с профстандартами, особенности которых ФГОС ВО не учитывает. В результате такого рассогласования в подготовке специалистов с требованиями к ним на реальном промышленном предприятии возникает дополнительная необходимость «доведения» молодых специалистов, как с высшим, так и со средним образованием, до уровня допуска к сложнейшему оборудованию предприятия. Нами выявлено, что реальное вхождение в профессию молодого специалиста, получив-

шего высшее или среднее профессиональное образование, занимает от 3 до 5 лет.

Модель Корпоративного университета. Флагман отечественного кораблестроения Балтийский завод пошел по пути создания системы подготовки персонала предприятия с привлечением внутренних и внешних ресурсов в форме Корпоративного университета, основная целевая аудитория которого - сотрудники завода, а также студенты и школьники, которые рассматриваются в качестве трудового ресурса предприятия [8].

Для сотрудников завода в рамках Корпоративного университета реализуются программы повышения квалификации и переподготовки; осуществляется обучение профессии (на рабочем месте, в профильных колледжах и университетах]; внедрена программа адаптации для новых сотрудников «Быстрый Заводской Старт»; осуществляется оценка квалификационного уровня работника по результатам его работы; регулярно проводится образовательный форум для молодых судостроителей (Слет молодежи]; организуются конкурсы профессионального мастерства.

Отдельного внимания заслуживает организация работы по профессиональной ориентации подрастающего поколения. Специально для студентов и школьников - трудового резерва предприятия - разработан проект «Малая академия судостроения», в рамках которого:

1. проводятся тематические экскурсии на завод и олимпиады для школьников, а также научно-технические конференции для молодых судостроителей;

2. организуется практика студентов в период обучения в учреждении профессионального образования с последующей годичной стажировкой на предприятии;

3. осуществляется целевая подготовка будущих специалистов в вузах и колледжах.

Достоин особого внимания реализуемый на Балтийском заводе проект «Преемники знаний», который в 2014 году признан лучшим на международном конкурсе проектов по организации работы с молодежью в номи-

нации «Пусковая площадка».

Особенность проекта заключается в следующем: производственные кадры предприятия условно делятся на три категории - «хранители знаний» (работники в возрасте свыше 50 лет, имеющие опыт в отрасли более 10 лет и построившие за свою профессиональную жизнь не один уникальный корабль], «создатели знаний» (сотрудники в возрасте от 30 до 50 лет] и «преемники знаний» (молодежь до 30 лет].

Проект преследует цель сформировать молодежный кадровый резерв Балтийского завода из числа студентов старших курсов профильных учреждений профессионального образования путем организации для них возможности приобретения реального профессионального опыта под руководством высококвалифицированных наставников. При этом конкурс на участие в данной программе, например, в 2014 году составил 17 человек на место.

Особого внимания и пристального изучения заслуживает практика организации обучения в Корпоративном университете Сбербанка. Получив лицензию на осуществление образовательной деятельности по программам дополнительного профессионального образования лишь в 2014 году, Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования (АНО ДПО] «Корпоративный университет Сбербанка» реализует более 100 программ, ориентированных на развитие корпоративных и профессиональных компетенций руководителей Сбербанка. 36 тысяч менеджеров Сбербанка разного уровня - это аудитория университета.

Программы Корпоративного университета Сбербанка ориентированы на развитие корпоративных и профессиональных компетенций руководителей различного уровня. Структура формируемых и развиваемых компетенций представлена тремя крупными блоками: управленческие компетенции, компетенции потенциала и общебанковские профессиональные компетенции, каждый из которых конкретизируется (схема 1].

ОБЩЕБАНКОВСКИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Риск-менеджмент

ИТ-менеджмент

Банковское дело

Управление проектами

ПСС-менеджмент

Схема

Целевая аудитория ключевых программ Корпоративного университета Сбербанка - это руководители высшего, среднего и линейного звеньев.

Программа развития руководителей высшего звена ориентирована на овладение ими современной управленческой методологией, позволяющей в соответствии с корпоративной моделью компетенций успешно реализовать Стратегии Сбербанка.

Программа для руководителей среднего и линейного звеньев разработана совместно с бизнес-школой INSEAD. Она позволяет овладеть системой управленческих знаний теоретического и практического планов, необходимых для успешного функционирования в замещающей должности, и открывает возможность карьерного роста.

Кроме программ, ориентированных на функционирующих или потенциальных сотрудников Сбербанка, Корпоративный университет организует системное обучение руководителей органов исполнительной власти. Они осваивают современные принципы эффективного менеджмента, информационные технологии в управлении, методологию управления проектами, анализируют инвестиционную привлекательность регионов и изучают новые модели управления в социальной сфере.

Наряду с организацией дополнительного

1

профессионального образования Корпоративный университет Сбербанка реализует такие крупные проекты, как Виртуальная школа, Библиотека Сбербанка, Совместный проект с Khan Academy.

Виртуальная школа Корпоративного университета Сбербанка - это специально разработанный на базе многофункциональной платформы Saba портал, предназначенный для организации и поддержки дистанционного обучения сотрудников Сбербанка и сотрудников компаний-партнеров, ориентированный на формирование и развитие соответствующих компетенций. Портал предоставляет возможность доступа к базе знаний университета и реализует командное взаимодействие в режиме реального времени.

Виртуальная школа позволяет:

- обучаться из любой точки мира, где есть доступ в Интернет;

- использовать более чем 300 единиц учебного контента (мультимедийные курсы, видеолекции и др.];

- поддерживать программы управленческого развития в формате blended learning (смешанное обучение];

- осуществлять индивидуальное планирование обучения на основе разработанной корпоративной матрицы компетенций;

- проводить тематические вебинары и

онлайн-конференции;

- осуществлять тестирование и на этой основе оценивать уровень компетентности руководителей и сотрудников.

Инновационный проект «Виртуальная школа Корпоративного университета Сбербанка» был признан лучшим в мире внедрением IT-платформы Saba Software.

Литература

1. Сайт Акционерного общества «Адмиралтейские Верфи» http://admship.ru /?page_id=18

2. Юбилейный год «Адмиралтейских верфей» http://spb.vacansia.ru /info/jubilejnyj_god_admiraltejskih_verfej.html.

3. Глава "Адмиралтейских верфей": работы много и выполняем ее в срок (https://ria.ru/interview/20120921/755529533.html

4. Сайт Акционерного общества «Климов» http://klimov.ru

5. Программы обучения УЦ АО «Климов» http://klimov.ru/training/aviation-training-centre/

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1621 от 16.05.2011 «Об утверждении порядка реализации государственного плана подготовки научных работников и специалистов для организаций оборонно-промышленного комплекса на 2011-2015 годы» http://www.garant.ru /products/ipo/prime/doc/55071657/

7. Постановление Правительства Российской Федерации № 192 от 5 марта 2015 года «О государственном плане подготовки кадров со средним профессиональным и высшим образованием для организаций оборонно-промышленного комплекса на 2016-2020 годы» http://base.garant.ru/70885330/

8. Сайт «Балтийский завод» http://www.bz.ru

9. Сайт Корпоративного университета Сбербанка http://www.sberbank-university.ru/ru/approach/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.