Литература:
1. Спенсер Л.М., Спенсер С.М. Компетенции на работе. Модели максимальной эффективности работы. Изд.: Hippo, 2005.
2. Boyatzis Richard E. The competent manager: a model for effective performance, John Wiley & Sons, 1982.
3. Шишов С.Е., Агапов И.И. Компетентностный подход к образованию как необходимость.//Мир образования-образование в мире. - 2001, № 4.
4. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе.// Педагогика.- 2003, № 10
5. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. - М.: Издательская корпорация «Ло-
гос», 1996.
6. Уиддет С., Холлифорд С. Руководство по компетенциям. -Изд.: «Hippo», 2003.
7. Мучински П. Психология, профессия, карьера. - СПб.: Питер, 2004.
8. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологичские и методические вопросы). - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.
9. Филлипов В.М. Модернизация российского образования. -М., 2003.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
Шамхалов А.Ш., соискатель ИМПЭ им. А.С. Грибоедова
Правительственная помощь национальным отраслям судостроения осуществляется путем прямого субсидирования строительства судов, предоставления облегченных условий при кредитовании и налоговых послаблений, размещения государственных заказов на постройку гражданских судов на национальных верфях, списания долгов, предоставления финансовой помощи при модернизации и реконструкции судостроительных верфей и т.п.
Ключевые слова: судостроение, кредитование, государственные заказы, верфь.
STATE REGULATION OF THE SHIPBUILDING INDUSTRY
Shamhalov А., A.Griboedov IMPE, the competitor
Government assistance to the national shipbuilding industry by direct subsidies for the construction of ships, the provision of facilitated conditions for loans and tax exemptions, placement of state orders for the construction of the civil courts in national shipyards, debt relief, financial assistance for reconstruction and modernization of shipyards, etc.
Keywords: Shipbuilding, loans, government jobs, shipyard.
Объем рынка судостроительной продукции составляет 70-80 млрд. долл. в год. Стоимость фрахта судов, обеспечивающих перевозки грузов морем, ежегодно составляет 230-250 млрд. долл. в год. Стоимость ежегодно добываемых в море рыбы и морепродуктов колеблется от 35 до 40 млрд. долл. в год. Не менее прибыльна добыча на морском шельфе нефти и газа, оцениваемая в 80-100 млрд. долл. кроме того активная деятельность на море обеспечивает транспортную и экономическую безопасность страны, особенно при наличии анклавов, дает возможность решения геополитических задач и приносит дополнительные рабочие места, увеличивая занятость населения.
Понимание этого лежит в основе отношения к национальному судостроению в ведущих морских странах мира. Все морские страны имеют систему экономического регулирования национального судостроения и судоходства, а по существу ? систему серьезной экономической поддержки. Причина, как было отмечено выше, в чрезвычайной конечной выгодности морского дела. Масштабы такой поддержки столь велики, что Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) приняла специальное соглашение, ограничивающее размеры государственного субсидирования, размеры кредита и его сроки, запрещающее прямую финансовую поддержку. Цель ? создание нормальных условий конкуренции в коммерческом судостроении. Соглашение разрешает правительствам лишь оказывать помощь национальным судостроителям на научные исследования и разработки.
Это международное соглашение, но многие страны, тем не менее, его существенно нарушают, и размеры господдержки по факту превышают разрешенные соглашением. Особо заслуживает внимания тот факт, что многие страны субсидируют постройку судов на экспорт в размере до 30% стоимости судна.
В России все с точностью до наоборот. Если зарубежным судостроителям или судовладельцам дается кредит на 10-12, а иногда и более лет под 5-8% годовых или беспроцентный, то российским ? на 2-3 года под 15-20% годовых. За рубежом государство выдает гарантии под кредиты, у нас ? нет. В зарубежных судостроительных странах отменяются таможенные сборы и налоги на импортируемое комплектующее оборудование, у нас ? наоборот налагаются. Чисто российским изобретением является налог на незавершенное производство, НДС с авансовых платежей. Дополнительная налоговая нагрузка в России составляет 15-20% от стоимости су-
дов без учета процента на кредит.
Субсидирования тех перевооружения российских судостроительных предприятий нет вообще.
Созданные неравные с зарубежными судостроителями экономические условия работы российских судостроителей вынудили отечественных судовладельцев ? заказчиков судов уйти с российских верфей к зарубежным судостроителям. В результате объем гражданского судостроения сократился более чем в 5 раз. Уровень использования мощностей на судостроительных предприятиях снизился до 20-25%.
Резкое сокращение объемов строительства гражданских судов в России не обеспечивает восполнение естественного старения отечественного флота. Дедвейт морского торгового флота России за последние десять лет сократился в 3,5 раза. Морской транспорт России ежегодно теряет на фрахте зарубежных судов под перевозки отечественных экспортно-импортных грузов до 5,5 млрд. долл. подобная ситуация и в рыбопромысловом флоте. Налогово-тамо-женный пресс давит и и на судовладельцев, не позволяя им осуществлять воспроизводство основных фондов, в результате чего флот России сокращается и стареет.
Потеря гражданского судостроения имеет и другие последствия. Сегодня в мировой практике военного кораблестроения стало устойчивым направление переноса достижений гражданского судостроения в военное. Больший (в 140-150 раз) мировой тоннаж гражданского флота по сравнению с военно-морским, его многократно более интенсивная эксплуатация, неизмеримо более высокие стандарты безопасности и безусловное требование конкурентоспособности гражданских судов на рынке послужили причиной существенного пересмотра стандартов военного кораблестроения в ведущих морских державах в направлении заимствования гражданского опыта. Таким образом, экономическая политика, ведущая к свертыванию гражданского судостроения, по существу бьет и по обороноспособности страны.
Однако главная проблема в области гражданского судостроения состоит в том, что существующий уровень налогообложения, таможенных пошлин, процентов по кредиту делает отечественные верфи неконкурентоспособными при строительстве основных типов судов. Поэтому естественно и оправданно стремление добиваться реализации положений Морской доктрины, в которой к числу приоритетных задач государства отнесены строительство флота
на отечественных верфях и создание условий для привлечения инвестиций и воспроизводства основных фондов,
Россия, три четверти границ которой являются морскими, осуществляющая более 60% экспортно-импортного грузооборота морскими судами и активно развивающая добычу нефти и газа на собственном морском шельфе, также как и другие страны, должна обеспечивать поддержку своего национального судостроения. Необходимо создать не какие-то особые, тепличные, а равные с зарубежными судостроителями экономические условия работы российских судостроителей.
Определенные шаги в этом направлении в последнее время предпринимаются. Например, Российская Федерация, как известно, обладает самым большим в мире шельфом, содержащим огромные запасы нефтегазовых ресурсов. Постановлением Правительства РФ утверждена подпрограмма ФЦП «Мировой океан», в которой говорится о необходимости создания высокотехничных установок, машин и оборудования для морской добычи нефти, газа и освоения углеводородных месторождений на континентальном шельфе Арктики в 2003 - 2012 гг.
Строительство морских нефтегазовых платформ позволит произвести замещение сокращающихся объемов военного производства на судостроительных предприятиях, в первую очередь на предприятиях ГРЦАС.
Подготовлена и находится в стадии согласования «Комплексная программа научно-технического сотрудничества на 2002-2015 гг. по созданию и серийному выпуску нового поколения судов надводного и подводного флотов, технологического оборудования и систем приборной техники для разведки и промышленного освоения месторождений углеводородного сырья».
Главной задачей отраслевой науки было и остается обеспечение создания новых кораблей и судов, а также сложной морской техники для освоения шельфовых месторождений. Вместе с тем, интересы дела требуют от наших НИИ и КБ большей эффективности проводимых исследований, обеспечения скорейшего внедрения полученных результатов как основы инновационных процессов в судостроении. Учитывая явную недостаточность бюджетных средств для поддержания и развития имеющегося потенциала, необходимо искать пути привлечения внебюджетных источников, в первую очередь, активизации всех форм международного сотрудничества со странами, где бурно развивается промышленность, но не хватает научно-технического потенциала для инновационной деятельности.
Задача реформирования судостроительной промышленности и выполнения мероприятий указанной программы остается важнейшей и на ближайшие годы. Требуется резкая активизация работы в этом направлении, прежде всего со стороны руководителей предприятий, определенных головными в интегрированных структурах.
ИССЛЕДОВАНИЕ МЕСТА И РОЛИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В СТРУКТУРЕ
ФИНАНСОВОГО РЫНКА
Сорокин А.А., соискатель МФПА
Банковская система создает депозитные денежные средства, которые становятся источником финансирования инновационного развития. Именно в этом и заключается системная функция совокупности банков.
Ключевые слова: банковская система, инновационное развитие, экономическая подсистема.
STUDY SITES AND THE ROLE OF THE BANKING SYSTEM IN THE STRUCTURE
OF THE FINANCIAL MARKET
Sirokin A., MFPA, the competitor
The banking system creates deposits funds which become a source of financing for innovative development. That this is the system function together banks.
Keywords: banking system, innovative development, the economic subsystem.
Наиболее полно проблема системных функций национальной системы в отличие от функций отдельного банка рассмотрена в «Теории экономического развития» Й. Шумпетера1. В данной работе он исследовал кредитную деятельность банкой па основе так называемой, «экспансионистской теории денег». Главное отличие банков от других рыночных субъектов, по его мнению» состоит в том, что они создают депозиты, а значит и капитал.
Для объяснения нового качества банковской системы в отличие от отдельного банка Й. Шумпетер вводит понятие «покупательная способность». В соответствии с его теорией экономического развития осуществление инноваций в любой форме возможно только при создании дополнительной «покупательной способности». Для развития реальной экономики - необходимо кредитование деятельности предпринимателей. Кредит открывает предпринимателям доступ к хозяйственному потоку благ «еще до того, как они получат на это обоснованное право..»2
Посредством, деятельности одного банка происходит временное перемещение покупательной способности внутри национального хозяйства. «Предоставление кредита в этом смысле действу-
ет, - пишет Й. Шумпетер, как своего рода приказ народному хозяйству приноровиться к целям предпринимателя, поручение (ордер) на получение нужных ему благ; как вверение ему производительных сил. Только так мог бы протекать процесс экономического развития, если бы он выхолил за рамки простого кругооборота. Именно эта функция кредита является краеугольным камнем современной кредитной системы3».
Й. Шумпетер считал, что, дополнительная «покупательная способность» не просто открывает предпринимателям доступ к хозяйственному потоку благ. Предоставляя кредит, предпринимателям для осуществления, инноваций, банки содействуют постоянному экономическому росту и развитию4.
Основываясь на концепции Й. Шумпетера, можно определить банковскую систему как совокупность формальных, закрепленных, в праве и неформальных, фиксированных в обычном праве, норм и правил поведения, упорядочивающих, взаимодействие экономических агентов в процессе создания дополнительной покупательной способности5.
В соответствии с теорией систем совокупность банков стано-
1 См.: Шумпетер Й. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры) // Пер. с нем. статья А. Г. Милейковского и В.И. Бомкина. Общ. ред. акад. А.Г. Милейковского. - М.: Прогресс, 1982.
2 Шумпетер Й. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры) / Пер. с нем. статья А.Г, Милейковского и В.И. Бомкина. Общ. ред. акад. А,Г. Милейковского,- М; Прогресс, 1982, - с. 216
3 Там же. С. 217.
4 В дальнейшем Дж.М. Кейнс развил постулаты этой теории. Он обосновал принцип регулирования экономики, согласно которому
кредит определяет экономическое: развитие. Соответственно, для стимулирования, производства и потребительского рынка, необходимо способствовать распределению инвестиций путем снижения ссудного процента.